Что такое добро в этике

Что такое добро (его суть) — взаимосвязь добра и зла

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Когда мы слышим это слово, в голове возникают приятные ассоциации с чем-то светлым, хорошим, бескорыстным, теплым, сердечным.

Что такое добро в этике. Смотреть фото Что такое добро в этике. Смотреть картинку Что такое добро в этике. Картинка про Что такое добро в этике. Фото Что такое добро в этике

Но если попросить людей объяснить значение этого термина словесно, то у многих с описанием возникнут затруднения, ответы будут разниться, так как каждый воспринимает добро субъективно и на уровне ощущений: мне хорошо, значит, это что-то доброе.

Определение понятия добро — что это

Добро является одним из аспектов (что это?) нравственной морали (что это такое?). В связи с чем это понятие рассматривается преимущественно философией, этикой (что это за наука?), психологией.

Что такое добро в этике. Смотреть фото Что такое добро в этике. Смотреть картинку Что такое добро в этике. Картинка про Что такое добро в этике. Фото Что такое добро в этике

Это слово есть в каждом русском толковом словаре, обратимся к некоторым из них:

Это может быть любой процесс или деяние, которые с оценочной позиции являются противоположностью зла (перевести бабушку через дорогу, накормить голодного, поделиться чем-либо);

Можно отметить, что все авторы говорят об одном и том же, просто разными словами.

Философский аспект добра и зла

Философия – это наука, которая внимательней всех рассматривает понятие добра. Если быть точнее, то им занимается этика – философский раздел.

Добро и зло – это две крайности, возведенные в категории, так как имеют сверх важное значение в устройстве мира. Они идут рука об руку и не могут существовать раздельно. Знали бы мы, что такое добро, если бы не существовало зла? Нет. Все познается в сравнении.

С точки зрения этики, добро – это эталон, который соответствует морально-нравственным нормам, правилам, принятым в социуме и ожидаемым людьми друг от друга.

Бить людей плохо, помогать – хорошо. Ложь, предательство (что это?), грабеж относятся к категории зла. Проявление милосердия (что это?), прощение, сочувствие к другим – отвечают этическим принципам.

Что такое добро в этике. Смотреть фото Что такое добро в этике. Смотреть картинку Что такое добро в этике. Картинка про Что такое добро в этике. Фото Что такое добро в этике

Таким образом, добром является все, что оценивается человеком положительно.

Мы все хотим жить хорошо, быть счастливыми и избегать страданий. Стремление к добру заложено в человеке изначально. Но если все вокруг хотят добра и мира, откуда берется зло? Кто его порождает?

Ответ на этот вопрос прост: каждый человек имеет субъективное восприятие мира – не такое, как у других. Мы оцениваем реальность со своей колокольни, согласно своим убеждениям и ценностям. Что для меня добро, для моих соседей – зло: я слушаю громко любимую музыку, чтобы поделиться ею с теми, кто живет за стеной. Это ведь добрые помыслы? Но живущие рядом люди почему-то так не думают: они не любят тяжелый рок и считают меня бессовестным и наглым.

А как насчет эвтаназии (врачебное убийство больного человека, обреченного на смерть)? С одной стороны, это лишение жизни, убийство, зло – как ты его не приукрашивай, но с другой – человека избавляют, таким образом, от бессмысленных страданий, хотят сделать, как лучше для него. Он все равно бы умер, но позже и «вдоволь» намучившись от боли.

Именно по этой причине добро не существует без зла: все относительно.

Также субъективны понятия свободы, справедливости, равенства и других. У всякой медали две стороны.

Как быть добрым

Если добро – это все то, что оценивается обществом как положительное, хорошее и полезное, тогда добрый человек – это тот, кто совершает поступки и деяния, характеризующиеся выше описанными прилагательными. Доброта в данном случае – это внутреннее качество личности, характерная черта.

Что такое добро в этике. Смотреть фото Что такое добро в этике. Смотреть картинку Что такое добро в этике. Картинка про Что такое добро в этике. Фото Что такое добро в этике

Важно отметить, хорошие дела должны идти от сердца, настоящих желаний и стремлений личности. Благие поступки «ради галочки», для видимости, «потому что так принято» – всего лишь мишура и никакого отношения к доброте не имеют. Ведь в основе лежат корыстные побуждения. Вот сделаю другому хорошо, и:

Настоящее добро делают и забывают об этом, не ждут взамен почестей и наград.

Доброму человеку достаточно внутренних приятных ощущений от осознавания того, что он сделал этот мир капельку лучше: благодаря ему кто-то перестал плакать, улыбнулся, согрелся, наелся, стал более счастливым, поверил в чудо, обрел нечто ценное.

Весь мир держится на доброте. Ее энергия лежит в основе всех человеческих отношений. Это то, что делает нас людьми.

Как вычислить добро и в чем его суть

Как максимально объективно оценить поступок другого, определить, злой он или добрый с учетом относительности понятия добра? Необходимо смотреть вглубь: какие намерения лежат в основе действия, чем изначально руководствовался человек, какова была его цель и полученный результат. Но опять же, это будет только ваша субъективная оценка.

Приведу всемирно известный пример. В 30-х годах прошлого столетия в Америке объявился некий мистер Флойд, получивший в дальнейшем кличку Красавчик. Он занимался ограблениями банков, правда, недолго – всего год, после чего был застрелен офицерами полиции.

Что такое добро в этике. Смотреть фото Что такое добро в этике. Смотреть картинку Что такое добро в этике. Картинка про Что такое добро в этике. Фото Что такое добро в этике

Так вот, он грабил банки. Плохое занятие, недостойное, на первый взгляд. Можно сказать, что он творил зло – брал чужое. Если бы не один нюанс. Во время ограблений он уничтожал ипотечные договоры, вызволяя, таким образом, людей из долговых ям. Незаконно? Да. Но в основе лежит позитивное намерение – помочь другим. Добро? Добро.

Есть один эталонный принцип, демонстрирующий суть добра:

поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой. Или. Не делай другим того, чего не желаешь для себя.

Все просто. Если помнить о том, что стремление к благу заложено в каждом человеке природой, и поступать в соответствии с вышеописанным правилом, чаша добра приобретет ощутимый перевес.

Что такое добро в этике. Смотреть фото Что такое добро в этике. Смотреть картинку Что такое добро в этике. Картинка про Что такое добро в этике. Фото Что такое добро в этике

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

В моем понимании, добро — это набор качеств характера, которые позволяют совершать хорошие поступки. Например, помочь нуждающимся, не ответить грубостью на грубость, не злится, когда по отношению к тебе поступают плохо. Добро, это полная противоположность злу.

Для меня добро — это все самое светлое и хорошее, что есть в нашей жизни. Всем желаю добра!

Источник

ДОБРО и ЗЛО

Что такое добро в этике. Смотреть фото Что такое добро в этике. Смотреть картинку Что такое добро в этике. Картинка про Что такое добро в этике. Фото Что такое добро в этике Что такое добро в этике. Смотреть фото Что такое добро в этике. Смотреть картинку Что такое добро в этике. Картинка про Что такое добро в этике. Фото Что такое добро в этике Что такое добро в этике. Смотреть фото Что такое добро в этике. Смотреть картинку Что такое добро в этике. Картинка про Что такое добро в этике. Фото Что такое добро в этике Что такое добро в этике. Смотреть фото Что такое добро в этике. Смотреть картинку Что такое добро в этике. Картинка про Что такое добро в этике. Фото Что такое добро в этике

Что такое добро в этике. Смотреть фото Что такое добро в этике. Смотреть картинку Что такое добро в этике. Картинка про Что такое добро в этике. Фото Что такое добро в этике

Что такое добро в этике. Смотреть фото Что такое добро в этике. Смотреть картинку Что такое добро в этике. Картинка про Что такое добро в этике. Фото Что такое добро в этике

Категории этики

Как и всякая наука, этика обладает богатым арсеналом категорий, понятий, терминов. Категории этики составляют теоретический аппарат этики как науки. Термином категория обозначаются наиболее общие понятия, отражающие существенные стороны действительности. Этические категории имеют некоторые специфические черты:

1) они отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье, коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости;

2) категории этики носят оценочный характер;

3) они являются средством регулирования взаимоотношений и поведения людей, выражая нравственные требования общества с позиции должного или сущего;

4) значимость категорий этики базируется на силе общественного мнения или самосознания личности;

5) в категориях этики явно выражена эмоциональная сторона общественных взаимоотношений.

Все категории этики составляют единую взаимосвязанную структуру, в которой каждая необходима и незаменима другой категорией.

С древнейших времен основными категориями являются добро и зло.Они представляют собой обобщенную форму оценки и разграничения нравственного и безнравственного в поступках отдельного человека, либо в деятельности большой социальной группы.

Относительно поведения людей добро понимается как взаимоотношения людей, основанные на взаимопомощи, сотрудничестве, бескорыстии. Базой этому служит золотое правило этики: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

В современной этике добро раскрывается в нескольких взаимосвязанных аспектах:

— добро как качество поступка;

— добро как совокупность положительных принципов и норм морали;

— добро как моральное качество человека, раскрывающееся в таких понятиях, как добросовестность, ответственность, единство слова и дела и т.п.

К понятию добра очень близко по содержанию поня­тие блага как того, что позитивно, ценно и значимо для людей.

Что такое добро в этике. Смотреть фото Что такое добро в этике. Смотреть картинку Что такое добро в этике. Картинка про Что такое добро в этике. Фото Что такое добро в этике

В рамках одной и той же моральной системы разные добродетели выражают разные грани добра. Так, добродетелями являются одновременно смирение и му­жество, доброта и строгость, щедрость и бережливость, справедливость и великодушие. Добродетели не просто даны людям, а воспитываются в них. Каждое общество и каждая культура вырабатывает ряд приемов, которые по­зволяют сформировать в членах сообщества эти высокоценимые моральные качества, которые необходимы для выживания и развития общественного целого.

Для уяснения морального смысла понятия добра важ­но отличать его от понятия пользы. В этике существует утилитаристско-прагматическая традиция, которая ставит знак равенства между добром и практической пользой. В соответствии с этими взглядами добро есть все, что по­лезно, т.е. все, что отвечает удовлетворению какой-либо потребности человека. Полезно то, что приносит нам удов­летворение, удовольствие, счастье.

Формы проявления добра и добродетели многообразны и присущи всякому человеческому положительному качеству, поведению или поступку. К примеру, в отношении к труду добро проявляется в добросовестности, дисциплинированности, аккуратности, точности и др.; в отношении к человеку – в гуманности, чуткости, тактичности, доброжелательности и др.

По своей природе зло неоднородно: оно может быть как природным, так и социальным. Природное зло – стихийные бедствия, болезни, уродства др. Причем борьба с ним возможна и необходима. Социальное зло обусловлено социальными факторами, с изменениями которых меняется его содержание и проявление.

Зло переживается человеком в различных формах (отношениях):

1) эмоционально-чувственное зло ощущается как что-то неприятное, вызывающее отвращение, страх, страдание, психологический дискомфорт;

2) в утилитарном отношении воспринимается как вред, то, что препятствует удовлетворению значимых потребностей, достижению цели;

3) зло может представляться как что-то уродливое, безобразное (в эстетическом плане);

4) в нравственном отношении зло переживается как несправедливость, нечестность и т.п.

Таким образом, мы видим, что в реальной жизни по­нятия добра и зла могут приобретать относительный ха­рактер. Однако все поступки и деяния человека следует соразмерять с высшим критерием Добра. А это возмож­но только тогда, когда человек обладает высокой нрав­ственной культурой5.

Источник

Что такое добро? Определение понятия для сочинения на тему «добро».

Что такое добро? Определение и значение слова.

О понятии «ДОБРО»

В известном детском стихотворении Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» расклад хорошего и плохого довольно ясен. Солнечная погода — хорошо, а ненастье — плохо, быть отважным — хорошо, а трусливым — плохо, нужно помогать слабым и противостоять опасности. Для малышей подобного объяснения вполне достаточно.

Согласно опросам, проведённым среди людей, которые по возрасту уже давно читают другие стихи, добро понимается ими по-разному. Вот наиболее типичные ответы: добро — это поступки, совершённые от чистого сердца; во имя высших идеалов; ради блага других людей; правильные с точки зрения окружающих; заключающие в себе максимальную пользу и минимальный вред; добро — бескорыстная помощь.

В самом общем смысле добро и зло — устойчивые представления человека (группы, сообщества, общества) о чём- то в соответствии с неким стандартом. В качестве такового могут выступать потребности, интересы, намерения,цели, идеал (как выражение высшей степени ценного или наилучшего, как выражение совершенства).

Так, одно слово «добро» обозначает и материальные блага, и моральное благо. И эта многозначность требует уточнения, прояснения. Особенно когда речь идёт о моральном (этическом)значении слова: необходимо осознавать, какой смысл вкладывает человек в понятие «добро».

Добро в этике

ДОБРО одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Вместе с противоположным понятием «зло» они отражают в своем содержании моральные ценности того или иного общества. В широком смысле слова «добро» и «зло» обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Они являются качественной оценкой тех отношений, которые складываются в обществе между людьми.

Первоначально представления о добре и зле складывались по мере освоения людьми предметов и явлений объективной действительности. То, что удовлетворяло потребности людей, помогало им выжить и сохранить свой род, оценивалось как добро; то, что мешало, вредило жизни называли злом.

В условиях родового строя эти понятия не носили чисто морального характера. Ими одинаково обозначали предметы материального мира (напр., дождь, солнце добро, гроза, засуха зло, и т. п.), отношения между людьми, а также их физические (телесные) и духовные качества. Добро понималось, как правило, в значении понятия «благо», т. е. всего того, что служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей. Постепенно процесс экономического развития привел к разрыву между материальными благами и моральными доблестями (качествами) человека, что получило закрепление в моральном сознании людей в двух различных понятиях: «благо» то, что полезно, что удовлетворяет различные (материальные + физические + духовные) потребности человека; «добро» как вид духовного блага; как выражение моральной ценности тех или иных событий, действий, отношений, существующих в данном обществе.

В самой общей форме «добро» стали определять как все то, что оценивается положительно, рассматривается как ценное (значимое) для жизни как отдельного человека, так и общества в целом.

Природа добра

В истории общества существовало много попыток определить природу (источник) добра и зла. Условно их принято делить на три группы:

1) теории (учения), которые связывали существование добра и зла в мире с некими абсолютами, находящимися за пределами человека и человеческого мира (бог, дьявол, законы универсума и т. п.);

2) теории, которые объясняли добродетельность или порочность людей наличием добрых или злых начал в самой природе человека («человек добр или зол от рождения, по самой своей природе (генотипу)»);

3) теории, которые связывали существование добра и зла в человеческом мире с обстоятельствами его (человека) социальной жизни.

Содержание добра

Потребности людей могут быть весьма различны. Они бывают извращенными, невротическими и т. п., и потакание им способно обернуться величайшим злом для окружающих. Поэтому, говоря о пользе как основании добра, следует всегда уточнять: «для кого полезно?» и «для кого добро?» Польза является лишь средством достижения добра.

В моральном отношении истинное добро это то, что является добром для всех, для человечества как целого и каждого индивида. Такое добро очень абстрактно в мире, где сталкиваются потребности, желания и мнения миллиардов людей. Но идеал добра для всех это некая регулятивная идея, нечто вроде стрелки компаса, указывающей направление движения. (Кантовский категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства».)

Моментом, который отличает пользу от добра и выявляет его сущностные характеристики, является бескорыстие добра. («Истинная награда за добродетель есть сама добродетель» И. Кант.) Истинное добро творится без расчета («ты мне я тебе»), из самой потребности творить добро, дарить людям любовь и радость. Добро бескорыстно, поэтому отношения взаимной полезности не могут считаться добром, поскольку основаны на эгоистических интересах.

Содержание добра изменчиво, как изменчивы интересы людей и обществ. В этом смысле оно исторично и классово (в классовом обществе). Но это не означает, что оно только релятивно. Во-первых, наряду с меняющимися интересами существуют и постоянные, общечеловеческие. Например, накормить голодного, вылечить больного, приютить бездомного ребенка, вступить в борьбу со злом и т. п. всегда есть добро. Во-вторых, сделать добро не значит просто принести благо индивиду или общности, но при этом максимально возможным образом соблюсти гармонию интересов обеих сторон. Должна соблюдаться и вся совокупность интересов объекта отношения, а условием этого является бескорыстие, моральное мотивирование действия (о чем уже говорилось выше). Если благо приносится из корыстного побуждения, не ради общей пользы, а ради самого себя, то оно вполне может обернуться злом, подчас намного перевешивающим ценность этого блага. Отсюда ясно, почему так важно, чтобы люди руководствовались моральными побуждениями, стремлением делать добро, а значит, почему и в теории необходимо различать добро и благо, понимать, в чем состоит специфика добра.

Добро и зло (выбор)

Добро всегда предполагает сознательный, свободный и бескорыстный выбор действия (поступка). Если человек творит доброе дело, следуя приказу, распоряжению, принуждению, или случайно, непреднамеренно совершает доброе дело, или за материальное вознаграждение, то подобное добро оказывается мнимым.

Подлинное добро это деяние добра, это практическое, деятельное исполнение человеком вменяемых ему моралью требований. Неделание зла еще не есть добро (добродетельность). Истинное добро всегда активно.

С помощью понятия «добро» оценивают социальную практику, поступки и моральные качества отдельных индивидов, взаимоотношения людей. В зависимости от того, что именно подвергается оценке, понятие добра приобретает форму более конкретных понятий «добродеяние» (благодеяние), «добродетель», «доброта».

Всё значительное в мире происходит не благодаря злу и его борьбе с добром, а из-за наличия добра и зла как альтернатив человеческого выбора. Всё значимое в мире происходит благодаря свободе чело века, которая, в частности, проявляет себя и в свободе творить добро, и в свободе творить зло. «Если бы враждебность была основной движущей силой, мир давно был бы разрушен, и у меня не было бы возможности написать эту статью, а у вас её про читать», — говорил Махатма Ганди.

Источник

Что такое добро в этике

Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.

Категории этики – не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.

При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:

– достоинство и честь.

К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.

1. Добро и зло

Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные. Ф. Энгельс писал: «Представления о добре и зле так силь-

Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т. д. Само определение добра достаточно сложно. Некоторые ученые отказываются от попытки дать определение добра, указывая, что это верховная, исходная и конечная категория, которая не может быть охвачена какой-либо дефиницией.

Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.

Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Моральное зло имеет место тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.

Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных учениях зло – фатальная неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с антогонистическим устройством общества.

Понятия добра и зла, как и другие нравственные категории, всегда занимали умы.

Вот о чем спорили образованные молодые люди начала прошлого века (Онегин и Ленский во второй главе «Евгения Онегина» А. С. Пушкина). «Меж ними все рождало споры И к размышлению влекло: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду, Все подвергалось их суду».

С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель – устойчивые положительные качества личности, указы-

вающие на ее моральную ценность. Добродетели противостоит порок.

Добродетельный человек не только признает положительные нравственные принципы и требования, но и творит добро, поступая в соответствии с ними (добродеять – делать добро). Представления о добродетели, как и о добре, исторически изменялись. Так, в Древней Греции в соответствии с учением Платона добродетель связывалась с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость. Христианская вера в эпоху средневековья выдвинула три основные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Бога, надежду на его милость и любовь к нему).

При всей изменчивости взглядов в разное время и в различных слоях общества честность, гуманность, мужество, бескорыстие, верность и т. п. оценивались и оцениваются положительно. Вот как описан в послесловии к роману Э. М. Ремарка «Тени в раю» (М., 1972. С. 428–429) своеобразный нравственный кодекс положительных героев. «Будь добр и мужествен; свято выполняй долг человеческого братства и солидарности, не проходи безучастно мимо чужого горя; терпящему бедствие приди на помощь даже в ущерб себе; будь верен в любви и дружбе, непримирим к подлости и беспощаден к негодяям; совершив достойный поступок, не пыжься и не гордись, не произноси громких фраз и благородных сентенций; будь равнодушен к богатству, карьере и другим рычагам личного возвышения; не унижайся и не унижай, блюди честь и достоинство».

Добродетели иногда связывают с определенным социальным положением личности. Так, можно говорить о воинских добродетелях. А. В. Суворов в наставлении И. О. Курису писал: «1. Добродетель, замыкающаяся в честности, которая одна тверда. Она: в сдержании слова, в безлукавствии и осторожности, в безмщении. 2. Солдату – бодрость, офицеру – храбрость, генералу – мужество».

В обыденной жизни благо – все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения

определенных целей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование, предметы культурного потребления). Полезность не всегда совпадает с благом. Например, искусство лишено утилитарной пользы; развитие промышленности, материального производства приводит человечество на грань экологической катастрофы.

Добро – разновидность духовного блага. В этическом смысле понятие блага часто употребляется как синоним добра.

2. Справедливость

Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.

Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие «юстиция» по латыни означает справедливость ( justitia ). Юрист, таким образом, «представитель справедливости».

Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества. Правовое выражение требования справедливости со-

держится во Всеобщей декларации прав человека, в том числе применительно к деятельности суда. В частности, ст. 10 Декларации гласит: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом». Ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении.

Требование справедливости в государстве и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции Российской Федерации.

Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.

Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и «против», а решив непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.

В юридической деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу известной консервативности законодательства и сложности регулируемых им отношений могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода.

Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому необходимо своевременно отражать в законодательстве происходящие в обществе изменения, предусматривать возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств дела (например, процесс смягчить наказание или вовсе от него освободить). Уже созданы суды присяжных, правомочных принять решение в соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости.

3. Долг

Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Успешно выполнять свои функции работники судов и прокуратуры могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь не может мириться с нарушениями законов, прав человека, интересов общества и государства.

В глазах общества судья, прокурор, следователь – непреклонный страж законности, которым движет только чувство долга, не допускающий компромиссов, сделок с совестью, не поддающийся каким-либо влияниям и служащий только закону и справедливости. Но чтобы действовать таким образом, недостаточно занимать определенную должность и знать законы. Необходимы еще соответствующие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие влияния.

Судья, впервые избранный на должность, приносит присягу (см. ст. 8 Закона о статусе судей в Российской Федерации), а которой торжественно клянется быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.

4. Совесть

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.

Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми,

5 Ответственность 19

Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия «чистая совесть», «нечистая совесть», «уснувшая совесть», «совестливый человек», «бессовестный», «угрызения совести» т. п.

Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен.

Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.

5. Ответственность

Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.

Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть.

Ответственность – обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.

Ответственность – в целом философско-социологическое понятие. Ответственность в этике и ответственность в праве тесно связаны. Достаточно, к примеру, напомнить теоретиче-

ские обоснования уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности.

6. Достоинство и честь

Достоинство – категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство – выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности.

Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека – одна из высших нравственных ценностей.

Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя. ).

Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно.

Исторически честь в моральном сознании общества появилась в виде представлений о родовой и сословной чести, предписывающей человеку определенный образ жизни, деятельно-

7. Гуманизм как этический принцип 21

сти, поведения, не унижающий достоинства сословия, к которому он принадлежит.

Таковы были представления об офицерской чести в условиях, когда офицерский корпус комплектовался в основном из дворянства. Они были связаны с особой щепетильностью в отношении действий, которые затрагивали или могли затронуть честь офицера и дворянина.

В России, как и в других европейских странах, способом решения вопросов чести являлась дуэль. Запрещенная строжайшими указами Петра I еще в 1702 году, дуэль тем не менее существовала и до манифеста Екатерины II 1787 года и позже. Приказ по военному ведомству от 20 мая 1884 года, по существу, узаконил дуэль в армии. (Установленная в армии процедура, предшествовавшая офицерской дуэли, описана А. И, Куприным в повести «Поединок».) В спорах по поводу допустимости или недопустимости дуэли в обществе не все юристы выступали на стороне ее противников. Так, известный криминалист Спасович утверждал, что «обычай поединка является среди цивилизации как символ того, что человек может и должен в известных случаях жертвовать самым дорогим своим благом – жизнью – за вещи, которые с материалистической точки зрения не имеют значения и смысла: за веру, родину и честь. Вот почему обычаем этим нельзя поступиться.

Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит.

Репутация – мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.

Кодекс чести судьи Российской Федерации, принятый в 1993 году, обязывает судью в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб репутации.

7. Гуманизм как этический принцип

Гуманизм (от латинского humanus – человечный) – принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий

признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.

Сторонники гуманизма провозглашают человека центром мироздания, венцом природы. Его стремление к счастью, наслаждению со времен глубокой древности объявлялось основой нравственности.

Философ И. Кант, обосновывая свою теорию нравственности, в которой мораль рассматривалась как область должного, сформулировал гуманистическое в своей сущности требование, названное категорическим императивом. Категорический императив (безусловное повеление) Канта в одной из формулировок гласит: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относись к нему только как к средству».

Категорический императив провозглашает важнейшее гуманное положение, означающее, что всякий человек заслуживает отношения к нему как к личности, достоин быть в центре внимания других, что никто не вправе использовать человека как орудие, средство для достижения личных или социальных целей, относиться к нему как к своего рода материалу.

Идею категорического императива Канта поддерживали многие мыслители, в том числе в России. Однако ее реализация в жизни, что отмечал и сам Кант, в полном объеме неосуществима.

Картину общества, живущего не в соответствии с идеалами Канта, обрисовал Пушкин в главе второй «Евгения Онегина»:

«. все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно;

Нам чувство дико и смешно».

Гуманистическое начало содержит древнейшее нормативное нравственное требование, получившее название «Золотое правило». Оно формулируется в позитивной форме: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе», или же в негативной форме: «не поступай. » и т. д. В русской пословице оно получило такую интерпретацию: «чего в других не любишь, того не делай сам».

7. Гуманизм как этический принцип 23

«Золотое правило» содержит гуманистическую идею равенства всех людей. Оно означает право и обязанность личности брать на себя ответственность за свои поступки, способствует выработке стремления ставить себя на место другого.

Этические категории и принципы пронизывают всю жизнь людей, даже и тех, кто не имеет представления о их научной трактовке. Они определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и понимания права, так и для практической деятельности по его применению.

[1] Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 94.

[2] См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 650.

[3] Лукашева Е. А. Право, мораль, личность. М., 1986. С. 88.

[4] См.. Словарь по этике/Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. 6-е изд. М., 1989. С. 321–323.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *