Что такое дом призрения в дореволюционной россии
Дом призрения
Полезное
Смотреть что такое «Дом призрения» в других словарях:
Дом призрения — Дом призрения в дореволюционной России название благотворительных заведений с характером богадельни, дававших приют престарелым, убогим, а иногда и сиротам; хотя дома призрения сирот относились к сиротским домам, дома призрения… … Википедия
Дом призрения малолетних и школа А. И. Тименкова и В. А. Фролова — Дом призрения малолетних и школа А. И. Тименкова и В. А. Фролова это бывшее частное учебное заведение для обучения детей обоего пола и приют. Расположен по адресу: ул. Комсомола, дом 6 и дом 4. В настоящее время, здесь… … Википедия
Дом призрения и ремесленного образования бедных детей — в СПб., открытый в 1875 г., состоит в ведении мин. финансов по департаменту торговли и мануфактур. Лица, принимающие участие в деятельности Д., разделяются на членов почетных, действительных и благотворителей. Цель Д., согласно уставу 27 июня… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Демидовский дом призрения — см. Дома призрения … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
дом — а ( у); предл., в до/ме, на дому/; дома/; м. см. тж. домик, домина, домишко, домище, домок, домашний, д … Словарь многих выражений
Дом инвалидов — У этого термина существуют и другие значения, см. Дом инвалидов (значения). Координаты: 48°51′18″ с. ш. 2°18′44″ в. д. / 48.855° с. ш. 2.312222° в. д. … Википедия
Дом Инвалидов (Париж) — Координаты: 48°51′18″ с. ш. 2°18′44″ в. д. / 48.855° с. ш … Википедия
Дом Инвалидов — Координаты: 48°51′18″ с. ш. 2°18′44″ в. д. / 48.855° с. ш … Википедия
Дом инвалидов (Париж) — Координаты: 48°51′18″ с. ш. 2°18′44″ в. д. / 48.855° с. ш … Википедия
дом — а ( у); предл. в доме, на дому; дома; м. 1. Здание, строение, предназначенное для жилья, для размещения различных учреждений и предприятий. Кооперативный д. Дома новостройки. Строительство крупнопанельных домов. Каменный д. Жилой д. Срубить д.… … Энциклопедический словарь
Дом призрения
Название это дается преимущественно таким благотворительным заведениям, которые имеют характер богадельни (см.), но характер этот в них не всегда выдержан; во многих Д. призрения не только принимаются своекоштные пенсионеры, но совместно с престарелыми и увечными призреваются и дети: дома призрения сирот должны быть всецело отнесены к сиротским домам, Д. П. исключительно малолетних бедных — к детским приютам, Д. призрения душевнобольных — к Д. умалишенных. Как и богадельни, Д. П. бывают сословные и всесословные. Значительнейшие из Д. П.: в С.-Петербурге: 1) Д. П. бедных девиц благородного звания, основанный в 1853 г., является как бы отделением вдовьего Д. (см.); принимаются преимущественно девицы, служившие в правительственных учреждениях по учебной части. 2) Николаевский Д. П. престарелых и увечных граждан, основ. в 1831 г. для бедных обоего пола, купеческого и мещанского сословий. При Д. школы для мальчиков и девочек. 3) Д. Л. престарелых и увечных граждан С.-Петербургского мещанского общества, основ. в 1863 г., назначен для бесплатного призрения неспособных к труду из местных мещан об. пола. 4) Д. призрения для бедных граждан Петербурга Тименкова-Фролова, основ. в 1877 г., содержится на средства, завещанные жертвователем, состоит в ведении спб. купеческого общества и распадается на два отделения: а) на Д. для бесплатного призрения престарелых и увечных, принадлежащих к спб. купеческому или мещанскому обществам и б) на школу при Д. призрения, курс которой подходит к курсу 3-классных городских училищ. 5) Александровский Д. для призрения бедных духовного звания — состоящий под покровительством спб. митрополита. В Д. принимаются лица женского пола, которые по бедности, сиротству или болезненному состоянию лишены возможности жить самостоятельно. При Д. трехклассное училище с 6-тилетним курсом для девочек-сирот духовного звания. 6) Д. призрения бедных духовного звания при Большеохтенском православном кладбище. 7) Д. Императрицы Александры Феодоровны для призрения бедных, основ. в 1828 г., состоит в ведомстве императрицы Марии. При Д. состоят почетные благотворители, вносящие ежегодно не менее 300 руб. или внесшие единовременно не менее 5000 руб. 8) Д. призрения престарелых бедных женщин графа Кушелева-Безбородко, основ. в 1861 г., состоит в ведении Императорского Человеколюбивого общества и содержится на пожертвования наследников гр. Кушелева-Безбородко и пособие от человеколюбивого общества. 9) Состоящий в ведомстве императрицы Марии Демидовский Д. призрения трудящихся, открытый в 1833 г. на капитал в 500000 руб., пожертвованный Анатолием Николаевичем Демидовым, ныне действующий на основании устава 8 июля 1882 года, всего менее имеет характер богадельни. Совмещая в себе черты Д. трудолюбия и дешевых квартир, он состоит из 4 отделений: а) отделение трудящихся женщин для жительства 50 женщин и девиц, могущих выполнять работы по тем ремеслам и рукоделиям, которые введены в заведении; из заработка призреваемых удерживается по 25 коп. в сутки на их содержание; б) отделение для воспитания девиц — профессиональная школа, имеющая целью доставить бедным девицам всех сословий ремесленное образование; воспитанницы проходят научный курс в объеме программы жен. прогимназий и затем в специальном классе обучаются разным мастерствам; в) отделение снабжения бедных готовой пищею — дешевая столовая, в которой даром пища отпускается только больным, г) отделение для приюта надзирательниц и учительниц, предназначено для призрения лиц жен. пола, бывших на службе в Демидовском Д. и по старости и слабости лишенных возможности прокормиться собственным трудом. Управление Демидовским Д. призрения трудящихся вместе с званием потомственнего попечителя его принадлежит наследникам учредителя. При Демидовском Д. призрения трудящихся состоят действительные и почетные члены.
В Москве в ведении город. общ. управления состоят: 1) Д. призрения Горихвостова при 1-й городской больнице и 2) Д. призрения братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных для неизлечимо больных, учрежденный при городской больнице имени Бахрушиных же на пожертвованный ими капитал. В ведении моск. дворянства состоит Д. призрения имени гвардии полковника Владимира Борисовича Козакова для бедных дворян обоего пола, имеющий целью безвозмездное призрение бедных дворян военного звания, их жен и вдов с малолетними детьми, а также вдов и детей умерших от ран штаб- и обер-офицеров. В ведении моск. Купеческого общества состоят: 1) Николаевский Д. призрения вдов и сирот, принадлежавших к моск. купечеству, для бедных женщин, 2) Д. призрения имени Мазуриных и 3) Дом призрения бедных Г. И. Хлудова. Московское попечительство о бедных духовного звания заведует Горихвостовским Домом призрения. Самостоятельным является Георгиевский Дом призрения бедного духовенства. Общество попечения о неизлечимо больных в Москве имеет Дом призрения неизлечимо больных (женщин). Обществом воспитательниц и учительниц учрежден Д. призрения для престарелых учительниц и воспитательниц. Д. призрения штаб- и обер-офицеров благотворительницы Шереметевой есть военная богадельня (см. Инвалидные дома). Ярославский Екатерининский Д. призрения ближнего учрежден в Ярославле в1786 г. с целью воспитания детей бедных родителей Ярославской губ. В 1820 г. открыта при нем странноприимная палата Грязевых для призрения престарелых и беспомощных женщин. Живущие в Д. призрения мальчики обучаются в местной мужской гимназии и др. учебных заведениях, а девицы — в состоящей при Д. женской гимназии. Д. призрения бедных в г. Туле имеет целью призрение престарелых и увечных; состоит в ведомстве учреждений императрицы Марии, но никаких пособий из сумм ведомства не получает, а содержится исключительно на собственные средства. Д. призрения бедных в память имп. Александра II в Ораниенбауме, учрежденный В. А. Ратьковым-Рожновым, имеет целью призрение лишенных крова и пропитания, как престарелых и убогих, так и бедных бесприютных детей обоего пола. В ведении министра имп. двора состоит Д. призрения престарелых и увечных в г. Петергофе в память имп. Николая I, открытый в 1859 г.
Дом призрения — это. Социальная защита в дореволюционной России
Система благотворительности на Руси начинает формироваться с приходом христианства и открытия монастырей. Призрение — целенаправленное деятельность по отношению к людям, которые не могут обеспечить себе нормальные условия существования.
В допетровскую эпоху
Первые благотворительные учреждения открываются при монастырях. Уставом 996 г. князь Владимир обязал духовенство заниматься общественным призрением, определив десятину (отчисление десятой части доходов) на строительство и содержание больниц и монастырей. Иван IV (Грозный) начал политику проведения государственной благотворительности и издание соответствующих законов. Развитие системы прослеживается в Соборном уложении 1649 г. и Стоглаве 1551 г., изданных при царе Алексее Михайловиче.
Вам будет интересно: Площадь поверхности прямой призмы: формулы и пример задачи
Федор Алексеевич продолжил традицию. В Указе, изданном им в 1682 г., предложены конкретные формы борьбы с нищенством, например, создание приютов для беспризорников. Состоятельные люди делали вклады, землей или деньгами, на строительство благотворительных учреждений, раздавали милостыню, устраивали обеды для больных и неимущих.
Дом призрения — это учреждение, дававшее приют сиротам, вдовам, детям, убогим, престарелым, умалишенным.
Государственная система благотворительности
Лишив церковь финансов для ведения благотворительности, Петр I начал вывод системы благотворительности и Домов общественного призрения из-под ведомства церкви под контроль светских структур: финансового ведомства, городских и губернских магистратов. Реформа Екатерины II (1775 г.) предусматривала создание Губернских приказов общественного презрения. Дома призрения должны были не только обеспечить помощью нуждающихся, но и спрятать неустроенные членов общества, источник социального беспокойства. В ходе реформ местного самоуправления (1864-1870 гг.) бремя социальной защиты было переложено на городские и земские учреждения.
Система частной благотворительности в императорской России формируется одновременно с государственной системой призрения. В предреволюционной России 80 % Домов призрения — это государственные учреждения, и только 20 % — общественные и благотворительные организации. Крупнейшими благотворителями стали князья Нарышкины и Голицыны, промышленники Демидовы.
Неоценим вклад императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I, в развитие российской благотворительности. Она создала крупнейшую сеть учреждений, занятых помощью социально неустроенным слоям населения. Александр I и его супруга Елизавета Алексеевна продолжили дело Марии Федоровны.
Структура Домов призрения
В сословном обществе, каким была Императорская Россия, социальные учреждения — сословные. Существовали такие структуры:
Часть учреждений включала дешевые столовые, в которых больным еда выдавалась бесплатно.
При некоторых из структур открывались профессиональные школы, дающие ремесленное образование, и школы, аналогичные первым курсам городских училищ, а также учебные заведения, предполагающие образование для девочек. Дом призрения — это дающее как приют, так и образование учреждение.
После революции
Систему общественной благотворительности разрушил, в числе прочих государственных систем, Октябрьский переворот 1917 г. Здания подлежали конфискации и отдавались под расположение различных контор. Милосердие заменила государственная социальная защита. В послереволюционной России Дома призрения — это социальные учреждения: детские дома, интернаты для престарелых, интернаты для психиатрических больных. Финансирование домов призрения стало стабильным, но недостаточным.
В настоящее время вместе с возрождением Русской православной церкви возобновляются традиции российской благотворительности и меценатства.
Дом призрения
Дом призре́ния — в дореволюционной России название благотворительных заведений с характером богадельни, дававших приют престарелым, убогим, а иногда и сиротам; хотя дома призрения сирот относились к сиротским домам, дома призрения исключительно малолетних бедных — к детским приютам, а дома призрения душевнобольных — к домам умалишенных. Как и богадельни, дома призрения были сословные и всесословные.
Содержание
Значительнейшие из домов призрения
В Санкт-Петербурге
В Москве
В ведении городского общественного управления состояли:
В ведении московского Купеческого общества состояли:
Московское попечительство о бедных духовного звания заведовало Горихвостовским Домом призрения.
Самостоятельным являлся Георгиевский дом призрения бедного духовенства.
Общество попечения о неизлечимо больных в Москве имело Дом призрения неизлечимо больных (женщин). Обществом воспитательниц и учительниц был учреждён Дом призрения для престарелых учительниц и воспитательниц.
Дом призрения штаб- и обер-офицеров благотворительницы Шереметевой был военной богадельней.
В других городах
Ярославский Екатерининский Дом призрения ближнего был учреждён в Ярославле в 1786 году с целью воспитания детей бедных родителей Ярославской губернии. В 1820 г. при нём была открыта странноприимная палата Грязевых для призрения престарелых и беспомощных женщин. Жившие в Доме призрения мальчики обучались в местной мужской гимназии и других учебных заведениях, а девицы — в состоящей при Доме женской гимназии.
Дом призрения бедных в городе Туле имел целью призрение престарелых и увечных; состоял в ведомстве учреждений императрицы Марии, но никаких пособий из сумм ведомства не получал, а содержался исключительно на собственные средства.
Дом призрения бедных в память императора Александра II в Ораниенбауме, учреждённый В. А. Ратьковым-Рожновым, имел целью призрение лишённых крова и пропитания, как престарелых и убогих, так и бедных бесприютных детей обоего пола.
В ведении министра императорского двора состоял открытый в 1859 году Дом призрения престарелых и увечных в г. Петергофе в память императора Николая I.
Дома престарелых. Страницы истории.
С чего начинались дома престарелых?
К сожалению, долгое время вся система заботы о пожилых сводилась к деятельности благотворительных и церковных организаций и не носила сколько-нибудь централизованного характера. До принятия христианства заботой о стариках занималась исключительно семья, и лишь после появления на Руси монастырей возникла идея о необходимости общественного и государственного регулирования данного вопроса.
Несмотря на то, что необходимость помогать старикам осознавало и государство, первые годы на Руси эта задача почти полностью была возложена на церковь. Дома престарелых, как организации, не существовали – старики могли обратиться за помощью в монастырь и остаться там, некоторые жили «при церкви», собирали пожертвования и жили на подаяния других прихожан. Государство в деятельность монастырей не вмешивалось.
Лишь к 17 веку стали появляться первые прототипы домов призрения.
Толчком для этого послужил указ царя Федора Алексеевича, который предлагал конкретные меры борьбы с нищенством (в том числе, заботу о немощных стариках). Чуть позднее уже Петр I издал указ, согласно которому часть социальной деятельности монастырей переходила к государству. Это было сделано для того, чтобы у государства появилась возможность дополнительного заработка, однако имело и положительные стороны – с этого момента по всей стране стали появляться специальные дома для ухода за немощными гражданами. Екатерина продолжила деятельность Петра.
Дореволюционные дома призрения для стариков
Самые первые дома престарелых представляли собой обычные богадельни или отделения при больницах, где за брошенными и больными стариками ухаживали все те же представители церкви, реже – медицинский персонал. Большая часть данных учреждений существовала на пожертвования. Постепенно стали появляться и государственные учреждения, обеспечивающие уход и присмотр за пожилыми людьми, где работали не только представители церкви, но и обычные граждане. Подобные места именовались домами призрения и зачастую работали не только со стариками, но и со всеми немощными гражданами, которые обращались за помощью.
Содержались эти дома призрения частично на государственные средства (деньги царской семьи), частично на средства благотворителей. Главная цель подобных учреждений состояла не только в том, чтобы дать помощь нуждающимся, но и в том, чтобы обеспечить социальное спокойствие в государстве. Нельзя сказать, что деятельность подобных благотворительных организаций была стабильной – несмотря на достаточное количество домов призрения, их финансирование полностью зависело от воли благотворителей, что негативно сказывалось на качестве обеспечения.
На рубеже XIX и XX веков произошел резкий рост количества домов престарелых, появились первые частные учреждения, которыми владели купцы.
Именно тогда впервые начала зарождаться идея «социально ответственного бизнеса». Разбогатевшие купцы стали активнее принимать участие в деятельности социальных учреждений, входили в попечительские советы и даже строили свои собственные дома призрения.
Впрочем, несмотря на то, что о стариках в России всегда старались заботиться, назвать старую систему особенно успешной нельзя. Она страдала, прежде всего, от недостатка финансирования, не имела четкой структуры и существовала хаотично. Кроме того, нельзя сказать, что дореволюционная система выделяла пожилых граждан в отдельный класс. Скорее она предписывала необходимость помощи всем гражданам, оставшимся без обеспечения, вне зависимости от их возраста. Сюда попадали не только старики, но и молодые люди, дети. Специализированных домов престарелых просто не существовало.
Современная система социального обеспечения старости
Революция 1917 года разрушила не только старое государство, но и всю существовавшую до этого систему социального обеспечения. Только после прихода к власти большевиков в России появилась четкая и принципиально новая система социального ухода. Прежде всего это выражалось в том, что вопросы обеспечения старости перешли от благотворителей непосредственно к государству. Это имело свои плюсы – начали появляться в больших количествах государственные социальные учреждения, финансирование которых было стабильным, а деятельность – четкой и регламентированной.
Кроме того, старики, наконец, получили особый статус, отделявших их от прочих «немощных». Были приняты новые законы, которые защищали права пожилых граждан. С каждым годом таких законов становилось все больше.
Можно говорить о том, что именно в начале 20 века начала зарождаться современная система социальных гериатрических учреждений.
Старики теперь могли рассчитывать на место в специализированном доме престарелых, отдельно от нищих, больных и детей-сирот. Это положительно сказалось на жизни общества, а новая система прочно закрепилась в жизни государства и не исчезла даже после распада СССР. Дома престарелых претерпевали изменения в зависимости от текущего положения дел в государстве, но сама их идея и основа оставалась прежней.
В начале 2000-х годов произошло еще одно изменение – начали появляться современные частные пансионаты для престарелых граждан. Эти пансионаты, организованные на деньги бизнеса, дали столь необходимый толчок системе, которая после распада СССР находилась не в лучшем состоянии. Прежде всего, это отражалось в финансовых вопросах – там, где государство, в силу кризиса, могло дать лишь минимум, частные учреждения могли позволить себе организовать высококачественный уход и комфортные условия. Первые такие пансионаты стоили дорого и были учреждениями «не для всех», но сегодня частные дома престарелых стали гораздо более доступными.
Современная система государственных и частных домов престарелых ещё не совершенна, однако она только начинает свой путь, и мы надеемся, что в скором будущем каждый пожилой гражданин страны сможет позволить себе место в комфортном и уютном пансионате.