Что такое дилижансы в истории

Дилижанс

Что такое дилижансы в истории. Смотреть фото Что такое дилижансы в истории. Смотреть картинку Что такое дилижансы в истории. Картинка про Что такое дилижансы в истории. Фото Что такое дилижансы в истории

Что такое дилижансы в истории. Смотреть фото Что такое дилижансы в истории. Смотреть картинку Что такое дилижансы в истории. Картинка про Что такое дилижансы в истории. Фото Что такое дилижансы в истории

Содержание

Дилижансы в России

В каретах на момент открытия линий помещалось по восемь пассажиров.

Интересные факты

Что такое дилижансы в истории. Смотреть фото Что такое дилижансы в истории. Смотреть картинку Что такое дилижансы в истории. Картинка про Что такое дилижансы в истории. Фото Что такое дилижансы в истории

Что такое дилижансы в истории. Смотреть фото Что такое дилижансы в истории. Смотреть картинку Что такое дилижансы в истории. Картинка про Что такое дилижансы в истории. Фото Что такое дилижансы в истории

В некоторых странах почтовые перевозки до сих пор осуществляются совместно с междугородными пассажирскими автобусными перевозками. Например, швейцарская почта эксплуатирует сеть междугородных линий «почтовых автобусов». Как и почтовые дилижансы в старину, эти автобусы перевозят пассажиров и почту.

В фильмах дилижанс кажется вполне комфортным средством передвижения, но на самом деле внутри царила чудовищная теснота. Четверо пассажиров сидели на двух относительно удобных сидениях лицом к лицу, остальные четверо — на откидных сидениях на дверцах. Нередки были случаи, когда из-за ненадежности замков дверцы открывались и пассажиры выпадали на ходу.

См. также

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Дилижанс» в других словарях:

дилижанс — а, м. diligence f. 1. Карета для перевозки пассажиров и почты. Сл. 18. Первые платные общественные экипажи, уезжавшие в определенное время по постоянному маршруту, появились в Париже в последней четверти 17 века. Они назывались carosse à sing… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ДИЛИЖАНС — (франц. diligence поспешность, от лат. diligens прилежный). Общественный экипаж, имеющий всегда определенное направление между двумя известными пунктами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИЛИЖАНС… … Словарь иностранных слов русского языка

ДИЛИЖАНС — (Stagecoach), США, 1939, 96 мин. Вестерн по новелле Эрнста Хейкокса. 1870 е годы. По безлюдной прерии на самой границе цивилизованного мира движется дилижанс. Среди его пассажиров самые разные люди: беременная женщина, едущая к мужу военному… … Энциклопедия кино

ДИЛИЖАНС — (франц. diligence) (устар.) большой крытый экипаж, запряженный лошадьми, использовавшийся для регулярной перевозки пассажиров, почты и багажа. Появился в Англии в 16 в … Большой Энциклопедический словарь

ДИЛИЖАНС — ДИЛИЖАНС, дилижанса, муж. (франц. diligence) (ист.). Большая карета общего пользования для перевозки пассажиров и почты. Дилижансы вышли из употребления с развитием железных дорог и автомобильного сообщения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков … Толковый словарь Ушакова

ДИЛИЖАНС — ДИЛИЖАНС, а, муж. Многоместная карета для перевозки пассажиров, почты и багажа. | прил. дилижансный, ая, ое и дилижансовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ДИЛИЖАНС — муж., франц. переиначен в належанец и в лежанку; общественная почтовая или частной промышлености карета, или иного рода повозка. Дилижансовый, к нему относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Дилижанс — (см. Омнибус). Санкт Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 … Санкт-Петербург (энциклопедия)

дилижанс — сущ., кол во синонимов: 1 • карета (14) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Дилижанс — ■ Сожалеть о временах дилижанса … Лексикон прописных истин

ДИЛИЖАНС — многомест. кон. экипаж для перевозки пассажиров и их багажа, а также почты. До появления развитой железнодорожной сети Д. совершали регулярные рейсы по определ. маршрутам между населенными пунктами … Справочник по коневодству

Источник

Дилижансы в России

Вскоре зарубежный опыт перемещения нашел применение и в родном отечестве.

В 1820 г., почти одновременно с началом строительства нового Московского шоссе, князь М.С. Воронцов возглавил акционерную компанию для устройства регулярного движения дилижансов между двумя столицами. Между прочим имелось в виду и показать, что Россия не уступает Европе по части удобства передвижения.

Дилижансы представляли собой длинные обтянутые кожей возки, с двумя оконцами, спереди и сзади, потому что пассажиры сидели посередине двумя рядами, спинами друг к другу; их разделяла перегородка.

Зимой дилижансы брали четырех пассажиров, летом — шестерых, да еще двое могли поместиться рядом с кучером. Поездка в дилижансе обходилась дорого, одно место внутри экипажа стоило 100 рублей (в два раза больше месячного жалованья мелкого чиновника), на открытом воздухе – 75 рублей, вследствие чего этим видом транспорта пользовалась только «чистая публика». Отправлялись дилижансы по расписанию, два раза в неделю, по пути делали остановки на ночь в придорожных городах и станциях. Из письма П.А.Вяземского (июль 1830) узнаем, что дорога занимала обыкновенно около четырех суток, во время которых путешественники успевали сделать еще массу других дел: « 10-го выехали мы из Петербурга с Пушкиным в дилижансе. Обедали в Царском Селе у Жуковского. В Твери виделись с Глинкой. 14-го числа утром приехали мы в Москву ».

По тем временам это было очень неплохо, хотя А. С. Пушкин в одном письме к жене и ворчал: « Дилижанс поспешал как черепаха, а иногда даже как рак ».

Впрочем, порой скорость перемещения еще более возрастала, свидетельством чему являются следующие строки из повести А.Погорельского «Двойник или Вечера в Малороссии»: « Главное же преимущество наших дилижансов пред иностранными состоит в скорой езде. Если дорога изрядная, то путешествие из Москвы до Петербурга не продлится более трое суток; и вы согласитесь со мною, что такая скорость в чужих краях, особливо в Германии, показалась бы невероятною «. Надо полагать, речь идет о зимнем накатанном пути.

Вот как описывает Ф.Ф.Вигель свои дорожные впечатления от путешествия на дилижансе: « …Я взял место и 4 декабря поехал по столь знакомой мне дороге. Сидел я в экипаже, который казался тогда затейливым. Это была низкая кибитка, немного подлиннее обыкновенной; но она была прочно сделана, хорошо обтянута кожей и разгорожена надвое. Лежать было невозможно: четыре человека, разделенные перегородкой, сидели друг к другу спиной и смотрели двое вперед, двое назад по дороге. Как дотоле зимняя кибитка значила лежанье, то наши мужички, глядя на новое изобретение, дилижансы прозвали нележанцами. Спутников было у меня всего только двое: старый немец-ремесленник с женою; они сидели в одной из двух отправленных кибиток, и я один в другой, и оттого мне было раздолье. Виделся я с ними только на станциях и даже обедал вместе с ними ».

Для пассажиров победнее существовали так называемые «сидейки» — нечто вроде омнибуса или линейки. Проезд на них обходился в шесть раз дешевле, чем в дилижансе. Зато и тащились они из столицы в столицу почти неделю.

За 30 лет работы дилижансы перевезли больше 80 тысяч пассажиров. Но в ноябре 1851 г. открылась железнодорожная ветка Петербург–Москва. Время, которое пассажиры проводили в дороге, сократилось до 22 часов. Эпоха дилижансов отходила в прошлое. В 1880-х гг. Глеб Успенский уже с ностальгической грустью писал: « Вот-вот уже исчезнут эти чудные кони в наборной сбруе, эти бубенчики с малиновым звоном. и вместо этого будет ходить по земле какой-то коробок, вроде стряпучей печки, и без лошадей, и будет из него валить дым и свист» .

Впрочем, в провинциальных городах дилижансы можно было увидеть еще и в начале ХХ века.

Источник

p_i_f

ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ

В России первое дилижансное общество было организовано в 1820 году: маршрут от Санкт-Петербурга до Москвы преодолевался за 4–4,5 суток. В 1838 году открылась линия дилижансов от Гатчины до Царского Села, в 1841-м дилижансные линии связали столицу с Ригой и Варшавой, с 1852-го открыто регулярное движение почтово-пассажирских дилижансов по линии Москва – Харьков.

В фильмах дилижанс кажется вполне комфортным средством передвижения, но на деле внутри царила чудовищная теснота. Четверо пассажиров сидели на двух относительно удобных сидениях лицом к лицу, остальные четверо – на откидных сиденьях на дверцах. Нередко из-за ненадежности замков дверцы открывались – и пассажиры выпадали на ходу.

При таком весьма относительном комфорте стоимость проезда в рейсовом дилижансе доступной назвать было никак нельзя… На первороссийском маршруте от Санкт-Петербурга до Москвы (напомню, время в пути – 4–4,5 суток) цена билета составляла 20 целковых серебром за одного пассажира – на современные российские это порядка 40 000 рубликов.

Поезда несколько исправили положение – в начале 1850-х годов пассажирский поезд преодолевал расстояние от Петербурга до Москвы за 22 часа, причем цена проезда сократилась: в вагоне I класса – 19 рублей серебром, во II классе – 13 рублей, в III – 7 рублей (впрочем, совсем простой народ ездил в товарных вагонах и на открытых платформах за 3 рублика). Тоже, конечно, недёшево – поскольку, например, в 1853 году в Российской империи средняя зарплата составляла 23 рубля и 5 копеек серебром, и на эти деньги тогда можно было купить 1152 кг картошки.

Любопытно, что первые железнодорожные вагоны по внешности и устройству были фактически дилижансами, поставленными на рельсы. Сами посмотрите на английский пассажирский вагон I класса на линии Ливерпуль – Манчестер:

*All Right, from ‘Fores Coaching Recollections’, engraved by J. Harris*

*Going Shooting; a Postillion and Pair with a Game Cart*

*London to Bristol and Bath stage coach*

*The Olden Time, from ‘Fores Coaching Recollections’, engraved by J. Harris*

*Changing Horses, from ‘Fores Coaching Recollections’, engraved by John Harris*

James Pollard *The Liverpool and London Royal Mail Coach (1812)*

James Pollard *Coaching scene*

James Pollard *Kidd’s Omnibus to Turnham Green at the Angel Inn*

James Pollard *Hyde Park Corner *

James Pollard *A Royal Mail Coach on a flooded road*

James Pollard *The Approach to Christmas (1849)*

James Pollard *Quicksilver Royal Mail passing the Star and Garter at Kew Bridge (1835)*

James Pollard *The London-to-Brighton Coach at Cheapside, 18th July 1831*

James Pollard *A Barouche drawn by Four Greys passing a Jacobean Mansion (1830)*

James Pollard *The Elephant and Castle on the Brighton Road (1826)*

James Pollard *The Exeter Royal Mail on a country road*

James Pollard*The Mail Coach in a Thunderstorm, engraved by R.G. Reeve (1827)*

Henry Thomas Alken *Coaching Scene*

Jan Brueghel, the Elder *River Landscape*

Hyde Park Corner, after James Pollard, published by Ackermann (1836)

David of York Dalby *Horse and Carriage*

Herbert Jones *A Four-in-Hand Race at the Five Bells Tavern, New Cross*

John Frederick Herring, Sr *The Edinburgh to London Royal Mail Coach*

John Frederick Herring, Sr *Roundheads at an Arundel Church*

John Frederick Herring, Sr *Barnet Fair*

John Frederick Herring, Sr *’Confidence’, drawing a gig driven by a groom (1842)*

Henry Thomas Alken *The Dover to London Coach: In Winter*

Thomas Musgrave Joy *Travelling Past 1760, ‘Your Money or Your Life’ (1861)*

J.C. Maggs *Changing Horses outside the Plough Inn, Cheltenham*

Frederic Sorrieu *View of ‘La Belle Jardiniere’ department store and the Pont Neuf*

Joseph Highmore *Pamela leaves Mr B’s house in Bedfordshire, from `Pamela: or Virtue Rewarded’ by Samuel Richardson*

James Tissot *The Bridesmaid *

John Ritchie *Summer Day in Hyde Park*

Antoine Charles Horace Vernet *Hunt meeting, engraved by Philibert Louis Debucourt*

Antoine Charles Horace Vernet *Napoleon on a hunt in the Compiegne Forest (1811)*

Abraham Solomon *The Departure of a Diligence from Biarritz (1862)*

Thomas Hosmer Shepherd *Lower Regent Street, pub. by Ackermann*

William Powell Frith *A Stagecoach Adventure, Bagshot Heath (1848)*

Pierre-Denis Martin *The Inauguration of the Church of the Invalides by Louis XIV*

Maurice Delondre *On the Omnibus (1880)*

Albert Adam *English Horses (1874)*

Jean-Baptiste Edouard Detaille *London Street (1869)*
Что такое дилижансы в истории. Смотреть фото Что такое дилижансы в истории. Смотреть картинку Что такое дилижансы в истории. Картинка про Что такое дилижансы в истории. Фото Что такое дилижансы в истории

Adam Frans van der Meulen *The Entry of Louis XIV*

Источник

Значение слова «дилижанс»

Что такое дилижансы в истории. Смотреть фото Что такое дилижансы в истории. Смотреть картинку Что такое дилижансы в истории. Картинка про Что такое дилижансы в истории. Фото Что такое дилижансы в истории

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ДИЛИЖА’НС, а, м. [фр. diligence] (истор.). Большая карета общего пользования для перевозки пассажиров и почты. Дилижансы вышли из употребления с развитием железных дорог и автомобильного сообщения.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

дилижа́нс

1. истор. многоместная карета, запряжённая лошадьми и служащая для регулярной перевозки пассажиров и почты ◆ В 1840 году железных дорог существовала самая малость; господа туристы разъезжали в дилижансах. И. C. Тургенев, «Вешние воды», 1872 г. ◆ Ехал я в так называемых дилижансах компании «Общая польза», которые, как известно, таким образом устроены, чтобы едущие в них, вследствие взаимных толчков и невольных телесных оскорблений, к концу путешествия непременно делались заклятыми врагами. Салтыков-Щедрин, «Наша общественная жизнь», 1863—1864 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое дилижансы в истории. Смотреть фото Что такое дилижансы в истории. Смотреть картинку Что такое дилижансы в истории. Картинка про Что такое дилижансы в истории. Фото Что такое дилижансы в историиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова телефонировать (глагол), телефонировал:

Источник

Словари

Многоместный экипаж для перевозки пассажиров и их багажа, почты, использовавшийся до развития железных дорог и других видов транспорта.

ДИЛИЖА́НС, дилижанса, муж. (франц. diligence) (ист.). Большая карета общего пользования для перевозки пассажиров и почты. Дилижансы вышли из употребления с развитием железных дорог и автомобильного сообщения.

Транспортное средство для перемещения по земле безрельсовым способом в виде большого крытого экипажа, запряженного лошадьми и использовавшегося до развития железных дорог и автотранспорта для регулярной перевозки пассажиров, почты и багажа; появился в Англии в XVI в.

Лошади с трудом тащили громоздкий дилижанс по песку глубиной по крайней мере в три четверти аршина (В. Кат.).

дилижа́нс (франц. diligence) (устар.), большой крытый экипаж, запряжённый лошадьми, использовавшийся для регулярной перевозки пассажиров, почты и багажа. Появился в Англии в XVI в.

Многоместная карета, запряженная лошадьми, для регулярной перевозки пассажиров и почты (применялась до развития железных дорог и автотранспорта).

В 1840 году железных дорог существовала самая малость; господа туристы разъезжали в дилижансах. Тургенев, Вешние воды.

Многоместная закрытая карета, запряженная лошадьми для скорого сообщения, перевозки пассажиров и почты.

Он (Нос) уже садился в дилижанс и хотел уехать в Ригу. // Гоголь. Нос //; Он сел в Москве, у Рогожской, в один из так называемых дележанов. // Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы //

Велосифер, по русски поспешный дилижанс, несмотря на плеоназм, поспешал как черепаха. // Пушкин. Письма //*; [Копейкин] пройдет ли мимо Милютинских лавок: там из окна выглядывает, в некотором роде, семга эдакая, вишенки по пяти рублей штучка, арбуз громадище, дилижанс этакий. // Гоголь. Мертвые души //

Хоть поездка дешева,

Но ужасно беспокойна,

Даже дамам непристойна.

Ночью вдруг не ждешь, и хвать.

Мятлев. Сенсации г-жи Курдюковой. 1, 4.

дилижа́нс, дилижа́нсы, дилижа́нса, дилижа́нсов, дилижа́нсу, дилижа́нсам, дилижа́нсом, дилижа́нсами, дилижа́нсе, дилижа́нсах

сущ., кол-во синонимов: 1

В России первый дилижанс тронулся в путь в 1820 году.

ДИЛИЖАНС а, м. diligence f.

3. устар. В составе первых поездов вагоны для пассажиров еще долго именовались каретами. В зависимости от совершеннства устройства и удобства езды носили они названия и других экипажей: шарабаны (простые открытые повозки), дилижансы, берлины. ЖИ 1995 19.

— Междугородний автобус доавтомобильной эпохи.

— 4-колёсный пассажирский и почтовый экипаж.

— Первый вид общественного транспорта.

— Это слово появилось во французском языке с появлением таких же карет, оно было образовано от латинского «забота, внимание» и первоначально воспринималось как забота о людях, не имеющих своих карет.

— Оперетта русского композитора Евгения Птичкина «. из Руана».

ДИЛИЖАНС-КОНТОРА ы, ж. diligence f. Друг мой, в пять часов после обеда я приехал сюда и тотчас в в дилижанс-конторе написал несколько слов к маменьке на наш адрес. 1849. Герц. 30223 146.

ДИЛИЖАНС-ОМНИБУС dililigence f. Неизменные дилижансы-омнибусы, совершающие, подобно планетам, свой ежедневный объезд Парижа, разумеется, разъезжали по-прежнему, но уменьшение частных экипажей сделалось заметно тотчас же. Анненков Февр. и март в Париже. // А. Париж. письма 217.

ТЕЛЕЖАНС (данилов 1839

дилижа́нский (от Дилижа́н)

Рельеф заповедника горный, сильнорассеченный, вся территория изрезана глубокими оврагами и ущельями с крутыми скалистыми склонами. В горах расположено озеро Парзлич. Климат резко отличается в зависимости от части заповедника. В среднегорьях климат умеренно теплый с небольшой годовой амплитудой, лето прохладное, зима мягкая, безморозный период около 210 дней; годовое количество осадков 580 мм. Снежный покров держится с конца ноября до конца мая.

Большая часть заповедника покрыта горными лесами. Ярко выражена характерная растительность для каждого пояса горного ландшафта. Нижний пояс занят дубовыми и буковыми лесами, в поясе альпийского редколесья преобладают можжевельник и грабинник. Выше расположены альпийские луга. В заповеднике встречаются березово-буковые редколесья, произрастает естественная тиссовая роща.

Животный мир характерен для горных лесов Малого Кавказа: кавказские подвиды оленя, косули, бурого медведя; персидская белка, пятнистый олень, каменная куница. Зарегистрировано 120 видов птиц, среди которых такие ценные и редкие виды, как кавказский тетерев, улар, кеклик, беркут, черный гриф, белоголовый сип. В водоемах обитают речная форель и храмуля.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *