Что такое дизорфография в логопедии

Что такое дизорфография в логопедии

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Что такое дизорфография в логопедии. Смотреть фото Что такое дизорфография в логопедии. Смотреть картинку Что такое дизорфография в логопедии. Картинка про Что такое дизорфография в логопедии. Фото Что такое дизорфография в логопедии

Аннотация: При дизорфографии у детей не получается усвоить правила орфографии или применять их при письме. При этом устная речь и интеллект не нарушены.

Статья:

Дизорфография – это неумение применять на письме известные правила родного языка. При этом устная речь и интеллектуальные способности школьника могут быть на довольно высоком уровне. В отдельных случаях дизорфография является частью симптоматики такого сложного речевого нарушения, как общее недоразвитие речи.

Человеку, не умеющему грамотно излагать свои мысли на письме, сложно достичь успеха во многих отраслях профессиональной деятельности. Тем не менее, количество детей с подобной проблемой растёт из года в год. Ребёнок с дизорфографией может в одной письменной работе допустить до 80 ошибок. Мало того, свои ошибки он не видит и исправить не может, хотя правила может знать очень хорошо. Специалисты в этом случае говорят, что у школьника отсутствует орфографическая зоркость.

Суть проблемы и симптомы речевого нарушения

Специфические умения, помогающие овладеть правилами русского языка:

Основная возрастная категория детей, страдающих от дизорфографии, – ученики начальной и средней школы, хотя и в старших классах, эта речевая патология тоже встречается.

Кроме морфологии при дизорфографии страдает синтаксис – соблюдение правильной пунктуации на письме. Когда орфографические ошибки на письме приобретают стойкий характер, это ведёт к хронической неуспеваемости ребёнка по многим предметам.

В основе проявления дизорфографии лежит недоразвитие психических функций, отвечающих за формирование специфических умений, нужных для освоения письмом, грамотной письменной речью. Это связано с ослаблением здоровья ребёнка, последствиями минимальной мозговой дисфункции (ММД), полученной во внутриутробном, перинатальном периоде, в раннем детстве.

Другие причины неусвоения правил родного языка:

В отдельных случаях дизорфография возникает тогда, когда к её появлению, казалось бы, нет явных предпосылок. То есть, ребёнок умеет выделять звуки из слова, производить звукобуквенный анализ, различает сложные изображения, но допускает ошибки из-за неумения сконцентрировать внимание, запомнить и воспроизвести продиктованный учителем текст.

Виды дизорфографии

Существует несколько степеней речевой патологии. Они зависят от трудностей, преодолеваемых школьниками, от типа орфограмм, в которых они допускают наибольшее количество ошибок:

Способы коррекции нарушения

Обычно взрослые списывают плохую успеваемость ребёнка на лень и отсутствие прилежания, к специалистам родители обращаются слишком поздно.

Поскольку в основе речевого нарушения лежит недоразвитие психических процессов, лучше, когда коррекцией дефекта занимаются несколько специалистов:

С переходом в 3–4-й класс детям предлагаются более сложные виды деятельности по освоению родного языка (сочинение, изложение), поэтому количество ошибок у школьников с дизорфографией возрастает многократно, что приводит к падению успеваемости и низким оценкам в дневнике.

Для облегчения овладения орфографическими правилами детям предлагается система последовательных грамматических действий, каждое из которых закрепляется отдельно. Лишь после прочного усвоения одной операции переходят к следующему этапу. Педагог не ограничивается одним видом отработок, параллельно использует грамматические обобщения для создания стойкой системы родного языка.

Примеры упражнений, предлагаемых на занятиях логопедом:

Параллельно проводится работа по развитию памяти, внимания, мышления, воображения. Специалисты обучают детей навыкам самоконтроля, совершенствуют устную речь, умение действовать по определённому алгоритму.

Советы родителям

Главное, что могут сделать для своего ребёнка родители — создать для него благоприятный психологический климат на время коррекционной работы. Школьник и так находится под прессом ситуации, и настроение у него зачастую не самое радужное, а тут ещё взрослые травмируют ребёнка, постоянно указывая ему на речевые ошибки.

Следствием этого может быть то, что ребёнок замкнётся, и вместо так необходимого ему общения речь замедлит своё развитие, не будет совершенствоваться и обогащаться, что приведёт к проблемам социальной адаптации в коллективе. Поэтому важно проявлять терпение и снисходительность для благополучного разрешения ситуации.

Источник

Дизорфография

Что такое дизорфография в логопедии. Смотреть фото Что такое дизорфография в логопедии. Смотреть картинку Что такое дизорфография в логопедии. Картинка про Что такое дизорфография в логопедии. Фото Что такое дизорфография в логопедии

Дизорфография – это специфическое расстройство усвоения орфографических навыков, опосредованное нарушением речевого онтогенеза и невербальных психических процессов. Проявляется устойчивыми, частотными орфографическими ошибками на письме, возникающими и повторяющимися, несмотря на знание учащимся орфографического правила. Дизорфография выявляется в процессе диагностики сформированности устной и письменной речи, анализа рабочих тетрадей ученика. Коррекционный логопедический процесс включает формирование фонетико-фонематического, лексического, грамматического, морфологического, синтаксического компонентов речевой системы, развитие ВПФ.

МКБ-10

Что такое дизорфография в логопедии. Смотреть фото Что такое дизорфография в логопедии. Смотреть картинку Что такое дизорфография в логопедии. Картинка про Что такое дизорфография в логопедии. Фото Что такое дизорфография в логопедии

Общие сведения

Дизорфография, наряду с дислексией и дисграфией, относится к нарушениям письменной речи. Дизорфографические ошибки появляются к концу второго – началу третьего класса, когда школьники осваивают морфологический и традиционный принципы правописания, начинают изучать и применять на письме грамматические правила.

Трудности усвоения орфографических знаний и их практического использования обнаруживаются у 80% второклассников, 90% третьеклассников и четвероклассников с ОНР IV уровня, обучающихся в массовых школах. У них дизорфография является ведущей причиной неуспеваемости по родному языку, негативно влияет на личностное развитие, приводит к школьной дезадаптации, а потому нуждается в грамотной и профессиональной коррекции.

Что такое дизорфография в логопедии. Смотреть фото Что такое дизорфография в логопедии. Смотреть картинку Что такое дизорфография в логопедии. Картинка про Что такое дизорфография в логопедии. Фото Что такое дизорфография в логопедии

Причины дизорфографии

Говоря о предпосылках нарушений письма, исследователи обращают внимание на их неоднородность и многообразие. В логопедии дизорфографию принято рассматривать и изучать комплексно, с точки зрения педагогического, медицинского и психологического аспектов. Выделяют следующие группы этиологических факторов:

Патогенез

В основе дизорфографии лежат трудности овладения морфологическим (морфемным) и традиционным принципами письма. Морфемный принцип базируется на одинаковом написании частей слова в сильной и слабой позиции (например, в ударном и безударном положении); в этих случаях правописание может быть объяснено правильно подобранным проверочным словом. Традиционный принцип орфографии предполагает запоминание словарных (непроверяемых) слов с опорой на проговаривание, речедвигательную и кинестетическую память. Трудности овладения орфографическими навыками в начальном звене школы объясняются следующими механизмами:

Логопеды, занимающиеся изучением дизорфографии, указывают на неразвитость у детей чувства языка и языкового мышления, неполноценность самоконтроля в процессе письма, нарушение речемыслительной деятельности. В таких условиях ребенок оказывается не готовым к практическому применению выученных орфографических правил, подбору родственных и заучиванию словарных слов.

Классификация

Неоднородность проявлений и тяжести дизорфографии привели к выделению разных подходов к ее оценке. В логопедии наиболее широкое признание получили классификации на основе нарушения грамматических категорий и степени выраженности. Согласно лингвистическому подходу, выделяют три вида дизорфографии:

С учетом количества ошибок (в пересчете на 100 орфограмм) и способности к решению учебных задач различают три степени дизорфографии:

Симптомы дизорфографии

Грамматические ошибки у учащихся с рассматриваемым речевым нарушением отличаются полиморфностью, повторяемостью и стойкостью. Ошибки появляются на втором году обучения, их количество и разнообразие неуклонно возрастает в 3-м и, особенно, в 4-м классе. Это связано со слабым знанием предыдущего учебного материала, усложнением видов письменной речи (появлением в учебном плане изложения и сочинения), изучением более сложных орфографических правил. Дети испытывают заметные трудности в усвоении школьной программы по русскому языку.

Наиболее частотными ошибками у таких школьников являются неверное написание проверяемых гласных в безударной позиции, слов с непроизносимым согласным, двойных согласных, словарных слов, неправильный перенос слов на новую строку, неиспользование прописных букв при написании имен собственных, ошибочное употребление разделительного твердого и мягкого знаков. Ученик-дизорфографик попросту не распознает встретившуюся орфограмму и даже не пытается решить грамматическую задачу с помощью правила.

Диагностика

Задача выявления учащихся с дизорфографией возложена на логопеда школьного логопункта. В начале учебного года специалист проводит обследовании всех учеников начальной школы; при этом у учащихся 2, 3 и 4 классов, кроме состояния устной речи, анализируются письменные работы. В ходе логопедической диагностики оценивается:

При изучении письменных работ (сочинений и изложений) учитель-логопед обращает внимание на наличие и ведущий тип грамматических ошибок, определяет степень тяжести и характер речевого нарушения. К оценке сформированности ВПФ привлекается школьный психолог.

Дифференциальная диагностика

В первую очередь, дизорфографию дифференцируют от дисграфии, в основе которой лежит нарушение фонематического принципа письма. Кроме того, трудности усвоения и использования грамматических правил могут быть связаны с частыми заболеваниями ребенка и пропусками школы, педагогической запущенностью, переводом ребенка на обучение к другому учителю или по другой программе. В подобных случаях грамматические пробелы имею нестойкий характер и преодолеваются при объяснении и усвоении орфографического правила.

Коррекция дизорфографии

Логопедические занятия нацелены на помощь ученику в овладении морфологическими и традиционными нормами орфографии. Старт коррекционной работы должен приходиться на период обучения в начальной школе. Занятия проводятся в индивидуальной, подгрупповой или фронтальной форме и одновременно охватывают несколько направлений:

Параллельно с коррекцией дизорфографии проводится работа по развитию когнитивных функций: речеслуховой и зрительной памяти, внимания, языкового мышления, аналитико-синтетической деятельности. Данные психические процессы играют существенную роль в усвоение основных принципов письма, поскольку способствуют формированию самоконтроля в рамках учебной деятельности.

Прогноз и профилактика

Задача предупреждения расстройств школьных навыков у детей возложена на родителей и педагогов. Миссия семьи – обеспечить ребенку гармоничное физическое развитие, психологическое благополучие, благоприятные условия для формирования высших психических функций. Все имеющиеся пробелы в речевой сфере должны быть устранены до поступления ребенка в школу или на первом году обучения, иначе в дальнейшем школьник неизбежно столкнется со специфическими учебными трудностями (дислексией, дисграфией, дизорфографией).

Большую роль в раннем выявлении нарушений письменной речи играет слаженная совместная работа учителя начальных классов, школьного логопеда и детского психолога. Своевременно начатый, систематический и четко спланированный коррекционный процесс помогает преодолеть дизорфографию и справиться с освоением школьной программы.

Источник

Дисграфия, дизорфография (нарушения почерка и письменной речи)

Дизорфография – отсутствие у ребенка способности к освоению знаний орфографии, навыков и умений, связанных с ней. Это нарушение связано с недостаточным развитием речевых функций, зрительного и слухового внимания и восприятия, памяти и мышления.

Дизорфография – это нарушение, которое очень часто не только родители, но даже учителя привыкли называть пресловутой «врожденной безграмотностью». Давайте разберемся раз и навсегда – «врожденной безграмотности» НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

Дисграфия – нарушение письменной речи, которое вызвано нарушением работы психических процессов и анализаторов, отвечающих за формирование навыка письма.

Оба расстройства являются отдельными, независимыми друг от друга состояниями. Однако достаточно часто они могут встречаться вместе у одного ребенка и при отсутствии грамотной коррекции «переходить» во взрослую жизнь, присоединив к себе большое количество психологических комплексов.

Одни дети легко усваивают правила орфографии и применяют их на практике. Другие, не смотря на знание правил, допускают множество ошибок. Чтобы писать правильно, знания правил недостаточно. Необходимо уметь выполнить ряд последовательных действий:

1. Найти орфограмму в слове и определить её тип – это умение называется “орфографическая зоркость”.
2. Выделить часть слова, в которой находится орфограмма.
3. Применить необходимое правило. Для этого нужно понять алгоритм жесткий порядок действий.
4. Сверить проверочное и проверяемое слово.
В зависимости от того, на каком этапе ребенок испытывает большие трудности, выстраивается коррекционная работа с этим ребенком.

Таким образом, процесс формирования орфографических навыков представляет собой сложный речемыслительный процесс, требующий достаточного уровня развития мыслительных операций, речевых навыков, языковых обобщений и т.д.

Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть “опасное место” в слове, сложно подобрать проверочное слово, хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме.

Решение орфографических задач может быть затруднено по различным причинам:
проблемы речевого развития (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи);
снижение слухоречевой памяти,

невозможность следовать цепочке последовательных действий в результате различной патологии беременности и родов.
Безусловно, нарушение усвоения правописания у школьников (дизорфография) часто сочетается с нарушениями письма и чтения (дисграфией и дислексией). На начальных этапах обучения (1 класс) ребенок допускает больше специфических (дисграфических) ошибок, к 3-4 классу резко увеличивается количество орфографических ошибок. Максимальное проявление данной проблемы приходится на 5-6 класс, при переходе в среднюю школу, т.к. увеличивается объём учебного материала по русскому языку. Для ребенка этот период становится сущим кошмаром – «учи-не учи правила – всё равно «2»», у школьника начинают появляться комплексы постоянной «неуспешности».

Развитие дизорфографии и дисграфии происходит по различным причинам, но некоторые факторы могут совпадать. Появление нарушения письменной речи может быть связано с различными травмами и недостаточным развитием участков головного мозга вследствие негативных факторов в период вынашивания ребенка, а также в родовой и постнатальный период.

К таким причинам относят:

Эти расстройства связывают с нарушениями в процессе развития мозга и травмами префронтальной коры, теменной доли, передней поясной коры головного мозга и базальных ядер. Эти участки отвечают за корректное функционирование рабочей памяти.

Корректное развитие навыка письма невозможно без корректно сформированной устной речи, владения лексическими и грамматическими аспектами речи, обладания навыками восприятия и произношения звуков.

Нарушение этих процессов возникает при наличии патологии развития речевого аппарата и причин органического происхождения.

Источник

Что такое дизорфография в логопедии

Что такое дизорфография?

Дизорфография – это специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью. Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть «опасное место» в слове, сложно подобрать проверочное слово, хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме.

Решение орфографических задач может быть затруднено по различным причинам:

Следует отметить, что нарушение усвоения правописания у школьников (дизорфография) часто сочетается с нарушениями письма и чтения (дисграфией и дислексией). На начальных этапах обучения ребенок допускает больше специфических (дисграфических) ошибок, к 3-4 классу резко увеличивается количество орфографических ошибок. Максимальное проявление данной проблемы приходится на 5-6 класс, при переходе в среднюю школу, т.к. увеличивается объём учебного материала по русскому языку.

Орфографический навык

Обучение орфографии – сложный и длительный процесс. Одни дети легко усваивают правила орфографии и применяют их на практике. Другие, несмотря на знание правил, допускают множество ошибок. Чтобы писать правильно, знания правила недостаточно. Необходимо уметь выполнить ряд последовательных действий:

В зависимости от того, на каком этапе ребенок испытывает большие трудности, выстраивается коррекционная работа с логопедом.

На определенном этапе формирования орфографического навыка о нем говорят как о системе сознательных действий. Однако, в конечном счете, эта система превращается в автоматизированный способ выполнения более сложного действия и передачи мысли в письменной форме. Наряду с этим, обязательно сохраняется осознание грамматической природы орфограмм, что предполагает их анализ и неавтоматизированные процессы, связанные с пониманием строя языка. В основе же такого понимания лежит ассоциация между значением и графической формой, закрепляемой в обучении. Встает проблема «чутья»,или «чувства языка», которое в дошкольном возрасте непроизвольно, а при обучении – начинает осознаваться, словесно выражаться, произвольно функционировать.

В качестве предпосылок усвоения орфограмм детьми с нормальной речью рассматриваются различные лингвистические к психологические факторы: достаточная сформированность фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений, четкость кинестетические, слуховых образов звукового состава слова, познавательная активность в сфере морфологических обобщений, определенный уровень лексико-грамматического строя, достаточно сформированная мотивация, сохранность процессов памяти, мышления, направленность личности, в частности отношение к учению, внутренняя позиция школьника и т.д.

Таким образом, процесс формирования орфографических навыков представляет собой сложный речемыслительный процесс, требующий достаточного уровня развития мыслительных операций, речевых навыков, языковых обобщений и т.д.

Для решения вопроса о распространенности и характере орфографических ошибок у младших школьников с НОНР мы предприняли изучение устной и письменной речи учеников младших классов общеобразовательной школы № 8 г. Елабуги. Обследовано 216 школьников с I по 3 классы.

С целью изучения уровня сформированности орфографических навыков проводился анализ письменных работ учащихся. Было проанализировано 60 диктантов. Для сравнения брались только те правила, которые изучались в 1-м классе и закреплялись на протяжении 2-го и 3-го классов. Приведем сравнительные данные о распространенности орфографических ошибок у учащихся без патологии речи и с НОНР.

Таблица I. Сравнительные данные о количестве учащихся с НОНР и учеников без речевой патологии, допустивших орфографические ошибки (%).

Изученные правила орфографии

Количество учащихся, допустивших ошибки

дети без патологии речи

дети без патологии речи

дети без патологии речи

«Ь» для обозначения мягкости согласного в конце слова

«Ь» между двумя согласными

правописание «ЖИ», «ЩИ», «ЧА», «ЩА», «ЧУ», «ЩУ»

парные звонкие и глухие согласные

правописание безударных гласных

Как видно из таблицы, степень трудности различных правил орфографии для всех учащихся младших классов в целом сходна. Так, в 1-м классе наиболее легким для усвоения является правило на обозначение мягкости согласного в конце слова. На втором месте по степени трудности – правило написания «Ь» между двумя согласными. Далее следует правило на правописание звонких и глухих согласных. Самый большой процент ошибочного написания у всех детей отмечается в орфограммах на правописание безударных гласных.

Однако количество детей с НОНР, допустивших орфографические ошибки на правила правописания, во много раз превышало количество школьников без нарушений речи, не усвоивших изученные правила орфографии (в 3 раза).

Уже со второго полугодия у учеников 1-го класса отмечаются затруднения в усвоении программы русского языка. Это проявляется в замедленном овладевши терминологией, в своеобразии ее усвоения и применения в письменной речи, в неустойчивом и поверхностном знании орфограмм, нечеткости формулировок правил правописания. Работы детей с НОНР отличаются значительно большим числом ошибок по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием. В этих работах преобладают ошибки на правописание безударных гласных (как проверяемых, таи и непроверяемых), звонких и глухих согласных, на правописание непроизносимых согласных, сочетаний «ЖИ», «ШИ», «ЧА», «ЩА,», приставок и предлогов. Подобные и некоторые другие затруднения дети испытывают и в средней школе вплоть до 5-7-го классов.

У детей с дизорфографией часты ошибки в анализе орфограмм. При смысловом анализе отмечаются затруднения семантического характера. Ученики не вдумываются в смысл слов, у них возникают затруднения при анализе содержания предложения и как следствие этого – содержание текста воспринимается недостаточно точно. При фонематическом анализе обнаруживаются нарушения в распознавании фонематических признаков орфограмм. Возникают ошибки типа: «шИлестит» («шелестит»), «жИлеет» («жалеет») и др. Последнее происходит в силу несформированности фонематических обобщений, а также нечеткости акустико-кинестетических образов. Из-за недоразвития фонематических представлений отмечаются смешения дифференциальных признаков фонем или на первый план выдвигаются несущественные, второстепенные их признаки. Оказывается труден и морфологический анализ орфограмм. Дети часто не могут найти исходного слова, смешивают части речи, неверно определяют их грамматические формы, нечетко воспринимают грамматическое значение морфем. Примерами могут служить ошибки типа «сОжает» («сажает»), «мОхнул» («махнул») и т.д. Часто учащиеся неправильно устанавливают связь между словами. При выделении существенных фонематических и грамматических признаков учащиеся не учитывают грамматических признаков той или иной части речи. У детей с НОНР под влиянием методических недочетов часто возникают «ложные правила», правила по аналогии с родственными словами. Они противопоставляются другому правилу, возникают как результат некоторых особенностей значения и формулировок орфограмм, данных в учебнике и обобщенных учителем. Например, написания слов «жИлтел» («желтел»), «жИлезо» («железо»), «шИсты» («шесты») дети объясняют эти написания правилами записи орфограмм «ЖИ» и «ШИ».

Особую трудность вызывают и объективные условие, содействующие смешению орфограмм, такие, как: сходство по звучанию (почти одинаково звучат 2-й звук в слове «жить» и безударная «Е» после шипящих: «железо», «шелестит»); грамматических и смысловых значений орфограмм (по-разному орфографически оформляется правописание «Е», «И» в одних и тех же падежах 2 и 3 склонения: «о крае», но «о дочери», «об отце», но «о ночи»). В этой связи заслуживают внимания и графические обозначения при различном грамматическом значения (употребление «Ь» при написании существительных I и 2 склонения, кратких прилагательных, повелительной и неопределенной форме глагола). Таким образом, усвоение каждой орфограммы детьми с НОНР характеризуется определенными особенностями. При их изучении необходим учет сформированности языковых обобщений у детей с дизорфографией, уровня развития у них лексико-грамматического строя, их психологических особенностей, а также проявлений данного нарушения о учетом вариантов орфограмм (семантических, морфологических и фонетических).

Нарушение усвоения орфографических навыков у детей старше 10 лет сочетается с нарушениями письма и чтения, обусловленными ОНР или ФФН. Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками становятся заметными у детей с тяжёлой речевой патологией уже во 2 классе. Например, при изучении темы «Правописание гласных после шипящих (сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)» у младших школьников наблюдаются орфографически-неверные написания (жыр, шына, чящя, чюдо, щюка) без учёта традиционного принципа русской орфографии, на котором основано соответствующее правило. В данном случае дети действуют по принципу: «Как слышу, так и пишу». Опыт работы показывает, что при акцентировании внимания учащихся с нарушениями речи на данной орфограмме, дети некоторое время начинают правильно употреблять данные сочетания в письменной речи, но полностью исключают оппозиционные буквы изучаемого правила во всех других словах, т.е. не используют буквы Ы., Я, Ю. (правильно пишут шина, но неправильно «рыба» – риба). Естественно, в данном случае надо исключить акустическую и артикуляторно-акустическую виды дисграфии. Согласно специальным исследованиям Елецкой О.В. и Горбачевской Н.Ю., дизорфография возникает у детей, имеющих в анамнезе речевую патологию: ОНР, ФФН, ФНР и неврологическую симптоматику: ММД, энцефалопатию. У большинства учащихся, имеющих данное нарушения, отмечаются: снижение слухоречевой памяти, нарушение буквенного гнозиса, динамического праксиса руки, затруднённость восприятия ритмической структуры слова, нечёткая дикция, плохая артикуляция, нарушение лексико-грамматического строя речи. Каковы особенности формирования орфографического навыка у младших школьников с речевой патологией? В данном вопросе необходимо исходить из психологической природы орфографического навыка и структуры речевого дефекта конкретного ученика. Орфографический навык специфичен. Его своеобразие обусловлено, прежде всего, тем, что этот навык речевой. Он включается в качестве компонента в речевую деятельность (имеется в виду письменная речь) наряду с такими её компонентами, как грамматическое структурирование, адекватность использования лексемы, и некоторыми другими. Орфографический навык – это сложный навык. Он создаётся в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях (которые в процессе дизонтогенеза речи нарушены), таких как навык письма (автоматизированное начертание букв), умение проводить звуко-буквенный и слоговой анализ, умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки, умение подвести орфограмму под соответствующее правило. Применяя к орфографическому навыку положения С.Л.Рубинштейна, высказанные им относительно психологической природы навыка, следует отметить, что орфографический навык в период формирования представляет собой систему сознательных действий, а когда он сформируется, функционирует как автоматизированный способ выполнения более сложного действия. Так сформированный орфографический навык становится способом успешной передачи мыслей в письменной форме, т.е. он является одним из важных компонентов формирования инициативной письменной речи. У детей с нарушениями речи периоды формирования и автоматизации орфографического навыка значительно затягиваются. Время формирования и автоматизации зависит от сложности орфограммы и от индивидуальных речевых возможностей ребёнка-логопата. Также в автоматизации данного навыка большую роль играет сознательность действий, основанная на процессах мышления и самоконтроля, которые у школьников с речевыми нарушениями страдают. Таким образом, к моменту окончания обучения в начальной школе у учащихся с речевой патологией в орфографическом навыке остаётся большое количество не автоматизированных элементов, которые связаны, в конечном счёте, с нарушением понимания строя языка (например, нарушение формирования навыков правописания морфем обусловлено недостатками слухо-артикуляционного восприятия слова, трудностями осмысления смыслового и грамматического значения). Естественно, что такие дети принадлежат к той категории учащихся, которые особенно нуждаются в логопедической коррекции. Без неё они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и зачастую оказываются в числе неуспевающих по всем предметам

Cодержание этапов пропедевтики дизорфографии является универсальным в отношении предупреждения и преодоления дисграфии и дислексии, и основано на нормализации всех сторон речи и психических процессов младших школьников с различной речевой патологией.

Как помочь ребенку с дизорфографией?

Коррекционная работа по пропедевтике дизорфографии начинается во 2 классе и проводится в три этапа.

Cодержание этапов пропедевтики дизорфографии является универсальным в отношении предупреждения и преодоления дисграфии и дислексии, и основано на нормализации всех сторон речи и психических процессов младших школьников с различной речевой патологией.

I этап – диагностический (1-2 недели сентября). – обследование фонетико-фонематического строя речи; – обследование лексико-грамматического строя речи; – обследование письма и чтения; – обследование первичных орфографических навыков (правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, большая буква в начале предложения, в именах людей, в кличках животных, перенос слов с буквами й и ь в середине).

По результатам обследования составляется речевая карта, в которую вносится дополнительная графа: Формирование орфографических навыков.

II этап – коррекционный (вторая половина сентября – первая половина мая, 90 занятий). Направления коррекционной работы:

III этап – контрольный (3-4 недели мая). – Определение уровня автоматизированности орфографических навыков по темам программы русского языка во 2 классе. Проводится в виде контрольной работы, включающей в себя: 1) диктант с грамматическим заданием; 2) тестовое задание; 3) изложение по вопросам. – Определение состояния устной речи и чтения.

Ребенок, страдающий дизорфографией, не только испытывает затруднения в процессе обучения навыку правописания, но зачастую оказываются в числе неуспевающих по многим предметам.

В большинстве случаев проблема дизорфографии у школьников успешно решается. Вряд ли стоит смиряться с положением «неуспевающего» ученика.

Все вышеизложенное делает особо актуальной задачу по преодолению дизорфографии в системе всего коррекционного процесса в условиях работы логопедического пункта с младшими школьниками.

Список использованных источников и литературы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *