Что такое детско родительские отношения

Типы детско-родительских отношений

Что такое детско родительские отношения. Смотреть фото Что такое детско родительские отношения. Смотреть картинку Что такое детско родительские отношения. Картинка про Что такое детско родительские отношения. Фото Что такое детско родительские отношения

Отношения, которые мы устанавливаем с людьми, в определенной степени определяют наше существование в мире. Поэтому очень важно сделать акцент на одном из отношений, которые оказывают большое влияние на нашу жизнь: родителей и детей. В последние годы стали говорить о различных методах, которые важно применять в методах дисциплины и воспитания несовершеннолетних. Некоторые родители чувствуют растерянность и растерянность, они не могут понять, как сохранить твердую позицию в процессе воспитания своих детей. Некоторые изучающие человеческое поведение говорят о важности ответственности, другие — о воспитании детей, третьи — о методах и способах общения с детьми. В материалах этой статьи мы рассмотрим основные типы детско-родительских отношений, их преимущества и недостатки. Какой из предложенных типов выбрать, семья решает самостоятельно, исходя из своих предпочтений и осознания, что для нее ближе.

§ Влияние семьи на развитие ребенка

Семья играет основную роль в воспитании личности ребенка. Конечно, помимо родителей в детском развитии участвует общество в целом. Однако, вряд ли социум может полностью заменить внутреннюю семейную систему. Ведь поддержка со стороны чужих людей несравнима с родительской любовью. Поэтому то, каким вырастет ребенок, зависит, в первую очередь, от устройства конкретной ячейки общества.

Итак, семья выполняет 8 задач, которые помогают в становлении и развитии личности ребенка:

Пример: родители страдают от никотиновой зависимости, но ребенку внушают, что курить нельзя. Противоречивые послания могут привести к нескольким вариантам:

Таким образом, для формирования необходимой модели поведения очень важно, чтобы слова родителей совпадали с поступками.

Таким образом, семья выполняет основные функции:

Развитие ребенка также зависит от стиля воспитания. Итак, каковы основные типы детско-родительских взаимоотношений?

§ Характеристика типов детско-родительских отношений

В одной из популярных классификаций детско-родительских отношений выделяется 4 типа. Рассмотрим их подробнее.

✍ Авторитетный

Авторитетный или демократический стиль воспитания предполагает наличие доверительного диалога. Ограничения существуют, но их значимость подробно объясняется. Родители – авторитеты, а контроль над ребенком осуществляется в разумных пределах. Детские психологические проблемы выносятся на обсуждение. Эмоциональная поддержка в такой семье – абсолютная норма. Естественно, отсутствует насилие любого рода: наказания за проступки гуманные и последовательные. Особенность авторитетного стиля воспитания – «семейная демократия», где учитывается мнение всех.Что такое детско родительские отношения. Смотреть фото Что такое детско родительские отношения. Смотреть картинку Что такое детско родительские отношения. Картинка про Что такое детско родительские отношения. Фото Что такое детско родительские отношения

Плюсы: зрелость, осознанность и доброжелательность родителей, конструктивная критика. У ребенка развивается адекватная самооценка, собственное мнение, самоконтроль, ответственность, активность и инициативность. Он легко адаптируется к новым условиям, а также редко испытывает сложности во взаимодействии с окружающими. Также дети из таких семей с раннего детства учатся уважать других.

Минусы: их нет, так как это самый идеальный тип детско-родительских отношений.

✍ Авторитарный

Характеризуется строгими правилами, которые никак не комментируются, и наказаниями за любое отступление от них. Нередко применяются различные виды насилия. Взрослые всегда правы, а дети бесправны. В такой обстановке, конечно, нет здорового разговора между домочадцами. Также присутствует тотальный контроль, при котором у ребенка нет личного пространства. Инициатива и активность младших членов семьи подавляется. При этом конфликты проходят болезненно, о компромиссе речь никогда не идет.Что такое детско родительские отношения. Смотреть фото Что такое детско родительские отношения. Смотреть картинку Что такое детско родительские отношения. Картинка про Что такое детско родительские отношения. Фото Что такое детско родительские отношения

Плюсы: благодаря жесткому контролю, ребенок может вырасти очень послушным и исполнительным. Хотя велика вероятность обратного эффекта.

Минусы: жестокость или жесткость часто влияют на формирование неуверенности в себе. А это, в свою очередь, затрудняет развитие навыка общения. Примером могут послужить некоторые семьи военнослужащих. Как ни странно, чаще всего дети авторитарных родителей вырастают асоциальными. Выбирая подобный жизненный путь, они неосознанно выражают протест против родительского авторитаризма.

✍ Либеральный

Еще одна крайность – предоставить полную свободу ребенку. Да, каких-либо ограничений и правил нет, как и жестокости или насилия. Но как маленький человек может научиться понимать границы дозволенного? Родительская любовь и обожание не способны развить необходимые личностные качества. Отсутствие рамок и вседозволенность также приводят к плачевным последствиям. В такой семейной системе родители не являются авторитетом для ребенка. Они сами позиционируют себя скорее, как друзей нежели ответственных и направляющих взрослых.Что такое детско родительские отношения. Смотреть фото Что такое детско родительские отношения. Смотреть картинку Что такое детско родительские отношения. Картинка про Что такое детско родительские отношения. Фото Что такое детско родительские отношения

Плюсы: отсутствуют. Хотя бывает, что ребенок находит более авторитетного взрослого, который направляет его вместо родителей.

Минусы: очень часто дети плохо учатся в школе, имеют многочисленные проблемы в общении с ровесниками и взрослыми, развивается патологический эгоцентризм, агрессивность и безответственность. В дальнейшем молодым людям, воспитанным в либеральных условиях, тяжело адаптироваться к социуму, находить партнеров, а тем более воспитывать собственных детей. Ложь и распущенность нередко сопровождают таких людей в течение всей жизни.

✍ Индифферентный

Выражается в равнодушии отцов и матерей. Они, как правило, холодные и незаботливые. Невнимание также сильно деформирует детскую психику, как и тотальный гиперконтроль. Каких-то определенных правил нет, как нет и любви. В этом значимое отличие от либерального типа. Примером служат алкоголики, чьи дети растут «волчками», то есть замкнутыми и недоверчивыми. Конечно, такие дети тоже склонны к асоциальному образу жизни.Что такое детско родительские отношения. Смотреть фото Что такое детско родительские отношения. Смотреть картинку Что такое детско родительские отношения. Картинка про Что такое детско родительские отношения. Фото Что такое детско родительские отношения

Плюсы: их нет. Конечно, при попадании в благополучную среду возможно нормальное развитие. Но конкретно при этом типе воспитания малыш обречен на страдания.

Минусы: у ребенка формируется крайне низкая самооценка, враждебность и недоверие к миру, отсутствует самодисциплина, плохая успеваемость в учебе, постоянно подавленное настроение. Взаимоотношения со сверстниками без посторонней помощи не наладятся. Такие детки часто становятся объектами травли. Нередко у них со школьного возраста развиваются зависимости.

В «чистом виде» эти 4 типа детско-родительских отношений встречаются очень редко. Все-таки преобладают семьи со смешанным стилем воспитания. Можно сделать однозначный вывод, что самый здоровый – авторитетный. Семьи, склоняющиеся к демократическому стилю — самые счастливые. Конечно, нет идеальных людей, потому и совершенных семей также не существует. Все допускают ошибки – это нормально. Главное – вовремя их увидеть и постараться исправить, а также не допускать вновь. Хорошим выходом из непростых ситуаций может стать посещение семейного или детского психолога.

§ Вместо заключения

Итак, семья – это сплоченная команда, объединенная не только родственной связью, но и духовной. Воспитание детей всегда начинается с понимания взрослыми собственной индивидуальности. У всех есть недостатки и слабые стороны. Важно их осознать и принять, а развивать достоинства. Ведь ребенок хоть и не вырастет точной копией, но все-таки почерпнет все самое важное у мамы и папы. Также не стоит забывать о здоровой любви и чутком внимательном отношении к малышу. А ежедневные доверительные разговоры, полноценный эмоциональный контакт позволят стать для ребенка авторитетом и отличным примером для подражания.

Источник

Понятие и типы детско-родительских отношений

Что такое детско родительские отношения. Смотреть фото Что такое детско родительские отношения. Смотреть картинку Что такое детско родительские отношения. Картинка про Что такое детско родительские отношения. Фото Что такое детско родительские отношения

Статья просмотрена: 58335 раз

Библиографическое описание:

Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л. К. Фомина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 704-707. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9043/ (дата обращения: 01.12.2021).

В данной статье рассмотрены понятия и типы детско – родительских отношений. Особое внимание уделяется типам семейного воспитания. Проанализированы характерные особенности взаимоотношений родителей и детей. Статья предназначена для родителей и педагогов.

Ключевые слова: семья, типы родительских отношений, стили семейного воспитания.

Под родительским отношением принято понимать «систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним».

Под понятием «отношение» в психологии понимается субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В социальных общностях (а к ним относятся и семья) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.

Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения – это стороны общения. И если в отношении не обязательно присутствует обратный сигнал, то при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь, причем разной модальности.

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Семья – это социальная группа, в которой есть субъект (родитель), с определенными характеристиками и объект влияния (ребенок), который так же наделен определенными свойствами. Между ними существуют взаимоотношения, взаимодействия, взаимовлияния. Для ребёнка семья является средой, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Родители являются первой социальной средой развития ребенка, которая обеспечивает удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе любви и привязанности, в безопасности и защите.

Стиль семейного воспитания является своего рода реализацией личности, своеобразной характеристикой личности родителя.

Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания. В описании типологии семейного воспитания принято изучение воспитательных родительских установок и позиций. В общем виде были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции.

Можно отметить, что оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости, а так же прогностичности. Адекватность родительской позиции определяется, как умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире. Гибкость родительской позиции, можно рассматривать, как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу условий жизни семьи. Гибкая родительская позиция, должна быть не только изменчивой, она должна быть предвосхищающей, прогностичной.

Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а наоборот, стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных качеств детей. Только на основе прогностической родительской позиции можно установить оптимальную дистанцию, можно выполнить требования независимости воспитания.

В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительских позиций по одному или по всем трем выделенным показателям. Родительские позиции неадекватны, утрачивают гибкость, становятся повышенно устойчивыми, неизменчивыми и непрогностичными.

Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А. С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно. Роль определяется, как некий набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, как сочетание чувств, ожиданий, оценок, адресованных ребенку от взрослых членов семьи [5].

Наиболее типичны четыре роли: «любимчик», «беби», «козел отпущения», «примиритель».

Первая роль, «любимчик», возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «бэби» с очень ограниченными правами. Третья роль, «козел отпущения», возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей, взаимное недовольство друг другом переходит на ребенка, он как бы отводит на себя негативные эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.

В. Н. Дружинин выделяет и другие роли: «ребенок-обуза»; «ребенок-раб»; «ребенок как оружие» в борьбе с супругом» ребенок – «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью); «ребенок-любовник» (одинокая мать настаивает на «отношениях для двоих», закрепощает ребенка в узах любви).

А. С. Спиваковская отмечает, что некоторые авторы пытались положить в основу описания типов воспитания степень выраженности эмоционального отношения родителей к своему ребенку. Представлены два крайних типа, а все остальные отличаются по степени выраженности эмоций.

1. Семьи, в которых отношения строятся на основе любви и принятия. Обобщенная формула родительского воспитания выражается утверждением: «Ребенок – центр моих интересов». В поведении родителей отмечаются нежность к детям, разнообразные занятия с ними, забота об их жизни и воспитании.

2. Семьи, в которых отношения строятся на неприятии и отторжении ребенка. Обобщенная формула родительского отношения формулируется так: «Ненавижу этого ребенка, не буду о нем заботиться, беспокоиться». В поведении родителей проявляется невнимательность к ребенку, жестокость и желание как можно меньше общаться с ним [3].

В исследованиях А. Т. Шмелева и Т. М. Афанасьева, внимание уделялось изучению степени свободы ребенка в семье, или тому, как родители регулируют его поведение. Ими были выделены два крайних типа – чрезмерная опека и излишняя требовательность:

1. Отношения по типу чрезмерной опеки характеризуются следующей родительской установкой: «Все сделаю для ребенка, полностью посвящу ему свою жизнь». В поведении родителей полное попустительство сочетается с чрезмерной опекой.

2. Отношение по типу излишней требовательности. Установка родителей может быть выражена утверждением: «Не хочу ребенка такого, какой есть». В воспитании усилена критика ребенка, отсутствуют похвалы, поощрения [6].

Во многих исследованиях психологи, пытаясь описывать типы семейного воспитания, пришли к выводу, что более точной будет оценка воспитания не в одном, а одновременно в нескольких аспектах. Поведения родителя представляется в системе координат, одна из осей которых отражает эмоциональный аспект отношения к ребенку, а другая – поведенческий. Комбинации крайних значений дают четыре типа воспитания:

1. теплое ограничивающее воспитание, которое характеризуется эмоционально ярким отношением к ребенку с излишним контролем за его поведением;

2. теплое отношение к ребенку в сочетании с предоставлением ему самостоятельности и инициативы;

3. холодное разрешающее воспитание, при котором некоторая холодность к ребенку, недостаточность родительских чувств сочетаются с предоставлением ему достаточной свободы;

4. холодное ограничивающее воспитание, которое приводит к постоянной критике ребенка, к придиркам, а иногда и преследованию любого самостоятельного поступка [2].

Многие работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд в 1970-х г.г. типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, или демократический и попустительский.

Авторитарный стиль («автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, они ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, физическими наказаниями. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение может стать неуправляемым. При данном стиле семейного воспитания, отношения исключают душевную близость с детьми.

Демократический стиль – («авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины.

Попустительский стиль («либеральный», «снисходительный», «гипоопека») – ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми [1].

Позднее были выделены и другие стили семейного воспитания, такие как:

1. Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания не удовлетворяется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.

2. Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельность, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова и Е. В. Зырянова приводят описанные разными исследователями стили семейного воспитания: варианты названий одного и того же или очень близких стилей воспитания.

1. Демократический (разумная любовь; принимающе – авторитарный; ценностное отношение с высокой рефлексией). При данном стиле семейного воспитания, эмоциональная близость с ребенком проявляется, как принятие, тепло и любовь. Требования к ребенку справедливые, с обоснованием запретов. Контроль осуществляется на основе заботы. Модель общения с ребенком – личностно-ориентированная. Тип личностного развития ребенка оптимальный (чувство собственного достоинства и ответственности; самостоятельность и дисциплина, полноценное общение);

2. Авторитарный (автократический; диктат), эмоциональная близость с ребенком чаще отсутствует, хотя и не исключается. Требования к ребенку жесткие, без объяснения причин. Контроль жесткий, некорректный, наказания. Модель общения с ребенком – дисциплинарная, постоянные окрики и угрозы. Тип личностного развития ребенка, при авторитарном стиле семейного воспитания, пассивный (отсутствие инициативы, зависимость, низкая самооценка), агрессивный (ребенок превращается в терана, подобно родителю), лицемерный.

3. Гиперопека (гиперпротекция, доминирующая гиперопека; «жизнь за ребенка») – проявляется излишняя забота за ребенком. Требования к нему отсутствуют при многочисленных запретах и ограничениях. Контроль за ребенком тотальный, порой чрезмерный. Родители стремятся к тесному эмоциональному контакту. Ребенок вырастает несамостоятельным, зависит от родителей, эгоцентричен, усиливаются астенические черты.

4. Гиперопека (потворствующая гиперопека; «кумир семьи») – при рассматриваемом стиле семейного воспитания, наблюдается обожание и любование ребенком. Какие-либо требования отсутствуют, контроль за ребенком слабый, вседозволенность. Модель общения – «жертвоприношение» (максимальное удовлетворение потребностей и прихотей ребенка).

5. Повышенная моральная ответственность (гиперсоциализация) – высокие требования к ребенку сочетаются с пониженным вниманием. Родители чрезмерно озабоченны будущим ребенка, его социальным статусом, учебными успехами. При таком стиле семейного воспитания, ребенок вырастает тревожным и мнительным.

6. Анархический (потворствующий; либерально – попустительский) – требования к ребенку отсутствуют или очень слабые, контроль отсутствует, модель общения с ним «заискивающая» (некретиччное отношение). Ребенок вырастает эгоистичным, приспособленцем.

7. Гипопротекция (безнадзорность; мирное сосуществование) – проявляется безразличие к ребенку, отсутствие к нему тепла. Требования и контроль за ребенком отсутствуют. Родители не вмешиваются в жизнь ребенка. Он вырастает непредсказуемым, гипертимным, асоциотивным.

8. Эмоциональное отвержение (отчужденный; «золушка»; «маленький неудачник») – эмоциональная близость с ребенком отсутствует. Наблюдаются высокие требования к ребенку. Наказания жестокие, строгие. Родители не контактируют с ребенком, он вырастает мечтательным, жестоким. У ребенка возникают трудности в общении; невротические расстройства.

9. Жестокое обращение (агрессивный) – требования к ребенку отсутствуют, контроль жесткий, лишение удовольствий, унижения, побои. Модель общения с ребенком, враждебная. Он вырастает эгоистичным, жестоким [3].

«В реальной жизни, – замечает В. С. Мухина, – все еще более сложно, чем в любой классификации. По ее мнению, в семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку» [4].

Исследование влияния различных стилей руководства на развитие личности детей и формирование детско-родительских отношений показали, что наиболее благоприятное воздействие на воспитательный процесс оказывает демократический и авторитетный стиль взаимодействия, в то время как остальные стили приводят к нарушениям личностного развития и дисгармонии межличностных отношений родителей и детей.

Мы рассмотрели некоторые подходы к классификации детско-родительских отношений. Их анализ показал, что в основе выделения типов отношений лежит позиция родителей, особенности их установок, ценностей, целей. Таким образом, детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения [2].

1. Азаров Ю.П. «Семейная педагогика», М. : изд. «Политической литературы», 1987г

4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- 6-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456с.

5. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.— 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).

6. Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга (Психология обыденной жизни). – М.: Знание, 1986. – 96с.

Источник

Статья на тему: «Детско-родительские отношения»

Понятие детско-родительских отношений

Тисленко Ольга Николаевна/ Tisleko Olga Nikolaevna – учитель начальных классов, логопед МОБУ СОШ №30 г. Таганрога.

Аннотация : очень большое значение для прогрессивного формирования общества имеет семья, положение которой в значительном обусловливается степенью и состоянием внутрисемейных отношений.

Детско-родительские отношения в семье занимают одно из значимых мест в ходе развития ребёнка. Под управлением отца с матерью ребенок приобретает собственный первый жизненный опыт, простые знания о находящейся вокруг реальности, умения и навыки жизни в обществе.

Изучением детско-родительских взаимоотношений в семьях занималась значительная категория научных работников (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, А.Я. Рот, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.С. Спиваковская).

Ключевые слова: родительские отношения, взаимодействие, ответственность, принятие, симбиоз.

Остановимся на определении понятия «родительское отношение». В отечественной психологии изучением данного явления занимались А.Я. Варга[15], О.А. Карабанова [9], Э.Г. Эйдемиллер [16]. Родительские отношения рассматриваются как система или совокупность эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним.

С другой стороны, под родительскими установками подразумеваются установки и соответствующее поведение, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще. В качестве наиболее значимых черт родительского отношения авторы выделяют эмоциональные, когнитивные и деятельностные его аспекты.

Нужно кроме того остановить наше внимание на том, что в основе детско-родительских взаимоотношений находится общение. Отечественные ученые Л.С. Выготский [6], М.И. Лисина [10] огромное значение придают непосредственно общению. В изысканиях этих специалистов по психологии указывается, что дефекты общения детей со взрослыми впоследствии отразятся на его полноценном психическом развитии. В основе общения детей с родителями находится концепция личностных связей, которые формируются в первые месяцы жизни детей и развиваются в последующем согласно определенным законам. Пренебрежение данных законов проводит к задержкам и искажениям в психическом формировании ребенка, отрицательно отражаясь на их дальнейшей жизни. Характерные черты взаимодействия детей с родителями, уровень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают свое воздействие, как в течении всего этапа раннего возраста, так и в последующей жизни.

Каждые родители имеют свои собственные взгляды на воспитание детей. Правильные они или нет, можно узнать лишь со временем, когда любимое дитя вырастет и определится с жизненной позицией. В данной работе рассмотрим основные типы родителей с точки зрения разных авторов, а также достоинства и недостатки их позиции в общении с детьми.

Родители под каблуком [13].

Часто подобная ситуация случается в семьях, где растет только один ребенок, особенно если он поздний и долгожданный. Мама и папа позволяют своему малышу абсолютно все, покупают тонны игрушек и сладостей, прощают все капризы. Это один из самых опасных подходов к воспитанию — ребенок вырастает с мыслью, что он центр вселенной и ему все позволено. Оказываясь во взрослой жизни, он обнаруживает, что она совсем не такая, как казалось под теплым родительским крылом. Такие дети зачастую не способны справляться с проблемами, очень болезненно воспринимают критику и неудачи, а гипертрофированный эгоцентризм отталкивает от них окружающих.

Они муштруют свое чадо, заставляя его вставать в шесть утра, чтобы сделать зарядку и погулять с собакой. Слово «Нельзя!» — главное в его жизни, причем причины запретов обычно не объясняются. Ребенок растет в строгости и железной дисциплине. Из таких детей вырастают либо послушные исполнительные подчиненные без своего мнения (их особенно любят руководители), либо бунтари, которые, вырвавшись из-под родительской опеки, пускаются во все тяжкие. В первом случае такое воспитание может быть даже полезным — оно формирует стойкость характера, умение преодолевать собственную лень и жизненные препятствия. Родители-фанатики

Детство слишком коротко для игр — таков их девиз. Ребенок должен научиться всему и как можно раньше, ведь ему предстоит жить в мире высокой конкуренции. Поэтому его график уже с трехлетнего возраста плотно забит занятиями с репетиторами и посещением спортивных секций. Чаще всего это оборачивается тем, что у ребенка отбивают охоту к самосовершенствованию, и к старшим классам он полностью забрасывает учебу. Дополнительное обучение хорошо лишь в том случае, если человечек сам желает заниматься музыкой или английским. Все, что делается принудительно, вызывает у детей отвращение, делая из них патологических лентяев.

Они создают доверительную атмосферу общения с ребенком, вникают в молодежные веяния и сами зачастую имеют современные увлечения. Правда, обычно они не являются авторитетами для детей, но могут надеяться на то, что дочь или сын придет со своими проблемами именно к ним. Это неплохой тип формирования отношений с ребенком. И пусть родители не имеют сильного влияния на своего отпрыска, но по крайней мере не мешают ему развиваться согласно собственной природе. Такие дети обычно самостоятельны и позитивно воспринимают окружающий мир.

Это один из лучших типов родительского отношения. Они не пытаются реализовать в ребенке свои мечты, не давят на него и позволяют выбирать свой собственный путь, понимая, что дитя не является их продолжением; всегда готовы дать совет, мягко поддержать в трудной ситуации, поделиться своими знаниями и опытом. Ребенок осознает, что его мнение имеет значение, а в случае сомнений он может обратиться с вопросами к родителям. Их дети вырастают самодостаточными и уверенными в своих силах, умеют принимать разумные решения и добиваться успехов.

Ученые свидетельствуют, что недостаток либо нехватка эмоционального и конфиденциального общения отца с матерью с ребенком, их теплоты и ласки приводят его в положение психологической депривации. Возможно встретить кроме того описание и негативных, неестественно заостренных характерологических качеств личности отца с матерью, приводящих к тому либо другому срыву в воспитании (Захаров А.И. [8], Варга А.Я. [5], Адлер А. [1] и др.).

В межличностных взаимоотношениях родителей и ребенка младшего школьного возраста на самом деле имеется характерная только лишь этому этапу особенность, так как дети из недавних «детсадовских» беззаботных детей превратились в обучающихся школы, с тяжелой сменой ведущей деятельности (с игровой в учебную). Сейчас уже мало просто привести детей домой и предоставить самому себе, сейчас ребенок потребует пристального внимания в подготовке домашних уроков, распорядок дня теперь кроме того создают отец с матерью, а не педагоги дошкольных учреждений. Все без исключения это, безусловно, вносит значительные коррективы в отношения между ребенком младшего школьного возраста и их родителями.
Одним из условий, оказывающих большое влияние на отношение отца с матерью к собственным детям младшего школьного возраста, считаются социокультурные установки, которые характеризуют значения и ценности воспитания подрастающего поколения. Особенность взаимоотношения современных родителей к младшим школьникам характеризуется усилением нормативного начала в отношении к ребенку и снижение индивидуального. В настоящее время родители основным образом фокусируют внимание на конкретных достоинствах собственного ребенка, в оценке результатов его деятельности и на переживании его достоинств либо недостатков.

Доминирование нормативного начала в родительском отношении приводит к преобладанию предметного отношения ребенка к самому себе, что в свою очередь вызывает трудности в общении и отношениях со сверстниками. При такой родительской позиции ребенок начинает ассоциировать себя исключительно как предмет воспитания, который может соответствовать, а чаще не соответствовать требованиям окружающих. В результате для ребенка младшего школьного возраста главными мотивами поведения становится самоутверждение и оценка себя глазами другого. Все это мешает младшему школьнику видеть и воспринимать реальных сверстников и делает невозможным как полноценное общение с ровесниками, так и доброжелательное отношение к ним [15].

Все это отражает смещение представлений родителей о своих детях.В родительских установках, или позициях, которые влияют на развитие личности детей, выделяют следующие основные психологические аспекты:

Мотивы, ценностные ориентации и эмоциональные отношения в любой деятельности, в том числе и в деятельности воспитания, могут быть как осознанными, так и бессознательными [15].

Обращаясь к вопросу классификации детско-родительского отношений, можно отметить наиболее значимую классификацию А.Я. Варги [5] и В.В. Столина [14], которые дали описание обобщенных типов родительского отношения полученной в ходе многолетней практической консультационной работы [14]:

1. Принятие – отвержение (отражает эмоциональное отношение к ребенку).

2. Кооперация (отражает социально желаемый результат).

3. Симбиоз (отражает межличностную дистанцию в общении).

4. Авторитарная гиперсоциализация (отражает форму и направление контроля за поведением ребенка).

5. Маленький неудачник (отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем).

Согласно приведенной классификации, детско-родительские отношения имеют различный характер взаимодействия с ребенком, на основе которых строится система воспитания ребенка в целом.

При исследовании категории межличностных отношений между родителями и детьми необходимо не только выделить и определить само понятие «детско-родительские отношения», также необходимо подчеркнуть значимость таких категорий, как типы и модели семейного воспитания.

Таким образом, анализ психологической литературы по вопросам межличностных отношений ребенка в семье позволяет сделать вывод о первостепенности семейного воспитания, которое сказывается на полноценном психическом развитии ребенка. Поэтому представляется важным рассмотреть то, как могут складываться взаимоотношения родителей и детей, какие существуют типы, стили детско-родительских отношений.

Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер. – Ростов-на-Дону, 2008. – 448 с.

Баранова, О.М. Применение теста Р.Жиля для исследования межличностных отношений в семье// Школьный психолог. – 2001. – №41. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://psy.1september.ru/

Бодалев, А.А. Общая психодиагностика /А.А. Бодалев. – М.: Речь, 2000. – 432 с.

Буренкова, Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого / Е.В. Буренкова / Автореф. дисс. канд. псих.наук. – Пенза, 2000. – 104 с.

Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения / А.Я. Варга / Автореф. дисс. канд. псих.наук. – М., 1986. – 351 с.

Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб., 1997. – 134 с.

Выготский, Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений в 6 т. Т. 2] / Л.С. Выготский. – М.6 Просвщение, 1982. – 280 с.

Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А.И. Захаров. – СПб.: Питер, 2010. – 224 с.

Карабанова, О.А. Психология семейных отношений / О.А. Карабанова. – М.: Самара, 2011.- 156 с.

Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина, А.Г. Рузская. – М., 1997. – 234 с.

Психология отношений / Ю. Игнатьева / http://artpsiholog.ru/kakie-byvayut-roditeli/

Хямяляйнен, Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы [Текст] / Ю. Хямяляйнен. – М.: Академия, 2013. – 112 с.

Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер. 2010. – 656 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *