Что такое детское экспериментирование

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Что такое детское экспериментирование. Смотреть фото Что такое детское экспериментирование. Смотреть картинку Что такое детское экспериментирование. Картинка про Что такое детское экспериментирование. Фото Что такое детское экспериментирование Терентьева Галина
Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Китайская пословица

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира.

Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений, исследований и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

Исследования предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Метод экспериментирования позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных опытах, установлении взаимосвязей и закономерностей.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.

Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо изучить методики экспериментирования более углубленно, так как в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.

Н. Н. Поддъяков говорил: «Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность, позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира.

Актуальность:

Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать её развитию.

Классификация экспериментов

По характеру объектов, используемых в эксперименте:

— опыты с растениями;

— опыты с объектами неживой природы;

— опыты с объектами живой природы.

По месту проведения опытов:

— в групповой комнате;

По количеству детей:

— индивидуальные (1- 4 ребенка);

— групповые (5-16 детей);

— фронтальные или коллективные (вся группа).

По причине их проведения:

— поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю, систематические).

По продолжительности:

длительные (свыше 15 мин.).

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности

— экспериментирование, исследовательская деятельность;

— дидактические и развивающие игры, упражнения;

— наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;

— экскурсии и целевые прогулки;

— работа в уголке природы;

— экологическая тропа экскурсии и целевые прогулки;

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, но знания, добытые самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Для накопления определённых знаний и применения их в практической деятельности, я начала свою работу через наблюдения в природе.

В уголке природы и на прогулках мы проводим наблюдения за объектами природы, позволяющие детям овладеть конкретными знаниями об этих объектах и правилами ухода за ними.

Для экспериментирования в уголке природы я использую алгоритмы для работы в уголке природы и алгоритмы для работы в лаборатории, которые помогают мне объяснить детям сложные явления в доступной для детей форме, обеспечить усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, а также развивать у детей память, внимание, образное мышление, мелкую моторику рук.

В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – ребята стараются всё проделывать сами. Самые интересные эксперименты — это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

Экспериментируя с водой, вместе с детьми определяем плавучесть предметов

«СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА»

Цель: познакомить со свойствами песка, развивать смекалку, наблюдательность.

Вывод: песок хорошо пропускает воду; из влажного песка можно лепить предметы, а сухой не держит форму.

Цель: углублять знание свойств и качеств воды; развивать любознательность, закреплять знание правил безопасности при обращении со стеклянными предметами.

Вывод: в прозрачной воде предметы хорошо видны; в непрозрачной – не видны.

«КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ»

Цель: показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.

Воспитатель вместе с детьми набирает в тарелку снег и предлагает им сказать, что будет со снегом в помещении. Тарелку уносят в группу. Вечером вместе рассматривают талую воду, обсуждают, что и почему произошло, откуда взялся мусор?

Цель: показать, что жидкая вода на морозе меняет своё состояние – превращается в твёрдый лёд.

Воспитатель вместе с детьми разливает воду по стаканчикам, кладут в сосуды концы верёвочек, относят стаканы на холод. Затем рассматривают полученные льдинки.

«КАК ЛЁД ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ?»

Цель: показать детям, что в тепле лёд тает и превращается в воду.

«МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?»

Цель: показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

Цель: познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

Вывод: капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.

Цель: дать детям представление о роли воды в жизни растений.

Кроме уголка природы в группе, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, создан комнатный «Весёлый огород», где вместе с детьми мы выращиваем и наблюдаем, как растут и развиваются растения

Опыты с воздухом. С помощью соломинки перемещаем предметы, выдуваем воздух в чашку с водой, видим пузыри. Дуем через соломинку в бутылочку с мелкой крошкой – заставляем ее подниматься со дна.

Живой интерес у детей вызвали опыты с мыльными пузырями.

Наш уголок природы постоянно пополняется новыми материалами. Вместе с детьми и родителями мы собрали необходимое оборудование и объекты для наблюдений: земля, песок, глина, камни и т. д., а также была разработана тематика мероприятий по экспериментальной деятельности и картотека экспериментов.

Работа с родителями:

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы разработали буклеты и памятки для родителей:

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию»,

«Как помочь маленькому исследователю»,

«Занимательные опыты на кухне» и т. д.

Многие дети с удовольствием рассказывают дома о том, что мы делаем в саду, проводят интересные опыты дома с родителями, делятся своими открытиями в детском саду.

Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Всё это возможно лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

В заключение хотелось бы привести слова В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».

Источник

Детское экспериментирование как педагогическая технология

Что такое детское экспериментирование. Смотреть фото Что такое детское экспериментирование. Смотреть картинку Что такое детское экспериментирование. Картинка про Что такое детское экспериментирование. Фото Что такое детское экспериментирование Светлана Иванова
Детское экспериментирование как педагогическая технология

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружаещему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Работая в дошкольном учреждение всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.

В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности.

Цель и задачи педагогической технологии

• Создание условий для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента.

• Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

• Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.

• Обеспечить обогащенное познавательное и речевое развитие детей, формировать базисные основы личности ребенка.

• Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

• Формировать диалектическое мышление, способность видеть многообразие окружающего мира.

• Формирование у дошкольников коммуникативных навыков, навыков сотрудничества.

Формирование основ целостного мировидения детей, а также развитие познавательной активности в процессе детского экспериментированиябудет успешно реализовано если:

-будет осуществляться последовательный системный подход в процессе формирования у детей основ целостного мировидения.

-более эффективно будет осуществляться сотрудничество педагога и ребенка.

-педагог во взаимоотношениях с детьми будет проявлять больше оптимизма, веры в его силы и поддерживает воспитанника.

-создана соответствующая возрасту и требованиям предметно-развивающая среда.

1. Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.

3. Сформированность основ диалектического мышления.

4. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду»От рождения до школы».

5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

6. Сформированность коммуникативных навыков.

Основные принципы организации детского экспериментирования:

• Связь теории с практикой

• Развивающий характер воспитания и обучения.

• Индивидуализация и гуманизация образования.

• Природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.

• Целостность и системность обучающего процесса.

Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

Успешность эксперимента:

• Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.

• Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.

• Важно, чтобы была атмосфера лаборатория.

Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.

Трудности в работе:

• Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать.

• Воспитание научности познания — шаг от бытового уровня рассуждений к научному.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение,стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.

Связь экспериментирования с ИЗО тоже двустороння и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Организация и условия экспериментальной деятельности дошкольников

В нашем деском саду создана мини-лаборатория для проведения эксперимента. Начинаем работу с детьми с экскурсии, во время которой дети знакомятся с ее хозяином – дедушкой Знаем, с оборудованием и правилами поведения. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых»,которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.»Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму»Этим высказыванием мы придерживаемся в работе с детьми дошкольного возраста. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Овладение дошкольниками разными способами познания способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка.

Что дает экспериментальная деятельность?

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.

Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.

В ходе работы в специально подготовленной среде,дети:

• Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;

Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;

• Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;

• Проявляют интерес к познавательной литературе;

• Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;

• Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;

• Применяют свои знания в жизни.

Оснащение детской лаборатории:

• Приборы –помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты;

Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;

Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки;

Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, нождачная;

Красители: ягодный сироп, акварельные краски;

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки, нитки.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

• Внешние (новизна, необычность объекта);

• Познавательный мотив (почему так);

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам. Ральф У. Эмерсон, философ. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир.

Познавательная активность детей младшего дошкольного возраста. Детское экспериментирование как педагогическая технология «Познавательная активность детей младшего дошкольного возраста: Детское экспериментирование как педагогическая технология»Воспитатель МБДОУ.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности. Реферат 4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании.

Мастер-класс «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» Мастер – класс «Детское экспериментирование как средство развития.

Проект «Детское экспериментирование как средство познания окружающего мира» (средняя группа) Проект «Детское экспериментирование как средство познания окружающего мира» (4–5 лет) Тип проекта: познавательно-исследовательский Срок.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».Для ребенка нет ничего естественнее, как развиваться,.

Что такое детское экспериментирование. Смотреть фото Что такое детское экспериментирование. Смотреть картинку Что такое детское экспериментирование. Картинка про Что такое детское экспериментирование. Фото Что такое детское экспериментированиеДетское экспериментирование как современный метод познавательного развития детей дошкольного возраста Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Чтобы человек.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *