Что такое дисциплина в колледже
Методическое пособие для преподавателей «Дисциплина на уроке»
С той же силой, с какой верим мы сегодня в строгую дисциплину, отметки, принуждения мы должны поверить, что ребенка можно учить по-другому, без принуждения.
ВВЕДЕНИЕ
С поступлением школьника в колледж изменяется характер его жизни. Содержание новой для него деятельности требует организованности, самодисциплины, усидчивости. Работа, начатая в школе по формированию дисциплинированности учащихся, находит свое дальнейшее продолжение в колледже.
Процесс воспитания студентов в этом возрасте (особенно студентов 1 и 2 курсов) является наиболее сложным, так как этот возраст характеризуется интенсивными изменениями в анатомо-физиологическом, психическом и умственном развитии студента, которые влекут за собой изменения в его поведении. У студентов отмечается быстрая смена настроения, высокая подвижность, чрезмерное стремление к самостоятельности, независимости, что приводит к неустойчивости поведения.
Студент, особенно подросткового возраста, нередко не может осознанно управлять своими поступками и эмоциональным настроением, становится весьма чувствительным к
интонациям и характеру предъявляемых к нему требований. Учебный процесс обладает большими возможностями для формирования у студентов понимания сущности дисциплины, роли дисциплинированности человека в достижении поставленных перед ним целей.
МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОБЛЕМ НА УРОКЕ.
2. Контроль темпа урока. Преподаватель должен понимать, что ритм жизни его и студентов различается. Помня об этом, педагог по возможности регулирует ритм жизни данной группы и ведет урок так, чтобы группа двигалась вперед с наименьшими остановками в нужном и гибком темпе. В так называемых «сильных» группах студенты особенно энергичны и шумливы. Работая с ними, педагог избегает ненужных и бесполезных остановок, иначе студенты теряют интерес к занятию и начинают сами развлекать себя. Хотя темп жизни у молодежи выше, чем у взрослых, но со временем люди приспосабливаются друг к другу. Обращаясь ко всей группе, преподаватель останавливается, делает паузу, изменяет тон. Скоро студенты по тембру голоса знают: разговаривает ли преподаватель с отдельным студентом или обращается ко всем сразу. Педагог не затягивает время при переходе к другому заданию, урок проходит «на одном дыхании» не дающем ни на секунду отвлечься от работы.
Многие преподаватели добиваются от студентов порой лишь ложного внимания, но еще великий В.С. Станиславский отмечал, что «внимание заключается не в том, чтобы пялить глаза на объект». Студенты должны не просто смотреть на преподавателя и слушать его, а быть деятельными по отношению к изучаемому материалу, на уроке должна царить рабочая обстановка, способствующая эффективной деятельности.
5. Тщательно разработанная программа обучения с ясными критериями достижения результатов. Преподаватель имеет полный план работы над предметом, программу и способы оценки знаний на каждом этапе обучения. Он стремится осведомить обо всем студентов. Педагог объясняет студентам все «правила игры», план действий на семестр, желаемый результат деятельности, сообщает о способах оценивания знаний, вариантах действий для достижения цели. Каждый студент может видеть перспективу, фиксировать свой постепенный рост и продвижение от одного этапа к другому, что дает чувство удовлетворенности, развивает самоуважение и ощущение собственной компетентности.
6. Создание условий для повышения качества знаний. Преподавателю необходимо выбрать такие методы обучения, чтобы студент мог достичь успеха, создать возможность повторного изучения материала. Для слабых студентов использовать конкретный материал, изучать каждый аспект отдельно, готовить специальные задания для отстающих. Практиковать работу в группах и парах смешенного состава, устраивать консультации (памятка № 4).
КОРРЕКЦИЯ УСТАНОВОК И ПОВЕДЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.
2. По возможности действуйте уверенно. С «трудными» студентами особенно важен уверенный стиль общения. Даже когда вы не чувствуете уверенности в себе, делайте вид, что держите под контролем конфликтную ситуацию. Делая это постоянно, вы можете в какой-то момент действительно почувствовать уверенность.
Вашу неуверенность может выдать агрессивность, направленность на самоутверждение, что появляется в попытках использовать личную власть, а не правила. Это может быть замечено студентами и спровоцирует ответную агрессию. Говорите громким внятным внушительным голосом, короткими фразами, понятными студентам словами. Если студенты начинают высмеивать педагога это часто их защита в ситуации, когда они банально не понимают, не слышат. Реакция вполне законная, вы мямлите, а они будут в итоге виноваты, если сделают не то, что вы требовали.
5. Не добивайтесь напряжения ситуации. Не используйте позы превосходства, уничижительные жесты, оскорбительные выражения, сарказм. Не сравнивайте студентов друг с другом, не втягивайте в конфликт других ребят. Не давите, не командуйте, не настаивайте жестоко на своей правоте, не прибегайте к необоснованным изобличениям. Не обсуждайте ситуацию в состоянии возбуждения, дайте «остыть» и себе, и студенту.
6. Позволяйте студенту «сохранять свое лицо». Если студент выполняет ваше распоряжение, но при этом «тянет» несколько секунд, прежде чем согласиться, делает какой-то жест свидетельствующий о неуважении, говорит «не буду, не хочу», чтобы оставить за собой последнее слово, делайте вид, что не заметили этого. Не делайте «из мухи слона», создавая «козла отпущения», не самоутверждайтесь за счет студента.
7. Демонстрируйте неагрессивное поведение. Не позволяйте себе вспышек агрессии, таких как крик, обвинения, унижения, ругань. Показывайте выход из сложной ситуации без агрессии.
Основными недостатками организации урока являются:
Слабая занятость всех студентов учебно-познавательной деятельностью в целом на уроке и отдельных этапах. Это проявляется в том, что деятельность студентов конкретно не определена: не поставлены задачи, не указано, чем, как и почему должны заниматься студенты. Поэтому работа идет в основном с опорой на возможности сильных студентов.
Нерациональная занятость студентов на уроке. Недостатки такой организации состоят в том, что, хотя все студенты на уроке участвуют в учебной работе, учебные задания по своей сложности не учитывают реальные возможности студентов. В результате организация учебного процесса на уроке закладывает предпосылки к низкой учебной продуктивности студентов и создает у них неудовлетворенность трудом, порождает недисциплинированность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ключом к минимизации дисциплинарных проблем является именно умение преподавателя управлять группой. Хорошим преподавателям удается обратить должное внимание на потребности всех студентов во время урока. К сожалению, исследования показывают, что большинство преподавателей чаще всего уделяют внимание одним и тем же студентам, игнорируя других. Естественно, такое поведение преподавателя увеличивает вероятность плохого поведения студентов.
Хороший преподаватель умеет анализировать поведение студентов и делать вывод, поможет ли установленное им правило справиться с ситуацией. Поэтому преподаватели, устанавливающие ясные, прозрачные требования к поведению студентов, более успешны в управлении группой и сталкиваются с меньшим количеством дисциплинарных проблем, чем те, кто не формулирует подобных требований. Когда же четко сформулированное требование не выполнено, преподаватель дает студенту возможность осознать проблему и приводит примеры, как студент мог избежать совершения того или иного поступка. Заранее продекларированные правила предоставляют возможность педагогу решать дисциплинарные проблемы в индивидуальном порядке, и потому поступки нескольких студентов никогда не отразятся на поведении всей группы.
Важно помнить, что требования должны быть ясные и конкретные. Постоянство, с которым преподаватель реагирует на нарушение правил, важно так же, как и установление требований к поведению. Постоянство в сочетании с должным управлением помогает преподавателю снизить до минимума показатели плохого поведения студентов на уроке.
Чуткий преподаватель способен решать большинство дисциплинарных проблем, не прибегая к помощи администрации колледжа. Он понимает, что снизив количество дисциплинарных проблем в группе, сможет значительно повысить успеваемость студентов. Ведь чем меньше времени уходит на решение подобных проблем, тем больше его остается на обучение, а чем больше времени идет на обучение, тем больше знаний получают студенты.
Доклад по психологии на тему: «Что такое дисциплина?»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеРД
«Индустриально-промышленный колледж» г.Избербаш
«Что такое дисциплина?»
Что такое дисциплина?
Феномен детской дисциплины.
В чем же заключается сущностный, потаенный смысл « дисциплины» как правовой категории? И почему она, эта ценность, существует где-то на обочине педагогического сознания, не включенная в повседневную жизнь, которая и есть, как известно, самый главный и эффективный воспитатель, в особенности в области правосознания. Убеждена: если мы, педагоги, не сформируем правильное отношение к дисциплине, то есть опасность, что в обществе не вырастет законопослушная личность.
Феномен дисциплины, конечно же, сложен. Он многослоен, в нем много значений. В дисциплине имеется политический смысл: для ребенка это первое соприкосновение с властью как таковой, которую олицетворяют педагоги, администрация, директор. Это безусловная опасность, но с этой опасностью надо как–то ладить. Следовательно, надо что-то менять и, прежде всего, в себе. Так возникает объективный мотив саморегулирования, следовательно, самовоспитания. В понятии дисциплины так же заключен и юридический смысл: впервые ребенок живет по достаточно суровым правилам взрослых, за нарушение которых грозит наказание, часто публичное. И если рядом с этой властью, среди этих законов ему комфортно: он защищен, его признают и ценят, он имеет необходимое пространство для самовыражения, то все хорошо, т.е. нормально: он ощущает себя свободным. Значит, люди, окружающий мир к нему СПРАВЕДЛИВ. Справедливость – как защищенность, вот лакмусовая бумажка благополучия среды, это доказательство нравственности мира. Впрочем, и взрослые воспринимают законы и готовы им подчиняться тогда, когда они расцениваются как справедливые. Любое законодательство должно опираться на прочную нравственную основу (отмена, например, смертной казни в стране воспринимается нашим населением отрицательно именно потому, что это несправедливо: убийца остается жить, а жертвы его мертвы). Именно справедливость власти и её законов формирует законопослушную личность. В противном случае возникает отчуждение, оппозиция, правовой нигилизм..
Правила поведения как ядро дисциплины в колледже.
Считаю и глубоко убеждена в этом, что фундаментом, на котором держится уклад колледжа, центральным законом, определяющим качество образовательного процесса, а вместе с ними положение ребенка в системе отношений учитель- ученик, объективно являются и должны быть на практике ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ. Это первая встреча молодого человека с ДОЛГОМ. Однако, если обратится к реальности и задать вопрос: какое место занимают эти правила в формировании правового сознания студентов? Да и сознания самих педагогов? Помнят ли ученики и педагоги их на память? Являются ли данные правила подлинными регуляторами их поведения? Уверена, что нет. К сожалению, нет! Как не помнят в точности сами педагоги своих должностных обязанностей. Они не включены в подсознание как внутренний регулятор поведения. Это означает, что субъект живет на самом деле по другим правилам. Не здесь ли лежат корни правового равнодушия, а то и правового нигилизма нашего россиянина, которому, как говорят, «закон не писан».
Например, в коридоре висит, как правило, только стенд с Правилами поведения учеников. А почему, собственно? Почему рядом не висят Правила поведения педагога («Кодекс педагогической чести»)? Если мы, педагоги, действительно считаем детей равноправными субъектами педагогического процесса? Если мы демократичны не на словах, а на деле? Или только дети обязаны жить по правилам, а педагогам тоже «закон не писан»? Полезно вывесить и Правила поведения родителей. Это будет своеобразная «инструкция» родителям «Как любить своих детей». Но законотворчество – это полдела. Необходимо, чтобы законы исполнялись. Для контроля за исполнением должны создаваться надзорные органы. Ими могут и должны быть:
— органы педагогического самоуправления: педсовет,
-органы детского самоуправления,
Подводя итог нужно сказать что, создание правил для учащихся, а тем более целостного законодательства не должно быть единичной повесткой одного педсовета. Это целое отдельное направление педагогической работы в колледже, такое, как трудовое воспитание, нравственное, физическое и т.д.
Вы скажете, что все это как – то несерьезно, мелко. Не хочется говорить банальности, что воспитание состоит из мелочей или, напротив, в воспитании нет мелочей.
Таким образом, говоря о дисциплине, мы думаем прежде всего, о воспитании как «ПИТАНИИ» детской души знанием, трудом, примерами, успехом, переживанием радости в нашем общем доме. О Доме своём и родном. «Ведь если наш ребенок не будет чувствовать, что этот дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу» (Н.Ротшильд).
Министерство просвещения и науки РД
Республиканский Индустриально-Промышленный колледж
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Смотреть что такое «УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА» в других словарях:
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ — (учебная дисциплина) система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в учебном заведении. По содержанию бывает общеобразовательным (общенаучным) или… … Большой Энциклопедический словарь
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ — (учебная дисциплина) педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, выражающая содержание той или иной науки и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений. Является основной структурной… … Российская энциклопедия по охране труда
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА — УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. То же, что учебный предмет. Курс, по которому в соответствии с программой и учебным планом ведется подготовка учащихся в рамках профиля учебного заведения и избранной ими специальности. Так, учебная дисциплина «Теория и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
учебный предмет — (учебная дисциплина), система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в учебном заведении. По содержанию бывает общеобразовательным (общенаучным) или… … Энциклопедический словарь
Муниципальное право как учебная дисциплина — Изучение учебной дисциплины Муниципальное право предусматривается учебными планами юридических вузов. Как учебный предмет муниципальное право изучается по специальной программе, которая предусматривает получение студентами не только… … Большой юридический словарь
Предмет — В Викисловаре есть статья «предмет» Предмет: Вещь, конкретный материальный объект. В н … Википедия
ПРЕДМЕТ — ПРЕДМЕТ, а, муж. 1. Всякое материальное явление, вещь. П. неопределённой формы. П. первой необходимости. П. домашнего обихода. Предметы народного потребления. 2. чего. Тот (то), на кого (что) направлена мысль, какое н. действие, объект (во 2 знач … Толковый словарь Ожегова
Предмет учебный — дисциплина учебная, дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков, отобранных из соответствующей отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности и др. для изучения в учебном заведении. Содержание П. у.… … Большая советская энциклопедия
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — автократичность, автоматизация, автономия обучающегося, авторитарное воспитание, авторитарность, авторитет, авторская школа, адаптация социальная, академическая задолженность, аккредитация образовательного учреждения, акмеология, активная… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Детская литература — У этого термина существуют и другие значения, см. Детская литература (значения). Джон Тенниел. Иллюстрация к книге Льюиса Кэррола … Википедия
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Смотреть что такое «УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА» в других словарях:
учебная дисциплина — дисциплина, предмет Словарь русских синонимов. учебная дисциплина сущ., кол во синонимов: 2 • дисциплина (12) • … Словарь синонимов
Законодательная стилистика как учебная дисциплина — сформировавшаяся на «стыке» лингвистики и юридической теории «пограничная» область знаний, преподавание которой имеет своей задачей формирование у обучаемых лингвистических навыков и умений работы с законодательными текстами. И хотя сейчас… … Элементарные начала общей теории права
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА — система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в образовательном учреждении. По содержанию бывает общеобразовательным (общенаучным) или специальным,… … Профессиональное образование. Словарь
Муниципальное право как учебная дисциплина — Изучение учебной дисциплины Муниципальное право предусматривается учебными планами юридических вузов. Как учебный предмет муниципальное право изучается по специальной программе, которая предусматривает получение студентами не только… … Большой юридический словарь
дисциплина — См. повиновение, учение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. дисциплина наука, п … Словарь синонимов
Дисциплина — (лат. – обучение, воспитание) – совокупность показателей духовной, социальной, психологической, политической, этической, нравственной, эстетической зрелости человека, это уровень развития сознания и воли человека. Проявляется она в поведении… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
дисциплина — 1. дисциплин/а¹ (трудовая). 2. дисциплин/а² (учебная) … Морфемно-орфографический словарь
Закон Божий (дисциплина) — У этого термина существуют и другие значения, см. Закон Божий. Закон Божий религиозно ориентированная учебная дисциплина, существовавшая или ныне существующая в системе начального и среднего образования в разных странах в разные времена. В курсе… … Википедия
Информационная безопасность (учебная программа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Информационная безопасность (значения). Информационная безопасность это дисциплина, изучающая защиту целостности, доступности и конфиденциальности информации. «Информационная безопасность»… … Википедия
учебная дисциплина
Смотреть что такое «учебная дисциплина» в других словарях:
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА — УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. То же, что учебный предмет. Курс, по которому в соответствии с программой и учебным планом ведется подготовка учащихся в рамках профиля учебного заведения и избранной ими специальности. Так, учебная дисциплина «Теория и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Законодательная стилистика как учебная дисциплина — сформировавшаяся на «стыке» лингвистики и юридической теории «пограничная» область знаний, преподавание которой имеет своей задачей формирование у обучаемых лингвистических навыков и умений работы с законодательными текстами. И хотя сейчас… … Элементарные начала общей теории права
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА — система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в образовательном учреждении. По содержанию бывает общеобразовательным (общенаучным) или специальным,… … Профессиональное образование. Словарь
Муниципальное право как учебная дисциплина — Изучение учебной дисциплины Муниципальное право предусматривается учебными планами юридических вузов. Как учебный предмет муниципальное право изучается по специальной программе, которая предусматривает получение студентами не только… … Большой юридический словарь
дисциплина — См. повиновение, учение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. дисциплина наука, п … Словарь синонимов
Дисциплина — (лат. – обучение, воспитание) – совокупность показателей духовной, социальной, психологической, политической, этической, нравственной, эстетической зрелости человека, это уровень развития сознания и воли человека. Проявляется она в поведении… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
дисциплина — 1. дисциплин/а¹ (трудовая). 2. дисциплин/а² (учебная) … Морфемно-орфографический словарь
Закон Божий (дисциплина) — У этого термина существуют и другие значения, см. Закон Божий. Закон Божий религиозно ориентированная учебная дисциплина, существовавшая или ныне существующая в системе начального и среднего образования в разных странах в разные времена. В курсе… … Википедия
Информационная безопасность (учебная программа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Информационная безопасность (значения). Информационная безопасность это дисциплина, изучающая защиту целостности, доступности и конфиденциальности информации. «Информационная безопасность»… … Википедия