Что такое дизайн мультимедиа

Меняя реальность. Профессия дизайнер интерактивных медиа

Кто и как создает масштабные интерактивные инсталляции и коммерческие шоу, рассказывают школа дизайна Contented и креативный директор студии Luna Park Илья Рыжков.

Дизайнер интерактивных медиа — это человек, который смешивает две реальности: настоящую и цифровую. Например, заставляет оживших персонажей League of Legends сражаться на мультимедийной сцене площадью 1000 м². Это непривычный опыт для пользователя, а иногда и возможность стать соучастником происходящего. Например, не просто наблюдать лазерную проекцию на фасаде здания, а управлять ей.

Такими преобразованиями реальности сегодня занимаются российские дизайнеры из мультимедиа студий типа LUNA PARK или Avocado Toast. Они разрабатывают коммерческие шоу для самых разных заказчиков. Это может быть открытие фестиваля для геймеров, как в случае с проектом о League of Legends, или презентация автомобиля.

Конечно, над проектом работает целая команда, но именно дизайнер делает первый шаг: придумывает идею и сценарий и отрисовывает первые модели. Как архитектор, который придумывает здание, но сам его не строит.

Главная ответственность интерактивного дизайнера — создать воплотимую вау-идею. Если людям скучно и никто не хочет сфотографировать твой проект, считай, он провалился. Если твои коллеги просто не смогут построить то, что придумал дизайнер, такой проект не получится ни продать, ни воплотить. Поэтому дизайнер всегда ищет баланс между коммерческим интересом заказчика, креативностью и техническими возможностями и работает на стыке очень разных навыков. Нужно уметь и сценарий придумать, и достаточно разбираться в контроллерах и генеративной графике.

Работа дико интересная. Ты сценарист, дизайнер, UX-дизайнер и режиссер в одном лице. Видеть, как твои макеты работают на экране это классно, но когда они работают в физическом мире — это потрясающие ощущения.

На практике работа над проектом выглядит так: дизайнер создает идею, продюсер собирает команду, которая сможет ее воплотить, и начинается собственно разработка проекта.

Дальше на примере реального заказа мы покажем, как работает интерактивный дизайнер и как из наброска на экране получается трехмерная инсталляция и проекция на фасаде здания.

Заказчик: Латвийская энергетическая компания, главный поставщик электричества в стране.

Ситуация: компания решила напомнить жителям, что энергия, которую она поставляет, это источник жизни для всего города.

Задача: разработать и воплотить проект для фестиваля «Старая Рига». Проект должен рассказывать об истории компании и символическом значении энергии.

Источник

Профессия медиа-дизайнер (media design): что делает, плюсы и минусы, карьера и где учиться

Что такое дизайн мультимедиа. Смотреть фото Что такое дизайн мультимедиа. Смотреть картинку Что такое дизайн мультимедиа. Картинка про Что такое дизайн мультимедиа. Фото Что такое дизайн мультимедиа

Профессия медиа-дизайнера окончательно сформировалась совсем недавно и еще не является востребованной, но редакция сайта Professii-Online и другие специалисты уверены, что это одно из перспективных направлений. Обучившись деятельности сейчас, можно как-раз успеть в момент, когда она станет популярной. Ну а в том, что она останется таковой, сомнений нет.

Наш материал призван максимально раскрыть профессию медиа-дизайнера. В нем рассказано о преимуществах, недостатках, требованиях и методах обучения. Искренне надеемся, что она окажется полезной для дорогих читателей и поможет выбрать призвание!

Примечание: в материале мы называем профессию не только “медиа-дизайнер”, но и словосочетанием “дизайнер медиа”.

Кто такой медиа-дизайнер

Сначала расскажем о том, что такое медиадизайн. Под понятием “медиа” подразумевается способ передачи информации, использующий все возможные каналы воздействия. А именно это звук, записанный видеоряд (съемка), созданный видеоряд (графика, моушн), текст, статичные и динамичные изображения.

Универсальным медиа считается видео, потому что в нем можно показать все вышеперечисленные типы передачи информации. Тем не менее, медиа-дизайнер работает не только с видео, но и с другими каналами воздействия как по отдельности, так и совмещая их между собой. Например, статичное изображение с текстом и музыкой на фоне.

Теперь именно о профессии: медиа-дизайнер занимается проектировкой медиа-произведения (это может быть реклама, игра, видео, интерактивный дизайн и прочее). Если описывать дизайн проекта языком киноиндстурии, то медиа-дизайнер является режиссером-постановщиком, а если строительными терминами, то архитектором.

Чаще всего специалист вовлечен в процесс создания дизайна не только как проектировщик, но и как человек, который создает медиа-дизайн нужного формата.

Чтобы лучше понять профессию и деятельность медиа-дизайнера, предлагаем ознакомиться с процессом работы в общих чертах:

Конкретные задачи медиа-дизайнера зависят от места работы. Например, он моделирует пространство в видеоигре, рисует эскизы для различных проектов, разрабатывает мультимедийные инсталляции каких-либо устройств (обычно бытовая техника).

Помимо этого, у профессии существует ответвление, которое называется дизайнер интерактивных медиа. Этот специалист работает с интерактивными проектами, которые сочетают в себе эффекты и реальность. Например, на концерте неонами высвечивается текст песни, либо появляются различные фигуры во время припева. Подобное как раз-таки то, чем занимается дизайнер интерактивных медиа.

Естественно, концертами все не ограничивается. Есть еще выставки, инсталляции, музеи и прочие места, в которых деятельность дизайнера интерактивных медиа будет очень кстати.

Резюмируя, хотим подчеркнуть, что профессия не из легких и требует владения множеством навыков. В то же время, это управляющая должность, которая развивает специалиста на протяжении всей карьеры. Другими словами, делом всей жизни медиа-дизайн вполне может стать. Хорошо это или плохо? Пусть каждый решает сам (поделиться своими мыслями можно в комментариях внизу страницы).

Плюсы и минусы профессии

Пожалуй, преимущества и недостатки в профессии медиа-дизайнера довольно объективные, что бывает редко. Рекомендуем внимательно ознакомиться с каждым аспектом, сопоставив их со своими предпочтениями и требованиями к работе.

Список плюсов:

Перечень минусов:

Напишите в комментариях, подходит ли вам профессия после изучения ее недостатков и преимуществ?

Работа медиа-дизайнером

Работа представляет собой деятельность в офисе, потому что требуется контролировать весь процесс создания дизайна для медиа-продукта, вовремя вносить изменения и помогать членам команды.

Чаще всего медиа-дизайнер работает в следующих сферах деятельности:

Требования и обязанности

Обязанности и требования, которые выдвигают работодатели, зависят от компании и того, как именно воспринимают медиа-дизайнера. Некоторые возлагают на такого специалиста именно обязанности по проектированию дизайна для медиа, в то время как другие выдвигают требования по непосредственному созданию контента (анимации, видео, изображения и прочее).

Наиболее часто встречающиеся обязанности и требования:

Зарплата и востребованность

Мы провели тщательный анализ, но к сожалению, из-за низкой востребованности профессии так и не нашли достаточное количество информации, чтобы вычислить среднюю зарплату медиа-дизайнера.

Не стоит делать резких выводов, потому что эта профессия только начала развитие в России и постсоветских странах. Если вы отучитесь на медиа-дизайнера, то с приобретенными навыками и знаниями сможете устроиться на позицию графического дизайнера, концептуального дизайнера, дизайнера-верстальщика, креативного дизайнера, SMM дизайнера.

Другими словами, без работы не останетесь. Но если обучение займет год-два, то как раз к моменту окончания изучения профессии на рынке труда уже могут появиться соответствующие вакансии. Да, сначала их будет немного, всего лишь 500-1000, и то 70% из московской области, но это и будет началом эффекта “снежного кома”, и вскоре количество вакансий будет исчисляться в тысячах (по нашим предположениям).

Также в США и некоторых европейских странах профессия медиа-дизайнера уже начала обретать популярность. Как правило, такие тенденции всегда доходят до нас. Вопрос лишь во времени, потому что точно определить, когда именно деятельность станет востребована в России и странах постсоветского пространства, невозможно.

Обучение на медиа-дизайнера

Работать медиа-дизайнером можно во время или после обучения. Процесс обучения нелегкий, но он будет намного проще для тех, кто уже работал в графических редакторах или на должностях, связанных с дизайном. В таких случаях можно подучить теорию и научиться пользоваться несколькими основными инструментами, а затем искать вакансию.

Существует три способа обучения: в ВУЗе, на курсах или самостоятельно.

Высшие учебные заведения

Специальности “медиа-дизайнер” в российских высших учебных заведениях не существует. Тем не менее для получения знаний и навыков, необходимых для данной профессии, есть множество программ обучения.

В них преподают теорию дизайна со всеми правилами, экспозицией, выбором концепции и т.д., и в то же время обучают нужным инструментам, например, Adobe Illustrator и Adobe After Effects.

Список подходящих направлений:

Даже если в выбранном вами направлением не обучают чему-то, что нужно для профессии медиа-дизайнера, после окончания обучения легко можно подтянуть недостающие навыки.

На сайте Postupi Online есть отдельная страница с программами обучения и высшими учебными заведениями для тех, кто хочет стать медиа-дизайнером: https://postupi.online/professiya/mediadizajner-multimedia-dizajner/

Всего на портале имеется 40 программ обучения, из которых 28 — это бакалавриат и специалитет, а 12 магистратура. Высших учебных заведений 57 (цифры актуальны на момент публикации статьи).

Онлайн-курсы

Пройдя обучение на онлайн-курсах, можно не беспокоиться о том, что придется доучивать что-то самостоятельно. Плюс качественных курсов как раз-таки в том, что они сконцентрированы на конкретной профессии и обучают всему, что нужно для работы в ней. Это лишь один из многих плюсов онлайн-курсов.

В онлайн-школах метод обучения удаленный, поэтому находиться на занятии и быть в сети необязательно. Если ученик пропустил урок, то он может посмотреть и пересмотреть его в записи. А если у него появились какие-либо вопросы, то ментор курса всегда готов помочь.

Современные онлайн-курсы делают особенный упор на практические занятия, потому что только так можно укрепить теоретические знания. Программа обучения в них составлена грамотно и с учетом всех нововведений и трендов.

На взгляд команды Professii-Online, главный плюс онлайн-курсов в том, что есть преподаватели и менторы, сосредоточенные на одной профессии. Для новичка невероятно важно поддерживать контакт с опытным специалистом, который увидит ошибки, даст советы, ответит на все интересующие вопросы.

Единственный недостаток онлайн-курсов по профессии медиа-дизайнера в том, что их мало (почти нет). Это связано с низкой востребованностью. Тем не менее мы уверены, что вскоре программ обучения станет больше.

Существует качественный онлайн-курс “Профессия дизайнер интерактивных медиа” от Contented.

Что такое дизайн мультимедиа. Смотреть фото Что такое дизайн мультимедиа. Смотреть картинку Что такое дизайн мультимедиа. Картинка про Что такое дизайн мультимедиа. Фото Что такое дизайн мультимедиа

Данная программа обучения посвящена именно интерактивному дизайну. Ученик научится проектировать взаимодействие человека, создавать интерактивные инсталляции, собирать прототипы разных форматов, презентовать идеи и делать многое другое. Образовательный курс длится 8 месяцев.

Ссылка на программу обучения и подробные сведения о ней: https://contented.ru/edu/interactive-media-design

Примечание: если будут появляться новые курсы, то мы их будем добавлять в этот материал.

Самообразование

Можно освоить профессию и самостоятельно, изучив инструменты и познав теоретические знания. Данный метод обучения самый сложный и длительный, но зато не требует вложения денег, и учит будущего специалиста поиску необходимых материалов.

В самостоятельном обучении самое главное — систематический подход. Составьте хотя бы примерный план обучения (благо в этой профессии это легко) и следуйте ему. Не делайте себе поблажек, пропуская дни учебы или опаздывая на нее. Помните, что и успех, и провал, зависят от вас. Точно так же как длительность и эффективность обучения.

Теперь конкретно о плане для самообучения. Мы советуем одновременно изучить какой-либо инструмент и познавать теорию (правила) дизайна. Например, сначала обучаетесь работе в Adobe Illustrator и читаете книгу по дизайну, когда закончите с Adobe Illustrator, переходите к Adobe After Effects.

Суть именно в том, чтобы как можно быстрее научиться работать в одном графическом редакторе и в одной программе для монтирования видео. После этого изучение другого софта такого же типа будет намного легче, ведь основные функции везде одинаковые, различия лишь в деталях и интерфейсах.

Даже если вы не расцениваете самостоятельное обучение как метод изучения профессии, то без него все равно не обойтись. Именно благодаря самообразованию удастся держать “руку на пульсе” и обучаться нововведениям, трендам, актуальным программам, масштабным обновлениям софта и прочему. В такой профессии, как медиа-дизайнер, необходимо идти в ногу со временем, даже несмотря на низкую конкуренцию.

Материалы для самостоятельного обучения:

Некоторые книги:

Очевидно, что профессия медиа-дизайнера только формируется, и заниматься ей прямо сейчас не выгодно из-за небольшого количества вакансий. Тем не менее мы уверены, что вскоре ситуация начнет исправляться, поэтому если вас привлекает деятельность медиа-дизайнера, советуем изучить ее и быть в числе первых специалистов в стране. Для некоторых одной такой возможности уже достаточно, чтобы погрузиться в обучение по профессии.

Как думаете, когда именно медиа-дизайнеры станут востребованными? Поделитесь мнением в комментариях! Ну а редакция сайта Professii-Online желает дорогим читателям удачи в поиске работы мечты!

Видео о профессии

Уважаемый посетитель, если Вы не согласны с какой-либо информацией в статье, или нашли ошибку (неточность), то перейдите пожалуйста на страницу контроля качества информации и свяжитесь с нами.

Источник

Что такое медиадизайн

Чем занимается медиадизайнер, какие инструменты уже есть и на что обратить внимание новичку.

Первый материал из цикла про медиадизайн.

Скорее всего, вы видели эти проекты.

Snow Fall — с него началось победное шествие длинных историй с картинками. Сейчас выглядит уже достаточно скромно.

Aquatilis — красивый отчёт про глубоководную экспедицию.

The Dawn Wall — рассказ про восхождение на гору El Capitan (в честь которой названа одна из версий macOS).

Что их объединяет? Я бы сказал, что всё это — медиаистории. В зависимости от формы воплощения можно называть их лонгридами, «листалками», визуальной журналистикой, дата-сторителлингом, скроллителлингом и ещё парой десятков слов, которые (если откинуть форму) обозначают примерно одно и то же — истории с сильной визуальной составляющей, несущей в себе весомую часть смысловой нагрузки.

И это не просто текст с картинками. Композиция, типографика, цвет, сама структура повествования — всё имеет смысл и является частью нарратива.

Людей, которые занимаются их созданием, я бы назвал «медиадизайнерами». Не лучшее название, согласен, поэтому буду рад любой альтернативе, а пока остановимся на нём.

Примечание: в рассказе ниже я намеренно пропустил достаточно обширный сегмент видеоинфографики, объясняющего видео, развлекательного видео и вообще видео как отдельного жанра, так как он сам по себе тянет на отдельный рассказ.

Может показаться, что я говорю о веб-дизайне, но его давно пора перестать рассматривать как нечто единое. Digital — новая норма, всё, что мы видим в сети, — это не «сайты», а цифровые вещи, издания, сервисы, приложения и так далее. «Сайт» — лишь релевантная среде оболочка. Сказать «я разрабатываю дизайн сайтов» — то же самое, что говорить «я занимаюсь печатным дизайном», в который входит всё: от книг до упаковки.

Медиадизайн можно грубо определить как разработку (чаще всего) цифрового контента для публикации на различных площадках и в различных контекстах. Это достаточно широкое определение, поэтому я в рамках статьи выделил из него работу со сложными визуальными нарративами, где текст и изображения поровну делят между собой смысловую нагрузку.

Медиадизайн — проектирование контента для публикации на различных площадках и в различных контекстах.

Ближайшая аналогия здесь — журнальный дизайн. Именно журнальный, потому что в газетах вёрстка, как правило, находится в жёстком подчинении сетке, срокам и общему образу издания. Газета — быстрый формат. Не в плане скорости потребления, но скорости создания.

Конечно, можно вспомнить прекрасные развороты с инфографикой того же печатного The New York Times, на которые уходили если не месяцы, то недели работы, но это скорее исключения — подарки читателям. Подобного трудоёмкого контента с сильной визуальной составляющей в газетах (в их подавляющем большинстве) сильно меньше половины. В отличие от журналов, большинство которых изначально задумано как «набор красивых разворотов».

Дизайн сайтов цифровых медиа в этой печатной аналогии — это разработка макета издания. Но после разработки макет надо чем-то наполнять, и тут на поле выходит медиадизайнер.

До недавнего времени вопрос дизайна контента в онлайн-изданиях вообще не стоял — мешали как серьёзные ограничения CMS, так и в целом психология дизайнеров и разработчиков, мыслящих шаблонной вёрсткой (шаблон — не синоним чего-то плохого, просто нешаблонная обходилась слишком дорого).

Цифровые СМИ до недавнего времени были «газетами». Даже те, которые были не про ежедневную новостную повестку или являлись цифровыми версиями бумажного глянца. Условно — GQ бумажный и GQ цифровой отличались как журнал от газеты.

В чём главное преимущество современных инструментов? Если десять лет назад вы открывали текстовый редактор и писали код (или просили верстальщика), чтобы сделать синенький заголовок, выключенный по центру и набранный 40 кеглем, то сейчас вы открываете, скажем, Tilda и делаете это руками на экране в режиме благословенного WYSIWYG (what you see is what you get).

Я бы назвал это даже WYSIWYG 2.0 (простите), потому что сейчас вы проектируете не только внешний вид, но и поведение элементов (например, в Readymag отличная система создания контекстных анимаций, и он продолжает эволюционировать). И всё это

Тут самое время вспомнить, что первые печатные издания тоже кодились в специальных системах, а не рисовались. Но потом пришёл Quark. Его доступность и большая средняя скорость работы, а также порог входа в инструментарий (не в профессию, не путайте), упавший примерно до нуля, очень быстро привели к исчезновению подобных систем (и надобности в подобных программистах — вот тут верстаки могут реально напрячься).

Я обещал немного сказать про инструментарий, но Tilda с Readymag, пожалуй, единственные, реально работающие и представляющие интерес (для дизайнера) сейчас. Или ваша команда из крутых программистов, которые за несколько месяцев сваяют вам стабильно работающий конструктор лонгридов (ещё раз простите) и прикрутят к вашей rocket-science-CMS.

Есть также ряд инструментов b2b-формата, заточенных на интеграцию в редакционные процессы и обладающих тем или иным объёмом возможностей для создания визуальных историй. Например, Verstka и Setka (от создателей уже упоминавшегося The Grid). Так что если вы уже сейчас работаете в издании и сталкиваетесь с подобными задачами, рекомендую посмотреть в этом направлении.

Тут следует понимать, что одними только возможностями по наведению визуальной красоты дело не ограничивается. Как минимум это всё должно ещё и стабильно работать на всём спектре устройств, систем и браузеров, которыми пользуется ваша аудитория (а нередко эти негодяи вообще смотрят сайты через встроенные браузеры мобильных приложений).

Tilda и Readymag эти проблемы совместимости так или иначе решили, так что это не только удобные, но и (относительно) надёжные решения. Помимо них я бы ещё отметил Medium в качестве перспективной платформы для сборки медиаисторий, но для дизайнера там пока что ещё слишком много ограничений.

Всё остальное либо слишком нишевое (например, шаблоны для личных лендингов или портфолио по принципу «картинка-подпись»), либо менее стабильно и беднее по функциям (но если я неправ, то готов удивиться новому крутому инструменту, буду только благодарен). И я намеренно пропускаю тут некоторые экзотичные способы вроде «собери дизайн в Adobe Muse».

Кстати, не следует путать медиаистории с лендингами. Лендинг, прежде всего, конверсионный инструмент. Его задача — шаг за шагом загрузить в читателя информацию о товаре или услуге. Схожесть лендингов с медиаисториями лишь в том, что и там и там есть чёткая последовательность изложения, но отличаются они примерно как консультант в магазине от лектора на TEDx. Хотя, конечно, есть неплохие примеры смешения жанров.

Куда смотреть дизайнеру, который решил заняться дизайном контента в медиа?

Когда вы занимаетесь поиском референсов, как правило, вас в первую очередь интересуют проекты, похожие на то, что вы уже видели. Условно — если вы видели Snowfall (не верю, что не видели, вон же ссылка в начале статьи), то, скорее всего, весь медиадизайн для вас похож на лонгрид.

Но длинная колбаса из текста и картинок с анимированными переходами — это лишь один из форматов (удобный в разработке и проектировании, не спорю). Поэтому я сократил число «портянок» в примерах и выбирал проекты не за форму, а за историю.

Прежде всего — инфографика жива как никогда. Некоторые истории могут быть построены исключительно на ней.

Анимация почти всегда работает в плюс проекту. При этом она вовсе не обязательно должна быть сложной. Даже простые GIF могут одновременно оживить историю и дать новый уровень понимания: «In Water Polo, the Real Action Is Under the Water».

Грамотно найденная метафора помогает сформировать нужное впечатление. Как в этой истории, рассказывающей про то, как несколько американских семей спонсируют президентские выборы в США.

Медиапроект — это не обязательно длинная публикация с картинками. Возможны самые разные форматы, например комикс: грустная история от The New York Times.

Фотографии и видео сами по себе могут стать историей, а не просто чередоваться по вертикали с кусками текста. Как в этом проекте про Сирию.

Геймификация — отличная опция. Но ей надо пользоваться с умом, как сделал The New York Times на этом проекте, предлагающем стартовать быстрее, чем Усейн Болт, или в отличном тесте на тему инклюзивности в спорте («Угадай вид спорта по внешнему виду спортсмена»).

Синтез нескольких подходов часто даёт крутой результат. Reshaping New York — в проекте «Как менялся Нью-Йорк» круто замешана анимация, инфографика и картография.

Bloomberg является ярким представителем стиля, называемого сейчас «веб-брутализм». Я думаю, что это просто честный подход к работе с материалом на уровне формы.

Как вы заметили, все вышеприведённые примеры либо из The New York Times, либо из Bloomberg. Это не значит, что другие не делают хорошие проекты, просто я чуть не сошёл с ума, пытаясь выбрать несколько наиболее наглядных ссылок из пары сотен, в итоге получилось так, как получилось.

В российских медиа тоже периодически появляются неплохие истории.

Возвращаясь к инструментарию — Readymag и Tilda зарекомендовали себя как отличные платформы для разного рода экспериментальных историй, не требующих сложного фронтенда. В примеры попали два архитектурных проекта.

Помимо отдельных проектов надо отметить и дизайнеров (коллективы), за которыми стоит следить (это далеко не полный список).

В России сразу несколько студий занимаются сторителлингом в медиа (чаще всего называя это инфографикой, но не будем придираться к терминам).

Кстати, на правах автора хочу также похвастаться парой примеров проектов, которые мы делаем в нашей «Студии интерактивных проектов». Это примеры в том числе того, как аудиторная история может быть совмещена с рекламной к взаимной выгоде читателя и заказчика.

В нашей индустрии это называют нехорошим словом «спецпроекты» или (что лучше) «нативной рекламой», хотя термин «нативная реклама» не очень подходит для относительно (или откровенно) кастомных (штучных) проектов.

Из близких по жанру также стоит отметить уже упоминавшийся «Яндекс», периодически экспериментирующий с разными форматами историй. Вот, например, виртуальное восхождение на Эверест и (пока) маленький, но гордый коллектив JSKT data group, работающий на стыке больших данных и сторителлинга.

И разумеется, надо смотреть на конкурсы. Точнее, на списки работ-победителей. Исторически сложилось, что большинство работ в формате сторителлинга группируется на конкурсах инфографики. И сама инфографика (по крайней мере, в медиа) постепенно смещается от дашбордов к историям.

Здесь наибольший интерес представляют три конкурса — Malofiej (не пытайтесь найти список финалистов самостоятельно — вот он), SND Awards (список призёров 2017 года) и Information is Beautiful (хотя последний всё же больше тяготеет к инфографике в её классическом понимании, чистого сторителлинга там немного.

Важный совет — не стоит пренебрегать референсами из офлайна. Мир журнальной, газетной и книжной вёрстки, мир плаката за последние 150 лет накопили огромное количество визуальных приёмов и примеров высококлассной работы. Здесь сложно посоветовать источник референсов лучший, чем Pinterest — десятки досок с работами самых известных дизайнеров от времён Баухауза до наших дней.

Это беглый и грубый срез индустрии (и я намеренно пропустил огромный сегмент видеоисторий), но его достаточно, чтобы начать самостоятельное изучение темы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *