Что такое договорная работа

Что такое договор подряда

И чем он отличается от трудового договора

Договор подряда регулируется нормами Гражданского кодекса РФ, а трудовой договор — нормами Трудового кодекса РФ.

Для трудовых договоров установлены правила о минимальной оплате труда, оплачиваемом отпуске, социальных гарантиях: это принцип защиты более слабого. Для гражданско-правовых договоров, к которым относится и договор подряда, установлены только базовые принципы о свободе договора и равноправии сторон-участников.

Отличие договора подряда от трудового договора

Стороны договоров. Стороны трудового договора именуют работодателем и работником.

Работодатель — совершеннолетний гражданин, индивидуальный предприниматель, организация, орган власти: без ограничений. Работник — только физическое лицо. Старше 16 лет, но есть исключения: актером можно работать уже с рождения.

Стороны договора подряда именуют подрядчиком и заказчиком.

На каждой стороне может быть совершеннолетний гражданин (с согласия родителей — с 14 лет), индивидуальный предприниматель, юридическое лицо.

Предмет договоров. Предмет договора подряда — это результат с выполненными действиями, созданной или измененной вещью.

Не важно, как будет достигнут результат и сколько ресурсов будет вложено туда. Важно, чтобы получилось то, что заказано, согласованного качества.

Предмет трудового договора — процесс, в котором работник выполняет должностные обязанности по внутреннему графику работы.

Работник тоже должен достигать хороших результатов, но делает он это под контролем руководителя в конкретном месте и конкретное время.

Оплата труда в трудовых отношениях и цена в договоре подряда. За свой труд работник получает заработную плату за отработанные часы и за отработанный полный месяц. Зарплата не может быть ниже федерального прожиточного минимума, который с 1 января 2019 года составляет 11 280 рублей.

По договору подряда оплата может быть любой, минимум не установлен.

Подрядчик получает вознаграждение, но в стоимость услуг по договору также включаются его издержки: расходы на закупку материалов, проезд и другие.

И из вознаграждения, и из зарплаты может быть вычтена часть для компенсации убытков, причиненных некачественно выполненной работой.

Заказчика по договору подряда не касаются правоотношения исполнителя с кем-то еще, но работодатель может удержать до 70% зарплаты по исполнительным листам, полученным из службы судебных приставов.

Например, если работник не платит алименты или кредит, бухгалтер работодателя обязан удержать часть зарплаты, чтобы деньги попали к ребенку или в банк.

Срок в договорах. Трудовые договоры бывают срочными и бессрочными. В юриспруденции «срочный» не означает «немедленный, экстренный», это означает, что у договора имеется срок действия.

Большая часть трудовых договоров не имеет конечного срока. У работающих по срочным трудовым договорам меньше гарантий, поэтому такие договоры разрешено заключать в исключительных случаях: для сезонной работы, на время декрета основного сотрудника, с выборными и творческими работниками и в более редких ситуациях.

Стороны договора подряда сами согласовывают срок его действия, на это в законе нет ограничений. Этот срок может быть привязан ко времени, когда работы по договору должны быть выполнены — в этом случае не обязательно дважды указывать, к какому сроку работы должны быть сделаны и в какой период действует договор. Но сроки могут и не совпадать: например, договор подряда заключается на год, а в течение этого срока заказчик будет обращаться к подрядчику несколько раз по разным вопросам.

Порядок заключения договоров. Договор подряда заключается после согласования перечня работ, которые требуется выполнить, срока и стоимости их выполнения. Обычно у подрядчика уже есть шаблон договора, который предлагается подписать заказчику: это оферта и ее акцепт.

Трудовой договор, как и договор подряда, действует с момента подписания или с другой согласованной даты.

Если нет даты, когда работнику приступать к своим обязанностям, он должен выйти на работу на следующий день.

Расторжение договора. Стороны договора подряда вправе расторгнуть договор по обоюдному согласию в любой момент.

Заказчик в любой момент вправе отказаться от договора и компенсировать подрядчику все расходы. Он также может отказаться от договора, если подрядчик работает очень медленно, и потребовать от него компенсации убытков. Другие основания расторжения договора можно написать в самом договоре.

Если одна из сторон хочет расторжения договора, а вторая не согласна, вопрос решают в суде.

В трудовом кодексе значительно больше оснований для расторжения трудового договора, чем для расторжения договора подряда. Это защищает работника от появления в договоре условий, которых он мог не понять и все равно подписать договор.

Основания расторжения договора подряда и трудового договора похожи:

Расторжение трудового договора всегда оформляется приказом работодателя с подписью работника. Расторжение договора подряда оформляют по судебному решению или соглашению сторон, но при истечении срока действия договора это не обязательно.

Разграничение в судебной практике. Суды руководствуются условиями договора и нормами Трудового и Гражданского кодексов при разрешении договорных споров. Каким кодексом руководствоваться в суде, влияет не то, как договор назвали, а то, о чем стороны договорились на самом деле.

По указу Верховного суда Российской Федерации договор подряда на самом деле является трудовым, если подразумевает:

Это всё признаки трудовых правоотношений.

Как оформляются договор подряда и трудовой договор

Оба вида договоров заключаются в письменном виде и подписываются обеими сторонами. Регистрировать договоры нигде не нужно, но государство о них узнает: новый контрагент будет фигурировать в налоговой отчетности, а за работника будут перечислять НДФЛ.

В трехдневный срок с начала работы оформляется приказ о приеме.

Записи в трудовую книжку. Работодатель вносит запись в трудовую книжку, если работник отработал больше пяти дней. Сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку только по желанию работника.

Оплата труда и налогообложение. Работодатели считают НДФЛ на выплаченную зарплату и перечисляют его в бюджет. Заказчики делают то же самое с вознаграждением подрядчику-физлицу.

На размер зарплаты и расходов по договору подряда можно уменьшить сумму налогооблагаемых доходов.

Документы для оформления. В любом случае понадобятся паспорта, чтобы подписать договоры. Если обе стороны — физические лица, просто покажите друг другу паспорта. У подписывающего договор руководителя юридического лица должна быть доверенность или приказ на право действовать без доверенности. От юридического лица также необходимы свидетельства о государственной регистрации и постановке на налоговый учет.

При заключении трудового договора работнику понадобятся:

При заключении договора подряда желательно проверить устав подрядчика, наличие у него лицензий и допусков: может ли он заниматься подрядными работами.

Преимущества и недостатки договора подряда для работника

Какой вид договора с работником более выгоден предпринимателю

Предпринимателю выгоднее договор подряда:

У подрядчика меньше социальных гарантий, поэтому маскировать трудовой договор договором подряда запрещено.

За уклонение от подписания трудового договора или за подписание договора подряда с фактическим работником предусмотрен штраф от 5 до 200 тысяч рублей.

В договоре подряда стороны юридически равнозначны, но фактически это может быть не так: подрядчик может не понимать реального смысла договора и согласиться на невыгодные условия. Исполнитель по договору подряда имеет меньше социальных гарантий, и плохо, если это не компенсируется свободным графиком и увеличенной оплатой.

Государство в лице трудовых инспекций защищает права работников от недобросовестных работодателей. Исполнитель должен получать либо социальные гарантии, либо больше денег.

Часто задаваемые вопросы

Где скачать шаблон договора подряда. Разновидностей договоров подряда очень много, и для разных случаев могут понадобиться разные пункты. Мы рекомендуем не копировать договор один в один, а редактировать его под себя.

Что такое договорная работа. Смотреть фото Что такое договорная работа. Смотреть картинку Что такое договорная работа. Картинка про Что такое договорная работа. Фото Что такое договорная работа

Возможна ли переквалификация договора подряда в трудовой договор. В постановлении пленума Верховного суда указаны все обстоятельства, при которых возможна переквалификация.

Если человек, названный подрядчиком в договоре, ежедневно приходит в 9 утра в офис заказчика, садится за компьютер и получает оплату не после подписания акта приемки работ, а два раза в месяц, то в суде точно скажут, что это трудовые правоотношения.

Что лучше для работника — срочный трудовой контракт или договор подряда. Все зависит от обстоятельств. Если за период, на который оформляется договор, работник не собирается заболеть, лучше договор подряда. В некоторых случаях за время выполнения работы можно и в отпуск съездить, и дополнительно с другими контрагентами работать: финансовая выгода выше.

Если период работы длительный, нельзя исключать, что работник заболеет, не справится со своими задачами или не соберется искать новый проект. Лучше составить срочный трудовой договор с больничными, более высоким пособием по безработице и с частичной материальной ответственностью.

Возможно ли одновременное заключение таких контрактов. Возможно даже совмещение нескольких трудовых договоров, тем более трудового договора и договора подряда. По договору подряда нет обязанности находиться в определенное время в определенном месте, кроме этапов сдачи работы, поэтому выполнять обязательства подрядчика можно по вечерам или в выходные. Главное, чтобы не страдало качество ни там, ни там.

Возможно ли одновременное заключение таких контрактов. Да, если у работника нет трудовой книжки, ее оформляет работодатель. Хотя на практике, скорее всего, попросят ее купить и принести.

Источник

8 этапов договорной работы

Что такое договорная работа. Смотреть фото Что такое договорная работа. Смотреть картинку Что такое договорная работа. Картинка про Что такое договорная работа. Фото Что такое договорная работа

В статье Создаем регламент договорной работы мы обсудили принципы организации договорной работы в организации и риски, которые возникают при работе с документами. Какие этапы проходит договор при подготовке, кто должен согласовывать работу и на что нужно обращать внимание при проверке контрагентов — читайте в продолжении статьи, подготовленной на основе практического курса преподавателя Русской Школы Управления, юриста, тренера-консультанта в сфере права Юлии Межниковой.

1 этап: инициатива заключения договора

Подразделение, сотрудник-инициатор заключения договора или специалист по договорной работе взаимодействуют с представителями контрагента. В процессе подготовки обе стороны начинают обсуждать технические условия.

Если вы занимаетесь подготовкой:

Обоснуйте необходимость и целесообразность заключения договора.

Разработайте первоначальный проект документа: возьмите за основу вариант договора, полученного от контрагента, или используйте типовой шаблон основных заключаемых договоров, уже прошедший проверку.

Согласуйте условия с контрагентом.

2 этап: определение основных условий

Как правило, на этапе определения условий проходит много встреч с контрагентами. Это нужно, чтобы достигнуть компромисса. Во время переговоров стороны обсуждают условия сотрудничества, обмениваются своими вариантами описания условий и деталей реализации документа, согласуют цену и порядок расчетов.

Перед встречей внесите в проект договора семь важных условий:

Краткую характеристику договора (поставка, оказание услуг или другой вид работ).

Наименование сторон (например, крупные холдинги могут состоять из большого числа юридических лиц).

Предмет договора (результат, ради которого прилагаются усилия).

Цену или условия расчетов.

Ответственность за неисполнение.

Сроки и дополнительную информацию.

3 этап: проверка контрагентов

Компания несет ответственность за последствия работы с недобросовестным бизнес-партнером. Вы должны проявлять осмотрительность — ваша ошибка может привести к проблемам с ФНС и обвинениям в получении необоснованной налоговой выгоды. Кроме того, сотрудничество с непроверенными контрагентами часто приносит убытки из-за срывов договоренностей или обмана.

Проверяйте наличие документов, подтверждающих легитимность и законность деятельности партнера. Поищите информацию в открытых источниках о добросовестности потенциального контрагента.

Стандартный перечень документов для досье контрагента

Читайте также нашу статью о 17 бесплатных сервисах для проверки контрагента. Смотрите также: Как проверить контрагента

4 этап: доработка текста договора

На этом этапе сформулируйте существенные и дополнительные условия, состав дополнительных документов, проработайте вопрос подписания договора (кто будет визировать — первое лицо компании или кто-то по доверенности), внесите положения об ответственности и досрочном расторжении.

5 этап: согласование

Круг согласующих лиц организация назначает самостоятельно, причем он может меняться в зависимости от вида договора. Любой договор обязательно рассматривают:

Составьте лист согласования, который будут визировать все службы и сотрудники, привлекаемые к процессу. Внесите в лист пять обязательных пунктов:

Обоснование необходимости составления договора.

Обоснование выбора контрагента.

Краткую информацию о контрагенте и предмете договора, сумму, порядок расчета.

Срок согласования для каждого подразделения.

Пояснительную записку с дополнительной информацией.

Лист согласования также должен содержать:

Подготовленный проект договора подлежит обязательному согласованию — его визируют структурные подразделения и ответственные сотрудники. Визирование должно занимать не более одного рабочего дня (8 часов), для сложных договоров большого объема — не более двух дней (16 часов). Свои замечания визирующее подразделение отмечает на листе согласований, записывает на отдельном листе, чтобы приложить к проекту договора.

После устранения замечаний исполнитель должен снова получить визу структурного подразделения. Если исполнитель не согласен с замечанием, решение о его исключении принимает лицо, уполномоченное заключать договоры от имени компании.

Смотрите также: Договорное право. Предмет, условия договора

6 этап: подписание договора уполномоченным лицом и передача контрагенту

Передайте согласованный проект договора вместе с листом согласований и обоснованием на подписание сотруднику, который уполномочен заключать договоры. После этого отправьте документ на подпись партнеру.

Зарегистрируйте подписанный обеими сторонами оригинал договора: присвойте номер и внесите сведения о нем в реестр договоров.

Подписанный договор для передачи контрагенту передается ответственному исполнителю под расписку. Обязательно оговаривайте сроки подписания договора и возврата экземпляра подписанного документа.

Важно: договор вступает в силу с момента подписания сторонами.

Реестр договоров

Картотеки с договорами и актами должны быть наглядными для удобства использования. При заключении договора внесите в реестр следующие сведения:

7 этап: контроль за исполнением

В регламент договорной работы в составе обязанностей внесите контроль исполнения уже заключенного договора. Эту же обязанность отразите в положении о структурном подразделении, трудовых договорах и должностных инструкциях сотрудников, отвечающих за сопровождение договоров и взаимодействие с контрагентами. Уточните критерии, при наступлении которых сотрудники подразделения обязаны известить юридический департамент и финансовую службу (например, просрочка исполнения обязательства и возникновение дебиторской задолженности, изменение нахождения контрагента).

Дополнительно включите в регламент процедуру выборочного или постоянного контроля за исполнением договора со стороны юридического подразделения в зависимости от суммы договора, сложности сделки, длительности сроков исполнения и других важных факторов.

Задачи ответственного сотрудника

8 этап: хранение

Регистрация договоров ведется в отдельных журналах, реестрах. Минимальный срок хранения — 4 года, после чего договоры сдаются в архив. Копии и подлинники выдаются на основании запроса, заверенного руководителем структурного подразделения.

Схема работы с договором в электронном виде

Создание проекта договора в электронном виде и учет его в системе управленческого учета.

Предварительное рассмотрение проекта договора в электронном виде (выполняется в случае необходимости).

Визирование проекта договора в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи.

Подписание проекта договора с использованием электронной цифровой подписи.

Регистрация договора в электронном реестре.

Передача договора в электронном виде для регистрации в системе управленческого учета.

Преобразование подписанного договора в электронном виде в бумажный договор, подписание договора всеми сторонами, простановка печатей.

Смотрите также: Курс «Директор по правовым вопросам»


Развивайтесь вместе с нами, учитесь в удобном формате в любое время и в любом месте! Посмотрите каталог наших учебных программ. Что такое договорная работа. Смотреть фото Что такое договорная работа. Смотреть картинку Что такое договорная работа. Картинка про Что такое договорная работа. Фото Что такое договорная работаСветлана Щербак Автор медиапортала Русской Школы Управления

Источник

Создаем регламент договорной работы

Что такое договорная работа. Смотреть фото Что такое договорная работа. Смотреть картинку Что такое договорная работа. Картинка про Что такое договорная работа. Фото Что такое договорная работа

Регламент нужен, чтобы построить договорную работу в организации, а также по возможности сбросить необходимость долгих переговоров и согласований (это самая непродуктивная и рутинная часть работы).

Зачем нужен регламент договорной работы

Договорную работу нужно сформировать как бизнес-процесс: обеспечить ее эффективность, скорость принятия решений, взаимодействие всех заинтересованных лиц. В итоге должен получиться структурированный, продуманный результат — договор, который приносит экономические выгоды и страхует от рисков. Для этого нужен регламент договорной работы, который поможет:

Организовать бизнес-процессы договорной деятельности.

Оптимизировать сроки выполнения процедур составления и согласования договоров.

Улучшит качество подготовки договоров.

Снизит правовые риски.

Организует защиту интересов.

Повысит прозрачность деятельности и процессов принятия управленческих решений.

Два подхода работы с договорами в компании

Работу с договорами в организации можно вести двумя способами:

Централизованный подход подразумевает наличие специального структурного подразделения или рабочей группы, которая занимается договорами. Задача исполнителя — доставить проект договора в этот отдел, а согласованием, учетом и хранением занимаются специалисты.

Децентрализованный подход предполагает, что каждый исполнитель ведет свои договоры самостоятельно. Даже если в компании практикуется такой подход, хранить все оригинальные экземпляры договоров нужно в одном месте: у секретаря, юриста или в канцелярии.

Чтобы договорная работа проходила без ошибок, нужно внедрить в компании единые правила подготовки и заключения договоров. Когда есть система — становится неважно, кто занимается договором, потому что сотрудники следуют четкой пошаговой инструкции. Не забудьте разделить зоны ответственности структурных подразделений и сотрудников. Юристы, производственники, финансисты, руководители захотят добавить в договор пункты, важные для них.

Координируйте действия всех сотрудников и руководства на каждом этапе движения договора. Работу над договором всех заинтересованных подразделений должен контролировать один исполнитель. Желательно, чтобы это был коммуникабельный и уравновешенный человек.

Зафиксируйте общие правила документально:

Начинаем работу над договором

Работа над договором начинается с переговоров с клиентами, контрагентами. Из обсуждений становится ясно, когда пора готовиться к сделке и начинать работать с проектом документа.

Сначала он отправляется на согласование — как с внутренними, так и с внешними клиентами (партнерами). Далее проходит этап подписания и, наконец, начинается этап исполнения. В процессе договор где-то должен храниться, но к нему нужно открыть доступ и проследить, что у всех заинтересованных сторон есть копии документа.

Если стоит вопрос о завершении короткой сделки или длящихся отношений, нужно продумать процедуру продления, подписания дополнительных соглашений.

Подготовка договоров: этапы и мероприятия

Схематично алгоритм действий по подготовке договоров выглядит так:

создание договора сотрудником — согласование договора с юристом — согласование договора с другими сотрудниками — подписание договора руководителем предприятия — регистрация договора — отсылка копии договора партнеру

Конечно, в реальности схема будет гораздо сложнее с учетом всех замечаний. Оптимальным решением будет выбрать способ заключения договора (например, заключить его с контрагентом напрямую или устроить конкурсную систему отбора партнера), разработать структуру договорных отношений (права, обязанности, ответственность). Потом подготовить текст и подтверждающие документы. Не забудьте утвердить ответственных за исполнение договора.

После сбора всех пожеланий вносятся изменения, утверждается окончательная редакция и договор подписывают.

Следующий этап — отслеживание исполнения договорных обязательств. Ответственные проводят инструктаж работников, участвующих в исполнении договорных обязательств, и разрабатывают меры по улучшению договорных отношений.

Что должно быть в регламенте договорной работы

В регламент договорной работы обязательно включают аспекты:

Порядок подготовки проектов договоров.

Процедуры проверки контрагентов.

Согласование условий с заинтересованными сотрудниками.

Согласование договоров с контрагентами.

Порядок подписания договоров уполномоченными лицами.

Организацию исполнения договоров.

Контроль за исполнением договоров.

Порядок претензионно-исковой работы.

Хранение и архивирование.

Важные моменты подготовки регламента договорной работы: чек-лист

Продумайте заранее:

Формат, в котором предоставляется проект договора для согласования. Например, для предварительного рассмотрения договор может быть передан в юридический отдел и другим подразделениям по электронной почте.

Кто несет ответственность за проверку контрагента и полномочий лиц, подписывающих договор.

Правила визирования договоров начальника юридического отдела и порядок исправления договора после замечаний юристов.

Сроки рассмотрения договоров юридическим отделом.

Порядок согласования договора с другими заинтересованными отделами.

Порядок обсуждения договоров, которые содержат сведения, относящиеся к коммерческой тайне.

Как поступать с договорами, по которым не было принято общее решение (например, юристы не могут одобрить, а контрагент отказывается менять текст).

Порядок внесения договоров в реестр договоров.

На что нужно также обратить внимание:

Учесть особенности и условия работы компании.

Определить перечень и функции подразделений предприятия, ведущих договорную работу.

Установить содержание выполняемых при этом действий, порядок и сроки их осуществления.

Закрепить схемы подготовки договорной документации и учета исполнения договоров.

Предусмотреть ответственность конкретных работников, их права и обязанности.

Что важно юристам:

Обеспечить соблюдение требований действующего законодательства, учет актуальной судебной практики.

Обеспечить соответствие договора интересам компании.

Проверить правоспособность и легитимность контрагента.

Составить исчерпывающий перечень дополнительных документов.

Подтвердить исполнение договора.

Продумать гарантии защиты прав и интересов компании.

Определить возможности и алгоритмы формирования доказательств в случае невыполнения партнером своих обязательств.

Основные риски

9 распространенных рисков, с которыми вы можете столкнуться при подготовке договоров:

Заключение договора с проблемными контрагентами.

Наступление неблагоприятных последствий, вызванных недостатками договора.

Превышение полномочий лиц, подписавших договор.

Истечение срока полномочий.

Изъяны в доверенности.

Отсутствие лицензий и других специальных разрешений на осуществление деятельности.

Потеря документов в процессе согласования исполнения.

Затягивание сроков согласования договорных документов.

Нарушение сроков и этапов исполнения договора.

Как противостоять рискам и бороться с нарушениями: 10 советов

Чтобы минимизировать угрозы, которые исходят от недобросовестных контрагентов или невнимательных сотрудников, следуйте этим правилам:

Анализируйте бизнес-процессы и методы работы компании: выявляйте проблемы, основания для судебных споров, организуйте претензионную работу.

Разработайте формы договоров и отчетной документации.

Разработайте алгоритм договорного документооборота с учетом задач по созданию, корректировке, заключению и исполнению договоров.

Определите участки ответственности и компетенций руководителей, юристов, финансистов, исполнителей.

Разработайте рабочие и должностные инструкции по договорной работе.

Проводите инструктаж и обучение сотрудников, связанных с договорным документооборотом, Например, на собрании определяйте, что делать с поступившим договором, как решать спорные моменты, на что обращать внимание.

Внедрите систему оптимизации договорной работы

Проводите аудит — регулярную проверку корректности работы системы, выявляйте проблемы.

Проводите консалтинг и обучение сотрудников.

Помните, что создание, отладка, проверка и совершенствование системы работы с договорной документацией требуют привлечения в договорной отдел квалифицированных юристов.

Смотрите также. Договорное право: предмет, условия договора

Что такое договорная работа. Смотреть фото Что такое договорная работа. Смотреть картинку Что такое договорная работа. Картинка про Что такое договорная работа. Фото Что такое договорная работаТекст: Светлана Щербак

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *