Что такое диатоническая губная гармошка
Как выбрать губную гармошку
Существует множество разновидностей губных гармошек – хроматические и диатонические, тремоло и октавные, басовые, оркестровые, игрушечные, с металлическими язычками и медными. Как же не потеряться во всем этом многообразии, и выбрать свой первый инструмент?
Виды губных гармошек
Профессиональные музыканты, исполняющие сложные композиции на губных гармониках, рекомендуют далеко не любой инструмент в качестве своего самого первого. Дело здесь не столько в качестве самой гармоники, а в её типе. Ниже мы разберем основные виды губных гармошек и рассмотрим их отличия.
Оркестровые губные гармоники
Оркестровые губные гармоники являются, пожалуй, самыми редкими инструментами из всех видов, что здесь представлены. К оркестровым гармошкам относятся басовые гармоники, аккордовые гармоники, инструменты, имеющие несколько мануалов. Ввиду своей сложности и редкости, данный подтип не подходит для начального обучения.
Хроматические губные гармошки
Эти гармошки обладают тем самым классическим звучанием, но имеют одну интересную характеристику – наличие всех звуков звукоряда, как, например, у фортепиано. То есть, помимо основных тонов здесь присутствуют полутона, включаемые в работу клапанами при помощи специальной кнопки на корпусе. Хроматическая губная гармошка имеет сложную конструкцию и позволяет играть во всех тональностях хроматического звукоряда. Её можно легко отличить от других по наличию специальной кнопки переключения клапанов.
Такие инструменты чаще всего используются в джазе, оркестровой и классической музыке, и их не рекомендуют для знакомства с губной гармоникой в виду повышенной сложности. Если вы хотите научиться играть на хроматической гармошке – наберитесь опыта на более простом (диатоническом) инструменте, освойте все методики звукоизвлечения и только потом пробуйте освоить данный инструмент.
Октавные губные гармоники
По большому счету, эти инструменты относятся к диатоническим, о которых мы поговорим ниже. Разница только лишь в том, что, в этом подтипе гармоник, на каждое звуковое отверстие приходится дополнительное, настроенное с основным в октаву.
Это значит, что музыкант, извлекая одну ноту, слышит её сразу в двух диапазонах – басовом и в верхнем регистре. Это расширяет, обогащает звучание, придает ему особый шарм, но октавная губная гармошка не подходит для начинающих.
Тремоло губные гармошки
Как и в предыдущем подтипе гармошек, эти также имеют по два отверстия на одну ноту. Разница в том, что теперь отверстия настроены не в октаву между собой, а почти в унисон, с небольшой расстройкой. Это дает характерную пульсацию при игре, эффект вибрации, звучание получается очень насыщенным и фактурным.
Конечно же, вы можете попробовать начать с губной гармошки термоло, но опытные музыканты этого не советуют, потому что излишества в звучании могут сбить с толку новичка, для которого важно научиться чисто и правильно извлекать базовые звуки губной гармоники.
Диатонические губные гармошки
Именно этот подтип губных гармошек считается самым популярным. На таких инструментах играют блюз и рок, их любят популярные и классические музыканты. Пожалуй, говоря о губной гармошке, подразумевают именно этот инструмент. Диатоническая губная гармошка, в классическом варианте, имеет 10 отверстий, настроенные без полутонов в определенном строе. Например, губная гармоника в строе «До» будет иметь все звуки одной октавы белых клавиш фортепиано – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Диатонические губные гармоники отличаются по строю – существуют мажорные и минорные, настроенные в тональности определенной ноты – до, ре ми, фа и другие. Строй такой гармоники обозначается латинской буквой, соответствующей её тональности. К примеру, гармошка в строе «До» будет иметь на корпусе, либо упаковке, латинскую букву «C».
Губная гармошка для начинающих
Как вы убедились, самый простой тип инструмента – диатоническая губная гармошка и именно с неё стоит начать обучение. Диатонические губные гармоники считаются лучшим вариантом для начинающих – их функционала достаточно, чтобы научиться исполнять все основные приемы игры, такие как передувка, блокировка клапана, вибрато, артикуляция ладонями и другие. Кроме того, большинство учебников по игре на губных гармошках концентрируются на изучении именно диатонического инструмента.
При выборе гармошки также стоит отдавать предпочтение известным брендам. Например, такой популярный бренд как Hohner уже более 150 лет производит на свет губные гармошки. Линейка его продукции так широка, что позволяет выбрать губную гармошку высокого качества на любой вкус. Опытный продавец всегда даст рекомендации относительно тональности и типа инструмента.
Как правильно выбрать строй губной гармошки
Большинство преподавателей и профессионалов сходятся во мнении, что для первого инструмента лучше всего подойдет тональность «C» (До). Эта тональность имеет самое базовое звучание, применимо к ней написано большинство самоучителей, видеоуроков и других материалов по обучению игре на губной гармонике.
Как настроить губную гармошку
Губная гармошка, как и любой другой музыкальный инструмент, имеет действующую часть конструкции, благодаря которой извлекается звук. В формировании звука губной гармоники напрямую участвует её основной компонент – язычки, закрепленные на пластине из металла, которые вибрируют от дыхания музыканта.
Даже дорогие инструменты не всегда имеют идеальную настройку с завода, а со временем еще и расстраиваются. Это происходит из-за того, что язычки, вибрируя в процессе игры, меняют свое местоположение относительно пластины, на которых они закреплены, таким образом изменяется строй инструмента.
Сразу хочется оговориться, что настройкой губной гармошки нужно заниматься опытным музыкантам, либо мастерам, которые не испортят инструмент, а действительно способны улучшить его звучание настройкой. Точная подстройка важна для скоростной игры, выполнения бэндов и других продвинутых музыкальных приемов.
Губная гармошка устройство
Принцип настройки достаточно прост, однако, требует опыта, аккуратности, терпения и музыкального слуха. Увеличивая промежуток между кончиком язычка и пластиной, мы понижаем ноту, которую он воспроизводит. Для повышения ноты делаем наоборот – уменьшаем зазор между краем язычка и пластиной.
Важно не опускать язычок ниже уровня пластины, тогда он попросту не будет звучать. Мастера регулируют язычки пальцами, пинцетом и даже зубочисткой. Движения осуществляются аккуратно, без излишнего нажима. Чтобы проконтролировать текущий строй язычка, используют обыкновенный тюнер. Для тонкой подстройки, опытные мастера используют маленький напильник, подпиливая край язычка, либо его основание.
Как выбрать губную гармошку
Мы собрали все рекомендации по выбору губных гармошек в один список:
Виды губных гармошек
Губную гармошку можно отнеси к одному из самых распространенных инструментов, используемых блюзовыми музыкантами. Среди ее основных достоинств стоит назвать небольшие размеры, невысокую стоимость и относительную легкость в обучении игре на ней. Несмотря на все это, инструмент предоставляет исполнителям грандиозные возможности.
По своему строю гармоники делятся на два вида: хроматические и диатонические.
Инструменты с диатоническим строем
Данный тип гармошек отличается отсутствием полутонов, то есть ноты до (С), ре (D), ми (E), фа (F), соль (G) и т.д. идут сразу друг за другом и не разделяются промежуточными интервалами (до-диез (С#), ре-диез (D#) и т.п.). Для наглядности, губную гармонику с диатоническим строем можно представить как фортепиано, у которого отсутствуют черные клавиши.
Можно выделить несколько вариантов настройки язычков губных гармошек с диатоническим строем:
Одиночный вариант подразумевает наличие в отверстиях только одного язычка, который воспроизводит звук определенного тона при выдохе или вдохе.
В зависимости от количества отверстий на корпусе инструмента, он может работать в одной или в трех октавах. Гармоники, имеющие 4 отверстия, обладают диапазоном, равным одной октаве и в большинстве случаев звучат в тональностях «до» (С) или «соль» (G). Модели с 10-ю отверстиями охватывают диапазон в три октавы и могут звучать в различных мажорных тональностях: А, В, Bb С, Db, E, Eb, F, F#, G и Ab.
Кроме губных гармошек, звучащих в мажоре, существуют инструменты, имеющие минорный строй. За счет присутствия 10-ти отверстий могут также охватывать диапазон в три октавы. Для исполнения блюзовых композиций выпускаются специальные модели губных гармошек. Они обладают рабочим диапазоном, равным трем октавам, и могут иметь различные настройки тональности.
Независимо от типа инструмента, нумерация отверстий идет слева направо. За извлечение аккордов отвечают номера 1, 2, 3, 8, 9 и 10. Номера 4, 5, 6 и 7 служат для извлечения отдельных нот. Например, чтобы сыграть диатоническую гамму в тональности до-мажор в восходящем порядке выполнить следующую последовательность выдохов и вдохов: до – выдох, ре – вдох, ми – выдох, фа – вдох, соль – выдох, ля – вдох, си – выдох, до – вдох. Если необходимо исполнить гамму по нисходящей, порядок действий диаметрально меняется, то есть они выполняются в обратной последовательности.
В зависимости от того, сколько рядов с двойными отверстиями есть на корпусе инструмента, модели могут быть:
Корпус одиночной губной гармошки имеет только один ряд двойных отверстий. У двухсторонней модели – их два. Расположены они на противоположенных сторонах корпуса и отличаются тональностью звучания. Квартетные и секстетные гармоники имеют довольно сложную конструкцию, представляющую собой специальный держатель, на котором крепятся сразу несколько инструментов (от четырех до шести). Каждый из них имеет свой строй. Диапазон звучания гармошек, настроенных способом тремоло, может охватывать две, три или четыре октавы.
Конструкция гармошек, настроенных октавным способом, очень схожа с конструкцией инструментов, обладающих эффектом тремоло. Основное различие состоит в том, что язычки настраиваются с интервалом в одну октаву. Данный способ позволяет добиться мощного и глубокого звучания. Выпускаются одиночные и двусторонние модели.
Инструменты с хроматическим строем
В отличие от диатонических, хроматические губные гармоники имеют более богатую палитру звука, так как исполнитель во время игры имеет возможность задействовать полутона. По своему предназначению гармошки с хроматическим строем делятся на 2 типа:
За извлечение полутонов при игре на хроматической гармонике отвечает специальная кнопка (слайдер) на боковой стороне корпуса. Нажатие кнопки дает доступ к извлечению полутонов (если вспомнить про аналогию с фортепиано – к клавишам черного цвета). При отжатом положении слайдера инструмент функционирует в диатоническом режиме.
Производятся хроматические гармошки как для любителей, так и для профессиональных музыкантов. Существуют модели с диапазоном:
Диапазон первых трех из вышеперечисленных моделей начинается с «до» (С) первой октавы, четвертой – «до» (С) малой октавы.
Басовые гармоники
Данный тип инструментов применяется для аккомпанемента при оркестровом исполнении музыкальных произведений. Модели звучат в басовом регистре. Самой низкой нотой у них является «ми» контроктавы.
Губная гармошка: виды и особенности
Многие начинающие музыканты полагают, что приступить к освоению игры на губной гармошке можно на недорогом простеньком инструменте, а губную гармошку высокого качества купить потом. При таком подходе дело до покупки гармошки чаще всего не доходит, потому что исполнитель получает полнейшее разочарование в гармошке после игры на некачественном инструменте.
Существует несколько видов губных гармоник:
Как правильно выбрать и приобрести губную гармонику
Чаще всего аккордовые, басовые и октавные гармошки применяются в гармошечных оркестрах, их очень непросто найти в продаже, поэтому мы не будем делать на них акцент. Лучше обсудим диатонические, хроматические губные гармошки и гармошки тремоло.
Губная гармоника тремоло
У них, как правило, немного расстроены два звуковых язычка относительно друг друга на каждой ноте. Именно благодаря этому достигается эффект тремоло. Эти гармошки располагают звуками только «белых клавиш фортепиано» и не имеют ни одной «черной клавиши». Тремоло можно считать примитивной гармоникой, на ней достаточно быстро и легко можно научиться играть любому человеку с малейшим музыкальным слухом. Однако, ввиду большой нехватки недостающих нот, она очень ограничена в возможностях. Если вы остановите свой выбор на гармошке тремоло, то сможете исполнять только простенькие детские мелодии, русские и украинские родные песни и, вероятно, гимны некоторых стран.
Хроматическая губная гармоника
Она обладает всеми звуками хроматического звукоряда, т.е. всеми «белыми и черными клавишами фортепиано». Хроматической гармонике подвластно воспроизведение сложных классических произведений и даже джазовой музыки. Но при этом неплохо иметь хорошее музыкальное образование, с листа читать ноты и отлично играть на диатонической губной гармошке. Все, кто играет на хроматической гармошке, начинали с диатонической, потому что можно превосходно научиться некоторым приемам (например, бенды или красивое вибрато) именно на диатонической гармошке, не повреждая язычки инструмента.
Диатоническая губная гармоника
Она является самой популярной губной гармошкой в мире, на ней можно исполнять любую музыку, в любом стиле. Обладает насыщенным и густым звуком относительно вышеописанных гармоник. Располагает всеми нотами, но, тем не менее, следует овладеть достаточными навыками для игры на данном инструменте. Эту гармонику иногда называют блюзовой, но это совсем не значит, что она предназначена только для блюзовых композиций. Название объясняется тем, что диатоническая гармоника приобрела огромную популярность именно в эпоху становления блюзовой музыки, в которую она, кстати сказать, идеально вписывается.
Язычки губной гармоники
Материал, из которого выполнены язычки губной гармошки, непосредственно влияет на долговечность инструмента. Традиционно используют для своих гармоник медные язычки компании Hohner и Suzuki. Инновационный прорыв в данной области сделала компания Seydel, она стала первой компанией, изготавливающей для своих губных гармоник язычки из стали. Их сложно сломать и они дольше не расстраиваются.
Тональность губных гармошек
Губные гармоники имеют различную тональность. Если вы относите себя к начинающим гармонистам, то остановите свой выбор на гармошке в тональности «до мажор». Именно на ней вам будет легче и проще овладеть главными приемами и навыками. К тому же, большинство существующих самоучителей записаны для гармошки «до мажор». Приступив к обучению на гармонике этой тональности, вы потом легко будете играть и на всех остальных, более высоких и низких. тональностях.
Проверка инструмента перед покупкой
Если вы приобретаете губную гармонику в специальном магазине музыкальных инструментов, то обязательно спросите специальные меха для губных гармоник. С их помощью «продувают» каждое отверстие на вдох и на выдох, чтобы убедиться в звучании всех нот. Очень важно «продышать» отдельно каждое отверстие. Это может вызвать значительные затруднения, если вы до этого ни разу не играли на губной гармонике. При проверке каждого отверстия на вдох и на выдох, обращайте особое внимание на дополнительные призвуки в виде «звона», которые могут попадаться на губных гармошках. А это означает, что язычок цепляется за плату губной гармошки. В этом случае требуйте другую гармошку. Кроме этого, на низких тональностях (ля, соль и ниже), язычки могут биться о крышку губной гармоники, в принципе, это нормально, ничего страшного в этом нет. Но, перебрав несколько гармоник, вы найдете ту, которая не звенит. На губных гармониках тональности «до мажор» никакого звона не должно присутствовать вообще, поэтому самый лучший критерий для того, чтобы купить губную гармошку до мажор –это чистый звук на каждом отверстии.
Купили гармонику – берегите ее
Губная гармоника не переносит резких колебаний температуры и сырости. Перед игрой рекомендуется нагреть гармошку в ладонях до температуры человеческого тела. Для долгой жизни гармошку следует носить в чехле, играть мягко и стараться не ронять. Периодически ее необходимо вытряхивать, удаляя при этом частички грязи и накопившуюся слюну. И тогда гармоника будет долго радовать вас своим звучанием.
Развивайте чувство ритма
Если вы обладаете природным чувством ритма – это хорошо, но это не освобождает вас от работы над ритмическим рисунком произведения. Здесь вам придет на помощь обычный метроном. Кстати, аналоги метронома можно легко найти в Интернете. Добившись определенных успехов, не останавливайтесь и продолжайте осваивать сложные виды ритма, учитесь на слух определять размер музыкальной композиции.
Губная гармоника всегда под рукой
Губная гармошка очень компакта и удобна для того, чтобы носить ее с собой постоянно. Можно тренироваться в любую свободную минутку, вы почувствуете значительный прогресс и уже через несколько месяцев не узнаете себя.
Развивайте музыкальную память
Начав разучивать мелодию по нотам или табам, попробуйте в какой-то момент оторваться от них и обратить внимание на интонацию. Сыграйте по памяти, вложив свою душу в это произведение. Одновременно вы будете развивать свой музыкальный слух, с каждым разом запоминание будет проходить все легче.
Точное звучание и оригинальная манера игры
Используйте образцы для подражания
Игра виртуозов является лучшим учебником для начинающих исполнителей. С вами всегда должна быть не только гармоника, но и аудиозаписи любимых мелодий и музыкантов. Слушайте их при любой возможности.
Играйте в коллективе
Итак, вы уже достаточно неплохо играете и импровизируете, и вот вас приглашают в музыкальный коллектив. Игра в коллективе требует соблюдения особых правил: необходимо ждать момента, когда можно солировать, не перебивая при этом других исполнителей. Признак мастерства гармониста, который выступает в ансамбле, заключается именно в умении сотрудничать. Если вы будете предоставлять другим право выступить, сами тоже не останетесь в стороне.
Разновидности губных гармошек
Диатонические гармошки
Диатонические и хроматические гармошки принципиально отличаются друг от друга. Диатонические имеют диатонический строй (например: С D E F и так далее) без полутоновых интервалов между нотами (С# D# и так далее). Игра на диатонической гармошке напоминает игру по белым клавишам фортепиано. Полутона (черные клавиши) в ее строе отсутствуют.
В диатонических гармошках используются три способа настройки язычков: одиночный, тремоло и октавный. В первом случае в каждом отверстии располагается один язычок, работающий на вдохе или выдохе. Каждый язычок настраивается на свою высоту звука. В каталоге фирмы “Hohner” существует большое количество моделей подобной конструкции. Бывает, что модель представлена только в тональностях С и G. В такой конструкции четыре отверстия перекрывают диапазон в одну октаву. Другие модели могут выпускаться в мажорных тональностях А, В, Вb С, Db, E, Еb, F, F#, G и Аb. На таком инструменте с десятью отверстиями можно играть уже в 3-х октавах.
Есть гармошки с минорным строем С или G. Они также имеют десять отверстий и перекрывают 3 октавы.
Существует модель и для блюзовых музыкантов, которая выпускается в различных тональностях и работает в 3-х октавах.
Отверстия 1-3 и 8-10 используются для извлечения аккордов. А через отверстия 4-7 вы можете полностью исполнить диатоническую гамму. Ноты гаммы играются как последовательность выдохов и вдохов. Натуральный до-мажор включает в себя следующие ноты: С(до) D(pe) Е(ми) F(фа) G(соль) А(ля) В(си) С(до). Чтобы исполнить эту восходящую гамму вверх, нужно проделать следующую последовательность действий: выдох (C), вдох (D), выдох (Е), вдох (F), выдох (G), вдох (А), вдох (В) и выдох (C). При нисходящем движении выполните те же действия, но уже в обратном порядке.
Второй способ настройки – тремоло. Такие гармошки имеют ряд двойных отверстий. Каждое отверстие оборудовано двумя язычками, настроенными на одну ноту. Однако при этом один из язычков настраивается чуть выше. При звукоизвлечении эта едва заметная разница в настройке создает вибрацию, напоминающую эффект тремоло. Существуют одиночные, двухсторонние, квартетные и секстетные модели подобных гармошек, с диапазоном от двух до четырех октав. Каждая из моделей выпускается в нескольких тональностях. Одиночная модель представляет собой гармошку с одним рядом двойных отверстий. Двухсторонняя имеет два ряда отверстий с разным строем, располагающихся с противоположных сторон корпуса. Другие модели представляют собой от 4-х до 6-ти гармошек в разных тональностях, закрепленных на едином держателе.
Третий тип настройки губных гармошек – октавный. Конструктивно он не отличается от предыдущего. Разница лишь в том, что язычки расположенные в двойных отверстиях настраиваются в октавный интервал. Такие модели обладают мощным звуком без всякой вибрации. Гармошки с таким вариантом строя существуют лишь в одиночном или двухстороннем варианте.
Хроматические гармошки
Тип гармошки, который позволяет исполнителю извлекать и полутона, называется хроматической губной гармошкой. Подобный инструмент был предложен фирмой “Hohner” в 1920 году. Существует два типа хроматических гармошек: для игры соло и для аккомпанемента. Первая разновидность, как видно из названия, предназначается для игры соло или в ансамбле. На таком инструменте полутона извлекаются при помощи слайдера, то есть кнопки, располагающейся на одной из боковых сторон корпуса инструмента.
Диапазон хроматических гармошек может составлять от 2-х до 4-х октав. Существуют модели для начинающих и для профессионалов. 2-х октавная хроматика имеет диапазон от С 1-й октавы до С# 3-й октавы. На профессиональной модели в 2 1/2 октавы можно играть от С 1-й октавы до F# 3-й октавы. 3-х октавные модели также выпускаются как для начинающих, так и для профессионалов. Их диапазон также начинается от С 1-й октавы. 4-х октавные, профессиональные модели имеют диапазон от С малой октавы до D 4-й октавы. Когда слайдер на хроматической гармошке отжат, то исполнитель имеет доступ к диатоническим нотам (белые клавиши ф-но), а когда слайдер нажат – к полутонам (черным клавишам).
Другим типом хроматики является басовая гармоника, которая используется в оркестровом аккомпанементе. Эти инструменты работают в басовом регистре, начиная от ноты Е, расположенной в контроктаве. Еще одним аккомпанирующим инструментом является 48-аккордовая гармошка. Этот инструмент используется в ансамблевом аккомпанементе. Модель “Hohner The 48 Chord” представляет собой две соединенные друг с другом гармошки с 12-ю аккордами на вдохе или выдохе в каждой, что в сумме дает 48 аккордов. Причем это могут быть мажорные, минорные, доминантовые, уменьшенные и увеличенные аккорды. Этот инструмент имеет 96 двойных отверстий и 384 язычка. При длине в 58,4 см – это самая длинная губная гармошка в мире.