Что такое доиндустриальное общество

Доиндустриальное общество

Смотреть что такое «Доиндустриальное общество» в других словарях:

доиндустриальное общество — Этап развития общества и общественных отношений, предшествовавших промышленной революции, когда в промышленном производстве господствовали сырьевые отрасли хозяйства (первичный сектор экономики) … Словарь по географии

ОБЩЕСТВО ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ — распространенное в современной социологии и футурологии обозначение новой стадии обществ. развития. Концепция О.п. представляет собой дальнейшее развитие популярных в 60 х гг. теорий индустриального об ва франц. социолога Р. Арона и стадий… … Российская социологическая энциклопедия

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО — (доиндустриальное общество, примитивное общество) понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О. не… … Социология: Энциклопедия

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО — современная ступень, или эпоха, в развитии человечества. Предшествующие эпохи: первобытное общество, древнее аграрное общество, средневековое аграрно промышленное общество. В наиболее развитых западноевропейских странах переход к И.о. начался… … Философская энциклопедия

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО — (доиндустриальное общество, примитивное общество) понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндуст риальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О. не … Новейший философский словарь

Постиндустриальное общество — Постиндустриальное общество это общество, в экономике которого, в результате научно технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.… … Википедия

информационное общество — ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (от лат. informatio разъяснение, изложение) термин, являющийся частью такого категориального ряда, как доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество. Постиндустриальное общество является… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО — понятие модернизационной парадигмы философии истории и социальных дисциплин, согласно которой любое общество проходит следующие стадии в своем развитии: 1) аграрное (доиндустриальное, традиционное); 2) современное (индустриальное); 3)… … Социология: Энциклопедия

ПРИМИТИВНОЕ ОБЩЕСТВО — (PRIMITIVE SOCIETY) В эволюционной антропологии примитивные общества рассматриваются в качестве определенной стадии, с которой начинается развитие более сложных обществ. Использование этого термина часто предполагало, что современный человек… … Социологический словарь

«ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО» — распространённое в совр. бурж. социологии и футурологии обозначение новой стадии обществ. развития, противопоставляемой коммунистич. формации в качестве наследника индустриального капиталистич. общества. Концепция «П. о.» представляет… … Философская энциклопедия

Источник

Лигостаев Александр Георгиевич

Доиндустриальное общество обращается к социальным признакам и формам политической и культурной организации, которые были распространены перед появлением Промышленной революции, которая произошла с 1750 до 1850. Доиндустриальный время, прежде чем были машины и инструменты, чтобы помочь выполнить задачи. Доиндустриальная цивилизация относится ко времени несколько веков назад, но главная эра, известная как Доиндустриальное Общество, произошла прямо перед Индустриальным обществом. Доиндустриальные общества варьируются от области до области в зависимости от культуры данной области или истории общественной жизни и политической жизни. Европа известна ее Феодальной Системой и Средневековая эра.
Признаки доиндустриальных обществ

Ограниченное производство (т.е. artisanship против массового производства)
Прежде всего сельскохозяйственная экономика
Ограниченное разделение труда. В доиндустриальных обществах производство было относительно просто, и число специализированных ремесел было ограничено.
Ограниченное изменение социальных классов
Узость — Коммуникации были ограничены между сообществами в доиндустриальных обществах. У немногих была возможность видеть или услышать вне их собственной деревни. Напротив, индустриальные общества выросли с помощью более быстрых средств сообщения, имея больше информации под рукой о мире, позволив передачу знаний и культурное распространение между ними.
Население росло с существенными скоростями
Социальные классы: крестьяне и палата лордов
Прожиточный минимум проживания
Население, зависящее от крестьян для еды

Жизнь в доиндустриальном обществе

Все люди работали/жили в стране
Диета включала очень мало мяса
Большинство людей было неграмотным
Высокие уровни бедности и неравенства
Эпидемии были общими, а также другими чрезвычайными болезнями
Война часто происходила между разными странами.

Экономические системы доиндустриальных обществ

Индустриа́льное о́бщество — общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений научно-технологического прогресса. Характеризуется массовым, поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией экономических отношений, возрастанием роли управления, формированием гражданского общества.[1].

Индустриальное общество — это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны: разделение труда и рост его производительности, высокий уровень конкуренции, ускоренное развитие предпринимательского ресурса и человеческого капитала, развитие гражданского общества и систем управления всех уровней, широкое развитие средств массовой коммуникации, высокий уровень урбанизации и рост качества жизни.

Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции. Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80 % до 10-15 %, за счет чего возрастает доля занятости населения в промышленности, торговле и других несельскохозяйственных сферах занятости, что ведет к росту доли городского населения (80-85%).

Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность. Впервые ввел предпринимательский ресурс в качестве ведущего фактора развития Йозеф Шумпетер[2]. В результате научно-технической революции индустриальное общество трансформируется в постиндустриальное общество[3].

Источник

Доиндустриальное общество. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество

Доказано, что социум непрерывно эволюционирует. Развитие общества может протекать по двум направлениям и принимать три определённые формы.

Направления развития социума

Принято выделять общественный прогресс (тенденция развития от низшего уровня материального состояния социума и духовной эволюции личности к более высокому) и регресс (противоположность прогресса: переход от более развитого состояния к менее развитому).

Если продемонстрировать развитие общества графически, то получится ломаная линия (где будут отображены спады и подъемы, к примеру, период фашизма – стадия общественного регресса).

Общество – сложный и многогранный механизм, в связи с чем в одной его сфере может прослеживаться прогресс, в то время как в другой – регресс.

Итак, если обратиться к историческим фактам, то можно отчетливо увидеть технический прогресс (переход от примитивных орудий труда к сложнейшим станкам с ЧПУ, от вьючного скота к поездам, автомобилям, самолетам и т. д.). Однако обратная сторона медали (регресс) – уничтожение природных ресурсов, подрыв естественной среды обитания человека и т. п.

Что такое доиндустриальное общество. Смотреть фото Что такое доиндустриальное общество. Смотреть картинку Что такое доиндустриальное общество. Картинка про Что такое доиндустриальное общество. Фото Что такое доиндустриальное общество

Критерии социального прогресса

Их насчитывается шесть:

Формы общественного развития

Самая распространенная – эволюция (плавные, постепенные изменения в жизни социума, протекающие естественным образом). Особенности ее характера: постепенность, непрерывность, восхождение (например, научная и техническая эволюция).

Вторая форма общественного развития – революция (быстрые, глубокие перемены; коренной переворот социальной жизни). Характер революционных изменений имеет радикальные и фундаментальные черты.

Революции могут быть:

Если данные изменения затрагивают все существующие общественные сферы (политику, повседневную жизнь, экономику, культуру, общественную организацию), то революция именуется социальной. Такого рода перемены вызывают сильную эмоциональность, массовую активность всего населения (к примеру, такие российские революции, как Октябрьская, Февральская).

Третья форма социального развития – реформы (комплекс мероприятий, ориентированных на преобразование конкретных сторон жизни общества, к примеру, экономическая реформа либо реформа в сфере образования).

Систематическая модель типологий общественного развития Д. Белла

Этот американский социолог разграничил всемирную историю на стадии (типы) относительно развития социума:

Переход от одной стадии к другой сопровождается изменением технологии, формы собственности, политического режима, образа жизни, социальной структуры общества, способа производства, социальных институтов, культуры, численности населения.

Что такое доиндустриальное общество. Смотреть фото Что такое доиндустриальное общество. Смотреть картинку Что такое доиндустриальное общество. Картинка про Что такое доиндустриальное общество. Фото Что такое доиндустриальное общество

Доиндустриальное общество: характерные черты

Здесь выделяют простые и сложные общества. Доиндустриальное общество (простое) – это общество без социального неравенства и разделения на страты либо классы, а также без товарно-денежных отношений и госаппарата.

В первобытные времена простым обществом жили собиратели, охотники, затем ранние скотоводы, земледельцы.

Что такое доиндустриальное общество. Смотреть фото Что такое доиндустриальное общество. Смотреть картинку Что такое доиндустриальное общество. Картинка про Что такое доиндустриальное общество. Фото Что такое доиндустриальное общество

Социальная структура доиндустриального общества (простого) имеет следующие черты:

Что такое доиндустриальное общество. Смотреть фото Что такое доиндустриальное общество. Смотреть картинку Что такое доиндустриальное общество. Картинка про Что такое доиндустриальное общество. Фото Что такое доиндустриальное общество

Этапы эволюции простых обществ

Второй этап имеет два периода:

Переход от родовых общин к соседским стал возможным благодаря оседлому образу жизни: группы кровных родственников селились неподалеку друг от друга и соединялись как браками, так и взаимовыручкой касаемо совместных территорий, корпорацией труда.

Таким образом, доиндустриальное общество характеризуется постепенным возникновением семьи, появлением разделения труда (межполового, межвозрастного), зарождением социальных норм, представляющих собой табу (абсолютные запреты).

Переходная форма от простого общества к сложному

По критерию численности это крупное объединение (больше племени). В нем уже присутствует огородничество без пашенного земледелия и избыточный продукт без прибавочного. Постепенно возникает расслоение на богатых и бедных, знатных и простых. Число управленческих уровней – 2-10 и больше. Современным примером вождеств выступают: Новая Гвинея, Тропическая Африка и Полинезия.

Сложные общества доиндустриального типа

Финишным этапом эволюции простых обществ, а также прологом к сложным стала Неолитическая революция. Сложное (доиндустриальное) общество характеризуется возникновением прибавочного продукта, социального неравенства и стратификации (каст, классов, рабства, сословий), товарно-денежных отношений, разветвленного, специализированного аппарата управления.

Оно, как правило, многочисленное (сотни тысяч – сотни миллионов человек). В рамках сложного общества кровнородственные, личные отношения заменяются неродственными, безличными (особенно это проявляется в городах, когда даже сожители могут быть незнакомы).

Социальные ранги заменяются социальной стратификацией. Как правило, доиндустриальное общество (сложное) именуется как стратифицированное ввиду того, что страты многочисленны, а группы включают исключительно тех, кто не связан родственными отношениями с правящим классом.

Что такое доиндустриальное общество. Смотреть фото Что такое доиндустриальное общество. Смотреть картинку Что такое доиндустриальное общество. Картинка про Что такое доиндустриальное общество. Фото Что такое доиндустриальное общество

Признаки сложного общества В. Чайлда

Их насчитывается как минимум восемь. Признаки доиндустриального общества (сложного) следующие:

Несмотря на то что аграрное общество (доиндустриальное) характеризуется появлением большого числа городов, большая часть населения проживала в деревне (замкнутой территориальной крестьянской общине, ведущей натуральное хозяйство, которое слабо связано с рынком). Деревня ориентирована на религиозные ценности и традиционный образ жизни.

Что такое доиндустриальное общество. Смотреть фото Что такое доиндустриальное общество. Смотреть картинку Что такое доиндустриальное общество. Картинка про Что такое доиндустриальное общество. Фото Что такое доиндустриальное общество

Характерные особенности доиндустриального общества

Выделяют следующие черты традиционного общества:

Это схематические и упрощенные черты традиционного общества.

Индустриальный тип общества

Переход к данному типу был обусловлен двумя глобальными процессами:

Индустриализация интерпретируется как использование научных знаний относительно промышленной технологии, открытие принципиально новых источников энергии, которые позволяли выполнять все работы, ранее осуществляемые людьми либо тяглыми животными.

Благодаря переходу к промышленности небольшая доля населения оказалась в состоянии прокормить значительное количество людей без процедуры обработки земель.

По сравнению с земледельческими государствами и империями, индустриальные страны многочисленнее (десятки, сотни млн человек). Это так называемые высокоурбанизированные общества (города стали играть главенствующую роль).

Признаки индустриального общества:

Таким образом, можно говорить о том, что доиндустриальное и индустриальное общества – это фактически разные социальные миры. Данный переход заведомо не мог быть ни легким, ни быстрым. Западным обществам, так сказать, пионерам модернизации, понадобилось для воплощения этого процесса не одно столетие.

Что такое доиндустриальное общество. Смотреть фото Что такое доиндустриальное общество. Смотреть картинку Что такое доиндустриальное общество. Картинка про Что такое доиндустриальное общество. Фото Что такое доиндустриальное общество

Постиндустриальное общество

В нем приоритет отдается сфере услуг, которая превалирует над промышленностью и сельским хозяйством. Социальная структура постиндустриального общества сдвигается в пользу занятых в вышеупомянутой сфере, также выделяются новые элиты: сциентисты и технократы.

Данный тип общества характеризуется как «постклассовый» ввиду того, что в нем прослеживается распад укрепившихся социальных структур, идентичностей, которые так характерны индустриальному обществу.

Индустриальное и постиндустриальное общество: отличительные особенности

Основные характеристики современного и постсовременного общества указаны далее в таблице.

Источник

Доиндустриальное общество

В целом доиндустриальная стадия характеризуется медленными темпами изменений в формах жизни общества. Темпы экономического роста, по данным С. Кузнеца, примерно соответствовали темпам роста населения при стабильно низком уровне среднедушевого потребления.

В этих условиях формируется феодальный строй. Крупными феодалами становятся вчерашние предводители разбойников и монастыри. Феодалы защищают «своих» крестьян от других феодалов. Возрождение Европы происходит на рубеже VIII—IX веков при Карле Великом, объединившем под своей властью большую часть земель Западной Римской империи. Восстановление централизованного государства способствовало развитию ремесел, торговли, росту городов. В этот период происходит христианизация Европы и укрепление феодальных отношений, что можно рассматривать как возрождение азиатского способа производства в специфических условиях. В 843 году Каролингская империя распалась. На ее развалинах возникли современные государства Западной Европы.

В XI—XIII веках начинается экономический подъем в Европе. Возрождаются ремесла, возникает добыча угля, начинает производиться бумага, появляются университеты (Оксфорд, Кембридж, Сорбонна, Карлов университет), строятся новые города, возрождаются старые. Но, по данным Л. Гумилева, западно-европейские города по своим размерам значительно уступали крупнейшим городам мира (Константинополю, Самарканду, Бухаре, Кордове и Ханчжоу). Уже к концу XIII столетия многие города освобождаются от феодальной зависимости, складывается выборная система управления ими. Во многих из них огромное значение имеют ремесленные цехи и купеческие гильдии как институты, способствовавшие экономическому прогрессу, но ставшие в дальнейшем его тормозом. Уже к концу XIII века крестьяне становятся лично свободными, превратившись в арендаторов земли.

Мы в основном рассматриваем экономическое развитие Европы, которое более детально исследовано. Но по экономическому развитию, вплоть до зарождения капитализма, Китай, Индия, цивилизации Центральной и Малой Азии даже опережали Европу по уровню культуры. В истории Евразии Л. Гумилев выделяет три переломные даты: X-IX века до н.э., когда возник древний Китай, появились скифы; III век до н.э., когда возникли хунны (гунны), и XII век н.э., когда возникла империя монголов.

От великих географических открытий более всего выиграла Голландия — наиболее развитая провинция Нидерландов, занимавших тогда территорию нынешних Бельгии, Голландии, Люксембурга, части Франции. Сюда перемещается центр мирового развития. Голландия, освободившись от испанского владычества после длительной национально-освободительной войны, становится в XVII веке «образцовой капиталистической страной» (К.Маркс). Причины возвышения Голландии: природно-климатические условия, способствовавшие развитию мореплавания, рыболовства, судостроения, парусного дела, сукноделия и др.; слабое развитие крепостной зависимости; соединение национально-освободительной и буржуазной революций; удачное географическое положение на перекрестке торговых путей между Севером и Югом, Западом и Востоком Европы; религиозная реформация.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.

Источник

Характеристика доиндустриального общества

Любое общество от первобытной общины охотников до промышленного переворота конца XVIII века можно назвать доиндустриальным (или традиционным) обществом.

В экономическом отношении доиндустриальное общество основано на сельском хозяйстве. При этом такое общество может быть не только землевладельческим, как общество древнего Египта, Китая или средневековой Руси (ряд можно продолжить), но и основанном на скотоводстве, как все кочевые степные державы Евразии (Тюркский и Хазарский каганаты, империя Чингисхана и т.д.), и даже на рыбной ловле в исключительно богатых рыбой прибрежных водах Южного Перу (в доколумбовой Америке).

Каста (как в традиционном индийском обществе, например) это замкнутая группа людей, занимающая строго определенное место в обществе. Это место очерчивается многими факторами или признаками, главные из которых: традиционно наследуемая профессия, род занятий; эндогамия, т.е. обязанность заключать браки лишь внутри своей касты; ритуальная чистота (после контакта с «низшими» необходимо проходить целую процедуру очищения).

Сословие представляет собой общественную группу с наследственными правами и обязанностями, закрепленными обычаями и законами. Феодальное общество средневековой Европы, в частности, делилось на три основных сословия: духовенство (символ книга), рыцарство (символ меч) и крестьянство (символ плуг). В России до революции 1917 г. было шесть сословий: дворяне, духовенство, купцы, мещане (мелкие домовладельцы, торговцы, ремесленники), крестьяне, казаки (особое военное сословие).

Регламентирование сословного бытия было на редкость жестким, вплоть до мелких обстоятельств и незначительных деталей. Так, по «Жалованной грамоте городам» 1785 г. российские купцы первой гильдии могли ездить по городу в карете, запряженной парой лошадей, а купцы второй гильдии только в коляске парою. Сословное деление общества, как, впрочем, и кастовое, освящалось и закреплялось религией: у каждого своя судьба, свой удел, свой угол на этой земле. Оставайся там, куда поместил тебя Бог, возвышение проявление гордыни, одного из семи (по средневековой классификации) смертных грехов.

Другим важнейшим критерием социального деления можно назвать общину в самом широком смысле этого слова. Имеется в виду не только крестьянская соседская община, но и ремесленный цех, купеческая гильдия в Европе или купеческий союз на Востоке, монашеский или рыцарский орден, русский общежительный монастырь, воровские или нищенские корпорации. Эллинский полис можно рассматривать не столько как город-государство, сколько как гражданскую общину. Человек вне общины изгой, отверженный, подозрительный, враг. Поэтому изгнание из общины было одним из самых страшных наказаний в любом из аграрных обществ. Человек рождался, жил и умирал привязанным к месту жительства, занятиям, окружению, в точности повторяя образ жизни своих предков и будучи абсолютно уверенным, что его дети и внуки пройдут тот же путь.

Отношения и связи между людьми в традиционном обществе были насквозь пронизаны личной преданностью и зависимостью, что вполне понятно. При том уровне технологического развития (во всех областях общественной жизни) только непосредственные контакты, личная причастность, индивидуальная вовлеченность могли обеспечить движение знаний, навыков, умений от учителя к ученику, от мастера к подмастерью. Движение это, отметим, имело форму передачи тайн, секретов, рецептов. Решалась тем самым и определенная социальная задача. Так, присяга, которой в средние века символически-ритуально скреплялись отношения между вассалами и сеньорами, по-своему уравнивала участвующие стороны, придавая их взаимосвязи оттенок простого покровительства отца сыну.

Политическое устройство подавляющего большинства доиндустриальных обществ определяется в большей степени традицией и обычаем, нежели писанным законом. Власть могла обосновываться происхождением, масштабом контролируемого распределения (земельного, продуктового, наконец, водного на Востоке) и подкрепляться божественной санкцией (вот почему так высока роль сакрализации, а часто прямого обожествления фигуры правителя).

Чаще всего государственный строй общества был, разумеется, монархическим. И даже в республиках древности и средневековья реальная власть, как правило, принадлежала представителям немногих знатных родов и основывалась на названных принципах. Как правило, для доиндустриальных обществ характерно слияние феноменов власти и собственности при определяющей роли власти, то есть располагающий большей властью, обладал и реальным контролем над существенной частью находившейся в совокупном распоряжении общества собственностью. Для типично доиндустриального общества (за редким исключением) власть это собственность.

На культурную жизнь доиндустриальных обществ решающее влияние оказало именно обоснование власти традицией и обусловленность всех общественных отношений сословными, общинными и властными структурами. Традиционное доиндустриальное общество характеризуется тем, что можно было бы назвать геронтократией: чем старше, тем умнее, чем древнее, тем совершеннее, чем (темпорально) глубже, тем истиннее.

Традиционное общество холистично. Оно выстроено или организовано как жесткое целое. И не просто как целое, а как явно превалирующее, доминирующее (по отношению к своим частям) целое.

Целое (общество, коллектив как целое) представляет собой социально-онтологическую, а не ценностно-нормативную реальность. Последней оно становится тогда, когда начинает пониматься и приниматься как общее благо. Будучи тоже холистским по своей сути, общее благо иерархически завершает систему ценностей традиционного общества. Наряду с другими ценностями оно обеспечивает единение человека с другими людьми, придает смысл его индивидуальному существованию, гарантирует некий психологический комфорт.

В Средние века в качестве общего и высшего блага выступает Бог. Он источник всего благого, ценного и достойного в этом мире. По образу и подобию его создан сам человек. От Бога и вся власть на земле. Бог конечная цель всех человеческих устремлений. Высшее благо, на которое способен по-земному грешный человек, любовь к Богу, служение Христу. В дореволюционной России с ее общинно-коллективным образом жизни общее благо обрело вид русской идеи. Самая популярная ее формула включала в себя три ценности: православие, самодержавие и народность.

Историческое бытие традиционного общества отличается неспешностью, чтобы не сказать экзистенциальной дремотностью. Границы между историческими стадиями «традиционного» развития едва различимы, отсутствуют резкие сдвиги и радикальные толчки.

Производительные силы традиционного общества развивались медленно, в ритме кумулятивного эволюционизма. Отсутствовало то, что экономисты называют отложенным спросом, т.е. способностью производить не ради насущных потребностей, а ради будущего. Традиционное общество брало от природы ровно столько, сколько нужно, и ничего сверх того. Его экономику можно было бы назвать природосберегающей.

Индустриальное общество

В ряду доиндустриальных обществ совершенно особое место занимала Западная Европа. На протяжении средних веков эти особенности постепенно усиливались, что и привело именно в Европе к появлению общества совершенно нового типа.

Во-вторых, центрами этих частнособственнических отношений в средневековой Европе были города. Конечно, они еще оставались городами аграрного общества: небольшими по населению, с жестким сословным (патрициат, бюргеры и плебс) и общинно-корпоративным (цехи и гильдии) делением. Однако и в экономических, и в юридических, и социально-политических отношениях здесь происходят существенные перемены. Экономика городов строится все больше на отношениях товарно-денежных, то есть совершается переход от редистрибуции к рынку, причем нарождающийся рынок включает в сферу своего действия и основной аграрный сектор экономики (замена натурального оброка денежным несомненное тому свидетельство). Юридически города все больше выходят из системы феодальных довольно типичных для традиционного общества отношений. И, наконец, в политической сфере, возникает союз между городами, заинтересованными в развитии рыночных отношений, и королевской властью, которая эти отношения может обеспечить, создавая централизованное государство, а следовательно и единый рынок.

В-третьих, естественное развитие рынка приводит к его интернационализации. Рынок становится сначала общеевропейским, а затем, перерастая континентальные рамки и стимулируя процесс Великих Географических Открытий мировым. Великие Географические Открытия событие в истории человечества переломное: не только экономика, но и история вообще становится всемирной, всечеловеческой. Решающим фактом такой интеграции истории является именно западноевропейское влияние и экспансия, несмотря на все сопутствующие ей негативные моменты. Сила и динамизм нового общества, возникающего в Европе, о становлении которого и идет речь, предопределили успех этой экспансии и европеизированный облик нового мира.

В-четвертых, складываются не только экономические, но и идеологические предпосылки нового общества. Речь идет, прежде всего, о возникновении светских форм культурной жизни, идей независимого от религии развития науки и искусства, связанном с кризисом Католической Церкви. Кризис этот, начавшийся уже давно, выражался, прежде всего, в том, что церковь постепенно превращалась из организации преимущественно духовной во властную структуру, и такое перерождение сопровождалось всевозможными нарушениями изначальных форм церковной жизни. Реакцией на этот кризис и был рост светских форм культуры. Светскость, секулярность науки и искусства проявились совершенно явно в феномене Возрождения с его отказом от этических, эстетических и других прежних средневековых воззрений. Центральным моментом новой системы ценностей стал гуманизм, человек был поставлен в центр мировоззрения, гуманисты оказались, таким образом, ближе к античности, чем к христианскому средневековью. Естественным образом гуманизм способствовал индивидуализации, традиционному обществу не свойственной.

Начало индустриальному обществу было положено промышленной революцией, стартовавшей, как известно, в Англии (конец ХVIII в.), затем перекинувшейся на Францию (начало ХIХ в.), далее Германию (с 40-х гг. XIX в.) и другие страны. Это был переход от ручного труда к машинному производству, от мануфактуры к капиталистической фабрике.

Сущностной определенностью индустриального общества является массификация (т.е. массовость всего и вся). Массификация достаточно полно раскрывает себя через концентрацию, централизацию, синхронизацию, стандартизацию, специализацию и максимизацию шесть основных параметров (тенденций) индустриального общества (систематически представленных американским футурологом Э. Тоффлером).

Концентрация в индустриальном обществе это, прежде всего, сосредоточение все большей части средств производства, рабочей силы и выпуска продукции на крупных и крупнейших предприятиях. Число работающих на таких предприятиях исчисляется тысячами и десятками тысяч. Концентрация позволяет наладить поточно-массовое производство, снизить издержки, шире внедрять новую технику, постоянно повышать производительность труда. Развитие «концентрационных» процессов ведет к образованию монополий: картелей, синдикатов, трестов, концернов и, в единстве с интернационализацией хозяйственной деятельности, транс- или мультинациональных корпораций.

Концентрация имеет место также в социальной сфере (формирование и поляризация двух основных классов: рабочих и предпринимателей-капиталистов), в политике (образование больших, массовых партий и движений), в науке (крупные исследовательские центры и институты).

Централизация оборотная сторона концентрации. Она выражается в объединении нескольких предприятий в одно, в создании крупных финансово-промышленных групп, в слиянии нескольких капиталов или поглощении одного капитала другим и ростом на этой основе размеров капитала.

В синхронизации как принципе индустриального общества отражается процесс согласования «часов» или времени: с одной стороны машины, фабрики, с другой человека, семьи. Согласование, однако, получается странным за счет человека, в ущерб семье.

Стандартизация, пожалуй, самая узнаваемая и «массовая» черта индустриального общества. Стандартизация убедительнейшим образом подтверждает «машинообразность» индустриального уклада жизни. Машина прогрессивно вытесняет ручной, ремесленный труд.

Возникла объективная надобность перехода от экстенсивного способа хозяйствования к интенсивному, при котором больше продукта получают с той же территории благодаря более совершенным орудиям труда и его организации. Выход из тяжелого кризиса человечество нашло в переходе от собирательства сначала к огородничеству, а затем к земледелию. [5, 5]

На первое место в ряду базовых ценностей индустриального общества можно с полным основанием поставить свободу. Индустриальную общественную систему нередко называют пространством личной или индивидуальной свободы человека, свободным миром.

Прогресс, вера в прогресс тоже относится к базовым ценностям индустриального общества. Прогресс непосредственно связан со свободой и может рассматриваться как ее неуклонная историческая реализация.

Наряду с прогрессом и свободой в базовую аксиологическую систему индустриального общества входит также рациональность. Рациональность может и не самая глубокая, но зато самая значимая (результативная, продуктивная) сторона или черта индустриального уклада жизни. Индустриальная современность как раз и утверждается в истории как процесс общественной рационализации.

Одной из главной характеристик индустриального общества можно считать его социальную мобильность. Человек индустриального общества, включенный в систему рыночных отношений, готов достаточно легко сменить свой социальный статус, профессию, место жительства, семью и т.д. и в своем мышлении и поведении воспринимает как норму изменчивость, а не неизменность. Такое мобильное (подвижное) общество не позволяет связям между людьми принять тот устойчивый характер личной зависимости, какой присущ обществу доиндустриальному. Поэтому отношения становятся безличными, анонимными.

Анонимность общения предполагает его формализованность. Если традиционное общество в силу изолированности и локализованности социальных групп рождало массу диалектов и социолектов (жаргонов),и единая в рамках государства культура и письменный язык были просто не нужны, то общество индустриальное требует для обеспечение формализованного анонимного, а следовательно-единообразного, общения, единой высокой нормативной письменной культуры, то есть того, что называется литературным языком.

Такое единство культуры может обеспечить только определенный минимум всеобщего образования, в системе которого человек и получает навыки формализованного анонимного общения и другие знания, необходимые в индустриальном обществе.

Что касается вопроса о превосходстве того или иного цивилизационного типа, то ответ, по-видимому, должен состоять в том, что разговор о Западе и Востоке, переведенный в такую плоскость, малопродуктивен. Сегодня очевидна несостоятельность тех социологических концепций, которые исходят из безусловного превосходства Запада над Востоком. Конечно, «традиционное общество» существенно ограничивает научно-технический прогресс, обладает выраженной тенденцией к застою, не рассматривает в качестве важнейшей ценности автономное развитие свободной личности. Но и западная цивилизация, добившись впечатляющих успехов, сталкивается в настоящее время с рядом сложнейших проблем: представления о возможностях неограниченного промышленного и научно-технического роста оказались несостоятельны; баланс природы и общества нарушен; темпы технологического прогресса непосильны и грозят глобальной экологической катастрофой. Многие ученые обращают внимание на достоинства традиционного мышления с его акцентом на приспособление к природе, восприятием человеческой личности как части природного и социального целого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *