Что такое добросовестная реклама
Что такое добросовестная реклама
Статья 5. Общие требования к рекламе
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 5
1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
2. Недобросовестной признается реклама, которая:
1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;
3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;
4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
3) об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
5) об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;
6) о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;
7) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;
8) о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;
9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
10) о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;
11) о результатах исследований и испытаний;
12) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;
13) о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;
14) об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;
15) о правилах и сроках проведения конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
16) о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;
17) об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;
18) о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
19) о лице, обязавшемся по ценной бумаге;
20) об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
4. Реклама не должна:
1) побуждать к совершению противоправных действий;
2) призывать к насилию и жестокости;
3) иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;
4) формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц;
5) содержать информацию порнографического характера.
(п. 5 введен Федеральным законом от 21.07.2011 N 252-ФЗ)
5. В рекламе не допускаются:
1) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;
2) указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;
3) демонстрация процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции и потребления алкогольной продукции;
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;
5) указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;
6) указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий;
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) указание на то, что объект рекламирования может быть использован в целях искажения показаний приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии.
(п. 7 введен Федеральным законом от 08.12.2020 N 415-ФЗ)
6. В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
7. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
7.1. В рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте.
(часть 7.1 введена Федеральным законом от 12.04.2007 N 48-ФЗ)
8. В рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам.
9. Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.
10. Не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2011 N 252-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10.1. Не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.
(часть 10.1 введена Федеральным законом от 21.07.2011 N 252-ФЗ)
10.2. Не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территориями указанных организаций.
(часть 10.2 введена Федеральным законом от 21.07.2011 N 252-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10.3. Не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Положения настоящей части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.
(часть 10.3 введена Федеральным законом от 03.04.2018 N 61-ФЗ)
10.4. Не допускается распространение рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, на информационном ресурсе иностранного лица в случае принятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, решения о запрете на распространение рекламы на таком информационном ресурсе и включения информации о таком решении в перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации».
(часть 10.4 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 347-ФЗ)
11. При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
(часть 11 в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. В случае размещения рекламы на телеканале (в телепрограммах, телепередачах) на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями (организацией), уполномоченными (уполномоченной) на проведение указанных исследований федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
(часть 12 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 281-ФЗ)
Что понимается под недобросовестной рекламой
Вводящая в заблуждение реклама обычно включает неверную или явно ложную информацию о конкретном товаре или услуге с намерением обмануть население и изменить его поведение как потребителя. Обман общественности осуществляется таким образом, чтобы сформировать далекое от реальности представление о товаре или услуге. При проведении кампании выделяются определенные аспекты продукта, чтобы привлечь внимание потенциального потребителя и тем самым повысить уровень продаж.
Пример рекламы на грани фола
Недобросовестная реклама — что это такое
Недостоверная реклама — это реклама, которая, пытаясь продать больше, фальсифицирует или искажает информацию, обещает непроверяемые качества и т. д.
Определение того, какая реклама является недостоверной, может быть непонятным. Разве ее назначение не в том, чтобы «приукрасить» продукт?
Нужно помнить, что реклама всегда имеет информативную цель, какой бы упрощенной она ни была: что такое продукт, каковы его преимущества, какова польза от него для потребителя и т. д.
Многие считают, что реклама предназначена только для того, чтобы убедить потребителя совершить покупку, но сама по себе не имеет информативной цели. Этой позицией оправдывают преувеличения или ложь, утверждая, что, поскольку поставщик услуг не обязан предоставлять «адекватную и полную» информацию, она не обязательно должна быть правдивой.
Реклама, порочащая деловую репутацию конкурента, тоже называется недобросовестной.
Основные понятия, что под этим понимается
Ниже приведены некоторые примеры и формы, которые являются или могут рассматриваться (в зависимости от законодательства каждой страны) как обман:
Чем отличаются добросовестная и недобросовестная
Важно знать, что реклама всегда будет подвергаться критике, это будет повторяться снова и снова, главным образом потому, что она передает определенное сообщение, а оно, в свою очередь, имеет разные способы интерпретации.
Некоторые утверждают, что реклама — это то, что создает у людей потребительское отношение, из-за чего им трудно покупать и использовать рекламируемые товары.
Достоверная реклама это не расписывание всех возможных или мнимых достоинств продукта, а честное информирование потребителя о характеристиках товара.
Одни люди считают, что реклама имеет дар убеждать, в то время как другие полагают, что эта сила действует только на импульсивных людей.
Есть и защитники окружающей среды, для которых реклама — главный виновник загрязнения. И под этим они подразумевают не пакеты, пластик или физический материал, но больше визуальное и слуховое воздействие, которому люди подвергаются сегодня.
И, завершая список, можно сказать, что самая частая критика — это обман. Другими словами, передаваемое сообщение, если оно недостаточно четкое, может привести к неудобствам, иногда юридическим, которые приводят к экономическим потерям для его владельца из-за простого незнания или уклонения от правил.
Хотя добросовестная и недостоверная реклама имеют много общего, именно обман является главным отличием между ними.
Политика — не коммерция, здесь другие правила
Виды недобросовестной рекламы
Есть много видов недобросовестной рекламы, вот основные из них:
Часто использование вводящей в заблуждение рекламы является также способом нанесения вреда конкурентам и соперникам на рынке, которые, вероятно, рекламируют свои продукты честно и ближе к реальности. Законодательство уделяет особое внимание защите интересов потребителей и регулированию конкуренции на рынках.
Многие могут задаться вопросом, существует ли понятие «недостоверная политическая реклама» — ведь тут фигурирует не товар, а человек. Закон «О рекламе» не распространяется на политическую рекламу, так что выбрать депутата гораздо сложнее, чем купить новый телевизор.
Примеры недостоверной рекламы
Один из самых простых и полезных примеров, когда дело доходит до понимания этой практики, — это реклама ресторанов быстрого питания. В ней гамбургеры очень привлекательны для глаз — большие, сочные и с множеством ингредиентов. Но заказав этот товар в заведении, потребитель рискует разочароваться — часто гамбургеры оказываются не только непривлекательными, но и меньше ожидаемого размера.
Отсутствие определенных данных или характеристик продукта также рассматривается как обман потребителя. Примеры рекламы недобросовестных финансовых услуг можно встретить каждый день — обычно это «кредит под 12 % годовых», который, после чтения мелкого шрифта, оказывается кредитом под 20 %.
Гамбургер редко оказывается как на фото
Cereals Angel сообщила, что в ее сухом завтраке содержится большое количество меда. На упаковке можно было увидеть изображение пчелы, купающейся в медовой каше. Это означало, что одним из основных ингредиентов был мед, однако продукт содержал только 0,5 % меда и 40 % сахара, что вводило общественность в заблуждение.
Молоко в рекламе продукта Nestle не было получено непосредственно из коровьего молока и не являлось 100 % натуральным, поскольку содержало витамины, минералы и другие дополнительные ингредиенты.
Грань между законной и недобросовестной рекламой очень тонкая. Зачастую споры с компаниями решаются только в суде.
В случае с компанией Gloria, на упаковке продукта «Pura Vida» были изображены коровы, намекая на то, что это натуральное молоко. Поскольку товар содержал ингредиенты, заменяющие некоторые молочные компоненты, его нельзя было назвать молоком.
Entel представила себя оператором мобильной связи с самым быстрым интернетом в Перу. Компания была оштрафована за то, что не представила доказательств, подтверждающих такое превосходство в сервисе.
В 2013 году бренд Coca Cola запустил кампанию «149 калорий», имея в виду тот факт, что бутылка напитка имеет только ту калорийную нагрузку, которую можно устранить с помощью простых действий, таких как танцы или прогулка с питомцем.
Обувной бренд New Balance заявил, что его обувь для ходьбы помогает людям сжигать больше калорий и улучшать свое здоровье.
Многие компании используют недобросовестную рекламу сознательно: пока контролирующие организации разберутся и применят санкции, пройдет время и люди успеют увидеть то, что им пытались внушить.
Добросовестная реклама примеры имеет самые разные, иногда она тоже может содержать сведения не совсем правдивые. Например, «Red Bull окрыляет» — трудно представить, что кто-то будет жаловаться на недостоверность сведений, ведь всем и так понятно, что напиток не подарит крылья. Но закон все равно может посчитать, что это заведомый обман.
Без доказательств — штраф
Ответственность за недобросовестную рекламу
Для компаний важно не использовать обман, чтобы избежать жалоб и возможных штрафов.
Согласно законодательству РФ, нарушение требований к рекламе — административное правонарушение (КоАП РФ ст. 14.3), которое может повлечь штраф до 500 000 рублей, а пострадавшие лица могут подготовить и подать судебный иск.
С другой стороны, обман создает плохой имидж бренда, отрицательно сказываясь на его репутации не только среди потребителей, но и среди контролирующих органов, государственных администраций, партнеров или инвесторов.
В конечном итоге вводящая в заблуждение реклама — это неэффективный способ продвижения товаров или услуг. Это может быть успешным в первый раз, но, скорее всего, в среднесрочной или долгосрочной перспективе это приведет к негативным последствиям для компании.
20 примеров рекламы от брендов-гигантов, за которую пришлось судиться
Прежде чем мы перейдем к практике, обращаем ваше внимание, что общими целями законов о рекламе в разных странах являются защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы; предотвращение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителя в заблуждение, нанести вред его здоровью/имуществу/окружающей среде/достоинству/репутации, нарушить общественные интересы и моральные принципы.
А теперь переходим к «горяченькому».
Не такая уж полезная Nutella
Всеми любимая шоколадная паста, которая пользуется популярностью как у детей, так и у взрослых. Ну а поводом для судебного разбирательства стал маркетинговый ход, который вводил в заблуждение потребителей (впоследствии с этим согласились и сами создатели Nutella).
Суть: в 2012 году Ferrero USA (создателей Nutella) суд обязал выплатить более 3 000 000 долларов жительнице Калифорнии, которая утверждала, что не осознавала вред этой пасты и давала ее своему ребенку. Реклама Nutella преподносила продукт как полезный вариант здорового завтрака. И это противоречило информации на этикетке (количество сахара не несло никакой пользы потребителям). Помимо этого, Ferrero USA проиграли и коллективный иск против родителей, которые также утверждали, что были введены в заблуждение рекламой.
После этого Ferrero изменила стратегию и теперь указывает содержание сахара на передней стороне банки.
«Red Bull окрыля-я-я-я-ет»
13 миллионов долларов — именно такую сумму компании пришлось выплатить в счет компенсации выявленной фальсификации.
Улавливаете суть иска? Группа активистов, которая подала в суд на компанию, утверждала, что их обманули — Red Bull пили, а крылья так и не выросли. Также не нашлось подтверждений тому, что напиток повышает работоспособность и концентрацию — клинических испытаний не проводилось.
IDEAS ARE SEXY TOO
«Идеи тоже могут быть сексуальными» — именно этот слоган красовался на рекламной картинке по случаю выхода нового кроссовера GMC Terrain от автоконцерна General Motors.
Но объектом судебного разбирательства стал вовсе не слоган, а сама картинка. Как по мне, то весьма смелый (даже дерзкий) рекламный ход. Смотрите сами:
Иск на 75 000 долларов к General Motors предъявил Еврейский университет. Перед своей смертью Альберт Эйнштейн завещал университету все права на использование своего образа (и это приносит вузу порядка 10 000 000 долларов в год!). Однако, судья окружного суда Лос-Анджелеса иск не удовлетворил и постановил, что права на изображение Эйнштейна истекли через 55 лет после его смерти и теперь «все его изображения должны находиться в свободном доступе».
За недобросовестную рекламу кроссовок компании Skechers выписан штраф в 40 миллионов долларов (+ 5 миллионов долларов, которые достанутся обманутым клиентам).
Реклама (баннеры и видео) утверждала, что ношение тонизирующих кроссовок Skechers поможет без дополнительных тренировок сбросить вес и укрепить мышцы ног и живота. Компания даже ссылалась на клинические исследования, которые, как выяснилось позже, были проведены мужем одного из руководителей маркетингового отдела Skechers и за которые он получил деньги.
«Ты, не модный! Прощай»
Эта скандальная реклама обошлась ЦУМу в 400 000 рублей. Героиней была девочка, собирающаяся в школу. Лозунги на рекламных баннерах красовались следующие: «Вот и я в школу. Теперь меня интересуют только шмотки. А вы, два старых урода, мне больше не нужны!», «Кто не в PRADA — тот лох!», «Я одна в классе. Действительно одна! Просто от зависти все лопнули.», «Я — принцесса! Ты — животное!», «Папочка! Если ты меня правда любишь, купи! купи!! купи. мне туфли, платье, шляпку. PRADA, D&G, Armani».
ФАС (Федеральная антимонопольная служба) признала данную рекламу незаконной.
«Карта в радость, кэшбек в сладость, господа»
Креативная реклама от банка Tinkoff обошлась рекламодателю в 100 000 рублей.
ФАС признала незаконной рекламу, в которой упоминалось неформальное молодежное криминальное движение «АУЕ». Комиссия службы сделала вывод: «реклама банка обращена к лицам в возрасте от 14 до 18 лет и носит оскорбительный характер, поскольку причисляет этих лиц к неформальному молодежному криминальному движению „АУЕ“ и способствует популяризации криминальной организации».
Только в этот раз компенсацию в 25 миллионов долларов выплачивала компания Reebok.
В рекламе кроссовок EasyTone и RunTone утверждалось, что они помогают накачивать мышцы ног и ягодиц при ходьбе. Однако Федеральная торговая комиссия США так не посчитала и признала рекламу вводящей в заблуждение.
Административный штраф на 100 000 рублей получило ООО «СК «ВТБ Страхование» за размещение спорной рекламы.
Комиссия ФАС признала, что данная реклама нарушает закон — выражение «Могу все!» в совокупности с изображением ребенка, который гуляет по верхней перекладине качели (и находится в опасной ситуации) воспринимается как призыв к тому, что ребенок может совершать любые действия, в том числе и те, которые могут навредить его здоровью.
Итальянские власти оштрафовали компанию Apple на 10 миллионов евро, за рекламу, которая вводит в заблуждение пользователей.
В чем суть: рекламная кампания Apple сообщает, что iPhone можно погружать в воду на глубину до 4-х метров на срок от 30 минут до 2-х часов (в зависимости от модели) без ущерба для смартфона. Вот только не упомянули парочку НО:
15 миллиардов долларов — именно столько выплатил автомобильный гигант Volkswagen по решению суда.
В чем суть: Федеральная торговая комиссия США подала иск к Volkswagen, обвиняя концерн в обмане потребителей. Автомобили были оснащены программным обеспечением, которое занижало количество вредных газов, выбрасываемых в воздух, в то время как реклама обещала «чистый дизель».
Тайная вечеря от Calvin Klein
В 1 миллион долларов обошлась эта скандальная реклама Calvin Klein. На рекламном плакате по мотивам картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» были изображены модели в джинсах Calvin Klein.
Иск против компании подала католическая церковь Франции и выиграла дело — рекламу не только запретили и изъяли, но и выписали штраф компании.
ФАС признала рекламу ненадлежащей, поскольку она гарантировала положительное действие препарата и называла его «болезнетушителем № 1».
40 000 долларов — именно на такую сумму мужчина оценил свой моральный ущерб от использования дезодорантов AXE. Почему? Потому что за семь лет использования продукции AXE ни одна из представительниц прекрасного пола не обратила на него внимания. Хотя реклама утверждает, что товары AXE привлекают женщин.
Штраф за эту рекламу составил 100 000 рублей.
Праздник к нам приходит
Иск на 30 миллионов рублей против копании Coca-Cola в районный суд Москвы подал маркетолог из Томска.
Суть: «пропаганда Санта Клауса в рекламе». По словам маркетолога «идет подмена понятий» —возникает ассоциация, что счастливый Новый год возможен только с Санта Клаусом и Кока-колой.
Burger King и игра слов
Компанию Burger King ФАС периодически штрафует за нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе». Согласно статье в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В 2018 году Burger King получил штраф 100 000 рублей за вот эту наружную рекламу:
В том же 2018 году еще один штраф в 105 000 рублей за вот эту рекламу:
И еще один штраф на 100 000 рублей вот за эту рекламу:
RJ Reynolds Tobacco Company прикурили
А сейчас пример самого массового судебного разбирательства в истории. Общая сумма исков составляет 10 миллиардов долларов. Ответчиком по этим искам выступает табачная компания RJ Reynolds Tobacco Company.
Около 8 тысяч граждан обвинили RJ Reynolds Tobacco Company в том, что из-за недостоверной информации о вреде табака и обманной рекламы они «подсели» на никотин.
В США уже были прецеденты, когда табачные компании обязывали выплачивать компенсации курильщикам (или их родственникам). Вот некоторые из них (и, откровенно говоря, меня суммы компенсаций просто впечатлили):
23,6 миллиарда долларов размер компенсации, которую табачная компания RJ Reynolds Tobacco Company выплатила вдове Майкла Джонсона — Синтии Робинсон.
Суть: Майкл Джонсон начал курить в 13 лет и выкуривал по три (. ) пачки сигарет в день. Умер он в 36 лет от рака легких. Адвокату Синдии Робинсон удалось доказать, что табачная компания недостаточно информировала людей о вредных последствиях курения.
13,8 миллионов долларов выплатила компания Philip Morris американке Джоди Баллок. Её мама умерла от рака легких (курила с 17 лет). Суть иска та же, что и предыдущем случае: компания не предупредила курильщицу о возможных заболеваниях.
SunLight все еще открыт
Периодические заявления о закрытии магазинов SunLight уже давно стали мемами.
Что по факту: сеть магазинов SunLight была оштрафована на 400 000 рублей за недостоверную рекламу (фейковый уход с рынка).
PepsiCo и неудачный розыгрыш
Рекламная кампания под названием «The Number Fever» очень дорого обошлась PepsiCo — более тысячи уголовных и административных исков на сумму около 400 миллионов долларов. Что же случилось?
Суть рекламной кампании «The Number Fever» состояла в том, что под крышками напитков (7 UP, Pepsi, Mountain Dew) размещался трехзначный код и сумма выигрыша от 1 000 до 1 000 000 песо. Разумеется, этот маркетинговый ход имел успех — через две недели продажи выросли на 40%. Поэтому и количество призовых крышек увеличили. Но в день, когда объявляли победителя (того самого, кому посчастливится стать обладателем 1 000 000 песо), случился промах — выигрышным оказался номер 349 (но изначально некоторые номера не должны были в числе выигрышных и номер 349 был среди них, поскольку был напечатан на 800 000 крышек).
Убеждения компании в том, что произошла техническая ошибка, не сработали. Десятки тысяч негодующих людей начали устраивать погромы. Не обошлось без жертв — трое сотрудников компании погибли при взрыве гранаты.
Сумма компенсаций и судебных издержек составила около 10 миллионов долларов. Плюс выплаты около 250 миллионов песо тем, кто подал в суд, но не выиграл (жест доброй воли).
Обвинения в преступной халатности компании были сняты в 2006 году Верховным судом Филиппин. Также суд постановил, что компания не несет ответственность за общественные беспорядки.
Компенсацию в размере 200 000 рублей отсудил Иван Сергеев у McDonald’s за использование в рекламе фрагмента стихотворения его бабушки — советской поэтессы Аделины Адалис (Ивану Сергееву принадлежат права на произведения поэтессы).
Суд удовлетворил иск частично — 50 000 рублей взыскано с ООО «Макдоналдс» и ЗАО «Макдоналдс» плюс по 50 000 рублей взыскано с соответчиков — звукозаписывающая компания «Снегири-музыка» и рекламное агентство «Стар Ричерз».
Подытожим
В нашей стране пока что сложно представить, что суд будет удовлетворять миллионные иски граждан к корпорациям/брендам за нарушение норм закона о рекламе. Это потому, что российское законодательство является относительно новым в сравнении с законодательством зарубежных стран.
Ну а если вам не хочется получать исковые требования о нарушении вами ФЗ «О рекламе», то обращайтесь к нам. =) Наши специалисты помогут составить рекламную кампанию, которая не будет нарушать закон.