Что такое дилей в музыке
Дилэй
Дилэй (англ. delay ) или эхо (англ. echo ) — звуковой эффект или соответствующее устройство имитирующее чёткие затухающие повторы (эхо) исходного сигнала. Эффект реализуется добавлением к исходному сигналу его копии или нескольких копий, задержанных по времени. Под дилэем обычно подразумевается однократная задержка сигнала, в то время как эффект «эхо» — многократные повторы. По принципу действия схож с ревербератором и отличается от него лишь временем задержки, которое должно быть не менее 50-60 мс.
Содержание
Характеристики
Вначале звучание флейты без обработки, затем с обработкой.
Принцип действия
Параметры эффекта
Устройства, реализующие эффект
Звуковые эффекты и устройства | |
---|---|
Модуляция | Хорус | Фланжер | Фэйзер | Амплитудное вибрато | Частотное вибрато | Дилэй | Кольцевая модуляция |
Сдвиг частоты | Октавер | Питч-шифтер | Гармонайзер | Арпеджиатор |
Искажение | Фузз | Овердрайв | Дисторшн |
Преобразование амплитуды | Эквалайзер | Компрессор | Лимитер | Экспандер | Автопаннер | Нормализация |
Другое | Вау-вау | Реверберация | Шумоподавитель | Ток-бокс | Вокодер | Эксайтер |
Полезное
Смотреть что такое «Дилэй» в других словарях:
Эхо (эффект) — Дилэй (англ. delay) или эхо (англ. echo) звуковой эффект или соответствующее устройство имитирующее чёткие затухающие повторы (эхо) исходного сигнала. Эффект реализуется добавлением к исходному сигналу его копии или нескольких копий, задержанных … Википедия
Круспе, Рихард — Рихард Круспе Richard Kruspe … Википедия
Дрожь вампиров — Le frisson des vampires Жанр фильм ужасов эротический фильм Режиссёр Жан Роллен Продюсер Жан Ро … Википедия
Propellerhead Reason — Тип Синтезатор, Аудиоредактор Разработчик … Википедия
Тремоло — Обозначение тремоло на одной ноте. Тремоло (итал. tremolo, букв. дрожащий) разновидность мелизмов, приём игры на струнных, клавишных, ударных и других музыкальных инструментах: многократное быстрое повторение одного звука либо… … Википедия
Курылёв, Вадим Юрьевич — Вадим Курылёв Вадим Курылёв. Фото Владимира Петрова Основная информация … Википедия
Дисторшн — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Эквалайзер — 10 полосный эквалайзер в программе аудиопроигрывателе Эквалайзер (англ. equalize «выравнивать», общее сокращение «EQ»), темброблок устройство или компьютерная программа, позволяющая выравнивать … Википедия
Флаттер (акустика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Флаттер. Флаттером в акустике называют эффект порхающего эха в больших помещениях, размером 25 и более квадратных метра, когда имеются две параллельные гладкие стены, или потолок и пол, между… … Википедия
Вокодер — Структурная схема вокодера Вокодер (англ. voice coder кодировщик голоса) устройство синтеза речи на основе произвольного сигнала с богатым спектром. Изначально вокодеры были разработаны в целях экономии частотных ресурсов радиолинии системы связи … Википедия
Использование эффекта дилэй
Дилэй – это эффект задержки сигнала относительно оригинала. Обработка сигнала эффектом дилэй подразумевает создание копии сигнала и подмешивание этой копии к оригинальному сигналу в соответсвии с настройками плагина или железного прибора.
Больше об эффекте дилэй Вы можете узнать прочитав статью «Дилэй – эффект эха».
Эффект дилэй позволяет сделать звучание более глубоким и объёмным. Существует огромное количество плагинов позволяющих создавать эффект дилэй.
На схеме ниже показан принцип работы эффекта дилэй.
Входной сигнал поступает на вход плагина (или прибора). Создаётся копия этого сигнала и подмешивается в определённой пропорции и с определённым временем задержки (в соостветствии с настройками) к оригиналу. Далее копия сигнала попадает в блок фильтрации, после чего поступает на выход плагина.
Если используется обратная связь, то обработанный сигнал повторно направляется в блок обработки.
Основные параметры дилэй:
Input – уровень входного сигнала.
Time (Delay) – время задержки. Обычно используются относительные величины (1/2, 1/4, 1/8 и т. п.), но также можно использовать и точные значения в миллисекундах.
Feedback – уровень сигнала, который повторно подаётся на вход плагина. Это так называемая обратная связь.
Low cut и High cut – обрезные фильтры низких и высоких частот.
Dry / Wet – уровень сухого и обработанного сигналов.
Output – уровень выходного сигнала.
Дилэй – это больше художественный эффект, позволяющий сделать звук более естественным.
Существует множество вариантов использования эффекта дилэй.
Дилэй (Delay) и эхо (Echo). Часть 2.
В прошлой статье мы рассмотрели отличия Дилэя (Delay) и эхо (Echo), какие бывают дилэи, их историю развития, особенности звучания, наиболее популярные модели различных типов: плёночные, аналоговые, цифровые, программные. Сегодня коснёмся основных настроек дилэя и особенностей его применения в проектах.
Дилэй (Delay) и эхо (Echo). Часть 2.
С появлением стереофонии возникла острая необходимость в эффекте Delay (англ. — задержка). Это прежде всего обусловлено устройством слухового аппарата человека, ведь у него два уха и в мозг поступает два звуковых сигнала, которые отличаются временами прихода.
Конечно, если источник звука находится «перед глазами» и на перпендикуляре к ушам, то прямой звук достигает обоих ушей в одно и то же время. Но в большинстве случаев расстояния от источника до ушей различны, поэтому звук воспринимается вначале одним и несколько позже другим ухом.
Как мы уже говорили, с появлением стереофонии этот эффект стал очень актуален. Особенно когда запись голоса или акустического музыкального инструмента была выполнена в моно. То есть с помощью единственного микрофона, но нужен был стерео сигнал. Благодаря дилэю, моно можно было превратить в стерео и запись, обработанную этим эффектом, можно было уже «встраивать» в стереофоническую композицию.
Конечно, кроме дилэя существовали и другие методы (например, doubletrack ), но о них в следующих статьях.
Итак, перейдём к основным параметрам дилэя.
Основные параметры дилэя.
Напомним, что если используется одна линия задержки оригинального сигнала, то это простой дилэй (Simple Delay). Если используется более одной линии задержки оригинального сигнала, то это сложный дилэй (Multi Delay).
Delay (delay time, time, tempo, rate)
Время задержки сигнала, т. е. время через которое происходит повторение сигнала, его копий. Измеряется в миллисекундах (мс). Также применяются относительные величины, такие как (1/2, 1/4, 1/8 и т. д.).
Это важнейшей параметр, который определяет эффект, который вы хотите получить. Это может быть и модуляции (flanger, chorus) или более атмосферные echo и reverb.
В большинстве дилэев имеется функция модуляции в виде осциллятора низкой частоты (LFO). Он позволяет уменьшать или увеличивать время задержки. Если вы хотите сделать звук свистящим, получить звук falnger или chorus, то необходимо управлять модуляцией. Если модуляция поставлена в ноль, то задержанный сигнал не отличается от входного.
Feedback (Repeat, Regeneration)
Обратная связь, т. е. количество задержек сигнала (от одной и до ∞ ). При параметре feedback, выставленном в ноль, будет один повтор, при максимуме бесконечное число повторов.
Как правило, и в реальных, и в виртуальных устройствах имеется регулятор, при помощи которого можно подобрать такое время задержки, чтобы оно соответствовало темпу композиции.
Вот, например, известный от Waves HDELAY:
Режим MS, в котором время задержки устанавливается вручную (в миллисекундах). В режиме Host отображается текущий BPM секвенсора. Чтобы изменить темп вручную можно переключиться в режим BPM.
Dry / Wet
Уровень сухого и обработанного сигналов.
На гитарных педалях (дилэях), можно часто встретить параметр Level (Mix, Balance, Blend ) — громкость повторяемого сигнала по отношению к необработанному сигналу. При нуле никакого эффекта вы не услышите. При 100%, обработанный сигнал будет равен по громкости оригинальному.
Дополнительные параметры дилэя.
Input – уровень входного сигнала.
Output – уровень выходного сигнала.
Low cut и High cut – обрезные фильтры низких и высоких частот. Или LoPass Filter (фильтр высоких частот) — управляет диапазоном фильтрации высоких частот и HiPass Filter (фильтр низких частот) управляет диапазоном фильтрации низких частот.
Tone — тембр окраски обработанного сигнала, от яркого к темному.
Ping pong delay — поочередное панорамирование задержанного сигнала в левый/правый канал.
Stereo delay — левый и правый каналы обрабатываются с разными параметрами обратной связи и времени задержки.
Rhythmic delay — тоже, что и stereo delay, но параметры времени задержки каналов устанавливаются в строгой зависимости друг от друга (например, четверти и триоли).
Dynamic delay — уровень задержанного сигнала зависимости от уровня входного. Таким образом задержанные фразы звучат тише и не мешают новым фразам.
Тип (type) — характеризует тип используемого дилэя.
Slapback delay — короткая одиночная задержка без обратной связи длительностью до 120 мс.
Echo — более длинная задержка с обратной связью.
Reverse — в цифровых эффектах возможно воспроизведение записанного в буфер сигнала в обратном порядке
Как применять дилэй и где.
Для начала нужно понимать какой эффект вы хотите получить: дилэй или эхо. Напомним, что основное отличие эффекта эхо (Echo) от простой задержки в том, что задержанные копии сигнала подвергаются дополнительной обработке: изменяется их спектр. Звук, обработанный эффектом Echo более натурален по сравнению с обработанным эффектом Delay.
Какую задержку выбрать?
Конечно, нужно руководствоваться критериями, художественной целью и здравым смыслом. Для коротких и резких звуков время задержки, при котором основной сигнал и его копия различимы, меньше, чем для протяженных звуков. Для произведений, исполняемых в медленном темпе, задержка может быть больше, чем для быстрых композиций. При определенных соотношениях громкостей прямого и задержанного сигнала может иметь место психоакустический эффект изменения кажущегося расположения источника звука на стереопанораме. Но если применить такой эффект, например, к звучанию рояля, то вряд ли «прыжки» по панораме будут эстетически оправданы, да и с точки реального звучания это будет трудно обосновать. Поэтому дилэй лучше применять в разумных пределах и не обязательно на протяжении всей композиции.
Если feedback выставить в ноль, то будет только один повтор, который может хорошо подойти для каскадов, гармоний и лупов. Если на максимум, то будет бесконечное число повторов, воспринимаемых на слух как эхо. Если отрегулировать параметры где-то на 5-6 повторов, то это может хорошо подойти для ревера и слэпбэка.
В электронной музыке дилэй используют для различных текстур, в основном плотных, для создания глубины, атмосферы, пространства. Если задержка более 10 сек., то это подойдёт для создания петель целых музыкальных фраз.
Если отрегулировать Delay в соответствие с темпом проекта, то можно получить интересные ритмические эхо в проекте.
Также интересное звучание можно получить применяя эффект ping-pong.
Если необходимо расширить звук (например, если звук записан в моно, но нужно стерео), то время задержки нужно отрегулировать около 30 мс. или меньше.
Экспериментируйте и находите своё звучание в проектах.
Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.
Эффект Delay: особенности и применение
Delay (или «дилей») – один из самых распространённых эффектов, который позволяет добиться крайне интересного звучания инструмента.
Что такое Delay?
Delay – звуковой эффект, имитирующий эхо определённой продолжительности и размерности. Устройство дилей может быть выполнено в виде педали, процессора или как отдельный VST-плагин. Тем не менее сущность одна – создание повторяющегося звучания.
В переводе с английского Delay – «задержка».
История появления
Впервые эффект задержки звука Delay появился в 50-х годах XX века. Изначально эффект достигался путём наложения копий магнитной ленты друг на друга. Собственно, ни о каком применении эффекта «в реальном времени» не шло речи.
Спустя 10-15 лет в свободном доступе стали появляться аналоговые устройства, которые позволили использовать эффект в качестве сценического оборудования.
Первые аналоговые устройства задержки были изобретены компанией PHILIPS и PANASONIC. В будущем, как мы знаем, появились цифровые вариации эффектов, однако аналоговые всё так же популярны.
Отличия аналоговой задержки и цифровой заключаются в том, что аналоговый звук отличается большей мягкостью и «бархатистостью» звучания, но наличием естественных помех, а цифровой – чистым, но «холодным» звуком.
В настоящий момент в аналоговых педалях применяют технологии, которые имитируют звучание аналоговых устройств. Достигается подобное при помощи наличия в них частотных фильтров и современных конденсаторов.
Характеристики и параметры
Все педали унифицированы по типу. Другими словами, основные параметры настройки эффекта присущи всем педалям.
Предлагаем рассмотреть основные настройки.
Время задержки (Delay Time)
Под временем задержки понимают отрезок времени между сигналами. Время задержки измеряется в миллисекундах.
Данный параметр непосредственно влияет на ритм, так как именно он отвечает за расстояние между сигналами. Кроме того, время задержки влияет на сам эффект: flanger, chorus, echo и reverb.
Количество повторений (Feedback)
Второй немаловажный параметр, отвечающий за количество повторений сигнала. Именно этот параметр отвечает за эффект дилея – от одного повтора до бесконечности.
Громкость (Level)
Необходимо знать, что громкость эффекта Delay устанавливается только для повторений сигнала. Если выставить значение на ноль, то эффект не будет слышен.
Большинство моделей эффектов Delay имеет два выхода: для выведения в усилитель обработанного сигнала и необработанного (в комбоусилитель, в микшер и так далее).
Так же практически все модели обладают функцией Bypass – при выключении эффекта звук инструмента не теряет в уровне сигнала, но при этом повторяющийся сигнал продолжает звучать, пока не угаснет. Данная особенность позволяет наиболее плавно переключаться между эффектами.
Прочие параметры дилея:
Основные органы управления эффектом
Как выбрать Delay?
Выбирая себе в педалборд новый эффект, необходимо опираться на один важнейший принцип: наличие на педали трёх основных ручек управления – время задержки, обратная связь и громкость. Прочие регуляторы, позволяющие более гибко настроить звук являются также важными, но второстепенными.
Всё остальное – внешний вид, звучание, эргономика и характеристики не так важны, так как являются субъективными. Подберите их исходя из вкусовых предпочтений.
Как использовать Delay?
Эффект Delay всегда ставится предпоследним в цепочку эффектов, последний эффект в цепочке – ревербератор.
Как именно использовать эффект – всё зависит от вашей фантазии. Он может прекрасно звучать как в медленных, так и в быстрых композициях.
Желаете объёмный звук? Ставьте время задержки 100 мс.
Хотите немного придать объёма? Ставьте время задержки 125 мс.
Необходимо глубокое и насыщенное звучание? Ставьте время задержки 300 мс.
И не забывайте, что время задержки рассчитывается исходя из темпа композиции.
Дилей (Delay). Что это и как его использовать?
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Множество способов использования цифрового дилея
В цепи гитариста есть два самых важных эффекта – это дисторшн и дилей. И если вы берете свой звук напрямую с усилителя, чистый ли или жужжаще-грязный, то цифровой дилей – это важно.
Дилей Deja vu от Seymour Duncan – это пример педали дилея, у которой есть возможность управления модуляцией и, поэтому в дополнение к обычным эффектам задержки, на ней можно получить такие эффекты, как флэнджер (flanger) и хорус (chorus).
Многие гитаристы думают, что дилей (DDL –Digital Delay Line, сиречь цифровая линия задержки) – это эффект, который дает нам звук эха. Это все так, но только до тех пор, пока им не рассказать все то, на что способен дилей. Многофункциональный цифровой дилей, с точными регулировками, комплексной цепью модуляции и понятными управлением может производить целый диапазон звуков – начиная от флэнджера и хорус, эффектов двоения (doubling ambience), слэбэка (slapback) и дискретных повторений, которые могут быть синхронизированы с темпом – в зависимости от значений ритма. D?j? vu от Seymour Duncan – это пример дилея и у которого есть расширенное управление модуляцией, но и у других педалей, включая Empress Superdelay или Diamond Memory Lane 2 такое управление тоже сть.
Некоторые догадливые гитаристы используют в своей цепи не один дилей, наделяя каждый из них своими функциями, даже если эти педали имеют одинаковые параметры. Цифровая задержка – это тот эффект, который работает особенно хорошо, когда соединен сам с собой. Давайте посмотрим на то, в качестве чего цифровой дилей может служить гитаристу.
Основные операции с цифровым дилеем
Большинство людей знают или догадываются о том, как работает дилей – он делает точную копию (сэмпл или, на самом деле, цифровую запись) оригинального сигнала в реальном масштабе времени, а затем смешивает сигналы друг с другом. Обычные регулировки для дилея – это Delay Time (время задержки), т.е. время в мс, показывающие насколько позже будет воспроизводиться записанный сигнал после оригинального; Effect Level (уровень эффекта), т.е. громкость повторяемого сигнала относительно оригинального, Feedback (обратная связь) – это примерно то же, что сказать «количество повторения», которое может изменяться от одного до бесконечности.
Практически у всех дилеев есть два раздельных выхода, которые позволяют раздельно коммутировать обработанный и необработанный сигналы в различные места. Конечно, можно брать смешанный сигнал с одного выхода (наиболее частый пример использования) и просто включаться во вход усилителя, как делает большинство гитаристов. Но так же можно коммутировать разные выходы к разным местам и устройствам, например, в разные каналы стерео-усилителя, или в разные входы микшера, или даже в разные усилители, чтобы получить истинный стерео-сигнал.
Используя длительное время задержки, вы можете получить преувеличенно «мокрый» звук, например, чтобы заполнить медленные ноту соло в балладе или получить знаменитый «каскадный» звук, как у Ван Халена в “Cathedral”, Нуно Беттенкурта в “Flight of the Wounded Bumble Bee” и Альберта Ли (Albert Lee) в “Country Boy” или его соло в “Luxury Liner” Эммлоу Харриса (Emmlou Harris). С очень длительным временем задержки (от нескольких секунд), вы можете превратить свой дилей в живой рекордер, накладывая и зацикливая играемые пассажи друг на друга и джемуя. Такие приборы, как DigiTech JamMan, Line 6 DL4, Boss Loop Station – это луп-рекордеры (луперы) (приборы циклической записи), которые на самом деле несколько цифровых дилеев в одном корпусе, которые позволяют накладывать и зацикливать звук.
Мы рассмотрели различные возможности дилея, теперь давайте посмотрим примеры управляющих значений, которые помогут вам получить различные эффекты доступные в вашем дилее.
Время задержки и Эффекты
Время задержки – это основной фактор, определяющий то, какой эффект вы хотите получить, будь то модуляционный тип (flanger, chorus), и более атмосферные echo и reverv. На рисунке 1 приведен график различных эффектов в зависимости от времени задержки в миллисекундах и модуляции. В большинстве хай-энд дилеев есть фукнция модуляции, которая представляет собой вариацию (или вариации) осциллятора низкой частоты (LFO – Low Frequency Oscillator). LFO уменьшает или увеличивает время задержки в зависимости от осцилляции этой самой низкой частоты. В зависимости от начальных настроек дилея и количества фидбека, управление модуляцией поможет получить звук falnger или chorus, или просто сделать звук свистящим. Установите ручку модуляции в ноль, если хотите, чтобы задержанный сигнал был точно таким же, как входной.
Рис. 1. Тип эффекта в зависимости от времени задержки и модуляции
Некоторые примочки обходятся без регулировки модуляции, в этом случае вы вряд ли сможете получить глубокий звук флэнджера и хоруса. Но едва уловимый эффект, который приближается к настоящему хорусу – это, порой, то что нужно, чтобы дать звуку немного «движения».
Регулировка обратной связи (feedback), которую так же называют регенерацией, определяет сколько раз выходной, обработанный сигнал будет подаваться обратно на вход процессора. При выставленном в ноль feedback, будет производиться только один повтор, что хорошо подходит для каскадов, гармоний и лупов, но не очень хорошо для ambient звуков или более «завихренных» звуковых текстур.
Если же feedback выставить на максимум, то будет производиться бесконечное число повторов, бесконечная обратная связь, если хотите. Примерно 5 или 6 повторов хороши для ревера и слэпбэка (эффекта, который довольно популярен в рокобилли вокале), если каждый следующий повтор будет тише, то будет эмулироваться эффект натурального эхо.
Уровень эффекта (Effect level) показывает как громок будет обработанный сигнал по отношению к необработанному сигналу. При нулевом значении ручки effect level вы не услышите никакого эффекта (будет проходить только «сухой», необработанный сигнал). При выставлении уровня эффекта на 100%, обработанный сигнал будет равен по громкости оригинальному. Поэтому если вы сделаете следующие три шага: 1) выставите большую задержку (200 мс или более); 2) Effect level на 100%; 3) фидбэк и модуляцию в ноль; то вы услышите две идентичные ноты или аккорда с задержкой. Это ключевой элемент в «каскадном» звуке, который тоже неплохо подходит для ритмических повторений, синхронизированных с темпом композиции.
Настройки
На рисунке 2 показаны примерные настройки педали дилея для получения тех или иных эффектов, основанных на задержке. Точные настройки будут зависеть от музыкальной сиутации и ваших предпочтений. Вообще же, сначала лучше установить время задержки, затем уровень и лишь затем переходить к настройкам фиббэка и модуляции.
Рис. 2. Настройки педали дилея для получения различных эффектов
Заключение
Небольшое время задержке для дилея – это из серии «установил и забыл». Вы просто выставляете настройки ориентируясь на то, как звучит сам дилей и не заботясь о том, как он будет взаимодействовать с остальной музыкой. Другими словами одни и те же настройки подходят, как для быстрых и медленных темпов, не важно 16-е ли, или целые ноты. Но когда время задержки уходит за слэпбэк, т.е. 200+ мс, вам придется вписывать дилей в определенный темп и ваши ритмоческие рисунки. Тут иногда требуется некоторая математика, но именно тут начинается настоящее веселье.
Автор: Jon Chappell
Опубликовано на en.audiofanzine.com
Перевод: CraSS
PS: Сравнение различных дилеев.
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!