Что такое долг памяти

Подготовка к ОГЭ (ГИА)

Как Вы понимаете значение выражения ДОЛГ ПАМЯТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое долг памяти?».

Сочинение 9.3 (15.3)

Долг памяти – это обязанность помнить то, что забыть невозможно по нравственным причинам. Каждый гражданин нашей страны обязан чтить память героев, погибших в годы Великой Отечественной войны.

В предложенном для анализа тексте жители одной деревни возводят памятник. Чтобы памятник стоял на возвышении, они насыпают холм, плотно укрывают его дёрном. На это место пришли все, так как каждый житель считал своим долгом чтить память о шестидесяти четырёх односельчанах, которые погибли, защищая Родину и подарив им мирное небо над головой ценой собственной жизни. Рассказчик впервые видел горе не одного человека, а общее горе целой деревни.

В рассказе Е. И. Носова «Шопен, соната номер два» повествуется о том, как в 1973 году, спустя тридцать лет после военных событий, в тех местах, где происходило знаменитое танковое сражение под Прохоровкой, открывают обелиск, на котором написаны имена погибших здесь героев. Люди хранят память о своих родственниках, которые не вернулись с войны. Сюда приезжает заводской оркестр, чтобы сыграть гимн на открытии памятника, а на ночь оркестранты остаются в деревенской избе, где от пожилой хозяйки узнают о том, какие потери в годы войны понесла её семья. Пелагея рассказывает о том, что на войне погибли два её брата, дядья её дочки Веры. В этой крестьянской избе живут только три женщины: Пелагея, её старая мать и дочка Вера. А мужчины погибли на войне.

В России в каждой семье есть родственники, которых забрала война, и люди понимают, что их долг – свято беречь память близких. Доказательство тому – акция «Бессмертный полк», которая проходит в День Победы.

Текст

(1) День клонился к закату. (2)Солнце запуталось в слоистых облаках над лесом, угасило свой жар, потонуло ярким малиновым шаром в синем мареве. (3)Васька, перекинув топор через плечо, а я с лопатой наперевес шли к околице.
— (4)Коли можете, приходите, — сказал, уходя, председатель, — там и бабка ваша копошится, смените её.
(5)На взгорье, что за деревней, мельтешил народ. (6)Слышался сдержанный говор, редкие, приглушённые удары лопат о камень, стук двух или трёх топоров и голос пилы.
(7)Чем ближе мы подходили, тем ясней различал я, что взгорье на околице словно выросло, поднялось повыше. (8)И точно. (9)Люди насыпали холм, невысокий, метра в два, и плотно укрыли его дёрном. (10)Горка подросла, и на ней, на этой высотке, белела дощечками треугольная пирамидка.
(11) Мы опоздали: памятник был почти готов
(12)Внизу, у подножия холма, затрещал костёр. (13)Со стороны деревни к нему тянулся народ. (14)Огонь выхватывал усталые, с полукружьями под глазами, лица женщин, низко надвинутые на лоб платки. (15)Тени делали даже тех, кто помоложе, старухами, и мне казалось, что перед памятником собралась толпа одних дряхлых старух.
(16)Случайно я увидел в толпе Маруську и шагнул к ней.
— (17)Ты как тут? — спросил я.
— (18)Так мы все приехали, — сказала Маруська, — ведь дядя Игнат сказал, что сегодня закончат.
(19)Дед Трифон притоптал дёрн у пирамиды, придирчиво оглядел памятник. (20)Через толпу пробился Васька. (21)0н загнанно дышал и держал в руке фанерную светлую звёздочку.
(22)Терентий Иванович взял её, покачал на ладони, будто взвешивая тяжесть.
— (23)Прибей, — сказал он Ваське, и тот, подхватив топор, точно снайпер, забил гвоздь в центр звёздочки.
(24)Светлым пятнышком мерцала она над пирамидой. (25)А над ней чернело ночное небо, и там тоже молчали, переливались звёзды, тысячи звёзд. (26)Тысячи тысяч. (27)Но эта, фанерная, была ближе других к нам. (28)Она как будто шевелилась в неровном свете костра.
— (29)Ну вот, — сказал Терентий Иванович, — и поставили мы памятник нашим солдатам. — (30)Он умолк и вдруг спросил, спохватившись: — Васька, краску принёс?
— (31)Принёс, — пробасил Василий.
— (32)Пиши, — сказал председатель, — на каждой планке, их тут ровно шестьдесят четыре.
(33)Стало тихо. (34)Только трещал костёр, разбрызгивая огненные искры, словно это был артиллерийский салют. (35)Из двадцати одного орудия. (36)Двадцатью залпами.
— (37)Семён Николаевич Васильев, — продиктовал председатель. — (38)Тысяча девятьсот двадцать третий — тысяча девятьсот сорок второй.
(39)Васька аккуратно выводил красной краской ровные, стройные буквы и такие же ровные цифры.
— (40)Семён Семёнович Васильев, — сказал председатель. — (41)Тысяча восемьсот девяносто второй — тысяча девятьсот сорок первый. (42)Борис Иванович Васильев. (43)Тысяча восемьсот девяносто девятый — тысяча девятьсот сорок четвёртый. (44)Семён Борисович Васильев. (45)Тысяча девятьсот двадцать пятый — тысяча девятьсот сорок второй.
«(46)Все Васильевы! — поразился я. — (47)Одна семья, что ли?» (48)Хотел спросить кого-нибудь, но не решился.
(49)Иван Петрович Васильев, — сказал председатель сдавленным голосом. — (50)Тысяча девятьсот шестой — тысяча девятьсот сорок первый.
51)Я посмотрел на Ваську. (52)Он вдруг беспомощно обернулся к председателю. (53)Никогда я не видел таким Ваську. (54)Губы у него тряслись, и банка с краской тоже.
— (55)Терентий Иванович, — сказал он глухим голосом, — я. — (56)Он мотнул головой, словно у него в горле стоял комок. — (57)Пусть Николка!
(58)Председатель посмотрел в толпу.
— (59)Иди сюда, Коля! — сказал он.
(60)Я не понял, что это зовут меня, но толпа передо мной расступилась, образуя тропку к холму. (61)Кто-то подтолкнул меня сзади, и я, как на трибуну, поднялся на горку.
— (62)Пиши! — сказал мне Васька, и я принял у него банку с кисточкой.
— (63)Иван Петрович Васильев, — повторил председатель. — (64)Тысяча девятьсот шестой — тысяча девятьсот сорок первый.
(65)Я нагнулся к пирамидке и аккуратно вывел буквы. (66)Я волновался, и рука у меня дрогнула. (67)Я обернулся. (68)На меня молчаливо смотрели люди.
(69)Я повернулся к памятнику и поставил точку.
— (70)Иван Дмитриевич Васильев.
(71)Вдруг кто-то дико закричал. (72)Я опять обернулся, оплеснув штанину красной краской. (73)На земле, у подножия, лежала женщина прижималась к дёрну, обнимала его и плакала, плакала так отчаянно, что мне стало страшно. (74)Я отыскал взглядом Ваську. (75)Он сидел на холме, возле пыльных сапог председателя, обняв руками свои колени.
(76) Я отыскал тётю Нюру
(77) Она не плакала. (78)Она глядела сухими, воспалёнными глазами на пирамиду и, казалось, ничего не видела.
(79) Костёр раскидывал в красной траве чёрные тени и громко хлопал прогоревшими сучьями.
(80) Я содрогнулся: первый раз в жизни я видел такое горе.
(81) Горе не одного человека, не двоих, не одной семьи, а горе целой деревни.

(По А.А. Лиханову)

Источник

Сочинение 9.3 «Долг памяти»

Текст для сочинения:

(1) День клонился к закату. (2)Солнце запуталось в слоистых облаках над лесом, угасило свой жар, потонуло ярким малиновым шаром в синем мареве. (3)Васька, перекинув топор через плечо, а я с лопатой наперевес шли к околице.

— (4)Коли можете, приходите, — сказал, уходя, председатель, — там и бабка ваша копошится, смените её.

(5) На взгорье, что за деревней, мельтешил народ. (6) Слышался сдержанный говор, редкие приглушённые удары лопат о камень, стук двух или трёх топоров и голос пилы.

(7)Чем ближе мы подходили, тем ясней различал я, что взгорье на околице словно выросло, поднялось повыше. (8)И точно. (9)Люди насыпали холм, невысокий, метра в два, и плотно укрыли его дёрном. (10)Горка подросла, и на ней, на этой высотке, белела дощечками треугольная пирамидка. (11)Мы опоздали: памятник был почти готов.

(12)Внизу, у подножия холма, затрещал костёр. (13)Со стороны деревни к нему тянулся народ. (14)0гонь выхватывал усталые, с полукружьями под глазами, лица женщин, низко надвинутые на лоб платки. (15)Тени делали даже тех, кто помоложе, старухами, и мне казалось, что перед памятником собралась толпа одних дряхлых старух. (16)Случайно я увидел в толпе Маруську и шагнул к ней.

-(17)Ты как тут? — спросил я.

-(18)Так мы все приехали, — сказала Маруська, — ведь дядя Игнат сказал, что сегодня закончат… (19)Дед Трифон притоптал дёрн у пирамиды, придирчиво оглядел памятник. (20)Через толпу пробился Васька. (21)Он загнанно дышал и держал в руке фанерную светлую звёздочку.

(22)Терентий Иванович взял её, покачал на ладони, будто взвешивая тяжесть.

-(23)Прибей, — сказал он Ваське, и тот, подхватив топор, точно снайпер, забил гвоздь в центр звёздочки.

(24)Светлым пятнышком мерцала она над пирамидой. (25)А над ней чернело ночное небо, и там тоже молчали, переливались звёзды, тысячи звёзд. (26)Тысячи тысяч. (27)Но эта, фанерная, была ближе других к нам. (28)Она как будто шевелилась в неровном свете костра.

-(29)Ну вот, — сказал Терентий Иванович, — и поставили мы памятник нашим солдатам. — (30)Он умолк и вдруг спросил, спохватившись: — Васька, краску принёс?

-(31)Принёс, — пробасил Василий.

(32)Пиши, — сказал председатель, — на каждой планке, их тут ровно шестьдесят четыре.

(33)Стало тихо. (34)Только трещал костёр, разбрызгивая огненные искры, словно это артиллерийский салют. (35)Из двадцати одного орудия. (36)Двадцатью залпами.

-(37)Семён Николаевич Васильев, — продиктовал председатель. — (38)Тысяча девятьсот двадцать третий — тысяча девятьсот сорок второй.

(39)Васька аккуратно выводил красной краской ровные, стройные буквы и такие ровные цифры.

— (40)Семён Семёнович Васильев, — сказал председатель. — (41)Тысяча восемьсот девяносто второй — тысяча девятьсот сорок первый. (42)Борис Иванович Васильев. (43)Тысяча восемьсот девяносто девятый — тысяча девятьсот сорок четвёртый. (44)Семён Борисович Васильев. (45)Тысяча девятьсот двадцать пятый — тысяча девятьсот сорок второй.

«(46)Все Васильевы! — поразился я. — (47)Одна семья, что ли?» (48)Хотел спросить кого-нибудь, но не решился.

(49)Иван Петрович Васильев, — сказал председатель сдавленным голосом (50)Тысяча девятьсот шестой — тысяча девятьсот сорок первый.

(51)Я посмотрел на Ваську. (52)Он вдруг беспомощно обернулся к председателю.(53)Никогда я не видел таким Ваську. (54)Губы у него тряслись, и банка с краской тоже.

— (55)Терентий Иванович, — сказал он глухим голосом, — я… — (56)Он мотнул головой, словно у него в горле стоял комок. — (57)Пусть Николка!

(58)Председатель посмотрел в толпу.

— (59)Иди сюда, Коля! — сказал он.

(60)Я не понял, что это зовут меня, но толпа передо мной расступилась, образуя тропку к холму. (61)Кто-то подтолкнул меня сзади, и я, как на трибуну, поднялся на горку.

— (62)Пиши! — сказал мне Васька, и я принял у него банку с кисточкой.

-(63)Иван Петрович Васильев, — повторил председатель. — (64)Тысяча девятьсот шестой — тысяча девятьсот сорок первый.

(65)Я нагнулся к пирамидке и аккуратно вывел буквы. (66)Я волновался, и рука у меня дрогнула. (67)Я обернулся. (68)На меня молчаливо смотрели люди. (69)Я повернулся к памятнику и поставил точку.

— (70)Иван Дмитриевич Васильев…

(71)Вдруг кто-то дико закричал. (72)Я опять обернулся, оплеснув штанину красной краской..(73)На земле, у подножия, лежала женщина прижималась к дёрну, обнимала его и плакала, плакала так отчаянно, что мне стало страшно. (74)Я отыскал взглядом Ваську. (75)Он сидел на холме, возле пыльных сапог председателя, обняв руками свои колени.

(76)Я отыскал тётю Нюру.

(77)Она не плакала. (78)Она глядела сухими, воспалёнными глазами на пирамиду и, казалось, ничего не видела.

(79)Костёр раскидывал в красной траве чёрные тени и громко хлопал прогоревшими сучьями.

(80)Я содрогнулся: первый раз в жизни я видел такое горе.

(81)Горе не одного человека, не двоих, не одной семьи, а горе целой деревни.

* Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) — русский писатель, общественный деятель.

Пример сочинения 9.3 «Что такое долг памяти?»

Воспоминания о Великой Отечественной войне каждый раз наводят на нас ужас, грусть и печаль. Это было поистине страшное время, которое переживала наша страна. Поэтому долг памяти — это единственное, что нам осталось спустя столько лет, ведь пока мы помним, герои войны живы. Докажу свою точку зрения на примере текста Альберта Анатольевича Лиханова и своего жизненного опыта.

В тексте жители одной деревни считали своим долгом поставить памятник солдатам, которые ушли на фронт и не вернулись. Этими солдатами были их самые близкие и любимые люди, на войну уходили целыми семьями. Главный герой был поражен, он никогда не видел такое горе: «горе не одного человека, не двоих, не одной семьи, а горе целой деревни». Единственное, что осталось этим бедным людям — память.

Наверное, каждый из нас знает Александра Матросова, героя Великой Отечественной войны, который закрыл своим телом амбразуру дзота, тем самым спас своих боевых товарищей. Восхищение смелостью, мужеством, храбростью этих людей, память об их самоотверженных поступках — это наш долг.

Таким образом, долг памяти — это долг каждого человека, каждый из нас должен помнить, какой ценой было завоевано мирное небо, благодаря кому мы можем жить спокойно и верить в светлое будущее.

Источник

Результаты поиска

Сочинение 9.3 «Что такое ЖИЗНЕННАЯ ДОРОГА?»

Текст для сочинения: (1)Уже в передней, не зажигая света, он понял, что приехал отец. (2)Не сняв пальто, с воплем Володя бросился в его комнату. (3)Афанасий Петрович сидел у стола в своей характерной позе – очень прямо – и читал газету. (4)Он был в хорошо отутюженной, щегольски пригнанной гимнастерке с летными петлицами, и на рукаве его […]

Сочинение 9.3 «Долг памяти»

Текст для сочинения: (1) День клонился к закату. (2)Солнце запуталось в слоистых облаках над лесом, угасило свой жар, потонуло ярким малиновым шаром в синем мареве. (3)Васька, перекинув топор через плечо, а я с лопатой наперевес шли к околице. — (4)Коли можете, приходите, — сказал, уходя, председатель, — там и бабка ваша копошится, смените её. (5) […]

Сочинение 9.3 ОГЭ «Что такое НАСТОЯЩЕЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ?»

Текст для сочинения: (1) Вот и выпал снег. (2) Чистая страница под окном. (3) Я долго ждал снега, чтобы вспомнить лето. (4) Тянул всю осень и половину зимы, прятал сам от себя летнюю тетрадь, чтобы не сорваться вдруг. (5) Мне нужен был вот такой снег. (6) Под него лучше всего пишется про лето. (7) Осенью […]

Сочинение 9.3 ОГЭ «Что такое ДУШЕВНАЯ РАНА?»

Текст для сочинения: (1) Хутор Топилин степной, безлесый, разрезанный надвое асфальтовой дорогой. (2) Одна половина добротных домов тулится к петлючей заиленной речке, другая – к заросшему камышом лиману. (3) В реке и в лимане в достатке рыбы. (4) Рыбачат на хуторе все – от мала до велика. (5) А вот охота в этих местах непопулярна. […]

Сочинение 9.3 «Что такое ответственность?»

Текст для сочинения: (1) Костер для охотника – словно финишная полоса, словно высшая точка в отсчете, заработанная, выстраданная охотничьим днем, каждый час которого можно припомнить до мелочей, каждое мгновение которого прожито наедине с природой. (2) И вот под легкую истому костра, отстранившись от реальности мира, можно неспешно поразмыслить о прожитом и о дне приходящем. (3) […]

Сочинение 9.3 «ВОСПОМИНАНИЕ»

Задание: Как Вы понимаете значение слова ВОСПОМИНАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое воспоминания?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.Объём сочинения должен составлять не менее 70 […]

Сочинение 9.3 «СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ»

Текст для сочинения: (1)Мы с моими сверстниками любили быть вместе и всё свободное время проводили во дворе. (2)Компания у нас была дружная и тесная. (3)Однажды к нам подошёл мальчишка наших лет с мамой. — (4)Ребятки, это ваш новый товарищ, его зовут Юрик, — сказала женщина. — (5)У вас, наверное, найдутся общие интересы. (6)Юрик любит играть […]

Сочинение 9.3 «НАСТОЯЩИЙ УЧИТЕЛЬ»

Текст для сочинения: (1)Класс поднялся ей навстречу, медленно, будто нехотя. (2)Сели тоже недружно, громко стуча партами. — (3)Вот вам новая учительница, Евгения Андреевна. (4)Она будет вести у вас литературу и русский язык вместо Сергея Андреевича, который ушел по болезни, — сказал директор. — (5)Прошу, Евгения Андреевна, приступить к уроку. (6)Она кивнула головой, и директор вышел, оставив ее […]

Сочинение 9.2 «Многое дал мне тот первый костер!»

Текст для сочинения: (1) Костер для охотника – словно финишная полоса, словно высшая точка в отсчете, заработанная, выстраданная охотничьим днем, каждый час которого можно припомнить до мелочей, каждое мгновение которого прожито наедине с природой. (2) И вот под легкую истому костра, отстранившись от реальности мира, можно неспешно поразмыслить о прожитом и о дне приходящем. (3) […]

Источник

Сила жертвы и долг памяти

Что такое долг памяти. Смотреть фото Что такое долг памяти. Смотреть картинку Что такое долг памяти. Картинка про Что такое долг памяти. Фото Что такое долг памяти

Что такое долг памяти. Смотреть фото Что такое долг памяти. Смотреть картинку Что такое долг памяти. Картинка про Что такое долг памяти. Фото Что такое долг памяти

Михаил Демурин, для МИА «Россия сегодня»

Главной чертой сплоченного общества является уважение к предкам, сохранение о них светлой памяти. Мы подспудно ощущали это все 90-е и нулевые годы, хотя что только ни делали наши противники, чтобы опорочить доброе имя тех, кто вывел нашу страну из тяжелейшего кризиса начала прошлого века, восстановил после гражданской войны, сделал из нее действительно мощную мировую державу, сумевшую победно пройти испытания середины века, обеспечил ее послевоенный взлет.

Мы хранили эту память, а эта память хранила нас – каждого в отдельности и весь народ в целом.

В этом году, пройдя 9 мая вместе с Бессмертным полком по улицам российских городов, мы физически ощутили, как жертва укрепляет волю, а память и скорбь обращаются в силу. В этом и есть глубинная связь между 22 июня и Днем Победы.

У нас с женой из близких родственников в Великой Отечественной войне участвовало шестеро мужчин; трое, братья ее матери, погибли на фронте, еще один брат умер от ран сразу после войны. Это была вся мужская поросль большой крестьянской семьи. Но немало, уверен, и более трагичных семейных историй. За этим знанием далеко ходить не надо, стоит только остановиться у воинского обелиска в любом из российских сел. Комок подступает к горлу: одна и та же фамилия повторяется по семь, девять, двенадцать, а иногда и более раз. Очень многие из них с одинаковыми отчествами.

Что такое долг памяти. Смотреть фото Что такое долг памяти. Смотреть картинку Что такое долг памяти. Картинка про Что такое долг памяти. Фото Что такое долг памяти

А если наоборот: какую мысль трудно представить в их сознании? Наверное, ту, что «нет ничего ценнее человеческой жизни», как еще совсем недавно пытался убедить нас один известный политик. И еще — что менее чем через полвека страна, за которую они кладут свои жизни, будет развалена. А знали бы, хуже дрались? Нет, дрались бы так же, но с мыслью, что тем более надо выжить и не допустить этого. Эти люди жили, мыслили и действовали в категориях народа, который был до них и будет после них, а они – лишь его частичка. Эта причастность к национальной исторической памяти, переданная им с молоком матери и закрепленная отцами в детстве и учителями в юношестве, и подвигала их на жертвенность, вселяла веру в бессмертие. И тех, кто готовился к подвигу, и тех, кому судьба времени на такую подготовку не отпустила. Отдав для победы свои жизни и внеся тем самым свою лепту в формирование общенародной памяти, они передали эту эстафету нам.

Думаешь о судьбе этого поистине великого поколения, и поражаешься их воле, их стремлению к созидательной, наполненной смыслом жизни. Не только на войне, но и в мирные дни они жили не в силу переживания «я хочу», а с мыслью «надо», «я должен».

Кому надо? Почему и кому должен? Надо стране, считали они. Должен своему народу. Так влияла на них общественная среда, устанавливая иерархию ценностей, задавая мировоззренческие и нравственные ориентиры.

Жизненная задача была простая: любимая страна должна жить свободно и счастливо. К 1970-м годам она была в значительной мере решена. Если бы не война, если бы такие, как они, в большинстве своем не погибли, она была бы решена раньше и лучше. И 1980-е сложились бы иначе.

Что такое долг памяти. Смотреть фото Что такое долг памяти. Смотреть картинку Что такое долг памяти. Картинка про Что такое долг памяти. Фото Что такое долг памяти

Жертв могло бы быть меньше, если бы кто-то что-то «точнее учел», «лучше обеспечил», не бросал солдат в «мясорубку»? Не хочу даже рассуждать в этих категориях, поскольку уверен: выдвигать обвинения против того поколения может либо тот, кто стоял рядом и действовал лучше, либо кто в своей жизни на другом поприще и в другое время сделал что-то сопоставимое с победным участием в жесточайшей из мировых войн.

У Твардовского на этот счет есть замечательные строки: «И у мертвых безгласных, / Есть отрада одна: / Мы за Родину пали, / И она – спасена». Жертвы народов СССР – это не «цена победы», это цена спасения. Сравнивать их общее число надо не с условным нулем, характерным для некоторых сразу покорившихся Гитлеру европейских стран, а с уничтожением до трех четвертей населения нашей страны по плану «Ост».

Сложить голову за Родину, совершить ратный или трудовой подвиг, причем делать это не один раз, а многие и многие дни и месяцы подряд – это был сознательный, свободный выбор миллионов советских граждан. Он был предопределен не только желанием защитить все то общее и личное, что они искренне любили, но и — так говорил мне отец — переполнявшей их сердца ненавистью к оккупанту, стремлением покарать преступников.

Но даже в этой ненависти они отличались от своих врагов так же, как любимые ими песни-молитвы «Жди меня», «В землянке» и «Темная ночь», отличаются от немецких шлягеров тех лет типа «Лили Марлен» или «По ночам одиноких не бывает». За ними было духовное превосходство, ясно и на века запечатленное Дмитрием Шостаковичем в его великой Седьмой симфонии. Их подвиг, их Жертву мы должны не только помнить. Наш долг — безусловно и последовательно их защищать.

Что такое долг памяти. Смотреть фото Что такое долг памяти. Смотреть картинку Что такое долг памяти. Картинка про Что такое долг памяти. Фото Что такое долг памяти

Зачем я написал эти строки? Разве изложенные мной мысли или, по крайней мере, большую их часть не разделяют большинство наших сограждан? Уверен, что разделяют.

Написал я все это для того, чтобы в святой день 22 июня, как и 9 мая, мы еще раз вспомнили обо всем этом вместе, и чтобы наши мысли слились и тем самым обрели удесятеренную силу.

Источник

Сочинение 15.3 на тему: Что такое доброта? (по тексту Лиханова)

Проблема сиротства..По А. Лиханову..

Сочинение по тексту:

Альберт Анатольевич Лиханов – писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, а также директор научно-исследовательского института детства, рассуждает о проблеме сиротства.

Автор задается вопросом: почему в нынешнее время много детей не имеют родителей? Альберт Анатольевич пишет, что раньше были голод, трудности, война, а что же сейчас? Сейчас, в общем то жить не трудно, но он не понимает почему мир так и не избавился от осиротевших детей.

Автор не может понять почему проблема сиротства существует в мирное время. Он считает, что не должно быть таких детей, которые воспитываются без семьи. А.А. Лиханов глубоко убежден, что каждый ребенок нуждается в родителях и должен расти с родителями.

Я считаю проблему, которую поднял автор в своем произведении актуальной, и полностью разделяю мнение автора, ведь нельзя допускать того, чтобы ребенок рос без мамы и папы.

Обратимся к произведению В. Г. Короленко «В дурном обществе». Маленький мальчик остается один со своей сестрой, без родителей. Он начинает воровать, чтобы накормить свою сестренку, которая в конце умирает.

Множество детей не только в литературе живут без родителей, но и в реальном мире. Обидно получается, когда кто-то всю жизнь проживает без дитя, не имея возможности его родить, а кто-то, не понимая всей ответственности, рождает его и отправляет в детский дом.

В заключение хочу сказать, что стоит больше внимания уделять детям, не стоит портить жизнь себе и ему, если не понимаешь всей ответственности.

Текст Альберта Анатольевича Лиханова:

1)Лепестинья смахивает прозрачные слёзы, мне хочется пожалеть её, но она не позволяет этого и сама себя не жалеет, улыбается извинительно, шагает дальше по тропинке памяти и время от времени говорит очень важное для меня и для себя: (2)— Ну ладно, тогда голодуха, тяжёлое время, сироты понятно откуда брались, а теперь-то, теперь? (3)И я как бы выплывала из Лепестиньиной жизни в свою, и ко мне будто бы подбегали шепелявая Зина Пермякова — поёт «Очи чёрные, очи страстные», жалельщица моя Анечка Невзорова, тёзка полководца Саша Суворов, Коля Урванцев, уснувший после приступа боли у меня на коленях, брат и сестра Миша и Зоя Тузиковы, которых ни за что нельзя разлучать, и Женечка Андронова, и Костя Морозов, и Лёня Савич, и все-все-все. (4)Простой Лепестиньин вопрос, который она повторяла то и дело, вызывал во мне смутную, необъяснимую тоску. (5)Ведь я знала ответ на этот вопрос, про каждого из ребят могла сказать, по какой причине остался он один. (6)А вот про всех сразу не могла, нет, не могла твёрдо и уверенно ответить, что дело обстоит так-то и так-то. (7)Что суть проблемы кроется в том-то и том-то. (8)Тогда — голод, тогда — трудности, тогда — война. (9)Но теперь-то? (10) Не голод, не война. (И)Нетрудно, в общем, жить. (12)И что? (13)Дети без родителей — вот они, у меня за плечом. (14)И я еду вызнавать подробности. (15)Выяснять, как и чем мы должны помочь. (16)Мы не матери и отцы, а всего только учителя. (17)Вопрос Лепестиньин правомерен, да, правомерен. (18) Мне понятно, почему Дзержинский, воевавший с бандитами и врагами, занялся беспризорниками. (19)Понятна слава Макаренко с его колонией. (20)Понятно сиротство страшной войны, когда я ещё даже не родилась, — это мне всё понятно. (21)Непонятно, почему сироты есть теперь. (22)Катастрофы, беды, смерти — это осознать можно, без них мира нет. (23)Но сиротство — оно непостижимо, потому что так просто: детям — всем детям! — нужны родители. (24)Если даже их нет. (25)— Хочу посмотреть нынешний детдом, — отвлекалась от своего рассказа Лепестинья. — (26)Небось, совсем другое дело! (27)И вдруг сказала: «Всю жизнь ребёночка иметь хотела, да Бог не дал! (28)А кому не надо — даёт!» (29)Толкнула меня легонько локтем. (30)— Отдай-ка мне одного, а, девка? (31)3амечали ли вы, что порой совершенно непонятным образом, неизвестно как и почему вы предполагаете дальнейший ход событий, и события поворачиваются именно так, как вы думали. (32)Человек говорит слова, которые вы от него ждёте. (33)Или вы входите в дом и встречаете там обстановку, которая когда-то именно такой вам и представлялась. (34)Отчего это? (35)Почему? (36)Может, и впрямь в воздухе движутся какие-то волны, передающие не только знания, но и чувства, мысли, даже намерения? (37)И есть что-то таинственное в передвижении этих частиц, преодолевающих не только расстояние, но и время. (По А. Лиханову*)

Еще сочинения по данному тексту

Проблема сиротства. По тексту А. Лиханова

Сочинение 15.3 на тему: Что такое доброта? (по тексту Лиханова)

(185 слов) Доброта — это импульс, который заставляет людей совершать хорошие поступки, даже если это может обернуться для них печальными последствиями.

В отрывке из произведения А. Лиханова данное определение оправдывается в полной мере. Главный герой ввязался в неравную драку со старшеклассниками, чтобы спасти белку (предложения 28-31). Ребята закидывали животное снежками, не давая ему выбраться, и только один человек решился вступиться и защитить жертву издевательств. Ребенок сильно пострадал, его спасло лишь внезапное появление дедушки, зато он проявил добро своего сердца и спас животное.

Похожий пример я видел своими глазами, когда мой друг позвал меня погулять с новой компанией. Эти ребята оказались живодерами и прямо при нас поймали котенка, чтобы подпалить ему шерсть. Драки было не избежать, и на крик явились многие соседи. Тогда же выяснилось, что котенок принадлежит местной жительнице. После этого инцидента люди обратили внимание на проблему и провели серьезный разговор с теми, кто это делал. Я очень рад, что мы смогли помочь. Это воспоминание греет мне сердце.

Таким образом, доброта — это мгновенная вспышка, после которой уже все равно, что будет после, главное — помочь здесь и сейчас.

Многомудрый Литрекон знает и другие подходящие примеры из жизни и литературы, вот они:

А что касается внимания к молодёжи, то в 2005-м Скоч создал в нашем крае и вовсе редкий проект — молодёжную общественную организацию «Новое поколение». А уже в его рамках молодые авторы, что обрели почву, организовали творческий клуб «Поколение МЫ», независимое литературное объединение.

То есть, по сути, появилась среда, где каждый легализует себя как творческую личность — он может высказаться, представить свои произведения публике и непременно будет кем-то услышан, воспринят. Вот эти связи, этот диалог невероятно важны в наше время, когда групп по интересам не так много и часто человек не знает, как обрести единомышленников. Кстати, частью поэтических чтений «Поколения МЫ» были и отец Даниил, и герой одного из выпусков проекта «СТИХиЯ» — поэт Максим Бессонов.

Но по-настоящему уникальной и масштабной из воплощённых идей Андрея Владимировича стал «Дебют» — независимая литературная премия, которую присуждают по четырём-семи номинациям молодым авторам до 25 лет (с 2011-го — до 35), пишущим на русском языке. И хотя за годы её существования лишь однажды белгородец стал её обладателем (в номинации «Малая проза» победил и получил 1 млн рублей губкинец Эдуард Лукоянов (2011), она возникла благодаря желанию помочь именно белгородским талантам.

— Андрей Владимирович, почему из всех видов искусств вы выбрали именно литературу и именно литературу молодых, решив оказывать меценатскую поддержку в сфере культуры? И как возникла идея «Дебюта»?

— Как-то на кухне за чаем я делился со своим знакомым писателем мыслями о литературной премии для молодых. Он выслушал меня и сказал: «Зачем же ограничиваться рамками только Белгородской области? Ведь много талантливой молодёжи по всей стране. Более того — по всему миру». И вот этот кухонный разговор дал мне дополнительный импульс — уже в 2000-м были названы имена первых обладателей «Дебюта». Идея же премии возникла за год до того. Как раз меня выбрали депутатом Государственной Думы, и я подумал, неплохо было бы поддержать молодых в их разных начинаниях: литературе, музыке, науке, спорте. И если проекты по последним трём направлениям как-то угасли, то литературный попал на благодатную почву. Так судьба распорядилась, так состоялась жизнь, — рассказал Андрей Скоч для проекта «БелПрессы» «Год литературы».

⁠⁠Проблема осмысления человеком своей жизни

В данном тексте А. Лиханов поднимает проблему осмысления человеком своей жизни.

Так, автор сравнивает жизнь человека с временами года: весну – с молодостью, осень – со зрелостью и т.д. И часто люди, не заметив, как пролетело одно время, например детство, спохватываются и дают себе слово молодость провести осмысленно, радоваться мгновениям и загадывать высокие цели. А говоря о неповторимости человеческой жизни, Лиханов пишет, как можно прожить полную, полезную и насыщенную жизнь, но так и не заметить её, только спохватиться в конце, что пропустил всё мимо себя. А ведь жизнь одна, в ней всё

Автор считает, что важнейшая задача человека – прожить отпущенный ему век осмысленно, найти цель для существования.

Я согласна с мнением автора и так же считаю, что жизнь человека должна быть наполнена каким-то высоким смыслом, в противном случае она теряет красоту и значимость.

Существует множество произведений литературы, повествующих о людях, которые ищут смысл жизни. Так, пример героя, постоянно осмысляющего своё существование, мы можем найти

Пьер Безухов подвергается многочисленным испытаниям, пытаясь найти высшую истину, объясняющую то, зачем человек живет. Он, незаконнорожденный сын богатого вельможи, возвращается в Россию из за границы, где долгое время жил и учился, и неожиданно получает огромное наследство. Ему кажется, что деньги могут принести счастье, герой с удовольствием тратит их на кутежи, раздаёт всем, кто просит в долг, но очень скоро понимает, что он глубоко несчастен. Ведь любят не его самого, а его богатство. Собственная жена Пьера, Элен, польстившаяся на его состояние, не скрывает презрения к мужу, откровенно изменяет ему, но с удовольствием пользуется его деньгами. Тогда герой ищет другое применение своим средствам и пытается улучшить жизнь своих крепостных крестьян, строя для них школы, больницы и освобождая от барщины. В поисках высшей истины Пьер вступает в ряды масонов, но вскоре понимает, что и там люди озабочены не идеей всеобщего процветания и взаимопомощи, а лишь мыслями о собственном повышении по карьерной лестнице и получении бОльшей материальной выгоды. Понять истину жизни главному герою помогает простой солдат Платон Каратаев, с которым Пьер знакомится во французском плену. Именно Каратаев открывает герою правду о том, что главное в жизни – ценить каждое её мгновенье, несмотря на тяготы, которые она нередко преподносит, и, конечно же, помогать ближним. Именно после знакомства с простым мужиком и пребывания в плену в ужасающих бытовых условиях жизнь Пьера наполнилась смыслом.

Другим произведением, в котором поднимается проблема смысла жизни, является

Главный герой, которому автор отказывает даже в имени, непрозрачно намекая, что таких героев, как Господин, великое множество, всю жизнь потратил на зарабатывание денег, не зная при этом ни душевных сомнений, ни взлётов, ни падений. И вот мужчина решает отправиться в путешествие, которое он, как ему кажется, вполне заслужил, и … умирает прямо во время круиза. Примечательно, что никто, кроме семьи самого Господина, не заметил его смерти, люди продолжали веселиться и пить шампанское, нимало не задумываясь о цели своего существования. От главного же героя осталось только тело, которое поместили до поры в трюме корабля рядом с замороженными креветками. Подобным «соседством» Бунин как бы ещё раз подчеркивает никчёмность существования Господина, приравнивая его жизнь к существованию моллюсков, которые весь отпущенный им срок только тем и занимаются, что поедают планктон.

Таким образом, для любого человека очень важно найти достойную цель своей жизни и не прожить напрасно свой век, ведь жизнь не повторяется дважды, а даётся нам лишь раз.

Текст для сочинения:

(1)Я тащился по улице и вдруг увидел толпу… (2)Мальчишек десять, старшеклассники, а сбоку, в сторонке, стоял Газовый Баллон, главный зачинщик всех самых «неправильных», бесчестных дел.

(3)Мальчишки торопливо наклонялись к земле, лепили снежки и швыряли в стену нового дома: там, по шероховатой бетонной стене, карабкалась белка.

(4)Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками всё выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что. (5)Тайга была рядом, белки забегали в посёлок нередко, но по деревьям они легко удирали назад, а этой не повезло, она, наверное, перебегала по земле, когда её заметили, метнулась к дому и теперь карабкалась по стене, беззащитная перед ударами снежков.

(6)Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.

(7)Десятеро здоровенных головорезов против маленькой беззащитной белки! (8)Но эти десятеро были людьми. (9)И у каждого на плечах была голова, а в груди – сердце. (10)Газовый Баллон с каменным лицом стоял рядом. (11)С интересом ждал, чем всё кончится.

(12)Кровь возмущённо застучала у меня в висках.

– (13)Вы! – крикнул я, дрожа от ненависти. – (14)Вы, гады! (15)Что делаете!

(16)Газовый Баллон обернулся ко мне, глаза его хитро сощурились.

– (17)А! Генерал! – закривлялся он. – (18)Опять командуешь!

– (20)Генерал без войска!

(21)В другой раз я бы сошёл с ума от этих неприятных слов, опять бы что-нибудь выкинул, может быть, а тут едва услышал.

– (22)Прекратите! – заорал я, впившись взглядом в белку, уже еле передвигающуюся по стене.

(23)Возле неё теперь уже не снежки хлопали. (24)Цокали мёрзлые комья земли и камни. (25)И тут белка упала вниз.

(26)Она упала вниз, а я по-прежнему смотрел на стену дома. (27)Там, на шероховатом бетоне, краснело пятнышко…

(28)Я швырнул портфель, надвинул поглубже шапку и, разогнавшись, шарахнул головой в живот здоровому парню. (29)Он охнул, свалился, а я таранил следующего, следующего. (30)Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе. (31)Меня лупили по спине, по голове, но я не чувствовал боли, а яростно вертелся, норовя вскочить и протаранить кого-нибудь ещё.

(32)Неожиданно удары стихли. (33)Я отряхнулся. (34)Старшеклассников не было, не было нигде видно и белки. (35)Только Газовый Баллон стоял на своём старом месте.

(36)Губы мои дрожали, а руки тряслись, когда я обтёр тающий снег с лица и увидел деда. (37)Он тяжело дышал, глядя хмуро на удаляющихся мальчишек.

– (38)Я всё видел, – сказал он, переводя дыхание, – ты молодец!

* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – советский, российский писатель, председатель Российского детского фонда, автор многих произведений о подростках.

Задание для сочинения 9.2:

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Я всё видел, – сказал он, переводя дыхание, – ты молодец!»
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *