Что такое диаспора в истории
Диаспора
Отношения с диаспорой осознаются как важное направление внешней политики многими странами. Для некоторых стран (Израиль, Армения, Индия) диаспора, оказывающая политическую и экономическую поддержку исторической родине, играет особо важную роль.
Диаспора может играть также заметную роль в сохранении национальной культуры и формировании национального самосознания.
Содержание
История
Диаспоры возникали в результате эмиграции групп населения, вынужденной или добровольной. Зачастую первыми эмигрировали торговцы и вновь образованные колонии имели торговый характер. Подобные методы расширения жизненного пространства были характерны для финикийцев, евреев и греков. Все эти народы, имея небольшие по площади государства, распространились и создали колонии на огромных пространствах Древнего мира. [2]
В среде эллинизированных евреев термин диаспора употреблялся для обозначения еврейских общин, состоящих из добровольно проживающих вне Земли Израиля, в отличие от насильно изгнанных (галут) из Иудейского царства вавилонянами в 586 г. до н. э., и римлянами — из провинции Иудея в 136 году. [3]
В современном значении термин диаспора стал использоваться с конца XX века, перестав быть связанным исключительно с еврейским этносом. Термин до сих пор не является строго определенным, вокруг него ведутся оживленные дискуссии, как в России, так и за рубежом. [4]
Некоторые государства устанавливают и поддерживают контакты со своей диаспорой за рубежом, например в Грузии за это отвечает соответствующее министерство.
На территории любой страны можно выделить определенное количество диаспор. Они различаются по историческому происхождению и определенным специфическим признакам. Но что означает слово диаспора? Какую роль они играют в укреплении национальной культуры народа? Как формировались в прошлом и как классифицируются в настоящее время. О происхождении, значении слова «диаспора», о ее роли в жизни общества в целом и пойдет речь в статье.
Общая информация. Терминология
История
Историки утверждают, что диаспоры появились примерно в 6 веке до нашей эры. В это время вавилонский правитель завоевал часть Палестины, после чего насильно переселил еврейский народ в Вавилонию, где они и проживали до завоевания территории персидским королем Киром.
Тот, кто возглавлял самоуправление у еврейского народа в Вавилонии, титуловался как «Глава диаспоры». Первым главой был Йеояхин, царь Иудеи. Титул передавался по наследству от отца к старшему сыну.
Финикийцы, греки и евреи из-за небольших площадей государств были вынуждены эмигрировать и создавать колонии на завоеванных землях. Первыми родные земли покидали торговцы.
Во времена Средневековья число таких диаспор росло из-за завоевательных походов, войн, религиозных преследований, ограничений и притеснений отдельных народов. Особенно выделяется судьбы армянского этноса: диаспора его берет начало с 14 века, после вторжения орды Тимура в пределы Армении и уничтожения большей части населения.
Со временем диаспоры стали появляться вследствие экономических преобразований, массовая миграция происходила в те регионы, где требовались трудовые ресурсы – Канада, США, Индия, Австралия, ЮАР, Латинская Америка. Причиной переселения были притеснения, ограничения, аграрные возможности и другие.
Первоначально понятие употреблялось по отношению к конкретному (еврейскому) народу, но в ходе развития человеческого общества, оно стало применяться ко всем народам и этническим группам, которые по каким-либо причинам были оторваны от своего народа, но которые продолжали жить и сохранять этническую общность.
Позже понятие «диаспора» стало использоваться по отношению к культурологическим и религиозным группам, которые вынуждены жить среди представителей другой культуры и религии.
Современное понимание
В современном понимании термин «диаспора» стал использоваться с конца 20 века. Он даже в настоящее время не является конкретным и строго определенным, вокруг него продолжаются оживленные дискуссии как за рубежом, так и в России.
Но несмотря неопределенность термина, как явление диаспора играет важную роль. Во многих странах устанавливается прочная связь с общинами, проживающими за пределами страны. Например, Грузия, Армения поддерживают контакты со своими диаспорами во всем мире.
Признаки и характерные черты «диаспоры»
Диаспора – это не только часть народа, которая живет среди другого народа, это этническая общность, которая обладает чертами национальной самобытности своего народа (культура, литература, искусство, язык, сознание) – поддерживает их, сохраняет и развивает.
Трудно назвать диаспорой, часть народа, которая вступила на путь ассимиляции и полного исчезновения этнической самобытности (потеря языка, культуры, быта и обычаев).
Характерной чертой диаспоры является наличие определенных организационных форм, начиная от землячеств и заканчивая политическими и национально-культурными движениями.
Отличительной чертой этнической группы является также осуществление социальной защиты людей (своих членов).
Если народы не нуждаются в отдельном этническом развитии, то они и не образуют диаспор в иностранных государствах. Например, немцы и британцы в США, они представлены во всех сферах общественной и культурной жизни.
Особой чертой диаспоры является религиозный признак. Религия во многих случаях становится цементирующим фактором, она объединяет единоверцев. Например, греко-католическая церковь сплотила украинцев в Латинской Америке и Канаде.
Важную роль сыграла религия в жизни армянской общины. Армянская церковь в 5 веке нашей эры сделала монофизитский выбор. Это еретическое направление как для католиков, так и для православных, и именно монофизитство выделило армян в этнос. Связь этноса и религии очень сильная, и это привело к устойчивости этноса и его повышенной сопротивляемости ассимиляции.
Диаспора и ассимиляция
Не каждый этнос способен создавать диаспору, а только тот, который устойчив к ассимиляции. Это достигается только в случае четкой и структурированной организации диаспоры и органов ее самоуправления, учебной и культурной деятельности. Историческая память, наличие национальной идеи, религиозные факторы – все это сплачивает людей, сохраняя этническую общность и не позволяя ей раствориться в иностранной среде.
Таким образом, диаспора – это совокупность людей, которых объединяет единое этническое происхождение, которые проживают за пределами исторической Родины. Важной чертой диаспоры – способность к самоорганизации, которая позволяет ей сохраняться и функционировать.
Классификация
Типы диаспор различны, это связано со сложностью их типологических признаков. Для рассмотрения классификаций нужно знать, кто представитель ее, какие страны относятся к их исторической Родине.
Классификация диаспор по видам деятельности, которые они выполняют:
Крупные диаспоры мира
Одной из крупнейших диаспор мира считается китайская, в ее состав входят около 50 миллионов человек. Индийская и русская диаспора составляют каждая по 25 миллионов человек. В состав польской этнической группы входит 21 миллион человек, а украинской – около 12.
Цыганская, итальянская, еврейская, армянская диаспора включают по 8 млн человек каждая. Адыгская и греческая группы объединяют около 7 миллионов человек (каждая). Вьетнамская, казахская, немецкая группы состоят из 3,5 миллионов человек. Наименьшей считается азербайджанская диаспора, в ее состав входят 2,4 миллиона человек.
Русская или русскоговорящая диаспора
Считается одной из самых крупных в мире. Ее численность составляет примерно 25 миллионов человек, которые проживают по всему свету, за пределами России. Первая волна ее формирования началась в середине 19 века, часть дворян создали русскую общину в центре Парижа.
Значительное расширение диаспора получила после падения Российской империи, в период гражданской войны и в первые годы становления советской власти.
Второй мощный рост пришелся на период 90-х годов, когда СССР развалился.
Но до сих пор сложным является вопрос о том, кого именно относить к русской диаспоре – этнических русских, граждан РФ, потомков из Российской империи, переселенцев из бывших стран СССР или всех русскоговорящих.
Вместо заключения
Итак, диаспора – это общность людей, которые имеют единое этническое происхождение и проживают за пределами страны происхождения. Длительное время под «диаспорой» понималась только еврейская общность, которая являлась уникальным явлением. Постепенно термин стал использоваться по отношению к другим народам, так как «рассеяние» этносов и народностей стало частым явлением.
Характерными чертами диаспоры являются оторванность от исторической Родины, сохранение национальной самоидентичности (культура, язык, литература, быт, традиции), устойчивость к ассимиляции, осуществление социальной и политической защиты своих членов.
Диаспора — что это такое, определение простыми словами.
Диаспора – это термин, который используется для обозначения религиозных или этнических групп, проживающих за пределами своих родных земель. Также данным словом принято характеризовать людей, как коллективную группу или сообщество.
Диаспора – происхождение термина.
Слово диаспора пришло к нам из древнегреческого языка, и буквально обозначает – «разбросанные или посеянные семена». Стоит отметить, что данное древнегреческое определение наиболее точно и колоритно передает суть самого явления. Человеческая история наполнена различными примерами переселения и миграции национальных и культурных групп, которые создают собственные ячейки в новых землях.
Основными отличием диаспоры, является поддержание и следование своей культуре. Буквально это значит, что помимо принятия новой и чужой культуры, члены диаспоры чтут свои традиции, культурные ценности и язык своих предков.
Одним из самых ярких примеров, может послужить еврейская диаспора. Все мы знаем, что данный народ за свою долгую историю был вынужден переселятся с места на место, как по своей, так и по чужой воле. Но, в любом месте, где селилась группа евреев, всегда возникала их культурная диаспора, члены которой держались вместе и исповедовали свою религию и культурные традиции.
Диаспора как явление.
Сама концепция диаспор является очень позитивным явлением, так как именно общение с представителями своего народа позволяет поддерживать собственную идентичность и сохранять культуру всего народа. Благодаря диаспорам, дети которые родились на новой земле, имеют возможность изучить язык своих предков и понять собственное этническое происхождение.
Хотя следует понимать, что у диаспор есть и негативная сторона, которая может заключаться в самоизоляции и отстранении от развития мирового сообщества. Простыми словами, это когда диаспоры, замыкаются только на своей культуре и традициях, и не желают принимать правила и ценности той страны, в которой они сейчас живут. Это приводит к тому, что они становятся изгоями, которые не хотят развиваться в ногу с остальными миром.
Диаспора
Смотреть что такое «Диаспора» в других словарях:
диаспора — диаспора … Орфографический словарь-справочник
ДИАСПОРА — [гр. diaspora рассеяние] расселение какой л. национальности (народности) на чужбине или распространение какой л. религии среди иноверцев; религиозные меньшинства, а также территории, ими заселенные. Первонач. о евреях, расселенных среди иных… … Словарь иностранных слов русского языка
ДИАСПОРА — (греческое diaspora рассеяние), постоянное пребывание (добровольное или вынужденное) части народа на территории другого государства (т.е. вне страны происхождения народа) … Современная энциклопедия
ДИАСПОРА — часть растения (спора, семя, плод, клубень и т. п.), естественно отделяющаяся от материнского организма и служащая для размножения и расселения … Большой Энциклопедический словарь
ДИАСПОРА — (греч. diaspora рассеяние) часть народа (этническая общность), живущая вне страны своего происхождения, своей исторической родины. Первоначально совокупность евреев, расселившихся (со времени Вавилонского плена, 6 в. до н. э.) вне Палестины … Большой Энциклопедический словарь
ДИАСПОРА — ДИАСПОРА, ы, жен. (книжн.). Люди одной национальности, живущие вне страны своего происхождения, вне своей исторической родины. Украинская д. в Канаде. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ДИАСПОРА — (от греч. diaspora рассеивание, разбрасывание), диссеминула, часть растения разл. морфологич. природы, естественно отделяющаяся от материнского растения и служащая для размножения и расселения. Различают вегетативные Д. (клубни, луковицы,… … Биологический энциклопедический словарь
ДИАСПОРА — (от греч. diaspora разрозненность) англ. diaspora; нем. Diaspora. Пребывание части народа (этнической общности) вне страны его происхождения при сохранении чувства идентификации со своей родиной. см. ГЕНОЦИД, ЭМИГРАЦИЯ. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии
Диаспора — (греч. diaspora рассеяние) часть народа (этническая общность), живущая вне страны своего происхождения, своей исторической родины. Первоначально совокупность евреев, расселившихся (со времени Вавилонского плена, 6 в. до н. э.) вне Палестины.… … Политология. Словарь.
диаспора — сущ., кол во синонимов: 2 • пропагула (1) • тфуца (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ДИАСПОРА — (от греч. diaspora – рассеяние). Устойчивая совокупность людей единого этнического или национального происхождения, живущая за пределами своей исторической родины, иногда имеющая социальные институты для поддержания и развития своей общности.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
История возникновения, черты и функции диаспор.
Изначально диаспорой называлась общность граждан древнегреческих городов-государств, мигрировавших на занятые территории с целью колонизации и ассимиляции последних. Подобные методы расширения жизненного пространства были характерны для некоторых древних семитских народов (финикийцы, евреи), для греков, римлян, шумеров. Все они, имея изначально небольшие по площади государства, колонизировали огромные пространства Древнего мира[2].
Принцип диаспорного существования проявился сразу в двух направлениях. Одной из первых диаспор, как уже упоминалось ранее, стало рассеяние евреев после разрушения римлянами Второго храма Иерусалимского в 73 г. Р.Х. Изгнанные из Палестины, евреи расселились по Средиземноморью, частью же были оттеснены на просторы Евразии в сторону Поволжья и Центральной Азии. В дальнейшей своей судьбе еврейский народ отступал от диаспорного принципа существования, создавая компактные закрытые поселения, в которых реализовывался исторически давно известный принцип жизни земляческих меньшинств в чуждом этноконфессиональном окружении. Однако периодически евреи возвращались к диаспорной модели, которая оптимальна для мобилизации психических и умственных ресурсов общины и обеспечивает наилучшие параметры выживания в соперничестве цивилизационных типов[4].
Другим примером диаспоры, возникшей примерно в то же время, стал эллинизм. В нем реализовался принцип распространения определенного типа сознания. Греческий язык и связанная с ним понятийно-методологическая система понимания мира захватили самые разные слои населения, крайне пестрого по генофонду: от согдийцев далекого Хорасана до египтян, италийцев и тех же евреев. Эллинизм стал диаспорным типом сознания – космополитизмом, духовные корни которого не в земле (почве), а в небе.
Диаспора, как цивилизационный метод, совпавший по времени возникновения с Новой эрой, стала модернизационной формой глобального кочевья – новым, радикально пересмотренным типом кочевой цивилизации, решившей всерьез взять финальный реванш у земледельческого оседлого образа жизни, который восторжествовал ранее в масштабах всемирной истории над кочевниками.
Кочевник, будучи человеческим «перекати-поле», свободно перемещается в пространстве, но, наоборот, фиксирован во времени. Оно для него не движется.
Современная диаспора – это не виртуальная категория, а действительно высокомобилизованное особое человеческое пространство, в котором идеи братства, солидарности, политической самоорганизации вызревают органически из самих параметров диаспорного существования[7].
Поэтому диаспора как новый субъект оппозиции представляет собой успешную формулу.
В современном значении термин «диаспора» стал использоваться с конца XX века, перестав быть связанным исключительно с еврейским этносом. Он характеризует устойчивую совокупность людей единого этнического или национального происхождения, живущих за пределами своей исторической родины и имеющих социальные институты для поддержания и развития своей общности[8].
Диаспоры повсюду, в том числе и в России, часто обладают относительно устойчивой независимостью по отношению к различным средствам авторитарного идеологического воздействия. Во-первых, внутренней структурой (сегментом) диаспоры является компактная община верующих, обычно состоящая из представителей разных этнических групп. Во-вторых, менталитет диаспоры тяготеет к всесторонней автономности, предполагающей самоуправление как в бытовых и юридических вопросах, так и в политических и духовных проблемах[9].
В английских словарях слово «диаспора» пишется с большой буквы и не допускает множественного числа. Общепринятого строгого определения понятия «диаспора» не существует, предлагают наборы характерных черт, типичных для диаспор:
— рассеяние по отношению к своей изначальной родине, в альтернативном варианте – экспансия на пределы родины с определенными целями или для удовлетворения более далеко идущих планов;
— коллективная память и мифологизация утраченной родины;
— почитание наследия отцов;
— сильное групповое этническое самосознание, сохраняющиеся неспокойные отношения с обществами-хозяевами;
— чувство солидарности с собратьями в других странах;
— возможности выдающихся успехов в жизни в странах-хозяевах, проявляющих терпимость.
Традиционно выделяемые диаспоры действительно обладают подобным набором черт[10]. Но в других случаях отнесение к диаспоре сообществ, обладающих теми же чертами, оспаривается. Так, термин «диаспора» не употребляется, когда говорят о потомках британцев в Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке, Зимбабве, Кении, Канаде или США. Не применяется он и к многочисленным немецким колониям в Центральной и Восточной Европе, на Волге (все они прекратили существование после 1945 года) или в некоторых странах Латинской Америки.
Судя по всему, для людей, оказавшихся в рассеянии, возможно не только коллективное сознание пребывания на чужой земле, которая противопоставляется утраченной собственной родине, но и альтернативное ему коллективное сознание обретения новой родины, когда рассеяние не ведет к «диаспоризации». Но если допустимы две крайние ситуации, то возможно и даже неизбежно существование большого количества переходных, промежуточных вариантов, «полудиаспор» с разной степенью идентификации себя со «своим» сообществом и с обществом страны-хозяина.
Когда термин «диаспора» применяется к подобным ситуациям, происходит нечто вроде банализации понятия. Теперь это – не уникальный, единственный в своем роде феномен, а типичная картина, которую можно наблюдать чуть ли не у всех народов мира. Но та смысловая нагрузка, которую долгое время несло слово «диаспора», при этом теряется или видоизменяется. Я полагаю, чтобы судить о месте диаспор в современном мире и об их будущем, надо исходить не из набора признаков, которыми обладают более или менее «классические» диаспоры, а из реальных функций, которые они выполняют в современном мире.
Получившая всемирные масштабы модернизация, «глобализация» разрушает все локалистские перегородки или, во всяком случае, нарушает их непроницаемость. По самым разным причинам люди покидают свою родину – малую или большую – и оказываются в рассеянии. Сейчас не так легко назвать народ, с которым этого не происходило бы. Так возникают новые диаспоры[11].
Для человека, вынужденно или добровольно покинувшего свою родину и оказавшегося в непривычной социокультурной среде, адаптация и укоренение в ней на какое-то время выходят на первый план. Это непростой и очень болезненный процесс, и диаспора как раз и оказывается той институциональной формой, которая позволяет одновременно существовать в «двух средах» и тем облегчает адаптацию. В общем именно эту функцию на протяжении тысячелетий выполняла еврейская диаспора, и ее опыт придал феномену диаспоры характер чего-то вечного. Но сейчас жизнь намного ускорилась, в силу чего роль и функции диаспор изменились. Современная диаспора становится временным прибежищем человека, рано или поздно он, его дети или, в крайней случае, внуки должны сделать выбор и либо вернуться на родину, либо полностью раствориться в новой социокультурной среде[12].
Этот выбор часто оказывается очень нелегким, ибо его приходится делать на фоне глубокого кризиса традиционных принципов социальной интеграции, который можно назвать кризисом этнокультурной идентичности, или кризисом этничности. Модернизация необратимо разрушает средневековые, а может быть, и более давние перегородки между этнорелигиозными и/или этнокультурными сообществами, обесценивает принципы их социальной интеграции и требует выработки каких-то новых принципов интеграции, имеющих неэтническую основу. Как это часто бывает, старые принципы не уступают место без боя и мир на долгое время превращается в арену противостояния двух идеологий и двух политических практик[13].
С одной стороны, это универсалистские идеи Просвещения и Французской революции, практика государств-наций, основанных на гражданских критериях национальной принадлежности, на «праве почвы» и так далее. С другой стороны, это отражающие восточно-европейскую реакцию на западно-европейское Просвещение гердеровские идеи непроницаемых перегородок между культурами, идеи изначальной принадлежности человека к закрытому сообществу, «права крови», этнических наций и, соответственно, практика более или менее «чистых» этнических государств, обособления этнических меньшинств и т.п.
Идея «классической» диаспоры ближе ко второму взгляду, ибо она предполагает бесконечно долгое сохранение верности религиозному и культурному наследию предков, защиту этнокультурных перегородок, несмотря ни на что. В той мере, в какой диаспора помогает выживанию и адаптации этнических меньшинств, оказавшихся в рассеянии, она функциональна, и это, казалось бы, подтверждает правоту всякого рода поборников «этнической чистоты» и т.п. Принадлежность к диаспоре кажется чем-то очень важным именно для меньшинства. Однако рано или поздно рамки диаспоры становятся тесными для многих ее членов, у них появляется стремление раствориться в «плавильном котле» многонациональных стран, ассимилироваться в среде этнокультурного большинства. Это естественный процесс, который в разных обществах протекает по-разному.
Сейчас кажется, что наступает «золотой век» диаспор. Оживление этнических чувств в самом деле налицо, об этом свидетельствуют всякого рода экономические и политические требования, которые, когда это возможно, приобретают этническую окраску[14].