Что такое добро благо
ДОБРО – это действия, которые направлены на благо; то есть все, что приносит благо и не причиняет вред, можно назвать добром.
ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА имеет сложную структуру, состоящую из таких основных элементов, как интеллект, эмоции, чувства, мировоззрение.
ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА – это некое психическое пространство, в котором помещается вся духовная жизнь личности, в нем сосредоточена вся ее энергия.
Материал для комментария:
· Внутренний мир каждого человека уникален.
· Внутренний мир человека отражает его сущность.
· Во внутреннем мире происходит формирование и сохранение культурных ценностей человека, а затем и их преобразование.
· О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.
· Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным.
· Внутренний мир человека не всегда соответствует его внешнему облику. Вполне возможно, что за чьим-то суровым внешним видом скрывается тонкая натура, а внутри мягкого человека находится стальная воля.
· Внутренний мир человека начинает формироваться ещё в детстве. Большое значение в духовном развитии ребёнка имеют игра, фантазия и вера в чудеса.
· Познать внутренний мир другого человека можно по его поступкам, увлечениям, творениям, предпочтениям в художественной литературе, музыке, кино и т.п.
Материал для комментария:
· С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость.
· Человек делает выбор исходя из собственных вкусов и пристрастий, желаний, жизненных принципов.
· Нередко для совершения правильного выбора требуются усилия души и разума.
· Особенно важно принять правильное решение при выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека. Порой сделать такой выбор очень непросто.
· Родители не должны навязывать детям собственную волю при выборе ими будущей профессии.
· На выбор жизненного пути влияет многое: семейные традиции, детские увлечения, круг общения, жизненные ценности.
3. ДОБРОТА — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им.
ДОБРОТА – это мягкость, предупредительность, внимательность, заботливость, способность к сочувствию, терпеливость, проявляемые даже в ущерб себе, бескорыстно, во имя господства добра, как высшей духовной ценности.
ДОБРО – это действия, которые направлены на благо; то есть все, что приносит благо и не причиняет вред, можно назвать добром.
Материал для комментария:
· Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека в лучшую сторону.
· Совершив добрый поступок, человек ощущает себя сильным, нужным, полезным.
Материал для комментария:
· Драгоценные книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь.
· Впечатления, связанные с драгоценными книгами, надолго остаются в памяти людей.
ЛЮБОВЬ — это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.
· Настоящее искусство подобно могучей силе, способной облагородить душу человека.
· Настоящее искусство волнует душу, даёт ощущение счастья. Оно способно отвлечь человека от повседневности, перенести в мир мечты и фантазии, вселить веру в чудеса.
· Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям.
· Настоящее искусство способно отвлечь человека от серой повседневности, доставить удовольствие, наполнить жизнь смыслом, помочь найти ключ к самому себе.
· Настоящее искусство отличается от мнимого тем, что оно затрагивает самые сокровенные струны души и облагораживает внутренний мир того, кто к нему прикоснулся.
Благость, благо, добро
Благость, благо, добро: 1) один только Бог благ – Иисус прямо говорит об этом, отвечая на вопрос богатого юноши ( Мф. 19:17 ) и подтверждая тем самым целый ряд аналогичных ветхозаветных высказываний ( 2Пар. 5:13 ; 1Езд. 3:11 ; Пс. 135:1 ). Б. – это категория, неподвластная человеч. суждению; единств. критерий Б. – Божья воля. Даже само желание познать добро и зло ( Быт. 3:5.6 ) означает отпадение от Бога. На Страшном суде благой Бог спросит о совершенных человеком добрых делах ( 2Кор. 5:10 ). О том, что Господь понимает под добром и Б., говорится в Мих. 6 и Лк. 10 (благое дело – слушать Господа);
2) люди отпали от Бога и поэтому, согл. Библии, стали «негодны» и злы. «Нет делающего добро, нет ни одного» ( Пс. 13:3 ; Рим. 3:12 ; ср. Екк. 7:20 ). Отсутствие в человеке истинной Б. будет особенно заметно при наступлении последних дней этого мира ( 2Тим 3:2 и след.);
3) человеку, желающему изменить такое положение и предстать благим пред Богом, не помогут никакие усилия и отречение от мирских благ. Причина этого в том, что, по словам ап. Павла, «не живет. в плоти. доброе» ( Рим. 7:18 ). Помочь здесь может только ⇒ возрождение от Духа Божьего, ибо Б. – это Его плод ( Гал. 5:22 ). Божья Б., проявившаяся в том, что Он отдал Своего Сына в жертву за наши грехи, ведет к покаянию ( Рим. 2:4 ) и обновлению человека. Церковь Иисуса, в которой действует Дух Божий, призвана вершить добрые дела ( Еф. 2:10 ; Кол. 1:10 ). Но т.к. такие дела совершаются не самими христианами, а живущим в них Духом Божьим, то прославлять следует не их, а Небесного Отца ( Мф. 5:16 );
4) Б., пробуждаемая в христианах Божьим Духом, не означает, однако, состояния непогрешимости и совершенства в земной жизни; дух и плоть противятся друг другу ( Гал. 5:17 ). Но ученикам Иисуса в их борении дано обетование: «Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» ( Флп. 1:6 ).
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Добро как высшая духовная ценность. Добро и благо
Основной, фундаментальной категорией этики есть добро, поэтому этику называют «наукой о добре». Содержание категории «добро» иногда отождествляют с сущностью морали вообще. Хотя большинство ученых рассматривают добро как морально – положительное начало, зло – как морально – отрицательное, а самую этику – как учение о добре и зле.
Добро – высочайшая, абсолютная всечеловеческая ценность, причастность к которой наполняет жизнь человека смыслом, оно становится самоценным, а не служит средством для достижения других целей; представления о добре находится в органической взаимосвязи с идеалом общества и личности.
Моральное добро – наиболее общее императивно – оценочное понятие морали и категория этики, которая выражает положительное моральное значение явлений общественной жизни в их соотношении с этическим идеалом.
Добро, таким образом, ассоциируется с жизнью, процветанием, полнотой бытия, гармоническим взаимодействием с окружающей действительностью. Добро – это то, что прекрасное и достойное всякой похвалы.
В соответствии с абсолютистской этической концепцией добро часто отождествляли с духовным началом (у Платона – с освещенной душой), а зло – с материальным, телесным. Душа имеет божественный источник, а тело обременяет душу разнообразными низкими страстями. Тело как материальное, вещественное имеет влечение к подобному себе – к материальным предметам (богатству, пище и т.п.), а душа – к нематериальным явлениям (идеям, истине). Познание рассматривают при этом как путь к добродетели и противопоставляют наслаждение ошибочному, порочному пути. Последовательным воплощением такого взгляда на природу добра и зла есть аскетизм – отречение радости жизни, отшельничество, умервление плоти ради достижения морального совершенства.
Античная этика усматривала преимущество души над телом в ее способности к познанию. Следствием этого было отождествление добра со знанием, а зла – с незнанием, ошибочностью, невежеством. Древнегреческий философ Сократ понимал добро и зло как результат деятельности человека, придерживаясь принципа единства добра и знания. Он считал, что люди совершают зло под вызовом их пороков – невежества, безрассудности, нечестивости, трусости и т.п. Главной добродетелью, за Сократом, есть мудрость. А главным моральным недостатком – невежество. Мудрость и зло несовместимы. Тем не менее нравственность человека не зависит от знания, уровня образования, а зависит от степени его вовлеченности к системе социальных связей, содержания этих связей, усвоения ею всечеловеческой культуры. Это усвоение не исчерпывается знанием сущности вещей, «оно проходит многочисленными артериями эмоциональных связей, кристаллизируясь в несознательных склонностях и создавая целостный ансамбль мировоззрения. Эти эмоциональные и несознательные механизмы важны не меньше, чем философские понятия, поскольку без них моральная жизнь гаснет даже при развитом интеллекте и неослабевающем познавательном интересе». Поэтому недооценка, а еще большей мерой игнорирование эмоционального аспекта морали, есть важным недостатком рационалистических концепций.
Основным недостатком абсолютистских концепций есть канонизация и догматизация существующей морали, которая нередко приводит к ригоризму (непоколебимого воплощения какого-либо принципа в жизнь), а иногда и фанатизму, аскетизму, ханжеству и фарисейству, то есть притворной набожности, добропорядочности, лицемерия. Тем не менее отказ от признания абсолютного момента в морали и добре порождает еще худшие последствия, а именно релятивизм (относительность).
Положительным врелятивизме есть признание момента относительного в каждой существующей морали, а также в том, что считается добром в любую историческую эпоху. Без критического отношения к существующей морали, которое возможно только при условии признания ее изменчивости, относительности, она была бы обреченной на застой, вырождение, поскольку не отвечала бы потребностям общества, которое постоянно изменяется. Поэтому целиком закономерно еще софисты стремились развенчать абсолютные моральные установки античного общества, узаконенные вековыми традициями прошлого. Скептики отобразили идейный, в частности и моральный кризис рабовладельческого общества.
Идеи этического релятивизма развивали в Новое время английские философы Томас Гоббс (1588 – 1679) и Бернард Мандевиль (1670 – 1733). Работы Т. Гоббса оказывали содействие ослаблению феодальной морали, которая исчерпала себя. Он был приверженцем конвенционализма (лат. – соглашение, договор). Т. Гоббс делал акцент на необходимости ограничения «урожденного эгоизма» человека на основе естественного закона самосохранения. Это способно обеспечить государство, которое возникает на договорных началах (вследствие общественного договора, призванного дать возможность каждому пользоваться его собственностью). Следствием морального конвенционализма, как правило, тоже есть релятивизм.
Религиозно – идеалистическая интерпретация добра:
— олицетворением добра есть Бог или воля Бога, абсолютная идея и т.п. (неотомизм, гегельянство, неопротестантизм);
— добро имеет внеземной трансцендентный характер (неокантианство, неопозитивизм);
— добро – это деятельность по законам духовного мира, которая приобщает человека к Божьему Царству, миру идей и т.п. (платонизм, кришнаизм, неокантианство);
— воплощением добра есть небесное или Божье Царство; добро есть высшей идеей в царстве неизменных сущностей (гностицизм, неоплатонизм, христианство).
Утилитарно – натуралистическая интерпретация добра:
— добро – это земное счастье (гедонизм, евдемонизм);
— добро – это наслаждение (эпикуреизм);
— добро – это полезность (эмпиризм, И. Бентам);
— добро – то, что отвечает интересам социальной группы (утопический социализм, марксизм, Б. Мандевиль).
В нтуитивистском толковании (Дж. Мур, Р. Хеар и др.) добро – это объективное, простое и первичное качество вещей, которое постигается исключительно интуитивным путем. Ричард Хеар объяснял неопределенность понятия «добро» тем, что разнообразие контекстов его употребления не разрешает установить его общего значения, то есть в каждой конкретной ситуации оно имеет другое содержание.
Добро соотносится со всеми этическими категориями, но особое место имеет его соотношения с долгом. Проблема диалектической взаимосвязи добра и обязанности привела к появлению двух направлений в этике:этической аксиологии и этической деонтологии.
Этическая аксиология определяющими категориями этики считает «добро» и «зло». Деонтология на первое место ставит «долг» и вообще «надлежащее». С разногласиями добра и долга старался разобраться И. Кант, но удовлетворительного решения он так и не нашел. В одном случае он утверждал, что долг состоит в создании добра; в другом – определял добро через долг: добро состоит в том, чтобы исполнять долг.
Противопоставления добра и долга встречается и в этической доктрине Ф. Ницше. В ХХ ст. это противопоставление приобрело характер теоретического разногласия между аксиологией и деонтологией. В деонтологичному направлении (Г. Причард, Д. Росс, Э. Керрит) обязанность считается категорией не зависимой от добра или такой, что логически передует категории добра, как у Канта.
Итак, нравственность сторонниками деонтологической этики трактуется формально: долг следует выполнять ради самой долга. В соответствии с этой теорией моральные обязанности не имеют основ в социальных потребностях, они очевидные сами по себе, вечные и неизменные.
Самоочевидные обязанности за Д. Россом:
— не совершай зла, делай добро;
— распределяй добро и зло в соответствии с требованиями справедливости;
— говоры правду и выполняй обещания (обязанность верности);
— благодари за предоставленные услуги;
— возмещай причиненные тобой вред и убытки;
Причиной разногласия между добром и обязанностью есть несовпадания между моральной и прагматической мотивацией.
Сущностное содержание понятия «добро» вытекает из противопоставление такой важной этической категории, как моральное зло. Проблема соотношения добра и зла интересовала человечество с давних пор. Она была одной из ключевых в философской традиции. Анализ разных концепций определил несколько подходов к решению этой проблемы.
Недостатками обеих подходов есть онтологичное рассмотрение природы добра и зла, тогда как природу нужно исследовать аксиологично.
Метафизическая концепция. Одним из представителей этой концепции был немецкий философ И. Кант, который разработал учение о категоричном императиве. За И. Кантом, добро имеет позаэмпирическую, сверхчувствительную природу и есть атрибутом автономной моральной воли. Добро есть сутью выполнения морального закона (категоричного императива).
Итак, добро есть одним из найзагальніших імперативно – оцениваемых понятий морального сознания, категория этики, в которой выражается положительное моральное значение явлений общественной и моральной жизни в их соотнесенности с обществом и моральным идеалом.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Добро: что это такое и кто такой добрый человек? Определение
Содержание статьи:
Наша жизнь наполнена смыслом, когда мы замечаем добро и можем его по-настоящему ценить, а не принимать как должное. Блеклое человеческое существование становится намного ярче, если мы умеем бескорыстно делать людям добро. Главное – чтобы оно исходило от чистого сердца и всегда доставляло вам радость. То есть делать добро – это стремление души, а не просто потому что «так надо».
Из этой статьи вы узнаете, что такое добро и кто такой добрый человек. Когда добро считается истинным добром, а не корыстолюбием? Что делать, чтобы ваша доброта принесла вам душевный покой, радость и умиротворение.
Что такое добро? Определение
В эзотерическом плане
Добро – это все то хорошее, что соответствует идеалам Творца. Это то, к чему Он призывает людей. К примеру, человеколюбие, справедливость, красота, развитие, мир, гармония, свобода, упорядоченность и созидание. А еще это прощение и милосердие, вера в лучшее, вера в самого человека. Словом, это приятные дела и эмоции.
Добро – это все то, что хорошо. То есть достойные помыслы и не менее достойные поступки. Способность жертвовать собой ради всеобщего блага. Добро могут нести не только священнослужители и учителя. Оно может исходить даже от маленького человечка или животного.
В качестве орудия можно использовать добрые слова и добрые поступки. Даже ваше доброе сердце может воодушевить ближнего стать лучше или помочь другим в каком-либо вопросе.
Какие другие качества можно причислить к добру?
Добро – это положительные нравственные ценности. Поэтому, чтобы расширить в вашем представлении понятие добра, необходимо перечислить те качества, которые к нему ведут. Это ответственность, честность, чувство долга. Стремление делать все наилучшим образом. Если дал человеку слово, нужно обязательно его сдержать.
Обратите внимание, что такими качествами обладают лишь достойные люди. Не сбиться с дороги помогут библейские заповеди, эзотерические учения, нравственные нормы, уголовный кодекс, этикет, психология общения. Помните о том, что добро не всегда стоит рассматривать в краткосрочной перспективе. Оно способно согревать человека через года.
Что такое доброта?
Видео: Варя Ивлева – Верните в моду доброту (М. Базик)
Добрый человек – это кто такой?
Добрый человек это в первую очередь – достойный. То есть снисходительный, рассудительный, сильный, смелый, успешный и счастливый. Ему не стыдно за свои мысли и поступки, но он никогда не будет кичиться ими. Добрый человек часто рассматривается как дающий.
Достойный человек будет оберегать других людей от позора, разрушительных действий. Спасет их от порока и научит достойно преодолевать болезни и слабости. Доброта помогает человеку стойко справляться с превратностями судьбы.
Нужно помогать нуждающимся. Но не каждый падший человек способен в благодарность вам начать новую жизнь и помогать тем, кого еще можно спасти.
То, насколько вы добры, могут оценить только окружающие. А вот быть достойным или не быть – это сугубо ваш выбор.
Когда добро можно поставить под сомнение?
Например, чтобы прославиться, многие звезды шоу-бизнеса участвуют в благотворительных акциях, не забыв заранее уведомить об этом журналистов. В итоге судьба не зачтет ваш «бескорыстный» поступок.
Нельзя считать добро таковым, когда оно сделано посредством обмана. Например, не ищите оправдания своим вредным привычкам или дурным манерам. Нужно найти в себе силы признать их, а потом всячески искоренять. Добро не должно приносить несчастья и страдания.
Добро – это не значит оправдывать зло. Например, когда родители прощают убийцу своего ребенка и поддерживают с ним общение, всячески помогают.
На добрые поступки толкает нас совесть, а на злые – малодушие. Поэтому равняться нужно на добродушных людей, а не на махровых циников. Добрые поступки можно совершать «не отходя от кассы». То есть заговорить со старушкой в очереди. Или зайти к одинокой соседке на чай, не забыв прихватить с собой качественный чай и самый вкусный тортик. Очень хорошо, если последний вы приготовите сами, а не купите его в магазине.
Особенности добра
Чем платить за добро?
Согласитесь, очень некрасиво, когда человек делает вам добро, а вы воспринимаете это как должное. И мало испытывать благодарность, нужно с искренней улыбкой сказать благодетелю «спасибо». За добро платят людям уважением, преданностью, дружбой и любовью, а не постельными утехами.
Как научиться отделять добро от зла?
Это не так уж и сложно, как может показаться на первый взгляд. Так что для начала попробуйте абстрагироваться от проблемы, взглянуть на нее со стороны. Перестаньте быть эгоистом. Рассудите проблему чисто по-человечески. Нужно опираться на законы природа и веления Творца.
Почему не стоит спорить с людьми, которые считают, что добро – понятие относительное, или его просто не было в их жизни?
Вместо заключения
При этом следует помнить, что понятие добра относительное. Для кого-то оно может являться безусловным благом, а кому-то это добро способно помешать или серьезно навредить. Чистое добро и чистое зло в современном ритме жизни встречаются очень редко. Делая добро, нельзя пользоваться неблагочестивыми методами. Помогая людям, не стоит создавать вокруг себя шумиху. Запомните, чем больше вы сделали в своей жизни добра, тем лучше она будет складываться.
Соотношение этических категорий «благо», «добро», «зло»
Объект исследования: этические категории «благо», «добро», «зло».
Предмет исследования: соотношение этических категорий «благо», «добро», «зло».
Цель написания контрольной работы: определение сущности, понятия, свойств этических категорий «благо», «добро», «зло».
Для достижения цели решались следующие задачи: сбор, анализ и обобщение документов, освещающих проблему этических категорий «благо», «добро», «зло»; формулирование основных теоретических положений, практических выводов по результатам анализа; формирование библиографического списка литературных источников.
При работе над темой использовались методы социологии: сравнение, обобщение, индукция, дедукция и контент – анализ.
Работа базировалась на трудах: Бердяева Н.А., Гусейнова А.А., Апресяна Р.Г., Карсавина Л.П., Франка С.Л., Фромма Э.
Таким образом, тема контрольной работы раскрыта с помощью научно-теоретических работ разных периодов развития философии и этики.
В широком смысле и в обычном употреблении слово идеал[1] может иметь два значения. Этим словом, с одной стороны, называют высшую степень ценного или наилучшего, завершенное состояние какого-либо явления. Это может быть только мыслимое, интеллектуально сконструированное явление. Однако философско-этическое понимание идеала иное. Здесь на первый план выдвигаются универсальные основания человеческих суждений, решений и поступков.
Потребности в слиянии, единении с другими, в идентификации, стремление к стабильности в контактах с другими, говорит Фромм, суть основные из базовых потребностей человека. Развивая эту мысль, следует сказать, что, в конечном счете, полное удовлетворение этих базовых потребностей (реально редко осуществимое) воспринимается человеком как высшее благо, или идеал, которым и задается иерархия ценностей.[5]
Таким образом, в структуре морального сознания идеал занимает ключевое место: именно идеалом определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.д.
Вместе с тем в названных «эмпирических» толкованиях нравственного идеала как социальной задачи нашло косвенное отражение понимание того, что терпимость, примиренность, гармония в человеческих отношениях суть одно из возможных условий нравственного совершенствования, что нравственный прогресс исторически осуществляется через определенные общественные формы. Мораль как духовный феномен обнаруживается и утверждается в жизни людей, в их личных и социальных отношениях. Игнорирование социального измерения морали, ее отраженности в общественных нравах, в индивидуальных характерах также представляет собой своего рода утопизм и чревато нигилизмом, а в конечном счете – имморализмом.[9]
Таким образом, идеал единства как философская и нравственная категории стремится к личностной и социальной гармонии в отношениях людей.
Поэтому фактически невозможно непосредственно изложить императивное содержание идеала на конкретных примерах или через формулирование индивидуальной нравственной задачи. Непонимание этого, упование на непосредственное и тем более полное воплощение идеала в действительности есть «идеализм» в том, другом, значении этого слова, которое указывает на оторванность от реальной жизни, непонимание всей ее сложности. Идеализму в этом значении слова противостоит реализм.
Следовательно, нравственный идеализм или абсолютное добро также безнравственны в своей природе, как и абсолютное зло, т.к. они предполагают отрицание компромиссов и разумных решений существующих проблем.
Исторический процесс формирования этих понятий был процессом становления и развития самой морали. Что здесь происходит?
Во-первых, добро и зло осознаются как особого рода ценности, которые не касаются природных или стихийных событий и явлений.
В-третьих, добро и зло как моральные понятия связаны с душевным и духовным опытом самого человека и существуют через этот опыт.
По своему императивно-ценностному содержанию добро и зло как бы представляют собой две стороны одной медали. Они взаимоопределены и в этом они как бы равны. Человек узнает зло, поскольку имеет определенное представление о добре; он ценит Добро, испытав на собственном опыте, что такое зло. Кажется, утопично желать только добра, и нельзя в полной мере отрешиться от зла, не рискуя в то же время потерять добро. Существование зла порой представляется своего рода условием или непременным сопутствующим обстоятельством существования добра.
Добро и зло связаны тем, что они взаимно отрицают друг друга. Они содержательно взаимозависимы. Однако равны ли они по своему онтологическому[10] статусу и соразмерны ли по аксиологическому статусу? На этот вопрос давались разные ответы.
Так что и перед человеком стоит задача конечного выбора не между абсолютами добра и зла, но между добром, которое потенциально абсолютно, тяготеет к абсолюту, и злом, которое всегда относительно.
Согласно другому толкованию, известному всегда, но в виде некоторого культового поветрия получившему распространение в наши дни, начало мира заключено в Сатане, он-то и воплощает абсолютное зло. Соответствующий культ называется сатанизмом. Но поклоняющиеся ему люди, по-видимому, полагают, что в этом заключается благо. Так же и садист, устраивающий кровавую оргию, патологическим образом усматривает в ней благо для себя (пусть и достигаемое ценою мучений других людей, не принимаемых им во внимание). И биржевой спекулянт, вкладывая мощные финансовые средства или просто блефуя, устраивает панику на бирже с тем, чтобы получить великий барыш, который есть для него благо (пусть и получаемое ценою дестабилизации валют ряда стран и банкротств тысяч частных банков, компаний и лиц). Со стороны в этом усматривают «абсолютное зло», тем более, если таким действиям ничего не удается противопоставить, по крайней мере, вовремя.
За разговорами об «абсолютном зле» нередко скрывается растерянность перед действительным множеством того, что способно принести человеку напасти, уничтожить его. За разговорами об «абсолютном зле» может скрываться и нежелание или неспособность понять, что действительный источник зла находится в самом человеке, впрочем, так же, как действительный источник добра.
а) Добро утверждается в преодолении обособленности, разобщенности,
отчуждения между людьми и установлении взаимопонимания, согласия,
человечности в отношениях между ними.
Следовательно, в выяснении природы добра и зла было бы тщетно искать именно их бытийственную основу. Природа добра и зла не онтологична, а аксиологична. Объяснение их происхождения не может служить их обоснованием. Поэтому логика собственно ценностного рассуждения оказывается одинаковой как у того, кто убежден, что базовые ценности даются человеку в откровении, так и у того, кто считает, что ценности имеют «земное» происхождение.
Уже в древности была глубоко осмыслена идея непреодолимой связи добра и зла. Эта идея проходит через всю историю философии и конкретизируется в ряде этических положений. Во-первых, добро и зло содержательно диалектически взаимоопределены и познаются в единстве, одно через другое.
Во-вторых, без готовности сопротивляться злу недостаточно понимания зла и противостояния злу; само по себе это не приведет к добру.
В-третьих, добро и зло не просто взаимоопределены, они функционально взаимообусловлены.
В ситуациях конфликта человек видит свою задачу в том, чтобы сделать правильный и достойный выбор. Однако неверно полагать, что моральный выбор сводится к выбору морального образа мысли и действия и отказу от пути приспособленчества, карьеры, корысти или похоти. Нет сомнения в том, насколько важен такой выбор в качестве первого морального шага и в качестве постоянных его повторений в ситуациях, когда мы готовы поддаться прелестным (и прельщающим) искушениям.
Однако логика морали далеко не всегда совпадает с логикой истории. Оттого, что социальный и технический прогресс всего человечества покупается великим множеством индивидуальных и коллективных жертв, зло не прибавляет в цене. Оно не перестает быть злом. И из этого уж никак не следует, будто бы именно благодаря тому, что совершается зло, происходит исторический прогресс, как бы его ни понимал тот или другой мыслитель. Между тем этический смысл того, что нечуткими к нравственности мыслителями воспринимается как конструктивность зла, состоит не в том, что благодаря злу, в его борьбе с добром в этом мире происходит что-то значительное, а в том, что само наличие добра и зла как альтернатив человеческого выбора свидетельствует о возможности человека выбирать, и что-то значительное в этом мире происходит благодаря свободе человека, которая, в частности, проявляет себя и в свободе творить зло.
Таким образом, идея непреодолимой связи добра и зла проходит через всю историю философии и конкретизируется в этических положениях: добро и зло содержательно взаимоопределены и познаются в единстве, одно через другое; добро и зло не просто взаимоопределены, они функционально взаимообусловлены.
Завершая контрольную работу по теме: «Соотношение этических категорий «благо», «добро», «зло», делаем выводы:
нравственный идеализм или абсолютное добро также безнравственны в своей природе, как и абсолютное зло, т.к. они предполагают отрицание компромиссов и разумных решений существующих проблем;
идея непреодолимой связи добра и зла проходит через всю историю философии и конкретизируется в этических положениях: добро и зло содержательно взаимоопределены и познаются в единстве, одно через другое; добро и зло не просто взаимоопределены, они функционально взаимообусловлены.
Таким образом, соотношение этических категорий «благо», «добро», «зло» находится в тесной взаимосвязи, активно влияющей на раскрытие их сущности, происхождения, философского и материалистического представления о них. Они взаимодополняют друг друга, давая человеку свободу выбора.
Соловьев B.C. Оправдание добра //Соловьев B.C. Соч. в 2 т. Т. 1.- М., 1988. – С.232- 242.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru/
[6] Социологизатарство — исследовательская или аналитическая позиция (не всегда явная и осознаваемая), согласно которой все внутреннее разнообразие жизни человек сводится к социальным отношениям, т.е. к отношениям, порожденным потребностями социальной организации. При таком подходе игнорируются природно-антропологическиеи духовно-трансцендентные аспекты человеческого бытия.
[7] Эта точка зрения представлена Э. Дюркгеймом.
[8] Такая точка зрения получила последовательное развитие в немецком неокантиан- с тве конца XIX в. (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Р. Лотце) и в начала XX русской религиозной философии конца XIX — вв.
[12] Заратустра — основатель религии в древней Персии ( VI в до н.э.).
[13] от гр. theos — бог + dike — справедливость) — философско-богословского учения, призванного оправдать всемогущего и всеблагого Бога как творца мира, в котором существует зло.
[14] Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С. 252.
[15] Нонконформизм (англ, nonconformism ) — независимость от мнении и стандартов окружающих, группы.