Что такое дистанционное наблюдение за оператором персональных данных

Что такое дистанционное наблюдение за оператором персональных данных

Памятка для организаций, оказывающих услуги дистанционным способом

ПАМЯТКА

ПО АКТУАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ ДИСТАНЦИОННЫМ СПОСОБОМ

Обработка персональных данных покупателя (заказчик услуг).

Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Федеральный закон о персональных данных) обязывает всех юридических лиц соблюдать определенные требования при обработке персональных данных работников, клиентов. Не исключение в данном случае и организации, а также физические лица, оказывающие услуги дистанционным способом.

Что такое персональные данные покупателя(заказчика услуг)?

Персональные данные − любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона о персональных данных.

К персональным данным заказчика услуг (покупателя) относятся сведения о нем, необходимые для получения услуги. Перечень необходимых сведений о заказчике услуг (покупателе)получения услуги: фамилию, имя, отчество покупателя или указанного им лица, адрес по которому необходимо доставить товар, как правило являющийся адресом, по которому гражданин постоянно или временно проживает, установлен п.14 Постановления.

Что такое обработка персональных данных? Согласие покупателя (заказчика услуг) на обработку персональных данных.

Согласно пункту3 статьи 3 Федерального закона о персональных данных под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Обработка персональных данных должна соответствовать определенным целям. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. В данном случае цель определяется договором между организацией, оказывающей услуги дистанционным способом и заказчиком услуг (покупателем).

Организация, оказывающая услуги дистанционным способом, должна четко определить состав персональных данных, подлежащих обработке и способ их обработки. Выделяют несколько способов обработки:

— автоматизированная обработкаперсональных данных − обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

— неавтоматизированная обработкаперсональных данных – обработка персональных данных, осуществляемая при непосредственном участии человека;

— смешенная обработкаперсональных данных.

Обработка персональных данныхосуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Согласие не требуется, если обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (пункт 5 части 1 статьи 6 Федерального закона о персональных данных).

Права и обязанности оператора персональных данных.

Какие локальные документы должны быть изданы Оператором?

Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.

К правовым мерам относится разработка локальных актов оператора организационно-распорядительного характера и построение деятельности организации в соответствии с ними.

Примеры локальных актов, регламентирующих деятельность Оператора в части защиты персональных данных относятся:

— Издание документов, определяющих политику Оператора в отношении обработки персональных данных;

— Положение об обработке и защите персональных данных покупателя (заказчика услуг);

— Обязательство о соблюдении режима конфиденциальности персональных данных покупателя (заказчика услуг);

— Перечень должностей сотрудников, имеющих доступ к персональным даннымпокупателя (заказчика услуг);

— Приказ о назначении лица, ответственного за организацию обработки персональных данных;

— Приказ об утверждении мест хранения материальных носителей персональных данных покупателя (заказчика услуг) и другие.

Вопрос конфиденциальности персональных данных покупателя (заказчика услуг) должен ставиться не только в отношениях между покупателем (заказчиком услуг) и организацией, оказывающей дистанционные услуги, но и между организацией, оказывающей дистанционные услуги и организацией, осуществляющей пересылку, доставку товара покупателю. Соответствующий договор должен обязательно содержать условие о конфиденциальности персональных данных покупателя, передаваемых организации, осуществляющей пересылку, доставку товара покупателю.

Права и обязанности субъекта персональных данных.

Субъект персональных данных, в данном случае покупатель (заказчик услуг), имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей:

1) подтверждение факта обработки персональных данных оператором;

2) правовые основания и цели обработки персональных данных;

3) цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;

4) наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании федерального закона;

5) обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом;

6) сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

7) порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных Федеральным законом о персональных данных;

8) информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;

9) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу.

Уведомление уполномоченного органа об обработке персональных данных.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона о персональных данных оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Таким образом, с учетом положений п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона о персональных данных, в случае, если организация, оказывающая услуги дистанционным способом, передает персональные данные заказчика услуг (покупателя) иному лиц, в том числе организации, осуществляющей пересылку, доставку товара покупателю, без согласия в письменной форме субъекта персональных данных, уведомление уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об обработке персональных данных (намерении осуществлять обработку персональных данных) обязательно.

Время публикации: 06.11.2018 11:02
Последнее изменение: 06.11.2018 11:02

Источник

Проверки по защите персональных данных: как проходят и можно ли оспорить

Роскомнадзор проверяет всех, кто собирает персональные данные: юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и простых людей. Инспектор должен проводить проверку по правилам. Если он их нарушит, результаты проверки можно оспорить. Рассказываем, как проходит проверка, как себя вести и как оспорить результаты.

К кому могут прийти с проверкой

Роскомнадзор проверяет людей, предпринимателей и компании, которые собирают, хранят, обрабатывают и передают чужие персональные данные.

Персональные данные — это любая информация, которая позволяет идентифицировать человека:

Работодатели собирают персональные данные, когда оформляют сотрудников на работу. Авторы рассылок — когда человек подписывается на письма. Продавцы — когда просят покупателей оставить имя и номер телефона для того, чтобы отправлять предложения по скидкам.

Если вы собираете номера телефонов друзей, закон вас не касается. Но если у вас есть блог и вы собираете электронные адреса читателей для рассылки, вы становитесь оператором персональных данных.

Что проверяет Роскомнадзор

Бизнесмена могут проверить по плану, неожиданно или просто наблюдать за ним:

Плановая проверка

Роскомнадзор проводит плановую проверку раз в три года, по графику. Ищите себя в сводном плане проверок на сайте Генпрокуратуры.

Некоторых Роскомнадзор проверяет чаще — раз в два года:

Что делать при плановой проверке

1. Вовремя подготовьте документы. Роскомнадзор предупреждает оператора о проверке не позже, чем за три рабочих дня до начала: отправляет приказ по почте или электронным письмом. Вместе с приказом оператор получает список документов, которые нужно отправить инспектору. Документы можно отправить по почте или электронным письмом. На бумажных документах нужно расписаться и поставить печать, на электронных — поставить электронную подпись.

У оператора есть пять рабочих дней, чтобы ответить на запрос и прислать документы. Датой подачи документов считается день, когда инспектор их получил. Если оператор опоздает, Роскомнадзор придёт к нему с внеплановой проверкой.

2. Следите за сроками проверки. У инспектора есть 20 дней, чтобы провести проверку. Если их не хватит, он может продлить срок ещё на 20 дней, но только один раз. Максимальный срок проверки — 40 дней.

3. Проверьте акт проверки. Инспектор составляет акт в двух экземплярах. В акте он перечисляет нарушения или указывает, что их нет. Один экземпляр инспектор отправляет оператору по почте или электронным письмом не позднее 10 дней со дня подписания акта проверки.

Чем грозит плановая проверка

Если инспектор найдёт ошибки или неточности, он отправит оператору письмо — даст три рабочих дня на пояснения. Если оператор не ответит, Роскомнадзор придёт с внеплановой проверкой — в офис или домой к оператору.

Если инспектор найдёт нарушения, то вместе с актом пришлёт предписание, где будет сказано, что нужно исправить. В предписании будет указан срок — максимум шесть месяцев со дня выдачи. Оператор должен вовремя исправиться и подтвердить это документами — принести их лично или отправить письмом. Если он нарушит предписание, Роскомнадзор придёт к нему с внеплановой проверкой.

Роскомнадзор может запретить собирать и обрабатывать персональные данные до того, как оператор исправится. Если он продолжит работать с персональными данными несмотря на запрет, его могут оштрафовать.

Внеплановая проверка

Роскомнадзор может прийти с внеплановой проверкой в любое время, но только если для этого есть основания:

Как себя вести во время внеплановой проверки

1. Проверьте документы ревизоров. Изучите удостоверения сотрудников, приказ и запрос с перечнем документов для проверки. В приказе должно быть указано, кто проводит проверку, по каким причинам, что будут делать сотрудники Роскомнадзора, сроки и условия выездной проверки. Сверьте фамилии и должности сотрудников Роскомнадзора из приказа с данными удостоверений.

2. Предоставьте информацию по запросу. Предоставьте инспекторам документы и покажите технику, перечисленную в запросе. Важно уложиться в срок, который указан в запросе — максимум два дня с момента вручения. Если во время проверки окажется, что нужны дополнительные документы, инспектор может вручить вам дополнение к запросу.

Если передаёте документы на бумаге, сделайте копии, заверьте печатью и подписью. Если отправляете их в электронном виде — подпишите электронной подписью. Если не успеваете в срок, напишите и отправьте в Роскомнадзор объяснительную.

3. Присутствуйте при проверке. Вы имеете право присутствовать при проверке, давать сотрудникам Роскомнадзора пояснения, отвечать на их вопросы.

4. Не мешайте проверяющим. В правилах сказано, что оператор должен свободно пускать ревизоров в помещение и к компьютеру, предоставлять необходимые документы. Если вы будете мешать, откажетесь показывать документы или отвечать на вопросы, сотрудники Роскомнадзора составят акт о воспрепятствовании проведению выездной проверки и через пару месяцев придут ещё раз. Если вы будете сильно мешать, могут вызвать полицию.

5. Следите за сроками. Инспектор предупреждает оператора о проверке не позднее, чем за 24 часа. Роскомнадзор может проводить внеплановую проверку не дольше 10 дней. Если нужно, срок могут увеличить еще на 10 дней, но только один раз. Максимальный срок проверки — 20 дней.

6. Проверьте правильность составления акта. В акте должна быть информация о выявленных нарушениях или об их отсутствии. Если нарушения есть, в акте должны быть указаны статьи закона и пункты нормативных актов, которые оператор нарушил.

Проверяющий составляет акт проверки в двух экземплярах и прилагает к нему справки, протоколы и пояснения оператора. Акт должны подписать представитель Роскомнадзора и оператор. Если вы откажетесь расписываться, ревизор сделает об этом пометку. Проверяющий отдаёт оператору под расписку один экземпляр акта с копиями приложений.

Оператор должен сделать пометку в журнале по учёту проверок о том, что ознакомился с актом. Если такого журнала нет, инспектор сделает об этом запись в акте.

Если оператора не будет на месте, Роскомнадзор приостановит проверку, но не более чем на месяц. Если за это время ничего не изменится и проверяющий не сможет застать оператора на месте, он составит акт о невозможности проведения проверки. В течение трёх месяцев после составления акта Роскомнадзор может прийти с проверкой ещё раз, но уже без предупреждения.

Чем грозит выездная проверка

Если Роскомнадзор найдёт нарушения, вместе с актом проверки оператору дадут предписание об устранении нарушений. Он должен будет исправиться в течение установленного срока — максимум шесть месяцев со дня выдачи предписания. Оператор должен будет показать инспектору документы, которые подтверждают, что он исправил нарушения. Их можно отправить по почте, электронным письмом или принести в региональное управление Роскомнадзора.

Роскомнадзор может запретить собирать и обрабатывать персональные данные до того, как оператор исправится. Если он продолжит работать с персональными данными несмотря на запрет, его могут оштрафовать.

Наблюдение за оператором

Сотрудники Роскомнадзора могут наблюдать за оператором только по заданию. Для этого должны быть причины:

За оператором наблюдают тайно — никто его не предупреждает. Сотрудники Роскомнадзора смотрят, какую информацию оператор публикует в интернете и СМИ, какие документы отправляет в Роскомнадзор. Они могут просто посмотреть сайт и понажимать на кнопочки про согласие на обработку персональных данных.

Чем грозит наблюдение

Если сотрудники Роскомнадзора нашли нарушения, есть два варианта:

Когда проверку могут продлить

Роскомнадзор может продлить плановую проверку на 20 дней, внеплановую — на 10 дней. Увеличить срок проверки можно только один раз. Для этого должны быть причины:

Если Роскомнадзор продлевает срок проверки, он издаёт приказ и в течение трех рабочих дней отдаёт копию оператору.

Как обжаловать результаты проверки

Любое нарушение правил сотрудником Роскомнадзора — повод подать жалобу. Вы можете пожаловаться на ревизоров, если:

Если вы не согласны с результатами проверки, можете прийти в Роскомнадзор и пожаловаться на проверяющих устно. Но лучше подать письменную жалобу. Её можно отправить бумажным или электронным письмом. Если вы отправляете жалобу по электронной почте, поставьте электронную подпись.

Если вы жалуетесь на сотрудников регионального Роскомнадзора — отправляйте жалобу в региональное управления Роскомнадзора. Если жалуетесь на проверяющих из федеральной службы — в федеральный Роскомнадзор.

Сотрудники Роскомнадзора обязаны ответить в течение 30 дней со дня регистрации жалобы. Они могут согласиться с претензией полностью, частично или вообще не согласиться.

Если вы подавали жалобу в региональный Роскомнадзор и он с ней не согласился, пишите в федеральную службу. Если и там не найдёте понимания — идите в суд.

Какие штрафы грозят нарушителям

НарушениеГражданеИндивидуальные предпринимателиДолжностные лицаЮридические лицаСтатья закона
Оператор незаконно собирает персональные данные или собирает те персональные данные, которые ему не нужны1 000 ₽ – 3 000 ₽1 000 ₽ – 3 000 ₽5 000 ₽ – 10 000 ₽30 000 ₽ – 50 000 ₽п 1. ст. 13.11 КоАП РФ
Оператор обрабатывает персональные данные без письменного согласия или неправильно его составил3 000 ₽ – 5 000 ₽3 000 ₽ – 5 000 ₽10 000 ₽ – 20 000 ₽15 000 ₽ – 75 000 ₽п. 2 ст. 13.11 КоАП РФ
Оператор не опубликовал документ, где сказано, как он обрабатывает и защищает персональные данные700 ₽ – 1 500 ₽5 000 ₽ – 10 000 ₽3 000 ₽ – 6 000 ₽15 000 ₽ – 30 000 ₽п. 3 ст. 13.11 КоАП РФ
Оператор не дал человеку информацию об обработке его данных1 000 ₽ – 2 000 ₽10 000 ₽ – 15 000 ₽4 000 ₽ – 6 000 ₽20 000 ₽ – 40 000 ₽п. 4 ст. 13.11 КоАП РФ
Оператор не стал исправлять, блокировать или удалять неверные, устаревшие или незаконно полученные персональные данные, несмотря на требование их владельца или сотрудника Роскомнадзора1 000 ₽ – 2 000 ₽10 000 ₽ – 20 000 ₽4 000 ₽ – 10 000 ₽25 000 ₽ – 45 000 ₽п. 5 ст. 13.11 КоАП РФ
Оператор обрабатывает персональные данные вручную, неправильно их хранит и не защищает компьютер, флешки, диски с персональными данными. В результате кто-то их уничтожил, изменил, скопировал, распространил700 ₽ – 2 000 ₽10 000 ₽ – 20 000 ₽4 000 ₽ – 10 000 ₽25 000 ₽ – 50 000 ₽п. 6 ст. 13.11 КоАП РФ
Оператор вовремя не подал нужные документы или информацию в РоскомнадзорПредупреждение или штраф 100 ₽ – 300 ₽Предупреждение или штраф 100 ₽ – 300 ₽Предупреждение или штраф 300 ₽ – 500 ₽Предупреждение или штраф 3 000 ₽ – 5 000 ₽ст. 19.7 КоАП РФ

Коротко о проверках по защите персональных данных

Роскомнадзор может прийти с проверкой к любому оператору персональных данных: в компанию, к индивидуальному предпринимателю или обычному человеку. Оператора могут проверить по плану, неожиданно или просто наблюдать за ним:

Любое нарушение проверяющими правил проведения проверок — повод обжаловать её результаты. Если Роскомнадзор не согласится с жалобой, можно подать в суд.

Источник

Как будут проверять операторов персональных данных

23 февраля вступили в силу правила проверки операторов персональных данных. Раньше правил вообще не было, только регламент Роскомнадзора. Теперь всем владельцам сайтов, рассылок, магазинов с программами лояльности, форумов и любого бизнеса с наемными работниками станет понятно, как их будут проверять.

Источник:
Постановление правительства от 13.02.2019 № 146

В правилах описаны плановые и внеплановые проверки: когда могут прийти, что попросят, сколько времени займут и чем это закончится. За одно нарушение закона о персональных данных можно получить штраф до 75 тысяч рублей. Если нарушений несколько, есть риск потерять сотни тысяч. И это касается всех, у кого есть даже небольшая рассылка или интернет-магазин.

Мы изучили правила, чтобы вам не пришлось читать 17 страниц постановления. Вот как это работает.

Коротко о правилах проверок

Основные изменения для операторов персональных данных:

Кого это касается?

В постановлении написано, как будут проверять операторов персональных данных. Операторы персональных данных — это люди, предприниматели и компании, которые получают, хранят и обрабатывают информацию о других людях. Например, о своих клиентах и работниках. Для них есть специальный закон. А теперь еще и правила проверок.

Вот примеры, которые попадают под действие этих документов:

Все эти владельцы сайтов, магазинов, бизнес-центров, форумов, рассылок и обычные работодатели — операторы персональных данных. Они должны соблюдать закон, оформлять документы и, когда положено, — уведомлять Роскомнадзор.

Любого из них могут проверить — по плану или внезапно. И оштрафовать, если найдут нарушения. А может, даже закрыть магазин и заблокировать сайт.

Что такое персональные данные

Персональные данные — это любая информация, которая прямо или косвенно относится к конкретному человеку и позволяет его идентифицировать.

Точного списка таких данных нет, но в методичке Роскомнадзора есть примеры:

На что имеют право проверяющие

Чтобы операторы персональных данных не раздавали информацию о своих клиентах всем подряд, надежно ее хранили и удаляли по требованию, Роскомнадзор проводит проверки, находит нарушения, выносит предупреждения и штрафует.

Права представителей Роскомнадзора строго регламентированы, но их немало. Вот что они могут делать во время проверки операторов персональных данных:

Эти права у проверяющих есть не только в ходе выездной проверки, но и при наблюдении за тем, как оператор персональных данных работает, что публикует и как собирает информацию. При этом оператор может об этом даже не знать. Дальше расскажем, что такое наблюдение и чем оно грозит операторам.

Какие обязанности у проверяющих

При проверке операторов персональных данных должностные лица из Роскомнадзора обязаны:

Любое нарушение — повод обжаловать результаты проверки, ее продление и даже сам факт проведения. Если что-то идет вразрез с правилами, фиксируйте детали и отправляйте жалобу руководству управления Роскомнадзора.

Плановые проверки — раз в три года

Плановая проверка — это когда Роскомнадзор заранее, на год вперед, составляет план проверок и размещает его в открытом доступе. Кто угодно может проверить, придут к нему в этом году или нет. В плане указана дата проверки, так что можно подготовиться.

Как предупредят. О плановой проверке предупредят за три рабочих дня любым доступным способом: отправят копию приказа по почте, пришлют электронное уведомление или как-то еще.

Когда могут прийти. Раньше было три основания для таких проверок, теперь только эти:

График плановых проверок нужно искать в реестре Генпрокуратуры.

Как часто. Плановые проверки проводят раз в три года. Но теперь могут приходить и каждые два года. Это особые случаи: например, обработка биометрических данных или передача информации за границу.

Сколько длится. Плановые проверки проводят максимум 20 дней. Так было и раньше. Один раз проверку могут продлить.

Внеплановые проверки — на основании жалоб и наблюдений

Внеплановая проверка — это когда визита проверяющих нет в графике и за три дня об этом не сообщают. То есть проверка внезапная, повод может возникнуть в любое время, а причина заранее неизвестна.

Как предупредят. О внеплановой проверке предупредят за сутки.

Когда могут прийти. Для внеплановой проверки все равно нужны основания. Все они перечислены в постановлении правительства, но список теперь новый — не такой, как был в регламенте.

Последний пункт самый интересный. Смотрите: за вашим сайтом и бизнесом могут просто тихонько наблюдать. Вам при этом ничего не присылают, ничего не запрашивают. Читают ваши пользовательские соглашения, проверяют галочки на формах подписки — эта процедура называется наблюдением, она предусмотрена правилами. И если есть подозрения, что вы что-то нарушаете: не спрашиваете согласия, плохо защищаете данные или не предупреждаете об их сборе, — докладная на стол и встречайте внеплановую проверку. По правилам должны согласовать эту проверку с прокуратурой, но для вас будет сюрприз.

Как часто. У внеплановых проверок нет периодичности. К нарушителям могут приходить хоть каждый месяц.

Сколько длится. Внеплановая проверка длится максимум 10 рабочих дней. Срок сократили в два раза, но один раз могут продлить.

Внеплановые проверки могут быть только выездными

Раньше внеплановая проверка могла быть документарной. Это когда просят документы. Больше документарных внеплановых проверок не будет. Значит, если вынесут решение о выездной проверке, нужно ждать гостей с удостоверениями: придут по месту регистрации или фактической работы.

Документы для проверки нужно приготовить за пять дней

Если проверка документарная, бумаги должны быть готовы в течение пяти рабочих дней. То есть и этот срок сократили в два раза. С оригиналов документов нужно сделать заверенные печатью и подписью копии и передать в Роскомнадзор. Можно отправить через интернет с усиленной подписью. Дата представления документов — это не дата отправки, а дата штампа о приемке Роскомнадзором.

Если в документах найдутся противоречия, Роскомнадзор запросит пояснения. Их придется представить в течение трех рабочих дней. Раньше для уточнения давали 10 дней.

Запрос из-за обращений граждан — это не проверка

Любой человек, которому кажется, что его данные неправильно обрабатывают, передают кому-то без разрешения или не удаляют по требованию, может написать обращение в Роскомнадзор. Каждое такое обращение обязаны рассмотреть и дать на него ответ.

Для ответа Роскомнадзору могут понадобиться пояснения интернет-магазина, банка, автора рассылки или службы доставки. Тогда им пришлют запрос: тут к вам претензии, поясните ситуацию. Этот запрос не считается документарной проверкой. Для него не нужен приказ и график на год вперед.

Как проводят выездную проверку

Выездную проверку проводят по месту работы или регистрации бизнеса. Если оператор персональных данных — физлицо без регистрации ИП, выездной проверки у него быть не может.

Когда начинается выездная проверка, представитель Роскомнадзора показывает удостоверение и приказ с информацией о сроках, основаниях и целях проверки. Еще до того как начнут проверять, оператору вручат запрос о представлении документов. Раньше такого не было. На подготовку документов дадут минимум два дня.

Во время проверки нужно предоставить проверяющим доступ в помещения и к компьютерам. Если мешать проверке, составят акт и пригласят полицию.

Если проверка придет и никого не застанет по указанному адресу, сроки приостановят. Если и потом никто не объявится, с внеплановой проверкой смогут прийти в любое другое время вообще без предупреждения.

Когда проверку могут продлить

Для каждой проверки есть сроки ее проведения. Проверяющие не могут дольше изучать документы, осматривать компьютеры и опрашивать сотрудников. Но есть причины продлить проверку. Раньше была только одна и в исключительном случае: когда объем работы очень большой. Теперь причин для продления больше:

Проверку могут продлить только на основании приказа. С ним обязательно знакомят оператора в течение трех дней после того, как приняли решение увеличить срок.

Как оформляют результаты проверки

Когда проверка закончится, составят акт в двух экземплярах. В нем напишут, что нарушений нет или что их нашли. Представитель оператора должен подписать акт. Если отказаться, от штрафов это не спасет: в акте сделают пометку об отказе и пришлют его по почте.

Если не согласны с актом, пишите возражения и обжалуйте результаты проверки.

Если находят нарушения

Если оператор персональных данных что-то нарушил, ему выдадут предписание: устраните нарушения в такой-то срок. Максимальное время для устранения — 6 месяцев. Но конкретному оператору могут дать и меньше. Раньше этот период регламент не ограничивал.

Когда нарушение устранят, об этом нужно сообщить в Роскомнадзор. Если предписание не исполнено или не все нарушения устранили, может прийти внеплановая выездная проверка. А если в результате нарушаются права тех, чьи данные обрабатывают, Роскомнадзор может вообще запретить обработку, пока все не исправят. Для бизнеса это может означать приостановление деятельности.

За нарушения при обработке персональных данных могут вынести предупреждение, а могут оштрафовать: юрлицо — отдельно, директора — дополнительно.

Что такое контроль без взаимодействия с оператором

Чтобы находить нарушения, Роскомнадзор проводит специальные мероприятия, в которых сами операторы никак не задействованы и о которых они вообще не знают. Это наблюдение двух видов:

Это не проверка, а просто наблюдение, о котором вы даже не подозреваете. Но его результаты могут стать основанием для внеплановой проверки.

Для наблюдения должно быть задание. А для задания нужны причины:

Если по итогам наблюдения найдутся нарушения или покажется, что они есть, проверяющий пишет докладную записку. Ее рассмотрит руководитель отделения Роскомнадзора и может назначить проверку. А может без проверки попросить устранить нарушения, заблокировать или уничтожить данные. Если не выполнить это требование, составят протокол и оштрафуют: фирму — на сумму до 45 тысяч рублей, ИП — на сумму до 20 тысяч.

Я самозанятый и работаю с физлицами. Мне что, тоже регистрироваться в Роскомнадзоре и получать согласие на обработку данных?

Быть оператором персональных данных — это не значит обязательно регистрироваться в реестре и всегда запрашивать согласие. Если вы получаете и храните чьи-то данные, вы уже оператор. ИП и юрлиц могут проверить планово и внезапно, вам нужно оформлять документы и соблюдать закон.

При этом не все операторы должны регистрироваться в реестре Роскомнадзора. И не всегда нужно получать согласие: по закону обрабатывать данные можно и без согласия.

Например, если вы запрашиваете электронную почту для отправки чека, согласие не нужно. Если просите адрес для доставки пиццы, согласие тоже не нужно. Так же и с уведомлением Роскомнадзора: если арендатор квартиры или покупатель торта передал вам данные для договора или доставки, это не повод регистрироваться в реестре. Но при этом вы оператор персональных данных и должны соблюдать остальные требования закона. Вас могут проверять, штрафовать и блокировать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *