Что такое дистрибьюторская задолженность
Как контролировать дебиторскую задолженность: методы и инструменты
Дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов, причитающихся предприятию со стороны юридических и физических лиц, которые являются его должниками. По сути, она является активом предприятия, поэтому очень важно держать ее под контролем. В противном случае компания неизбежно столкнется с постоянным и неуправляемым ростом задолженности.
Дебиторская задолженность классифицируется:
В зависимости от масштабов деятельности компании могут устанавливать свои собственные классификации дебиторской задолженности.
Как не допустить появления сомнительных и безнадежных долгов
Существует несколько способов предотвращения появления плохих долгов или их минимизации.
1. Предоплата
Если есть риск возникновения проблем с покупателем, лучше заключить с ним договор на условиях предоплаты. Причем предоплата в этом случае должна быть 100 %. Тогда у вас, как у поставщика, не возникнет проблем с долгами.
2. Обеспечение в виде залога, поручительства, банковской гарантии
3. Встречная задолженность (кредиторская)
Когда есть встречная задолженность, можно относительно спокойно отгружать продукцию без предоплаты, без обеспечения и прочих подстраховочных вариантов. Если есть кредиторская задолженность и возникает дебиторская задолженность, всегда возможно перекрыть их путем взаимозачета.
4. Аккредитив
Это довольно экзотический вариант, хотя и незаслуженно забытый. Аккредитив — одна из форм безналичных расчетов, смысл которой заключается в следующем: когда обе стороны договора (допустим, на осуществление поставок) не доверяют друг другу (то есть поставщик не доверяет покупателю, так как боится, что он его не оплатит, а покупатель боится делать предоплату, потому что не уверен, что поставщик отгрузит товар), проблему может решить третья независимая сторона в лице банка (банк-эмитент).
В этом случае банк открывает аккредитив: часть денежных средств расчетного счета покупателя переводятся на специальный счет в этом банке, и покупатель в течение определенного срока не имеет права распоряжаться этими деньгами. Затем банк сообщает поставщику о том, что деньги для него «зарезервированы» на отдельном счете и эти деньги ему будут перечислены, как только он представит документы, подтверждающие отгрузку.
К сожалению, эта услуга не пользуется особой популярностью. Вероятно, потому, что она недешевая. Но с точки зрения финансовой и гражданско-правовой это хороший вариант для предотвращения накопления долгов.
6 методов внутреннего контроля дебиторской задолженности
Сразу нужно сказать, что универсальных методов контроля дебиторской задолженности не существует. Все очень специфично, и многое зависит от деятельности предприятия, его масштаба, сумм, которые проходят, клиентов, рынка, на котором предприятие работает. Приходится учитывать слишком много факторов. Тем не менее можно ориентироваться на несколько важных критериев.
1. Плановый уровень дебиторской задолженности
Максимально допустимый размер дебиторской задолженности определяется расчетным путем. Он выражается в абсолютных величинах и / или в процентах по отношению к выручке.
Речь идет о сумме долгов, которую предприятие может себе позволить без серьезного ущерба для финансово-хозяйственной деятельности. Размер этот лучше устанавливать в твердой сумме, то есть в рублях. Дополнительно можно установить и в проценте от выручки.
2. Условия предоставления отсрочки платежа (кредита) клиентам
У компании может быть принят какой-то конкретный срок — 15 или 30 дней, например. Но один срок не может быть универсальным для всех, с кем она работает.
Если речь идет о ключевом или постоянном клиенте, то для него срок может быть длиннее. Ведь он, как правило, делает большие заказы и регулярно выполняет свои обязательства.
Если появляется новый клиент, в котором компания пока еще не уверена, то срок имеет смысл пересмотреть в сторону уменьшения. Проблемному клиенту срок нужно устанавливать либо минимальный, либо вообще настаивать на предоплате.
3. Мотивация сотрудников
Желательно разработать систему, при которой заработная плата сотрудника будет зависеть от срока дебиторской задолженности.
4. Процедура предоставления отсрочки платежа клиентам
Большую роль в принятии решения о предоставлении клиенту кредита играет собранная о нем информация.
Можно начать с анализа информации из открытых источников и той информации, которая запрашивается у покупателей. Как давно они работают на рынке? С кем из их контрагентов можно связаться, чтобы получить отзывы? Насколько аккуратно они рассчитываются? Много ценной для анализа информации можно извлечь из сайта компании.
Лучше всего лично посетить офис покупателя. Это позволит сформировать представление о том, насколько рискованно будет работать с ним.
5. Определение параметров оценки предоставленной клиентом информации
В данном случае важно учитывать наличие имущества, за счет которого возможно погашение задолженности, размер и динамику кредиторской задолженности, потенциальные финансовые трудности и проблемы с платежеспособностью.
6. Распределение ответственности за управление дебиторской задолженностью между коммерческой, финансовой и юридической службами
Все зависит от масштабов предприятия, но даже на малом предприятии имеет смысл определить, кто и за что отвечает в работе с дебиторской задолженностью, как распределяется ответственность.
С точки зрения логики коммерческий отдел должен отвечать за предоставление отсрочки платежа, осуществлять контроль над текущей дебиторской задолженностью. Участок работы юридического отдела — сомнительная и безнадежная дебиторская задолженность (личные встречи, переговоры, переписка, претензии, исковое заявление). К бухгалтерии относятся учет, контроль над оформлением и списание дебиторской задолженности.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Дебиторская задолженность в налоговом учете: порядок признания и списания
Дебиторская задолженность: понятие и виды
При предоставлении контрагентам займов и продаже товаров с отсрочкой платежа у организации образуется так называемая дебиторская задолженность.
Дебиторская задолженность – это денежная сумма, которую налогоплательщику задолжали другие коммерческие организации, ИП, учреждения, банки, а в некоторых случаях и государство (например, при переплате налогов и страховых взносов). Также под этим термином часто понимают и совокупность имущественных требований налогоплательщика к своим непосредственным контрагентам и любым третьим лицам, являющимся его должниками.
Дебиторскую задолженность принято подразделять на:
В зависимости от возможности списания просроченная дебиторская задолженность подразделяется на сомнительную и безнадежную.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. Дебиторская задолженность – это денежная сумма, которую налогоплательщику задолжали другие коммерческие организации, ИП, учреждения, банки, а в некоторых случаях и государство.
2. Дебиторскую задолженность принято подразделять на просроченную и непросроченную, срок погашения которой еще не наступил.
3. В зависимости от возможности списания просроченная дебиторская задолженность подразделяется на сомнительную и безнадежную.
4. Безнадежные долги списываются за счет суммы созданного резерва, а если величины резерва недостаточно, то полученная разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.
5. Списание долга само по себе нельзя рассматривать в качестве аннулирования задолженности. Эта задолженность отражается на балансе в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
Сомнительной признается задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, если она не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией, но по ней еще не истек срок исковой давности (п. 1 ст. 266 НК РФ). По сомнительной задолженности организации праве создавать специальные резервы за счет своей прибыли, включая соответствующие отчисления в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного периода. Именно за счет этого резерва будет в дальнейшем происходить покрытие долгов, которые организация не сможет вернуть со своих должников.
Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки за указанный налоговый период либо 10% от выручки за прошедший год (п. 4 ст. 266 НК РФ). Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от платежеспособности должника.
Резерв по сомнительным долгам используется организацией исключительно на покрытие убытков от безнадежных долгов, которыми признаются нереальные к взысканию долги перед налогоплательщиком, вернуть которые даже в судебном порядке не представляется возможным.
Безнадежную задолженность, которая превышает величину резерва по сомнительным долгам, налогоплательщики вправе списать, уменьшив тем самым налогооблагаемую прибыль и, как следствие, налог к уплате. Напомним, под списанием здесь понимается операция по отнесению/включению безнадежных долгов в состав внереализационных расходов организации (пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Какую задолженность можно списать
Говоря о задолженности, подлежащей списанию, в первую очередь имеют в виду те долги, по которым истекли сроки исковой давности и налогоплательщик утратил возможность их вернуть в судебном порядке.
Напомним, общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ). Течение этого срока начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, а по обязательствам с определенным сроком исполнения – с момента окончания срока исполнения (ст. 200 ГК РФ).
Однако задолженность, по которой истек срок исковой давности, является далеко не единственной, которая признается нереальной к взысканию и подлежит списанию. Наряду с долгами с истекшими сроками исковой давности, налогоплательщикам разрешается списать (п. 2 ст. 266 НК РФ):
Если у организации есть какие-либо из перечисленных долгов, она может их списать, проведя инвентаризацию и издав приказ о ликвидации задолженности. При этом стоит учитывать особенности применения каждого из указанного выше основания признания задолженности безнадежной.
К примеру, сам по себе факт банкротства должника и завершение в его отношении конкурсного производства не позволяет признать его долг безнадежным и списать его в состав расходов при расчете налога на прибыль. В настоящее время налоговики выступают категорически против списания долгов фактически ликвидированных контрагентов, сведения о которых еще присутствуют в ЕГРЮЛ.
В письме Минфина от 18.03.2019 № 03-03-06/1/17813 отмечается, что датой признания дебиторской задолженности безнадежной по основанию ликвидации организации-банкрота является дата исключения такой организации из ЕГРЮЛ. Только после исключения должника из реестра налогоплательщик получает возможность списания такой задолженности в расходы.
В то же самое время исключение ИП из ЕГРИП не является законным основанием для признания его дебиторской задолженности безнадежной ко взысканию. Дело в том, что ИП как физлицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (ст. 24 ГК РФ).
Поэтому после прекращения гражданином деятельности в качестве ИП он продолжает нести перед организацией имущественную ответственность по своим обязательствам. И долги такого физлица можно списать в расходы только после признания его банкротом и освобождения от дальнейшего исполнения требований кредиторов (письмо Минфина от 16.09.2015 № 03-03-06/53157).
Обязательные условия для списания безнадежной задолженности
Списанию долга должна предшествовать инвентаризация сомнительных долгов, в рамках которой организация проверяет наличие безнадежных долгов. Такая инвентаризация может проводиться регулярно в конце каждого отчетного периода.
Инвентаризация проводится на основании приказа или распоряжения руководителя организации. По ее итогам оформляется акт инвентаризации по форме № ИНВ-17 (утв. постановлением Госкомстата РФ от 18.08.98 № 88) и справка к данному акту, в которой отражаются суммы выявленных долгов с указанием должников и подтверждающих первичных документов.
В случае утраты таких документов организация должна их восстановить. Восстановление первичных документов может осуществляться как в рамках инвентаризации, так и в соответствии с отдельным порядком, установленным руководителем организации (письмо Минфина от 13.11. 2020 № 02-07-10/99509).
Проведя инвентаризацию и обнаружив по ее итогам долги с истекшими сроками исковой давности и иную безнадежную задолженность, руководитель организации издает приказ о списании такой дебиторской задолженности.
Списание дебиторской задолженности в налоговом учете
Безнадежные долги списываются за счет суммы созданного резерва, а если величины резерва недостаточно, то полученная разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов организации (абз. 2 п. 5 ст. 266 НК РФ). У некоммерческих организаций безнадежные долги относятся на увеличение расходов.
При наличии нескольких таких оснований задолженность списывается в том периоде, в котором имело место первое по времени возникновения основание для признания ее безнадежной (письмо Минфина от 22.06.2011 № 03-03-06/1/373).
Что касается налоговой отчетности, то списанные долги отражаются в Приложении № 2 к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль, утв. приказом ФНС от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@.
Что такое дебиторская и кредиторская задолженность
«Подбить дебет с кредитом» — эту фразу все мы слышали не раз. Очевидно, что пришла она в разговорную лексику из сферы финансов, точнее из бухучета. Разберемся, что означают эти термины, и каково их значение для бизнеса.
Представим ситуацию. Максим — студент финансового факультета государственного вуза. На экзамене по бухучету ему попадается билет с вопросом «Что такое дебиторская и кредиторская задолженность». Максим уверенно, но нудно излагает зазубренную главу учебника.
Профессор, которому наскучило слушать теоретическую «воду», задает студенту прямой вопрос: «А что хуже для предприятия на практике – дебиторская задолженность или кредиторская?» Максим чувствует подвох в словах экзаменатора – ответ вроде лежит на поверхности.
Давайте попробуем вместе разобраться в этом вопросе.
Кто такие дебитор и кредитор
Любой бизнес предполагает взаимоотношения с государством, другими организациями и обычными людьми. Большинство из этих участников рынка по отношению к вашему предприятию считаются контрагентами, то есть внешними партнерами. Они покупают у вас товар или услугу, или наоборот продают их вам.
Помимо контрагентов у большинства организаций есть штат работников, которые в обмен на денежную плату предоставляют профессиональные услуги. Сотрудники и подотчетные лица организации – ее внутренние партнеры.
Если рассматривать обе категории через призму финансовой деятельности, то по отношению к вам, как предпринимателю, они могут выступать в роли кредитора или дебитора. Это полярные и неотрывные друг от друга понятия.
Дебитор не может существовать без кредитора и наоборот. При этом одно и то же юридическое или физическое лицо может одновременно быть как в одной роли, так и в обеих сразу.
Дебитор – это должник, то есть предприниматель или организация, имеющие перед кредитором дебиторскую задолженность. Образоваться она может по разным причинам.
Дебиторами по отношению к организации, к примеру, будут считаться:
Кредитор – юридическое или физическое лицо, которому дебитор задолжал деньги или другие активы. В этом случае говорят о кредиторской задолженности.
В чем выгода этих взаимоотношений
Отношения кредитора и дебитора возникают в том случае, если одна из сторон не может выполнить обязательства на момент заключения сделки, однако для обоих партнеров она выгодна. Чтобы не упустить возможность, они договариваются растянуть исполнение договора «во временном масштабе».
Причины, по которым партнеры не могут провести сделку одномоментно, могут быть разными:
Такого рода финансовые взаимоотношения позволяют экономике государства быстрее развиваться. Для предпринимателя возможность взять в долг денежные средства, сырье или готовый продукт – катализатор роста, допинг, благодаря которому бизнес набирает силы для борьбы за «место под солнцем».
Почему возникает дебиторская и кредиторская задолженность
Вникать в нюансы бухгалтерского учета проще на реальных примерах. Давайте рассмотрим каждый случай в отдельности.
Дебиторская задолженность
Рассмотрим, как формируется дебиторская задолженность предприятия, сквозь призму различных жизненных ситуаций.
Кредиторская задолженность
Теперь перейдем к кредиторской задолженности. Для обывателя она, как правило, более очевидна.
Такая задолженность формируется в следующих ситуациях:
Все эти случаи бухгалтер отражает в графе «кредиторская задолженность» бухучета организации.
Виды дебиторской задолженности
Текущая (краткосрочная)
Срок погашения – менее 1 года.
Просроченная (неоправданная)
Как учитываются дебиторская и кредиторская задолженности
Чаще всего в «дебиторку» компании попадают покупатели либо контрагенты, берущие займы, в том числе физические лица.
Оба вида задолженности фиксируются при бухучете на отдельных счетах:
Как работать с дебиторами
Очевидно, что перед заключением сделки для кредитора важно тщательно проверить способность потенциального дебитора исполнить условия договора в назначенный срок.
Анализ следующих факторов позволит составить картину платежеспособности партнера и принять верное решение:
Причины просрочки дебиторской задолженности
Страхование рисков – надежный способ предотвратить финансовый ущерб при отказе партнера (его физической невозможности) от выполнения обязательств по договору.
Если страховка не оформлялась или не покрывает убытки, предприниматель может обратиться в Бюро по работе с дебиторами. Это учреждение взыщет ущерб с неплательщика, в том числе через суд.
Меры воздействия на недобросовестного контрагента могут быть разные, в том числе:
В любом случае обманутый бизнесмен вряд ли продолжит вести дела с недобросовестным партнером.
Вернемся к нашему студенту и каверзному вопросу профессора: Какая же задолженность лучше для бизнесмена? Казалось бы, очевидно, что дебиторская задолженность предпочтительнее, чем кредиторская, поскольку говорит о том, что должны ВАМ, а не ВЫ.
Однако, «дебиторка» – это «мертвые» деньги, которые предприниматель не может направить на расширение и развитие бизнеса, пока контрагент не вернет их. В то же время кредиторскую задолженность грамотный бизнесмен всегда сможет использовать с выгодой.
Дебиторская задолженность
Дебиторская задолженность — это сумма долгов, причитающихся компании со стороны других компаний или физических лиц, возникшая в результате хозяйственных взаимоотношений. В бухгалтерском учёте относится к оборотным активам компании. Грамотное управление дебиторской задолженностью способствует увеличению объёма реализации продукции и содействует финансовой устойчивости организации.
Существует два вида дебиторской задолженности:
Взыскание дебиторской задолженности
Право на получение дебиторской задолженности относится к имущественным правам компании. Взыскание дебиторской задолженности производится одним из двух способов:
Истекший срок исковой давности дебиторской задолженности
Под исковой давностью понимают срок, установленный законодательством для защиты нарушений прав в судебном порядке. Общий срок исковой давности составляет 3 года с момента начала нарушения прав компании. В некоторых случаях он может быть увеличен или его отсчёт может быть прерван и начат заново. Дебиторская задолженность с истекшим сроком давности считается безнадёжной и подлежит списанию. В последний день отчётного периода, в котором истёк срок давности дебиторской задолженности, компания включает её во внереализационные расходы.
Погашение дебиторской задолженности
Погашение дебиторской задолженности происходит если должник рассчитался с компанией. Расчёт может проводиться добровольно или в судебном порядке. Дата погашения должна быть чётко указана в договоре между компанией и дебитором. Если такого указания нет, датой погашения считают семидневный срок после направления должнику требования. Анализ, контроль и планирование погашения дебиторской задолженности позволят снизить её объёмы и обеспечить финансовую устойчивость компании. Обычно такие функции выполняют финансовые службы компаний.
Расчёт дебиторской задолженности
Для контроля и анализа финансового состояния предприятия выполняют расчёт дебиторской задолженности на конец отчётного периода. Её сумма определяется по формуле: дебиторская задолженность на конец прошлого периода плюс стоимость отгруженного товара минус сумма поступлений средств от реализации продукции. Помимо расчёта суммы дебиторской задолженности, для анализа определяют дополнительно такие её показатели, как оборачиваемость, рыночная стоимость, период сбора, а также определяют её структуру.
Списание дебиторской задолженности
Если должник не погасил дебиторскую задолженность, то производится её списание:
Списание дебиторской задолженности производится в конце отчётного периода после проведения инвентаризации, на основании приказа руководителя. Задолженность включается во внереализационные расходы предприятия.
Срок дебиторской задолженности
Срок погашения обязательств должника определяется договором. На следующий день по истечении этого срока, дебиторская задолженность считается просроченной. Кредитор может направить должнику претензию или обратиться в суд для взыскания средств. Если договором предусмотрена пеня или другие штрафные санкции, начинается их начисление. При обращении в суд, в исковом заявлении указывается основная сумма долга и сумма начисленных штрафов. Если погасить задолженность в отведенный законом срок не удалось, она может быть списана в установленном порядке.
Совет от Сравни.ру: Компаниям необходимо контролировать размер дебиторской задолженности, вырабатывать чёткие правила работы с должниками, предельные размеры кредитов.
Что такое дебиторская задолженность
И чем она отличается от кредиторской
Дебиторская задолженность — все, что должны предприятию другие компании, государство или клиенты-физлица. Каждый такой должник называется дебитором. Дебиторская задолженность, например, появляется, когда компания продала товар, но деньги не получила. Тогда долг покупателя за товар — это дебиторская задолженность. Бывает и наоборот: если фирма перечислила предоплату, а товар не поставили. Переплата налогов или заем сотруднику тоже приводят к дебиторской задолженности.
Чем дебиторская задолженность отличается от кредиторской
Если дебиторская задолженность — это то, что должны компании, то кредиторская — наоборот, когда та сама задолжала контрагенту. Еще к кредиторской задолженности относятся и кредиты.
Примеры видов задолженности
Дебиторская задолженность | Кредиторская задолженность |
---|---|
Переплата по налогам | Неоплаченная пеня по налогам из-за просрочки |
Предоплата поставщику за товар | Долг перед поставщиком за отгруженный товар |
Заем работнику на покупку жилья | Остаток задолженности по кредиту перед банком |
Когда образуется дебиторская задолженность
Дебиторская задолженность появляется в тот момент, когда две стороны одного договора не могут выполнить обязательства одновременно. Например, сначала одна компания отгружает товар, а другая только потом платит за него. Из-за этого разрыва и появляется задолженность: у одного контрагента — дебиторская, у другого — кредиторская. Такой долг может существовать несколько часов, а может зависнуть на годы.
Для продавца было бы идеально, если бы все покупатели вносили предоплату, но на практике такого не бывает. Поэтому клиентам дают отсрочку платежа. Это выгодно участникам сделки: покупатель может, например, перепродать дороже еще не оплаченный товар, а продавец наращивает рынок сбыта. Чем больше у компании клиентов, тем быстрее растет дебиторская задолженность.
Виды дебиторской задолженности
Дебиторскую задолженность можно классифицировать по нескольким признакам.
По срокам погашения — на долгосрочную и краткосрочную. Краткосрочная — долг, погашаемый в течение года с момента заключения договора. Например, если оплата за отгруженные материалы должна поступить через два месяца. Долгосрочная — со сроком погашения больше года. Например, заем для сотрудника.
По срокам погашения обязательств — на нормальную или просроченную. Срочная, или нормальная, — когда еще не пришло время гасить долг. Например, компания поставила клиенту товар, но по договору тот может заплатить в течение 10 дней. Спустя неделю его задолженность еще считается нормальной. Просроченная задолженность появляется, когда указанные в договоре сроки вышли. Например, тот же покупатель не оплатил товар даже спустя месяц.
По основаниям возникновения — в зависимости от того, кто должен компании:
По вероятности погашения — на сомнительную и безнадежную. Сомнительная не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией. Безнадежная — с истекшим сроком исковой давности. Если компания-должник ликвидирована или у приставов не получается взыскать деньги, то долг тоже считают безнадежным. А еще, когда должника исключили из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой.
Управление дебиторской задолженностью
Когда появляется безнадежная дебиторская задолженность, компания недополучает прибыль и остается без оборотных средств. Если таких долгов становится много, предприятие не может закупать сырье, производить продукцию, платить зарплаты и налоги — это чревато не только убытками, но и банкротством. Поэтому задача менеджеров — возвращать долги, а в идеале — предотвращать подобные ситуации. Такая работа называется управлением дебиторской задолженностью.
Вот какие методы можно использовать для управления дебиторской задолженностью:
Основные задачи управления задолженностью
Чтобы партнеры платили в сроки, сотрудники компании проверяют дебиторов еще до того, как заключить сделку, а также составляют договоры так, чтобы клиенту было невыгодно становиться должником. Например, прописывают штрафы за просрочку платежа.
Кроме того, компания должна контролировать объем просроченной дебиторской задолженности и выставлять претензии недобросовестным клиентам. Управление дебиторской задолженностью подразумевает и взыскание долгов со злостных неплательщиков через суд.
Участники управления задолженностью
Проблемы долгов касаются не только финансистов компании. В управлении дебиторской задолженностью участвуют и другие подразделения. Например, сотрудники службы безопасности проверяют контрагентов, менеджеры по продажам и бухгалтеры мониторят неплатежи, юристы составляют претензии и взыскивают долги в суде. В свою очередь руководство компании организует процесс, контролирует его, мотивирует сотрудников.
Процесс управления задолженностью
Процесс управления дебиторской задолженностью делят на четыре этапа:
Сотрудники компании ведут учет долгов, периодически отчитываясь перед руководством, изучают причины произошедшего, возвращают уже имеющиеся долги и делают так, чтобы не копились новые.
Инвентаризация дебиторской задолженности
Бухгалтерия должна минимум раз в год проводить инвентаризацию всех обязательств компании и ее имущества вне зависимости от места его нахождения. Дебиторскую задолженность тоже надо инвентаризировать.
Инвентаризация помогает обнаружить сомнительную и безнадежную дебиторскую задолженность. Инвентаризацию расчетов с дебиторами, покупателями и поставщиками оформляют специальным актом.
По результатам инвентаризации бухгалтерия составляет справку, которая касается расчетов с дебиторами. В ней указывают данные должника, сумму долга и причину возникновения. Сюда же прилагают документы, которые подтверждают наличие долга, а также доказательства, что компания пыталась взыскать долг. Например, претенциозные письма.
Если задолженность признают безнадежной, то бухгалтерия может ее списать.
Расчет дебиторской задолженности
Дебиторскую задолженность рассчитывают не только когда надо организовать процесс управления ей, но и составляя бухгалтерский баланс. Универсальной формулы для расчета дебиторской задолженности нет, в каждой компании это делают по-разному, так как структура дебиторской задолженности может отличаться. Чтобы рассчитать задолженность, надо собрать информацию по всем счетам бухучета, где она числится, проанализировать суммы долга, количество дебиторов, сроки погашения. После этого бухгалтерия сверяет суммы с контрагентами, а также выявляет сомнительные долги.
Оборачиваемость дебиторской задолженности
Оборачиваемость дебиторской задолженности — это отношение выручки компании от реализации товаров или услуг к средней дебиторской задолженности. Коэффициент оборачиваемости показывает, сколько раз за год компания получила от контрагентов сумму, которая равна среднему остатку дебиторской задолженности. Среднюю дебиторскую задолженность считают так: сумму долгов контрагентов на начало года складывают с долгами на конец года и делят на два.
Коэффициент оборачиваемости = (Продажи в кредит или Выручка) / (Средняя дебиторская задолженность)
Взыскание дебиторской задолженности
Полный размер долга складывается из самой задолженности и неустойки, пеней или штрафов. Если в договоре нет санкций, то кредитор имеет право потребовать пеню с учетом ставки ЦБ.
Долг начинают взыскивать с досудебной претензии: компания направляет контрагенту письмом претензию, требуя вернуть долг. Если должник это уведомление игнорирует или отказывается возвращать долг, необходимо обращаться в суд.
Если долг меньше 400 тысяч, то кредитор может сразу подать заявление о выдаче судебного приказа. Если больше — исковое заявление о взыскании дебиторской задолженности в арбитражный суд. К иску прикладывают копию претензии, ответ на нее (если имеется), а также документы, которые подтверждают долг — акты, счета и т. д.
Если суд удовлетворит требования, то в арбитраже выдадут исполнительный лист, по которому долг будут взыскивать судебные приставы.
Кредитор имеет право взыскать долг и в рамках банкротного дела. Если компанию внесут в реестр кредиторов, то она может рассчитывать на выплату долга из денег, которые выручат от продажи имущества.
Срок исковой давности
Минимальный срок давности по такому иску — три года. Максимум — 10 лет для ситуаций, когда срок исковой давности приостанавливается.
Дата начала течения срока исковой давности может быть разной в зависимости от обстоятельств и условий договора:
Если срок давности по какой-то из этих причин приостанавливали, а потом возобновили, но до даты истечения осталось меньше шести месяцев, то срок давности увеличивается до полугода.
Кроме этого, срок давности может прерваться, а потом начаться заново — если должник признает, что долг существует, погасит какую-то часть суммы или начнет переговоры о реструктуризации.
Если срок давности истек, то кредитор должен списать дебиторскую задолженность.
Сроки погашения долгов
Срок погашения дебиторской задолженности — это математический показатель, который показывает финансовую устойчивость компании. Его рассчитывают, когда нужно оценить, например, ликвидность компании, или темпы прироста дебиторской задолженности. Срок погашения показывает средний период, который проходит от поставки товара покупателю до погашения дебиторской задолженности. Показатель рассчитывают по специальной формуле:
Срок погашения = Длительность периода × (Долг дебитора / Выручка от продаж)
Срок погашения и длительность периода считают в днях, а дебиторский долг и выручку — в рублях.
Срок погашения показывает среднее число рабочих дней, которые нужны компании, чтобы взыскать дебиторскую задолженность. Чем ниже результат, тем быстрее дебиторская задолженность превращается в реальные деньги. Высокий срок погашения свидетельствует о том, что у компании трудности со взысканием долгов.
Списание дебиторской задолженности
Дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности, а также долги, нереальные для взыскания, списываются. Сделать это можно только на основании инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя компании. «Нереальность взыскания» определяет кредитор, руководствуясь собственными соображениями.
Важно, что если кредитор признал долг нереальным для взыскания и списал его как убыток, то сама задолженность в балансе не аннулируется. Ее нужно отражать еще пять лет с момента списания, так как у должника могут появиться деньги.
Списание дебиторской задолженности. Положение по ведению бухгалтерского учета
Доказать, что долг погасить нельзя, можно выпиской из ЕГРЮЛ о ликвидации дебитора, решением суда об отказе в удовлетворении требований кредитора или актом судебного пристава, где говорится, что долг взыскать невозможно.
Как снизить дебиторскую задолженность
Чтобы нормальная задолженность не превратилась в просроченную, компания должна контролировать процесс платежей контрагентов: проверять надежность контрагентов; разрабатывать систему предоплаты за товар для каждого клиента индивидуально; прописывать в договоре пени и штрафы за просрочку оплаты; контролировать все расчеты с контрагентами; взыскивать долги сразу после первых дней просрочки — рассылать претензии, а после обращаться в суд.
Страхование дебиторской задолженности
Если есть подозрения, что покупатель превратится в должника, компания может застраховать дебиторскую задолженность. Это практикуют при сотрудничестве с организациями, которые приобретают товар в рассрочку или под реализацию. Страхует долг страховая компания.
Страховой случай наступает не только если контрагент вовремя не платит по договору или нарушает график платежей, но и когда покупателя признают банкротом.
Перед тем как заключить договор страхования, кредитор должен предоставить страховщику реестр старения дебиторской задолженности, список клиентов, покупающих товар в рассрочку, и другую информацию о компании-кредиторе.
Существует два распространенных вида такого страхования.
Страхование по полису — на каждую отгрузку с отсрочкой платежа выписывается полис, где указывают дату отгрузки, номер накладной, сумму долга и кредитный лимит. Выплаты производят по заявлению кредитора в пределах лимита.
Генеральная схема не предусматривает полис на каждую сделку. Продавец и страхователь заключают одно общее соглашение, которое касается всех покупателей, работающих по системе рассрочки.
Страхование дебиторской задолженности дает возможность переложить работу по проверке покупателя на страховую компанию. В договор включают сделки только с действительно рискованными клиентами. Фактически страховщик выполняет роль службы безопасности для продавца. Но часто страховые компании стараются составить договор так, чтобы страхователю было тяжело получить выплату. Поэтому надо внимательно читать договор — какие страховые случаи в нем перечислены, какие лимиты ответственности прописаны, какие документы надо предоставить, чтобы получить выплату и т. д.
Продажа дебиторской задолженности
Компания может сама взыскивать долг, а может продать его. Цена будет меньше самого долга, но кредитор избавит себя от досудебной переписки с должником, судебных разбирательств и волокиты с приставами. Есть несколько вариантов, как оформить такую сделку.
По договору уступки требования — цессии, если такая процедура предусмотрена в договоре, на основании которого появился долг. По сути цессия — это соглашение, в соответствии с которым кредитор передает кому-то свои права требования долга.
Переуступку можно оформить как трехсторонний договор, возмездную или безвозмездную цессию. При этом если речь идет о недвижимости, то цессию обязательно надо регистрировать в Росреестре.
Через факторинг работают, когда продавцу срочно нужны деньги, а покупателю важно работать с отсрочкой платежа. Банк или факторинговая компания кредитуют поставщика, выкупая его дебиторскую задолженность. Вот как это работает
Банк или факторинговая компания дают возможность продавцу сразу получить деньги, а покупателю заплатить потом — например, после перепродажи товара. При этом, в случае чего, взыскивать долг будет уже не продавец, а факторинговая компания.
Через вексель — если покупатель передает вексель в счет оплаты товара, то кредитор может потом передать эту ценную бумагу или продать кому-то. Преимущество векселя в том, что сам он — уже подтверждение долга, никаких дополнительных документов, например для суда, не требуется.