Что такое детское сообщество

Что такое детское сообщество

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для освоения разнообразных форм взаимодействия ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность достижения положительных результатов в развитии личности в условиях совместной деятельности. Взаимоотношения со сверстниками позволяют дошкольнику жить и действовать без вмешательства взрослых, а также предоставляют «экспериментальную площадку» для опробования себя, уточнения границ своих возможностей.

Именно совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение позволяют наполнить жизнь ребенка интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе выполнения общего дела, что, бесспорно, составляет бесценный социальный опыт, столь необходимый детям во взрослой жизни.

В дошкольном возрасте начинают складываться черты коллективности, общности в процессе совместного общения детей в разнообразных видах деятельности.

В дошкольной педагогике коллектив дошкольников принято обозначать как детское сообщество. Детское сообщество – это группа детского сада как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями [1].

Для детского сообщества характерны следующие признаки:

Таким образом, можно констатировать слабую генерирующую функцию коллектива, когда им не вырабатываются собственные нормы и правила поведения. Эта функция находится преимущественно в руках воспитателя.

Детское сообщество является основной базой накопления детьми социального, нравственного, игрового, речевого опыта. В нем под руководством педагога ребенок приобретает опыт коллективного поведения, как в позициях подчинения, так и руководства. Это приводит к формированию таких социально ценных качеств личности, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность и др. В сообществе складываются и личностные характеристики: самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или непринятие себя как личности. Коллективная жизнедеятельность предоставляет возможности для реализации физического, художественного потенциала личности.

На основе анализа литературы по данной проблеме, Н.И. Титовой выделены следующие задачи формирования детского сообщества [3] :

При становлении детского сообщества выделяют следующие этапы:

На втором этапе важно сделать эти объединения более устойчивыми и длительными. Выдвигаются более сложные цели совместной деятельности. Воспитатель организует детское сообщество, помогает распределить обязанности, учит детей проявлять чувство доброты, чуткости, отзывчивости, дружбы, ответственности во взаимоотношениях, происходит естественный процесс объединения маленьких группировок. Дети проявляют большую самостоятельность, состав объединений становится более устойчивым.

Третий этап характеризуется ростом самостоятельности детей, он предполагает воспитание у детей навыков самоорганизации. Возрастает количество участников детского сообщества. Дети нередко сами объединяются по своему усмотрению в разнообразных видах деятельности, самостоятельно распределяют роли в игре, обязанности в трудовой деятельности, сами регулируют взаимоотношения в группе. На данном этапе создается возможность для объединения нескольких малых подгрупп в одну большую группу для совместной деятельности детей: сюжетно-ролевую игру, объединяющую несколько сюжетов, коллективный, совместный труд. На этом этапе воспитатель от прямого воздействия на детей переходит к косвенным методам руководства детским сообществом.

На начальном этапе организации детского сообщества задачей педагога становится создание комфортных условий и положительного эмоционального фона для сближения детей в группе. Педагогу важно давать детям примеры культурного обращения к сверстнику. Например, в игровых отношениях педагог предлагает варианты вопросов об обстоятельствах игры: «А можно мне так играть? Можно вместе с тобой поиграть этой игрушкой? Давай, ты будешь зайчиком, а я — лисой?».

Момент знакомства или вхождения в контакт с другими играющими детьми является для ребенка особенно сложным. Педагог помогает детям познакомиться, узнать имена друг друга, выяснить, кому сколько лет, предлагая ежедневно играть в игры, основным содержанием которых является взаимодействие: например, «Круг-кружочек, повернись разочек», «Раздувайся пузырь», «Кошки-мышки», «Каравай», «Гуси-лебеди». Важно, чтобы дети осуществляли собственный выбор партнера: «кошки», «мышки», «каравая». Тогда у дошкольников складывается эмоциональное отношение к сверстнику, появляется желание в совместном пребывании с детьми и обращении друг к другу. Педагогу важно учитывать, что каждому ребенку необходимо проявить активность в таких играх. Он внимательно наблюдает, кто из детей еще не был участником игры. Целесообразно спросить об этом у дошкольников. Такие вопросы развивают внимание к сверстнику. Постепенно участие детей в совместных играх приводит к возникновению первых коротких контактов и обмену репликами в игре.

Педагог помогает ребенку договориться с теми детьми, с которыми он хотел бы поиграть, обращаясь к ним: «Какая интересная у вас игра! Как вы дружно играете! Вы возьмете Петю в свою игру?». Кто-то из детей обязательно согласится. Необходимо поблагодарить детей за их отзывчивость. В следующий раз другим детям тоже захочется оказать внимание сверстнику. Педагог может попросить активного ребенка пригласить в свою игру того, кто не решается обратиться к детям. Дошкольники с удовольствием отзываются на просьбу педагога, подходят к ребенку, берут его за руку и ведут к месту игры. Предлагая детям различные игры, педагог обязательно уточняет у ребенка, с кем тот хочет поиграть, предлагает подойти к этим детям (или идет вместе с ним) и пригласить их поиграть вместе с ним.

Ребенок овладевает культурными формами общения в речи также в процессе копирования, подражания поведению героев потешек, дразнилок, считалок, например таких, как «Кисонька-мурысенька. », «Сорока, сорока. », «Огуречик, огуречик. ». Через выразительные средства персонажа или сюжета развиваются начала персонального взаимодействия ребенка.

Важно привлекать внимание ребенка к тому, что делает сверстник. Так, педагог предлагает одному из детей совершать некоторые действия, а другому – описать, рассказать, что делал сверстник. Полезно, активизируя всматривание, задавать детям вопросы: «У кого так же, как у Славы? У кого по-другому? Кто положил больше фигур, чем Света?». К четырем годам дошкольник приобретает необходимость в партнере по игре и общению.

К концу четвертого года жизни у детей складываются предпосылки детского сообщества, возникает дружеское участие и положительный настрой к общению, дети приобретают устойчивое игровое партнерство и стремятся к коллективным формам взаимодействия.

На пятом году жизни дети все реже применяют невербальные средства и переходят к речевым формам общения. Они могут самостоятельно обращаться к сверстнику с предложением поиграть и использовать определенным образом игровые средства, чаще стремятся привлечь внимание партнера к своим действиям с намерением получить отклик о своей работе.

В связи со сменой содержания общения детей меняются педагогические средства организации детского сообщества. Педагог развивает взаимодействие детей в процессе их подражания действиям и речи сверстника, включения в ролевые игры и освоения парной и групповой работы в различных видах деятельности. Воспитатель создает условия для возникновения между детьми договоренности, взаимного обращения и совместных действий в парах, помогает овладевать новыми средствами коммуникативного игрового общения путем руководства ролевыми играми детей.

На пятом году жизни дети овладевают простыми формами сотрудничества: самостоятельно выбирают себе занятие, договариваются с партнером, вдвоем соблюдают последовательность действий, избегают ссор. Совместные действия детей позволяют им наладить диалогическое взаимодействие. Дети охотно играют в те игры, в которых надо выбрать друга глазами («Разведчики», «Пары»), произносить считалки в круге по ходу движения или слова, сопровождая их хлопками («Печатная машинка»).

Усложнение игры меняет характер общения и речи детей, в которых появляются черты сотрудничества: внимание к партнеру, словесная поддержка, ассистирование в игре (поддерживание детали, поиск необходимого средства, помощь советом).

На шестом году жизни дошкольники овладевают не только внешними формами общения в детском сообществе, но и его содержательной стороной. У группы появляется результат дела, общий продукт, в котором дети заинтересованы. Заинтересованность предопределяет появление новых средств сотрудничества. Дошкольники словесно поддерживают друг друга, находят партнеров по интересам, публично обращаются к сверстникам. На основе взаимодействия детей в группах начинает складываться обучающееся сообщество детей дошкольного возраста.

Наиболее эффективно детское сообщество будет формироваться при следующих психолого-педагогических условиях:

1) организация педагогом интересной и содержательной жизни в группе;

2) основное место в организации детского сообщества принадлежит игровой деятельности детей;

3) педагог способствует осуществлению детьми собственного выбора партнеров по интересам;

4) изменение педагогом структуры группового общения и дистанции общающихся;

5) организация коллективного и совместного труда;

6) участие детей в подготовке и проведении различных праздников и развлечений.

Таким образом, при целенаправленном руководстве воспитателя происходит формирование детского сообщества, устойчивых дружеских взаимоотношений, способствующих внутренней общности детей.

Источник

«Детское общественное объединение как средство социализации дошкольников»

КГКП я/сад «Салтанат» города Шахтинска

« Детское общественное объединение

как средство социализации дошкольников »

Сегодня, на современном этапе, наше общество нуждается в интеллектуально развитой, социально активной личности, которая сможет организовать себя и свою работу, проявить инициативу, способная преодолеть различные трудности. Возникает вопрос: как сделать, чтобы ребёнок, входя во взрослую жизнь, в сложную систему социальных связей, не потерялся в сфере человеческих взаимоотношений, духовности, экономике, политике и полностью реализовал себя как личность? Я считаю, что приоритетным направлением образования на современном этапе должна выступать подготовка детей к самостоятельной жизни, формирование у них гражданской позиции. А мы, педагоги, должны решать задачи, которые направлены на индивидуализацию и социализацию личности ребенка.

Социализация начинается с семьи, с первых дней жизни маленького человечка: с поступков взрослых, их поведения, с разговоров. Дальше детский сад. Вот и порог школы. Как утверждают психологи, именно в этом возрасте происходит активная адаптация детей к нормам жизни в социуме, закладываются основы его духовно-нравственной ориентации, формируются основы гражданского поведения.

Я думаю, что на сегодня, процесс социализации детей старшего дошкольного возраста является одним из важных и ключевых вопросов. Дети моей группы скоро выйдут за порог детского сада и пойдут в школу. Я не могу не думать: как их примут в новом коллективе; найдут ли общий язык с учителями; не замкнуться ли в себе, смогут ли проявить таланты и способности; встретят ли поддержку в лице сверстников? Психологи подтверждают, что в этом возрасте происходит активная адаптация ребенка к нормам жизни в социуме, закладываются основы его духовно-нравственной ориентации, формируются основы социального, гражданственного поведения.

Одним из социальных институтов воспитания юных граждан является детское общественное объединение (ДОО). Что это такое? Это добровольное объединение детей на базе общих интересов, позволяющее ребенку раскрыть и проявить индивидуальные способности. Особенностью современного детского объединения является его общественный характер. Государство обеспечивает правовую защищенность, финансовую поддержку, но не является учредителем и не регламентирует их деятельность. Правовой основой деятельности ДОО в Казахстане является Конвенция о правах ребенка, законы РК «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об общественных объединениях».

По мнению казахстанского исследователя Д. Лепешева, стремление к объединению, является естественной потребностью детства. Детский сад- первая ступень на пути становления личности подрастающего поколения, которая должна стать стартовой. В настоящее время образование детей младшего возраста испытывает дефицит в современных технологиях развития личности ребёнка. В детских садах и начальной школе отдаётся явное предпочтение обучению в ущерб социально-личностному развитию.

Увлекшись данной идеей, я решила создать на базе своей группы такое детское объединение, которое вместе с детьми назвали «Планета добрых дел». В нашем ДОО функционировало два «Созвездия»: «Друзья природы» и «Юные помощники»

Актуальность такой работы подарила моим детям:

— увлекательную жизнь, наполненную делами, с участием в них самих ребят;

— возможность проявить себя, показать свои способности и таланты;

— строительство отношений педагогов сада и родителей, которые строились только на принципах доверия, дружбы, взаимопонимания, взаимоуважения, равноправия.

— реализация дел, имеющих большое значение для окружающих;

— участие в планировании работы детского объединения, в выборах органов самоуправления и возможность быть избранными в них;

Разработала проект, целью которого стали создание условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности ребенка.

– сплочение детского коллектива;

– развитие социальных умений функционирования коллектива в обществе;

– создание благоприятных условий для самоутверждения, самовыражения, самореализации.

– развитие коммуникативных навыков.

Работу распланировала и реализовывала в три этапа:

1 Подготовительный: ( выявление интересов детей посредством опроса, проведения разовых мероприятий, изучение методической литературы).

2. Практический: (через беседы, наблюдения, игры, практические занятия, организация и проведение общих дел-акций)

3. Аналитический: (обобщение, подведение итогов работы, создание «Книги добрых дел»)

Работа ДОО «Планета добрых дел» опиралась на принципы:

– гуманное отношение, толерантность;

– активность и добровольность;

– ценность личности другого человека.

Спланировала ожидаемые результаты :

— приобретение четких представлений о нормах и правилах, существующих в обществе,

— чувствовать и понимать других людей,

При определении содержания работы я взяла за основу – организацию общих дел – акций. Проект реализовывался по нескольким направлениям: «Я и Природа», «Я и Человек».

Каждое «Созвездие» имело своего лидера, эмблему, девиз и перспективный план мероприятий, составленный по желанию детей.

Наши «Созвездия» участвовали в различных социально значимых делах, акциях:

«Покормим птиц», «Как прекрасен этот мир», «Дари добро», «Дерево доброты», «Свет моего окна», «Подари улыбку другу», «Частичка нашей души». По завершению проектной деятельности провели праздник «Дорогою добра».

Продуктом нашей деятельности ДОО стала «Книга добрых дел», в которую мы заносили все результаты по нашим акциям (фотоотчеты обоих «Созвездий»).

1. Загвязинский М.В., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н. и др. Основы социальной педагогики: Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2002. С. 84-88.

2. Лепешев Д. Детское движение Казахстана как общественный институт воспитания граждан нового поколения // Воспитание школьника. – 2006. № 2.

3. Волохов А. В. Теория и методика социализации ребенка в детских общественных организациях: Дис. … д-ра пед. наук. — Ярославль, 1999. — 460 с.

4. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М.: Педагогика, 1989. — 208 с.

5. Тенденции развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.(Челябинск, 16-19 апреля 2003 г.). — Челябинск, 2003. — 250 с.

Источник

Эссе на тему: «Детское сообщество как фактор социализации ребенка»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Красноярского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский педагогический колледж № 2»

Отделение переподготовки и повышения квалификации

Кричко Ирина Викторовна

Детское сообщество как фактор социализации ребенка

по учебному модулю: Современная социокультурная ситуация развития детей дошкольного возраста

Красноярск 2016

Приложение

Ребенок, родившись в человеческом обществе, в социальном мире, начинает его познавать с того, что близко, что доступно, с чем он непосредственно соприкасается, то есть с ближайшим социальным окружением, с которым он начинает взаимодействовать.

Ребенок превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятельности.

С первых дней своего существования ребенок окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения ребенок приобретает еще до того, как научится говорить.

Ребенок – существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.

В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся

с ребенком, братья или сестры);

детский сад (в первую очередь воспитатели);

общество (сверстники, друзья).

По своей роли в процессе социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для ребенка, как выстраивается взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Как основной институт социализации семья является персональной средой жизни и развития ребенка на протяжении всей его жизни. Она выполняет определенные социализирующие функции: обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребенка, овладение им социальными нормами, формирует психологический пол ребенка, его ценностные ориентации, определяет последующее интеллектуальное развитие. Поддержка, негативное или безразличное отношение семьи оказывают огромное влияние на притязания ребенка. Благожелательное отношение помогает в адаптации ребенка к жизни, негативное – способствует возникновению барьеров в ее осуществлении, безразличное – является источником многих трудностей на протяжении его жизни. В любой семье ребенок проходит стихийную социализацию, содержание которой определяется ее объективными характеристиками, ценностными установками, стилем жизни и взаимоотношениями членов семьи. Относительно социально контролируемая социализация осуществляется в семье в форме воспитания, понимаемого как осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи.

Основными принципами семейного воспитания являются: сочетание близких и срочных, возможных и необходимых задач, упор на настоящий момент, принцип преодоления трудностей и достижения заслуженного успеха. Особое значение имеет социальная направленность семейного воспитания, которая заключается в развитии и укреплении духовной силы ребенка.

Основой педагогической деятельности родителей должна стать педагогическая культура как составная часть общей культуры человека. В процессе овладения педагогической культурой ставится задача формирования знаний, которые помогут родителям узнать своего ребенка. Наряду с теоретическими знаниями о том, какие методы и приемы следует использовать, чтобы достичь поставленной цели, родители должны обладать определенными умениями, которые будут способствовать претворению данных приемов в жизнь. Заботой родителей является формирование внутреннего мира ребенка в целом.

Непременным условием социализации ребенка является его общение со сверстниками, которое складывается в таких малых группах, как группы детского сада, школьные классы, различные неформальные детские и подростковые объединения.

Бесспорно, что ребенок раннего и дошкольного возраста ориентирован на взрослого человека, на его оценки, знания, поступки.

Однако процесс вхождения ребенка в человеческое общество был бы неполон, если бы ограничился тем социальным опытом, который малыш может приобрести в общении со взрослыми людьми.

Самостоятельное значимое место в процессе социализации каждого конкретного ребенка занимают другие дети. Детское общество (термин А. П. Усовой) живет по законам, которые хоть и являются отражением законов, принятых обществом взрослых, но имеют свою специфику. Детское общество является источником информации о социальной действительности.

В детских группах выделяются функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые отношения между детьми.

Общаясь, дети рассказывают друг другу о том, что узнали от взрослых, от других детей, что наблюдали в жизни, видели в телепередачах и т. п. Такого рода информация важна и имеет ряд достоинств: она заставляет ребенка думать, сомневаться, обращаться за разъяснением к взрослому, другим детям, т. е. процесс принятия информации, как правило, носит активный характер.

Преимуществом информации, которую дети передают друг другу, является и ее близость интересам ребенка. Дети рассказывают о том, что им взаимно интересно, и это также повышает активность восприятия.

Конечно, у подобного рода информации, как и у способа ее передачи, есть и ряд недостатков. Прежде всего — неточность, связанная с характером понимания увиденного и услышанного ребенком. Однако есть вопросы, которые дети обсуждают между собой и не хотят в силу разных причин выяснять их у взрослых. И тогда закрытость информации не дает взрослому возможности помочь ребенку в приобретении достоверной и полезной для него информации.

Опираясь на преимущества и учитывая недостатки приобретения детьми информации во взаимном общении, педагог может влиять на данный процесс. Для этого необходимо внимательно наблюдать за детьми, прислушиваться к содержанию их разговоров, выделять тех, кто пользуется среди сверстников наибольшим доверием, слывет знатоком, хорошим рассказчиком. Воспитатель опирается на таких детей и через них может направлять содержание общения. Так, можно предложить ребенку рассказать товарищам по группе об услышанном от педагога случае, прочитанной книге и др. В индивидуальной работе с таким ребенком воспитатель делает его своим помощником, предлагает в определенное время выступать в роли воспитателя. Обычно дети с удовольствием выполняют такого рода просьбы и действительно становятся источником информации для других воспитанников.

Воспитатель может включаться в разговор детей, уточнять, исправлять их высказывания, но это нужно всегда делать очень корректно, тактично, оставляя за ребенком право на собственное мнение и личные секреты. Особый такт следует проявлять, когда дети обсуждают какие-то сугубо личные вопросы. Важно и то, как ребенок слушает, как воспринимает острую информацию. Воспитатель приучает детей быть сдержанными, объясняет в деликатной форме, что не все, что делается, например, в семье и замечается ребенком, следует рассказывать всем.

Итак, находясь среди сверстников и других детей, ребенок приобретает разнообразные знания о фактах, явлениях, событиях социальной жизни, о человеческих взаимоотношениях. У него формируются представления о том, что хорошо и что плохо. Но информация, которой он располагает, может носить субъективный характер и далеко не всегда соответствовать объективному знанию.

Детское общество является школой формирования социальных чувств и личностных качеств.

Отношения между людьми всегда окрашены гаммой разнообразных чувств. Дети дошкольного возраста особенно эмоциональны и непосредственны. Когда они общаются со взрослыми, то рассчитывают на понимание, терпение, снисхождение и любовь. Если же ребенок вступает во взаимоотношения с другими детьми, его социальная позиция меняется. В таком общении дети — равноправные партнеры, и каждый предъявляет другому равные требования. Кроме того, дошкольник не всегда может понять эмоциональное состояние сверстника, его настроение, проявить терпимость к недостаткам и т. п.

Рассматривая детское общество как школу формирования социальных чувств и личностных качеств, можно также выделить положительные черты и недостатки.

Положительную роль детское общество играет в формировании чувств, так как дает ребенку возможность многократно, в разных жизненных ситуациях наблюдать проявления чувств со стороны других детей, испытывать на себе эти проявления и самому выражать чувства по отношению к сверстникам.

Одни и те же социальные чувства имеют различную наполняемость и по-разному проявляются в отношениях ребенок—взрослый и ребенок—ребенок. Например, сочувствие, сорадость, сопереживание проявляются по отношению к сверстникам не так, как к взрослому человеку: ребенок лучше понимает чувства сверстника, они ему ближе, понятнее. А переживания взрослых дети могут или не замечать, или не знать, как на них реагировать. Однако возможность на своем уровне наблюдать способы выражения чувств и самому проявлять их по отношению к себе подобным весьма ценна.

Взаимоотношения со сверстниками активизируют определенные личностные качества ребенка. В зависимости от микроклимата в детском обществе возникает потребность в том или другом качестве, которое помогает малышу адаптироваться в среде сверстников и испытывать чувство эмоционального благополучия. Приоритет качеств в системах ребенок—взрослый и ребенок—ребенок также различен. Например, для взрослых важно, чтобы ребенок был послушным, управляемым, а для его сверстников важнее активность, жизнерадостность, оптимистичность. Ребенок получает практику (часто интуитивно) отбора, активизации качеств, нужных конкретному детскому обществу. Такая гибкость, умение приспособиться к среде — положительное явление, оно воспитывает в ребенке уважение к окружающим, удовлетворяет его потребность в положительной оценке, способствует развитию чувства уверенности в себе, раскованности и др. Но эти достоинства могут быть и недостатками с точки зрения детского общества, как школы чувств и личностных качеств. Так, детское общество может активизировать и отрицательные качества, стимулировать проявления заискивания перед лидерами, агрессивности и др.

Задачей воспитателя является забота о микроклимате в группе, о воспитании положительных взаимоотношений, уважения к каждому ребенку, об организации содержательной деятельности, а также общения между детьми.

Дети не только узнают что-то друг о друге и друг от друга, не только испытывают различные чувства. Они постоянно взаимодействуют, совершают поступки, накапливая опыт поведения в своей среде. И так же, как и в первых двух позициях, детское общество может быть благоприятным и неблагоприятным с точки зрения его воздействия на социализирующуюся личность ребенка.

Положительное воздействие состоит в том, что в среде сверстников устанавливаются благоприятные взаимоотношения, зарождается первая дружба, начальное расположение друг к другу. Дети учатся дружить и осваивают способы поведения, соответствующие дружеским взаимоотношениям (взаимопомощь, поддержка, общение, забота и др.). Явление детской дружбы изучено в педагогических исследованиях (А. В. Булатова, Т. А. Маркова и др.), показаны этапы становления дружеских взаимоотношений и развития у детей понимания значения дружбы. Повседневная жизнь в дошкольном учреждении дает ребенку возможность реально и действенно овладевать практикой поведения.

В детском обществе существуют нравственные нормы, которые регулируют взаимоотношения между детьми. Дошкольники усваивают эти правила и нормы, принимают их, а иногда создают сами. И что очень важно, усвоив норму, становятся ее защитниками.

В процессе индивидуальной и коллективной деятельности ребенок накапливает нравственные привычки поведения, которые входят в его социальный опыт. Детское общество является своего рода полигоном для проверки и закрепления усваиваемых норм.

Однако нередки случаи, когда дети обучают друг друга нежелательным формам поведения, провоцируют нарушения норм, с гордостью демонстрируют непослушание и т. п. В таком случае детское общество отрицательно влияет на ребенка, на усвоение им нравственных норм поведения.

Педагогическая задача заключается в том, чтобы воспитывать у ребенка осознанное отношение к нормам поведения в обществе сверстников. Важно обращать внимание на характер складывающихся взаимоотношений между детьми разных национальностей, если таковые есть в группе, между мальчиками и девочками, между сильными и слабыми. Полезно на элементарном уровне ознакомить детей с Декларацией прав ребенка. А начинать эту работу целесообразно с создания Декларации жизни детей конкретной группы. Детям предлагают всем вместе составить, сформулировать несколько правил: не обижай слабого; каждой вещи свое место; не забывай помогать товарищам; не жадничай, умей уступать и др. В каждой конкретной группе могут быть свои правила (исходя из наиболее типичных для данной группы мотивов возникавших конфликтов).

Воспитатель вместе с детьми, а впоследствии и сами дети, подойдя к доске, анализируют, какое право человека было нарушено и что потребуется, чтобы оно не нарушалось в дальнейшем. Данная ситуация дает возможность поговорить с детьми не только об их правах, но и об обязанностях.

Таким образом, в социализации личности ребенка детское общество занимает самостоятельное место. Оно не может быть заменено обществом взрослых. Даже если ребенок не посещает дошкольное учреждение, родители должны позаботиться, чтобы малыш имел возможность систематически общаться с другими детьми, взаимодействовать с ними. Без этого его социальный опыт будет недостаточно полным.

В дошкольном возрасте у детей происходят значительные качественные перемены, которые носят кардинальный характер. Эти перемены имеют решающее значение для социального становления и развития ребенка. В детские годы закладываются основы социального облика социальных установок личности.

Процесс социализации детей осуществляется через многие досуговые социальные институты и организации: семью, детские дошкольные образовательные учреждения, школы, детские организации и др. Воздействие каждого из них обусловлено системой общественных отношений, существующих в обществе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *