Что такое дорожные карты по интеграции простыми словами
Дорожные карты интеграции: что это такое
28.02.2020 431 Просмотры
Дорожная карта – понятие, которое достаточно хорошо знакомо многим людям и часто применяется в различных сферах жизни общества. При этом некоторые используют иные названия, например «план действий». На федеральном же уровне принято использоваться такое слово, как «Roadmap» или в переводе на русский «Дорожная карта».
Несмотря на то, что название может показаться непривычным, оно весьма удобно. При этом россияне все чаще стали использовать это словосочетание для описания развития какого-либо проекта, предприятия и даже при описании планов, которые будут реализованы в той или иной общественной сфере.
В последнее время все чаще говорят о Дорожных картах интеграции. Речь идет о сближении с другим государством. В прошлом году этот вопрос стал актуальным в связи с тем, что президенты России и Беларуси заговорили о возможностях сближения и интеграции стран.
В силу того, что подготовка программы проводилась в условиях секретности, она вызвала общественный резонанс и волнения в Беларуси. Граждане беспокоились о своем будущем, ведь в 1999 году между государствами был заключен договор, предполагавший унификацию ветвей власти и прочих систем государства. Впервые об этом открыто заговорили в ноябре прошлого года.
Речь идет о переходе на унифицированное законодательство в налоговой сфере, а также о создании единых рынков электроэнергии, нефти и газа. Кроме того, планируется создание единого парламента и правительства, которое будет обладать рядом полномочий. При этом независимые Беларусь и Российская Федерация отдадут наверх множество управляющих функций с последующим обязательным их исполнением.
Дорожные карты интеграции вызвали искреннее беспокойство у белорусов. Они восприняли это как угрозу. В результате оппозиционеры призвали народ выйти на улицу и устроить протест. Самое интересное, что в итоге страны так и не пришли к какому-то конкретному решению по вопросу интеграции. Решено было всего несколько вопросов. Кроме того, очень много граждан как в том, так и в другом государстве не хотят объединяться.
Из того, что озвучивалось на официальных заседаниях, известно, что были составлены Дорожные карты по энергетическим рынкам, по сфере промышленности, по таможенным службам, а также в области гармонизации налогового законодательства. Большинство целей, возможно, будет реализовано в ближайшие 5-6 лет, если не произойдет какого-либо международного конфликта.
Единая валюта, налоговая, таможня и суд: что содержала 31-я дорожная карта интеграции
В ходе переговоров об интеграции России и Беларуси Москва предлагала создать 12 наднациональных органов, в том числе единый эмиссионный центр, счетную палату, суд Союзного государства и единый таможенный орган, сообщает РБК.
На переговорах об углубленной интеграции с Россией Москва предлагала начать работу над созданием 12 наднациональных органов. В их числе — единый эмиссионный центр, подразумевающий введение единой валюты, счетная палата и суд Союзного государства, единый таможенный орган, единый орган по учету собственности Союзного государства, единые налоговый и антимонопольный органы, а также единые регуляторы по следующим направлениям: в области транспорта, промышленности, сельского хозяйства, связи, плюс регулятор объединенных рынков газа, нефти и электроэнергии. Об этом РБК рассказали три источника, знакомых с ходом переговоров.
Создание этих органов оговаривается в последней, так называемой 31-й «дорожной карте» по интеграции двух стран. При этом речь не идет о том, чтобы сразу сформировать эти органы — предлагается разработать «дорожные карты» по их созданию. К какому сроку, собеседники РБК сказать затруднились.
В документе также идет речь о разработке «дорожных карт», касающихся совместной стратегии России и Беларуси в сфере обороны, создания общих банков данных правоохранительных органов, унификации законодательства, регулирующего деятельность правоохранительных структур и спецслужб.
Путин и Лукашенко подписали программу интеграции России и Белоруссии. Каким будет обновленное Союзное государство?
Фото: Shamil Zhumatov / Reuters
На заседании была утверждена новая Военная доктрина Союзного государства, на ее основе Россия и Белоруссия усилят региональную группировку войск. Как заявил во время заседания государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев, принятие этого документа обусловлено изменением военно-политической обстановки в регионе, возникновением новых вызовов и угроз для двух стран. «Новая военная доктрина позволит повысить уровень согласованности оборонной политики, своевременно адаптировать задачи министерств обороны с учетом изменения в регионе военно-политической обстановки», — сказал Мезенцев.
Фото: Алексей Куденко / РИА Новости
В подписанном Путиным и Лукашенко документе определены направления деятельности министерств внутренних дел, органов государственной безопасности, пограничных служб и внешнеполитических ведомств в сфере миграции. «Актуальность документа по-своему подтверждают и последние события на границе Белоруссии и Европейского союза», — отметил государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев.
По словам Путина, странам еще предстоит принять целый ряд документов для углубления сотрудничества, в том числе в экономике и военной сфере. На новый уровень планируется вывести также взаимодействие органов государственного управления. Вскоре начнется работа и по созданию символики Союзного государства. Всего для реализации союзных программ потребуется принять более 400 законодательных актов и соглашений.
Лукашенко при этом предложил провести реформу союзных СМИ, создать единый медиахолдинг Союзного государства, а не «раскладывать деньги по разным тарелкам». В этой связи он не обошел стороной российские Telegram-каналы, пожаловавшись, что они критиковали его и сомневались в том, что союзные программы и документы об интеграции будут подписаны.
Фото: Shamil Zhumatov / Reuters
Переговоры в 2019-2020 годах касались 31-й дорожной карты по вопросам интеграции в различных сферах экономики и управления. Однако тесную политическую интеграцию стороны отложили. Лукашенко при этом ранее заявлял, что желает сохранить суверенитет Белоруссии в рамках Союзного государства. Он выступил против формирования новых наднациональных органов и предложил рассматривать объединение исключительно в рамках межотраслевого сотрудничества.
«Дорожные карты» биты? Почему затягивается интеграция Белоруссии и России
Что это за «дорожные карты» и почему их не могут подписать уже три года?
Изначально была 31 «дорожная карта», но к настоящему моменту осталось всего 28. Судя по всему, всё это время их редактировали и «выхолащивали» — так, чтобы условия устраивали обе стороны. Среди планов, от которых стороны отказались, была политическая интеграция. Белорусское руководство все эти годы неоднократно подчеркивало необходимость сохранения полного суверенитета обеих стран, а в последнее время данный тезис подхватили и в Москве. Поэтому к настоящему моменту кажется, что сторонам уже ничего не должно мешать в ближайшее время подписать пакет документов и двигаться дальше.
«Отклад не идёт на лад»?
На днях очень скорое подписание «карт» анонсировал посол Белоруссии в России Владимир Семашко: «Мы, слава Богу, спустя три года находимся на финише, когда из 28 карт осталась одна. Последнюю, я думаю, мы 7-го числа дожмем, и уже 9-го числа [сентября] президенты встречаются в Москве, где будут подписаны все дорожные карты и карты развития углубления интеграции».
Однако и здесь всё оказалось не так просто. В тот же день слова дипломата уточнил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, указав, что для начала необходимо «дождаться решения глав государств и не забегать вперед». А позже намерения подписать «дорожные карты» 9 сентября опровергло и белорусское посольство в России. Там заявили, что «СМИ не совсем верно интерпретировали заявления дипломата», а «9 сентября президенты обсудят результаты работы над «дорожными картами» и примут решение о дальнейших шагах».
Очевидно, что даже после исключения чувствительной для сторон «карты» по политической интеграции Минск и Москва все равно не могут договориться по ряду важных вопросов. Скорее всего, речь идет о самых проблемных сферах в двусторонних отношениях — торгово-экономической и энергетической.
Во-первых, стоит вопрос условий по продаже российского газа Белоруссии. Минск стремится получить как можно более льготные цены, в то время как в Москве эти чаяния не всегда встречают одобрение. Также между сторонами до сих пор стоит вопрос механизма компенсации налогового маневра Белоруссии со стороны России.
Во-вторых, углубленная торгово-экономическая интеграция сторон предполагает создание единых рынков Союзного государства. Российское руководство указывало, что единые рынки и дальнейшая интеграция в экономике сможет нормально функционировать только тогда, когда появятся общий эмиссионный центр, единая система налогообложения, таможенная служба, суды и Счетная палата. Но встает вопрос, как всё это буде работать без политико-правовых надстроек в Союзном государстве, хотя бы минимальных.
Поэтому подписания «дорожных карт» может и вовсе не произойти в текущем году. Особенно с учетом того, что про их «скорейшее подписание» ранее уже не раз объявляли, в том числе и в этом году. Но сроки всегда оттягивались. Вероятно, Минск и Москва еще не готовы к окончательному подписанию всех 28 «дорожных карт».
Время не в пользу Союза
В том документе 22-летней давности, который до сих пор не денонсировали, предусмотрено и создание наднациональных органов с самыми широкими полномочиями, и принятие единой валюты и системы налогообложения, и формирование единых рынков. Договор предусматривает полноценную политическую интеграцию, которая в конечном счете ведет не к союзу государств, а именно к единому Союзному государству. В случае реализации положений документа Минску и Москве в любом случае пришлось бы отдавать часть суверенитета общим структурам управления.
Вероятно, что в 1990-е годы, когда раны от разрыва общего политико-экономического пространства еще сильно болели, реализация полноценного Союзного государства казалась неизбежной. Но теперь, спустя почти 30 лет, в России и Белоруссии осознали возможность отдельного суверенного сосуществования, и теперь вряд ли руководители этих государств готовы добровольно лишиться части своих полномочий в пользу общесоюзных органов.
Против интеграции очень серьезно сыграло время. И оно по сей день играет не в пользу союзного проекта, только с еще большей силой, чем это было в 1990-е и 2000-е. В условиях стремительно развивающегося и меняющегося мира затягивание времени может деактуализировать даже те сферы интеграции, которые сегодня всё ещё кажутся непотерянными.
Россия и Белоруссия готовы начать интеграцию. Что важно о ней знать
28 программ вместо 31 «карты»
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков анонсировал совместную пресс-конференцию двух глав государств. Сентябрьская встреча станет пятой для них в этом году, но впервые президенты собираются совместно выступить с публичными заявлениями.
Переговоры об интеграции активно шли с конца 2018 года, но из-за серии противоречий (Минск требовал снизить цены на газ и нефть, а также компенсировать потери от российского налогового маневра и снять ограничения для импорта белорусской продукции в Россию) стороны никак не могли достичь соглашения. Первоначально план интеграции содержал 31 «дорожную карту» в различных направлениях сотрудничества, от разработки единого Налогового кодекса до формирования единой аграрной и промышленной политики. На самом раннем этапе также допускалось создание двенадцати наднациональных органов, включая единый эмиссионный центр, но эти предложения были отброшены.
На фоне протестов в Белоруссии и международной изоляции страны 31 «дорожную карту» заменили на 28 «союзных программ». Отчасти это было связано с тем, что термин «дорожные карты» из-за взаимных претензий Москвы и Минска, а также слухов о возможном поглощении Белоруссии приобрел негативный оттенок, объяснил РБК российский дипломатический источник. Об этом заявил на пресс-конференции в августе и Александр Лукашенко: «Мы очень серьезно, чтобы никого не напрягать, замусолили эти названия и прочее, мы их отредактировали». В конце апреля этого года стороны согласовали 26 программ из 28, оставшиеся касались налогово-таможенной и нефтегазовой сфер. В августе нерешенным оставался только один вопрос — цены на природный газ.
Важность интеграции для России среди прочего заключается в том, что она, как считает Москва, позволит надежнее привязать к себе Белоруссию на случай неконтролируемой смены власти в стране, отметил в разговоре с РБК российский дипломатический источник.
Что касается цен на российский газ для Минска, то Владимир Семашко перспективы урегулирования этой проблемы оценил так: «Последнюю [программу], я думаю, мы седьмого числа дожмем. Скорее всего, на следующий год останется та цена [на газ], которая есть [сейчас]».
Сейчас Семашко привел тот же аргумент. «Мы говорим о том, что еще через год цена должна быть близкой к тому, что мы имеем на границе России и Белоруссии, будь то на границе со Смоленской областью, будь то Новгородской, Брянской и так далее», — сказал он. Сейчас на долю транспортировки приходится до 70% стоимости российского газа для Белоруссии, отметил посол, и добавил, что при внутрироссийском ценообразовании доля транспортировки и логистики в цене газа не должна превышать 20–30%.
По словам источника в белорусском правительстве, участвующего в переговорах по интеграции, российский Кабмин в вопросе снижения цены на газ занимает жесткую позицию. «Хотите газ, как в Смоленской области — вступайте в состав России», приводит пример жесткости переговоров собеседник РБК. Он подтвердил, что Белоруссия, скорее всего будет вынуждена пойти на условия Москвы по поставкам газа без существенной скидки.
Другим проблемным сюжетом был налоговый маневр, который Россия начала в 2019 году. Белоруссия исторически покупала российскую нефть, не выплачивая пошлины в российский бюджет, в отличие от, например, соседних балтийских государств. Но два года назад Россия начала постепенно отменять экспортную пошлину на нефть (30% стоимости) и заменять ее пропорционально увеличенным налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). До 2024 года пошлина на нефть должна снижаться с 30% на 5 п.п. каждый год, из-за этого Белоруссия, которая ежегодно завозила из России 24 млн т нефти, а затем часть ее направляла на внешние рынки, стала лишаться своего преимущества.
Источник РБК в белорусском правительстве сообщил, что Минск в итоге отказался требовать возмещения потерь от налогового маневра за прошлые годы и согласился ввести обратный акциз. «Если «карты» подпишут в сентябре, то в октябре акциз уже заработает», — допустил собеседник РБК.
По словам Владимира Семашко, акциз заработает «в следующем году, даже с конца этого года». Белорусский посол подтвердил, что механизм не предусматривает предоставление белорусской стороне новых кредитов или межбюджетных трансферов. «Вы увидите, это будет открытая тематика. И это будет начало, дальше все будет развиваться», — обещал Владимир Семашко.