Что такое детское объединение

ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Смотреть что такое «ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» в других словарях:

Детское общественное объединение — Детское общественное объединение объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. Следует различать по своей природе и предназначению детское… … Википедия

Детское общественное объединение — общественное формирование, в котором добровольно объединяются несовершеннолетние граждане (до 18 лет) и взрослые для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы. Взрослые могут составлять не более 1/3 членов… … Официальная терминология

Детское кино — детское кино, кино, создаваемое специально для детей и подростков и названное так по аналогии с детской литературой. Детское кино включает в себя художественные игровые и мультипликационные, хронико документальные, научно познавательные фильмы,… … Кино: Энциклопедический словарь

Детское общественное движение «ЮнЗары» (юные зареченцы) — ЗАТО г.Заречный Пензенская область Де?тское обще?ственное движе?ние ЮнЗа?ры (ю?ные заре?ченцы) деятельность детских общественных объединений как составная часть социального движения, представляющая совместные действия детей и взрослых,… … Википедия

Детское кино — произведения киноискусства художественные (игровые и мультипликационные), хроникально документальные и научно популярные фильмы, создаваемые специально для детей. К Д. к. относятся также фильмы для взрослых, по своему содержанию… … Большая советская энциклопедия

Объединение — Объединение: В Викисловаре есть статья «объединение» Объединение разновидность организации … Википедия

Детское общественное объединение — Общественное объединение, участниками которого могут являться лица, старше 8 лет. Предельный возраст участников такого объединения 18 лет (может и меньше). Требования к возрасту участников объединения прописываются в уставе объединения. Детские… … Бухгалтерская энциклопедия

Детское общественное объединение — группа детей и подростков, объединившихся на основе общности интересов для совместной деятельности, как правило, при педагогическом управлении взрослых; одна из форм детского движения. Термин Д.о.о. часто употребляется как синоним понятия… … Педагогический терминологический словарь

МЕЖДУНАРОДНОЕ ДЕТСКОЕ И ЮНОШЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ — попытки создания междунар. дет. объединений были предприняты в сер. 19 в. В 1855 протестантские деятели Великобритании, Бельгии, Германии, Нидерландов, США, Франции, Швейцарии и Шотландии основали Всемирный альянс ассоциаций молодых христиан… … Российская педагогическая энциклопедия

Дунаевецкая общеобразовательная школа №4 — Дунаевецкая общеобразовательная школа № 4 Главный вход в школу Основана: 1965 года Директор: Чекман Юрий Петрович … Википедия

Источник

Статья «Зачем нужно детское объединение сейчас?»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Водоватовская средняя школа»

Детское общественное объединение «Солнышко»

«Зачем нужно детское объединение сейчас?»

Выполнила: Вавилова Марина

Руководитель Агапова А.С.

«Зачем нужно детское объединение сейчас!»

«Без великих замыслов

нет великих достижений».

Многие поколения размышляли над тем, что такое детское объединение. Но к единому мнению этого вопроса так и не пришли. У каждого поколения своё мнение. И все они разные. Это зависит от воспитания, от уровня знаний, даже от личных качеств человека.

Что же такое детское объединение?

Детское объединение играет большую и очень важную роль в моей жизни, так как оно закладывает кирпичики моего будущего и направляет меня на правильную жизненную дорогу!

Эмиль Кроткий говорил: «Он для меня как воздух!» То же я могу сказать о моем детском объединении «Солнышко».

Здесь построился фундамент для новой взрослой жизни. А в построении фундамента помогли мне трудолюбивые люди. Большой пласт в этом фундаменте заложила моя вожатая Агапова Анастасия Сергеевна. Огромное спасибо ей! Она меня многому научила: не бояться высказывать своё мнение, уверенно держаться на сцене, рассказала мне о том, чего я раньше не знал: о детском движении, не только в нашем районе, но и в нашей большой стране, о коллективно творческом деле, научила меня новым и интересным играм, помогла раскрыть мои способности в реализации наших многочисленных проектах.

Жизнь в детском объединении – это процесс становления личности, путь от желания до умения претворять в жизнь задуманное. А в моей деятельности, самое главное, не останавливаться на достигнутом, а идти навстречу завтрашнему дню!

Можно сказать, что детское объединение часто служит стимулами рождения нового в работе школы, и одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы, что они способны придать воспитательной системе школы стабильность, основательность, современность.

Я надеюсь, что мое размышление о детском объединении ответило на поставленный вопрос: «Зачем нужно детское объединение сейчас!»

Источник

«Детское общественное объединение как средство социализации дошкольников»

КГКП я/сад «Салтанат» города Шахтинска

« Детское общественное объединение

как средство социализации дошкольников »

Сегодня, на современном этапе, наше общество нуждается в интеллектуально развитой, социально активной личности, которая сможет организовать себя и свою работу, проявить инициативу, способная преодолеть различные трудности. Возникает вопрос: как сделать, чтобы ребёнок, входя во взрослую жизнь, в сложную систему социальных связей, не потерялся в сфере человеческих взаимоотношений, духовности, экономике, политике и полностью реализовал себя как личность? Я считаю, что приоритетным направлением образования на современном этапе должна выступать подготовка детей к самостоятельной жизни, формирование у них гражданской позиции. А мы, педагоги, должны решать задачи, которые направлены на индивидуализацию и социализацию личности ребенка.

Социализация начинается с семьи, с первых дней жизни маленького человечка: с поступков взрослых, их поведения, с разговоров. Дальше детский сад. Вот и порог школы. Как утверждают психологи, именно в этом возрасте происходит активная адаптация детей к нормам жизни в социуме, закладываются основы его духовно-нравственной ориентации, формируются основы гражданского поведения.

Я думаю, что на сегодня, процесс социализации детей старшего дошкольного возраста является одним из важных и ключевых вопросов. Дети моей группы скоро выйдут за порог детского сада и пойдут в школу. Я не могу не думать: как их примут в новом коллективе; найдут ли общий язык с учителями; не замкнуться ли в себе, смогут ли проявить таланты и способности; встретят ли поддержку в лице сверстников? Психологи подтверждают, что в этом возрасте происходит активная адаптация ребенка к нормам жизни в социуме, закладываются основы его духовно-нравственной ориентации, формируются основы социального, гражданственного поведения.

Одним из социальных институтов воспитания юных граждан является детское общественное объединение (ДОО). Что это такое? Это добровольное объединение детей на базе общих интересов, позволяющее ребенку раскрыть и проявить индивидуальные способности. Особенностью современного детского объединения является его общественный характер. Государство обеспечивает правовую защищенность, финансовую поддержку, но не является учредителем и не регламентирует их деятельность. Правовой основой деятельности ДОО в Казахстане является Конвенция о правах ребенка, законы РК «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об общественных объединениях».

По мнению казахстанского исследователя Д. Лепешева, стремление к объединению, является естественной потребностью детства. Детский сад- первая ступень на пути становления личности подрастающего поколения, которая должна стать стартовой. В настоящее время образование детей младшего возраста испытывает дефицит в современных технологиях развития личности ребёнка. В детских садах и начальной школе отдаётся явное предпочтение обучению в ущерб социально-личностному развитию.

Увлекшись данной идеей, я решила создать на базе своей группы такое детское объединение, которое вместе с детьми назвали «Планета добрых дел». В нашем ДОО функционировало два «Созвездия»: «Друзья природы» и «Юные помощники»

Актуальность такой работы подарила моим детям:

— увлекательную жизнь, наполненную делами, с участием в них самих ребят;

— возможность проявить себя, показать свои способности и таланты;

— строительство отношений педагогов сада и родителей, которые строились только на принципах доверия, дружбы, взаимопонимания, взаимоуважения, равноправия.

— реализация дел, имеющих большое значение для окружающих;

— участие в планировании работы детского объединения, в выборах органов самоуправления и возможность быть избранными в них;

Разработала проект, целью которого стали создание условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности ребенка.

– сплочение детского коллектива;

– развитие социальных умений функционирования коллектива в обществе;

– создание благоприятных условий для самоутверждения, самовыражения, самореализации.

– развитие коммуникативных навыков.

Работу распланировала и реализовывала в три этапа:

1 Подготовительный: ( выявление интересов детей посредством опроса, проведения разовых мероприятий, изучение методической литературы).

2. Практический: (через беседы, наблюдения, игры, практические занятия, организация и проведение общих дел-акций)

3. Аналитический: (обобщение, подведение итогов работы, создание «Книги добрых дел»)

Работа ДОО «Планета добрых дел» опиралась на принципы:

– гуманное отношение, толерантность;

– активность и добровольность;

– ценность личности другого человека.

Спланировала ожидаемые результаты :

— приобретение четких представлений о нормах и правилах, существующих в обществе,

— чувствовать и понимать других людей,

При определении содержания работы я взяла за основу – организацию общих дел – акций. Проект реализовывался по нескольким направлениям: «Я и Природа», «Я и Человек».

Каждое «Созвездие» имело своего лидера, эмблему, девиз и перспективный план мероприятий, составленный по желанию детей.

Наши «Созвездия» участвовали в различных социально значимых делах, акциях:

«Покормим птиц», «Как прекрасен этот мир», «Дари добро», «Дерево доброты», «Свет моего окна», «Подари улыбку другу», «Частичка нашей души». По завершению проектной деятельности провели праздник «Дорогою добра».

Продуктом нашей деятельности ДОО стала «Книга добрых дел», в которую мы заносили все результаты по нашим акциям (фотоотчеты обоих «Созвездий»).

1. Загвязинский М.В., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н. и др. Основы социальной педагогики: Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2002. С. 84-88.

2. Лепешев Д. Детское движение Казахстана как общественный институт воспитания граждан нового поколения // Воспитание школьника. – 2006. № 2.

3. Волохов А. В. Теория и методика социализации ребенка в детских общественных организациях: Дис. … д-ра пед. наук. — Ярославль, 1999. — 460 с.

4. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М.: Педагогика, 1989. — 208 с.

5. Тенденции развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.(Челябинск, 16-19 апреля 2003 г.). — Челябинск, 2003. — 250 с.

Источник

Детские общественные объединения в воспитательной системе школы

Что такое детское объединение. Смотреть фото Что такое детское объединение. Смотреть картинку Что такое детское объединение. Картинка про Что такое детское объединение. Фото Что такое детское объединение Саида Гулиева
Детские общественные объединения в воспитательной системе школы

Детские общественные объединения как институт воспитания. Школа не может не учитывать влияния на воспитание детей различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные детские общественные объединения. Предшествующий опыт доказывает, что у детских объединений должна быть своя социальная ниша. Для них губительны глобальные цели, возложение на них функций других общественных или государственных институтов. Перспективные цели детских общественных объединений — помочь детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом свое лицо, свои подходы.

На смену Всесоюзной пионерской организации — единой, монопольной, массовой — пришло множество форм и структур детского движения. Создана Международная Федерация детских организаций (СПО-ФДО, в составе которой 65 субъектов Российской Федерации и СНГ — республиканские, краевые, областные, городские детские структуры. Федерация детских организаций „Юная Россия“ объединяет 72 детских общественных объединения разных уровней (от первичных объединений до союзов, ассоциаций).

Одновременно с официально оформленными создаются и действуют неформальные, стихийно возникающие детско-молодежные объединения, которым отдают предпочтение до 30 процентов молодежи. Особенно привлекательны сегодня объединения-„тусовки“различной направленности: социальной, спортивной, культурологической (музыкальной, национальной. Есть и объединения асоциальной ориентации. „Тусовки“ представляют собой самостоятельный и слабо поддающийся внешнему регулированию инструмент воздействия на детей и молодежь.

Сегодня детское движение предстает как сложная социально-педагогическая реальность, которая проявляется в добровольной деятельности самих детей по их запросам, потребностям, нуждам, их инициативам, как своеобразный отклик на события окружающей их жизни. Основная их особенность — это самодеятельность, направленная на реализацию ребенком его естественных потребностей — индивидуального самоопределения и социального развития.

Что такое детское объединение. Смотреть фото Что такое детское объединение. Смотреть картинку Что такое детское объединение. Картинка про Что такое детское объединение. Фото Что такое детское объединениеАнализ работы методического объединения воспитателей школы-интерната для детей с ОВЗ за 2016–2017 учебный год. 3 часть Согласно плану общеобразовательного учреждения, на 2016-2017 учебный год, во исполнение приказа Департамента образования и молодёжной.

Что такое детское объединение. Смотреть фото Что такое детское объединение. Смотреть картинку Что такое детское объединение. Картинка про Что такое детское объединение. Фото Что такое детское объединениеАнализ работы методического объединения воспитателей школы-интерната для детей с ОВЗ за 2016–2017 учебный год. 1 часть «В педагогике, возведенной в степень искусства, как и во всяком другом искусстве, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке,.

Что такое детское объединение. Смотреть фото Что такое детское объединение. Смотреть картинку Что такое детское объединение. Картинка про Что такое детское объединение. Фото Что такое детское объединениеАнализ работы методического объединения воспитателей школы-интерната для детей с ОВЗ за 2016–2017 учебный год. 2 часть Решая задачу Совершенствование системно-деятельностного подхода образовательного процесса, педагоги МО постарались поставить работу на.

Что такое детское объединение. Смотреть фото Что такое детское объединение. Смотреть картинку Что такое детское объединение. Картинка про Что такое детское объединение. Фото Что такое детское объединениеФотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Педагогическое эссе «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас» «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас…» «Система – это не простая сумма или даже совокупность элементов,.

План работы методического объединения воспитателей школы-интерната VIII вида на 2017–2018 учебный год Цель: создание условий и механизмов для обеспечения компетентного подхода к воспитательной работе. Задачи: изучать новые воспитательные.

Что такое детское объединение. Смотреть фото Что такое детское объединение. Смотреть картинку Что такое детское объединение. Картинка про Что такое детское объединение. Фото Что такое детское объединениеПроект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.

Что такое детское объединение. Смотреть фото Что такое детское объединение. Смотреть картинку Что такое детское объединение. Картинка про Что такое детское объединение. Фото Что такое детское объединениеСеминар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Источник

СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ ИХ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Савченко А.В., к.п.н., доцент кафедры

социальной педагогики и социологии

Оренбургский государственный педагогический университет

СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ:

ОСОБЕННОСТИ ИХ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В рамках исследуемой проблемы необходимо соотнести следующие понятия «детское объединение», «детская организация».

Современное детское общественное движение многопластово: существуют различные по видам детские общественные объединения. Одни своей главной целью считают удовлетворение конкретных интересов и потребностей подростков. Они похожи на кружки и клубы, но уже переросли их рамки. В них появились черты детской самодеятельности: ребята начинают участвовать в определении перспектив и управлении жизнедеятельностью своего объединения; в работе коллективов появляются черты общественной направленности. Другие предлагают подростку конкретную профильную деятельность: военно-патриотическую, туристическую, экологическую и т.п., имеющую общественную значимость. В них тоже появляются черты детской самодеятельности в большей или меньшей степени, в зависимости от специфики объединения. Наконец, третьи предлагают ребятам определенную систему ценностей, иначе говоря, «правила игры», построенную на их основе систему отношений и чаще всего многопрофильную деятельность. Основу детского общественного движения составляют различные детские объединения.

В качестве наиболее общего понятия, предложенного Законом РФ «Об общественных объединениях», выступает понятие «детское общественное объединение». Общий смысл этого понятия может быть раскрыт следующим образом.

Детским общественным объединением является такое общественное формирование, в котором самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы.

Детскими признаются общественные объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 (70 %) граждан до 18 лет от общего числа членов.

Общественным считается детское объединение, которое:

— создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;

— осуществляет социально-творческую деятельность;

— не ставит своей целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения.

Самодеятельными мы считаем такие объединения, которые ставят цель научить всех своих членов определять направленность и содержание, формы и способы организации деятельности на основе свободного выбора, с опорой на интересы.

Само понятие «самодеятельность» в нашем понимании – качество, выражающее сущность как детского объединения, так и конкретной личности. На уровне объединения оно отражает специфику деятельности детей – деятельности по внутреннему убеждению, направленной на удовлетворение интересов, ожиданий детей, их максимальное самопроявление, актуализацию возможностей. Основным условием такой деятельности является позиция каждого ребенка в детском объединении как субъекта целеполагания, организации и оценки своей и коллективной самодеятельности.

Наше мнение совпадает с мнением В. В. Коврова, Д. Н. Лебедева и других исследователей детского движения, что самодеятельность детского объединения основана на:

— стремлении ребят действовать (формировании положительных нравственных мотивов, принятии цели, возникновении желания ее достигнуть,

— умении действовать (вовлечении всех ребят в коллективную организаторскую деятельность, целесообразном построении ее, выявлении и формировании лидерских умений разного плана),

— уверенности в личностной и общественной значимости деятельности (формировании определенного уровня волевого развития ребенка, навыков доведения начатого дела до конца).

По мнению Р. А. Литвак, по своей природе и возможностям такого рода детское сообщество, прежде всего:

— обеспечивает более «мягкое» вхождение, адаптацию и интеграцию ребенка в социальную среду;

— создает пространство для реализации прав и самореализации личности в свободное время, преимущественно в социально-значимой деятельности;

— является той экологической нишей, где ребенок чувствует себя защищенным от отрицательных (нежелательных в некоторых случаях для него) влияний окружающей социокультурной среды, в том числе и семьи, и школы, групп ровесников.

Как специфический канал социализации личности оно оказывает подчас намеренное воздействие содержанием и характером жизнедеятельности ребенка в нем, благодаря чему он усваивает или отвергает те или иные ценностные ориентации, моральные ценности, навыки совместных действий и поведения в социальной среде.

Самодеятельность наиболее ярко выражает природу детской организации. Изучение практического опыта показывает, что самоуправление, самостоятельность, права членов организации представляют для подростков особую ценность, что уровень развития самодеятельности определяющим образом влияет на отношение ребят к своей организации, на их эмоциональное самочувствие к ней.

Особенность детских общественных объединений заключается в том, что они прежде всего создают условия для удовлетворения детьми потребности в общении и совместной социально значимой деятельности, в равноправном положении со взрослыми, для устранения дефицита содержательного разновозрастного общения, развития, социального творчества, самовыражения и утверждения среди других своего «Я», освоения и формирования собственного социального опыта.

Открытость и добровольность членства, эмоциональная привлекательность деятельности, большие социальные права (большие по сравнению с ролью ученика, ребенка в семье), возможность выбора конкретного вида деятельности, совместные формы ее организации обуславливают особые социально-педагогические возможности детского общественного объединения.

Освоение роли члена общественного объединения связано, прежде всего, с осознанием личностью цели своего вхождения в него, своего места, роли и образа жизни в нем (и за его пределами), возможностей, предоставляемых ему объединением, добровольно принимаемой меры ответственности за себя и за других членов. Сознательное участие в деятельности объединения предопределяет выполнение роли субъекта права и деятельности, что ведет к необходимости развития представления о себе и других, умения строить с ними отношения, совместно участвовать в деятельности, самоутверждаться и самореализовываться через сотрудничество.

А. Г. Кирпичник выделяет следующие основные характеристики устройства и функционирования детских общественных объединений:

— самореализация как смысл включенности личности в объединение;

— самоорганизация как механизм, образующий общественное объединение детей и подростков;

— самодеятельность как способ существования объединения;

— самоуправление как средство, обеспечивающее функционирование объединения;

социальная реальность как содержательный источник организационной детской самодеятельности и сфера реализации детской активности;

— участвующая и поддерживающая функция взрослых. Ответственность взрослых за педагогические последствия организационной детской самодеятельности;

— возрастающая включенность детей в общественные отношения как способ становления личности в детском объединении.

рассмотрим цели, содержание и формы деятельности детских и подростковых организаций, наиболее способствующих социализации личности.

А. В. Волохов характеризует социализацию как двусторонний процесс.

Необходимо создание условий для социального творчества личности в многообразии форм деятельности, позволяющих ребенку осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и способности в изменяющихся социально-экономических условиях. При этом обеспечивается гармонизация интересов общества и интересов каждой личности. Усвоение социального опыта и готовность к его обогащению должны охватывать основные сферы человеческих взаимоотношений: духовность, экономику и труд, политику.

Говоря о первом аспекте, необходимо отметить, что добровольное объединение детей в организацию возможно лишь тогда, когда они видят в ней перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов . Важно, чтобы организация повышала значимость их деятельности, делала их более «взрослыми».

Второй аспект, не противоречащий «детской» цели предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности ребенка . Результатом этого является желание и готовность членов детской организации к выполнению социальных функций в обществе.

Рассматривая с этих позиций цель деятельности, можно выделить ее главные составляющие, соответствующие основным социальным функциям человека в жизни. Речь идет о формировании у членов детских организаций готовности:

— к цивилизованным экономическим отношениям,

— к политическим отношениям на основе норм демократической культуры,

— к отношениям в духовной сфере на базе общечеловеческих ценностей.

Каждая из составляющих должна быть реализована в тесной связи с другими.

М. Е. Кульпединова, Р. А. Литвак определили функции детского общественного объединения, которые заключаются:

а) в широком, разностороннем включении личности (ребенка и взрослого) в систему общественных отношений;

б) в организации жизнедеятельности, удовлетворяющей потребности в социальном развитии и отвечающей эмоционально-нравственному состоянию, возрастным особенностям;

в) в защите прав и свобод личности, а также от негативных влияний социальной среды;

г) в корректировке личностных проявлений и различных влияний на личность (актуализация значимых интересов, умений; противопоставление негативным стремлениям увлекательного образа совместной деятельности, ее нравственных ценностей);

д) в ориентации в сфере социальных ценностей.

Стержнем воспитательной системы является уважение к личности и ее правам, развитие у нее стремления к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации. Поэтому к числу педагогических функций детского объединения следует отнести: развивающую, ориентационную, компенсаторную, коррекционную, обеспечивающие в своей совокупности условия для: формирования опыта самореализации через социальное взаимодействие; удовлетворения потребностей, интересов, актуализации возможностей личности, не востребованных в других сообществах, ориентации в системе социальных и нравственных ценностей, поддержки самодостаточности жизнедеятельности объединения для удовлетворения ею каждым его членом.

Направленность на реализацию прав ребенка предопределяет и основные черты методики организации жизнедеятельности объединения, а именно: поливариантности объединений в ней поиска, игры, диалога, соревнования, романтики и творчества, более всего отвечающих возрастным особенностям детей, равно как особенностям должного бытия ребенка в условиях общественного формирования.

В зависимости от путей включения детей в широкий спектр социальных отношений и удовлетворения их интересов и потребностей можно выделить три группы организаций, объединений и движений детей и подростков.

I группа : Объединения, имеющие своей главной задачей удовлетворение интересов и потребностей подростков, передачу им знаний, умений и навыков и через это включение их в социальную практику. Именно это отличает такие общественные объединения от кружков, секций и иных подобных образований в школах, учреждениях дополнительного образования и по месту жительства. К объединениям этой группы можно отнести клубы общения; «школы» и клубы, вводящие подростков в современные экономические отношения; объединения, первоначально созданные только с целью обучения подростков, но впоследствии переросшие в коллективы, действующие на пользу окружающим, сохранившие при этом и свое первоначальное предназначение; творческие коллективы, обретшие самодеятельные черты и активно передающие свои умения другим людям.

В то же время эти объединения находятся на грани между обычными кружками и клубами учреждений дополнительного образования, школ и общественными объединениями детей. Эта грань трудноуловима, тем не менее различить те и другие можно по чертам самодеятельного характера и характерным признакам контакта с социальным окружением.

II группа: Общественные объединения, предлагающие подросткам различные виды деятельности и с ее помощью включающие ребят в социальную практику. На этой базе строятся отношения в организации между взрослыми и детьми, среди самих детей и самих взрослых, что создает благоприятные условия для влияния на развивающуюся личность.

Наиболее типичными на сегодня профильными детскими общественными объединениями являются военно-патриотические и военно-спортивные, туристические и краеведческие, юнкоровские, экономические, миротворческие и милосерднические детские объединения. Однако существует опасность превращения профильного объединения в узкоспециализированное, что неминуемо приведет к сокращению количества ребят и замкнутости деятельности. Следует отметить, что большая часть объединений этой группы функционирует на базе каких-либо взрослых объединений или находится в тесной связи с ними.

III группа: Организации и объединения, предлагающие детям систему ценностей, на основе которой строится деятельность и которая является основой для формирования определенных отношений между детьми и взрослыми в процессе деятельности и общения. Выработать такую систему ценностей непросто, но это позволяет активно влиять на формирование личности подростка.

Объединениями этой группы можно считать: религиозные детские объединения, национальные детские организации, скаутские организации и объединения, коммунарские группы, пионерские организации и объединения, остающиеся и по сей день наиболее многочисленными из всех перечисленных выше (членами пионерских организаций считают себя более 36% опрошенных ребят).

Анализ отечественного и зарубежного опыта позволяет предположить, что в ближайшее время возникнут организации детей, различающиеся между собой по идеологическому признаку. Такими могут стать организации при различных партиях, религиозных, национальных и иных идеологических объединениях . В основе этих и специально создаваемых детских объединений на первый план может выдвинуться задача защиты прав детей от неправомерных действий взрослых и государственных органов. Нетрудно прогнозировать и развитие организаций, создаваемых в соответствии с интересами детей, призванных развивать способности, создавать условия для проведения содержательного досуга. Развитие различных трудовых хозрасчетных объединений учащихся, включение их в предпринимательскую деятельность, убежденность детей и взрослых в необходимости заработка детьми денег свидетельствует о тенденции роста числа экономических объединений подростков. Будут развиваться и региональные детские организации (микрорайон, район, город, область, республика) с интегративным характером задач. Эти организации лучше учитывают особенности региона, традиции детского движения в нем. Перечисленные признаки не исчерпывают всего диапазона детских организаций. Многообразие социальных отношений может привести к выделению новых признаков. Важно, что все они в той или иной мере должны способствовать социализации личности ребенка.

Основное содержание деятельности детских организаций реализуется в программах, которые могут быть всероссийскими, региональными, личными. В детских организациях сущность идеи программирования заключается, прежде всего, в четких стратегических ориентирах, советах, рекомендациях членам организации и взрослым как формировать личность, как укреплять организацию. Необходимо избавиться от укоренившегося за десятилетия и исповедуемого по сей день единообразия в работе с детьми и подростками. Выполнить эту задачу призваны программы деятельности по интересам различных объединений.

Исследуя теорию деятельности детских общественных объединений, мы выявили разноречивость и даже противоречивость отдельных подходов ученых к данной проблеме.

Одно из сложных, «узких» мест – определение специфичности деятельности детских объединений и детских организаций. Углубленный анализ источников позволил нам утверждать следующее: в настоящий момент в отечественной науке (и тем более практике) представлено разведение этих понятий.

В связи с этим мы считаем необходимым рассматривать эти явления как частные проявления одного целостного феномена: детского общественного движения. Формально организации должны быть зарегистрированы в официальных органах, иметь пакет документов, включая Устав, Положение, принципиально значимые документы; членство участников тоже должно быть подтверждено документально. На практике же таких организаций немного. Между тем, в опыте часто используется термин «Член организации, объединения» – без соответствующих документов. Поэтому в нашем исследовании понятие «детское общественное объединение» использовано в широком смысле слова как объединение детей, занимающихся общественно значимой, социально и личностно ценной внеучебной деятельностью. Чаще это самодеятельные, любительские объединения детей и взрослых, имеющих общую цель и совместное дело в соответствии со своими интересами и потребностями.

Созидательная деятельность, широкие горизонтальные и вертикальные связи детского объединения, динамизм его состояния могут обеспечить формирование у ребенка и взрослого положительной «Я-концепции», общечеловеческих ценностей (плюрализма, демократии, уважения к личности, ее правам, закону, терпимости, взаимопонимания, милосердия и др.), опыта межличностного взаимодействия, способности к социальному (равно как и к другому виду) творчеству, гражданской и социальной ответственности.

Гуманизация и демократизация жизнедеятельности детских формирований ставит руководителей и лидеров объединений в ситуацию строгого следования принципу самодеятельности, при планировании и организации деятельности. Только при таком подходе создаются равные возможности всем членам объединения в выдвижении целей, принятии решений о содержании, способах ее организации, анализе и оценке результатов.

Рост заинтересованного профессионального внимания к анализу смыслового содержания понятий, характеризующих различные формы и способы общественного бытия, общественной самореализации, общественного самоутверждения детей в социуме (группы, группировки, союзы, клубы, тусовки, системы, движения, организации, объединения) с учетом их общих, особенных, специфических параметров, вполне закономерен.

В условиях коренного переустройства государственной системы, общества, которое сопровождается серьезными кризисными процессами во всех сферах общественной жизни, заметно обострились противоречия в мире детства, разрешение которых принимает нежелательную асоциальную, криминогенную направленность, о чем свидетельствует рост детской преступности, антиобщественного поведения несовершеннолетних.

Педагогический воспитательный потенциал, как разновидность социального потенциала, характеризует неиспользованные социокультурные источники, энергию, возможности, те или иные объективные резервы, способные проявить себя, обеспечив качественно новый позитивный результат, уровень развития социальных отношений.

Мы исходим из того, что любая социальная система не может обеспечить идеальные условия социального развития каждому конкретному ребенку в рамках официальных стандартизированных структур, регламентирующих жизнь детей на протяжении достаточного жизненного периода (дошкольное учреждение, школа, посещение различного рода кружков, клубов, секций и пр.). Для полноценного развития ребенку необходимо свободное жизненное пространство, опыт самостоятельного творчества, моделирования собственного образа жизни, свободы самоопределения, социального, нравственно ориентирующего выбора, принятия ответственных решений. Именно эти возможности предоставляют достаточно личностно сложившемуся, но еще социально незрелому подростку детские общественные объединения, реальные возможности которых складываются под воздействием следующих детерминант:

— актуального состояния и реальных перспектив социально-экономического и политического развития общества, социума, оказывающих самое непосредственное влияние на благополучие общественного бытия детей, общий уровень их жизнеспособности, социального развития, социализации, существования,

— культурологических традиций, исторического наследия, этнических обычаев, сложившегося опыта взаимоотношений с детьми в социуме, в семье,

— правовых гарантий государственной детской политики, реализуемых официальными институтами детства: системой образования, помощи семье и детству (гуманитарный потенциал этих институтов, особенно образовательной школы – наиболее массовой и представительной, реальная представленность интересов детей на всех государственных и общественных уровнях),

— осознанности значимости детских проблем на профессиональном уровне общественного и индивидуального сознания (менталитет взрослых в отношении к детству, к детям, к ребенку),

— общественно-государственной поддержки инициативных квалифицированных детских досуговых программ, направленных на развитие детской социальной инициативы, детского социального творчества, детской субкультуры.

Следовательно, педагогический воспитательный потенциал детских общественных объединений состоит, как указывают исследователи, из трех базовых компонентов: витального жизнеобеспечения ребенка; социально-психологического обеспечения актуальных и перспективных жизненных проблем детей; культурообразующего (культурообразовательного) жизнеобеспечения.

Детское общественное объединение будет иметь полноценный педагогический воспитательный потенциал, если все названные компоненты (поля, сферы) будут в нем не только формально представлены, но и взаимообусловлены, взаимоопределены, естественным образом систематизированы. Это вполне реально, так как, во-первых, каждому ребенку, детству в целом, свойственно неудержимое стремление к красоте, к гармонии. Во-вторых, все мы, взрослые: и родители, и педагоги, и государственные деятели – при всей своей занятости и неотложности дел не хотим неприятностей своим детям. Но в отличие от детей делаем, стремимся сделать их самостоятельными, счастливыми не здесь и сейчас, а в будущем.

Проблема заключается в том, чтобы использовать, «состыковать» стремления, возможности детей и взрослых, создав условия для развития и оптимальной реализации детских социальных инициатив.

При этом проявлять необходимую и достаточную заботу о педагогическом воспитательном потенциале инициативных детских общественных объединений и организаций, как социально-педагогических системах, инициируемых детьми, важно при квалифицированной поддержке взрослых.

Таким образом, мы выявили, что детское общественное объединение является звеном детского общественного движения и обеспечивает вхождение, адаптацию и интеграцию личности в социальную среду. Оно обладает специфическими содержанием, направленностью и степенью координированности деятельности со стороны взрослых.

Педагогический воспитательный потенциал детских общественных объединений заключается в использовании таких возможностей, обнажающих субъектную позицию его участников как добровольность, самоопределение, самоуправление, что позволяет развивать необходимые качества личности, ее инициативу, самостоятельность, ответственность, творчество с опорой на положительную мотивацию самого человека.

Обеспечить гармонизацию интересов личности и общества, обогащая все основные сферы человеческих взаимоотношений под силу педагогу-профессионалу, взрослому с гуманной позицией, владеющему опытом построения партнерских взаимоотношений в общем деле с участниками объединений.

Принципиально важным для реализации педагогического потенциала детского самодеятельного объединения являются создание им реальных возможностей для: осознания личностью целей, перспектив объединения, своего пребывания и деятельности в нем, актуализации и развития личных интересов, потребностей, возможностей; обеспечения личностно значимой многоролевой деятельности, интенсивного межличностного и межвозрастного общения, благоприятного положения каждого в системе отношений детского объединения.

Возникшая и имеющая тенденции к расширению многоукладность в детском движении – закономерный результат роста активности детей и подростков в условиях демократизации общества. Наличие разных по содержанию и направлениям детских самодеятельных организаций и объединений расширяет источники познания развивающейся личностью общественной жизни, помогает ребенку включиться в те сферы, в которые школа и другие институты воспитания, как правило, вовлечь не могут.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *