Что такое детский коллектив в педагогике определение
Понятие коллектива в педагогике
Если коллектив рассматривать как воспитательное общество и специально педагогически организованное объединение, то ему присущи явные признаки:
Наличие случайно цели быть не должно. Ее направленность определенно не на личные интересы и эмоциональное удовлетворение, а со значимостью для других членов коллектива. Выбранная цель достигается при помощи общественно весомой деятельности.
Признаки коллектива в педагогике
Коллективные отношения характеризуются связью многообразной системой поручений со всеми представителями данного коллектива. Существует наличие формирования особой коллективной дисциплины. Она не рассчитана на полное подчинение, а на ответственность за общее дело и других членов данной группы.
Смысл демократического коллективного управления в регулировании им выборным органом, но не лидером, причем руководящая должность и роль остается за ним закреплена и может трансформироваться в зависимости от уровня развития детского коллектива.
Структура детского коллектива
Детский коллектив в педагогике – это сложная социально-педагогическая система, обладающая структурой, состоящая из
Неформальной структурой коллектива называют систему межличностных отношений учащихся, возникающую стихийно, начиная с первых контактов между ними.
Неформальная структура является предопределяющей перед созданием формальной, отсюда следует, что педагог должен принимать во внимание все ее особенности при ее организации в коллективе.
Неформальная структура в системе межличностных отношений говорит о занятии ребенка определенного места и имением социальной диспозиции:
Наличие неформальной структуры говорит о существовании негласного распределения ролей. Тогда межличностные отношения способствую формированию своей субкультуры и традиции общения. Именно такая структура позволяет проявляться половой дифференциации детей.
Основание формальной структуры детского коллектива на деловых отношениях и отношениях ответственности, формирующиеся и развивающиеся в процессе общей деятельности, руководствуясь выборным органом и наличием учителя.
Формальная структура предусматривает наделение социальными ролями членов коллектива, используя поручения. В такой системе отношений коллектива важная роль относится к традициям коллективной жизни. Происходит формирование при помощи задействованных традиционных форм деятельности, праздников, ритуалов, традиций в решении проблем и конфликтов. Это способствует чувствовать обстановку собственного коллектива, имеющего определенные законы, гордиться и улучшать его.
При помощи формальной структуры коллектива возможна полная реализация воспитательного потенциала при условии взаимодействия первичного, общего и педагогического коллективов.
Функции коллектива в педагогике
Первичным коллективом называют неделимую часть коллектива, в которой сходятся все интересы учащегося.
Первичный коллектив рассматривает тесное общение, постоянные контакты между членами, поэтому он не может включать достаточно большое количество человек. Когда первичные коллективы формируются, следует обратить особое внимание на желания детей быть совместно и взаимодействовать. К нему относят группу людей, отличающихся по возрасту от 3 до 5 лет.
Этнопсихология и этнография подтверждают складывание естественных детских объединений в истории культуры в качестве разновозрастных. Если происходит взаимодействие детей с разными возрастами, то это дает огромное социально-статусное, ценностное значение. Учащийся способен получить представление о преемственности и учит ролевому распределению в обществе.
Школьный класс и группу в детском саду не рассматривают как первичный коллектив. Со стороны воспитания они имеют негативные последствия, так как требуется в уже созданной группе организовать несколько первичных коллективов.
Складывание общего коллектива возможно из общности первичных. Первичный коллектив не способен выполнять воспитательные функции при условии не являться частью всего коллектива.
Чтобы общий коллектив смог функционировать, необходимо принимать педагогические меры. Для восприятия его воспитанниками как личностно значимым и для их активного участтия необходима организация специальных форм взаимодействия.
Педагогический коллектив
Педагогическим коллективом принято называть органическую составляющую структуры воспитательного коллектива.
В его состав включены профессиональные педагоги и родители.
Правильное формирование такого коллектива педагогов и их эффективное взаимодействие предопределяет реализация некоторых условий:
Единство педагогов в коллективе не исключает право на выражение индивидуальности. Разные характеры и способности учителей является важным моментом для всего коллектива и взаимодействия воспитателей разного поколения. Педагоги должны быть едиными. Это позволит быстрее достигать поставленных воспитательных целей в течение образовательного процесса с разновозрастными детскими группами.
Понятие детского коллектива и сплоченности в старшем дошкольном возрасте
Чернега Татьяна
Понятие детского коллектива и сплоченности в старшем дошкольном возрасте
Понятие детского коллектива и сплоченности в старшем дошкольном возрасте
Современные представления о педагогическом коллективе, как субъекте управления и саморазвития, сложились под влиянием идей русских педагогов Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова. Идеи развития и сплочения педагогического коллектива нашли практическое воплощение в педагогической системе В. А. Сухомлинского. При этом педагогический коллектив имеет собственные своеобразные отличительные черты.
Коллектив – это социальная группа, которая объединена общественно-значимыми целями, общественными ориентациями, а также совместной деятельностью.
Коллектив достаточно сложное явление, в нем наблюдается переплетение чувств, мыслей, стремлений, увлечений и интересов самых разных людей. В соответствии с идеями Л. С. Выготского, коллектив можно рассматривать как фактор развития личности ребенка. Особенное внимание процессам развития коллектива уделил А. С. Макаренко. Коллектив рассматривается как социальный живой организм, который имеет отдельные органы, полномочия, ответственность, соотношение частей, а также взаимозависимость. В случае, если указанные компоненты отсутствуют, то коллектива как такового не существует, а есть толпа или же сборище.
А. С. Макаренко указывал, что гуманистическая интерпретация феномена коллектива предполагает наличие системы признаков, которые позволяют считать коллектив инструментом прикосновения личности.
Понятие «коллектив» было введено в отечественную педагогическую теорию и практику в первые годы советской власти. Основы «коллективного воспитания» были заложены в основы воспитательных систем С. Т. Шацкого, М. М. Пистрака, позднее – В. А. Сухомлинского, Л. И. Новиковой, И. П. Иванова и других. Положения, предложенные А. С. Макаренко стали основой для коллективного воспитания. В своей работе «Цель воспитания» он говорит о наличии следующих признаков коллектива:
1. Общественно ценные цели.
2. Отношения взаимной ответственности.
3. Совместная деятельность по их достижению.
4. Организация органов самоуправления.
5. Направленность деятельности на общую пользу.
В дальнейшем, в отечественной психологической и педагогической науке был представлен ряд признаков, которые характеризуют группу как коллектив. В данном направлении особенное значение имеют работы Л. И. Уманского, А. В. Петровского и И. Н. Платонова.
Л. И.Уманский в качестве основы для характеристик группы выделяет следующие критерии:
• содержание нравственной направленности группы (единство целей, мотивов, ценностных ориентаций членов группы);
• групповая подготовленность в области той или иной сферы деятельности;
• психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное, волевое).
На основе указанных признаков Л. И.Уманский предлагает следующую классификацию групп по уровню их развития:
• группа-ассоциация (общая цель, официальная структура);
• группа-кооперация (общая цель, групповая подготовленность к деятельности);
• группа-корпорация (наличие всех признаков, но нравственная направленность такой группы чаще всего характеризуется групповым эгоизмом и индивидуализмом);
• коллектив.
Детский коллектив оказывает непосредственное влияние на личность в условиях, когда он превращается в носителя воспитательных функций. Исследователи выделяют три функции – организационную функцию, функцию воспитания, функцию стимулирования, регулятивную функцию. Нормальное функционирование детского коллектива возможно при правильном тоне и стиле отношений. А. С. Макаренко в своих работках подчеркивал важность такой организации воспитательного учреждения, которое имело бы единую форму организации, тон, а также стиль отношений.
Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Характер деятельности, ее содержание и способы ее организации определяют и характер возникающих при этом детских отношений, и те нормы, которые при этом естественно возникают в коллективе и регулирует поведение его членов. Поэтому педагогическое руководство внутриколлективной жизнью и происходящими в ней процессами осуществляется прежде всего посредством руководства деятельностью коллектива. Это утверждение является исходным для всего дела создания коллектива. Однако его осуществление требует соблюдения ряда условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов.
В ученическом коллективе можно выделить формальную и неформальную структуры. Первая задается извне педагогами, вторая возникает стихийно. Формальная структура представляет собой дифференцированное единство разнотипных первичных коллективов. Чаще всего типы коллективов выделяют в соответствии с теми функциями, которые они выполняют. Неформальную структуру образуют связи и отношения эмоционально-психологического характера. По признаку симпатии, привязанности образуются малые контактные группы.
Каждый учащийся может входить в одну контактную группу, в несколько контактных групп, не входить ни в одну. В последнем случае он не всегда оказывается «изгоем», так как, не являясь членом контактной группы в коллективе, ребенок может входить в контактные группы вне его.
Положение ученика в формальной и неформальной структурах может совпадать (лидер и хороший товарищ, находиться в противоречии (хороший организатор, но никто не хочет проводить с ним свободное время).
В связи с тем что функции разнотипных коллективов разнообразны и каждый из них как воспитательный феномен оказывает своеобразное педагогическое воздействие на личность, можно утверждать, что, чем в большее количество коллективов включен учащийся, тем более значительный воспитательный эффект следует ожидать (очевидно, при условии педагогически целесообразно организованной деятельности этих коллективов).
Наиболее значимой нам представляется задача развития первичных коллективов, которые должны являться объектом педагогического влияния. В школе наиболее устойчивой структурой, на которую возможно оказать такое влияние, является класс.
Коллектив старших дошкольников характеризуется этапностью развития. В педагогике выделяют три основные этапа развития детского коллектива.
Второй этап в развитии детского коллектива может быть сложным, так как в начале этого этапа могут возникать противоречия и конфликты.
Происходит это потому, что в межличностных отношениях идет процесс стабилизация неформальных групп. Каждая из них пытается утвердить себя и утвердить именно свои социальные (или асоциальные) ценности. У каждой группы существуют свои притязания, установки, нормы, мотивы поведения. Идет борьба за лидерство и влияние.
Третий этап развития – этап конструктивного сотрудничества, когда складывается собственно коллектив.
На этом этапе наблюдается высокий уровень психологического единства всех членов коллектива. Группа становится референтной для всех. Большую роль в жизни и деятельности играет общественное мнение, сложившиеся традиции. В классе царит атмосфера доброжелательности, сочетающаяся с высоким уровнем требовательности. Складывается так называемый «эффект коллектива», когда ребята понимают, что вместе они могут сделать больше и лучше, чем, если бы делали то же самое по одному.
Для развития коллектива группы важна реализация комплекса однородных задач, решаемых воспитателем в своей педагогической деятельности, которые можно назвать функциями управления коллективом. Среди них можно выделить целевые и процедурные функции, обеспечивающие реализацию поставленных педагогом целей.
Таким образом, детский коллектив имеет определенную структуру, основной единицей которой является группа. Оказывает воспитательное влияние на личность.
Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте посредством исследовательской деятельности ВВЕДЕНИЕ Экологическое воспитание детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Экологическое воспитание значимо при личностном.
Актуальность проблемы развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте Актуальность проблемы развития коммуникативных навыков всегда будут стоять на первом месте в воспитании личности ребенка и подготовки его.
Консультация для воспитателей по созданию ППР среды по ФЭМП в старшем дошкольном возрасте детского сада Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный.
Методика формирования сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ягодка» Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Воспитатель старшей группы Савкина.
Особенности проявления агрессии в старшем дошкольном возрасте Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, не только для педагогов и психологов, но и для нашего общества.
Консультация «Подготовка детей к школе в старшем дошкольном возрасте» Подготовка детей к школе в старшем дошкольном возрасте Босикашвили И. П. Воспитатель ГБОУ 236 В настоящее время, когда внимание общества.
Развитие творческого мышления и воображения в старшем дошкольном возрасте Формирующаяся личность ребенка – это сложная система, в которой дифференцируются и интегрируются все психические явления, которые развиваются.
Понятие о детском коллективе
Понятие о детском коллективе, основные направления его исследования.
Латинское слово «коллективус» переводят по-разному — сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что оно стало очень нечетким 23, с. 345.
Основной категорией педагогики является воспитательный коллектив, состоящий из двух взаимосвязанных частей: педагогического (воспитатели, учителя) и детского коллектива (воспитанники).
Выделяют также учебно-воспитательный коллектив – это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.
Проблема развития детского коллектива и личности изучается педагогами на протяжении длительного времени. В различных источниках даётся различные определения детского коллектива, но мы рассмотрим следующее понятие.
Детский коллектив – это группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена.
При изучении понятия «коллектив» нельзя обойтись без описания понятия личности, данного в педагогическом словаре Коджаспирова Т.М.
Личность – 1) индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определённое системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
В педагогике выделяют следующие признаки коллектива:
1) сознательный характер объединения людей;
2) единство общих и личных целей членов коллектива;
3) относительная устойчивость и длительность функционирования;
4) чётко организационная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений;
5) наличие органов самоуправления
6) общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации;
7) благоприятный климат в коллективе;
9) коллективная деятельность, единый результат, достижение усилиями каждого члена коллектива;
Исходя из вышеперечисленных признаков, можно сформулировать функции коллектива:
регулятивная – заключается в пропаганде определённых нравственных и социальных установок.
организационная – коллектив – это основная форма организации детской жизнедеятельности.
консолидационная (объединяющая) – данная форма организации служит для сплочения, объединения детей.
воспитательная – целенаправленное воздействие на каждую личность членами коллектива и воспитателем, формирующее взаимодействие.
Специфика детского коллектива состоит в том, что коллективные взаимоотношения между детьми носят неустойчивый характер. У детей дошкольного возраста стремление к совместной деятельности с другими детьми складывается постепенно. Если в младшем школьном возрасте ребёнок чаще предпочитает индивидуальные игры, то в среднем дошкольном возрасте (на пятом году жизни) преобладающей является игра «рядом» или «механическое взаимодействие». И только в старшем дошкольном возрасте преобладающим мотивом для объединения в игре становится мотив интереса к партнёру по игре или личным качествам другого ребёнка. По мнению многих исследователей, коллективное взаимодействие формируется в игре, а не только в совместной деятельности. Коллективные взаимодействия представляют собой комплекс различных взаимоотношений: межличностных, деловых, ролевых.
В исследованиях Усовой выделены 4 этапа становления детского сообщества.
Этапы развития детского сообщества:
На этом этапе возникают первые, легко распадающиеся объединения детей. Объединяющим началом является воспитатель. Тяготение к сверстникам возникает на основе симпатии к ним.
– более устойчивое объединение на основе совпадения интересов (вид игры, деятельности); впервые появляются дети-организаторы.
появляется интерес друг к другу и первые избирательные дружеские связи. Важным мотивом для объединения может быть деловой мотив или личностный.
Создание внутри детского сообщества таких отношений, когда каждый чувствует себя участником общего дела. В этом возрасте появляется самоконтроль, способность к саморегуляции.
Т.А. Потапенко в 90 гг. рассмотрел появление у ребёнка коллективистической направленности личности, которая отражает способность к саморегуляции поведения, сориентирована на окружающих детей, учёт их желаний, интересов и одновременное удовлетворение собственных интересов.
О влиянии коллектива на формирование личности и о влиянии личности на коллектив учёные спорят давно, но однозначного мнения на этот вопрос нет. Рассмотрим общие положительные и отрицательные стороны влияния коллектива на личность.
А) ребёнок учится жить, общаться в социуме.
Б) способствует формированию взглядов и убеждений.
В) способствует проявлению и развитию различного рода способностей.
ограничивается возможность индивидуального развития ребёнка.
Чаще всего коллектив «навязывает» мнения, убеждения по каким-либо вопросам.
Таким образом, влияние личности на развитие коллектива состоит в том, что каждая личность привносит в коллектив что-то новое: мнения, правила, суждения, которые способствуют изменению и развитию коллектива в целом.
Понятие «детский коллектив»
Коллектив как объект и субъект воспитания
Воспитание в коллективе, для коллектива и через коллектив являлось основополагающим положением советской теории воспитания. В настоящее время, когда не только провозглашается, но и делается попытка реализации идей личностно ориентированной педагогики, многие или перестали говорить о проблемах формирования детского коллектива, или всячески пытаются завуалировать эту проблему, используя термины: общность, группа, ассоциация, кооперация и т. п. Но и сейчас коллективное воспитание – одно из общих направлений воспитательной работы с детскими группами (как бы их ни называли). За рубежом идея совместной жизнедеятельности детей всегда являлась и является актуальной, но там не используется понятие «коллектив» и акцент делается на социально-психологические аспекты внутригрупповых отношений. В советское время основное внимание уделялось идейно-политическому воздействию коллектива на личность, его корректирующе-контролирующей функции. Человек – существо социальное и, начиная с малых лет, он должен жить совместно с другими людьми, вступать с ними во взаимодействие и сотрудничество. Этому можно научиться только в групповом общении и взаимодействии, как бы оно ни называлось.
В то же время задолго до советского времени была осознана воспитательная значимость коллективного, группового взаимодействия. В XVIII в. идею совместной коллективной жизни реализовывал в детских приютах И.Г. Песталоцци. Немецкий педагог В.А. Лай уделял большое внимание вопросу о школьных общинах, в которых совместная практическая деятельность воспитанников способствует их социализации. Указания на особый характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в групповом общении, можно обнаружить в русской педагогической литературе второй половины XIX в. Отечественные педагоги П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский стремились поддерживать среди детей атмосферу товарищества и взаимопомощи и видели в стихийно складывающихся детских сообществах возможный источник новых отношений, способствующих развитию и воспитанию детей. Они использовали такие понятия, как «детская масса», «детская общность», «корпоративный дух школы».
На практике теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в педагогическом опыте школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию руководил СТ. Шацкий. Он на практике доказал возможность эффективной организации школьного коллектива.
Значительный вклад в разработку этой проблемы внес А.С. Макаренко. Прежде всего, была принципиально по-новому осмыслена роль коллектива в воспитании детей, который превратился в субъект воспитательного воздействия, влияющий на каждого члена коллектива. По мнению А.С. Макаренко, педагог только на первых порах является полноправным организатором детского коллектива. По мере развития его воспитательных функций, создания органов самоуправления и формирования коллективистских отношений он все больше уходит на задний план. Эти идеи были развиты в педагогической деятельности В.А. Сухомлинского.
Что дает коллектив личности?
o Удовлетворяет потребности личности в общении и самоутверждении;
o является сферой ее жизнедеятельности (человек постоянно находится в каких-то объединениях, вступая в разнообразное взаимодействие и взаимоотношения с другими людьми);
o богатый эмоциональный опыт;
o поведенческий опыт, социальная ценность которого очень значима в последующей жизни человека;
o через общение и взаимодействие с другими создает условия для познания себя, свои достоинства и проблемы;
o предоставляет возможность проявить свою индивидуальность, самовыразиться, избрав то, что интересно, соответствует силам и способностям.
Так что же такое коллектив?
«Коллектив (от лат. collectives — собирательный) рассматривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения» (Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1. М., 1993. С. 450)
Коллектив – группа людей высокого уровня развития, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, единством воли, выражаемой руководством коллектива (Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 334).
Есть и такое определение коллектива– группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы ценным и личностно значимым содержанием просоциальной деятельности. Детский коллектив – детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена (Там же).
Гуманистическая интерпретация коллектива предполагает наличие определенных признаков,которые и позволяют сделать именно коллектив «инструментом прикосновения к личности» (А.С. Макаренко). Наращивание этих признаков и есть главный предмет заботы классного руководителя по созданию и развитию ученического коллектива.
К числу признаков коллектива относятся:
1) сознательный характер объединения людей;
2) единство общих и личных целей членов коллектива;
3) относительная устойчивость и длительность функционирования;
4) четкая организационная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений;
5) наличие органов координации деятельности (органов самоуправления) ;
6) общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации (ценностно-ориентационное единство);
7) интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат;
8) защищенность каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта;
10) коллективная деятельность, единый результат которой достигается усилиями каждого члена группы;
11) межличностные отношения являются коллективистскими, т. е. определяются через отношение к общему делу.
Остановимся на характеристике некоторых признаков коллектива.
1. Общественно значимая цель. Коллективы по своему целевому назначению разнообразны: трудовые, ученические, досуговые, политические, свободного общения и т.д. Школьный класс – коллектив особого рода: он изначально создан по формальному признаку (детям исполнилось семь лет – родители привели в школу, живут в одном микрорайоне, или родителей привлек профиль класса или школы, или захотелось отдать ребенка в 1-ый класс к популярному учителю. ). Целенаправленность воспитательного процесса ставит перед классным руководителем цель и определение стратегических и тактических задач воспитания. И не только перед собой, но и довести их до сознания своих воспитанников. Кроме того, эту цель и задачи грамотно расположить в логике перспектив для учащихся: близких, средних, дальних. Например, вновь назначенный классный руководитель 9-го класса, профиль которого – туристско-экскурсионный, обрисовывая далекую перспективу – цель (на три последние года в школе), говорит учащимся о том, что, оканчивая школу, они получат к аттестату зрелости удостоверение на право руководства туристскими группами (некоторые из них даже будут водить группы в походы 3-й категории сложности по Крыму, Кавказу, Алтаю), а также удостоверение экскурсовода с правом проведения экскурсий по Москве и Золотому кольцу. «Ко всему этому вы будете готовы. » И о том, что это может быть второй профессией. И о том, что это прекрасное хобби. И о том, что это прекрасно развивает все стороны личности.
Как средняя перспектива может выступать запланированный на весенние каникулы поход по партизанским тропам горного Крыма. И как серия ближайших перспектив: автобусная экскурсия по Москве (тематика самая разнообразная), музеи, театры, встречи с интересными людьми, совместная работа по зарабатыванию денег на поездки, «Огоньки» и вечера.
2. Общественно значимая деятельность. Межличностное общение детей и начинается, и развивается, и существует как фактор развития только в разнообразных видах деятельности, так как именно в деятельности формируется отношение детей к окружающему миру. Значит, классный руководитель, желая как можно скорее создать коллектив, должен насытить жизнь детей разнообразными делами: 1 сентября – классный час «Науки сокращают опыт быстротекущей жизни», посвященный Дню знаний; поход по Подмосковью; классный «Огонек» под названием «Будем знакомы, знакомые и незнакомцы»; поездка в Константинов и чтение любимых стихов С.Есенина; субботник по оборудованию и оформлению своего класса, посещение театра и художественной выставки; конкурс рефератов, посвященных 850-летию Москвы (или другого города). Это позволит быстрее узнать детей, перезнакомить их, включить в деловые и интимно-личностные отношения. Единственное условие: любая деятельность должна быть, во-первых, общественно полезной и значимой и, во-вторых, приносить личностное удовлетворение каждому ее участнику.
3. Отношения ответственной зависимости. А.С. Макаренко называл их еще отношениями «взаимной ответственности и взаимного подчинения». Имеется в виду формальная и неформальная структура коллектива. Это актив и органы самоуправления; это система поручений и обязанностей (каждому члену класса поручение по душе, в русле его интересов и способностей). При этом важно соблюдение еще двух условий: научение исполнению поручения (алгоритм, инструктаж, пример взрослого и т.п.) и контроль (с целью доведения до конца начатого дела). Тогда только система поручений (постоянных и временных) позволит создать в коллективе условия для самоактуализации каждого его члена – и взрослого, и школьника.
4. В коллективе реализуется идея свободы личности, ее раскованности и в то же время защищенности каждого члена коллектива. Ю.П. Азаров пишет: «Суть в том, чтобы дети и воспитатели ставили на первое место ту свободу и ту раскованность, которые освобождают человека духовно, которые создают предпосылки для рождения страстной увлеченности серьезным делом» (Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1979. С. 88-92). В современной школе свобода и раскованность непременно должны быть связаны с гарантией развития всех, рассматриваться как свобода деятельности, как свобода духовно обогащающего общения против различных форм разобщенности и дегуманизации отношений в среде взрослых и детей.
Поэтому раскованность должна быть связана с защищенностью: «каждый уверовал в то, что его не обидят, выслушают, вникнут в душевное состояние, помогут, подскажут, потребуют должного поведения, если человек оступился»… «Диалектика защищенности предполагает и воспитанную способность защищать не только себя, но и тех, с кем он живет и общается: мать, отца, близких товарищей… чтобы школьник не чувствовал себя в привилегированном положении в сравнении с другими, чтобы защищенность его не складывалась за счет незащищенности других».
5. Единая для всех система требований. Во всех сферах жизни и деятельности коллектива: в четкости организации каждого вида деятельности, в исполнении поручений всеми и каждым, в уважительном отношении ко всем, в наивысшей требовательности к себе, в соблюдении порядка, дисциплины, в неукоснительном исполнении норм нравственного поведения и т.д. При этом система требований в коллективе должна быть инструментована тонко и изящно. Она может быть выражена во множестве вариаций требования: требование-приказ, требование-совет, требование-намек, требование-удивление, требование-рекомендация, требование-побуждение, требование-просьба и т.д. Это убережет педагога от авторитаризма требований, которые способны подавить, нивелировать личность, позволить развиться конформизму, провоцировать нонконформизм. Уместно вспомнить макаренковское «как можно больше требований к человеку, как можно больше уважения к нему». В коллективах высокого уровня развития – высок уровень требований: непозволительность пустого времяпрепровождения, нельзя не развиваться, требования чуткого отношения друг к другу, понимание состояния товарища с полувзгляда и т.п.
6. Традиции в коллективе возникают постепенно, по мере накопления совместного опыта деятельности и общения. Вот в классе прошло увлекательное дело, всем понравилось, все испытали радость общения… И за этим, как правило, следует ребячье: «А давайте еще». И тогда педагог, желая закрепить традицию, проводит на таком же высоком уровне подготовленности серию подобных дел, которые становятся традиционными: их дети ждут, к ним готовятся, их воспитательная эффективность – максимально высока. Традиционными могут стать праздники рождения школы, класса, отряда; вечера встречи с выпускниками; туристические слеты и «огоньки»; посвящение в туристы (краеведы, искусствоведы, театралы, конструкторы и изобретатели…); круглые столы – с различной тематикой; большие ролевые игры; пресс-конференции; дискотеки или балы, посвященные временам года и другие формы воспитательной работы.
7. Связь с другими коллективами – общешкольным, педагогическим, подшефным, с коллективами трудовыми, других учебных заведений (школ, вузов, детских домов и т.д.). При этом должны быть две линии взаимодействия: одна, согласно которой ученический коллектив «берет» для себя что-то (спонсорскую материальную помощь, опыт деятельности, навыки взаимоотношений, помощь и моральную поддержку…) и другая, согласно которой ученический коллектив «отдает» что-то другим (материальное либо духовное – шефские концерты, подарки воспитанникам детского дома, шефство над домом инвалидов, оказание помощи малышам, озеленение микрорайона, оснащение дворов детскими площадками, акции милосердия ит.п.).
8. Коллектив имеет свою историю развития. И это не только общие события и явления в прошлом. Это и поступательное, прогрессивное движение от низших форм существования (диффузной группы) к высшим (коллективу); это движение от первой к четвертой стадии (уровню) развития коллектива. От состояния авторитарного руководства педагогом всеми делами до полного самоуправления.
В коллективе высокого уровня развития положение личности устойчиво, определенно, поэтому она свободна в своем поведении. Лидером группы является уважаемое большинство или лицо с социально-ценностной ориентацией. Дело воспринимается как личностно значимое для каждого члена или для большинства. Руководитель – наиболее опытный и умелый товарищ, которого группа наделила полномочиями. Отношение к группе открытое, товарищеское, к себе – свободОм проявление «Я», инициативность. Коллектив принимается как данность, с ответственной зависимостью, в котором члены объединены дружбой.
Подавление и нивелировка личности происходит в плохо организованных группах, не доросших до уровня коллектива.
В коллективе создаются всесторонние возможности для проявления и развития каждой личности.
Функции коллектива:
Регулятивная– носитель и пропагандист определенных мировоззренческих, нравственных и социальных установок.
Организационная– основная форма организации детской жизнедеятельности.
Консолидационная (объединяющая)– форма объединения, сплочения, кооперации.
Стимулирующая – побуждение личности к нравственно ценной деятельности и торможение негативных намерений и поступков.
Воспитательная– целенаправленное воздействие на каждую личность членами коллектива и воспитателем и формирующее взаимодействие.
В условиях совместной жизнедеятельности у воспитанников формируются коллективистские, гуманистические установки, уваОму к другим людям, способность активно откликаться на их нужды, жить общественными интересами, готовность к взаимопомощи. Это во многом определяется социально-психологическим климатом коллектива, т. е. эмоциональной атмосферой, отражающей систему межличностных отношений в нем. Социально-психологический климат зависит от степени сплоченности коллектива, удовлетворенности людей пребыванием в нем, процессом и результатом своей деятельности. Сплоченность детского коллектива – степень его единства, проявляющаяся в общности мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений, а также практической деятельности.
2.2.2. Типы и структура детских коллективов
Коллективы по степени сложности структуры и опосредованностимежличностных отношений бывают первичными и вторичными. Первичные коллективы – это коллективы, в которых наблюдается непосредственный межличностный контакт между его членами. Вторичный коллектив – более сложный по своему составу – состоит из ряда первичных коллективов, разнообразных по характеру деятельности, организации, отношениям, интересам, содержанию общения, составу (кружки, звенья, ансамбли, студии, отряды, бригады, команды). Примером является общешкольный коллектив. Сущность жизни общешкольного коллектива заключается в активном движении и взаимодействии контактных групп как на межвозрастном, так и на межсодержательном уровне. А.С. Макаренко при организации воспитательного коллектива заботился о правильном соотношении между первичным (контактным) и общим коллективом. В качестве первичного им был создан разновозрастной отряд, члены которого учились в разных классах, но на производстве работали вместе. Взаимоотношения в таком отряде напоминали отношения между старшими и младшими детьми в нормальной семье. Во главе отряда находился командир, который организовывал определенный участок работы и отвечал за деятельность и поведение всех членов отряда. Величина отряда может колебаться от 10 до 15 человек. Если первичный коллектив составлен из большего числа членов, он слабо подчиняется командиру и тот не в состоянии охватить всех членов отряда. Поэтому класс, охватывающий 25-30 человек, громоздок для управления. Этот недостаток можно преодолеть, разделив его на микроколлективы.
Каждый формирующийся или уже созданный коллектив имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из актива (инициативной группы), различных подвижных микрогрупп и чередующихся ответственных за каждую микрогруппу в том или ином виде совместной деятельности.
По содержанию деятельности коллективы могут быть учебными, трудовыми, научными, общественно-политическими, художественно-творческими, клубными, спортивными и др.
По заданной функции: производственными, воспитательными (детский и педагогический коллективы учебно-воспитательных учреждений).
По социально фиксированному положению: формальные (юридически фиксированный статус, социально заданная деятельность); неформальные (добровольные объединения по интересам, симпатиям и др,)
По длительности функционирования: постоянные, временные (коллектив летнего оздоровительного лагеря, бригады и т. п.), ситуативные (сводные отряды для выполнения определенной задачи, группы творческого дела в КТД и др.).