Что такое диджитал рисунок
От интерфейсов до мультфильмов: чем занимается художник компьютерной графики
Человечество всё дальше уходит в виртуальный мир — и этому миру нужны художники!
Никогда профессия художника не была так востребована, как сегодня. Картинные галереи, конечно, не слишком популярны, и на масляной живописи заработать трудно. Зато большим спросом пользуются цифровые картинки — всё, что вы видите на экранах своих смартфонов и компьютеров.
Современный человек всё больше взаимодействует с интерфейсами сайтов и приложений, играми, фильмами и мультиками. И весь этот виртуальный мир рисуют художники компьютерной графики.
Какой бывает компьютерная графика
Компьютерная графика (её ещё иногда называют CG, от англ. computer graphics) — это техника создания изображений на компьютере. К ней относятся любые виды цифровых картинок.
Инженеры моделируют на компьютере вид будущих изделий, дизайнеры интерьеров визуализируют обстановку квартир. А художники рисуют локации, персонажей, делают фотоколлажи и реалистичные трёхмерные визуализации. На их работе мы и остановимся поподробнее.
Иногда цифровую графику создают с нуля: делают эскиз, линейный рисунок и постепенно раскрашивают его, прорабатывая текстуры и светотень. Это очень похоже на работу обычных художников, орудующих карандашом и кистью. Но технологии открывают и другие возможности для творчества.
Пишущий дизайнер. Пришла в профессию, получив второе образование, ранее занималась когнитивными исследованиями, SMM и копирайтингом. Пишет о визуальных трендах, делится наблюдениями из отрасли и техническими лайфхаками.
Например, очень популярна работа с референсами — вспомогательными фотографиями или рисунками. С них можно частично срисовывать элементы, это ускоряет и упрощает работу.
Бывает, что компьютерная графика и вовсе сводится к обработке готовых изображений. Для этого могут оцифровывать картинки, сделанные от руки; особенно это актуально для акварельной иллюстрации и каллиграфии. Часто за основу берут фотографии: к CG можно отнести создание коллажей и художественную ретушь.
Большинство профессионалов работают и с 2D-, и с 3D-изображениями. Трудно представить современный кинематограф или игровую индустрию без трёхмерной графики. Даже в рекламе 3D-объекты применяют всё чаще.
Увидеть компьютерную графику можно не только на экране, но и на бумаге. Это комиксы, книжные иллюстрации, интерьерные постеры, реклама. Но люди всё больше времени проводят онлайн, поэтому большинство художников работают над графикой для цифры.
Чем занимается специалист по CG
В сфере компьютерной графики работают большие команды, и у каждого участника своя узкая специализация. Концепт-художники придумывают локации и героев, есть художник по текстурам и по эффектам, отдельный человек занимается 3D-моделированием… Перечислять можно до бесконечности. Но хороший профессионал умеет всё: чтобы не просто выполнять свою часть работы, а понимать процесс целиком.
Рисует в 2D
Основной инструмент рисования — это графический планшет или iPad. Карандашом на бумаге художник CG разве что рисует скетчи — в начале нового проекта. А многие предпочитают сразу же работать в цифре.
Скетчи нужны, чтобы найти удачное композиционное решение, определиться с соотношением крупных форм.
Когда требуется нарисовать что-то сложное, художник подбирает референсы. Например, если нужно изобразить лошадь, по нескольким фотографиям будет понятно, какие у неё пропорции, как сгибаются ноги, чем она отличается от собаки или коровы 🙂 Опираясь на референсы, можно реалистично изобразить коня без детального изучения анатомии.
Для 2D-изображений создают линейный рисунок на графическом планшете и делают рендеринг — поэтапное раскрашивание картинки, придание ей объёма, отрисовка светотени и текстур.
Работает с фотографиями
Для кино и игр часто делают графику, которая совмещает нарисованные элементы с реальной съёмкой. Для этого художник работает в технике matte-painting: дорисовывает недостающие элементы реального изображения. Также используется фотобашинг — когда эффекты накладывают на обычную фотографию и редактируют её, чтобы получилась нереалистичная картинка.
Для рекламной графики художник тоже зачастую работает с фото и создаёт коллажи — сочетание фрагментов разных изображений.
Создаёт 3D-объекты
Художник компьютерной графики работает в 3D. Трёхмерная графика нужна везде: и в кино, и в играх, и в рекламе.
Сначала создаётся форма модели:
Потом из такой модели делают объект с текстурами и светотенью. Этот процесс, как и в 2D-графике, называется рендерингом, только занимается им не художник вручную, а компьютер.
Сначала для объекта устанавливают источники освещения, и на созданной фигуре появляются соответствующие участки света и тени:
Затем для модели выбирают цвета и текстуры — они могут быть отрисованы вручную или взяты с фотографий.
Что должен уметь художник CG
Для работы с компьютерной графикой нужно обладать знаниями художника и применять их с помощью программ. И, конечно, необходимо умение работать в команде.
Специалисту по CG пригодятся:
Успешный художник CG — это человек, который разбирается в компьютерных технологиях и в приёмах визуального искусства. Он готов придумывать новые идеи и знает, как воплотить их в жизнь с помощью нужного софта, не боится скрупулёзной работы и эффективно взаимодействует с коллегами.
Где это востребовано
Но компьютерная графика востребована и в других сферах: она окружает нас буквально повсюду. Кто-то создаёт визуал для оформления мероприятий и печатных книг, иллюстрации и иконки для интерфейсов, рекламные креативы. Для всего этого нужен сходный набор навыков.
Компьютерная графика — это профессия с высоким порогом вхождения. Её трудно освоить самостоятельно, уж точно не получится это сделать с нуля за пару месяцев. Нужно научиться работать в нескольких компьютерных программах, приноровиться рисовать на графическом планшете, разобраться с законами композиции, перспективы и светотени. Всё это требует времени, зато специалисты востребованы на рынке.
Индустрия компьютерной графики — широкая сфера, и научиться всему и сразу невозможно. Но можно начать с нашего курса: освоить создание графики для кино и игр, поработать в Photoshop, 3ds Max и V-Ray и пополнить портфолио интересными проектами.
Медиасвод
Сайт о творчестве и дизайне
Digital art или цифровое искусство — это направление в искусстве, основанное на использовании компьютерных технологий. Авторы digital art охотно используют в процессе творчества компьютерные программы и технологии, а результатом являются произведения в цифровой форме.
Сфера digital art находится в постоянном развитии. Возможности постоянно обновляющихся графических редакторов вдохновляют художников на создание все более необычных образов. Поэтому работы цифровых художников с трудом поддаются классификации. Выделить виды визуального цифрового искусства можно с опрой на технологии, которые используются при его создании, хотя стоит сказать, что многие авторы используют целый комплекс различных цифровых инструментов, смешанные техники.
Виды digital art
Цифровая живопись
Цифровая живопись — это создание электронных изображений с помощью компьютерных имитаций традиционных инструментов художника. Существуют разные технологии цифровой живописи, зависящие от уровня мастерства художника. Начинающие могут создавать иллюстрации по фотографии, более опытные — создавать иллюстрацию по отсканированному рисунку или создавать свои произведения сразу на компьютере или планшете.
Качество цифровой живописи зависит не столько от техники, сколько от мастерства художника, его знания рисунка, анатомии, теории цвета и композиции. Техника лишь существенно облегчает процесс:
позволяет сохранять этапы работы, отменять неудачные действия, свободно менять пропорции и композицию, работать с цветом.
Цифровая фотография
Технология фотографии, которая использует преобразование света светочувствительной матрицей и получение цифрового файла, используемого для дальнейшей обработки и печати. Принципы работы цифровой фотоаппаратуры не отличаются от аналоговых (пленочных) камер. Три «столпа» на котором держится фотография: скорость затвора (выдержка), диафрагма, создающие экспозицию, и цветовая температура в равной мере важны как для обычных фотографов, так и для цифровых. При этом цифровые фотоаппараты имеют разные автоматические режимы, в том числе и творческие, встроенные фильтры. Цифровая фотография легко может быть подвергнута редактированию: базовой или расширенной цветокоррекции, ретуши и другой обработке.
Векторная графика
Векторная графика (Vector graphics)— иллюстрация, описывающаяся при кодировании математическими формулами, определяющими положение объекта, его форму, параметры обводки и заливки. Векторные изображения (иногда называемые векторными фигурами или векторными объектами) состоят из линий и кривых, заданных векторами — математическими объектами, которые описывают изображение в соответствии с его геометрическими характеристиками.
Векторные изображения можно свободно перемещать и масштабировать без потери детализации и четкости, поскольку такие изображения не зависят от разрешения.
Художники создают с помощью векторной графики прекрасные иллюстрации, абстрактные композиции, пиктограммы, разрабатывают логотипы и анимацию.
Трехмерная графика и анимация
Трёхмерная графика и анимация — раздел компьютерной графики, посвящённый методам создания изображений или видео путём моделирования объёмных объектов в трёхмерном пространстве. При этом 3D-модель может быть реалистичной, вымышленной или полностью абстрактной. В виртуальном пространстве художники могут создавать целые фантастические миры, в которых модель можно рассмотреть со всех сторон, при этом с высокой степенью детализации могут быть проработаны текстуры, освещение, может быть создана анимация объектов и динамическая симуляция частиц.
Динамическая симуляция — автоматический расчёт взаимодействия частиц, тел и пр. с моделируемыми силами гравитации, ветра, выталкивания и др., а также друг с другом.
Полученные трехмерные модели могут быть доработаны в других редакторах.
Фрактальная графика
Фрактал — это фигура или структура, которая обладает свойством самоподобия, т.е. в каждом большем элементе содержится его уменьшенная копия, и так может продолжаться до бесконечности. Фрактальную структуру имеют кристаллы, снежинки и многие другие природные объекты. Компьютерные программы могут строить фрактальные фигуры удивительные по своей красоте и сложности
Типографика
Типографика — искусство оформления при помощи наборного текста, базирующееся на определённых, присущих конкретному языку правилах, посредством набора и вёрстки. В цифровом дизайне и искусстве, ориентированном на соединение всех форм медиа, различных способов предоставления информации, типографика становится одним из художественных средств, причем зачастую ее внешние, формальные характеристики выступают на передний план. Дизайнеры создают шрифтовые плакаты и композиции, в видеозаставках и рекламе текст оживает.
Фотоманипуляции
Фотоманипуляция — это соединение частей разных изображений и графических элементов с целью получить совершенно новое произведение со своим смыслом и назначением. Мастера фотоманипуляции воплощают свои творческие идеи путем комбинирования разных, как правило, качественных стоковых фотографий, в единое цельное художественное изображение.
Современные графические редакторы позволяют создавать удивительные комбинации самых разных визуальных образов, трансформируя фотографии в сюрреалистические картины, стильные дизайнерские композиции, способные воплощать самые сложные концепции или фантазии.
Есть много разновидностей композиций на основе фотографий: коллажи и фотоарт, плакаты и дизайны.
Качественный фотоарт — это не простое «склеивание» кусочков разных картинок в графическом редакторе Photoshop. Он включает в себя обработку всех фрагментов изображений в единой цветовой гамме, тоновую коррекцию, учитывает положение источников света и направление тени, ее практически невозможно разделить на исходные фотографии.
Анимационный дизайн
Анимационный дизайн или графика движения (англ. Motion graphics) — визуальное оформление видеоклипов, оформления телевизионного эфира, заставок телепередач, титров в кино, рекламных роликов, создаваемое с помощью компьютера, иногда с помощью комбинированных съемок и анимационных эффектов.
До того, как компьютеры стали общедоступны, графика движения была дорога и трудоемка, что ограничило ее использование в высокобюджетном кино и телевидении. Термин «графика движения» связан с ростом популярности компьютерных приложений, подобных Adobe After Effects, Maya, Autodesk 3D Studio Max. Эти программы объединили специальные эффекты обработки видео, наборы инструментов для цветовой коррекции, текстовой анимации, движения камеры и создания многослойных композиций.
Перед вами рекламные материалы для кампании ребрендинга Secureworks. В общей сложности авторы подготовили полный пакет: полное CG-видео на основе сложных 3D-частиц.
CGI (англ. computer-generated imagery, букв. «изображения, сгенерированные компьютером») — неподвижные и движущиеся изображения, сгенерированные при помощи трёхмерной компьютерной графики и использующиеся в изобразительном искусстве, печати, кинематографических спецэффектах, на телевидении и в симуляторах.
Компьютерная анимация
Компьютерная анимация — вид мультипликации, создаваемый при помощи компьютера. Художник создает на экране рисунки начального и конечного положения движущихся объектов, а роль фазовщика берёт на себя компьютер, рассчитывая все промежуточные состояния, опираясь на математические характеристики. Полученные рисунки, выводимые последовательно на экран с определенной частотой, создают иллюзию движения.
Компьютерная анимация широкое применение как в области развлечений, так и в производственной, научной и деловой сферах. Являясь производной от компьютерной графики, анимация наследует те же способы создания изображений.
Анке Мерцбах (Anke Merzbach). Обработка цифровых фотографий как искусство
Обработка цифровых фотографий может стать мощным инструментом реализации самого сложного авторского замысла. Примером успешного синтеза возможностей искусства фотографии и цифровой обработки в творчестве являются работы Анке Мерцбах (Anke Merzbach). …»Только лица переживших боль имеют выражение» Мрачно-меланхоличные работы показывают нам людей – спящих, мечтающих, созерцающих и тоскующих. «Только лица переживших боль имеют выражение», – так она говорит о…
Ли Мора – цифровой художник, видящий мир сквозь призму сюрреализма
Ли Мора (Lee Mora) – цифровой художник из США, который совершает удивительные фотоманипуляции и выкладывает эти снимки в Интернете. Эти композиции – увлекательное путешествие в иные измерения, в которых происходят самые невероятные вещи: трансформируется пространство, меняется гравитация, а фантазия причудливо смешивается с реальностью. Рассматривая эти произведения цифрового искусства, можно помечтать, придумать мистическую историю, а можно…
Цифровые метафоры женственности. Боян Евтич
«Искусство отражает то, что сокрыто глубоко внутри каждого из нас», — говорит сербский цифровой художник Боян Евтич (Bojan Jevtic). Его работы – смесь фотографий, компьютерных эффектов, текстур и слоёв с элементами digital art, на которых застыли таинственные женские образы. Для создания своих загадочных композиций Боян использует фотографии найденные в сети – они в основном портреты…
Миры гуманного воображения и страха перед будущим создает цифровой художник Евгений Казанцев
Фантастические панорамы, города под куполом, летающие машины, антигравитация и изменения климата — все наши ожидания и страхи, связанные с будущим, воплощены на цифровых картинах, которые создает российский графический дизайнер Евгений Казанцев. Евгений Казанцев родился в 1978 году в г. Свердловске. Изучал промышленный дизайн в Уральской архитектурной академии. Ведет профессиональную деятельность с 1996 года, специализируясь на айдентике,…
Анатомия одиночества. Мнимые города Франческо Ромоли
Как выглядит одиночество отлично знает Франческо Ромоли (Francesco Romoli) – талантливый итальянский цифровой художник. Его серия работ под названием «Мнимые города», показывает одинокого человека, который находится на тускло освещенной улице рядом с плоскими картонными зданиями. Пространство этих работ построено по одной схеме: темная и пустая потрескавшаяся поверхность, по которой бродит крошечный человечек. На обрывках картона…
Филипп Ходас соединяет геометрию и пластику природных форм
Графический дизайнер из Чехии Филипп Ходас (Filip Hodas) создает потрясающие цифровые работы, в которых различные абстрактные формы соединены с земными ландшафтами. С помощью Cinema 4D и других графических редакторов дизайнер оттачивает свои навыки визуализации 3D-объектов, совмещая потрясающие красотой ландшафты с инородными и абстрактными объектами, зависшими в воздухе. Сюрреалистические пейзажи Филипа Ходаса Филипп Ходас создает сплав гиперреализма…
Мексиканский цифровой художник Эд Лопез создает фантастические пейзажи
Эд Лопез (Ed Lopez) — мексиканский цифровой художник. Принимал участие в создании фильмов «Возвращение супермена», «Гарри Поттер и Философский камень», «Хроники Нарнии», «Лев, колдунья и волшебный шкаф» и «Мумия: Гробница Императора Драконов». Делает иллюстрации для интернет-проектов и печатных журналов. Для создания своих произведений использует широкий спектр инструментов: фотоманипуляции, 3D-моделирование и цифровую живопись. Пейзажи словно уносят…
Digital art или виды визуального цифрового искусства
Digital art или цифровое искусство — это направление в искусстве, основанное на использовании компьютерных технологий. Авторы digital art охотно используют в процессе творчества компьютерные программы и технологии, а результатом являются произведения в цифровой форме. Сфера digital art находится в постоянном развитии. Возможности постоянно обновляющихся графических редакторов вдохновляют художников на создание все более необычных образов. Поэтому работы цифровых художников с…
Полигональная графика. Что это такое, и как ее создавать
Полигональные фигуры очень напоминают оригами или ограненные драгоценные камни. Давайте разберемся, что такое полигональная графика? И почему дизайнеры так любят использовать этот прием в своих работах? Полигон (от греч. polýgonos – многоугольный), полигональная линия – это ломаная линия, составленная из конечного числа прямолинейных отрезков (звеньев). Под полигоном также понимают замкнутую ломаную линию, т. е. многоугольник. Полигональная графика…
Соединение «живой» и цифровой графики в экспрессивных иллюстрациях Расса Миллса
Иллюстрации британского художника Расса Миллса (Russ Mills) — это не просто портреты красивых девушек и молодых людей. Это зарисовки, отражающие характеры и истории героев. При создании своих работ Рассел использует комбинации живых и цифровых технологий собственного изобретения. Рассел Миллс родился в Йоркшире в 1952 году (Великобритания). Кроме картин, он создает мультимедийные инсталляции и разрабатывает сценические…
Что такое цифровое искусство? / What is Digital Art?
Что такое Digital Art?
Наверное на этот вопрос, который задают посетители сайта, нужно было ответить в самом начале. Но лучше поздно, чем…
Сразу предупреждаю, что это лонглонгрид. Если нужны только выжимки, то они здесь:
https://museumofdigital.art/about/
Для того, чтобы стало понятно, что представляет собой цифровое искусство, стоит сначала определить, что такое искусство вообще.
Если без долгих теоретических рассуждений (им посвящена отдельная статья), то искусство – это способ познания, при помощи которого человек осваивает мир и себя в этом мире.
Чем занимается искусство?
1. Искусство познает внешний и внутренний, существующий и воображаемый миры или их части, находит и выделяет общие и особенные черты, создает образы этих миров, т.е. картинки.
2. Через созданные образы человек, общество и все человечество в целом присваивает, делает своей, близкой и понятной ту часть внутреннего и внешнего мира, для которой создан образ.
3. Через созданные по заказу общества образы идеального мира человек пытается влиять на внешний и внутренний мир, изменяя его так, чтобы он приблизился к идеалу.
Это три важнейших функции искусства. Картинка, образ, который создает искусство совсем не обязательно должна быть красивой. Она должна отвечать задаче, стоящей перед искусством в определенное историческое время. Задачи эти меняются, и вместе с ними меняется язык искусства.
Так, в эпоху Возрождения искусство создавало образ идеального человека, идеального мира, идеального города. Под воздействием этих образов понемногу менялась и организация всей материальной и духовной жизни эпохи.
Рафаэль Санти. Афинская школа. 1511 г / Raffaello Sanzio da Urbino. The School of Athens. Одна из величайших работ Итальянского Возрождения. На фреске изображены философы античности, четверо из них имеют портретное сходство с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Браманте, Рафаэлем и его возлюбленной.
Если обратиться к 20 веку, искусство которого нам известно как contemporary art, то мы увидим, что художники решали совсем другие задачи. Они изучали внутреннее содержание, сознательное и бессознательное в человеке, чтобы понять глубины падения, в которые мир рухнул в 1930-х-1940-х годах. Поэтому работы их часто так уродливы и эпатажны. Истинным произведением искусства этого времени является не сама картинка, не созданный образ, а та реакция, которую он вызывает у зрителя.
Пабло Пикассо. Герника. 1937 г. / Pablo Picasso. Guernica. Картина написана по заказу правительства Испанской Республики и посвящена трагической судьбе города Герники, который подвергся бомбардировке немецкого «Легиона Кондор».
Теперь о Digital Art.
К счастью, вопрос о том является ли цифровое искусство искусством, решен положительно. Долгое время ему было отказано в этом праве. До сих пор, особенно в России, несмотря на очень сильную российскую школу цифровых художников, к их творчеству относятся свысока. Однако, это не мешает признавать Digital Art искусством во всем мире. Во втором десятилетии 21 века по всем странам прошла волна открытия музеев и галерей цифрового искусства.
Музей цифрового искусства. Париж. / Paris’s first digital art museum.
Как возникло само понятие Digital Art?
Слово Digital переводится на русский язык как цифровой. Появление этого термина связано с тем, что любое действие, которое выполняет компьютер или другой гаджет — это результат определенных операций, записанных двоичным кодом. В общем, это довольно условный термин для определения искусства, совсем не исчерпывающий содержания того, что создается при помощи так называемых цифровых технологий. Этот термин, относится скорее к технической стороне вопроса, чем к тому, что именно создает Digital Art. Именно по этой причине следует понимать, что рассматривать произведения Digital Art следует не с точки зрения их цифрового происхождения, а с точки зрения решаемой художественной задачи. Так же, как мы рассматриваем картину, написанную маслом не с той точки зрения, что она написана маслом, а с точки зрения того, как и что на ней изображено. Безусловно, техническая сторона важна, она определяет уровень возможностей, но основным критерием является именно наличие художественной задачи и того, как она решена.
На базе цифровых технологий создаются разные виды Digital Art.
Поль Энслоу. Окаменелости. / Paul Anslow. Fossils.
Самым первым из всех существующих видов цифрового искусства стало, так называемое, алгоритмическое искусство или Mathematical Art. То есть, это изображения или звуки, которые генерируются самим компьютером на основе написанного алгоритма. Особенностью такого изображения или звука является его неполная предсказуемость. То есть, задать определенный вид изображения или мелодии получится, но полностью исключить влияние случайных изменений невозможно. Алгоритмическое искусство, особенно искусство создания фракталов, способно представить зрителю картины необычайной сложности и красоты.
Роберт Сюч. Реки Азии. / Robert Szűcs. Asian rivers.
Алгоритмическое искусство является частью того, что называется Science Art и представляет собой визуализацию математических моделей. Но союз науки и Digital Art не исчерпывается только этим. Сюда входит, например, Data Art (визуализация больших данных), создание трехмерных моделей биологических объектов, физических явлений и процессов и многое другое. Венгерский цифровой художник Robert Szűcs, к примеру, создал художественную карту всех речных систем континентов, превратив географические объекты в эффектные живописные полотна.
Пиксель арт от Waneella / Pixel Art by Waneella.
Наверное следующим по времени возникновения стало создание изображений в простейших растровых графических редакторах. Это направление получило название Pixel Art. Название происходит от того, что изображение редактировалось на уровне пикселя, т. е. на уровне точки. Решающим тут было разрешение экрана. Оно в ту эпоху было настолько маленьким, что каждый пиксель был виден, отчего при увеличении картинка становилась похожей на мозаику. В этом была своя прелесть. Ограниченные возможности, как по цветам, так и по работе с формами, заставляли художников находить интересные решения, делать обобщения, выявлять самое характерное. До сих пор именно Pixel Art считается в цифровом искусстве действительно тру-искусством, и, несмотря на безграничные возможности сегодняшних компьютеров, планшетов и смартфонов, часть художников продолжает работать в этом направлении.
Кукурузное поле в Болгарии, район Добрич. / Corn field in Bulgaria, Dobrich district.
Безусловно, на новые технологии должна была откликнуться и откликнулась фотография (Digital Photography). Некоторые операции, например, вычитание шумов, которые раньше были невыполнимы, теперь стали доступными. Переход на цифровые фотоаппараты дал возможность делать неограниченное количество кадров и отбирать только самые лучшие. Более широкими стали возможности настройки. Это привело к тому, что фотография из занятия профессионалов и немногих любителей стала абсолютно массовым явлением, и теперь у любого жителя планеты в альбоме можно найти несколько отличных снимков, о которых фотографы прошлого могли только мечтать.
Борис Маркаров. Без названия. / Boris Markarov. Untitled.
Сочетание фотографии с возможностями графических редакторов позволило художникам создавать высокохудожественные изображения. Изменение цветовой гаммы, трансформирование объектов, применение специальных эффектов, введение в фотографию дополнительных изображений на этапе редактирования — все это помогает фотохудожнику расставить акценты, генерировать дополнительные смыслы, т. е. создать произведение искусства.
Иммерсивная выставка в Музее цифрового искусства в Токио. / Museum of Digital Art. Tokyo.
Большой сегмент того, что принято называть Digital Art и что шире всего представлено в выставочном пространстве, занимает интерактивное и иммерсивное искусство (Immersive Art). Собственно говоря, иммерсивное — это также интерактивное искусство, но с более полным вовлечением зрителя в атмосферу. В каком-то смысле это тоже алгоритмическое искусство, просто определенные алгоритмы запускаются в результате каких-то действий зрителя. Самая последняя новинка в этом направлении — трехмерное рисование.
Работа Алексея Андреева с эффектом дополненной реальности. / Augmented Reality, AR, by Alex Andreev.
Жосан Гонсалес. Образ мира. / Josan Gonzalez. Imago Mundi.
Еще одно крупное направление — это цифровая иллюстрация (Digital Illustration). Здесь мы с вами перемещаемся уже в ту сферу, где компьютер перестает активно участвовать в создании изображения, а становится просто инструментом, при помощи которого художник делает работу, так сказать «от руки». То есть иллюстратор не вдается в технические подробности того, как и чем обеспечена возможность рисования, а просто рисует стилусом на планшете или экране, как рисовал бы на листе бумаги. Этим он ничуть не отличается от своего традиционного собрата, который не вникает в то, как создавался линер, кисть, акварель или гуашь и какие технологические цепочки прошла бумага.
Себастьян Феро. ночной пейзаж. / Nocturnal Landscape by Sebastien FERAUT aka Niark1.
Цифровая иллюстрация, чаще всего, представлена векторной графикой, облегчающей полиграфическое воплощение изображения. Однако есть ряд художников, которые создают иллюстрации и в растре.
Габриэль Мартинес Мэви. Иллюстрация к роману Джейн Остин / Illustration by Gabriel Martínez Meave.
У иллюстрации, как традиционной, так и цифровой, есть свои законы, которые диктуют формат изображения, и, прежде всего, композиционное решение. Иллюстрация не столь самостоятельна, как реализация авторского замысла художника, она прочно связана с текстом или событием, но, в конечном итоге, она так же решает задачи, которые диктует время. Ведь по большому счету, огромное число шедевров прошлого — не что иное, как иллюстрации к библейским текстам.
Андрей Сурнов. Вечер. / Andrey Surnov. The Evening.
Особняком стоит самая консервативная, по определению художника Алексея Андреева, часть цифрового искусства — цифровая живопись, или Digital Painting. Самой консервативной ее стоит назвать потому, что она подходит к графическим редакторам, в которых работает как к утилитарному инструменту. Самые лучшие представители этого направления не используют ничего, кроме небольшого набора кистей и палитры, работая на планшете или экране по всем канонам традиционной живописи — выбор холста, подмалевок, расположение масс, грубый эскиз, постепенная доработка деталей.
У цифровой живописи есть базовые различия с традиционной, они зависят именно от того, какое сопротивление материала приходится преодолевать художнику для создания изображения. Подробнее о цифровой живописи можно почитать здесь:
https://museumofdigital.art/difference/
Ринат Хабиров. Юлий Цезарь. Проект «Великие ораторы». / Rinat Khabirov. Julius Caesar.
Отдельно можно говорить о так называемом 3D Art, т. е. об изображениях, где с помощью графических редакторов создается трехмерное виртуальное пространство, в которое встраиваются объемные формы. Так работают цифровые скульпторы и цифровые архитекторы, назовем их так.
Ведьмак 3. Дикая охота — одна из самых атмосферных видео игр / The Witcher 3: Wild Hunt. One of the most beautiful video games.
Кульминацией возможностей Digital Art, которые были абсолютно недоступными до появления цифровых технологий, включая интернет-технологии, стали видео игры (Video Games Art). Конечно, большинство видео игр — это чисто конъюнктурный продукт, не очень коррелирующий с понятием произведения искусства, но само существование такого способа создания и презентации единства изображения, звука и геймплея становится сильнейшим стимулом для постановки художественных задач и путей их решения.
Дорогая Эстер. / Dear Esther.
Видео игры — это, по большому счету, то, о чем когда-то мечтал Рихард Вагнер, говоря об универсальном произведении искусства, которое вместит в себя все искусства, существующие в подлунном мире. Действительно, лучшие из видео игр демонстрируют союз великолепных визуальных художественных находок, отличной литературной основы, прекрасной музыки и увлекательного экшена.
Видео игры выполняют все функции, присущие искусству. Они выступают инструментом познания как существующего мира, так и мира воображаемого. Они позволяют игроку осваивать этот познаваемый мир и присваивать его через персональное участие в действии. Они формируют свою виртуальную среду и через нее оказывают значительное влияние на мир реальный. И — самое главное — они выполняют в нашей жизни ту глобальную, единую задачу, над которой работали художники всех времен и народов. Эта задача состоит в преодолении страха смерти и обеспечении бессмертия. Именно этим в конечном итоге занимается любое искусство. Видео игры дают нам, пусть эфемерную, но вполне ощутимую возможность познать ужас смерти и радость воскрешения.
Фотография от Cristian Cargnello. / Photo by Cristian Cargnello.
Отдельно я бы отметила как явление цифровую музыку (Digital Music), либо сгенерированную компьютером, либо написанную человеком с использованием компьютера как инструмента. Однако о тонкостях в этой области я более ничего сказать не могу, так как не являюсь в этом специалистом.
Михаил Mочкин Ellejart. Танос на троне. / Michael Mochkin Ellejart. Thanos on the throne.
В качестве некоторого самостоятельного направления можно упомянуть еще фанарт (Fan Art) и культуру фанфиков, когда изобразительный ряд и литературные произведения создаются по мотивам уже существующих игр, фильмов, романов.
Безусловно, к цифровому искусству относятся также анимационные фильмы и фильмы с использованием цифровой графики. Но это уже совсем отдельная очень большая история.
Возможно, я что-то упустила в этом обзоре. С удовольствием приму замечания и поправки.
P.S. Музей старается уделить внимание всем визуальным видам Digital Art, но делает акцент все-таки на статичных изображениях — будь то цифровая живопись, цифровая скульптура или скриншот из игры или фильма. Это осознанная политика. В будущем, музей планирует вывести свою коллекцию на материальные носители или продумать какую-то иную надежную систему ее сохранения. В этом смысле всё анимированное, в особенности, видео игры, а также иммерсивные произведения, представляют собой зону риска. Они слишком сильно привязаны к техническому оснащению и воспроизводимы только до тех пор, пока для этого существуют технические средства. Вообще, то, что связано с процессом, сохраняется исторически всегда гораздо хуже, чем статичный объект. Не случайно мы утратили, например, представление о главном занятии художников Возрождения — оформлении и сопровождении массовых зрелищ, отголоски которых сохранились только в редких карнавальных шествиях в некоторых странах. Все эти пышные процессии, для которых писались сценарии, создавались роскошные и сложные декорации вплоть до архитектурных построек и транспорта, канули в Лету. А их изображения остались, как остались с нами картины и скульптура великих мастеров.
В качестве заглавной иллюстрации использована работа Андрея Сурнова «Ночное кафе». / The painting «Night Cafe» by Andrey Surnov is the title illustration.
Текст Натальи Рабчук / Tne text by Natalya Rabchuk