Что такое докер механизатор
Квалификационные характеристики докеров-механизаторов
Страницы работы
Содержание работы
Докер-механизатор — название профессии рабочего широкого профиля, заменившего в портовых перегрузочных процессах грузчиков, крановщиков, водителей погрузчиков и других узкоспециализированных рабочих-механизаторов.
В названии профессии, официально введенном в морских портах приказом Минморфлота от 14 декабря 197.3 г. № 196, получило отражение рациональное соединение техники и людей, предусматривающее взаимную связь производственного, психологического и социального факторов. Эти факторы нашли отражение в квалификационной сетке докеров-механизаторов, в которой все многообразие трудовых функций, связанных с выполнением перегрузочных процессов, дифференцировано по классам квалификации. Для докеров-механизаторов установлено четыре класса квалификации (первый класс—высший). Для каждого класса квалификации предусмотрен такой состав трудовых, функций, который обеспечивает возможность чередования функций различной сложности и утомляемости. Кроме того, с повышением класса квалификации расширяется взаимозаменяемость докеров-механизаторов (см. табл. 12.1).
Отличительной особенностью квалификационных характеристик докеров-механизаторов является различное сочетание трудовых функций по управлению машинами определенного вида и типа, диктуемого производственной целесообразностью. Предусмотренное чередование трудовых функций, взаимозаменяемость докеров-механизаторов повышают надежность функционирования первичного трудового коллектива (комплексной бригады) в разнообразных производственных условиях.
Многообразный парк портовых перегрузочных кранов подразделен на 4 вида (портальные, стреловые, мостовые и козловые) и 13 групп в зависимости от рода привода, конструктивного типа и системы управления. Например, портальные краны подразделены на три группы, береговые перегрузочные машины специализированных комплексов считаются как отдельная группа кранов.
Квалификационная характеристика, группировки перегрузочных кранов и порядок присвоения класса квалификации отражены в Положении о присвоении класса квалификации рабочим комплексных бригад (докерам-механизаторам), введенном в действие приказом Минморфлота от 16.09.85 г. № 166.
Количество сочетаний видов управляемых машин, предусмотренных квалификационными характеристиками, показано в табл. 12.2.
С повышением класса квалификации увеличивается количество видов и вариантов сочетаний машин, которыми должен уметь управлять докер-механизатор.
Краткая характеристика работ
Квалификационные характеристики докеров-механизаторов
Профессия Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах в России
Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах выполняет разгрузку или загрузку транспортных средств с помощью средств механизации – погрузчиков, манипуляторов, лебедок, кранов, транспортерных линий и т.д. Механизатор управляет какой либо погрузочно-разгрузочной техникой и обеспечивает перемещение больших объемов грузов в сжатые сроки. Такие специалисты в основном занимаются загрузкой судов в портах, железнодорожных вагонов, крупнотоннажных фургонов, а также обеспечивают перемещение грузов в логистических центрах, на складах и торговых базах. Профессия подразумевает выполнение погрузочно-разгрузочных работ в составе бригады, что позволяет значительно повысить оперативность перевалки грузов.
О профессии Механизатора (докера-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах
Зарплаты: сколько получает Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах *
Начинающий: 25000 в месяц
Опытный: 40000 в месяц
Профессионал: 60000 в месяц
Востребованность профессии
Современная экономика характеризуется большим грузопотоком, который обрабатывается в различных логистических центрах – портах, на железнодорожных станциях, в складских комплексах и т.д. Практически весь грузопоток обрабатывается с помощью различных машин и механизированных средств погрузки-выгрузки. В связи с этим на транспорте и в складском хозяйстве необходимы специалисты, способные управлять современными погрузчиками, кранами и другой техникой. Востребованность профессии значительная. На рынке труда постоянно открыто большое количество вакансий. Спрос на специалистов особенно высокий в портовых городах и на крупных железнодорожных узлах.
Для кого подходит профессия
Профессия механизатора (докер-механизатора) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах не требует от соискателя каких то особенных качеств или психологических характеристик. Профессия в целом не сложная. Механизатор в течении рабочего дня выполняет задания, полученные от руководства. Здесь важно умение управлять специальной техникой, внимательность и аккуратность.
Профессия подходит тем, кто:
Карьера
Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах – это рабочая специальность. Он непосредственно выполняет погрузочные операции, способен управлять различной техникой и приспособлениями. Базовая подготовка не подразумевает построения какой либо значимой карьеры. Опытный специалист может возглавить бригаду, управлять мощной и сложной техникой. Занятие руководящих административных должностей без получения высшего образования невозможно.
Обязанности
В процессе выполнения погрузочно-разгрузочных работ на механизатора возложены следующие обязанности:
Профессия докера может исчезнуть
Докер – давно уже не портовый грузчик, таскающий тюки на собственном горбу, а универсальный работник, управляющий несколькими видами техники. Чтобы стать докером, нужно не менее пяти лет. За это время работник осваивает профессии стропальщика, сигнальщика, водителя перегрузочной техники в порту и крановщика. Однако скоро профессия докера может исчезнуть.
И дело тут вовсе не в автоматизации. Квалифицированных докеров вытесняют не роботы, а низкооплачиваемые сотрудники кадровых агентств. Парадоксальным образом на фоне обновления портовой инфраструктуры снижается качество труда.
Тяжелый квалифицированный труд
– Мешковых грузов сегодня практически нет. Но тяжести поднимать все равно приходится. Поясничная радикулопатия – распространенное заболевание среди докеров. Еще одна проблема – работа в нездоровой среде, например, в трюме, ниже уровня воды. Летом в порту Туапсе на разгрузке сахара температура в рабочей зоне доходит до +70-ти. У докеров нет постоянных рабочих мест. Сегодня ты стропишь, завтра сигналишь, послезавтра управляешь краном или погрузчиком. У каждой из работ – своя вредность. Качка, вибрация, температура, освещенность, пыль – все это отражается на здоровье, – говорит председатель Российского профсоюза докеров (РПД) Василий Козаренко.
В 2013 году на смену процедуре аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда (СОУТ). Суть осталась прежней: выявление вредных факторов, присвоение рабочему месту одного из классов вредности, от которого зависит объем компенсации. Однако критерии оценки изменились и, по мнению Козаренко, не в интересах работника. Раньше докеры пользовались такими льготами, как доплаты, дополнительный отпуск не менее семи дней и сокращенное рабочее время. По итогам СОУТ класс вредности работ во многих портах был снижен. Докеры лишились части гарантий.
Обновляется все, кроме зарплаты
Модернизация портовой инфраструктуры идет ускоренными темпами. Это связано с тем, что с введением санкций в российские порты хлынул поток грузов, раньше шедший через порты Украины и Прибалтики. Так, за 2013–2016 годы транзит российских грузов – в основном, сырья – через порты стран Балтии упал на 35%. Это заставило порты закупать современную технику, на чем до 2014 года часто экономили. По словам Василия Козаренко, сегодня российские порты, особенно новые, оборудованы не хуже, чем за границей.
– На модернизации «буржуй» не экономит. Но когда речь заходит об индексации зарплаты, докерам говорят о низкой производительности их труда. На самом деле это миф. Недавно мы сравнили, сколько контейнеров в час разгружают в Прибалтике, Финляндии, Польше, Бельгии и у нас. Оказалось, что везде этот показатель примерно одинаков – 23–25.
По словам профсоюзного лидера, модернизация портов не приводит ни к кардинальному улучшению условий труда, ни к росту заработной платы. Если финский докер получает от 3,5 тысячи евро в месяц (238 тысяч рублей), а его прибалтийский коллега – в районе тысячи евро (68 тысяч рублей), то оплата труда докеров в России сильно варьируется от порта к порту.
– В морском порту Санкт-Петербург докеры получают порядка 80 тысяч рублей. В Туапсе – 60–70 тысяч «грязными». В Новороссийске – 50, а в Ейске – 30 тысяч. При этом портовые сборы везде одинаковы. Многие российские порты расположены в районах Крайнего Севера, где работникам полагаются «северные» надбавки. Например, в Архангельске районный коэффициент составляет 1,7, а в порту Ванино на Колыме – 2,1. То есть при окладе 20 тысяч рублей работник должен получать 41 тысячу. Но реально самые высокие зарплаты – в Санкт-Петербурге. Фактически зарплата докера зависит не от того, где находится порт, а от того, как работодатель договорился с работниками, то есть с профсоюзом.
Тарифы растут, а зарплаты – нет
Последние годы активно обсуждается вопрос о возможном переводе портовых тарифов в рубли – еще с 2015 года этого требует Федеральная антимонопольная служба. В марте 2017 года ФАС обвинила компании, входящие в группу Global Ports, в монопольном завышении цен на перевалку контейнеров в Большом порту Санкт-Петербург. В удешевлении портовых услуг заинтересованы экспортеры, прежде всего, нефтегазовые компании, представителем интересов которых называют вице-премьера Аркадия Дворковича. Минтранс и стивидоры заявляют, что тарифы в долларах им необходимы, чтобы закупать новое портовое оборудование за рубежом.
– Тут все зависит от курса, – говорит Василий Козаренко. – Если перевести в тарифы в рубли, а рубль будет обесцениваться, компании окажутся в худшей ситуации, чем сейчас. Насколько мы знаем из общения с работодателями, они считают, что перевод тарифов в рубли им невыгоден. Мы поддержали бы их, если бы были заинтересованы. Но увеличение доходов собственников портов в результате падения курса рубля никак не отразилось на зарплатах докеров.
Между модернизацией и деградацией
Большинство российских портов сегодня – частные предприятия, хотя, как показывает исследование, установить реальных владельцев портовых территорий и терминалов непросто. Среди крупнейших негосударственных игроков портового бизнеса – Global Ports, UCL Holding Владимира Лисина, «Сумма Групп» Зиявудина Магомедова. По словам Василия Козаренко, уровень социальной защищенности рабочих зависит от позиции собственника. Где-то основного работника – докера – стараются не обижать, а где-то, как, например, в порту Владивостока, работодатели ведут с профсоюзами борьбу на уничтожение. Например, во Владивостокском морском торговом порту, принадлежащем «Сумма Групп», работодатель разорвал отношения с РПД и вдвое урезал зарплаты докерам – членам профсоюза по сравнению с их коллегами, лишив их доплат и премий. Причиной конфликта стало несогласие профкома с сокращением 59-ти штатных докеров и введением новой должности – «портовый рабочий».
Хотя портовые рабочие фактически выполняют те же функции, что и докеры, смена названия отражает падение профессиональных стандартов, уверен председатель профсоюза. По мнению Василия Козаренко, некоторые работодатели намеренно сокращают штатных работников, защищенных Трудовым кодексом и коллективными договорами, заменяя их сотрудниками кадровых агентств.
Применение заемного труда, известного также как аутстаффинг, аутсорсинг и лизинг персонала, ограничено с 1 января 2016 года, когда вступил в действие соответствующий закон. Однако многие компании сумели его обойти.
– В небольших компаниях, арендующих причалы в портах, работают почти сплошь «заемники». Особенно это касается менее квалифицированных специальностей: стропальщиков и сигнальщиков, которых направляют на штатные места докеров-механизаторов для выполнения погрузочно-разгрузочных работ. В кадровые агентства идет или неопытная молодежь, или докеры, уволенные за нарушения трудовой дисциплины. Работодатель заключает с агентством гражданский договор об оказании услуг. Агентство присылает своих сотрудников, получающих зарплату в два раза ниже, чем у «штатников» и не имеющих права на доплаты. Такие работники портят груз и технику, выходят на работу в домашней одежде, чуть ли не в тапочках, так как агентство не обеспечивает их безопасность. Естественно, они получают травмы. Пострадавшего выводят за ворота и вызывают скорую, а травму оформляют как бытовую. Поэтому статистики несчастных случаев среди них просто не существует, – рассказывает профсоюзный лидер.
– Профессии «портовый рабочий» нет в ЕТКС (Едином тарифно-квалификационном справочнике – прим. ред.). Работодатели, придумавшие эту должность, формально вменяют в обязанность таким работникам хозяйственные работы, подготовку такелажа и крепления груза, а фактически требуют выполнение погрузочно-разгрузочных работ, которые являются должностными обязанностями докера и стоят значительно дороже. Грамотный работодатель понимает, что дорогие специалисты лучше, чем дешевые, но не имеющие квалификации. К сожалению, неграмотных руководителей, стремящихся сэкономить за счет качества рабочей силы, меньше не становится, – добавляет Василий Козаренко
Докер-механизатор
Занимается погрузкой, выгрузкой и перегрузкой всех видов грузов в морских и речных портах с применением подъемно-транспортных машин.
— выполняет работы связанные со швартовкой судов и функции сигнальщика
— выполняет слесарные работы при техническом обслуживании и участии в проведении планово-предупредительного ремонта подъемно-транспортных машин и механизмов
— выполняет строповку и увязку грузов
— обеспечивает сохранность грузов, оформляет документы на прием и сдачу грузов
— обеспечивает устойчивость кранов
— обслуживает аккумуляторные батареи
— обслуживает подъемно-транспортные машины и участвует в проведении их планово-предупредительного ремонта
— осуществляет укладку грузов на судах, в вагонах, на грузовых автомобилях и складах
— проверяет без груза работу органов управления, блокировочных устройств, приборов безопасности, систем и механизмов подъемно-транспортными машинами при погрузке, разгрузке и перегрузке грузов на всех режимах работы
— проводит осмотр и подготовку к работе подъемно-транспортных машин
— производит подборку и комплектовку грузов, размещает их по местам подачи и расстановки подвижного состава
— самостоятельно перегружает все виды грузов, перевозимых водным транспортом
— соблюдает меры безопасности и защиты при управлении подъемнотранспортными машинами, их обслуживании и ремонте
— управляет всеми машинами внутрипортового транспорта, проводит их обслуживание и ремонт
— управляет погрузчиками и разгрузчиками, всеми грузозахватными механизмами и приспособлениями при погрузке, разгрузке, перемещении и укладке в штабель различных грузов
— управляет портовыми кранами, обслуживает и участвует в их ремонте
— управляет электро- и автотележками различных систем, производит их обслуживание и ремонт
— участвует в обслуживании и ремонте погрузочно-разгрузочных машин
— участвует в работах по установке кранов, введении их в эксплуатацию
«Человек труда!»: работа докера всегда с видом на море (ФОТО)
Второй выпуск посвящен работе докера в торговом порту.
Владивосток немыслим без морского порта. Здесь, засыпая, слышишь, как бьётся его сердце: швартуются и отходят корабли, поскрипывают стрелами краны, стыкуются вагоны перед тем, как убежать куда-то вдаль.
Александр Боровик, докер-механизатор контейнерного терминала ВМТП с десятилетним стажем, с младых лет знал, кем он хочет стать. Немудрено, ведь его отец тогда, в 80-х, был одним из лучших крановщиков порта и фанатом своей работы.
«Я с шести лет играл с краном, который папа собрал мне из конструктора. И где-то в это же время отец впервые взял меня с собой на работу. Тогда в порт вообще было легче попасть – мы бегали туда всей местной ребятнёй. Конечно, если ловили, то давали по шапке. Но (хитро улыбается Александр) ловили нас редко. Я сохранил свою детскую мечту и пришёл устраиваться на работу в порт в 2004 году. Рос я среди отцовских друзей, таких же работяг, как и он сам. Многие и сейчас продолжают работать в порту. Имея стаж по тридцать-сорок лет, они меня всё ещё зовут «юнцом».
В обязанности докеров на этом терминале входит переработка контейнеров, их выгрузка с кораблей или погрузка – туда же, перевалка контейнеров на железной дороге.
«Если следовать по пути контейнера, то алгоритм движения примерно такой: груз приходит морем, как правило, из Китая. Там есть перевалочные базы, где на корабли собираются контейнера из разных стран. Пароход с грузом приходит во Владивосток, встаёт к причалу. На нас лежит обязанность эти контейнера раскрепить и выгрузить на причал. Они снимаются краном, сгружаются на тягач, а тот едет на склад. Со склада, если требует таможня, мы можем вновь загрузить контейнер на тягач и отвезти на досмотровую площадку. Оттуда, после «таможки», контейнер возвращается на склад или транзитом ставится на железную дорогу и уезжает по своему направлению».
Раньше, до перемен в порту, на этих причалах грузили не только контейнера. Сюда приходили корабли с японскими автомобилями, лесом. После преобразований внутри порта, когда на трёх причалах создали единый контейнерный терминал, была получена новая немецкая техника, которая существенно облегчила работу всем. Сейчас контейнерный терминал, помимо основного занятия, обрабатывает ещё северные линии – каботаж. Во время такого завоза разгружать приходится не только контейнера, но иногда и технику: трактора, экскаваторы, бурильные установки.
Тяжёлым временем для основной рабочей силы порта стало изменение состава акционеров и полное изменение структуры организации в августе 2011 года. Когда преобразования только начались, на нынешнем контейнерном терминале прошло несколько забастовок и митингов. «Тихая революция» по отстаиванию своих прав заключалась в резком снижении темпа работы, когда вместо двухсот контейнеров за ночь выгрузили всего тридцать пять. После трёх дней «итальянской забастовки» с мощной докерской кастой вновь стали считаться. По завершении слияния ВМТП в единое целое на службу пришли люди, принимающие и понимающие менталитет работников.
«Бывало за эти годы всякое, происшествий хватало. Был случай, когда уронили сорокафутовый контейнер, гружённый анкерами. Несколько тонн крепежей рассыпалось по причалу. Две недели нас всех побригадно отряжали на сортировку. Когда дело было наконец сделано, клиент просто отказался от груза. Когда ещё стояла старая техника, случалось, контейнер выпадал из тягача и становился круглым. Масштабное производство может иногда сбоить».
Работа докера сопряжена с определёнными рисками. Иногда груз по разным причинам падает, не давая поводов для веселья.
«За ошибки порой приходится расплачиваться человеческими жизнями. Вся инструкция по технике безопасности, почти каждое в ней правило – писаны человеческой кровью.Например, правило о выходе из вагона при выгрузке длинномера… Не один человек остался в тех вагонах, прежде чем правило официально закрепили».
И всё же по-настоящему тяжёлой работа становится только тогда, когда она не в радость. Александр умудряется отыскивать в изматывающем физическом труде приятные, светлые моменты.
«Мне нравится моя работа. Я нашёл своё место: свежий воздух, море, нормальная заработная плата для рабочего класса. Это настоящее мужское дело. Здесь интересные люди – есть, с кого брать пример. Они несколько десятков лет в порту, они не раз хоронили друзей и переживали очень тяжёлые времена. Но всё же не унывают, улыбаются и всегда находят время для шутки».
Следующие выпуски серии «Человек труда!» будут посвящены профессиям повара и прачки в детском саду звонаря, помощника машиниста, почтальона, судового механика, сотрудника метеостанции и другим.