Что такое дискриминация детей

Дискриминация в сфере труда, или Власть стереотипов

Что такое дискриминация детей. Смотреть фото Что такое дискриминация детей. Смотреть картинку Что такое дискриминация детей. Картинка про Что такое дискриминация детей. Фото Что такое дискриминация детей
Rawpixel.com / Shutterstock.com

Вместе с тем, несмотря на то, что вопрос дискриминации является одним из наиболее важных, когда речь заходит об обеспечении равенства прав граждан на труд, со стороны государства эта проблема признания пока не находит. По фактам дискриминации даже отсутствует официальная статистика. «Ни один государственный орган не ведет учет, который давал бы возможность понять, какая картина складывается в стране с дискриминацией. Считается, что в России ее нет. Это все потому, что главный показатель ее наличия или отсутствия – судебные решения. А у нас минимум дел, в которых рассматривается вопрос о дискриминации», – заявила в ходе состоявшегося на прошлой неделе в ОП РФ круглого стола заместитель Председателя Общественного Совета Минтруда России, директор Центра социально-трудовых прав Елена Герасимова.

Тем не менее, по данным эксперта, на практике дискриминация встречается довольно часто, при этом проявляется она в разнообразных формах и касается различных аспектов трудовой деятельности от приема на работу и увольнения до оплаты труда. Так, работникам на период испытательного срока нередко устанавливают пониженный по сравнению с коллегами размер оклада, а сотрудникам, обладающим равной квалификацией и занимающим одну и ту же должность, выплачивают различную заработную плату.

Если речь идет о дискриминации при приеме на работу, то, как отметил начальник Юридического управления Роструда Роман Страхов, современный работодатель никогда не указывает истинную причину отказа – свое решение он обычно мотивирует либо отсутствием соответствующей вакансии, либо недостатком у соискателя требуемых профессиональных качеств. При этом, добавил представитель Роструда, доказать факт дискриминации на практике достаточно сложно, в связи с чем дела о дискриминации рассматриваются в пользу работника чрезвычайно редко.

Наиболее распространенными видами дискриминации являются:

Достаточно часто основанием для дискриминации служат также религиозная принадлежность, профсоюзная деятельность и даже внешний вид человека (например, наличие лишнего веса, пирсинга, татуировок и др.).

Дискриминация по признаку пола

О том, обязан ли работодатель компенсировать кандидату заработок, не полученный им за период с момента отказа в приеме на работу до вынесения судом решения о признании такого отказа необоснованным, узнайте из материала «Последствия неправомерного отказа в приеме на работу» в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получить полный
доступ на 3 дня бесплатно!

По мнению Романа Страхова, гендерная дискриминация в сфере занятости на рынке труда, это проблема, связанная не столько с недостатками правового регулирования, сколько с низким уровнем правосознания россиян. Чаще всего такая дискриминация выражается в нежелании брать женщин на работу. «В условиях временных экономических трудностей работодатель стремится избежать дополнительных затрат – именно этим объясняются отказы в приеме на работу женщин, у которых есть или могут появиться маленькие дети, что потребует предоставления ей дополнительных льгот», – пояснил Страхов.

Помимо этого дискриминация заметна и при определении уровня зарплаты. «Оклад женщин в среднем на 30% меньше, чем у мужчин, занимающих ту же должность», – поделилась информацией председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов Наталья Починок. Самое удивительное в том, что многие женщины считают подобную практику нормальной.

И в том случае, если у женщины уже есть взрослые дети, она, по словам Починок, имеет даже больше шансов получить работу, чем соискатель-мужчина.

Некоторые эксперты называют дискриминационным даже список профессий, которыми запрещено заниматься женщинам (постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин»). Среди них профессии плотника, камнетеса, машинист паровоза и др. Юрист Консорциума, адвокат Коллегии адвокатов г. Москвы «Московский юридический центр» Мари Давтян считает это одним из ярчайших проявлений стереотипного отношения к женщинам. «Этот список должен быть отменен. Женщины могут сами принимать решение о том, где и как им работать», – убеждена она. Более того, даже если не брать в расчет закрепленный в законодательстве перечень, есть ряд общедоступных профессий, которые стандартно воспринимаются обществом только как женские или мужские. Например, пилоты и бармены – как правило, мужчины, а секретари и няни – женщины. «Такое разделение происходит, когда естественные социальные роли мужчины и женщины механически переносятся на производственную сферу», – считает Роман Страхов.

Дискриминация по возрасту

Дискриминация по возрасту касается преимущественно двух групп работников: молодых и пожилых.

Дискриминация молодых работников во многом связана с законодательно закрепленной обязанностью работодателей предоставлять таким сотрудникам серию льгот – укороченный рабочий день, более продолжительный очередной отпуск и др. Подобные льготы, напомним, предоставляются лицам, совмещающим работу с обучением, и сотрудникам, не достигшим возраста 18 лет (ст. 173-177, ст. 265-272 ТК РФ).

Член ОП РФ, руководитель Центрального штаба МООО «Российские студенческие отряды» Михаил Киселёв также обратил внимание на то, что многие работодатели в связи с отсутствием трудового стажа у недавнего выпускника вуза снижают ему размер оклада.

Пенсионеров же, по словам Романа Страхова, также не спешат принимать работу, а вот увольняют в первую очередь. «Наше законодательство само по себе ведет к дискриминации пожилых людей. Взять, например, сами понятия «пенсия по старости» или «время дожития». Это что такое? То есть человек выходит на пенсию и «доживает» – с 55 лет начинает «доживать». Или у женщины в 55 лет, получается, старость наступает? К тому же поскольку у нас с некоторого времени отменена индексация пенсий работающим пенсионерам, мы экономически ставим в дискриминационное положение их право на труд», – возмутилась Наталья Починок. По ее мнению, именно это является причиной того, что около 5 млн пенсионеров трудоустроены неофициально: «Им невыгодно визуализироваться и выходить из серой плоскости».

Дискриминация инвалидов

По общему правилу, запрещено отказывать в заключении трудового договора инвалиду, направленному на трудоустройство в порядке квотированных рабочих мест (ст. 13 Федерального закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», ст. 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Тем не менее, отметил Роман Страхов, из-за укоренившегося в обществе ошибочного представления относительно возможностей и производительности лиц с ограниченными возможностями на рынке труда все же наблюдается дискриминация в отношении них.

Негативную роль стереотипов, сложившихся у работодателей об инвалидах, подчеркнул и юрист региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Артур Ушаков. «Работодатели не знают, какую работу способен выполнять человек с той или иной инвалидностью. Иногда в компании работодателя просто нет необходимых условий даже просто для того, чтобы человек мог попасть на свое рабочее место. Поэтому компании проще заплатить штраф, чем создавать рабочее место для инвалида», – заявил он. Отметим, что штраф за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой составляет от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ст. 5.42 КоАП РФ).

Вместе с тем Наталья Починок назвала сам принцип квотирования рабочих мест неэффективным и дискриминационным: «Получается, что человека с инвалидностью будут защищать только тогда, когда он направляется на работу в порядке реализации своего права на квотированное место».

Совершенствование механизма борьбы с дискриминацией

Сдвинуть ситуацию с мертвой точки и сделать механизм борьбы с дискриминацией в сфере труда более эффективным, по мнению экспертов, можно. Но это будет непростой и многоступенчатый процесс, который потребует как внесения изменений в действующее законодательство, так и изменения общественного сознания россиян. Среди наиболее важных шагов в этом направлении специалисты отметили следующие.

Изменение процедуры доказывания события дискриминации. «У нас в противоречие со всеми международными рекомендациями и конвенциями не установлено специальное распределение обязанности по доказыванию по этой категории дел, а действует общий принцип о том, что каждая сторона обязана доказать обстоятельства, на которые она ссылается (ст. 56 ГПК РФ). Практика показывает, что доказать дискриминацию при таком раскладе невозможно», – заявила Елена Герасимова. Поэтому эксперты, в их числе и Мари Давтян, предлагают переложить бремя доказывания отсутствие дискриминации на работодателя как на более сильное звено.

Создание специализированного органа по рассмотрению вопросов о дискриминации. На сегодняшний день рассмотрение вопросов о дискриминации в сфере труда относится исключительно к прерогативе судов (ч. 3 ст. 391 ТК РФ). «Никакие другие госорганы проблемами защиты от дискриминации не занимаются вообще. Если вы чувствуете, что вас дискриминировали, единственное, что вы можете сделать – пойти в суд», – подчеркнула Елена Герасимова. Обращение в прокуратуру, по мнению Герасимовой, не даст результатов: «Прокуратура смотрит только с точки зрения, есть ли основания для возбуждения уголовного дела по ст. 136 Уголовного кодекса («Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина»). И если мы посмотрим на статистику, у нас уголовные дела по этой статье практически не возбуждают». При этом эксперт полагает, что заниматься подобными спорами могла бы и ГИТ, но для этого необходимо внести соответствующие изменения в законодательство.

Рассматривать жалобы о дискриминации, по ее мнению, могли бы также общественные организации и/или омбудсмены. И помимо рассмотрения конкретных ситуаций им, добавила Мари Давтян, следовало бы передать право на защиту интересов граждан в судах.

В свою очередь, Наталья Починок предложила подумать над созданием в ОП РФ рабочей группы, которая взяла бы на себя рассмотрение подобных споров. Это положило бы начало созданию первой внесудебной площадки по вопросам дискриминации. А президент Союза социальных педагогов и социальных работников Антонина Дашкина высказала идею об открытии в ОП РФ специализированной горячей линии.

Более детальный подход законодателя к дискриминации. Так, по мнению специалистов, можно будет гораздо эффективнее защищать интересы граждан в суде. «Судьи не всегда понимают, как рассматривать дела о дискриминации, потому что опираются исключительно на очень узкое определение дискриминации, которое есть в законе (ст. 3 ТК РФ). Они не понимают, что такое состав дискриминации, какие признаки можно выявить, когда дискриминация есть и когда ее нет. Если судьи сами не могут понять, что это такое, как они могут объективно разрешить такой спор?!», – заметила Елена Герасимова.

Разработка механизмов защиты от дискриминации. Даже если суд примет решение в пользу истца, кроме морального удовлетворения, он не получит ничего, отметила Герасимова. «Например, если соискателю было отказано в приеме на работу, суд вряд ли обяжет работодателя принять его. Единственное, на что он может рассчитывать, – это компенсация морального вреда. Но все хорошо осведомлены, какие размеры компенсации морального вреда взыскиваются российскими судами. Обычно это 3-5 тыс. руб., а в регионах могут быть еще более смешные суммы», – пояснила она.

Вместе с тем еще в 2009 году Европейский Суд по правам человека обратил внимание на то, что в России отсутствуют механизмы защиты работников от дискриминации и рекомендовал их разработать (дело «Даниленков и другие (Danilenkov and Others) против Российской Федерации» от 30 июля 2009 г. по жалобе № 67336/01). Однако с тех пор в законодательство было внесено лишь одно существенное изменение в этой части – запрет на публикацию объявлений, содержащих дискриминационные требования (ст. 13.11.1 КоАП РФ, п. 6 ст. 25 Федерального закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Усиление участия образовательных учреждений в устройстве студентов на работу. Это позволило бы бороться с дискриминацией как молодых специалистов, так и инвалидов, прошедших обучение в конкретном учебном заведении. «В вузах должны быть эффективно работающие центры трудоустройства выпускников», – заявил Михаил Киселёв. Кроме того, он предложил сделать студенческую практику оплачиваемой, пусть и в небольшом размере – это, с одной стороны, стимулировало бы работодателей яснее подбирать практиканту задачи, не взваливая на него не имеющие отношения к его будущей профессии функции, а с другой стороны, обеспечило бы будущему выпускнику требуемый опыт работы в нужной сфере.

Формирование у общества нетерпимости к дискриминации. Любая дискриминация основана на стереотипном отношении к тому или иному человеку. Так, например, чем больше общество пропагандирует основную роль женщины как роль матери, тем выше дискриминация на рынке труда, уверена Мари Давтян. «С проблемой дискриминации только силами госорганов справиться невозможно. Должно быть очень сильное участие общества, гражданских организаций и активистов. У нас не только судьи не очень понимают, что такое дискриминация. Общество в принципе к этому не готово, так как транслирует очень много дискриминационных отношений и практик», – согласна Елена Герасимова. В связи с этим эксперты советуют продумать меры, которые позволили бы бороться со стереотипным отношением к той или иной категории граждан, будь то женщины, инвалиды, пенсионеры или выпускники вузов. Поскольку, как уже было отмечено, каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Источник

«Да ты ж ещё маленький!»: как мы лишаем ребёнка права голоса

Что такое дискриминация детей. Смотреть фото Что такое дискриминация детей. Смотреть картинку Что такое дискриминация детей. Картинка про Что такое дискриминация детей. Фото Что такое дискриминация детей

«Ты ещё маленький! Тебе нельзя!» — эту фразу можно часто услышать от родителей. Чаще всего она звучит, когда они пытаются объяснить, что знают лучше. Наш блогер, директор демократической школы Нос Виктор Цатрян, рассказывает, как мы дискриминируем детей, не замечая этого.

Дискриминация может быть незаметной. Когда-то казалось нормальным дискриминировать женщин, гомосексуалистов, чернокожих, инвалидов, крепостных, евреев, рабов, представителей низших рас. Сейчас все, кто может отнести себя к любой из перечисленных групп, имеют возможность по крайней мере заявлять о своих правах, а дискриминация людей по возрасту (эйджизм) по-прежнему кажется нам естественной. Общество продолжает по-особенному относиться к старикам и детям. Особенно к детям. Дискриминация проявляется по-разному, часто без злого умысла или даже с добрыми намерениями. Условно её можно разделить на десять уровней от самых простых или фундаментальных проявлений до насилия.

1. Мы и они

Дискриминация начинается там, где мы выделяем детей в отдельную группу. Когда взрослый, который сам был ребёнком, говорит: «Я знаю детей. Они тонко чувствующие или увлекающиеся, или жадные до познания». Как правило, не совсем понятно, почему эти качества приписываются всем детям и почему именно детям, а не людям вообще. Принципиально здесь, что дети — это всегда «они».

2. Теория возрастов

Эйджизм проявляется тогда, когда мы объясняем действия, настроение и реакции человека не особенностями личности или конкретными обстоятельствами, а его возрастом. В педагогике популярна теория развития личности Жана Пиаже, определяющая, в каком возрасте чему лучше учить ребёнка. Вместе с ней в народе бытует теория возрастов, которая позволяет трактовать мысли и чувства человека через количество прожитых им лет. Плохо себя ведёт? У него, наверное, кризис двухлетнего. Стал не уверен в себе? Приближается пубертат. То, что убедительно в отношении детей, плохо работает, когда разговор заходит о взрослых. Плохо себя ведёт? Просто ему 43 года — довольно странное объяснение. Теория Пиаже тоже сфокусирована на детстве: она обрывается на пятнадцати годах, как будто дальше личность не развивается.

3. Аниматор на детской площадке

Мы создаём для детей специальную среду: детские сады, школы, детские площадки. Пространство с узким функционалом, не подходящее для большинства людей, — своего рода резервацию, гетто. Главная причина их создания вроде бы благая: городская среда плохо приспособлена к интересам ребёнка. Перестроить город с учётом особенностей маленьких людей сложнее, чем перестроить его, например, под людей с ограниченными физическими возможностями.

Создавать специальные пространства кажется оптимальным решением, ведь на площадках детям интересно

Из стремления заинтересовать ребёнка также создаётся продукция определённой стилистики. Например, мультфильмы, в которых герои выразительно интонируют, музыка проста и позитивна, цвета ярки. Вырабатывается специальный способ общения с детьми, который практикуют аниматоры и с которым не обратишься на улице к прохожему. Но когда ребёнок оказывается в среде, предоставляющей ему много возможностей, быстро выясняется, что не обязательно создавать специальные детские зоны и говорить с детьми как-то по-особенному, как с глухими или иностранцами. Оказывается, что дети находят себе занятия и понимают простой язык.

4. Цель детства

Дискриминация крепко опирается на миф, что у детства есть цель. Мы называем человека младше 18 лет несовершеннолетним. Сам термин подчёркивает несовершенство его возраста в сравнении с возрастом тех, кому посчастливилось отметить восемнадцатый день рождения. Пока человек находится в несовершенных летах, главная цель его существования — вырасти, стать человеком в полном смысле слова. Ребёнок как будто живёт и всё делает для будущего и с оглядкой на будущее. Что это за будущее, которое наступает в 18? Кто скажет?

5. Ограничения

Ребёнок живёт среди огромного числа ограничений, которые накладывают на него традиции, общество и закон. Он не может работать — или может работать только при определённых условиях, не может свободно перемещаться, голосовать, курить или употреблять алкоголь, самостоятельно оформлять документы, играть в телефон сколько захочется, не ходить в школу по собственному решению и так далее. Ограничения возникают на простейшем уровне: он должен надевать шапку или есть суп и не есть конфет. Мы можем маркировать те или иные действия как хорошие и плохие. Важнее то, что у человека нет возможности (или легальной возможности) самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. То есть в действительности он может не ходить в школу, не есть суп или играть весь день в телефон, но, как правило, решает это не он.

6. Бесправность в быту

Семья, в которой родители советуются с детьми, принимая решение куда-то поехать, купить дом или заказать на ужин суши, считается либеральной семьёй или, может быть, хорошей семьёй. Родитель, прислушивающийся к мнению ребёнка, — очень демократичен. Выстраивать отношения с детьми, прислушиваясь к их мнению, сложнее: для этого нужно много времени и сил, ведь всегда проще договориться двоим, чем четверым или шестерым. Неравноправие в быту, неучастие или слабое участие детей в принятии семейных решений — это ещё один признак дискриминации.

7. Обесценивание

Каждый из нас хотя бы раз говорил или слышал в свой адрес: «Ты ещё мал для этого. Что ты в этом понимаешь? Что ты знаешь про любовь/работу/ответственность/дружбу/жизнь? Кто тебе эти мысли внушил?» Обесценивание происходит на разном уровне. Это может быть обесценивание мыслей или чувств, или конкретных дел, или интересов.

Когда ребёнок любит рисовать комиксы, а взрослый считает, что комиксы — это несерьёзно, и отправляет его в школу учить настоящую литературу. Или когда взрослый просто не замечает того, что важно для ребёнка. Принёс ребёнок поделку из пластилина, радуется, горд, а взрослый в лучшем случае говорит «угу», потому что не стоит эта поделка его внимания, у него есть более важные дела.

Обесценивание происходит, когда взрослый не понимает, как в принципе можно тратить время на Майнкрафт, аниме, Фортнайт, и не признаёт ценности таких занятий

Обесцениваются цели: «Я не допущу, чтобы ты поступал на исторический, ты пойдёшь на IT, потому что должен кормить семью» или «Играя на скрипке в гараже/пиная мяч во дворе, человеком не станешь/денег не заработаешь».

8. Подмена интересов

Традиционная школа (да и большинство альтернативных школ) строится на подмене интересов ребёнка интересами родителей, учителей, государства, общества. У нас есть представление, чем заниматься ребёнку, а чем нет, какие дела для него более важны, а какие менее. В школе это представление проявляется очень наглядно: из бесконечного множества занятий, доступных человеку, выделяется 10–15, те, что называются предметами, уроками. Среди этих предметов есть главные и второстепенные. Их освоение происходит в строгой последовательности. Темы, затрагиваемые при изучении, так же строго определены.

Что такое дискриминация детей. Смотреть фото Что такое дискриминация детей. Смотреть картинку Что такое дискриминация детей. Картинка про Что такое дискриминация детей. Фото Что такое дискриминация детей

4 стадии развития детского интеллекта по Жану Пиаже

Привыкая к такой системе координат, мы навязываем ребёнку те интересы и дела, которые кажутся нам правильными. «Ты не должен кататься на велосипеде, а должен заниматься русским. Если у тебя слабый русский, занимайся больше с репетитором». Родителям очень сложно избавиться от навязывания своих или продиктованных традицией целей. Даже те, кто считает, что ребёнок, как любой человек, имеет право определять круг своей деятельности сам, время от времени оказываются перед искушением подменить, подложить, навязать.

9. Доведение до самодискриминации

Давление общества приводит к тому, что ребёнок начинает верить: он живёт для будущего, не может себя контролировать, самостоятельно принимать решения, он ещё слишком мал. Ребёнок привыкает спрашивать разрешения у взрослых по любому поводу:

— Можно выйти в туалет? /Можно взять ножницы? /Можно я вырежу суслика? /Можно суслик будет полосатым?

— Почему ты у меня об этом спрашиваешь?

Общество всячески убеждает ребёнка в его неполноценности, в том, например, что быть послушным — это добродетель. В таких обстоятельствах человеку сложно избежать самодискриминации и признавать себя личностью, а не объектом.

10. Унижение и насилие

В заключение важно отметить, что есть тонкая граница между заботой о близком (или неблизком) человеке и его объективизацией. Между поддержкой человека, когда ему нужна поддержка, и попытками решить за него, умалить значимость его поступков. Между умением быть интересным собеседником и стремлением развлекать.

Ребёнок на беговеле хочет проехать между двух припаркованных машин. Мама говорит: «Не надо, ты же видишь: здесь узко», — и они проходят в другом месте. Хотя он бы прошёл, узко не было.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

«Вы же сразу уйдете в декрет»: 9 примеров дискриминации женщин на работе

Опыт читательниц Т⁠—⁠Ж

У мужчин и женщин по закону равные трудовые права.

Но на практике женщинам приходится довольно часто отвечать на неудобные вопросы во время собеседований, недополучать в зарплате и годами работать на одной и той же позиции без перспектив карьерного роста. Читательницы Т⁠—⁠Ж поделились наболевшим.

Это истории из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Несколько лет назад, когда мне было 25, меня не взяли на работу из-за отсутствия большой груди.

Я испытала недоумение. А потом поняла, что это она не моя целевая аудитория, потому что оценивает не мой профессионализм, а, скорее, то, насколько я похожа на нее саму. И поэтому любое действие сотрудника в этом месте будет рассматриваться не с точки зрения эффективности, показателей и кейсов, а лишь исходя из мнения руководительницы. А про грудь — наверное, она ходит к травматологам, только если они ломали себе те же кости, что и она?

В 2010 году я окончила институт. Была замужем, но без детей. И по этой причине мне отказали при приеме на работу.

Вакансия была самая простенькая, с минимальной зарплатой и не требовала опыта работы. Но на собеседовании мне отказали и открыто заявили: «Ну вы же сразу уйдете в декрет».

Между тем в той вакансии был указан желаемый пол кандидата — женский. Я пожаловалась в трудовую инспекцию. Объявление они изменили, но фактически за такой вариант дискриминации наказать нельзя.

Если это происходит на этапе собеседования, то надо просто уходить и радоваться, что люди сразу показали себя. Позже в приличных компаниях с намного более серьезными требованиями я с дискриминацией не сталкивалась.

Я столкнулась с дискриминацией во время учебы в ординатуре. Затем меня не взяли на работу в больницу, а моих знакомых ординаторов постепенно спихнули в приемное отделение, не давая дежурств в стационаре.

Один хирург мне сказал, что женщине не место в хирургии. А заведующий хирургическим отделением не взял на работу, потому что у меня слишком много детей — двое. Да и вообще при трудоустройстве меня всегда спрашивают, не планирую ли я рожать еще и кто будет сидеть с моими детьми на больничных.

Отстаивать свою позицию очень сложно. Я неоднократно обращалась в трудовую инспекцию и пыталась восстановить свои права через суд. Но это бесполезно: суд не принял во внимание мои доводы и судья сделал все возможное, чтобы завернуть процесс. Я решила, что лучше послать их к черту и найти другую работу, чем тратить свои силы и нервы на хренового работодателя.

Мне 30 лет, я замужем, детей у меня нет. Начиная с моих 24 лет большинство работодателей на собеседованиях спрашивали меня о репродуктивных планах, причем не важно, была я на тот момент в браке или нет. Поначалу я честно отвечала на все их вопросы, так как была молодой и мне была нужна работа. Позже, в зависимости от уровня работодателя и обстановки на собеседовании, я стала отшучиваться или огрызаться.

«Мы обязаны приглашать женщин на собеседование, чтобы трудовая инспекция нас ни в чем не могла обвинить».

Потом мы еще поговорили про только что ушедшую в декрет работницу и про то, что и сама эта руководитель уже была в декрете. Бомбило меня знатно — настолько, что было желание пойти в трудовую инспекцию. Но я не пошла, так как у меня не было веских доказательств и мне не хотелось обрести репутацию склочного работника.

С одной стороны, мне стало легче оттого, что здесь отсутствовал фактор субъективной любви руководителя к одному из сотрудников. А с другой стороны, этот кейс подтверждает все предыдущие исследования гендерного неравенства в вопросах заработной платы. Я, может быть, еще могла бы понять, что при прочих равных условиях — профессионализме, количестве и качестве задач — сотруднику-мужчине дают больше зарплату, так как он глава семьи и обеспечивает детей. Но в моем конкретном случае этот сотрудник-мужчина не женат и детей не имеет. То есть мы с ним на абсолютно равных позициях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *