Что такое диспетчерский контроль

диспетчерский контроль

113 диспетчерский контроль (железнодорожный транспорт): Система телеконтроля состояний и телеизмерений параметров объектов железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях и перегонах диспетчерского участка.

Смотреть что такое «диспетчерский контроль» в других словарях:

диспетчерский контроль — — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN supervisory controlSC … Справочник технического переводчика

программа, ориентированная на диспетчерский контроль — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN supervisory orientation programSOP … Справочник технического переводчика

Контроль диспетчерский (ж/д транспорт) — Диспетчерский контроль (железнодорожный транспорт): система телеконтроля состояний и телеизмерений параметров объектов железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях и перегонах диспетчерского участка. Источник: ГОСТ Р… … Официальная терминология

диспетчерский пункт (охраны) — Место средоточения технических средств контроля и управления системой охраны и безопасности, а также персонала, осуществляющего контроль и управление (охраной). [РД 25.03.001 2002] Тематики системы охраны и безопасности объектов EN dispatch… … Справочник технического переводчика

диспетчерский пункт — 3.4 диспетчерский пункт : Помещение, в котором установлен диспетчерский пульт и находится диспетчер, осуществляющий его эксплуатацию. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Диспетчерский пульт — ряд панелей с органами управления, контроля, сигнализации и средствами диспетчерской связи, с помощью которых диспетчер контролирует и координирует ход рабочего процесса на объекте управления. Автоматизированные средства сбора, учёта,… … Большая советская энциклопедия

диспетчерский пункт (охраны) — 2.20.1 диспетчерский пункт (охраны): Место средоточения технических средств контроля и управления системой охраны и безопасности, а также персонала, осуществляющего контроль и управление (охраной) Источник: РД 25.03.001 2002: Системы охраны и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Командно-диспетчерский пункт — (КДП) сооружение на территории аэропорта или аэродрома, из которого осуществляются централизованное управление воздушным движением (УВД) в районе аэродрома (при подходе), в зоне взлёта и посадки и контроль за воздушным движением в пределах… … Энциклопедия техники

командно-диспетчерский пункт — (КДП) — сооружение на территории аэропорта или аэродрома, из которого осуществляются централизованное управление воздушным движением (УВД) в районе аэродрома (при подходе), в зоне взлёта и посадки и контроль за воздушным движением в пределах … Энциклопедия «Авиация»

командно-диспетчерский пункт — (КДП) — сооружение на территории аэропорта или аэродрома, из которого осуществляются централизованное управление воздушным движением (УВД) в районе аэродрома (при подходе), в зоне взлёта и посадки и контроль за воздушным движением в пределах … Энциклопедия «Авиация»

Источник

Диспетчерская централизация и диспетчерский контроль

Назначение систем диспетчерской централизации и требования к ним

Как правило, движением поездов по станциям и выполнением маневровой работы оперативно руководит дежурный по станции (ДСП), который согласует свои действия с поездным диспетчером и четко выполняет его указания. Однако существуют участки железных дорог, где на части промежуточных станций отсутствует регулярная маневровая работа, а поездные операции сводятся к осуществлению пропуска, обгона и скрещения поездов. Постоянное присутствие ДСП на таких станциях является нецелесообразным, в связи с чем операции, связанные с приемом, отправлением и пропуском поездов, выполняет поездной диспетчер, т.е. станция передается на диспетчерское управление.

Комплекс телемеханических устройств, посредством которых управление устройствами ЭЦ промежуточных станций и контроль за движением поездов на целом участке осуществляются поездным диспетчером, называется диспетчерской централизацией (ДЦ). Он позволяет поездному диспетчеру самому управлять пропуском поездов по станциям участка, не прибегая к помощи дежурных по станциям, являющихся по сути дела посредниками между диспетчером и объектами управления. Эта система совместила устройства интервального регулирования движения поездов на перегонах (автоблокировку), электрическую централизацию для управления стрелками и светофорами на станциях (ЭЦ) и средства телемеханики для передачи команд управления (ТУ) и контроля (ТС). Все это позволило управлять из одного пункта маршрутами движения поездов на участках большой протяженности. Внедрению систем диспетчерской централизации предшествовала разработка устройств автоблокировки, электрической централизации, средств телемеханики.

Устройства ДЦ позволяют поездному диспетчеру с центрального поста управлять стрелками и сигналами линейных пунктов (промежуточных станций, разъездов, обгонных пунктов), входящих в диспетчерский круг. Управление движением поездов из диспетчерского центра управления (ДЦУ) без непосредственного участия дежурных по станциям обеспечивает четкость и оперативность диспетчерского регулирования, существенно ускоряет продвижение поездов по участку (на 25-30 %), позволяет сократить численность работников службы движения на 50-60 человек на каждые 100 км пути за счет ликвидации должностей дежурных по станциям и стрелочным постам. Все операции по приему и отправлению поездов со станции участка производит диспетчер, а регулирование следования поездов по перегону совершается автоматически по сигналам автоблокировки.

Комплекс устройств ДЦ должен обеспечивать:

Компоненты систем диспетчерской централизации и их взаимодействие

На диспетчерском пункте в ДЦУ установлена управляющая аппаратура, к которой двухпроводной линейной цепью параллельно подключены устройства ЭЦ промежуточных станций. По двухпроводной линии передаются в виде электрических импульсов кодовые сигналы телеуправления (ТУ) и телесигнализации (ТС). Кодовые приказы в системах ДЦ делятся на управляющие (ТУ), посылаемые с центрального пункта диспетчером и предназначенные для избирания линейных станций и передачи на них команд управления, и известительные (ТС), посылаемые с линейных станций и предназначенные для избирания группы контроля и включения контрольных устройств на диспетчерском посту. Кодовый принцип передачи приказов ТУ-ТС в системах ДЦ позволяет управлять большим числом объектов на участке и контролировать их состояние с помощью одной двухпроводной физической цепи.

Управляющая аппаратура включает в себя пульт-манипулятор, выносное табло со схемой диспетчерского участка, поездограф и панель связи.

Что такое диспетчерский контроль. Смотреть фото Что такое диспетчерский контроль. Смотреть картинку Что такое диспетчерский контроль. Картинка про Что такое диспетчерский контроль. Фото Что такое диспетчерский контроль

На пульте-манипуляторе поездного диспетчера имеются кнопки (1) для выбора станций, приготовления и отмены маршрутов, открытия и закрытия сигналов, передачи станций на местное управление. Также на пульте имеется поездограф (3), который предназначен для автоматической записи графика исполненного движения поездов и панель диспетчерской связи (5) с кнопками вызова дежурных по станциям, машинистов поездов, а также телефонным аппаратом для связи с другими диспетчерами и службами.

Выносное табло (световая схема) служит для визуального контроля приготовления маршрутов, открытия сигналов на станциях и продвижения поездов по перегонам и станциям.

Набор команд на манипуляторе обрабатывается с помощью кодирующего устройства, передающей аппаратуры и отправляется в двухпроводную линейную цепь. Сигналы управления (ТУ) принимаются на каждой промежуточной станции и далее поступают в аппаратуру релейной централизации стрелок и сигналов. Контрольные сигналы (ТС) от объектов принимаются и обрабатываются аппаратурой ДЦ, поступают на выносное табло и включают контрольную сигнализацию, а на поездографе формируется график исполненного движения.

Опорные промежуточные, участковые, сортировочные станции, на которых по характеру и объему работы необходимо постоянное руководство дежурного по станции, в ДЦ не включаются. С помощью табло ДНЦ может контролировать свободность и занятость главных и приемоотправочных путей таких станций, а также показания входных и выходных светофоров. Однако все операции по приготовлению поездных и маневровых маршрутов на таких станциях выполняет дежурный по станции.

Действие систем диспетчерской централизации

Наибольшее распространение получила частотная система ДЦ «Нева» и ее модификация «Луч», у которой по сравнению с «Невой» изменена аппаратура канала телеуправления.

Что такое диспетчерский контроль. Смотреть фото Что такое диспетчерский контроль. Смотреть картинку Что такое диспетчерский контроль. Картинка про Что такое диспетчерский контроль. Фото Что такое диспетчерский контроль

Перед набором маршрута приема на станции диспетчер должен убедиться по табло в свободности пути и стрелочного участка, входящих в маршрут. После этого на панели манипулятора диспетчер нажимает кнопку с названием станции (действие 1) и происходит выбор информации по станции, для которой будет набираться маршрут. После отпускания кнопки на световом табло над ней высвечивается трафарет с наименованием данной станции. Диспетчер нажимает и отпускает маршрутную кнопку начала маршрута, в верхней части манипулятора зеленым светом высвечивается ячейка «Задание», что указывает на то, что начался и еще не закончен набор маршрута (действие 2). Затем диспетчер нажимает и отпускает кнопку конца маршрута; на светосхеме данной станции загораются белым мигающим светом ячейки, ограничивающие данный маршрут; ячейка «Задание» на манипуляторе гаснет, что указывает на окончание набора маршрута (действие 3); на станцию посылается кодовый сигнал ТУ для передачи набранной команды для установки маршрута приема. По окончании установки маршрута приема на станции формируется и посылается на центральный пост сигнал ТС. После приема и расшифровки этого сигнала на выносном табло от входного до выходного светофора станции высвечиваются ячейки белым светом; в сигнальном повторителе входного светофора станции загорается зеленый огонь, контролирующий открытие данного светофора (действие 4).

Когда поезд вступает на станцию, центральный пост принимает сигнал ТС, после расшифровки которого ячейки стрелочной секции на табло высвечиваются красным светом, повторитель входного светофора гаснет (действие 5). Поезд поступает на путь приема, не освобождая стрелочной секции. На центральный пост поступает сигнал ТС, после расшифровки которого ячейки пути на табло высвечиваются красным светом (действие 6). С момента освобождения стрелочного участка на центральный пост поступает сигнал ТС, после расшифровки которого ячейки этого пути продолжают светить красным светом, а первая по входу на путь ячейка гаснет. Две ячейки, светящиеся красным светом, указывают направление движения поезда (действие 7). Если станционный путь занят, но маршрут отправления с данного пути не установлен, то на табло красным светит только одна средняя ячейка (действие 8).

В случае отправления поезда на участок с ДЦ со станции, прилегающей к этому участку, либо станции, обслуживаемой дежурным по станции, диспетчер нажимает кнопку «Разр. отпр.» После получения такого сигнала ДСП станции получает возможность открыть выходной светофор.

Этапы развития систем диспетчерской централизации

В 1967 г. появилась совершенно новая система, получившая название «Нева». Это была первая система с циклическим контролем состояния объектов. Она отличалась высоким быстродействием, надежностью, простотой обслуживания. Все это обеспечило долгую жизнь системы на железных дорогах. Эта система продолжает работать и сегодня на многих участках, по крайней мере, в качестве линейных устройств и тракта передачи команд.

В конце 1970-х г.г. система «Нева» была модернизирована и получила название «Луч». В ней применили более современные для того времени кремниевые полупроводниковые элементы, фазовый метод модуляции сигналов в тракте телеуправления. Была предусмотрена возможность управления маневровой работой на промежуточных станциях. Впервые в системах диспетчерской централизации была предусмотрена возможность передачи ответственных команд (вспомогательное изменение направления движения поездов на перегонах). Предусматривалось также автоматическое управление маршрутами при скрещении поездов.

С 1990-х гг. проектируют и выпускают системы ДЦ на новых микропроцессорных схемах, ключевым устройством в которых является микропроцессорная ЭВМ. К таким системам ДЦ относятся системы «Сетунь», «Дон», «Тракт», «Диалог».

Структура системы «Диалог» имеет два уровня:

Диспетчерский контроль за движением поездов

На линиях, где большинство или все станции обслуживаются дежурными по станциям для обеспечения поездного диспетчера оперативной информацией о поездной обстановке на контролируемом им участке применяют устройства диспетчерского контроля (ДК).

Эти устройства передают на табло диспетчера информацию об установленном направлении движения по путям перегонов, занятости путей перегонов, главных и приемо-отправочных путей станций, показаниях входных и выходных светофоров.

Что такое диспетчерский контроль. Смотреть фото Что такое диспетчерский контроль. Смотреть картинку Что такое диспетчерский контроль. Картинка про Что такое диспетчерский контроль. Фото Что такое диспетчерский контроль

Для сбора и передачи диспетчеру сообщений о состоянии контролируемых перегонов, путей и светофоров применяется система частотного диспетчерского контроля (ЧДК). Она включает в себя устройства телеконтроля, собирающие информацию о состоянии перегонов в пределах диспетчерского круга. С перегонов информация о состоянии контролируемых объектов передается по специально выделенным проводам (линии ДСН) сначала на промежуточные станции, а затем по линии ДК поступает на центральный диспетчерский пункт.

Информация для поездного диспетчера выводится на световое табло, на котором показаны все блок-участки перегонов, главные и приемо-отправочные пути, входные и выходные светофоры станций. Нормально все лампочки на табло погашены. При занятии блок-участка перегона или пути станции соответствующая лампочка загорается белым светом. Открытые положения входных и выходных светофоров контролируются зелеными лампочками повторителей. При однопутных перегонах на табло имеются две лампочки, показывающие, в каком направлении движется поезд.

С перегона сведения о состоянии блок-участков, а также о появлении неисправностей в устройствах автоматики передаются на промежуточную станцию, к которой примыкает перегон. Затем информация о занятии поездами блок-участков, главных и приемо-отправочных путей станций и об открытии входных и выходных светофоров поступает на табло поездного диспетчера. Информация передается по двухпроводной линии связи одновременно со всех станций. Каждая из станций передает ее независимо от других на определенной частоте.

Сигнальная индикация на табло станций выполнена таким образом, что дежурные по станциям получают также информацию о повреждениях перегонных устройств автоблокировки и переездной сигнализации. О появлении неисправности на сигнальной установке или переезде (перегорание лампы красного огня проходного или переездного светофора, неисправность дешифратора или путевого кодового трансмиттера автоблокировки, отсутствие напряжения, поступающего от высоковольтной линии автоблокировки или резервной линии, и др.) подается извещение миганием соответствующей лампочки. На конкретно возникшую неисправность указывает различное число повторяющихся вспышек ламп.

Аппаратура ЧДК выполнена на бесконтактных элементах (транзисторах, тиристорах, интегральных схемах), что повышает надежность ее работы и быстродействие. Систему ЧДК, обладающую высоким быстродействием, используют не только для диспетчерского контроля, но и для передачи контрольной и диагностической информации на центральный диспетчерский пост, промежуточные станции и посты дежурных диспетчеров дистанций сигнализации и связи.

Что такое диспетчерский контроль. Смотреть фото Что такое диспетчерский контроль. Смотреть картинку Что такое диспетчерский контроль. Картинка про Что такое диспетчерский контроль. Фото Что такое диспетчерский контроль

Система АСДК представляет собой программно-аппаратный комплекс, позволяющий максимально автоматизировать труд ДНЦ, диспетчеров связи ШЧ, вагонных операторов и других работников, связанных с обеспечением движения поездов.

Структура АСДК представляет собой двухуровневую систему. Нижним уровнем АСДК является система передачи данных (СПД), предназначенная для сбора информации о состоянии объектов участка управления. Вся информация о состоянии контролируемых объектов по станциям и перегонам передается по каналам связи в сервер, который еще является и рабочей станцией локальной вычислительной сети (ЛВС), объединяющей все компоненты системы. Верхний уровень АСДК создается на базе типовых аппаратных и программных средств, включая средства удаленного доступа и объединения локальных сетей.

Автоматизированные рабочие места персонала (АРМ) представляют собой рабочие станции ЛВС и содержат необходимый набор специализированных программ и общепользовательских приложений (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др.). Информация о состоянии объектов контроля на станциях и перегонах (занятость рельсовых цепей, положение стрелок, показания сигналов и др.) поступает в АСКД из СПД и помещается в базу данных о состоянии объектов. Данные, содержащиеся в базе состояний объектов, отображаются на АРМе в виде действующих схем участков, станций и перегонов, а также архивируются для возможности последующего просмотра и разбора.

Использование современных автоматизированных систем диспетчерского контроля с высоким уровнем интеграции позволяет создавать диспетчерские центры управления перевозками (ДЦУП), в которых все поездые диспетчеры размещены в одном помещении и используют единую мнемосхему, отображающую все диспетчерские участки в пределах железной дороги, либо региона. В настоящее время ДЦУП на полигоне железной дороги – это организационно-технологическая структура в составе службы движения, предназначенная для автоматизированного диспетчерского управления эксплуатационной работой в режиме реального времени на базе достоверной, актуальной, целенаправленно агрегированной, идентичной на всех уровнях управления информации.

Источник

Система диспетчерского контроля

Устройства диспетчерского контроля ДК, применяемые на железнодорожных участках, оборудованных автоблокировкой и автоматической локомотивной сигнализацией, передают информацию о состоянии перегонных блок-участков, главных и приемо-отправочных путей, а также о положении входных и выходных светофоров поездному диспетчеру в пределах диспетчерского участка. Эта информация отображается на табло поездного диспетчера белыми лампочками при занятии соответствующих блок-участков, главных и приемо-отправочных путей и зелеными лампочками при открытии соответствующего входного и выходного светофора. При этом обычно устанавливается один групповой повторитель на все выходные светофоры горловины станции. По времени и последовательности зажигания лампочек на табло диспетчер может судить о скорости и направлении движения поездов на участке.

Система ДК является системой телесигнализации движения поездов на участке. Устройства ДК облегчают работу поездного диспетчера по регулированию движения поездов иа участке. По информации на табло диспетчер контролирует график движения. В настоящее время в качестве типовой системы ДК используют систему частотного диспетчерского контроля ЧДК. В этой системе в пределах диспетчерского участка за цикл контроля продолжительностью 13,6 с может быть передана информация на диспетчерский пункт от 480 объектов, сосредоточенных на 15 станциях (не более 32 объектов на станции). Дальность действия ЧДК по кабельной сети 180 км, по воздушной линии 300 км, по высокочастотным каналам не ограничена. В системе ЧДК информация с контролируемых объектов вначале поступает на станции, ограничивающие перегон, а затем с этих станций на центральный диспетчерский пункт. Такое двухступенчатое построение системы позволило иметь на промежуточных станциях информацию о поездном положении на прилегающих перегонах. Система ЧДК предусматривает получение на промежуточных станциях информации об исправности работы устройств автоблокировки и переездной сигнализации на прилегающих перегонах.

На сигнальной точке при числовой кодовой автоблокировке переменного тока (см. п. 5.4) применяют генератор типа ГК6 (рис. 7.2). Генератор выдает частотный сигнал при замкнутых выводах 3-4. Если блок-участки свободны и исправны все устройства сигнальной установки, то выводы 3-4 замкнуты через фронтовые контакты реле желтого огня Ж, контролирующего свободность блок-

Что такое диспетчерский контроль. Смотреть фото Что такое диспетчерский контроль. Смотреть картинку Что такое диспетчерский контроль. Картинка про Что такое диспетчерский контроль. Фото Что такое диспетчерский контроль

Рис 7 1 Схема, поясняющая принцип накопления информации на промежуточной станции

Что такое диспетчерский контроль. Смотреть фото Что такое диспетчерский контроль. Смотреть картинку Что такое диспетчерский контроль. Картинка про Что такое диспетчерский контроль. Фото Что такое диспетчерский контроль

Рис 7 2 Принципиальная схема включения генератора ГК6

участка, реле О, возбужденного при целостности нити красного огня; реле А и А1, контролирующих наличие основного и резервного питания. В этом случае генератор ГК вырабатывает непрерывный сигнал частотой, соответствующей контролируемой сигнальной установке.

На станции, воспринимающей этот сигнал, возбуждается соответствующее приемное реле. Лампочка на табло не горит, что говорит о свободности Данного блок-участка. При занятии блок-участка выводы 3-4 размыкаются контактами реле Ж, в линию частотный сигнал не подается, приемное реле обесточено и на табло дежурного по станции включается соответствующая лампочка. При наличии ряда повреждений, указанных в табл. 7.1, выводы 3-4 замыкаются в зависимости от вида повреждений через контакты КЖ, Ж, 3 кодового путевого трансмиттера КПТ (см. п. 1.4) или через контакт повторителя реле счетчика 1 дешифраторной ячейки и в линию ДСН посылаются соответствующие сигналы, модулированные по амплитуде, временные параметры которых приведены в табл. 7 1. Лампа на выносном табло дежурного по станции, соответствующая данному блок-участку, мигает в такт поступающему сигналу, что позволяет визуально определить характер повреждения.

С переездной установки на ближайшую станцию при помощи генератора типа ГК6 и маятникового трансмиттера типа МТ2, осуществляющего манипуляцию частотного сигнала генератора, передается следующая информация: переезд открыт, перегорела одна из четырех мигающих ламп, отсутствует основное или резервное питание.

Что такое диспетчерский контроль. Смотреть фото Что такое диспетчерский контроль. Смотреть картинку Что такое диспетчерский контроль. Картинка про Что такое диспетчерский контроль. Фото Что такое диспетчерский контроль Что такое диспетчерский контроль. Смотреть фото Что такое диспетчерский контроль. Смотреть картинку Что такое диспетчерский контроль. Картинка про Что такое диспетчерский контроль. Фото Что такое диспетчерский контроль

Источник

Диспетчерский контроль за движением поездов

Система диспетчерского контроля (ДК) применяется на участках, оборудованных автоблокировкой, и необходима поездному диспетчеру для получения информации об установленном направлении движения, занятости блок-участков, главных и приемо-отправочных путей промежуточных станций, показаниях входных и выходных светофоров.

Кроме того, устройства ДК дают возможность дежурным промежуточных станций следить за движением поездов на прилегающих участках, а также сообщать о неисправности автоблокировки и переездной сигнализации.

Устройство ДК представляет собой световое табло, на котором показаны все блок-участки перегонов, главные и приемо-отправочные пути промежуточных станций и все входные и выходные светофоры. Нормально, когда все лампочки на табло погашены; при занятии перегоном какого-либо блок-участка или пути станции соответствующая лампочка загорается белым огнем. Открытые положения входных и выходных светофоров контролируются зелеными лампочками. При однопутных перегонах на табло имеются две лампочки, показывающие, в каком направлении движется поезд. При возникновении на какой-нибудь сигнальной точке повреждения индикатор на табло у дежурного по станции (ДСП) начинает мигать.

На железных дорогах применяют систему частотного диспетчерского контроля (ЧДК). Она представляет собой устройства телеметрического контроля, дающие информацию о состоянии перегона в пределах диспетчерского круга центрального диспетчерского пункта (ДНЦ). ДК предусматривает трехуровневую систему контроля и передачи информации.

Дальность действия системы определяется видом линий связи. При использовании каналов высокочастотной связи дальность действия ДК практически не ограничена.

Admin добавил 09.06.2011 в 20:28
Вы можете дополнить или изменить данную статью, нажав кнопку Редактор

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *