Что такое дин в исламе

Что такое дин в исламе

арабоязычный термин, характерный для философии ислама. Первоначально означал понятие «власть – подчинение» и относился к взаимоотношению мусульманина с волей Аллаха. Позже стал обозначать совокупность веры и исполнения всех предписаний ислама, кодекс поведения верующего. В широком плане означает сферу духовного в противоположность материальному миру, однако, это противопоставление носит условный характер. В современном исламском мире трактовка данного понятия отражает разное понимание соотношения светского и духовного в мусульманском государстве. В обыденном смысле этот термин означает религию ислама и совокупность традиционных добродетелей мусульманина, таких как искренность, совестливость, чистосердечие. смотреть

ар. религия, вера, вероисповедание; дин мусулман 1) мусульманская религия; дин илими богословие; 2) мусульманин, мусульмане; дин мусулман черүүсү азан айтып каркылдап фольк. мусульманское войско закричало «азан» (см. азан I); дини кара нечестный; дини карарды он замышляет недоброе; он на всё скверное решится. смотреть

(внесистемная единица силы) dyneСинонимы: дина

сущ религия, вера, вероисповедание

сокр. от дина dina, dyn

Департамент исполнения наказанийСинонимы: дина

(единица силы в системе единиц СГС) Dyn

религия, вера; дины ныхмае куыст антирелигиозная работа.

ДИН ВА МАГИШАТ

типография одноименного журнала в Оренбурге. 4.04.1906 г. М.А. Давлетшин, З. Хайруллин и Ш.К. Шагидуллин подали на имя оренб. губернатора прошение об открытии типографии «ТовариА 107 щества Ш.К. Шагидуллин и Ко». С 5.12.1906 г. она начала свою работу. Со временем типография перешла в собственность татарского купца и муллы М.А. Хусаинова. Это небольшое предприятие размещалось в доме Сафарова на Введенской ул. (ныне ул. 9 Января), где в 1908 г. работали всего 8 чел. Заведующие – А.Г. Качкинов, А.Х. Якупов. На собств. средства М.Г. Хусаинова здесь было издано более 40 книг религиозного содержания. Типография выполняла и коммерческие заказы на выпуск разл. учебников, произведений татарской художественной литературы, сборников стихотворений, народных песен, отчетов благотв. обществ, научно-популярных изданий, переведенных с русского яз. Всего за период с 1907 по 1917 г. были напечатаны 104 книги общим тиражом 175 750 экз. Лит.: ГАОО, ф. 10, оп. 1, д. 254, л. 74; Каримуллин А.Г. Татарская книга начала XX в. – Казань, 1974. Д.Д. смотреть

ДИН ВЭНЬЦЗЯН

ДИН ЖУЧАН

ДИН И

ДИН И (р. 1921), китайский драматург. Пьесы «Седая девушка» (совм. с Хэ Цзинчжи; 1946, п. 1951), «На берегу Ялуцзяна» (1951), «50 монет» (1958).

ДИН ИЛИ ДИНО

(Dino, Dinus Mugellanus) — итальянский юрист; умер около 1300 г. По поручению папы Бонифация VIII, обработал с Ричардом Сиена шестой том декреталий. Пр. смотреть

ДИН ЛИН

ДИН ЛИН (наст. имя Цзян Бинчжи) (1907—1986), китайская писательница. Чл. КПК с 1932. Ром. «Вэй Ху», «.Шанхай весной 1930 года» (оба 1930), «Мать» (1933. смотреть

ДИН ЛИН

ДИН ЛИН

ДИН ЛИН

(псевдоним; настоящее имя — Цзян Бин-чжи) (р. 1907, провинция Хунань), китайская писательница. Член КПК с 1932. В 1931—32 редактировала журнал Л. смотреть

ДИН ЛИН

ДИН ЛИН (НАСТ. ИМЯ ЦЗЯН БИНЧЖИ) (190786)

ДИН РИЧАРД

(Deane, 1610—1653) — английский адмирал. Родственник Кромвеля и Гампдена, вступил волонтером в ряды парламентской армии и обнаружил большие военные дарования. В 1645 г. он командовал артиллерией при Незби и разбил принца Руперта; отличился также при взятии Бристоля и в Оксфордском сражении (1646). В сражении при Престоне Д. командовал правым крылом и обеспечил Кромвелю победу. Он был одним из комиссаров, устраивавших суд над королем, и требовал обвинительного приговора. В феврале 1649 г. он был в числе 3 комиссаров, командовавших флотом; в 1650 г. организовал крейсерство в Северном море, чтобы помешать сношениям между Шотландией и Голландией. Погиб в битве при Сольбее (Solebay).

Ср. John Bathurst Deane, «Life of R. D.» (1870).

ДИН У МУСУЛЬМАН

— свод правил мусульманской религии, устанавливающий следующие обязанности: 1) молиться по строго определенным формам и в точно определенное время; 2) подавать милостыню; 3) соблюдать посты и 4) посещать святые места.
. смотреть

Источник

Что такое дин и что такое ислам? (часть 2)

Что такое дин в исламе. Смотреть фото Что такое дин в исламе. Смотреть картинку Что такое дин в исламе. Картинка про Что такое дин в исламе. Фото Что такое дин в исламе

Итак, мы разобрались с тем вместилищем, каким является дин, и его природой. Это некие рамки приверженности трансцендентности, которая обуславливает их прочность. Это ответ на поиск смысла, присущий существу и сознанию человека.

Что же до содержания этих рамок, то оно определяется его целью и задачей, которая состоит в том, чтобы утолить экзистенциальное беспокойство человека, его неизбывную неудовлетворенность естественным порядком вещей, чтобы связать и примирить человека с Богом, со своим сознанием, с другими и, наконец, со всем сущим, чтобы придать выражению этой потребности и ее утолению определенную форму, и чтобы предложить пути преодоления и усмирения (но не уничтожения) естественного порядка в соответствии с целями космического творения.

Ислам – это мир и утешение, дар Богу самого себя, а не подчинение.

Выражаясь лаконично, резюмировать фундаментальный проект того дина, корни которого есть в человеке, который пронизывает всю Вселенную и разворачивается во всей духовной и политической истории человека, достаточного одного слова: «ислам».

Чем вызван выбор этого слова для выражения цели и содержания первичного и неизменного дина, который выше всех очарований и разочарований мира, который существовал до всех религий, культур и цивилизаций, построенных как ответ на него – положительный или отрицательный – и будет существовать после них?

Чтобы это понять, обратимся к этимологии термина. Он произошел от корня «с-л-м», от которого образовано слово «салама», передающее идею мира, безопасности и самопожертвования. Тогда как, согласно словарям, мир – это «состояние покоя, тишины», «отсутствие разногласий, вражды, войны, конфликта».

Иными словами, религия (дин) ислам – это преодоление естественного состояния, которое есть напряжение и борьба за существование, пропитание и наслаждения с другими, воспринимающимися, в лучшем случае, как конкуренты, с которыми воюют, а в худшем – как враги, которых уничтожают, тогда как природа воспринимается как объект эксплуатации.

«О те, которые уверовали! Принимайте ислам [мир] целиком и не следуйте по стопам сатаны. Воистину, он для вас — явный враг» (Коран, 2:208).

По этой причине распространенный перевод термина ислам как «покорность», по существу, является переносом фальсификации на трансцендентный дин и его упрощением под влиянием имманентного нигилистского и упрощающего дина. Кроме того, этот вариант перевода обнаруживает то, как последнее повлияло на мышление мусульман и их представления о своей религии.

На самом деле, совокупность примеров употребления в Коране слова «ислам» и смысл, вытекающий из их сопоставления в сочетании с глобальностью предлагаемой им концепции Бога и человека, опровергает идею покорности. Эти примеры находятся в прямом противоречии с нигилистским представлением о трансцендентности, которое низводит божественный суверенитет до феодальной сеньории, чтобы поработить человека и предложить религиозное и идеологическое оправдание господства.

Ислам – это выбор освободительной трансцендентности, высшего и идеального и категорический отказ от фетишистского упрощения, натурализации, механической мифологизации и тирании. Это творческое сопротивление во имя Бога (джихад) воинствующей логике Его отрицания, делающей человека вещью, которую можно приручить (Коран, 2:256).

Ислам – космический дин человека, творения и пророков

Таким образом, идет речь о религии (дин) всего творения, которое, как гласит Коран, естественным образом пребывает в состоянии «ислама» (2:81-83), которое присуще всем душам в поисках смысла, отказывающимся подчиняться существующему порядку вещей.

Это начало и конец, та фундаментальная и неизбежная цель, к которой призывали и стремились все пророки и мудрецы (получившие откровение или вдохновение) и которая была так или иначе реализована в разные эпохи, в разных местах и у разных народов. Это главная цель, бесконечный проект и духовное наследие всех реформаторских усилий, которые Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) посредством Корана пробудил, синтезировал, завершил и претворил в универсальную и космическую версию. Конечную версию, содержащую семена революции, сулящие обильную жатву, которые дают всходы в любом молодом сознании и могут тронуться в рост на почве любого устремления к трансцендентности, которое дает человеку веру в возможность лучшего мира и способность его лучшего «я» создать мир и гармонию.

Таким образом, согласно Корану и вышеприведенному определению, ислам открывает естественность универсального стремления к божественному, о котором напоминают и частично реализуют все откровения и пророчества и, наконец, последнее откровение, Коран, который является синтезом духовного наследия человечества и его окончательной космической версией.

А все религии, когда-либо существовавшие в истории, известные и неизвестные, земного или божественного происхождения, являются только частичной реализацией, кристаллизованной (если не скукоженной) до частностей данного сообщества и/или фальсифицированные дином отрицания (или потребления) божественной трансцендентности, а значит, человека, чьим смыслом она является.

Вне религиозных течений и сект

С этой точки зрения, ислам не смешивается с религиозными течениями внутри мусульманской уммы: суннизмом, шиизмом и прочими и их политизированной идеологией. Точно так же приверженность миру Бога (исламу) и попадание в рай определяется не принадлежностью к различным религиозным общинам (иудаизму, христианству, исламу) или их сектантско-идеологическим направлениям, а только верой и добродетельностью (Коран, 2:111-112, 4:123-125).

Необходимо понимать, что, с точки зрения Корана, анафемы, которыми обмениваются между собой в том числе и мусульмане являются ничем иным как признаком раскола, участвовать в котором Пророк (мир ему и благословение) запрещал, требуя держаться пути, обозначенного Авраамом, т.е. пути всех пророков, независимо от религий и идеологий (Коран, 6:159-163). Те в религиозных общинах и вообще среди народов мира, кто сделал выбор в пользу трансцендентности, Бога и Его посланий, кто находится в поиске Его, не ограничивает себя историческими клерикальными интерпретациями и искренне ищут Его довольства, будучи верными своей фитре и соответствующим откровениям, фактически и являются теми, кого Коран называет «мусульманами».

Подчеркнем еще раз: Бог смотрит не на принадлежность к определенной общине, а на приверженность принципам, которые они (общины и религии) обязаны соблюдать и нести остальному человечеству (Коран, 2:135-141). Отсюда следует провозглашаемая Кораном истина:

«Аллах засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого. Воистину, религией у Аллаха является ислам [т.е. посвящение Ему себя и миролюбие]. Те, кому было даровано Писание, впали в разногласия только после того, как к ним явилось знание, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу. Если кто не уверовал в знамения Аллаха, то [пусть знает, что] ведь Аллах скор на расчет. Если они станут препираться с тобой, то скажи: «Я предложил и мирно подчинил себя Аллаху вместе с теми, кто последовал за мной». Скажи тем, кому даровано Писание, а также необразованным людям [умиййун, которым не было даровано Писание и которые не принадлежат к духовенству]: «Придерживаетесь ли вы мира Аллаха, отдав Ему свое существо [асламтум]?» Если они мирно предадут себя Аллаху, то последуют прямым путем. Если же они отвернутся, то ведь на тебя возложена только передача откровения. Аллах видит рабов» (Коран, 3:18-20)

Это так, поскольку часть людей Писания действительно в итоге отвернулась от принципов универсального ислама, явленного всеми пророками, в том числе, и их собственными; Коран и последний Пророк критикуют этих людей за их притязание быть «сынами и возлюбленными Аллаха» (5:18), считающими себя выше остальных людей, которых они себе подчинили совместно с политическим и олигархическим идолопоклонством, прямо отрицая Бога в непреодолимом стремлении узурпировать чужой суверенитет, чтобы удобнее было ограничивать, эксплуатировать и разрушать человека и природу.

Миссия нового сообщества, созданного последним Пророком (мир ему и благословение) вокруг Корана, сообщества, следующего праведным предшественникам и свидетельствующего обо всем человечестве (Коран, 2:143), состоит том, чтобы преобразовать эту кланово-религиозную исключительность в нравственную универсальность космического масштаба. Это возможно, сделав народы, не получившие Писания (аль-умиййун) членами универсальной нации (уммы) (Коран, 62:2-4), чтобы они (а не только арабы), в сменяющемся лидерстве (Коран, 5:54), повели все человечество к следующему этапу, т.е. к миру, который целиком находится в поиске трансцендентности и единства (Коран, 61:8-9).

На этом этапе универсальное большинство, затронутое откровением Корана, возвещенным на исходе цикла пророчеств, должно превзойти само себя в космической зрелости, которая защитит, укрепит, различит и свяжет духовность и культуру человечества духом взаимопонимания (Коран, 49:13), соревнования (Коран, 5:48) в первом и последнем божественном проекте цивилизации, который ею движет и объединяет в уникальном разнообразии, которое необходимо осмыслить и понять. Это и есть цель его духовного и политического джихада: защитить человечество от унификации, а также развращающего и разрушительного господства (Коран, 2:251, 22:39-41) и показать ему путь (шариат) этого восхождения.

Источник

Что такое дин и что такое ислам? (часть 1)

Что такое дин в исламе. Смотреть фото Что такое дин в исламе. Смотреть картинку Что такое дин в исламе. Картинка про Что такое дин в исламе. Фото Что такое дин в исламе

Усман Тимера (Ousmane Timera)

В час, когда некоторые сознательные или наивные сторонники идеи господства задаются бесполезным вопросом «кто такие сунниты», терзаясь проблемой реакционного этнорелигиозного раскола;

В час, когда бушует религиозный и светский фундаментализм, благодаря терроризму и пропаганде на службе финансовых мафий, соперничающих на мировой арене;

В час, когда молодежь всего мира вслепую бунтует в поисках идеала, который помог бы ей превзойти саму себя и изменить этот мир;

В час, когда человечество с таким трудом пытается обрести новый смысл, новый путь, на этот раз космический,

Встает один вопрос: что такое ислам и какую революцию обозначает это слово?

Чтобы это понять, необходимо еще раз задать и осмыслить первичный и фундаментальный вопрос человечества, стоящий вне любых религий и идеологий и определяющий глубинный смысл существования ислама.

Этот фундаментальный вопрос есть начало начал. Это вопрос всей философии, поэзии, искусства, всего сущего, стержневой вопрос всего человечества. И он звучит так: имеет ли бытие какой-то смысл, выходящий за рамки видимого порядка вещей? Живем ли мы в космической или комической Вселенной? В рациональном или бессмысленном мире? Подчиняется ли он некой воле с ее законами, которые могут и должны определять цель человеческого бытия? Ограничивается ли мир тем, что мы о нем знаем и как понимаем законы природы, или он стремится к идеалу, к тому высшему, что открывает смысл нашего возвышения и революции, путь к их пониманию и нашей трансформации? Стремление к идеалу, который воплощается в нашей неутолимой жажде красоты, восхищении творением и изумлении его упорядоченностью, в нашем чувстве справедливости – все это химера или признак наличия высшей реальности?

Каким бы ни был ответ на этот первичный вопрос, он может лежать только в области догматики и веры. Потому что отрицание Бога — это вера того же порядка, что и приверженность идее его существования. И, как несложно догадаться, то, каким будет ответ, в итоге диктует принципиально разное, если не диаметрально противоположное, отношение человека к себе, к другому и к миру в целом.

Ответ «да» допускает мудрость, относительность знаний человека и его прогресс. Потому что стремление постичь смысл и устройство мира за рамками привычного круговорота жизни требует веры в существование некоего упорядоченного устройства и наличие в нем смысла — веры, без которой невозможно исследование. Таким образом, наука, мудрость, творчество, все человеческое, что есть в человеке, начинаются с акта веры в существование чего-то высшего, чем естественный порядок, что способно возвысится над ним и распоряжаться им и признаком чего является человеческий язык и его дух.

Ответ «нет», следуя этой логике, может быть только отрицанием мудрости, которая в этом случае приобретает относительный характер по сравнению с моментальными потребностями и инстинктами, а познание сводится к постижению порядка вещей без какой-либо возможности выхода на качественно новый уровень. Можно было бы даже сказать, что он исключает любую возможность науки, поскольку сужает действительность до рамок чувств, разума и естественного порядка вещей, которые он абсолютизирует. А как искать нечто высшее, если не верить в возможность его существования? Зачем стремиться к идеалу, если он сводится кчему-то существующему? Нельзя стремиться разгадать тайну, если не верить в то, что она есть.

Первозданное человечество родилось из этого фундаментального вопроса и первого, положительного и безусловного, ответа в пользу трансцендентности, который был дан человечеству еще до того, как оно начало поиск, чтобы в итоге он реализовался в его сознании, восхождении, революции и творчестве.

Но из этого немедленно, как тень, рождаемая светом, возник другой акт веры, веры отрицающей, упрощающей, нигилистской, с ее тиранией детерминизма (неизменности порядка вещей) и релятивизма (разрушения целей). Она трансформирует трансцендентность и ее путь в средство идеологического порабощения, прежде мифологизировав и идеологизировав их. С этого начинается разворот от поиска к завоеванию путем установления господства, идеологическое скукоживание этого поиска до культурно-социальных частностей его случайных воплощений. Разворот, вследствие которого возникло великое множество всевозможных «-измов» вместе с идеологиями модерна и постмодерна.

Первичная интуиция задает вопрос, и ответ, который она находит и которым успокаивается, предлагает определенный ориентир (перспективу) и путь реализации (через деяние) человечности в человеке. Этот ориентир, этот первичный фундаментальный порядок, диктующий и окрашивающий любое поле человеческой деятельности, не растворяясь в нем, будучи неким вместилищем, называется «ад-дин». Тогда как его содержимое, еще до любой религиозной или культурной конкретизации называется «аль-ислам». И предмет исторических разворотов касается в большей степени этого содержимого, нежели вместилища, потому что последнее, по-видимому, неразрывно связано с человеческим бытием. То есть, можно жить без религии, но никогда без «дина», даже если он состоит в отрицании и мифологизации.

Зачем нужны два этих термина «ад-дин» и «аль-ислам»? И как их парадигматическое и эпистемическое поле диктует то, что они оказались избранными откровением для выражения этой исконной и универсальной потребности человека в трансцендентности и в ответе, который заполнил бы свойственный ему экзистенциальный пробел?

Что такое «дин»?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, какое эпистемическое поле окружает этот термин.

Как говорилось выше, исследование мироустройства и поиск его смысла требуют веры в существование некоего высшего идеала, который определяет границы разума и в то же время знамениями своего присутствия подталкивает его вперед и позволяет превзойти самого себя. Для этого требуется абсолютная уверенность, полный кредит доверия и личной убежденности, т.е. это должно стать кредо для тотальной мобилизации всего существа для действий. В конечном счете, порядок и рамки, задаваемые тем, во что человек верит, что является его кредо, по своему благотворному результату соответствуют этимологическому смыслу слова «ад-дин».

а) К корням слов

Обратимся к этимологии слов «верить», «доверие», «уверенность», которые мы использовали выше, точнее, к их латинским эквивалентам и сравним их со словом «ад-дин». Это позволит осознать стоящую за ними общую реальность и концептуальную связь между ними, несмотря на очевидные лингвистические различия.

Что касается использованных выше слов «кредит», «кредо», то оба эти заимствования произошли от латинского «credere» (верить), родственными словами которого являются «creare» (творить, порождать, создавать), «crescere» (расти, становиться больше, возвышаться), «incrementum» (рост), «Cereālis» (связанные с Церерой, т.е. злаковые), «Ceres» (Церера), «sincērus» (искренний, чистый), «concretus» (плотный, сжатый, компактный). Как видим, все эти слова имеют один латинский корень «cre-/cer-», который, в свою очередь, произошел от праиндоевропейского «ker-»(другой вариант реконструкции «kerh/kreh»), что значит «расти, растить» (Pokorny, Julius (1959), “ḱer-”, in Indogermanisches etymologisches Wörterbuch [Ю. Покорный, Индоевропейский этимологический словарь]).

Отметим, что имя римской богини плодородия Цереры (Ceres) связано с ростом растений, урожаем, цикличной сменой времен года, т.е. с состояниями природы.

В свою очередь прилагательное «sincērus» (чистый, нетронутый, подлинный) описывает внутреннее состояние человека по аналогии с природой. Оно произошло от сочетания праиндоевропейского корня «sem-», который значит единичность, с тем же корнем «cer-», что и в «crescere». Следуя этой логике и отталкиваясь от смыслового значения «рост, развитие», можно сказать, что в этом слове заключен глубинный образ изначальной девственной почвы, готовой прорасти обильным урожаем. Отсюда идея «проекта», который, каким-то образом, оплодотворит мир деянием и стоящим за ним намерением.

Касается ли это природы или человеческой души, в любом случае речь идет о том, чтобы посвятить себя одному предназначению, одному смыслу, вложить свои силы в одну задачу, одну цель, так, чтобы эти усилия окупились сторицей. Мы верим ответам на наши вечные вопросы, которые дает эта цель. Разумом и душой мы идем по указанному ею пути достижения успеха. То есть мы полностью действуем сообразно этому пути (ад-дин), безраздельно посвящаем себя ему в надежде, что рано или поздно нам за это воздастся.

А теперь вернемся к слову «дин». Оно происходит от корня «д-и-н», от которого происходит слово «дайн», что значит «долг, кредит, обязательство, плата». Например, судный день называется «йаум ад-дин» (день воздаяния).

Таким образом, «дин» привлекает нас идеей «благодарности», тем, что он порождает в нас чувство долга, и это проявляется, с одной стороны, в ряде обязанностей, а с другой — в глубокой душевной причастности, в предвкушении плодотворного и благодатного возвращения, в которое мы всей душой верим и ради которого стараемся взаимодействовать с природой и людьми искренне и честно. Вопрос об «ад-дин» всегда связан с вопросом об уверенности в будущем.

Итак, мы видим, что эпистемическое поле, охватывающее совокупность значений, производных от корня «kre» и соответствующие слова, структурировано вокруг термина «дин», которые связаны с понятиями долга, обязанности, самопожертвования, будущего, проекта, возвращения и веры в то, что стоит выше момента, инстинкта, рутины, иными словами, в трансцендентное, в высшее, в идеал, в Бога.

б) Первичный космический дин человечества – путь к трансцендентности

Этот факт неразрывно связан с феноменом человека и постоянно и неизбежно присутствует в его истории. Он сопровождает человека с первых шагов, формирует его бытие и остается вездесущим, несмотря на соблазн отрицательного ответа и сведения всего к «химере».

С точки зрения Корана, «дин», к которому он призывает всех людей – это то, что является фундаментом человеческого в человеке и связано с неизменностью божественного творения в его законах:

«Обрати свой лик к религии [дин], исповедуя единобожие. Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей [фитра]. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера [дин], но большинство людей не знают этого» (Коран, 30:30).

Таким образом, дин связан с поиском высшего и способностью к независимости, перелому, выходу за свои рамки, преодолению самого себя (революция). Эта способность сама по себе связана с тем, на чем основано творение в своей непрерывности (эволюция). Она позволяет устанавливать моральные критерии человеческих действий и сверяться с эталоном, с «правой верой» (т.е. давать оценку), чтобы соответствовать смыслу божественного творения, которое создавалось не «ради забавы», а нацелено на «истину» (космический проект) (Коран, 21:16-18).

в) Основополагающий и неизменный «дин» человеческого общества – залог его прочности

Вмещая в себе идею трансцендентности и облекая ее интуитивное предвидение в определенную форму, понятие «дин» в то же время представляет собой и некую горизонтальную опору, фундамент выстраивания отношений в человеческом обществе.

Действительно, если человек разумное существо, в ментальной структуре которого вписано стремление к божественному (или религиозному, выражаясь языком Мирчи Элиаде или Марселя Гоше), то, являясь в то же время существом социальным, он строит отношения с себе подобными. Эти последние (родители, семья, общество, все человечество) встречают его при рождении, кормят, оберегают, и он имеет перед ними определенные обязательства (дин, дайн), в силу чувства благодарности и долга. Таким образом, чем больше трансцендентности, тем прочнее опора человеческого общества и тем выше его человечность. И наоборот, она угасает с отсутствием трансцендентности, когда отношения сводятся до уровня простого удовлетворения естественных потребностей. Отсюда настойчивость, с которой Коран проводит параллель между преклонением перед Богом и почитанием родителей.

Таким образом, «дин» – это точка пересечения трансцендентности и социальной прочности, воплощение их общности. И он был и остается тем, что оживляет человеческое в человеке, толкает его к преодолению – но не к уничтожению – в себе животного начала.

Но дин может быть оспорен и/или сфальсифицирован (тахриф) отрицанием (куфр) трансцендентности и объяснением этой прочности терминами упрощающей материалистической логики естественного порядка вещей.

Таким образом, человеку самому решать, что выбирать: трансцендентность или упрощение. Дин истины и реальности (аль-хакк), который значит различение, сотрудничество и единство в разнообразии, или динупрощения до естественного порядка, который характеризуется количеством, конкуренцией, правом сильного, нестабильностью и отсутствием качества, то есть дин выдуманный и/или сфальсифицированный путем отрицания Бога ради доминирования человека.

Вся история человечества сама по себе, на уровне людей и цивилизаций – это результат противопоставления и борьбы этих двух экзистенциальных альтернатив, двух мировоззрений и цивилизационных выборов: революционного по отношению к божественному и жестокого по отношению к человеку; освободительного, заступнического, творческого, высшего и упрощающего, консервативного, деструктивного, доминантного. Одним словом, выбор стоит между проектом и его отрицанием, революцией или подчинением, творчеством или разрушением.

Космический проект трансцендентного дина сводится к одному простому и ясному слову и вся тотальность его космической философии умещается в трех буквах: с-л-м, ислам. Почему такое название? И в чем его универсальный смысл для всего человечества, независимо от религий и идеологий? В этой части мы уже частично ответили на эти вопросы. Вторая часть будет посвящена подробному объяснению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *