Что такое домофон в доставке
Как платить за домофон по закону
Проясните, пожалуйста, ситуацию с платой за обслуживание домофона.
Жильцы подъезда в складчину приобрели и установили металлическую дверь с домофоном. И дверь, и домофонное оборудование находятся в собственности жильцов. Компания-установщик дополнительно выдает договор на техническое обслуживание за абонентскую плату. Кто-то его заключает и платит, кто-то не заключает вообще. При этом тех, кто не подписал договор, компания отключает от домофона.
За наружный домофон — магнитный замок — нужно платить, если большинство собственников в доме проголосовали за его установку с последующим платным абонентским обслуживанием. Но отключить любого жильца от магнитного замка невозможно: это будет нарушать право человека на доступ к своему жилищу.
Другая ситуация с переговорным устройством в квартире — домофонной трубкой. Никто не может обязать вас заключить договор на обслуживание трубки: вы сами решаете, нужна ли она вам. Если не будете платить за трубку, домофонная компания вправе ее отключить.
По такому же принципу решаются вопросы с оплатой и отключением, если домофон обслуживает УК, а не сторонняя организация, или если оборудование в аренде.
Договор на магнитный замок и плата по нему
Подъездная дверь с магнитным замком — это общее имущество собственников в многоквартирном доме. Распоряжаться общим имуществом собственники могут только по соглашению между собой. Для этого они проводят общие собрания.
Вы пишете, что собственники квартир в вашем доме в складчину приобрели металлическую дверь с домофоном. То есть на общем собрании ваши соседи решили заказать дверь с замком в конкретной компании, собрали на нее деньги и выбрали представителя, который от имени всех собственников подписал договор на установку двери с домофоном. Отдельного договора с каждым из собственников в данном случае, скорее всего, не будет: обычно его подписывает УК или другой выбранный собственниками представитель.
При этом магнитный замок требует постоянного обслуживания: если он сломается, люди не попадут в свои квартиры или, наоборот, дверь будет нараспашку. Чтобы всегда были деньги на своевременный ремонт домофона, собственники обычно заранее решают, кто и за сколько должен следить за магнитным замком.
Это и есть абонентская плата за его техобслуживание. Скорее всего, когда на общем собрании ваши соседи решили установить подъездную дверь с магнитным замком, они предусмотрели заключение договора с последующим платным абонентским обслуживанием этого замка.
В некоторых домах в квитанциях есть отдельная строка для оплаты услуг специализированной компании, в других платеж включен в строку «Содержание жилья» и ситуацию с домофонами контролирует УК. Но если собственники заключили договор на установку двери с последующим обслуживанием, то исключить из квитанции плату за обслуживание двери с магнитным замком нельзя. Подробнее об этом мы уже писали.
Вы пишете, что компания-установщик дополнительно выдает всем жильцам договор на техническое обслуживание домофона за абонентскую плату. Тех, кто не подписывает договор, компания отключает от домофона. Скорее всего, речь идет о домофонной трубке.
Договор на домофонную трубку и плата за нее
Домофонная трубка в квартире — это не общее имущество собственников в многоквартирном доме. Устанавливать ее или нет, каждый собственник решает самостоятельно.
По закону граждане и юридические лица свободно заключают договоры — принуждать к этому нельзя. Так что вас не могут заставить подписать договор на техобслуживание домофонной трубки, если вы этого не хотите. Вы сами решаете, чем будете пользоваться в своей квартире, а чем нет.
Не может быть так, что кто-то из жильцов заключает договор на обслуживание домофонной трубки и платит по нему, а кто-то не платит, но все равно пользуется домофоном. Если бы действовали одинаковые условия для плательщиков и неплательщиков, это не соответствовало бы нормам гражданского законодательства.
В теории возможно и безвозмездное оказание услуг, но тогда при установке и настройке трубки вы бы получили договор, где прямо указывалось на это. Например, словами «безвозмездное обслуживание оборудования» или «установка оборудования без абонентской платы».
Думаю, если вы не платили за домофонную трубку и компания-установщик отключила ее, значит, в договоре было, например, такое условие: «При отсутствии платы за предыдущие месяцы оказание услуг приостанавливается». Если компания действует по условиям договора, она действует правомерно. В этом случае отстаивать свои права будете уже не вы, а домофонная компания: она может потребовать от вас оплатить задолженность за обслуживание домофонной трубки.
Если домофон обслуживает управляющая компания, ничего не меняется: вы можете не заключать договор на обслуживание трубки и не пользоваться ею. Но если вы подпишете договор, у вас появится обязанность исполнять его условия — платить за домофонную трубку.
Если домофонное оборудование вам не принадлежит, условия те же. Только платить надо не за обслуживание, а за аренду. Если не платить, оборудование заберут.
Что в итоге
Платить за магнитный замок придется. Если вы хотите пользоваться еще и домофонной трубкой, ее обслуживание нужно оплачивать отдельно.
Я, например, плачу только за обслуживание магнитного замка, который открываю ключом на входе в подъезд. Посчитала, что дешевле сделать копии ключа для друзей и родственников, чем ежемесячно доплачивать за трубку в квартире. Но провайдер, который поставляет интернет и кабельное телевидение в большую часть квартир в моем доме, установил на входе в подъезды свое оборудование с функцией видеодомофона. Теперь через бесплатное приложение «Умный дом» на смартфоне я могу увидеть того, кто стоит у подъезда, и открыть дверь.
Я проверила — такие приложения есть у многих провайдеров. Присмотритесь: вдруг на входе в ваш подъезд тоже появилось дополнительное оборудование, которым вы можете пользоваться вместо трубки.
Если у вас есть вопрос об инвестициях, личных финансах или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Евгений, согласен с тобой полностью. Хотелось бы развить тему, как в действительности будут обстоять дела. Явно что компания такие прецеденты не учитывает, люди не живут сообща и не знают деталей, даже если касается их денег.
Алиса, Алиса, вы не правы. Если в договоре купли-продажи явно не указано, что долги предыдущего собственника оплачивает новый собственник, то по умолчанию все долги за потребленные услуги остаются за тем, кто их потребил, то есть предыдущий собственник. Только долги по капремонту переходят к новому собственнику, так как это по сути является частью недвижимости.
А почему уважаемый автор статьи не ответит на комментарий Евгения Мараховца?
Видимо потому, что Евгений прав?
Никита, а как он ответит? правду ведь никто не любит.
vladimir, ответ дан ещё 16 мая 2020 года, посмотрите.
Как узнать код домофона в своём подъезде?
Как работает код?
Открытие домофона кодом – один из основных методов наряду с открытием электронным ключом. Компания, которая устанавливает в подъезд домофонизацию, стандартно присваивает каждой квартире код открытия. Комбинация состоит из номера квартиры, кнопки перехода к коду и набора шифра. Стандартно это 3-4 цифры. Учитывая, что только одно совпадение квартира – код правильное, вариаций возможно великое множество, следовательно, уровень защищенности определенно высок.
При последовательном вводе верных чисел и знаков на цифровом табло устройства, замок срабатывает на открытие, о чем оповещает звуковым сигналом. Остается только дернуть дверь за ручку и войти.
Стоит заметить, что универсального (аварийного) кода открытия для домофонов нет.
Аварийный код открытия
У каждого производителя домофонов Metacom, Rainmann, Cyfral, Vizit и других, предусмотрены собственные заводские настройки прибора и аварийные коды. Причем устройства различаются в зависимости от моделей. Эта последовательность предназначается для разблокировки двери при непредвиденных ситуациях.
Всецело надеяться на него не советуем. Компания-установщик может менять комбинации изначально или позже, увеличивая уровень защиты против взломов и хулиганства.
Популярные универсальные коды:
Вероятность, что эти коды откроют ваше домофонное устройство мала. Мы рекомендуем использовать легальные шифры для постоянного входа в подъезд.
Как узнать код домофона?
Ситуации бывают разные. Вдруг оказывается, что вы не знаете кода: потеряли, забыли, не пользуетесь, и вдруг понадобился. Узнать его просто, если вы живете в доме, снимаете квартиру или приехали надолго погостить. Наши варианты:
Обслуживающая домофон компания поможет, если вы пожелаете изменить код. Например, на простой и запоминающийся. Или если подозреваете, что личным шифром пользуются посторонние люди. Работники службы поддержки зайдут в меню устройства и скорректируют шифр.
Способы открытия нескольких домофонов
Как работает аудио и видео домофон?
Домофон – это электронный переговорный аппарат, где принимающий вызов абонент может разрешить или наоборот запретить посетителю вход в запертое помещение. Попробуем выяснить и досконально разобраться, как работает это устройство и на что оно способно.
Для начала проведём краткий исторический экскурс. Первые домофоны появились в середине прошлого века в Соединённых Штатах и скандинавских странах. Ближе к 90-м годам подобные устройства начали потихоньку приживаться в России. Устанавливались они в многоэтажных домах и на охраняемых комплексах.
Домофоны тех лет выглядели массивно и работали как передатчики симплексной связи, то есть абоненты могли разговаривать только поочерёдно. С развитием технологий, современные аппараты получили массу как конструктивных, так и схемотехнических нововведений.
Сегодняшний домофон – это сложное электронное устройство, посредством которого организуется безопасность жилого, офисного или любого другого помещения, где возможна его установка.
Классификация домофонов
Выясним, как работает домофон и чем один аппарат отличается от другого. Подобные устройства можно охарактеризовать по нескольким признакам. Все домофоны разделены на индивидуальные и многоабонентские решения. Первые нашли своё применение в частном секторе, на складах и в офисах.
Многоабонентские аппараты используют в многоквартирных домах, где необходима независимая связь с каждым жильцом. Такие домофоны немногим сложнее индивидуальных в конструктивном плане.
Аппараты также различаются способом обработки сигнала:
Оба типа достаточно часто встречаются как в многоквартирных домах, так и в офисах.
Конструктивные особенности
Разберёмся, как устроен домофон. Во всех рядовых случаях конструкция состоит из двух основных частей – абонентского (пользовательского) устройства и вызывной (главной) панели. Также встречаются аппараты, укомплектованные электронными замками разного типа. Разберём каждую часть отдельно.
Абонентское устройство
В доброй половине случаев эта часть выглядит как обычная телефонная трубка. Кроме традиционных элементов в лице динамика и микрофона, она оснащается клавишей управления замком двери. При необходимости несколько трубок могут быть соединены в одну сеть. Но в этом случае каждое устройство должно уметь работать с интеркомом.
Вызывная панель
Здесь мы имеем устройство, надёжно защищённое от воды и пыли. На лицевой панели размещены клавиша вызова, микрофон и динамик громкоговорителя. Конструктивные особенности таких устройств предполагают монтаж на стену или прямо во входную дверь.
Корпус вызывной панели изготавливается из пластика или металла. Также встречаются и более продвинутые – антивандальные решения с повышенным уровнем защиты.
Принцип работы домофона
Практически все устройства такого плана работают в тандеме с самыми разными электронными замками, в том числе и электромеханическими. Открыть последние можно двумя способами: посредством главной панели, имея на руках специальный ключ, либо из квартиры с трубки.
На подъезд с домофоном, как правило устанавливают электромагнитный замок.
Индивидуальный домофон
Индивидуальные устройства используют электромагнитные реле как для отпирания дверей, так и для активации коммутатора. Принцип работы домофона организован следующим образом:
Некоторые модификации домофонов лишены возможности дистанционного отпирания замка. В этом случае необходимо непосредственное присутствие вызываемого абонента возле двери.
Многоквартирный домофон
Многоквартирные устройства работают почти также как мини-АТС. Такие домофоны могут быть аналоговыми или цифровыми. Разберём каждый вид подробнее.
Аналоговые устройства
Также их называют координатно-матричные. Производство аналоговых домофонов было налажено ещё в советское время, а модели получили широкое распространение. Подобные устройства обеспечивают переговорную связь и управление замком, а также отпирание двери магнитным ключом.
Аналоговые домофоны корректно работают при условии грамотного подключения устройства парой проводов к каждому абоненту. Один кабель соответствует регистру единиц, а другой отвечает за десятки в номерах квартир. Мастера во время монтажа тянут по подъезду многожильный провод и соединяют его с абонентскими аппаратами.
Главным элементом аналогового домофона выступает коммутатор, соединяющий при вызове панель с переговорным устройством выбранной квартиры.
Цифровой домофон
Цифровые устройства визуально мало чем отличаются от аналоговых. Единственная весомая разница состоит в кодирование номеров. В этом случае она проходит в двоичной системе. Такой подход позволяет отказаться от массивных шлейфов, где для корректной работы достаточно двухжильного провода и только.
Поэтому цифровые домофоны заметно легче монтировать, демонтировать и обслуживать в целом. Коммутаторы безошибочно соединяют посетителя с абонентом, в то время как у аналоговых устройств иногда случаются промахи.
Ещё одно преимущество цифровых домофонов – это более широкие возможности связи. Можно организовать местное сообщение, к примеру, между диспетчером и жильцами подъезда или же межквартирную связь.
Подключение домофонов индивидуального типа
В частных домах и офисах в доброй половине случаев используют двухканальное сообщение. В отличие от одноканальных систем здесь возможно подключение, к примеру, пары дверей – парадного и чёрного хода, что очень удобно в некоторых ситуациях.
Перед монтажом первым делом необходимо определиться с местом установки. К калитке или двери обязательно нужно подвести электропитание (220 В). Для коммутации абонентского устройства с панелью может быть использован любой силовой кабель не менее чем на 5 жил. Лучшего всего если он будет экранирован специальной оплёткой или рукавом (коробом). Абонентское устройство питается посредством аккумуляторных батареек.
Все части домофона соединяются между собой с учётом электрических схем. Подробная разводка должна быть обозначена в инструкции по эксплуатации. Также стоит упомянуть и о домофонах работающих по беспроводным протоколам. В этом случае монтаж значительно упрощается, потому как силовые кабели нужно будет тянуть только до электронных замков.
На видео: Подключение домофона и замка своими руками
Подключение многоабонентских домофонов
Здесь мы также имеем два вида подключения – цифровое и координатное, зависящее от типа устройства (аналоговое/цифровое). Силовой кабель должен быть подведён в любом случае. Рассмотрим особенности подключения каждого вида.
Аналоговое подключение
Такое оборудование используется повсеместно ввиду его дешевизны. Но весомым минусом здесь выступает трудоёмкость монтажа. От вызывной панели, где размещён матричный коммутатор выходит многожильный кабель. Каждый провод последнего необходимо грамотно поделить на «единицы» и «десятки».
Абонентская труба подключается к панели через коммутатор. Схема также прилагается в инструкции по эксплуатации. Если подъезд небольшой, то можно ограничиться встроенными коммутаторами, где подключение происходит напрямую. В других случаях приходится вести многочисленные провода.
Цифровое подключение
Цифровые домофоны стоят заметно дороже аналоговых, причём это касается не только оборудования, но и сопутствующих материалов. Поэтому подобные устройства не получили такого широкого распространения, особенно в жилых многоквартирных домах.
Для монтажа цифрового домофона нужно провести по подъезду двухжильный провод и уже на него подключить все пользовательские трубки. Далее на плате главной панели кодируется каждый абонент с помощью крохотных перемычек. Чаще их называют джамперами. То есть при наборе номера замыкается перемычка и срабатывает вызов трубки в определённой квартире.
Видеодомофоны
Помимо простых аналоговых и цифровых устройств рынок предлагает видеодомофоны. Вести беседу с посетителями и одновременно видеть, что происходит за дверью – очень удобно. Помимо базовых частей, которые мы описывали выше такие аппараты комплектуются дополнительными элементами: дисплеем или отдельным монитором для владельца и камерой на панели вызова.
Посетитель общается с абонентом как в случае с обычным домофоном. Он видит только блок клавиш, микрофон, динамик и камеру (если она не скрытая). Но здесь нужно учесть, что такие устройства стоят заметно дороже, так же как и монтаж. Кроме того, для установки видеодомофона потребуется прокладка дополнительного кабеля, посредством которого и будет транслироваться видео.
Покупать придётся и мониторы. В продаже есть как скрытые, так и выносные решения. У последних качество отображения и целостность картинки в целом заметно лучше. Если вариант с покупкой отдельного мониторами не устраивает, то можно организовать вещание через стационарный компьютер.
Есть устройства, поддерживающие больше двух камер, что заметно расширяет круг возможностей домофона. Одна может следить за обстановкой перед дверью, а вторая – за происходящем на лестничной площадке. Производители стараются расширить подобные возможности и работают над увеличением количества и качества камер.
GSM-устройства
Технологии не стоят на месте и на рынке появляются более совершенные устройства – GSM-домофоны. Такие аппараты предлагают не только базовый функционал, но и дополнительную связь с каждым отдельным абонентом посредством мобильного гаджета. Естественно, что стоимость GSM-домофонов заметно выше привычных аналогов.
Принцип работы таких аппаратов прост. Устройство передаёт кодированный вызов на указанный номер телефона, а абонент в свою очередь может ответить, как с помощью обычной трубки, так и посредством смартфона. Причём функционал доступен в независимости от места нахождения владельца. Кроме того, абонент будет осведомлён о всех посещениях в его отсутствие.
Подводя итог
Устройство домофона никак нельзя назвать сложным или запутанным. Но несмотря на свою простоту, аппарат даже с минимальным набором функций способен организовать вполне адекватную охрану жилых домов, офисов и каких-то промышленных помещений.
Разница между домофонией и системами контроля управления доступа
Стремление обезопасить частный дом, квартиру, офисное помещение системой контроля доступа — обычная практика для современных потребителей. Для этих целей широко используются как классические домофоны (со звуковым и видеосигналом), так и полноценные СКУД (сетевые и автономные).
Другое дело, что технологии принципиально отличаются друг от друга, поэтому многие путаются при попытке заказать оборудование.
Постараемся разобраться в отличиях, определить плюсы и минусы каждой систем, масштабируемость в пределах дома или целого предприятия.
Что такое домофон
Домофония — комплекс устройств по защите входа на частную территорию, будь то квартира, аптека, склад и не только. Вы наверняка сталкивались с такими, когда пытались зайти в подъезд, но на входной двери висел цифровой кодовый замок. Приходилось набирать номер квартиры и ждать, пока хозяин нажмет кнопку открытия двери (читай, отключит центральный электромагнит).
Сегодня рынок предлагает массу решений для организации домофонии от следующих производителей:
Домофоны делятся 2 больших группы:
Более простые предлагают только аудиосвязь (трубка у абонента + спикер на входе), а дорогие могут предоставить картинку (дисплей возле входной двери связан с IP-камерой в прихожей или подъезде). При нажатии кнопки сигнал передается на трубку или экран, а затем происходит передача голоса или картинки.
Недостаток «голосовых» моделей очевиден — вы не видите абонента. Домофон искажает даже знакомый голос, не говоря уже о различных «почтальонах, службах газа, соседях», а значит степень защиты низкая. У видеосвязи таких проблем нет, так что переплата более чем оправдана.
Что такое СКУД
Система Управления Контролем Доступа — сочетание нескольких технических, охранных, диагностирующих средств с целью обезопасить частную территорию или коммерческое здание.
Главные задачи, которые решает СКУД:
Иными словами, СКУД может выполнять те же функции, что и домофон, при этом возможности самой системы гораздо шире. По принципу работы они делятся на 3 группы:
И домофон, и СКУД обеспечивают одну функцию — предотвращение несанкционированного проникновения в помещение. Другое дело, что домофония в этом плане сильно ограничена, а в большинстве многоквартирных домов без консьержа и охранника на входе и вовсе бесполезна.
Системы Управления Контроля Доступа берут на себя сразу несколько функций: предотвращение, оповещение, ведение записи. Они полностью автоматизированы, интегрируются с большинством сервисов, образуют единый автономный охранный комплекс. Иными словами — безопаснее.
Системы IP/SIP-домофонии: знакомимся, выбираем, настраиваем
Цифровые технологии стремительно проникают во все сферы нашей жизни. Аналоговые домофоны и прочие переговорные устройства уже давно не отвечают требованиям, предъявляемым современными потребителями. Им на смену приходят более функциональные, а порой и более защищенные технические решения. Причем их стоимость активно снижается с каждым годом. Очень часто все новое, включая многообещающие технологические новинки, вызывает недоверие или поначалу отпугивает пользователя своей кажущейся сложностью. Очень скоро решение приживается, и мы все дружно думаем: «Как же мы раньше без этого обходились?». И впрямь: разве могло быть как-то иначе?
Сегодня мы постараемся внести ясность в одно из таких инновационных направлений, как IP/SIP-домофония, а также ответим на основные вопросы, с которыми сталкиваются владельцы загородных домов, обратившие свои взоры в сторону такого решения:
Что такое IP-домофон и кому нужны его преимущества
Полностью заменяя собой по функциям классические аналоговые переговорные устройства (в лице хорошо знакомого нам аудио и видео домофона), IP-домофоны используются для передачи голоса и видео через локальные компьютерные сети и Интернет. При этом они способны становиться частью современного телекоммуникационного пространства, начиная с уровня компьютерной сети внутри дома и далее вплоть до сетей масштаба города. В результате владелец такой системы получает принципиально иной уровень возможностей и комфортных «фишек».
Современная система IP-домофонии чаще всего представлена двумя основными типами оборудования:
Это некий минимальный набор, который позволит нам вызвать абонента и ответить на звонок. Причем понятия территориальных ограничений в IP-домофонии просто не существует. Вызывная панель может стоять на калитке в Подмосковье, а IP-монитор где-то в Крыму, и это никак не скажется на качестве работы, если канал интернета обладает достаточной пропускной способностью.
Вообще, по сравнению с оборудованием прошлого поколения, система IP/SIP домофонии позволяет:
А кроме того IP-монитор в доме позволит:
По сути, IP-домофоны – это специализированные компьютеры, имеющие выход в локальную сеть и Интернет. Ближайшими родственниками IP-домофона являются IP-телефон/видеотелефон и IP-камера. Строго говоря, IP-домофон является воплощением и того и другого. Все эти устройства, как мы понимаем, сетевые, и это качество является решающим, так как открывает перед их владельцами неограниченные возможности в плане удаленного управления системой, а также ее интеграции с прочими коммуникациями современного дома.
Многие пользователи нашего портала скептически относятся к IP-домофонии – дескать, обычный и сравнительно недорогой аналоговый домофон обладает всеми необходимыми функциями – покажет вам кто пришел и позволит дистанционно открыть дверь. Так зачем же переплачивать за более сложное устройство?
Действительно, аналоговые домофоны выполняют базовые функции и справляются с этим не хуже цифровых собратьев. С этим мнением трудно не согласиться, когда потребности пользователя ограничены примитивным функционалом. Если все, что необходимо – это принимать вызовы на монитор без претензий к качеству картинки, а также дистанционно открывать входные двери, то можно спокойно пользоваться стандартной аналоговой системой.
Однако без современной IP/SIP системы вам не обойтись, если вы хотите получить от своего интеркома нечто большее, например:
IP мне нужен, так как будут подключены IP-камеры, плюс есть планы интегрировать с системой видеонаблюдение, которое на даче установлено (оно тоже – IP). Смысл в том, что если уж будет монитор, то почему его функции должны сводиться к нажатию всего одной кнопки? Ведь можно еще смотреть камеры, управлять освещением и температурой и т. д. Посмотрел сайты нескольких производителей. Сегодня в IP домофонные системы добавляют модные инновации: управление охранными системами, системой «Умный дом» и т. д. Я уж не говорю про разные «безделушки»: работа с фоторамками или возможность крутить видео…
Налицо функциональность и широкие возможности.
IP-домофонию легко интегрировать в системы видеонаблюдения, IP-телефонию и системы умного дома. Использование обычной витой пары (Ethernet) в совокупности с PoE-коммутаторами обеспечивает быстрый монтаж и легкую масштабируемость. В отличие от аналоговых систем IP-оборудование имеет возможность удаленной донастройки и поддержки, а в дальнейшем позволяет легко добавлять новые устройства в систему. Для подключения можно использовать все те же кабели витой пары, что и для компьютерной разводки, причем, где надо, можно легко перейти на беспроводные Wi-Fi сегменты. В результате пользователь получает единую интегрированную систему.
Особенно актуально все вышеперечисленное для жителей коттеджных поселков, а также для владельцев частных домов. На территории таких объектов имеются ворота, калитки, и зачастую есть несколько входных дверей. Такие домовладения обладают внушительной площадью, большим количеством комнат, а их хозяева физически не могут постоянно находиться вблизи основного монитора. IP-система домофонии позволит не считать метры между домофоном на воротах и принимающим вызов устройством, будь то монитор или телефон, которых можно устанавливать столько, сколько требуется: хоть – индивидуально в каждую комнату.
Так выглядит аудиокоммуникатор — современная интерьерная замена IP-телефону.
Отдельного внимания заслуживает вопрос комфорта: что такое простая домофония? Это просто позвонить и вам откроют. При этом IP-домофония – это такая система, которая обеспечивает принципиально другой уровень возможностей: от простого перевода звонка на мобильный телефон до получения электронных уведомлений от управляющей компании коттеджного поселка на внутридомовый IP-монитор. Если посмотреть на вопрос с точки зрения IT администрации коттеджного поселка, IP-домофония дает возможности, которые с обычной аналоговой системой даже представить невозможно было (они несравнимы). Например, возможность удаленной диагностики, массового обслуживания и настройки: если домофония в поселке заведена в единое решение, то каждая точка монтажа вызывной панели с камерой – это еще и точка видеонаблюдения, а при желании – точка экстренной связи. Достаточно вывести 2-ю кнопку «красного цвета» рядом с основной (на калитке), и вот контрольный пункт уже подключен к распределенной сети точек экстренного вызова.
Чем характеризуются IP-домофоны с поддержкой SIP
SIP – это так называемый сигнальный протокол, позволяющий установить связь между двумя устройствами в сети для передачи звука и видео. Протокол SIP является ключевым стандартом «де факто» для всех современных систем IP-телефонии и IP-домофонии.
В основу протокола SIP заложен следующий принцип: 100% интегрируемость с любыми другими устройствами и сервисами, поддерживающими SIP (телефоны, видеофоны, физические и облачные АТС, провайдеры связи, другие домофоны и IP-мониторы, устройства умного дома типа ZIPATILE и FIBARO). Это глобальный стандарт. Это как вилка и штепсель в одном регионе для сети 220В. Есть стандарт ЕВРО-вилки: воткнул… если воткнулось и 220В есть, то утюг точно заработает. А вот попробуйте воткнуть ЕВРО-вилку в американскую розетку… То же самое и с устройствами без SIP: это как купить телефон с экзотическим стандартом связи. Вещь – может и хорошая, но – сама в себе, т.е. перспектив внедрения и интеграции в другие системы не имеет. А это будто у вас руки связаны, и в полной мере воспользоваться экзотикой вы не сможете.
Многие производители IP-домофонов не афишируют, что в их модельном ряде стандартный протокол IP-телефонии SIP не поддерживается или поддержка реализована как-то «по-своему» (возможно – не полностью). Это приводит к казусам несовместимости или ограничениям при попытке выйти за пределы одного бренда. Это же является ключевой причиной, вынуждающей пользователей ориентироваться на монобрендовые решения с проверенной поддержкой протокола SIP. Такой подход хоть и не единственно верный, но считается самым оправданным на данном этапе развития IP-домофонии. Поясним: оборудование для IP/SIP-домофонии, при всем желании, пока нельзя назвать очень дешевым, а ошибки и несовместимость в работе оборудования от различных производителей могут «поставить крест» на возможности дальнейшей модернизации системы. Это равнозначно тому, что деньги, потраченные на покупку системы, «пущены на ветер».
Решения для IP/SIP-домофонии
Что должно входить в комплект IP/SIP-домофонии? Как и в любой другой сфере, все зависит от поставленных задач. Если рассуждать о малых решениях для изолированной квартиры или одного частного дома, будет достаточно базового комплекта с подключением к облачному сервису. При этом система сможет стабильно работать даже без облака, то есть на «прямых звонках» — самая стандартная функция домофонов.
Многие пользователи FORUMHOUSE интересуются: нужна ли в частном доме мини-АТС.
Вопрос – дискуссионный. Если она уже, вдруг, есть (что часто встречается) и это IP-АТС любого производителя, то IP-домофония с поддержкой SIP без проблем станет частью системы со всеми вытекающими плюсами и невероятными сценариями:
Если внутридомовой IP-АТС нет, то это никак не сужает ваши возможности. При наличии хорошего интернет канала используйте «облако» и получите примерно все те же функции АТС, только она будет удаленной (т.е. установленной «где-то там» на серверах производителя), плюс вы получите ряд полезных функций:
Что интересно, у некоторых IP/SIP-мониторов уже имеется встроенная IP-ATC с базовым набором функций. Это позволяет сэкономить на дополнительных устройствах и добавляет гибкости в коммуникации и обработку вызовов. Такое уж точно было бы невозможно при использовании аналоговой домофонии. Повод задуматься.
В целом же, минимальный набор для индивидуального домохозяйства будет следующим:
1. Одноабонентская вызывная панель – SIP- аудио/видео домофон.
2. Интерком-монитор (IP-монитор) – специальный планшет (можно даже бюджетный), обеспечивающий стабильную аудио- и/или видеосвязь с домофонными вызывными панелями, а также IP-телефонами, поддерживающими протокол SIP.
В дополнение к перечисленному желательно иметь IP-АТС, которая обеспечит гибкую коммутацию и позволит с легкостью управлять всем этим немаленьким хозяйством.
Можно ли все организовать прямыми вызовами, например, как в частном доме? Можно! Это же IP/SIP – тут все можно. Но чудовищно неудобно настраивать, скажем, 100 квартир. Если выбрать такой сценарий, это будет долго и неоправданно по причине множества ограничений.
Чем масштабнее и функциональнее система, тем сложнее и ее комплектация.
Коммутация вызывной панели и дополнительного оборудования
Каждая вызывная панель, а также большинство интерком-мониторов оборудованы реле типа «сухой контакт», которые могут по умолчанию находиться как в замкнутом, так и разомкнутом состоянии. Производители оборудования для IP/SIP-домофонии в свободном доступе размещают подробные схемы коммутации и дают индивидуальные рекомендации относительно отладки оборудования. Необходимые настройки реле, а также условия их срабатывания задаются через понятный web-интерфейс. Далее все зависит от ваших задач и сценариев.
Реле типа «сухой контакт» предназначены для использования домофона в комплекте с электромагнитными замками, сигнальной периферией (лампочки, сирены) или любыми другими устройствами, активирующимися по замыканию контакта. Также современные IP/SIP-домофоны оснащаются входными реле, которые предназначены для использования с кнопками или другими устройствами (контроллеры СКУД, алкорамки, датчики движения и т. д.). При возникновении замыкания на входном реле, инициированном внешним устройствам, IP-домофон или IP-монитор активирует определенный сценарий, заданный администратором. Например, это может быть передача сигнала открытия на выходное реле или осуществление звонка, отправка уведомления или фото на e-mail или ftp-сервер, генерация http-команды и т. д.
Преимущества унифицированных коммуникаций
Подведем краткие итоги. В широком смысле IP/SIP-домофония относится к разряду современных унифицированных коммуникаций. Это системы, которые оптимально вписываются в окружающий нас мир, со всеми его техническими достижениями: локальные сети, интернет, тотальная смартфонизация и т. д. Отсюда вытекают их ключевые преимущества.
Основные преимущества унифицированных или IP-коммуникаций – это: простота, экономичность, централизуемость и управляемость. Также сюда можно добавить масштабируемость и полную совместимость всех устройств между собой. Если используются сетевые устройства, то пользователю не будет разницы, сколько в его сети домофонов, телефонов, IP-камер и как далеко они друг от друга они расположены. Для него все это – единая система, которая управляется с помощью браузера компьютера или из приложения смартфона. Звонок маме в Тамбов можно сделать на ее московский (и это не опечатка!) городской номер или на мобильный телефон прямо с IP-монитора, который находится у вас на даче, причем на это вы не потратите ни копейки. Ваш IP-монитор с одинаковым успехом сможет принимать картинку как с вызывной панели, установленной за дверью в Москве, так и с IP-камеры, размещенной в вашем загородном доме, например, в Истре. Использовать аналоговые системы в наши дни – это тупиковый путь – вчерашний день. Это с большой буквы непрактично и стратегически бессмысленно, ибо является ограниченным и замкнутым на себе решением.
Если же вы хотите сделать IP/SIP-домофониию частью системы «умный дом» и даже управлять ею, то нет ничего проще.
На все IP-мониторы, функционирующие на платформе Android, можно устанавливать приложения для работы с системами умного дома. После этого нужно в настройках устройства поставить данное приложение в режим запуска по умолчанию. Теперь у вас на стене висит устройство для управления умным домом, которое при необходимости принимает звонки с домофона у двери. Практическая польза состоит в том, что с одного устройства можно будет открыть гостю дверь, включить освещение в прихожей, и сразу запустить кондиционер, к примеру.
Как видим, современный вариант IP/SIP-домофонии – это не что иное, как система «все в одном», – система для управления умным домом, онлайн просмотра видео с камер, принятия вызовов от посетителей, а при необходимости, и звонков с городской линии.
Обсудить проблемы и направления современной домофонии с другими участниками портала можно в соответствующем разделе нашего форума. Видеонаблюдение своими руками – миф или реальность? Читайте в нашей статье. Как грамотно и недорого организовать систему «Умный дом», в которую можно интегрировать IP/SIP-домофон? Об этом расскажет видеоролик от FORUMHOUSE.