Что такое дейлик в айти
Словарик айтишника или Что? Где? Куда? Часть 1
«Привет! Добро пожаловать! Спасибо, что приняла наш оффер. Пойдем знакомиться с твоей командой. У них как раз сейчас дейли. Ты вышла под конец спринта, поэтому пока работы для тебя не запланировали. Как стендап закончится, можешь почитать спеки, командные окиары и просмотреть бэклог на следующий спринт. По всем вопросам обращайся к своему пио.»
Язык айтишников
Каждый, кто работает в IT, непременно сталкивался с профессиональным жаргоном и компьютерным сленгом. Его можно любить или ненавидеть, принимать или терпеть, но непреложным остается факт — IT-жаргон существует и от него никуда не деться.
Когда приходишь в новую компанию, на тебя наваливается куча незнакомых слов. Кажется, их так много, что потребуется немало времени, чтобы понять и выучить их все. Многие слова ты уже знаешь, о смысле других догадываешься, часть из них является англицизмами, поэтому догадаться об их значении несложно Первая реакция — неприятие: «Зачем использовать английские слова в русский речи, когда есть достаточно русских альтернатив?» Потом ты пытаешься сохранить чистоту языка. В итоге, начинаешь говорить так же, как и все. Это неизбежно.
Профессиональный жаргон существует не для того, чтобы испортить русский язык. Он позволяет ускорить устное общение IT-специалистов и наладить их взаимопонимание. Обычно слова получаются короткими и емкими. Иногда одно слово заключает в себе целую фразу. Поэтому польза в них, на мой взгляд, есть.
Я послушала, как говорят разработчики в Wrike, и составила словарик из самых распространенных слов. Слова собраны по тематическим группам.
Scrum-терминология
Scrum — это методология по управлению проектами. Набор принципов, ценностей, политик, ритуалов для организации работы. В скраме полно терминов, но в ежедневный обиход попала и закрепилась только часть из них.
Бэклог
От англ. backlog (дословно — очередь работ) — еще не запланированный объем работы, который требуется выполнить команде. Каждая созданная задача вначале попадает в бэклог, а потом уже в спринт.
Как и в случае со спринтом, термин используется и в отрыве от скрама. Часто бэклогом называют отложенные задачи. Которые сделать нужно, но не сейчас.
Гол, голевой
От англ. goal (дословно — цель) — цель спринта (бывает одна или несколько), которую команда берется сделать. Цель состоит из ряда задач, которые нужно выполнить, чтобы его достигнуть.
Слово употребляется и как существительное, и как прилагательное. Может быть множественного числа.
Дейли
От англ. daily (дословно — ежедневно) — ежедневные короткие (от 5 до 30 минут) встречи команды с целью поделиться прогрессом по выполненным задачам за предыдущий день и озвучить план работ на текущий день. Также дейли могут называть стендапом (от daily standup), потому что обычно такие встречи происходят стоя — для большей эффективности.
Коммититься
Глагол от англ. существительного commitment (дословно — ответственность). Коммититься — значит обещать выполнить определенный объем работы в оговоренные сроки. Это не просто обещание, это сознательное обязательство перед собой и командой. Человек, который закоммитился, обязан сделать всё возможное, чтобы выполнить то, что сам и пообещал реализовать.
Спринт
От англ. sprint (дословно — бег на короткую дистанцию) — заданный отрезок времени, за который нужно выполнить запланированный объем работы, чтобы в конце этого отрезка был ожидаемый результат.
Термин используют не только те, кто работает по скраму, но и те, кто просто хочет организовать свою работу и сформировать ясные рамки, во время которых должны быть выполнены задачи.
Инструменты для работы
Технические, информационные и вспомогательные средства и приложения для работы.
Ветка
От англ. branch (дословно — ветка) — тот редкий случай, когда в ходу русский перевод термина. Веткой (термин git) называют полную копию проекта, в которой ведется разработка. В проекте может быть создано много веток, что позволяет работать одновременно с разными частями кода. Потом все ветки загружаются в мастер. Процесс «ответвления» иногда называют «бранчеванием», уже как раз от branch.
От англ. mock-up (дословно — эскиз) — макет с UX-дизайном для разработки. Несмотря на то, что слово дословно переводится как «эскиз» или «прототип», в Wrike моками называют готовые проработанные макеты с дизайном.
От англ. production (дословно — промышленная среда) — ветка с рабочей версией продукта, которую видят пользователи. Это окончательная точка куда попадает результат разработки. Иногда так же называют мастер.
От англ. reference (дословно — пример) — схожий функционал или внешний вид, который используется для ориентира. Он служит для сравнения.
Спека
От англ. specification (дословно — спецификация) — документ с подробным описанием требований, условий и технических характеристик, как должен работать разрабатываемый функционал.
Таска
От англ. task (дословно — задача) — задача, заведенная или планируемая на любого работника.
Разработка
Термины, употребляющиеся разработчиками при работе над задачами.
От англ. boost (дословно — ускорение) — процесс повышения производительности, ускорение загрузки.
Катить
Отправлять готовую работу в деплой, предпринимать шаги для подготовки ветки к мерджу в продуктовую ветку.
Комплитить
От англ. complete (дословно — заканчивать) — завершать задачу, закрывать задачу, когда она полностью готова.
Консистентность
От англ. consistency (дословно — системность) — общее единообразие во всех частях продукта.
Матчится
От англ. match (дословно — совпадать) — полное соответствие чего-либо с чем-либо. Процесс приведения к единообразию.
Пинать
Термин, подобный глаголу «пинать», который также имеет значение «делать» и «работать». Конкретное значение определяется по приставке. Подопнуть — сделать немного, допинать — доделать.
Ручка
От англ. handler (дословно — обработчик) — бэкэнд-термин, означающий ответ от сервера, в котором приходят данные.
Скоуп
От англ. scope (дословно — объем) — набор фич и частей продукта, закрепленных за отдельной командой.
От англ. feature (дословно — характеристика) — определенная часть или деталь от общего продукта, которая разрабатывается изолированно.
От англ. flow (дословно — течение) — порядок действий при работе над задачей. Например, вначале задача берётся в разработку, потом проходит ревью, далее тестируется и т.д.
Должности
Некоторые должности, названия которых вошли в обиход в виде сокращений с английского.
Девопс
От англ. DevOps, сокращенно от Developer Operations (дословно — интеграция разработки и эксплуатации) — специалист, занимающийся внедрением DevOps-методологии. Полное название должности — DevOps-инженер, но в речи вторую часть всегда отбрасывают.
От англ. PO, сокращенно от Product Owner (дословно — владелец продукта) — роль по скрам-методологии, человек, ответственный за проработку продукта и распределение бэклога. Он знает о требованиях пользователя и возможностях команды.
От англ. PM, сокращенно от Product Manager (дословно — менеджер продукта) — менеджер, который отвечает за продукт, его обязанности совпадают с обязанностями пио, отличие только в том, что это название должности, а не роли в скраме. Так же, как пио, пиэмов могут называть продакт.
Организационное
Термины, относящиеся к организации работы, а также термины, употребляющиеся в неформальной речи при обсуждении чего-либо.
Дейоф
От англ. day-off (дословно — выходной) — просто выходной.
Драйвер
От англ. driver (дословно — водитель) — человек, который берет на себя инициативу управления проектом/процессом/задачей. В его обязанности входит следить за тем, как протекает созданный им процесс, и руководить им. Он мотивирует других людей выполнять работу для достижения поставленных целей.
Консёрн
От англ. concern (дословно — тревога, участие) — в английском языке слово «консёрн» имеет много различных значений, при этом очень часто употребляется в русской речи. Какое именно значение вкладывает в него автор, известно только ему самому. Иногда — это смесь многих значений, таких как: особый интерес, беспокойство, цель, настороженность, опасение и т.д.
Окиары
От англ. OKR, сокращенно от Objectives and Key Results (дословно — цели и ключевые результаты) — система по постановке и достижению целей. Она нужна для синхронизации работы всех участников компании/отдела/команды, чтобы все двигались в одном направлении, с понятными приоритетами и постоянным ритмом. В отличие от KPI, это амбициозное целеполагание, достижение окиаров (окров) на 70-80% — отличный результат.
Оффер
От англ. offer (дословно — предложение) — предложение о работе / приглашение на работу.
Поинт
От англ. point (дословно — точка) — чаще всего употребляется в значении «точка зрения», сокращенно от point of view. Также в значениях: «суть», «смысл», «довод».
Понимаем сленг программистов: мини-словарь для начинающих разработчиков
Начинающие разработчики не сразу понимают старших товарищей. Фразы вроде «я апишку свитчнул» или «заимпорти другую либу» звучат для новичков как лекция по математическому анализу для первобытного человека. Поэтому мы решили сделать небольшой словарь профессионального сленга программистов.
Слова и фразы в словаре отсортированы по алфавиту. Кстати, словарь можно дополнять. Пиши в комментариях термины, с которыми вы сталкивались на работе.
Аджайл — от англ. Agile. Общий термин, описывает ценности и принципы гибкой разработки программного обеспечения, а также практические подходы к разработке. Понятие Agile стало популярным после публикации Манифеста гибкой разработки программного обеспечения в 2001 году.
Айдишник — id, идентификатор.
Альфа — этап разработки программного обеспечения, на котором разработчики добавляют в программу новые функции, а тестировщики испытывают программу. Это внутренний или непубличный этап.
Апишка — API, программный интерфейс приложения или интерфейс прикладного программирования.
Аутсорс — аутсорсинг, передача компанией части операционной деятельности другой компании.
Адаптив — адаптивный дизайн, адаптация интерфейса к использованию на разных экранах.
Баг — от англ. Bug — жучок, клоп. Ошибка в программе.
Бахнуть — что-то быстро сделать, изменить или дополнить функциональность приложения.
Бета — бета-версия, приложение на стадии публичного тестирования.
Бот — сокращение от «робот». Ботом называют программу, которая автоматизирует интерфейс. Пример — автоответчик в чате.
Бэкенд — от англ. Back-end. Программно-аппаратная или серверная часть приложения.
Бэкап, бэкапить — резервная копия или процесс создания резервной копии приложения.
Ворнинг — от англ. Warning — предупреждение. Предупреждающее сообщение в интерфейсе.
Войтивайти — шуточное, обозначает процесс переквалификации далёкого от сферы IT специалиста в разработчика.
Выкатить — сделать доступным для пользователей. Например, «выкатили новую версию сайта» значит сделали новую версию сайта доступной для пользователей.
Выпадашка — выпадающее меню, то же, что и «дропдаун».
Галера — компания, в которой платят низкие зарплаты и не ценят разработчиков.
Гит — система контроля версий Git или сервис GitHub.
Г****окод — плохой, некачественный код. Объяснение термина есть в статье нашего студента.
Градиент — плавный переход из одного цвета в другой.
Движок — в веб-разработке так называют системы управления контентом.
Дебажить — устранять ошибки, баги.
Деплой, деплоить — развёртывание, публикация рабочей версии приложения. Пример: задеплоить сайт — перенести сайт с тестового на рабочий сервер, сделать его доступным для пользователей.
Джун, джуниор — от англ. Junior. Младший разработчик. Специалист без опыта или с минимальным опытом работы.
Дезигнер — презрительно-снисходительное название дизайнера.
Драй — от англ DRY, don’t repeat yourself. Принцип программирования, предлагающий избегать повторений кода.
Дропдаун — выпадающее меню, то же, что и «выпадашка».
Жаба — язык программирования Java.
Жабаскрипт — язык программирования JavaScript.
Залить — загрузить. Например, «залить файлы на сервер».
Запилить — сделать что-то, добавить какую-то функциональность.
Змея — язык программирования Python.
Исходник — файлы, в которых находится исходный код приложения, или сам исходный код.
Итерация — повторение. «Мы сделали несколько итераций» — мы повторили шаг несколько раз.
Коммит, коммитить — от англ. To commit — совершать. В контексте работы над приложением — сохранять код в репозитории.
Костыль — код, который нужен, чтобы исправить несовершенство ранее написанного кода.
Это интересно На Хекслете есть раздел с бесплатными курсами. Здесь есть курсы по логике, английскому языку, операционным системам, по языкам и инструментам программирования. Регистрируйтесь и учитесь бесплатно!
Либа — от англ. Library — библиотека. Речь идет о библиотеках кода, например, React.
Линтер — общее нарицательное название программ, которые анализируют код и предупреждают разработчика об ошибках.
Лист — от англ. List — список.
Локалка — локальный. Например, локальный сервер или сеть.
Мидл — от англ. Middle — средний. Уровень разработчика, следующий за джуниором. Опыт и уровень знаний миддла позволяет ему самостоятельно решать серьезные задачи.
Мёржить — от англ. Merge, сливать. Речь идет об объединении или слиянии веток кода.
Меншить — от англ. Mention — упоминание. Речь идёт об упоминаниях в чатах или соцсетях. «Менши меня, когда будет готово» значит «упомяни меня, когда будет готово».
Навбар — навигационный блок на сайте или в интерфейсе программы.
Накатить — внести изменения, задеплоить новую версию приложения. Противоположное термину «откатить».
Откатить — удалить изменения, вернуть предыдущую версию приложения. Противоположное термину «накатить».
Ось — операционная система.
Падаван — ироничное название стажёра или джуниора.
Пилот — пробная (пилотная) версия продукта.
Питон — язык программирования Python.
Подвал — то же, что и «футер». Элемент структуры страницы, который находится в нижней части и содержит служебную информацию.
Поплыла вёрстка — некорректное отображение страницы в браузере.
Продакшн или продакшен (продакшн-код) — обозначение кода для рабочей версии приложения.
Пушить — использовать команду push, публиковать что-то.
Пэхапэ — язык программирования PHP, то же, что и «пыха».
Пыха — язык программирования PHP, то же, что и «пэхапэ».
Релиз — программное обеспечение на стадии публичного использования. Стабильная версия программы, которая прошла тестирование.
Рекурсия — описание процесса с помощью самого процесса. Например, выражение «рекурсивный вызов функции» описывает ситуацию, в которой функция вызывает сама себя.
Репа — репозиторий, хранилище данных. Например, код программы можно хранить в репозитории на GitHub.
Ридми — файл Readme, в котором содержится информация о программе.
Ругаться, например, линтер ругается — сообщения об ошибках в коде, работе сервиса и так далее.
Сабж — от английского Subject — тема, предмет. «По сабжу» — по теме обсуждения.
Свитчнуть, свичнуть — переключить. От английского switch.
Сетка — модульная сетка, используется для дизайна и вёрстки страниц.
Сеньор, синьор — от англ. Senior — старший разработчик.
Стек — изначально абстрактный тип данных. В разговорной речи используется для обозначения списка технологий, которые использует разработчик или компания. Пример: «Наш стек — HTML/CSS, JavaScript, React».
Софт — от англ. Software — программное обеспечение.
Софт-скилы — от англ. Soft skills — знания и качества специалиста, прямо не связанные с профессиональной деятельностью. Примеры: коммуникабельность, проактивность.
Темплейт — от английского template — шаблон.
Тестировщик — специалист по тестированию программного обеспечения.
Тимлид — от английского Team leader — руководитель команды. Координатор группы программистов.
Убить — удалить что-то. Например, «убить профиль» означает удалить профиль.
Фидбек — от англ. Feedback — обратная связь.
Фича — функция, возможность. От англ. Feature.
Фреймворк — от англ. Framework — каркас. Инструмент разработки, набор типовых шаблонных решений, упрощающих работу программиста. Примеры: Laravel, Bootstrap.
Фронтенд — от англ. Front-end — клиентская часть приложения.
Хатэмээль, хатээмэль — HTML, язык гипертекстовой разметки.
Хардкодить — статически прописывать в коде данные, которые должны вычисляться динамически. Плохая практика, антипаттерн в программировании.
Хацкер, кулхацкер — ироничное название начинающего специалиста, который считает себя опытным программистом. От английского hacker и cool hacker.
Хедер, хэдер — элемент структуры веб-страницы, находится в верхней части и содержит логотип, меню, служебную информацию.
Цэмээс, цээмэс — от англ. CMS — content management system, система управления контентом.
Цээсэс — от англ. CSS — Cascading Style Sheets, каскадные таблицы стилей.
Юзать — от английского to use — использовать.
Ява — язык программирования Java.
Яваскрипт — язык программирования JavaScript.
ЯП — язык программирования.
С нуля до разработчика. Возвращаем деньги, если не удалось найти работу.
IT-словарик для не-айтишников
Приходилось ли вам объяснять IT-понятия людям из других сфер? Это хитрая задача: при объяснении одного термина нельзя пользоваться другими, потому что они тоже будут непонятными. Представим, что ваш знакомый захотел «войти в айти», впервые открыл Хабр и офигел — как объяснить такому человеку хотя бы основные слова?
Мне захотелось описать популярные понятия неформальным языком — так, чтобы доходчиво донести главное, а не запутывать нюансами. Для этого местами пришлось пойти на упрощения. Но думаю, новичкам не требуется знать «правильнее писать Linux или GNU/Linux». Для начала понять бы, что в разговорах айтишников слово «перформанс» — это не про современное искусство.
Конечно, большинству хабравчан уже не требуется читать такой текст. Смысл публикации в том, чтобы ссылку можно было кидать неайтишным знакомым. А ещё хабрачитатели могут помочь дополнениями в комментариях: у меня описана лишь часть важных понятий, и мои описания наверняка несовершенны, так что совместными усилиями можно сделать всё полезнее.
Оглавление
Технологии
Люди и роли
Технологии
Все знают, что программисты пишут код. А где они его пишут? По сути своей код — просто набор символов, так что в принципе можно хоть в программе «Блокнот». Но это как ретушировать фотографию в Paint, вручную меняя цвет отдельным пикселям: странно мучиться так, когда есть программы помощнее, куда встроены специальные инструменты. И для того, чтобы писать код, тоже делают «программы помощнее».
Есть «редакторы кода», там базовый набор инструментов: например, подсветка разных составляющих кода разными цветами, помогающая быстро видеть нужное. Самый популярный такой редактор в мире — Visual Studio Code от Microsoft.
А есть более мощный вариант — IDE (вообще произносится «ай ди и», но в России говорят «и дэ е»). Аббревиатура означает «integrated development environment» («интегрированная среда разработки»), и это значит, что туда включен не только редактор кода, но и другие инструменты для самых разных задач разработчика (подробнее о них ниже) — компиляции, отладки, контроля версий, вёрстки интерфейса. То есть это такой «швейцарский нож».
Компиляция
Как известно, в компьютерах вся информация хранится единичками и ноликами. Но человеку воспринимать информацию такими битами неудобно. Поэтому, когда мы пишем текст, компьютер показывает нам понятные буквы, а дальше сам разбирается, как ему их внутри себя сохранить единичками и ноликами.
Нечто подобное с кодом. Компьютер принимает в качестве команд машинные инструкции, но ему они понятны, а вот человеку с ними иметь дело неудобно. И люди создали современные языки программирования, где код куда более человекочитабельный. А когда человек написал на таком языке понятную ему программу, дальше требуется перевести её в формат, подходящий для исполнения компьютером. Примерно это и происходит при компиляции. В больших проектах она может требовать много времени, что даёт поводы для шуток:
Отладка
Как люди представляют себе работу разработчика: человек с умным видом пишет код, который делает что надо. Как на практике эта работа выглядит заметную часть времени: человек с глупым видом пытается понять «почему уже написанный код не делает что надо».
Слово «debugging» в России то просто произносят как «дебаггинг», то переводят как «отладка». Как можно догадаться по самому слову, речь о процессе избавления от багов. Есть популярная шутка «отладка — это как быть детективом в фильме, в котором ты сам и есть убийца». Ты где-то накосячил, а теперь надо ещё суметь разобраться, где именно и как.
В этом могут помочь разные инструменты, в первую очередь — созданные как раз для этого отладчики (debuggers). Отладчик позволяет, запустив программу, следить за происходящим «внутри» неё, и помогает заметить, где именно что-то пошло не так, как задумывалось.
Контроль версий и git
Вам когда-нибудь приходилось совместно с другими людьми работать над файлами, когда все поочерёдно вносят в них изменения, и на всякий случай требуется сохранить промежуточные версии? Обычно такое заканчивается папками «finally_final_v5_2021» и письмами «Re: Re: Re: Fwd: Re», во всём этом чёрт ногу сломит.
А заглядывали ли вы в историю правок у страниц на Википедии? Там вместо груды файлов есть одна сущность (страница) с её историей, где автоматически отмечается, какой пользователь какие изменения в страницу внёс. Благодаря этому можно сравнить две разных версии, увидеть, что именно изменилось, и при необходимости откатить всё к старой версии.
Над кодом тоже работают совместно, обращаться к истории изменений приходится регулярно, и чтобы не сойти при этом с ума, всё делают примерно как в Википедии. Для этого созданы системы контроля версий (version control system, сокращённо VCS). Самая популярная из таких систем, ставшая стандартом — git.
Также есть целый набор понятий, связанных с этим, вот только некоторые:
Коммитить (commit) — вы что-то сделали и теперь вносите эти изменения в git.
Бранч (branch) — ветка: это как создать отдельную копию файла, с которой можно смело экспериментировать, не боясь испортить «основную», с которой в это время может работать кто-то другой.
Мёрджить (merge) — объединять код: если удачно поэкспериментировали, надо влить результат в основную ветку, которая тем временем могла ощутимо измениться.
Open source
Представим, что программист написал код, скомпилировал — получилось то, что можно запустить. Дальше можно делиться с миром этим результатом работы, и люди смогут им пользоваться, не зная, как именно он сделан «внутри». Но можно, кроме готовой программы, поделиться и её исходным кодом тоже. Тогда другие программисты, разобравшись в нём, смогут предложить свои улучшения или создать на основе программы что-то своё. Когда код открыт всему миру, это и называют open source.
Звучит здорово, но есть нюансы. Например, на программе с открытым кодом сложнее зарабатывать: больше не требуется покупать её, когда можно взять код и самостоятельно скомпилировать. И в Microsoft не спешат делиться кодом Windows. Зато с операционными системами Linux всё наоборот: ядро Linux — это открытый бесплатный проект, куда вносили вклад разные люди и компании со всего мира, а основать на нём свою ОС может кто угодно, поэтому у Linux есть много разновидностей.
Производительность
Английское слово performance применяется не только к художественным представлениям, но и к компьютерам, где его используют в значении «производительность».
Разработчики заняты не только тем, чтобы код выполнял нужные действия, но и оптимизируют производительность, чтобы он делал это быстрее. Есть случаи, когда это означает «чтобы не тормозило»: например, если мобильное приложение очень долго запускается и это раздражает пользователей, можно попробовать исправить эту ситуацию. А есть случаи, где раздражения пользователей нет, но ускорять всё равно есть смысл: если код работает на сервере, и там выполняется сколько-то операций в секунду, а потом всё оптимизировали и стало выполняться больше операций, то понадобится меньше серверов и можно будет сэкономить на них.
Чтобы улучшать производительность, для начала её надо измерять: точно определять, сколько времени требуется на выполнение какого-либо кода, разбираться, где всё «застревает». Поэтому рядом с «перформансом» нередко можно встретить ещё слово «бенчмаркинг», и это отдельное искусство — измерять нужно уметь.
Фронтенд и бэкенд
Зачастую, пользуясь чем-то, мы видим только «надводную часть айсберга». Можно столько ездить на автомобиле, что руль и приборная панель начнут сниться, но ни разу не заглядывать ему под капот: «ну оно там как-то работает, в автосервисе разберутся».
В софте «руль и приборная панель», которые пользователь видит и с которыми взаимодействует — это фронтенд, а часть «под капотом», где хранятся данные и обрабатывается логика — бэкенд. Слева от любого хабрапоста есть кнопка «вверх» — её добавил фронтендер, и когда вы её нажмёте, на это отреагирует ваш браузер. Но если вместо этого вы напишете комментарий, то кнопка «отправить» (тоже добавленная фронтендером) приведёт уже к взаимодействию с бэкендом: ваш комментарий отправится на сервер и будет там сохранён.
Хайп: AI/ML, VR/AR, blockchain
Не-айтишники слышат в новостях про самые хайповые технологии, поэтому могут думать, что все программисты занимаются такими и ежеминутно двигают мир в будущее. На самом деле всё скучнее, обычных фронтендеров наберётся куда больше, чем VR-специалистов (просто потому что пользователей сайтов куда больше, чем пользователей VR-шлемов). Но свои ниши у этих технологий есть:
«ИИ» (искусственный интеллект) или «AI» (Artificial Intelligence) — это расплывчатое бессмысленное понятие, которое люди исторически применяли к самым разным вещам. Но в последние годы так обычно обозначают машинное обучение (ML, machine learning), и вот это куда более конкретная штука. Её суть в том, чтобы учить компьютер выполнять задачи не стандартными строгими алгоритмами («если на фото есть такие-то элементы, то изображена кошка»), а другим подходом: «вот тысячи фотографий, на них всех кошки, сам реши, что у них общего, и дальше ищи на новых снимках то же». Для многих задач, где чёткий алгоритм составить затруднительно (как с тем же распознаванием изображений), это оказывается куда эффективнее.
VR (virtual reality) — виртуальная реальность, когда видишь вокруг полностью другой мир, как со шлемами Oculus. AR (augmented reality) — дополненная реальность, когда к настоящим объектам вокруг пририсовывают какие-то ненастоящие: как в случае, когда Google на вашем телефоне готов показать тигра прямо в вашей комнате. Над VR и AR работают давно не первый год, и супервзрыва пока не произошло, но развитие продолжается.
Блокчейн — технология, лежащая в основе Bitcoin и других криптовалют, но подходящая и для других задач, связанных с хранением данных. Одна из её главных идей в децентрализованности: у блокчейн-систем нет единоличного «владельца» (в случае с Bitcoin люди даже не знают, как выглядит его создатель Сатоши Накамото, но это и не принципиально). Несколько лет назад с ростом стоимости биткоина возник бум, когда людям казалось «достаточно реализовать любой проект с использованием блокчейна, чтобы озолотиться». Этого не произошло, и волна хайпа схлынула, но сама технология осталась и ещё может пригодиться.
Люди и роли
Программист / разработчик / кодер
В детстве мы все привыкли к слову «программист». Сейчас в вакансиях пишут «разработчик» («developer») или «software engineer». А ещё можно встретить слово «кодер». В чём разница? В интернете (в том числе и на Хабре) есть дискуссии об этом, и некоторую разницу там находят: например, «кодер» порой считают уничижительным определением, когда человек механически пишет код, сам не вполне его понимая.
Но определения из разных текстов расходятся друг с другом, а сами представители профессии не заморачиваются и называют себя как придётся. Так что, в принципе, можно считать это всё синонимами. В индустрии самый распространённый вариант — «разработчик», но в целом можете говорить как вам удобнее. Куда важнее осознать, что все эти определения относятся именно к пишущим код, и не говорить «тыжпрограммист, почини мой принтер» — это задача совсем другого профиля.
Джуниор, миддл, сениор
Разработчиков делят по градациям опытности. Junior — начинающий, за которым нужен глаз да глаз, middle — «крепкий середнячок», а senior — опытный, который может хорошо присмотреть за джунами и наставить их на путь истинный.
Про «синьора Помидора» пошутили уже миллион раз, но это по-прежнему смешно, так что, если разработчики пишут «помидор», они про это. Ну или про тайм-менеджмент по технике Pomodoro, тут уж смотрите по контексту.
В вакансиях, как правило, сразу указывают, ищут в конкретном случае джуна или сениора, и в зависимости от этого зарплата может различаться радикально. Сениоров не хватает, компании за них конкурируют, так что они в выгодном положении — но до сениора надо ещё дорасти, пройдя этап джуниора, когда вы нужны работодателям куда меньше. Так что не слишком верьте платным курсам программирования, которые обещают золотые горы немедленно после прохождения.
А стадия «senior» — это тупик, дальше неё развиваться некуда? Не совсем так. Есть роли «архитектор» и «тимлид», порой можно увидеть должности вроде «principal engineer» (отвечает не за конкретный проект, а за разработку во всей компании). Но всё это уже не линейное движение «кодить лучше прежнего», развитие здесь идёт не в сторону непосредственного написания кода, а в сторону других задач.
Full stack developer и T-shaped-специалист
В любой деятельности можно развиваться по-разному: «вглубь» (очертить узкий круг задач и становиться асом конкретно в них) и «вширь» (уметь больше, но не настолько хорошо). У обоих вариантов свои преимущества и недостатки (как говорилось про «вглубь» ещё в XIX веке у Козьмы Пруткова, «специалист подобен флюсу: полнота его одностороння»).
«Фуллстек» — это про развитие разработчика вширь. О точном значении слова можно спорить (писал об этом отдельный пост), но общий смысл в том, что фуллстек-разработчик — это «человек-оркестр», совмещающий разные умения. Самое частое сочетание умений — «фронтенд + бэкенд», то есть такой человек способен в одиночку сделать сайт, от кнопочек в браузере до базы данных.
А «специалист в форме буквы Т» — это совмещение развития вглубь и вширь. Идея в следующем: есть главное направление, куда забираешься глубже всего, и есть смежные, где проходишься по верхам. Вертикальная черта в букве «Т» отвечает за основное глубокое, горизонтальная — за смежные.
После слайда из доклада @jbaruch вы не сможете забыть понятие «T-shaped», даже если захотите
Тестирование, QA, QC
В случае с IT чаще всего говорят о разработчиках, но вообще-то есть много других специалистов: например, тестировщиков. Сделать что-то — это полдела, надо ещё проверить «всё ли сделано как задумывалось», убедиться «не всё» и разобраться, что надо переделать. В сложных системах неизбежны баги, с которыми поведение продукта не будет соответствовать ожидаемому, и очень желательно выявлять их до того, как продукт выйдет на рынок.
О тестировщиках то вообще не задумываются (всем ясно, что кто-то пишет код, но не что кто-то его проверяет), то считают их какими-то врагами разработчиков, цель которых — «сломать всё к чертям». Но это не просто безумные крушители, а поиск багов — не просто небольшое дополнение к программированию: это отдельная трудоёмкая область работы со своими особенностями. Разработчики тоже участвуют в тестировании, но ещё не факт, что хороший программист будет хорошим тестировщиком (и наоборот).
Существуют свои различия между понятиями «тестирование», «QA» (quality assurance) и «QC» (quality control), но на первых порах можно не вдаваться в них и воспринимать все три термина как примерно одно и то же. Зато вот различие, которое понятно сразу: одно дело — проверить «точно ли сайт при нажатии на кнопку отреагирует как должен», а другое дело — проверить «точно ли сайт выдержит нагрузку в миллион запросов». То есть внутри тестирования есть очень различающиеся задачи, поэтому возникают подвиды вроде «нагрузочное тестирование».
DevOps
Код пишут, затем тестируют, затем он выполняется на каких-то устройствах (серверах, смартфонах, чём угодно) — и всё это создаёт много вопросов, связанных не с самим кодом, а с инфраструктурой. Возникают задачи администрирования — вот и у Хабра, помимо раздела «разработка», есть отдельный раздел «администрирование». А в английском есть слово «operations», которое сокращают до «ops».
Такими задачами могут заниматься отдельные люди. Но в последние годы постоянно слышно слово «девопс», которое родилось как объединение «development» («разработка») и «operations». Как можно по нему догадаться, речь о том, чтобы эти две составляющие шли навстречу — и разработчик не просто писал абстрактный код в вакууме, а разбирался в инфраструктурных вопросах. Это помогает избегать ситуации «лебедь, рак и щука», когда люди, вроде бы занятые общим делом, не могут наладить диалог и винят в проблемах друг друга.
С тестированием ситуация похожая (между ним и разработкой тоже нужен общий язык и понимание), поэтому иногда в понятие DevOps включают и его:
Энтерпрайз, аутсорс, фриланс
Были слова о том, какие специалисты могут работать в IT — а теперь напоследок пара слов о разных вариантах компаний, где они могут работать.
Одно из различий: бывают маленькие юркие стартапы, а бывает крупный консервативный «энтерпрайз». В начинающих компаниях больше свободы, но зачастую и больше хаоса. Солидные корпорации обычно бюрократичнее, зато стабильнее.
Другое различие — продуктовая компания против аутсорса. В первом случае компания разрабатывает собственный продукт, во втором — занимается разработкой на заказ для других компаний. К своему продукту можно «прикипеть душой», а переключение между проектами разных заказчиков позволяет поработать с разными технологиями.
Ну и можно вообще не работать в компании, а быть фрилансером, находя заказы на бирже вроде Upwork. Но среди разработчиков это не так распространено, как среди, скажем, фотографов.
Заключение
Вполне допускаю, что можно написать такой текст гораздо лучше, чем это сделал я. Поэтому давайте считать его опенсорсным проектом: если хочется дополнить, исправить, послать к чёрту за слишком грубое упрощение — смело делайте это в комментариях, и в итоге страница станет полезнее для всех оказавшихся на ней не-айтишников.
А напоследок — минутка рекламы:
Мы в JUG Ru Group проводим конференции для опытных IT-специалистов. Так что, если при чтении поста вы поплёвывали в потолок «ну это всё понятно» — вам будет интересно на наших конференциях, там вы узнаете куда больше нового, чем из этого текста. Сейчас у нас анонсированы пять весенних конференций: Heisenbug (тестирование), Mobius (мобильная разработка), JPoint (Java), HolyJS (JavaScript), DotNext (.NET).