Что такое домостроительство божие
Домостроительство Божественное
Домострои́тельство Боже́ственное (икономия) – 1) осуществление предвечного Божественного замысла о мире; 2) осуществление предвечного Божественного замысла о спасении человека.
С точки зрения грехопадения человечества, целью Божественного Домостроительства является спасение, или искупление, с точки зрения конечного призвания человека – обóжение.
Домостроительство спасения нашего совершается Господом Иисусом Христом по благоволению Бога Отца при общении Святого Духа. Во Христе исполняется замысел Промысла Божия о всем мире, домостроительство Благодати Божией о всем творении, направленное на спасение, освящение и обожение всех в Богочеловеке.
Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: «Господи! отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, – другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?» – Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: «Антоний! внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это – душевредно» (“Отечник”).
Тайна Божьего домостроительства
Статья будет дополняться.
Если есть тайна, значит от нас что-то сокрыто. А для того, чтобы нам открылась тайна, нужно откровение, открытие её Самим Автором.
Апостол Павел говорит о том, что ему открыта эта тайна, и он желает поделиться с верующими об откровении тайны Божьего домостроительства..
Еф.3:2 «Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас».
Еф.3:9 «и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом».
Кол.1:25 «которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, [чтобы] исполнить слово Божие».
На Земле люди живут, находясь в двух родословных. Это сыны Божьи и сыны человеческие, потомки Адама и потомки Змея.
В книги Бытие в шестой главе описывается история, как сыны Божьи стали соблазняться дочерями человеческими (Каина). Это не Ангелы входили к земным женщинам, это физически невозможно. Если до этого они жили раздельно, то тут они начали смешиваться между собой. Как результат смешения у них стало рождаться генноизмененное потомство – великаны.
В этой же главе пишется, что «всякая плоть извратила путь свой», это означает, что было даже межвидовое смешение животных.
Чтобы остановить такой процесс смешения Бог навёл потоп.
Погибло человечество и животные, кроме тех, кто оказался в ковчеге.
Погибли и сыны Божьи, которые были предназначены, предопределены к возвращению на небеса. Иисус, умерев на кресте, приходит за ними, как за выкупленными.
1Пет.3:19 «которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,
20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды».
Можно начинать заново устраивать земное царство.
Но после спасения восьми душ, когда Ной напился вина и лежал пьяный, его сын Хам переспал с женой Ноя (наверно матерью). «Открыть наготу отца» по закону в Ветхом Завете называется переспать с женою отца.
Семя Змея, Каина продолжает распространяться на земле через Ханаана (сына Хама).
Потому что жена Ноя принадлежит к родословной Каина. При перечислении родословной Каина упоминается Ноема (это не имя, а переводится как «та, которая была женой Ноя»).
В результате таких смешений (Змея с Евой, и после потопа) на земле существуют два вида человечества, можно сказать, что даже три.
Это сыны (дочери Божьи), предназначенные, предопределенные к возвращению на небеса.
Это сыны дьявола, которые пойдут в геенну огненную.
И люди, которые занимают промежуточные позиции. Они не могут пойти на небеса, их там не было, они не пойдут в геенну огненную, так как будут найденными записанными в книге жизни. Эти люди будут оставлены жить на земле вечно.
Я предчувствую, как традиционные христиане возмутятся от прочитанного здесь. Намеренно мало привел цитат из Библии, потому что я приводил многие цитаты в других статьях. И для того, чтобы сами вспоминали и находили трудные для понимания места.
Но теперь будут приводиться много мест Писаний, чтобы показать, как Бог устраивает Небесное Царство и Царство Божье на земле, где люди будут жить вечно.
Люди спасены будут, чтобы обитать в Небесном Царстве и в Царстве Божьем на Земле.
Все споры между кальвинистами и арминианами, а также споры о том, когда будет вознесена Церковь – до прихода Антихриста, или в середине его правления, или в конце, и другие споры, они возникают из-за непонимания тайны Божьего домостроительства.
Израиль верит, что Бог утвердит земное царство, Церковь верит, что спасение будет только через небеса.
Но будет то, и другое. Нет никаких противоречий.
Когда спрашиваю христиан, будет ли в конце времени кто-либо жить вечно на земле, они мне отвечают, что нет, будут только небеса, земля и всё что на ней сгорят.
Говорю – а как же новая земля и новое небо? Ответа нет.
Но, как видим, спасенными будут люди не только в первом воскресении, но и при всеобщем. Да многие пойдут в геенну огненную, но будут спасенные, они названы праведниками, их имена будут найденными в книге жизни.
Книга жизни Агнца – это для участников особого воскресения.
Матф.12:41 «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.
42 Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона».
Ниневитяне и царица Савская воскреснут все вместе на всеобщем воскресении, и будут оправданы, а значит, спасены.
Аскетическое богословие старца Иосифа Ватопедского.
Часть 4: домостроительное дело Сына Божия
«Опытное богословие» старца Иосифа Ватопедского строится на учении о домостроительстве спасения, поскольку аскетическое делание человека является откликом на спасительное дело Господа Иисуса Христа.
Слово «домостроительство» происходит от греческого слова οἰκονομία, обозначающего буквально обустройство жилища, заботу об управлении домашним хозяйством. На языке святоотеческого богословия «домостроительство» стало обозначать учение о Боге в Его отношении к миру, в отличие от понятия «богословие», которое в своем первоначальном значении относилось исключительно к учению о Боге в Его вечном и неизменном бытии. Для Отцов Церкви богословие есть по преимуществу «богословие Троицы», тогда как домостроительство есть богословие явления Троицы творению, Ее неизреченное «снисхождение»(συγκατάβασις) в мир в заботе о его спасении, деятельность Бога в истории. Спасительное домостроительство Божие рассматривается Святыми Отцами в двух аспектах: домостроительство Сына, пришедшего во плоти и «соделавшего» спасение нашей природы, и домостроительство Святого Духа, посланного в мир осуществить задачу спасения каждого отдельного человека.
Домостроительное дело Второй Ипостаси Святой Троицы, совершившееся в Воплощении, есть, как говорит старец Иосиф, событие не случайное и немаловажное, «потому что Слово Воплощенное для нас есть средоточие жизни и смысл нашего пребывания в вечности»[m]. Господь пришел приготовить человечеству путь к спасению. Он сделал это через принятие и обновление человеческой природы, которое Отцы называют новым творением. Господь обожил человеческую природу в Себе и основал Церковь, которая есть Его Тело, даровав всем людям возможность приобщиться к Его обожению. Таким образом, каждый человек может принять участие в жизни Христа, соединившись с Телом Христовым через вступление в Церковь. Такое приобщение есть таинство, потому что совершается не человеческими средствами, а силой Благодати. Это таинственное соединение является домостроительным делом Третьего Лица Святой Троицы, посланного в мир ради осуществления обожения твари и продолжения дела Сына. Вот как говорит об этом старец Иосиф: «Церковь, через продолжающееся присутствие своего Основателя Господа Иисуса Христа, Который есть ее Глава, и через непрерывное действование в ней Святого Духа, Который управляет ею и ведет ее к конечной цели, представляет собой распространение Божественного Воплощения. Продолжая дело Христово на земле, Церковь помогает верующим овладевать результатами этого дела»[n]. Через Свое воплощение Христос возродил не отдельные личности и не всю природу, находящуюся во всех человеческих личностях, но Свою частную природу, не включающую в себя все индивидуальные ипостаси. Эта-то природа и стала «начатком» возрождения для всех индивидуальных ипостасей, могущих приобщиться к ней в Теле Церкви, Главой которой является Ипостась Бога Слова по Своему человечеству. К этому человечеству, то есть к Телу Христа, и приобщаются отдельные человеческие личности в Церкви силой и действием Святого Духа. Потому что человеческая природа Христа, обладая всей полнотой Божества телесне (Кол. 2, 9), сообщает эту полноту и приобщающимся по Благодати, соделывая их причастниками Божескаго естества (2 Пет. 1, 4).
Говоря о таинствах, старец Иосиф отвергает схоластическое исчисление их числом «семь», поскольку всякое священнодействие является таинством[p]. Когда речь идет о богочеловеческих отношениях, о присутствии Святого Духа в человеческой жизни, невозможно говорить о количестве, ибо не мерою дает Бог Духа (Ин. 3, 34). Таинств, согласно старцу Иосифу, бесчисленное множество. Однако главными таинствами, в которых явлена вся полнота Домостроительства спасения и от которых зависят все остальные таинства, являются таинства Крещения и Божественной Евхаристии.
Старец Иосиф подчеркивает, что таинство Крещения неразрывно связано с таинством Евхаристии: «Одно таинство ведет к другому, и оба ведут человека к совершенству, в котором осуществляется воссоздание первоначального положения человеческой природы по образу своего Создателя. Причащение усовершает человека до состояния подобия Богу»[v]. Если в Крещении Господь дает залог спасения, то осуществление спасения совершается в Евхаристии: «В Крещении Христос рождает нас к новой жизни, а в Евхаристии вскармливает нас, как мать вскармливает своими сосцами дитя»[w]. Таким образом, таинство Причащения становится центральным событием духовной жизни человека, а через человека и всего космоса.
Домостроительство есть явление Бога-Троицы творению, поэтому и Евхаристия становится местом Богоявления. «От начала и до конца божественная литургия помогает нам переживать таинство присутствия Святой Троицы»[z]. Старец Иосиф связывает откровение Троицы в Евхаристии непосредственно с событием Боговоплощения: «Соединение человеческой природы с божественной в Единой Ипостаси Бога Слова явилось причиной обожения для человека. Теперь каждый верующий, соединяясь со Христом, становится храмом всего Божества, потому что Лица Святой Троицы нераздельны. Как в Теле Христовом живет всяко исполнение Божества (Кол. 2, 9), так и в ставших сотелесными с Ним обитает Святая Троица»[aa].
Но если в Евхаристии каждый верующий становится «обителью» Бога-Троицы, приобретая подобие Богу и становясь Его «образом», то и сама евхаристическая община, то есть Церковь, является «образом» Бога. Она являет в своей жизни образ существования, способ бытия Святой Троицы. Этот факт придает евхаристическому собранию совершенно иное измерение. Место совершения литургии становится скинией Бога с человеками (Откр. 21, 3), совместным пребыванием твари с Творцом, потому что Евхаристия собирает все творение ἐπὶ τὸ αὐτό (вкупе = ср. Деян. 2, 1; 2, 44), то есть в едином месте, ради прославления Бога. В литургическом Возношении происходит встреча исторического бытия с вечностью, с тем, что после истории. Поэтому, по словам старца Иосифа, «Евхаристия имеет еще и глубокий эсхатологический смысл, потому что приобщение к телу и крови Христовым служит залогом обожения человека, будущего общения и соединения его со Христом в Его Небесном Царствии. Обожение есть живая реальность, которая начинается в здешней жизни и заканчивается в иной»[bb].
[a] «Таинство Божественных Страданий», Слова утешения, с. 300.
[b] «Таинство Божественных Страданий», Слова утешения, с. 300.
[c] «Бог явися во плоти», Слова утешения, с. 253.
[d] «Бог явися во плоти», Слова утешения, с. 254.
[e] «Таинство Божественных Страданий», Слова утешения, с. 298-299.
[f] «Учение о телесном делании. », Слова утешения, с. 231.
[g] См.: «Смысл божественного Откровения», Слова утешения, с. 441.
[h] «Таинство Божественных Страданий», Слова утешения, с. 302-305.
[i] «Таинство Божественных Страданий», Слова утешения, с. 303.
[j] Старец Иосиф в своем Слове о Божественных Страданиях подробно описывает Сошествие Спасителя во ад, согласно со святоотеческим преданием. Слова утешения, с. 309-311.
[k] «Таинство Божественных Страданий», Слова утешения, с. 311.
[l] Подробнее об этом см.: «Бог явися во плоти», Слова утешения, с. 270-271. Ср.: «Рассмотри свое достоинство, насколько ты драгоценен, ведь высшим ангелов сделал тебя Бог, когда и Сам Он в Своем Лице ради твоего достоинства и искупления явился на земле» (прп. Макарий Египетский, Духовные Беседы, 15, 43. PG 34, 605).
[m] Бог явися во плоти», Слова утешения, с. 254.
[n] Таинство священства», Слова утешения, с. 428.
[o] «Смысл церковных таинств», Слова утешения, с. 396.
[p] См.: «Смысл церковных таинств», Слова утешения, с. 399-400.
[q] Св. Дионисий Ареопагит, О церковной иерархии, 7 (Рассмотрение, 8) // Сочинения, с. 728 (греч.), 729 (рус.).
[r] «Смысл церковных таинств», Слова утешения, с. 400.
[t] По необходимости, мы вынуждены ограничиваться краткими указаниями на те истины веры, о которых специально не говорит старец Иосиф, но которые нам нужны для общей картины. Более подробный богословский анализ темы любви как способа бытия Бога и человека см.: John D. Zizioulas, Being as Communion, особенно с. 42-49; 101-109.
[u] «Познай себя», Слова утешения, с. 201.
[v] «Смысл церковных таинств», Слова утешения, с. 405.
[x] Первое слово против иконоборцев. PG 99, 340.
[y] Св. Николай Кавасила, Изъяснение Божественной Литургии, 38 // Христос. Церковь. Богородица. Москва, 2002, с. 170.
[z] Ἱερομόναχος Γρηγόριος. Ἡ θεία Λειτουργία. Σχόλια. Ἐκδ. Δόμος, Ἀθήνα, 1985, σ. 32.
[aa] «Смысл церковных таинств», Слова утешения, с. 406.
[bb] «Смысл церковных таинств», Слова утешения, с. 407.
[cc] «Таинство священства», Слова утешения, с. 436.
[dd] См.: «Таинство покаяния», Слова утешения, с. 415 и далее.
[ee] Св. Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 4, 7 // Сочинения, с. 312 (греч.), 313 (рус.).
[ff] «Бог явися во плоти», Слова утешения, с. 257.
Глава VIII. ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО СВЯТОГО ДУХА
Воплощение Слова – тайна более великая, более глубокая, чем тайна сотворения мира. Однако дело Христа осуществляется в связи со «случайным», то есть как Божественное действие, совершенное вследствие грехопадения Адама. Как следствие предсуществующее, как Божественная воля ко спасению, предшествующая человеческой воле к падению, эта тайна, «сокровенная в Боге прежде всех веков» и раскрывающаяся в истории как тайна креста Христова, не является, собственно говоря, случайной, поскольку человеческая свобода содержалась в самой идее творения. Поэтому эта свобода не могла разрушить мира, предусмотренного Богом: она оказалась включенной в иной, более обширный экзистенциальный план, который раскрылся крестом и воскресением. В мир входит новая и более совершенная реальность – это Церковь, основанная на двойном Божественном домостроительстве: на деле Христа и на деле Духа Святого, на двух Лицах Пресвятой Троицы, посланных в мир. Оба дела лежат в основании Церкви, оба они необходимы для того, чтобы мы смогли достичь соединения с Богом.
Но однако в Евангелии определенно говорится: «Ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» ( Ин. 7, 39 ). Следовательно, действие Святого Духа в мире до Церкви и вне Церкви не то же, что Его присутствие в Церкви после Пятидесятницы. Подобно тому, как Слово, «Имже вся быша», являло Премудрость Божию в сотворении до того, как Оно было послано в мир и вошло в его историю как воплотившаяся Божественная Личность, так и Дух Святой, Которым совершалась Божественная воля, – создательница и хранительница вселенной с самого момента ее сотворения – был послан в мир в определенный момент для того, чтобы присутствовать в нем не только Своим действием, общим для всей Троицы, но именно как Лицо.
Таким образом, как Сын нисходит на землю и совершает Свое дело Духом Святым, так и Дух Святой приходит в мир, будучи послан Сыном: «Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин. 15, 26 ). Неразрывно связанные в Своем общем деле на земле, Сын и Дух Святой по Своему ипостасному бытию остаются тем не менее в самом этом деле двумя независящими друг от друга Лицами. Поэтому личное пришествие Святого Духа не имеет характера подчиненности или какой-то зависимости от дела Сына. Пятидесятница не «продолжение» воплощения; она – его следствие, его последствие; тварь стала способной к восприятию Святого Духа, и Он сходит в мир и наполняет Своим присутствием Церковь, искупленную, омытую и очищенную Кровию Христовой.
Часто обозначают дары Святого Духа семью именами, которые мы находим в одном из текстов пророка Исаии ( Ис. 11, 2, 3 ): дух премудрости, дух разума, дух совета, дух крепости, дух ведения, дух благочестия, дух страха Божия. Однако православное богословие не делает особого различия между этими дарами и обожающей благодатию. По учению Восточной Церкви, благодать вообще означает все богатство Божественной природы, как сообщающейся людям; она – Божество, действующее вне Своей сущности и Себя отдающее: Божественная природа, которой мы приобщаемся в ее энергиях.
Христос становится единым образом присвоения для общей природы человечества; Дух Святой сообщает каждой личности, созданной по образу Божию, возможность в общей природе осуществлять уподобление. Один взаимодарствует Свою Ипостась природе, Другой сообщает Свое Божество личностям. Таким образом дело Христа единит людей, дело Духа их различает. Впрочем одно и невозможно без другого; единство природы осуществляется в личностях; что же до личностей, то они могут достигнуть своего совершенства, могут во всей полноте стать личностными только в единстве природы, переставая быть «индивидами», живущими для самих себя, имеющими свою собственную «индивидуальную» природу и свою собственную волю. Итак, дело Христа и дело Святого Духа друг от друга неотделимы. Христос создает единство Своего мистического Тела Святым Духом, Дух Святой сообщается человеческим личностям Христом. Действительно, можно различать два сообщения Святого Духа Церкви: одно произошло дуновением Христа, Который явился апостолам в вечер Своего воскресения ( Ин. 20, 19–23 ); другое было личным сошествием Святого Духа в день Пятидесятницы ( Деян. 2,1–5 ).
Божественное домостроительство
Божье благоволение, воля и замысел
Хотя божественное домостроительство является основной темой Нового Завета, на протяжении прошлых веков христиане не уделяли ему должного внимания. Вопрос божественного домостроительства глубоко разработан в писаниях апостола Павла. Послание к Эфесянам — это книга о предвечном определении Бога иметь церковь как Тело Христово. В этой книге Павел использует слово «домостроительство» (1:10; 3:2, 9). В Послании к Эфесянам апостол Павел желает показать нам, что церковь как Тело Христово относится к домостроительству Божьему. Павел связывает слово «домостроительство» с такими словами, как благоволение, воля и намерение. У Бога есть благоволение, то есть желание Его сердца. У Бога также есть воля, которая находится в соответствии с Его благоволением. Причина, по которой я иду в определённое место, состоит в том, что у меня возникло такое желание. Затем я принимаю решение пойти в это место. Таким образом, я использую свою волю в соответствии с моим желанием, моим благоволением. Воля Божья происходит от Его желания. В греческом оригинале Послания к Эфесянам используется и существительное «замысел», и глагол «замыслить» (3:11; 1:9). Замысел происходит из воли. В сердце Бога было желание, и согласно этому желанию Бог определил Свою волю. И согласно Своей воле Он выработал замысел.
Домостроительство Божье
Поскольку у Бога есть замысел, Ему необходимо домостроительство. По-гречески «домостроительство» — «ойкономия». Это греческое слово составлено из двух слов: «ойкос», что означает дом или домашнее хозяйство, и «номос», что означает закон. Домостроительство есть «закон ведения домашнего хозяйства», управление домашним хозяйством. Это управление хозяйством предназначено для исполнения Божьего замысла, Божьего плана. Домостроительство Божье есть Божье спланированное управление, направленное на исполнение Его вечного замысла. Нам всем следует понимать, что из себя представляет Божий вечный замысел. Учёные, изучающие Библию, обнаружили, что спланированное Божье управление подразделяется на несколько различных веков. Библия показывает нам век до закона, век закона, век благодати и век царства. Это четыре основных века, открытые в Писании. Век до закона продолжался от Адама до Моисея (Рим. 5:13-14). Век закона был от Моисея до первого пришествия Христа (Ин. 1:17). Век благодати длится от первого пришествия Христа до Его второго пришествия (Ин. 1:17; Тит. 2:11). Четвёртый век будет веком царства, веком тысячелетия, тысячелетним царствованием Христа. В течение этих четырёх веков у Бога были различные способы обращения со Своим народом. Во время века до закона Бог имел дело с патриархами в основном по Своей милости и благодати, основанной на Его обетовании. В век закона, от Моисея до первого пришествия Христа, Бог обращался со Своим народом в соответствии с законом. От первого пришествия Христа до Его второго пришествия, в век благодати, Бог имеет дело с нами в соответствии со Своей благодатью. После второго пришествия Христа, в течение тысячи лет, Бог будет обращаться со Своим народом в соответствии со Своим царством. Таковы четыре основных способа обращения Бога с людьми на протяжении четырёх различных веков. Хотя те учителя Библии увидели эти четыре различных века, они не смогли сказать нам, с какой целью Бог обращается с людьми этими четырьмя основными способами.
Если проследить происхождение слова «домостроительство», то выяснится, что оно восходит к слову, которое означает делить пищу, распределять пищу порциями, пакетами. Хорошей иллюстрацией этому может быть Иосиф. Его работой было распределять все продукты питания, принадлежавшие фараону, чтобы накормить всех голодных. Это исконное слово означает также распределять пищу для скота на пастбище. Распределять значит раздавать. В божественном домостроительстве Бог раздаёт Себя Своему народу как жизнь, как жизнеснабжение и как все для них. Бог желает раздавать нам Себя как пищу.
Святая Библия говорит нам, что Бог богат для нас как пища. Господь Иисус провозгласил, что Он есть хлеб жизни (Ин. 6:48), а апостол Павел говорил, что ему поручено проповедовать неисследимые богатства Христа (Эф. 3:8). Христос есть жизнь, и Его богатства неисследимы. И все эти богатства жизни должны быть розданы в Его верующих. Павлу было поручено раздавать эти богатства, быть управляющим хозяйством так же, как Иосиф, который был великим управляющим, распределявшим обильное жизнеснабжение из хозяйства фараона. В Ветхом Завете Иосиф раздавал пищу голодным, а в Новом Завете апостол Павел раздавал неисследимые богатства Христа верующим. Теперь мы можем правильно определить слово «ойкономия» — это Божье управление хозяйством для раздаяния божественных богатств Триединого Бога как жизни и жизнеснабжения в Его избранных и искупленных людей.
В текстах Писания, которые мы выбрали из Послания к Эфесянам, Первого послания к Коринфянам, Первого послания к Тимофею, видно, что благодаря этому раздаянию была создана церковь. Церковь была создана в результате раздаяния неисследимых богатств Христа. Церковь не является религиозной организацией, но церковь есть Тело Христово, которое создаётся раздаянием богатств Христа во всех верующих. Каждый раз, когда мы собираемся во имя Господа Иисуса (Мф. 18:20), мы наслаждаемся раздаянием богатств Христа внутрь нашего существа. Именно это раздаяние Триединого Бога в нас делает нас членами Тела Христова. Мы были искуплены Господом в церковную жизнь из различных рас, из разных народов, однако теперь мы все едины. Мы едины, потому что у нас одна и та же жизнь. Одни и те же богатства Христа раздавались и раздаются во всех нас.
В стихе 3:9 Послания к Эфесянам говорится о раздаянии (ойкономии), домостроительстве тайны, «сокрывавшейся от вечности в Боге». Тайна Божья — это Его скрытый замысел. Его замысел заключается в раздаянии Себя в Своих избранных людей. Следовательно, существует домостроительство тайны Божьей. Эта тайна была сокрыта в Боге от вечности и в течение всех прошедших веков, но теперь на нее пролит свет для новозаветных верующих. У Авраама, Моисея и даже у Давида не было понимания Божьего скрытого замысла. Господь раскрыл Своё сердце, чтобы показать Свою сокрытую тайну апостолам, особенно апостолу Павлу. Скрытый Божий замысел заключён в Его домостроительстве, Его плане управления, которое подразумевает раздаяние Им Самого Себя в Своих избранных людей. Эти избранные принадлежат к различным расам и культурам со всей земли. Бог искупил Своих людей из «всякого колена, и языка, и народа, и племени» (Отк. 5:9). Бог избрал нас, и Христос раздал Себя в нас. Это было запланировано Богом, и этот Божий план являлся Его домостроительством.
У Бога было желание, благоволение, в соответствии с которым Он определил Свою волю. На основе Своей воли Бог выработал замысел. Затем Он создал план выполнения Своего замысла, и этот план заключается в раздаянии Себя в Своих избранных людей. Это — домостроительство Божье. Оно было тайной, потому что было сокрыто. Оно не было известно никому до времени апостолов. В Послании к Эфесянам, Первом послании к Коринфянам и Первом послании к Тимофею апостол Павел говорит нам, что у Бога есть такое домостроительство, которое было тайной, но теперь стало известно всем нам. Теперь мы познали эту тайну. Мы познали Божье домостроительство и теперь наслаждаемся Его раздаянием. Триединый Бог продолжает раздавать Себя в нас, чтобы быть нашей жизнью, нашим жизнеснабжением. Он раздаёт Себя в нас как нашу пищу и питье, чтобы мы могли жить Им. Разве это не чудесно? Это гораздо лучше, чем религия. Мы собираемся вместе не для того, чтобы просто вести своего рода религиозную службу. Но мы собираемся вместе, чтобы наслаждаться раздаянием удивительного Триединого Бога в нас. Таково божественное раздаяние. Бог желает раздавать Себя. В служении Господа мы должны заботиться лишь о божественном раздаянии Самого Триединого Бога в Его избранных людей.
Божье домостроительство ведётся по Его мудрости. По Своей мудрости Бог создал вселенную и человека как её центр. По Своей мудрости Он стал человеком, чтобы прожить на земле тридцать три с половиной года, умереть на кресте и положить конец ветхому творению и чтобы воскреснуть из мёртвых и дать начало новому творению. И все это с единственной целью — раздать Себя как Триединого Бога в нас. Именно так многоразличная премудрость Божья становится известна через церковь (Эф. 3:10).
Мы все находимся под Божьей мудростью. Какая же многоразличная премудрость потребовалась от Бога, чтобы приготовить все так, чтобы Он мог раздавать Себя в нас. Он предусмотрел воплощение, распятие, воскресение и всеобъемлющее искупление, чтобы Он мог исполнить Своё домостроительство, заключающееся в раздаянии Себя Самого в нас с вами. Такова благая весть в своей полноте. Благая весть — это не просто спасение грешников из ада на небо. Благая весть включает в себя Триединого Бога, проходящего через творение, воплощение, человеческое житие, распятие, воскресение и вознесение, и в качестве животворящего Духа, раздающего в наше существо Себя со всем, что Он есть, чего Он достиг и что приобрёл. Всего лишь спасти грешников из ада на небо — задача слишком малая для благой вести. Цель Божьей благой вести заключается в раздаянии Триединого Бога в нас с вами. Это великая благая весть! Мы все должны славить и благодарить Господа за божественное раздаяние Божественной Троицы в грешников, чтобы сделать их сынами Божьими.