Что такое долготерпение в христианстве

Почему христианин призван терпеть до смерти

Очередная статья Сергея Худиева посвящена роли терпения в жизни христианина.

Что такое долготерпение в христианстве. Смотреть фото Что такое долготерпение в христианстве. Смотреть картинку Что такое долготерпение в христианстве. Картинка про Что такое долготерпение в христианстве. Фото Что такое долготерпение в христианстве

Четвертый из плодов Святого Духа, упомянутый у Апостола (Гал.5:22) — это долготерпение. Словарь переводит соответствующее греческое слово как «долготерпение, великодушие, терпеливость, стойкость, выдержка», а в библейском контексте оно означает, во-первых, готовность великодушно сносить чужие грехи и недостатки, во-вторых — стойкость перед лицом испытаний.

В современном языке «терпение» имеет пассивный оттенок — человек вынужден терпеть, куда же ему деваться, но если бы у него было немного больше сил, мужества, решимости, он бы не потерпел, восстал и что-то изменил. Библейское долготерпение, напротив, активно — человек решился идти путем спасения, и твердо держится его несмотря ни на что.

Как недавно сказал в своей проповеди Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан,

«Бывает, человек какую-то часть своей жизни терпит, делает добрые дела, поступает правильно, а потом говорит такие слова: «Всё, у меня терпение кончилось», — и начинает делать зло и неправду. Это похоже на корабль, который плыл, а перед тем, как войти в гавань, потерпел кораблекрушение и затонул. В Священном Писании сказано, что «претерпевый до конца, той спасется» (Мф. 10:22). Матерь Божия терпела столько, сколько Ей Господь определил до этого святого дня, когда Её Сын забрал Её к Себе. Она показывает нам пример, что мы терпеть должны до конца, а не какой-то кусочек времени»

Христианин призван избегать греха не пока не очень-то и тянет, а всегда. Он призван хранить верность не тогда, когда его жизнь полна духовных утешений, а всегда — и в моменты уныния и разочарований тоже.

Он призван поступать правильно не только тогда, когда видит перед глазами прекрасные примеры святости, но и тогда, когда люди вокруг него впадают в мерзости и беззакония. Он призван прощать врагов не пока враги не переступают определенной черты — а всегда, как Христос простил распинателей. Он призван отказываться от ненависти и мести не только тогда, когда его никто толком и не обидел, но и тогда, когда ему действительно причинили тяжкое зло. Короче говоря, он призван терпеть не пока терпимо — а до смерти.

Это выше человеческих сил — это сверхъестественный дар Святого Духа. И этот дар подается вместе с другим даром — надеждой. Надеждой, которая есть у каждого христианина лично и у мира в целом.

Пройдет не очень много времени — и наши испытания кончатся. Наша миссия будет исполнена, нас заберут домой, ангелы примут наши души и отнесут в тот Город, который «не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец» (Откр.21:23)

Там мы навсегда окажемся дома, а пока у нас есть очень важное и чрезвычайно почетное задание — быть посланниками Господа (2Кор.5:20) в этом охваченном мятежом мире. Творить Его волю, трудиться ради вечного спасения душ, быть Его светом во тьме — как говорит Он сам, «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф.5:14-16)

Святой Апостол, среди гонений, мучений и преследований, предвидя свою насильственную кончину, писал: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2Тим.4:7,8)

Долготерпение и стойкость в вере ведет к награде настолько великой, что мы и не смеем себе ее представить; но в то же время мы знаем, что она ожидает нас в конце пути — если только мы не свернем.

Но мы уже видим небесный свет; мы уже слышим ликующие хоры святых и ангелов; пребывая в Церкви, мы уже одной ногой там, дома, мы — граждане Небесного Града, посланные оттуда в этот мир боли и смуты, чтобы творить благую и спасительную волю нашего Господа.

Пока мы странствуем здесь, на земле, Господь, Матерь Божия, ангелы и святые невидимо пребывают с нами, помогая нам идти.

Мы призваны претерпеть до конца, сохранить веру, твердо держаться нашего пути — и тогда скоро мы окажемся дома, а еще через какое-то время увидим, как Господь придет во славе, чтобы судить живых и мертвых и окончательно спасти и исцелить Его мироздание.

Источник

О терпении и обезьяньих играх

Что такое долготерпение в христианстве. Смотреть фото Что такое долготерпение в христианстве. Смотреть картинку Что такое долготерпение в христианстве. Картинка про Что такое долготерпение в христианстве. Фото Что такое долготерпение в христианстве

Слово «терпение» может описывать три вещи: во-первых, готовность упорно трудиться, когда это не приносит быстрого — материального или эмоционального — вознаграждения. В этом смысле святой апостол Иаков сравнивает жизнь христианина с трудом земледельца: «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается» (Иак.5:7,8). В самом деле, выращивание урожая — долгий и изматывающе трудоемкий процесс, который требует видеть перспективу — по крайне мере, на год.

В-третьих, терпение — это способность благодушно, не гневаясь и не раздражаясь, переносить огорчения со стороны других людей. «Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф.4:2,3).

Терпеливый человек упорно делает свою работу и держится того, что принял держаться, несмотря на все давление, которое на него оказывается как извне — со стороны людей, которые его преследуют, оскорбляют, провоцируют или соблазняют, — так и изнутри — со стороны его собственной лени, уныния, гнева или страха. Если привести чисто светский пример, то можно вспомнить знаменитый английский плакат времен страшных нацистских бомбежек Британии: «Keep Calm and Carry On» («Сохраняй спокойствие и продолжай [делать свое дело]»).

Терпение предполагает, что у человека есть какое-то дело, которое он считает важным, и которое он намерен совершать, несмотря ни на что. Святой апостол Павел проявлял глубочайшее терпение (во всех трех аспектах), потому, что сознавал, что ему вверено самое важное дело на свете: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян.20:24).

Но в наши дни слово «терпение» звучит скорее плохо. «Терпила» — презрительное именование человека, который по неосторожности или слабости стал жертвой преступников. «Потерпеть» можно только поражение, и вообще «терпеть» — удел слабых и проигравших. «Я не намерен этого терпеть!» — слова человека решительного, способного за себя постоять. «Не потерплю!» — еще и обладающего властью. «Нетерпение» — не порок, а счастливое личное качество человека, который способен надавить, заставить и вообще добиться своего. Почему это так?

Падший мир — это жестко конкурентный мир, напоминающий стаю обезьян, в которой всегда есть альфа-самец, который получает все, бета, который получает объедки после альфа-самца, гамма, который получает объедки после беты, и так далее. В любой обезьяньей стае нижестоящие внимательно смотрят на тех, кто выше — не ослабеют ли они? Не получится ли сбросить их на ступеньку ниже, чтобы занять их место? В игре, которая преследует две цели — «не быть сброшенным», и «сбросить другого», важно показывать качества, обратные терпению — гневливость, вспыльчивость, готовность к насилию. Причем уже у животных мы видим, что до прямого насилия не всегда доходит — животные решительно показывают зубы, угрожающе рычат, делают пугающие жесты в расчете на то, что противник испугается и уступит.

Увы, люди в миру часто — не всегда, не будем обобщать, но часто — ведут себя как в стае обезьян. При препирательствах в интернете очень часто людям важно не убедить в чем-то оппонента — как если бы он был разумным человеком, способным воспринимать доводы, а именно показать зубы и когти, зарычать, побить себя кулаками в грудь и вообще выказать гнев и ярость, чтобы заявить «Я тут альфа-самец! Не потерплю!»

Конечно, такое поведение очень глупо. Если вы хотите, чтобы ваш оппонент изменил свою точку зрения, Вам надо говорить с ним терпеливо и с уважением. Однако виртуальное «быкование» является почти всеобщим. Увы, даже и в православной среде. Человек хочет быть православным альфа-самцом — гневным, яростным, демонстративно готовым к насилию. И, конечно, в принципе неспособным принять чью-то критику и исправить свое поведение — ведь это означало бы поставить себя в иерархии на ступеньку ниже. Но Православие вообще означает полный разрыв с этими обезьяньими играми.

Верующий видит в ближних не конкурентов за место в обезьяньей иерархии — он вообще видит в ближних не безволосых обезьян, а людей, созданных по образу Божию. У него есть дело, которое не оставляет времени и сил для участия в обезьяньих играх, — служить Богу, со страхом и трепетом совершать свое спасение и содействовать спасению других. В частности, содействовать выстраиванию таких межчеловеческих отношений, которые отражали бы любовь, доверие и признание друг в друге образа Божия. Это нелегкий и часто неблагодарный труд, когда кажется, что терпение скоро кончится. Вот тут-то и понадобится один из плодов Святого Духа — долготерпение.

Источник

Долготерпение

Дол­го­тер­пе­ние — доб­ро­де­тель, один из девяти плодов Свя­того Духа; выдержка.

Свя­щен­ное Писа­ние о дол­го­тер­пе­нии

Пре­тер­пев­ший же до конца спа­сется
Также услы­шите о войнах и о воен­ных слухах. Смот­рите, не ужа­сай­тесь, ибо над­ле­жит всему тому быть, но это еще не конец, ибо вос­ста­нет народ на народ, и цар­ство на цар­ство, и будут глады, моры и зем­ле­тря­се­ния по местам, все же это – начало болез­ней. Тогда будут пре­да­вать вас на муче­ния и уби­вать вас, и вы будете нена­ви­димы всеми наро­дами за имя Мое; и тогда соблаз­нятся многие, и друг друга будут пре­да­вать, и воз­не­на­ви­дят друг друга, и многие лже­про­роки вос­ста­нут, и пре­льстят многих; и, по при­чине умно­же­ния без­за­ко­ния, во многих охла­деет любовь, пре­тер­пев­ший же до конца спа­сется ( Мф.24:6-13 ).

Дол­го­тер­пе­ние Гос­пода нашего почи­тайте спа­се­нием
Итак, воз­люб­лен­ные, ожидая сего, пот­щи­тесь явиться пред Ним неосквер­нен­ными и непо­роч­ными в мире; и дол­го­тер­пе­ние Гос­пода нашего почи­тайте спа­се­нием, как и воз­люб­лен­ный брат наш Павел, по данной ему пре­муд­ро­сти, напи­сал вам, как он гово­рит об этом и во всех посла­ниях, в кото­рых есть нечто неудо­бо­вра­зу­ми­тель­ное, что невежды и неутвер­жден­ные, к соб­ствен­ной своей поги­бели, пре­вра­щают, как и прочие Писа­ния. Итак вы, воз­люб­лен­ные, будучи пред­ва­рены о сем, бере­ги­тесь, чтобы вам не увлечься заблуж­де­нием без­за­кон­ни­ков и не отпасть от своего утвер­жде­ния, но воз­рас­тайте в бла­го­дати и позна­нии Гос­пода нашего и Спа­си­теля Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный ( 2Пет.3:14-18 ).

Будьте дол­го­тер­пе­ливы до при­ше­ствия Гос­подня
Вот, зем­ле­де­лец ждет дра­го­цен­ного плода от земли и для него терпит долго, пока полу­чит дождь ранний и позд­ний. Дол­го­тер­пите и вы, укре­пите сердца ваши, потому что при­ше­ствие Гос­подне при­бли­жа­ется. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осуж­ден­ными: вот, Судия стоит у дверей. В пример зло­стра­да­ния и дол­го­тер­пе­ния возь­мите, братия мои, про­ро­ков, кото­рые гово­рили именем Гос­под­ним. Вот, мы убла­жаем тех, кото­рые тер­пели. Вы слы­шали о тер­пе­нии Иова и видели конец оного от Гос­пода, ибо Гос­подь весьма мило­серд и состра­да­те­лен ( Иак.5:7-11 ).

Веру­ю­щие насле­дуют обе­то­ва­ние Божие дол­го­тер­пе­нием
Посему, оста­вив начатки учения Хри­стова, поспе­шим к совер­шен­ству; и не станем снова пола­гать осно­ва­ние обра­ще­нию от мерт­вых дел и вере в Бога, учению о кре­ще­ниях, о воз­ло­же­нии рук, о вос­кре­се­нии мерт­вых и о суде вечном. И это сде­лаем, если Бог поз­во­лит. Ибо невоз­можно – одна­жды про­све­щен­ных, и вку­сив­ших дара небес­ного, и соде­лав­шихся при­част­ни­ками Духа Свя­таго, и вку­сив­ших бла­гого гла­гола Божия и сил буду­щего века, и отпад­ших, опять обнов­лять пока­я­нием, когда они снова рас­пи­нают в себе Сына Божия и руга­ются Ему. Земля, пившая мно­го­кратно схо­дя­щий на нее дождь и про­из­ра­ща­ю­щая злак, полез­ный тем, для кото­рых и воз­де­лы­ва­ется, полу­чает бла­го­сло­ве­ние от Бога; а про­из­во­дя­щая терния и волчцы негодна и близка к про­кля­тию, кото­рого конец – сожже­ние. Впро­чем о вас, воз­люб­лен­ные, мы наде­емся, что вы в лучшем состо­я­нии и дер­жи­тесь спа­се­ния, хотя и гово­рим так. Ибо не непра­ве­ден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, кото­рую вы ока­зали во имя Его, послу­жив и служа святым. Желаем же, чтобы каждый из вас, для совер­шен­ной уве­рен­но­сти в надежде, ока­зы­вал такую же рев­ность до конца, дабы вы не обле­ни­лись, но под­ра­жали тем, кото­рые верою и дол­го­тер­пе­нием насле­дуют обе­то­ва­ния. Бог, давая обе­то­ва­ние Авра­аму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно бла­го­слов­ляя бла­го­словлю тебя и раз­мно­жая раз­множу тебя. И так Авраам, дол­го­тер­пев, полу­чил обе­щан­ное. Люди кля­нутся высшим, и клятва во удо­сто­ве­ре­ние окан­чи­вает всякий спор их. Посему и Бог, желая пре­иму­ще­ствен­нее пока­зать наслед­ни­кам обе­то­ва­ния непре­лож­ность Своей воли, упо­тре­бил в посред­ство клятву, дабы в двух непре­лож­ных вещах, в кото­рых невоз­можно Богу солгать, твер­дое уте­ше­ние имели мы, при­бег­шие взяться за пред­ле­жа­щую надежду, кото­рая для души есть как бы якорь без­опас­ный и креп­кий, и входит во внут­рен­ней­шее за завесу, куда пред­те­чею за нас вошел Иисус, сде­лав­шись Пер­во­свя­щен­ни­ком навек по чину Мел­хи­се­дека ( Евр.6:1-20 ).

Плод духа: дол­го­тер­пе­ние
Плод же духа: любовь, радость, мир, дол­го­тер­пе­ние, бла­гость, мило­сер­дие, вера, кро­тость, воз­дер­жа­ние. На тако­вых нет закона. Но те, кото­рые Хри­стовы, рас­пяли плоть со стра­стями и похо­тями ( Гал.5:22-24 ).
Желаем же, чтобы каждый из вас, для совер­шен­ной уве­рен­но­сти в надежде, ока­зы­вал такую же рев­ность до конца, дабы вы не обле­ни­лись, но под­ра­жали тем, кото­рые верою и дол­го­тер­пе­нием насле­дуют обе­то­ва­ния ( Евр.6:11,12 ).

Святые отцы о дол­го­тер­пе­нии

пре­по­доб­ный Ефрем Сирин
О дол­го­тер­пе­нии
Под­линно блажен чело­век, кото­рый при­об­рел дол­го­тер­пе­ние, потому что и Свя­щен­ное Писа­ние хвалит его, говоря: Дол­го­тер­пе­лив муж мног в разуме ( Притч.14:29 ). И что пре­иму­ще­ствен­нее этого? Дол­го­тер­пе­ли­вый всегда в радо­сти, в весе­лии, в вос­хи­ще­нии, потому что наде­ется на Гос­пода. Дол­го­тер­пе­ли­вый далек от гнева, потому что все терпит. Дол­го­тер­пе­ли­вый нескоро вос­пла­ме­ня­ется гневом, не при­бе­гает к оскорб­ле­ниям, нелегко тро­га­ется пустыми речами; если обижен, не огор­ча­ется; сопро­тив­ля­ю­щимся не про­ти­вится; во всяком деле тверд; нескоро вда­ется в обман, не скло­нен к раз­дра­же­нию, в скор­бях раду­ется, свы­ка­ется со всяким добрым делом; людям, всем недо­воль­ным, во всем уго­ждает; когда при­ка­зы­вают ему, не про­ти­во­ре­чит; когда делают выго­вор, не хмурит лица; во всяком случае нахо­дит для себя вра­чев­ство в дол­го­тер­пе­нии.
О не име­ю­щем в себе дол­го­тер­пе­ния
У кого нет дол­го­тер­пе­ния, тот далек и от тер­пе­ния, потому что недол­го­тер­пе­ли­вый удобно совра­ща­ется с пути, готов к раз­дра­же­нию, скоро раз­го­ря­ча­ется и начи­нает ссору; если оскорб­лен, сам оскорб­ляет; если обижен, воз­дает обидой же; спорит о вещах, ни для чего не слу­жа­щих; дела его и про­из­ве­де­ния его взве­ва­ются, как листья ветром; он нетверд в словах, быстро пере­ска­ки­вает от одного к дру­гому. У кого нет дол­го­тер­пе­ния, тот далек от твер­до­сти, потому что в скором вре­мени изме­ня­ется. Он не при­об­рел себе рас­су­ди­тель­но­сти, дружит с пороч­ным, про­во­дит время со зло­языч­ным, помо­гает обид­чику, не скры­вает тайны, всякое слово готов выне­сти наружу. И что зло­по­луч­нее этого?

пре­по­доб­ный Иоанн Крон­штад­ский
Будь и ты дол­го­тер­пе­лив и мило­серд к братии своей
Бог дол­го­тер­пе­лив и мило­серд к тебе: ты это испы­ты­ва­ешь каждый день мно­го­кратно. Будь и ты дол­го­тер­пе­лив и мило­серд к братии своей, испол­няя слова Апо­стола, кото­рый о любви гово­рит прежде всего так: любы дол­го­тер­пит, мило­серд­ствует ( 1Кор.13:4 ). Ты жела­ешь, чтобы Гос­подь услаж­дал тебя любо­вью Своею, услаж­дай и ты сердца других нежною любо­вью и лас­ко­во­стью обра­ще­ния.

Источник

Долготерпение Божие

. Велика и неисповедима благость Божия, невыразимо Божие долготерпение к человеческому роду, если только пожелаем мы отрезвиться и постараемся всецело обратиться к Богу, чтобы возможно нам было улучить спасение (прп. Макарий Египетский, 67. 34). Источник.

. Бог не прекращает Своего долготерпения в течение всей жизни человека, потому что и тысяча лет у Него считается кратчайшим временем, и притом. уже прошедшим (свт. Иоанн Златоуст, 48, 901).

Если пренебрегаешь ты, несчастный, Божиим медлением и долготерпением, то устыдись хотя настоящего. Ибо многие, не имея в виду будущего, уклоняются того, что осмеивается здесь. Если же пренебрегаешь тем и другим, то здесь возбудишь смех, а там – плач (прп, Исидор Пелусиот, 60, 120).

Поелику Божественный Промысл щадит согрешающих больше, нежели сколько видит их щадящими себя самих, то посему, водясь долготерпением, взывает царственной и человеколюбивой проповедью: покайтеся, приближибося Царствие Небесное ( Мф. 3, 2 ). Но если согрешающие, ни во что вменяя сие увещание, признают долготерпение небрежением, то, может быть, и ныне, без сомнения же, когда настанет время суда, не пощадит уже не удостоивших пощады себя самих, но подвергнет самым жестоким наказаниям пренебрегших долготерпение. (прп. Исидор Пелусиот, 61, 11–12). Источник.

. Если и весьма теперь долготерпит Божий гнев, призывая к покаянию, то впоследствии без замедления строже накажет не уваживших столь великого человеколюбия. Посему многие здесь еще не избегли непреодолимой руки, но постигнуты были такими бедствиями, которые великостью своей затмили всякое плачевное представление, многие же, избежав по видимому здешних наказаний, горчайшие вкусили там, когда правдивый Суд возмерил им, сколько было должно (прп. Исидор Пелусиот, 61, 43). Источник.

. Не обвиняй Божия правосудия в нерадении, но подивись Его долготерпению, которое ныне призывает. к покаянию, и тем отъемлет предлог к оправданию. (прп. Исидор Пелусиот, 62, 283).

. Всего несообразнее с разумом терпение Божие, принимающее к покаянию, обращать в напутие к большим грехам. Если же потому, что не понесли еще наказания, надеетесь, что и не будете наказаны, то вполне знайте, что Божество как человеколюбиво, так нелживо и всемогуще. Оно оказывает человеколюбие, и первые грехопадения оставляет ненаказанными, давая время к исправлению, однако же, если прегрешения паче и паче усиливаются, взыскивает за них напоследок, и подвергает наказанию за все в совокупности. (прп. Исидор Пелусиот, 62, 307).

. Частое прощение твоих прегрешений обучило тебя грешить непростительно. Поэтому, употребив узду воздержания, попытайся остановить себя в стремлении в бездну и сделай, чтобы врачевство прощения стало не бесполезным, и чтобы не постигло наконец тебя Божественное правосудие, как неблагопризнательо и бесчувствено (прп. Исидор Пелусиот, 62, 405).

Божие долготерпение да не побуждает тебя к пороку, но да призывает к добродетели. Ибо ни с чем не сообразно терпеть вред от блага, а такое долготерпение есть благо же; оно порождает милость кающимся, и суд нераскаянным (прп. Исидор Пелусиот, 62, 465).

Не порицай Божия долготерпения, ибо оно – общее врачевство (прп. Нил Синайский, 72, 234). Источник.

Иеромонах Троице-Сергиевой Лавры отец Мелетий сообщил достойную памяти историю последних лет жизни иеромонаха московского Покровского монастыря отца Никодима. Иеромонах Никодим, по словам отца Мелетия, был муж просвещенный и доброго сердца. Своей истинно иноческой жизнью он был известен даже митрополиту Филарету.

Вдруг с ним случилось что-то непостижимое для человеческого ума. Он впал в непонятную тоску и от уныния не находил себе места. Чтобы сколько-нибудь забыться в своем тяжелом угнетенном состоянии, он стал прибегать к вину, постепенно пристрастился к водке и сделался настоящим алкоголиком. Архимандрит Паисий, тогдашний настоятель Покровского монастыря, уважаемый всей Москвой за свою духовную жизнь, принимал все меры, чтобы удержать отца Никодима от запоя. Но все старания его были напрасны, и он был вынужден, наконец, доложить об этом митрополиту Филарету.

По прибытии членов следственной комиссии из консистории в Покровский монастырь, отец Никодим не открыл им даже своей двери. Находясь в нетрезвом состоянии, он беззастенчиво грубил некоторым из них. На донесении членов комиссии о результатах следствия митрополит Филарет наложил резолюцию, в которой выражал сожаление о поведении отца Никодима и назначал его на поселение в Николо-Песношский монастырь. На Песноше игуменом состоял тогда истинный монах мудрой и духовной жизни, которому, однако никак не удавалось благотворно повлиять на отца Никодима. Тот и здесь продолжал вести нетрезвую жизнь и доходил до такого состояния, что, удаляясь в соседнюю деревню, все пропивал с себя. Игумен не знал, что с ним делать. Лишать его сана и обратить в первоначальное состояние он не хотел, так как не терял надежды на его исправление и просил о том Бога. О спасении отца Никодима заботился и сам митрополит Филарет, всегда спрашивавший о нем.

Так прошло три года. Отец Никодим был буквально соблазном для всей Песношской обители. Однажды игумен, будучи в Москве, специально просил митрополита Филарета, чтобы он помолился об искушаемом иеромонахе Никодиме. Владыка митрополит в ответ на просьбу настоятеля сказал: «Верю, что не до конца Господь прогневался на него. Он помилует и исцелит его немощи». Однажды, к неописуемой радости игумена, отец Никодим неожиданно для всех пришел в церковь к полунощнице, стал на клирос и своим мощным голосом стал помогать братии в пении. В тот же день он пришел к Литургии, к вечерне, а затем и в последующие дни стал неопустительно являться ко всем службам. Братия часто замечала его плачущим и молитвенно кающимся. В таком благодатном душевном состоянии он провел восемь месяцев. Игумен, видя его исправление, официально сообщил о том митрополиту Филарету и просил разрешить священнодействие отцу Никодиму. На донесении святитель Филарет наложил следующую резолюцию: «Душою и сердцем радуюсь исправлению отца Никодима. С любовью благословляю и разрешаю ему священнодействовать».

Разрешение это было получено отцом игуменом в Великую Пятницу на Страстной седмице. Объявляя об этом отцу Никодиму, игумен благословил ему готовиться к священнослужению вместе с ним в Светлый день Святой Пасхи. Предстоя святому престолу в служении с отцом игуменом, отец Никодим всю Светлую заутреню и всю обедню пламенно, со слезами, молился. Благодарственные молитвы после причащения отец Никодим от изнеможения читал уже сидя. По окончании молитв к нему подошел пономарь, чтобы напомнить о разоблачении. Но отец Никодим уже ничего не слышал. Он был мертв, и лицо его сияло пасхальной радостью.

Когда об этом было донесено митрополиту Филарету, то владыка со слезами на глазах сказал: «Слава и благодарение Всевышнему Богу, не хотящему смерти грешника, по промыслительно спасающему человеческие души!» (114, 171–174).

Источник

Что такое «плоды Святого Духа» и как их получить?

В православной литературе часто можно встретить выражение «плоды Святого Духа». Такими плодами называют, например, любовь, радость, милосердие и даже саму веру. Но при чем здесь Дух и Его плоды? Разве все это не личные свойства отдельного человека, которые он сам в себе развивает? И вообще — Кто такой Святой Дух? Разбираемся в «Слайдах» «Фомы».

Кто такой Святой Дух?

Святой Дух — третье Лицо Святой Троицы. Библия говорит о едином Боге и резко отвергает представление, будто бы богов много. Однако та же Библия дает нам основания утверждать, что Бог триедин: един по существу и троичен в Лицах. Священное Писание ясно говорит об Отце как о Боге, о Сыне как о Боге и о Святом Духе как о Боге. Господь Иисус посылает апостолов крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф 28:19).

В чем роль Святого Духа?

В ночь перед распятием в прощальной беседе с учениками Господь говорит: Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин 14:16—17). Святой Дух вечно пребывает с Церковью, которую основал Христос. Как и обещал Спаситель, Он наставляет нас на всякую истину (Ин 16:13). И производит в христианах то, что называется «плодами Святого Духа». Эти плоды перечисляются в Послании святого апостола Павла к Галатам: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5:22-23). Итак, Дух Святой наставляет нас в истине и дает дары, помогающие нам жить в этом мире по-христиански.

Но разве эти дары — не черты характера самого человека?

Конечно. Но действие Святого Духа как раз и проявляется в перемене характера. Как сказал о своем обращении ко Христу святой князь Владимир — Креститель Руси: «Я был зверь, а стал человек». Святой Дух меняет наши желания, предпочтения и привычки, просвещает наш разум и дает воле правильные ориентиры, так что мы начинаем проявлять эти плоды в своей жизни. Святой Дух входит и действует в нас через нашу веру во Христа, которая проявляется в молитве (как личной, так и общецерковной), в нашем участии в таинствах Церкви, в жизни по заповедям Божиим.

То есть Святой Дух воздействует на нас помимо нашей воли? Разве это не манипуляция сознанием, пусть и во благо?

Нет, Святой Дух как раз никогда не действует насильно (в отличие от духов не святых). Он ждет нашего свободного решения: захотим ли мы измениться или нет? Захотим ли перестать грешить — или нам комфортнее оставаться такими, какие мы есть? Читая утренние и вечерние молитвы, верующие ежедневно обращаются к Господу Духу Святому с такой просьбой: «Прииди и вселися в ны (по-церковнославянски „в нас“. — Прим. ред.), и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Если Он увидит, что мы не лукавим и действительно приглашаем Его войти в нас и очистить нашу душу, то непременно воспользуется приглашением. Но насильно делать ничего не станет.

Для чего нам плоды Святого Духа? Чтобы вести себя хорошо с точки зрения Бога?

Вести себя хорошо тоже очень важно. Но цель, с которой Дух Святой подает нам Свои плоды, выходит далеко за рамки хорошего поведения. Бог хочет сделать нас не просто хорошими, а святыми — вечными, бессмертными, бесконечно прекрасными существами, в которых струится Его жизнь и отражается Его благость. Святой Дух постепенно меняет нас изнутри, и Его цель — превратить нас в святых.

Что такое любовь, которую дает Святой Дух? Это восторг, какие-то необычные переживания?

Обычно мы часто называем словом «любовь» чувство, переживание, например влюбленность. Но в Библии речь идет скорее не об эмоциях, а об определенном расположении воли человека, когда он признает уникальную ценность своего ближнего и ищет ему блага. Это тем более так, когда о любви говорится как об одном из плодов Святого Духа.

Что значит искать блага для ближнего?

Высшее благо для любого человека, с точки зрения христианина, — это его, человека, спасение. А спасение — это вхождение в соприкосновение с Богом, достижение такого состояния, когда Дух Святой живет в человеке и освящает человека. Поэтому искать для кого-то блага — значит делать все для того, чтобы этот человек узнал Бога и полюбил Его. Вести себя с этим человеком по-Божьи — кротко, милосердно, заботливо, забывая все обиды. И не скрывать той самой радости, которую дарит Святой Дух нам самим.

А радость во Святом Духе — это всегда быть «на позитиве»?

Не совсем так. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Флп 4:4) — пишет апостол Павел, причем пишет он это, находясь в тюрьме в ожидании мученической смерти. Его не вгоняют в отчаяние лишения, побои, угроза лютой смерти. Почему? Он знает, что делает важное и спасительное дело — проповедует Евангелие. Он знает, что, когда его земной путь завершится, он окажется на небесах, в непредставимом блаженстве. И осознание правильности, спасительности избранного пути наполняет его радостью. Как говорил сам Павел, имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше [чем оставаться на земле. — Прим. ред.] (Флп 1:23). Мы обретаем такую радость, когда решаемся служить Господу. Она прорастает в нас постепенно, вместе с уверенностью в вечной жизни.

Что это за мир, который дает Святой Дух? Я вроде и так не воюю ни с кем.

Для нас слово «мир» чаще всего означает отсутствие войны. Но библейское слово «шалом», которое у нас переводится как «мир», имеет гораздо более глубокое значение: это правильные, должные отношения между людьми и Богом, людьми между собой, людьми и природой. Поссорившиеся родственники могут не воевать, а просто держаться друг от друга подальше. Между ними нет войны, но нет и «шалома», любви. «Шалом» появится, когда они помирятся и сядут все вместе за одним праздничным столом.

И как семейные дрязги связаны с верой в Бога?

Подлинный мир мы обретаем благодаря вере во Христа: Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа (Рим 5:1). Мы в мире с Богом; пребывая в Его Церкви, мы приняты в Его доме; приступая к Евхаристии, мы питаемся за Его столом. Сознание того, что мы прощены и приняты, наполняет христиан миром — и способностью быть миротворцами в отношении других людей.

Что такое долготерпение? Это пассивность, когда ты ни на что не реагируешь?

Вовсе нет. Во-первых, это способность переносить что-то неприятное: болезни, лишения, обиды — и не ломаться, не срываться в озлобленность или отчаяние. Во-вторых, способность прилагать усилия, которые не приносят немедленного результата, награды. Долготерпение нужно и во многих мирских делах — когда вы учите иностранный язык или проходите длинный курс лечения. Но оно особенно важно в духовной жизни, когда вы молитесь, читаете Библию и участвуете в богослужениях просто из послушания Господу, не получая каких-то немедленных духовных радостей и утешений.

А благость? Это всегда быть невозмутимо-благодушным?

Этот плод Святого Духа можно было бы назвать привычным словом «доброта», но на самом деле речь тут идет о гораздо большем — о подражании Самому Богу. Благим Библия называет именно Бога: Бог проявляет богатство благости по отношению к грешникам; Его благость ведет их к покаянию (Рим 2:4); Бог совершает все, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе (Еф 2:7). Причем Бог благ не к тем, кто этого заслуживает, а ко всем вообще: Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф 5:45). Христиане призваны подражать благости Бога.

Как именно подражать?

Как говорит Господь Иисус: Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любúте врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф 5:43-44).

У меня нет власти и я не распоряжаюсь судьбами людей — как я могу проявлять милосердие?

Милосердие — это любовь, доброта и забота, обращенная к тем, кто не может (и часто не хочет) ничем воздать нам за них. Речь здесь идет о любых людях, а не о подвластных нам. Как говорит Христос: Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных (Лк 14:12-14).

Можно поподробнее — что слова Христа значат на практике?

Христиане, которые помогают страдающим людям, могут столкнуться с тем, что иногда это люди не самые приятные и благодарные. Часто они сильно биты жизнью — и приобрели разные дурные привычки. Они могут пить или лгать, или высказывать претензии вместо благодарности. Наши первые порывы быть хорошими быстро разбиваются о то, что мы далеко не всегда получаем немедленную награду за нашу добрую волю. Такой плод Святого Духа, как милосердие, делает нас способными проявлять любовь и сострадание, подобные любви и состраданию Бога, Который благ и к неблагодарным и злым (Лк 6:35).

Вера — тоже дар Духа? Разве я не могу уверовать в Бога сам?

Нет, без благодати Божией мы не могли бы ни уверовать, ни даже захотеть этого. Грешный человек относится к Богу с глубоким недоверием. Ему кажется, что Бог лишит его чего-то, сделает его жизнь несчастной и несвободной. На самом же деле несчастными нас делает наше яростное противление Богу. Главное препятствие для веры лежит совсем не в области разума (разум, напротив, ведет к вере, свидетельством тому множество больших ученых, верующих в Бога), а в области воли.

И что же делает Святой Дух с нашей волей?

Он освобождает нас от ожесточения и страха; мы доверяемся благому Промыслу Божиему и полагаемся на те обещания, которые Бог дает в Священном Писании. Дух удостоверяет нас в истине Благой Вести, причем в ее истинности по отношению к нам, ко мне лично. Христос умер и воскрес и ради меня тоже; и мне тоже в таинствах Церкви передается вечная жизнь. Как говорит апостол Павел, вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии (Рим 8:15-16). Слово «Авва» — как наше «батя» или «папа» — очень теплое, семейное слово, с которым дети обращаются к Отцу. Именно такое теплое, сыновнее доверие и созидает в христианах Святой Дух.

А кротость? Даже не очень понятно, что значит это слово.

Да, это слово редко встретишь сегодня в повседневной речи. Что же оно означает? Качество, противоположное гневливости. Кроткий человек сохраняет благожелательное спокойствие в обстоятельствах, которые человека, лишенного этой добродетели, бесят. Кроткий человек даже в ситуации, которая требует исправления, высказывает свою позицию мягко и терпеливо, без неприязни и раздражения. Как пишет апостол Павел: Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным (Гал 6:1).

А воздержание — это про то, что ничего нельзя?

Нет, совсем про другое. Воздержание — это способность обуздывать свои аппетиты, держать свои желания под контролем. Это не значит, что мы считаем желания, свойственные нам по природе, плохими. Мы с благодарностью к Богу вкушаем любую пищу; Церковь давно сочла еретиками тех, кто гнушался супружеским общением. Но наши желания должны находиться под нашим контролем — а не мы под их. Тело подобно коню: пока им управляет благоразумный всадник, оно и полезно, и прекрасно. Однако когда конь понес и всадник утратил над ним власть, оба находятся в опасности погибнуть. Святой Дух дает христианам способность воздерживаться от того, чтобы следовать нашим желаниям в тех случаях, когда это было бы вредным, пагубным для нас самих или других людей.

Так как же получить эти плоды Духа Святого?

Во-первых, просить об этом Его Самого, не забывая, что Тот, Кто раздает дары, действует согласно собственному Промыслу, ведомому только Ему: . каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1 Кор 12:7—11).Обладая всеми дарами сразу, мы бы страшно возгордились и уже никогда не смогли бы покаяться. Вероятно, поэтому Господь дает каждому только некоторые дары.
И во-вторых, приобщаться к жизни и таинствам Церкви. Ведь именно через них Господь воздействует на нас наиболее явно и ощутимо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *