Что такое диаграмма в математике 4 класс
Конспект урока математики 4 класс «Диаграммы»
Урок по математике 4 класс ( Школа России)
Учитель начальных классов: Трибунская И.Я.
Цель: создание условий для организации деятельности обучающихся по ознакомлению с понятием «Диаграмма», со способом построения линейных и столбчатых диаграмм, чтением диаграмм.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
— знакомство с понятием «Диаграмма», со способом построения линейных и столбчатых диаграмм, чтение диаграмм.
— решение текстовых задач;
— представление, анализ и интерпретация данных.
Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал. Учебник: М.Моро «Математика» 4 класс, часть 1.
Предметные. В конце урока ученики:
1. Узнают способ построения линейных и столбчатых диаграмм.
2. Умеют читать диаграммы.
1. Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.
2. Умеют слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
1. Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.
Урок математики 4 класс «Диаграмма»
Содержимое разработки
Технологическая карта урока
Тема урока: Диаграммы
Тип урока: урок построения новых знаний
создать условия для осмысления нового математического понятия «диаграмма»
• познакомить с разными видами диаграмм; формировать умение читать столбчатые диаграммы и переводить их данные в таблицу;
• закреплять вычислительные навыки, применяя знание таблицы умножения и деления;
• учить использовать приобретённые знания в практической деятельности
• развивать умение находить пути решения поднимаемой проблемы;
• способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать посредством наблюдения и сопоставления
• создавать положительную мотивацию путём вовлечения каждого в активную деятельность, содействовать развитию навыков совместной работы
• выполнять мыслительные операции анализа и синтеза;
• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
• высказывать и обосновывать своё мнение;
• выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
• проявлять активность во взаимодействии;
• адекватно оценивать результаты своей деятельности
• определять мотивацию учебной деятельности;
• формировать адекватную самооценку
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; развивать логическое мышление, стремление использовать математические умения в повседневной жизни.
Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие с поставленной задачей; осознанно и прочно овладевать математическими умениями.
Коммуникативные: уметь высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, обосновывать этапы решения учебной задачи; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач; закладывать основы математических знаний.
М.И.Моро, М.А.Бантова. Учебник «Математика. 4 класс» часть 1– М.: Просвещение
Стихотворение про диаграмму Светланы Сосновской
Конспект урока по математике на тему «Диаграмма» (4 класс)
Тема: «Диаграмма»
Цель:
— обучающая: изучать понятия диаграмма, масштаб, сбор и представление данных; определить функции диаграмм, их виды; учиться работать с диаграммами (чтение, построение); закрепление умений и навыков решения примеров на деление и умножение;
— воспитательная: воспитывать умение взаимодействовать в коллективе;
— развивающая: развивать логическое мышление детей; развивать память; развивать умение воспроизводить зрительную информацию представленную в виде диаграммы и графиков с целью обработки математических данных.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: презентация.
1. Организация начало урока;
2. Проверка домашнего задания;
3. Проверка ранее усвоенных знаний:
3.1 Минутка каллиграфии цифры «2»;
3.2 Устный счет;
3.3 Решение примеров;
3.4 Римская нумерация;
4. Сообщение темы, цели и задач урока:
4.1 Чтение и обсуждение определения «Диаграмма»;
4.2 Виды диаграмм;
5. Восприятие и осознание учениками фактического материала:
5.1 Работа с учебником (диаграмма письменно);
5.2 Работа с учебником (диаграмма устно);
6. Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами:
6.1 Работа с учебником (диаграмма письменно);
6.2 …
7. Итог урока;
8. Сообщение темы домашнего задания.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА
— Здравствуйте, ребята! Для урока вам потребуется: пенал, тетрадь, книга. Все остальное уберите с парт.
— Проверим таблицы умножения (СПРАШИВАЮ ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ);
3.3 РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ
— А сейчас возьмите карточки, которые у вас на партах и самостоятельно решите примеры в тетради.
ЗАДАНИЯ:
568 : 4 254 : 2
477 : 3 748 : 4
524 * 5 585 * 3
351 * 7 259 * 6
(СЛАЙД 2)
— А сейчас мы с вами проведем самоконтроль. Обменяйтесь карточками с вашим соседом. На презентации будут правильные ответы.
4. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА:
(СЛАЙД 8)
— А сейчас, посмотрите на презентацию. У нас есть примеры с буквами, а ниже таблица с ответами на примеры. Нам необходимо решить примеры и подставить буквы под соответствующие ответы в таблице ниже.
ЗАДАНИЯ:
(200-30)*5=И; 300+90:3=М; (17-10)*20=М; 24-14+500=А; (15+15):2=А; 30-28+17-9=Д; 1000-700+200=Г; 2:2*7=А; 50*4+90*3=Р
4.2 ВИДЫ ДИАГРАММ
(СЛАЙД 10-11)
— А сейчас посмотрите на экран. Вот несколько видов диаграмм. А как вы думаете, как можно использовать диаграммы? (Ответы детей)
— Да, действительно. Все, что вы перечислили является правильными ответами.
— Основная функция диаграмм – графическое отображение числовых данных для сравнения.
6 . ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, СВЯЗЕЙ И ЗАВИСИМОСТЕЙ МЕЖДУ НИМИ:
6.1 РАБОТА С УЧЕБНИКОМ (ДИАГРАММА ПИСЬМЕННО)
— Обратите внимание на номер 82. Прочитайте задание.
— Какой вид данной диаграммы?
— Что нам известно? ( Сколько учащихся в 4 классе).
— Мы можем узнать сколько учащихся в 1, 2, 3 классах? ( Нет). Почему? (Мы не знаем, каком масштаб диаграммы). А мы можем как-то узнать? (Да, нужно узнать масштаб). Каким действием (Делением). Как запишем выражение? (12:4=3). Так какой масштаб диаграммы? (3 чел.)
— Записываем номер 82. Чертим таблицу. Под таблицей решаем примеры в столбик. Первые 5 получат оценки.
7. Итог урока
— Какая тема сегодняшнего урока?
— Что такое диаграмма?
— Какие виды диаграмм вы знаете?
— Для чего нужны диаграммы?
Математика. 4 класс
Конспект урока
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— как можно извлекать информацию из различных источников (текстов, задач, таблиц)?
— что такое диаграмма?
— как читать и строить столбчатую диаграмму?
Информация – это сведения о чем либо или о ком либо.
Диаграмма – графическое изображение информации.
Таблица – структурирование(представление) данных о чем-либо в виде строк и столбиков.
Столбчата диаграмма – диаграмма, на которой данные изображены в виде столбцов.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с.13-14
2. Математика. Подготовка к Всероссийской проверочной работе. 4 кл: тетрадь для самостоятельной работы/ О. А. Захарова. – М: Академкнига/ Учебник, 2017. – с. 105-113
3. Математика: 4 класс: учебник в 2 ч. Ч.1/ В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – М. Вентана-Граф, 2016. – с. 19-21
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Учительница детям задала задание: проследить и зафиксировать время, которые они тратят на дорогу в школу. И у детей получилась такая запись:
Для наглядности дети записали результаты в таблицу
Время на дорогу в школу
Учительница на основании информации в таблице составила рисунок, который называется – диаграмма.
Слово «диаграмма» пришло к нам из греческого языка и переводиться как «чертеж». В энциклопедии написано, что оно обозначает графическое изображение информации.
С левой стороны диаграммы отмечено время, одно деление равно одной минуте. Внизу по горизонтальной линии имена детей.
По диаграмме мы сможем увидеть следующие данные:
Таким образом, «читается информация», которая записана на диаграмме.
Диаграмму можно построить.
В диаграмме подписываются все данные.
Задания тренировочного модуля:
1. Прочитайте диаграмму, выберите, сколько стоит книга и сколько стоит альбом.
Книга: 50 руб., 20 руб., 100 руб., 150 руб.
Альбом: 50 руб., 20 руб., 100 руб., 150 руб.
Книга стоит 100 руб.
Альбом стоит 50 руб.
2. Учительница дала Диме таблицу и попросила его указать диаграмму, на которой правильно изображены данные, представленные в этой таблице. Определи диаграмму, которую ему надо выбрать?
План-конспект урока по математике в 4 классе «Диаграммы»
Светлана Горькавая
План-конспект урока по математике в 4 классе «Диаграммы»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по математике в 4 классе
Тема урока: Диаграммы
Цель: организация деятельности обучающихся по ознакомлению с понятием «Диаграмма», со способом построения столбчатых и круговых диаграмм, чтением диаграмм.
— образовательная: знакомиться с понятием «Диаграмма», со способом построения столбчатых и круговых диаграмм, чтением диаграмм
— развивающая: развивать навыки самопроверки, самоконтроля, логическое мышление,
математически грамотную речь;
— воспитательная: воспитывать познавательный интерес, формировать устойчивую положительную мотивацию.
Планируемые результаты:
— предметные: познакомиться с понятием «Диаграмма», со способом построения столбчатых и круговых диаграмм, строить и анализировать диаграммы;
— личностные: проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, использовать полученные знания в повседневной жизни;
— метапредметные: определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения, работать в паре, слушать и понимать речь других, договариваться о правилах в работе в группах.
Тип урока: комбинированный урок.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбуки.
Межпредметные связи: математика, информатика
Дидактический материал: карточки с примерами, карточка с ребусом, карточка с условием задачи.
Методы и приёмы обучения: словесные (беседа, объяснение, ответы на вопросы и т. д., наглядные (презентация, ребус, практические (работа по дидактическому материалу, построение, анализ диаграмм, работа на компьютере).
Автор УМК (программы учебного курса): Моро М. И. Математика. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 2014.
№ Этап урока Название
используемых ЭОР Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1. Мотивация учебной деятельности Проверяет готовность к уроку, нацеливает на плодотворную работу.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтоб задачи без труда решать,
Чертить, смекать и рассуждать.
Слушают учителя, знакомятся с листами самооценки.Личностные: умение организовать свою деятельность.
1) чистописание числа 357;
«Найди и исправь ошибку»
На доске презентация
Создает условия для активизации учебной деятельности учащихся. Демонстрирует презентацию.
-Пропишите число 357.
-Разложите на разрядные слагаемые.
— Проверьте, правильно ли вы сделали запись.
— У Вас на партах лежат листочки с заданиями. Найдите и исправьте ошибки в заданиях.
Проверьте, правильно ли Вы нашли и исправили ошибки.
Организует работу в парах. Контролирует выполнение работы.
— На партах у вас карточка с ребусом. Вместе с товарищем по парте расшифруйте ребус, отгадав, вы узнаете тему урока, кто справится, поднимут руки.
— Верно, это слово – Диаграмма
— Сейчас прошу оценить свою работу. Проявляют готовность к активной учебной деятельности.
Выполняют задания учителя.
Учащиеся решают примеры и уравнение. Находят и исправляют ошибки.
Проверяют ошибки со слайда
Выполняют задания в парах.
Формулируют и аргументируют свое решение.
Работают в листах самооценки Личностные: взаимодействие со сверстниками и взрослыми через участие в совместной деятельности. Оценивание своей деятельности.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений,использование знаково-символических средств Коммуникативные: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Регулятивные: контроль правильности ответов одноклассников.
3. Сообщение темы и цели урока Слайд 5 Организует беседу
-Сформулируйте тему нашего урока.
— Подумайте, какая цель нашего урока?
— Скажите, пожалуйста, а кто из Вас слышал слово «диаграмма»?
— Где можно узнать, что обозначает понятие «диаграмма»?
— Давайте найдём в толковых словарях русского языка С. И. Ожегова, которые находятся у Вас на парте. Как Вы будите искать нужное слово?
Сейчас прошу оценить свою работу. Формулируют тему и цель урока.
Отвечают на вопросы
Дети находят нужное слово по алфавиту
Работают в листах самооценки Личностные: учебно-познавательный интерес, смыслообразование.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
нового материала:
а) знакомство с новыми видами диаграмм (работа с учебником);
б) анализ столбчатой диаграммы;
в) построение круговой
диаграммы (действие по алгоритму). Слайд 6
Существуют разные виды диаграмм, давайте откроем учебники на стр. 16 и прочитаем.
О каких видах диаграмм Вы сейчас узнали?
Столбчатые – их ещё называют гистограмма
— На что вы должны обратить внимание, прежде чем начинать строить диаграммы.
— Верно, нужно задать масштаб.
— Прочитайте задачу №81.
«Прочитай диаграмму, показывающую число учащихся в 1-4 классах одной из школ. Начертите в тетради такую таблицу, и запиши в ней полученные результаты». Какой вид диаграммы вы видите на рисунке?
— Какой масштаб дан на рисунке?
Обратите внимание, что шкалы в столбчатой диаграмме строятся на одной линии.
— Проверьте свои результаты с ответом на слайде и оцените свою работу.
— Сейчас я Вас познакомлю с алгоритмом построения круговой диаграммы.
1. Открываем документ Microsoft Office Word
2. Находим вкладку «Вставка»
3. Выбираем «Диаграмма»
4. Выбираем «Тип диаграммы – круговая»
5. Вносим данные в таблицу
— А теперь попробуем построить круговую диаграмму для нашей задачи, работая в парах. (Работа на ноутбуках)
-Сравним. На какой диаграмме более наглядно показано количество учащихся? (на столбчатой)
— Оцените свою работу
Демонстрирует презентацию. Знакомит с алгоритмом построения диаграммы. Организует работу в парах. Формулирует задание. Слушают учителя, выполняют задания.
Отвечают на вопросы.
Находят необходимую информацию. Анализируют диаграмму. Отвечают на вопросы, чертят таблицу, записывают полученные результаты.
Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Работаю с учебником и тетрадью.
Оценивают свою работу.
Внимательно слушают учителя.
Выполняют задание в парах. Строят круговую диаграмму, пользуясь алгоритмом.
Производят анализ диаграммы и делают вывод.
Оценивают работу в листах самооценки.Коммуникативные: достижение договоренностей и согласование общего решения, управление поведением партнера.
Регулятивные: познавательная инициатива, контроль, коррекция.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, действие по алгоритму.
Личностные: осознание ответственности за общее дело, установка на здоровый образ жизни.
5. Физкультминутка. Организует отдых учащихся
Гимнастика для глаз.
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
(Руки согнуты в стороны (выдох).
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)Выполняют упражнения Личностные: установка на здоровый образ жизни
закрепление нового материала (Практическая работа с цветными полосками, выполнение задания в группах) Слайд 9 Организует работу в группах, проводит инструктаж.
У Вас находятся 4 разноцветные полоски и белый картон, Ваша задача, построить столбчатую диаграммук условию такой задачи: «В нашей школе обучается 84 учащегося. В первом классе обучается 15 человек, во втором – 21, в третьем – 25 и в нашем классе 23 человека».
Строя диаграмму, используйте желтый цвет – 1 класс, красный- 2 класс, синий – 3 класс, зелёный – 4 класс.
— Что сначала Вы должны будите сделать?
-Отрезали нужную длину, дальше ваши действия?
-Молодцы! Выполняем работу.
— Покажите всем полученный результат. У всех одинаково построены диаграммы, сравните результаты на слайде и
оцените свою работу.
Отвечают на вопросы. Применяют знания, полученные на уроке.
Отвечают на вопросы
Строят столбчатую диаграмму.
Сравнивают с диаграммами других групп.
Оценивают работу в листах самооценки.Регулятивные: контроль, коррекция, волевая саморегуляция.
Познавательные: самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом материале.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач.
7. Самостоятельное использование полученных знаний. Слайд 10 Организует самостоятельную работу
Самостоятельная индивидуальная работа
У каждого на столе лежит карточка с заданием, прочитайте глазками.
Постройте диаграмму, задав масштаб.
«В выполнении домашней работы, вы на задания по литературному чтению занимаете 30 минут, по математике – 20 минут, а по русскому 25 минут»
— Какой вид диаграммы вы построили?
— На какое из заданий (по диаграмме) тратится самое маленькое время?
— А самое большое время? Поменяйтесь своей работой с товарищем по парте и проверьте его работу.
— Я тоже составила к этой задаче диаграмму. Правильно ли я составила?
— У кого такая же диаграмма?
Сравните результаты и оцените работу соседа по парте.
Дети читают задание и строят диаграмму.
Анализируют столбчатую диаграмму.
Сверяют работу товарища со слайда.
Оценивают работу в листах самооценки.Регулятивные: осуществление самоконтроль по результатам и по способу действия, самостоятельная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив.
Познавательные: анализ, синтез, обобщение, сравнение
8. Подведение итогов. Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
-Достигли ли мы поставленной цели? Подведём итоги листов самооценок. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось).
Выслушивают оценку учителя. Анализируют итоги своей работы.Коммуникативные:
построение монологического высказывания, формулирование собственного мнения и позиции.
Познавательные: обнаружение проблемы, формулирование ее нахождение способов решения проблем поискового и творческого характера.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: стремление к самосовершенствованию.
9. Домашнее задание. Слайд 11 Дает домашнее задание и рекомендации по выполнению. Стр. 17 № 83 или составить задачу и построить столбчатую диаграмму, используя данные профессии одного из родителей. Выбирают одно из заданий и записывают в дневник.
10. Рефлексия. Слайд 12 На этом уроке:
— я поделюсь информацией с …Продолжают фразу Личностные УУД: внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности;Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения.
Найди и исправь ошибку.
_ 425 _ 918 3 + 517 *326 810 * Х = 810
179 9 36 296 3 Х = 0
Постройте диаграмму, задав масштаб.
«В выполнении домашней работы, вы на задания по литературному чтению занимаете 30 минут, по математике – 20 минут, а по русскому 25 минут»
На этом уроке:
— я поделюсь информацией с …
Этапы урока Я справился сам
(+) – 2б. Я частично справился (-) – 1б. Я не справился
«Найди и исправь ошибку»
Формулировка темы и цель урока
Поиск нужной информации в словаре
Построение круговой диаграммы
Прикреплённые файлы:
Конспект урока по математике во 2 классе «Порядок действий. Скобки» Усачёва Марина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №11 г. Новосибирск «Порядок действий. Скобки» Конспект урока по математике.
Конспект урока по математике во 2 классе по теме «Сравнение двузначных чисел» по программе «Перспективная начальная школа» Тема урока: Сравнение двузначных чисел Задачи урока: учить сравнивать двузначные числа; закреплять знание нумерации двузначных чисел;.
Конспект урока русского языка в 5 в классе Тема: Урок-закрепление. Цели: 1. Закрепить умение детей различать слова, обозначающие название, действие и признак предмета, правильно.
Индивидуальное обучение детей с Рда, ОНР. План открытого интегрированного урока в 6 классе План открытого интегрированного урока (индивидуальное обучение, РДА) Класс VI, ученик: Ф. Д. Дата__06.11.16 Учитель: Цубрович Л. Г. Тип.
План-конспект урока в 5 классе по УМК «Английский в фокусе 5» Ю. Е Ваулина, Д. Дули Видео План — конспект урока в 5 классе по УМК «Английский в фокусе 5» Ю. Е. Ваулина, Д. ДулиКонспект урока в 5 В классе. Учитель: Дербенева М. А.
Конспект урока физкультуры в четвертом классе Конспект урока физической культуры Ф. И. О. педагога _Строзенко Марина Николаевна___ Класс: 4 Программа:.
Конспект урока по математике в 4 классе «Сравнение многозначных чисел» Технологическая карта урока Предмет математика Класс 4 класс Автор учебника УМК под редакцией А. Л. Чекина, УМК «Перспективная начальная.