Что такое детская фантазия

Как научить ребенка фантазировать и стимулировать его воображение

Родителям частенько говорят, что нужно развивать воображение детей, поощрять полет их фантазии. Что же это означает? Придумывать истории, беседовать с воображаемым другом, cочинять сказки, разговаривать о несуществующих героях, одобрять их небылицы? Довольно часто такие советы воспринимают именно в таком ключе, однако не стоит мыслить настолько однозначно. Фантазия и образное мышление на самом деле необходимы ребенку. Но только в том случае, если родители понимают, о чём идет речь. Что же это? Попробуем разобраться.

Чем отличается фантазия от воображения?

Прежде всего, разберемся с самими понятиями фантазии и воображения. В понимании большинства людей эти термины идентичны, но на самом деле это принципиально разные вещи.

Фантазия – это некая представляемая ситуация, которая не имеет никакого отношения к реальности. Например, летающие единороги или зубная фея – это не что иное, как детские фантазии.

А вот воображение – это способность сознательно формировать определенные образы действительности и управлять ими. Что важно, эти образы соответствуют действительности и никак ей не противоречат. Например, ребенок может воображать, как с блеском отвечает на уроке или решает сложную задачу, становится владельцем огромного дома или заводит собаку. Таким образом, воображение – представление о том, что вполне может случиться.

Фантазия – это представление о том, чего не может быть в реальности. Для наглядности приведем сравнительную таблицу фантазии и воображения.

Фантазия

Воображение

Ситуация, далекая от реальности

Ситуация, основанная на реальности, которая может развиваться

Так и остается вымыслом

Может воплотиться в жизнь

Что такое детская фантазия. Смотреть фото Что такое детская фантазия. Смотреть картинку Что такое детская фантазия. Картинка про Что такое детская фантазия. Фото Что такое детская фантазия

Очевидно, что с практической точки зрения большее значение имеет воображение. Это – творческое начало малыша, его креативность и способность моделировать конкретные ситуации.

Важнее всего улучшать у ребенка творческое воображение, но оно тесно переплетается с фантазией. Поэтому развивать нужно оба эти направления. Что это даст вашему ребенку?

Хоть фантазии и являются беспочвенными выдумками, они – источник вдохновения и радости для ребенка. Не нужно сильно ограничивать его в фантазиях. Главное, чтобы вымышленные образы не отрывали его от реальной жизни, а, напротив, обогащали ее.

Различают несколько видов воображения

Что такое детская фантазия. Смотреть фото Что такое детская фантазия. Смотреть картинку Что такое детская фантазия. Картинка про Что такое детская фантазия. Фото Что такое детская фантазия

Воображение у детей от 7 до 12 лет

Если развитие ребенка происходит нормально, к 7 годам он самостоятельно отказывается от излишнего фантазирования. Теперь ему гораздо интереснее изучать окружающий мир и взаимодействовать с ним, а не с плодами своего воображения. В это же время обостряется воссоздающее воображение – ребенок читает книги, смотрит фильмы и играет в игры, поэтому непроизвольно начинает придумывать продолжение полюбившихся историй. Такая ситуация абсолютно нормальна, но очень важно наряду с воссоздающим развивать и творческое воображение. То есть ребенок должен научиться не только придумывать продолжение услышанным историям, но и создавать собственные – без отрыва от реального мира. Как это сделать?

Советы для родителей, как развить воображение:

Что такое детская фантазия. Смотреть фото Что такое детская фантазия. Смотреть картинку Что такое детская фантазия. Картинка про Что такое детская фантазия. Фото Что такое детская фантазия

Зачем развивать фантазию и воображение?

Малышам необходимо знать, как развить фантазию и воображение. Ребенок, у которого хорошо развито воображение, вырастает яркой и индивидуальной личностью. Такие дети обычно разносторонние и легко адаптируются к изменениям в мире. Это качество характера не передается генетически, его надо развивать. Если ваш малыш растёт любознательным, не надо прерывать его процесс познавания мира. Будет лучше, если вы простимулируйте его интерес занимательными фактами и ответами на многочисленные вопросы. Ведь дети так часто становятся «почемучками», их интересует всё на свете. Почему небо голубое? Почему самолеты не падают? Зачем мы едим? Как работает мельница? На все эти вопросы лучше отвечать, даже если вы не знаете ответ. В последнем случае не упустите шанс самим узнать что-то новое.

Воображение – это постоянный поиск чего-то нового и неизведанного. Из багажа старых знаний ребенок вычленяет что-то, что его занимает. Он развивает свою мысль, совершенствует, и, в конце концов, появляется нечто абсолютно иное. Таким образом, новые образы основаны на старой информации. Чем больше свежего материала получает ребенок, тем бОльшую пищу получает его воображение.

Что такое детская фантазия. Смотреть фото Что такое детская фантазия. Смотреть картинку Что такое детская фантазия. Картинка про Что такое детская фантазия. Фото Что такое детская фантазия

Способы развития фантазии и воображения

Многие мамы и папы не знают, как развить фантазию у ребенка. На самом деле нет ничего сложного. Нужно лишь постоянно питать мозг малыша новой и интересной информацией, пополнять его словарный запас, эрудицию и накапливать жизненный опыт. Ниже представлены игры, развивающие фантазию и способы развить фантазию у детей.

Что такое детская фантазия. Смотреть фото Что такое детская фантазия. Смотреть картинку Что такое детская фантазия. Картинка про Что такое детская фантазия. Фото Что такое детская фантазия

Помните: фантазия и развитое воображение пригодятся ребенку в дальнейшей жизни. Он будет креативным, любознательным и активным, сможет быстро принимать решения и предвидеть их возможные последствия. Но ваша задача – четко показать ему, в чем разница между беспочвенными фантазиями и творческим мышлением.

Источник

Детские фантазии: норма или патология?

Что такое детская фантазия. Смотреть фото Что такое детская фантазия. Смотреть картинку Что такое детская фантазия. Картинка про Что такое детская фантазия. Фото Что такое детская фантазия

2 апреля – Всемирный день распространения информации об аутизме. Как отличить фантазирование ребёнка в норме от проявлений нарушений аутистического спектра, рассказывает преподаватель УрИПКиП, специальный психолог Русакова Наталия Васильевна.

Каждый родитель и педагог встречался с детским фантазированием. Способность фантазировать развивается к возрасту 2–5 лет. Детские фантазии существенно преобразуют многие стороны жизни, в том числе и интеллектуальные способности, формируют многообразные интересы.

Фантазия как защита детской психики

Помимо познавательно-интеллектуальной функции, фантазирование у детей играет защитную роль, предохраняет ранимую душу ребёнка от травм. Например, мальчик, которого обижают сверстники, может дома рассказывать, как он ловко в драке справился с тремя хулиганами. И тогда родители могут понять, что сын испытывает дискомфорт в общении с некоторыми сверстниками. В такие моменты важно не обвинять ребёнка во лжи, а расспросить его о том, с кем бы он хотел так ловко справиться. Далее можно поговорить о том, как этого добиться в реальности, как ему чувствовать себя более уверенным и защищённым.

Взрослые могут помочь ребёнку справиться с негативными эмоциями при помощи фантазии, направив её в нужное русло. Например, когда пора заканчивать интересную игру и идти спать, а малыш расстроен или зол, можно предложить ему в фантазии завершить прерванное действие. Или если ребёнок очень хочет в магазине получить игрушку, но родитель в данный момент не планирует её покупать, можно вместе помечтать на тему, а что он будет с ней делать, если она у него будет. Подобная фантазия также помогает пережить разочарование, связанное с отказом, тем самым можно предотвратить неприятные публичные истерики детей.

Что такое детская фантазия. Смотреть фото Что такое детская фантазия. Смотреть картинку Что такое детская фантазия. Картинка про Что такое детская фантазия. Фото Что такое детская фантазия

Выдумки против скуки

Фантазирование помогает преодолеть скуку, страх или одиночество. Дети, разглядывая узор на ковре или обоях, развлекают себя, придумывая сюжеты, истории, приключения.

В игре дошкольники часто перевоплощаются в разных героев и персонажей. Иногда родители наблюдают маленького фантазёра в образе Бэтмена или Человека-Паука, а может это будет Фея или Принцесса. Ребёнок имитирует движения любимого персонажа, его речь или манеры. Перевоплощения в добрых и злых героев учат социальным нормам и правилам. Благодаря игре-фантазии развиваются мышление, внимание, память, речь, навыки коммуникации, гибкость, спонтанность и креативность, так необходимые для успехов в жизни.

Польза и вред «страшных» фантазий

Но фантазирование несет в себе не только позитив, оно имеет и подводные камни. В связи со слабым уровнем развития самосознания ребёнок может с трудом различать фантазию и реальность. На этой базе часто у детей формируются иррациональные страхи. Например, покрывало, накинутое на стул в полумраке детской спальни, может превратиться в Чудовище, которое хочет причинить малышу вред.

Но в то же время фантазии помогают детям справляться со своими иррациональными страхами. Ярким примером такой самотерапии является детский фольклор, в котором из поколения в поколение передаются страшные истории про «Чёрную руку», «Красное пятно», «Коварную ведьму» и т.д. Эти истории дети от 6 до 12 лет рассказывают друг другу в темноте, перед сном.

Когда фантазии говорят о патологии: 8 признаков

Патологическое фантазирование характерно для нарушений аутистического спектра или иных расстройств психики, бывает следствием психологических травм. Отличить здоровое детское фантазирование от патологического можно по ряду признаков:

Если мы имеем дело с патологическим фантазированием, то у ребёнка будут и другие проявления, которые характерны для тех или иных заболеваний. Окончательно ответить на вопрос о норме или патологии может детский врач – психиатр, иногда совместно с семейным или клиническим психологом.

Источник

Консультация «Детские фантазии. Выдумка и ложь»

Что такое детская фантазия. Смотреть фото Что такое детская фантазия. Смотреть картинку Что такое детская фантазия. Картинка про Что такое детская фантазия. Фото Что такое детская фантазия Бабкова Мария
Консультация «Детские фантазии. Выдумка и ложь»

Фантазируют все дети. Зачастую это огорчает их родителей, поскольку иногда отличить фантазию от реальности очень сложно. Что же такое фантазии? Нужно ли их поощрять? Запрещать? Как определить где ложь, а где выдумка?

Мир детской фантазии невероятно многообразен. Из таких мечтателей вырастают скульпторы, художники, дизайнеры, писатели, композиторы. Не будь фантазии, не развивалась бы наука, и нашим уделом был бы каменный век. Человек увидевший в обыкновенном камне палку-копалку был наверняка фантазером. А наши сказки? Ковер-самолет, печка-самоходка. Ну, чем не космический корабль и автомобиль? Не имея воображения, нынешний школьник не усвоит ни одного предмета, поскольку не смог бы оперировать абстрактными понятиями. Однако в мире детской фантазии не все радужно. Есть у нее и «темная» сторона. Это ложь, фантазии, растущие из агрессии, детских страхов. В светлой головке дошкольников живет много того, что способно сильно удивить родителей. Речь идет о двух сторонах фантазии и разделяющей их грани.

Фантазия начинает развиваться еще в дошкольном возрасте, как правило, после 2,5 лет. А до этого идет интенсивная подготовка. Насколько у малыша развито воображение, зависит периода жизни с года до трех лет. Это период манипулирования предметами и изучения их свойств. Оказать помощь в познании предметного мира должны близкие малыша.В этом возрасте ребенок познает мир через мамины руки: ведь именно она показывает, как играть куклой или машинкой, собирать пирамидку.Чтобы развивалось воображение необходимо:

— читать ребенку различные книги: рассказы, стихи, сказки.К двум годам он должен знать кто такие: «Курочка Ряба» или «Колобок». Сказочные образы служат «кирпичиками» фундамента фантазии.

— предлагайте образы-заместители. Пусть малыш будет собачкой или киской. Имитируйте их движения, говорите «гав-гав» или «мяу-мяу».Выбор огромен: лошадки, курочки, лягушки. Это прекрасно развивает воображение и влияет на развитие моторики.Из такой игры ребенок получит представление о профессиях: строитель, няня, водитель.

МАЛЕНЬКИЕ ФАНТАЗЕРЫ

Иногда плоды детских фантазий пугают взрослых. Поскольку в них явственно видны агрессия, детские страхи, соперничество, отвержение родителей, нелюбовь к сестрам и братьям. И, очень часто родители не могут отличить фантазия это или ребенок их обманывает.

По статистике, каждый второй ребенок от трех до пяти лет боится неожиданных звуков, сказочных персонажей. Каждый третий – воды, транспорта, замкнутого пространства, одиночества. Потом появляется страх смерти. Дети боятся чудовищ под кроватью, темноты, огромных монстров в шкафу. Это не «больное» воображение. Подобные фантазии даже полезны. Все дети проходят через такие страхи. Более того, они необходимы, будучи переработанными психикой, они помогают развить осторожность, предусмотрительность, инстинкт самосохранения. Со страхами можно и нужно бороться тогда, когда они приобретают определенную форму. В этом могут помочь рисунки. Пусть малыш добавит страшному монстру бантик и это лишит его устрашающей силы. Пусть слепит его из пластилина и добавит смешных деталей. Сделайте волшебную палочку или всесильный меч. Заведите кошку и убедите малыша, что там, где она живет, монстров нет.

ЛОЖЬ ИЛИ ФАНТАЗИЯ?

КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ЛЖИ?

Боязнь наказания. Ребенок, которого за разбитую нечаянно чашку могут лишить прогулки постарается утаить случившееся. Может быть вы слишком строги? Подумайте. Если малыш будет знать, что, за разбившуюся чашку нужно извиниться и убрать осколки, то необходимость во лжи вряд ли появится.

Множество запретов. «Пирожное дала бабушка», «пуговицы рассыпала влетевшая в окно птичка». Подумайте, возможно, вы злоупотребляете запретами. Если ребенок будет знать, что с пуговицами можно поиграть в мамином присутствии, а пирожное съесть после обеда, то необходимость во лжи отпадет.

Желание показаться лучше, чем он есть. Это означает неудовлетворенность ребенка своим положением. Для этого приумножаются успехи и преувеличиваются заслуги. Это должно вас встревожить. Наверно, ребенку недостаточно признания, заинтересованности, поддержки, тепла.

Для самооправдания. «Она/он первым начал (а!». Такую ложь искоренить труднее всего. Это ложь, поднимающая самооценку, и используется и во взрослой жизни (меня не увольняли, я сама ушла, а шеф глупец). Дайте ребенку понять, что вы любите его, даже если он «первый начал». Обсудите ситуацию в спокойном, дружеском ключе и обмана стане меньше.

Фантазии же друзья детей. У них под креслом живут чудесные гномики, малыши летают на чудо-паровозах и владеют волшебными палочками, танцуют с феями и спасают от беды лисичек. Радуйтесь. У малыша прекрасное воображение. Не пугайтесь, если ребенок солгал. Все решаемо, главное подойти к этому рассудительно и с умом.

Детские фантазии. Консультация для родителей Консультация для родителей Выполнила: воспитатель 1 кв. кат. Шинкарева О. В. Детские фантазии: хорошо или плохо?.

Консультация «Детские конфликты» Детские конфликты. С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. Их появление ученые относят к возрасту от одного года. У.

Консультация для родителей «Что такое детская ложь и как с ней бороться?» Консультация для родителей: «Что такое детская ложь? И как с ней бороться?» Ребёнок – зеркало поступков родителей. Иоганн Генрих Песталоцци.

Консультация для родителей «Детская ложь» МБДОУ №83г. Оренбург Подготовила и провела: Воспитатель МБДОУ № 83 Карикова Фаина Федоровна Консультация для родителей: «ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ».

Консультация для родителей «Детская ложь» Детская ложь Ах, обмануть меня нетрудно! Я сам обманываться рад! Пушкин А. С. О чем следует задуматься родителям, обеспокоенным детской.

Консультация для родителей «Детская ложь — что делать?» О чем следует задуматься родителям, обеспокоенным детской ложью? Насколько честны они сами. Родители – главный образец для подражания. Психологи.

Консультация для родителей дошкольников «Ложь и фантазирование ребенка» Консультация для родителей «Ложь и фантазирование ребенка» Родители хотят слепить из своего ребенка нечто идеальное, и их очень злит,.

Консультация «Детская ложь» О чем следует задуматься родителям, обеспокоенным детской ложью? Насколько честны они сами. Родители – главный образец для подражания. Психологи.

Консультация «Детские страхи» Каждый человек чего-то боится и это не зависит от возраста. Страх – это вполне естественная и предсказуемая реакция организма на определённый.

Источник

Выдумка и ложь: детские фантазии

Фан­та­зи­руют все дети. Зача­стую это огор­чает их роди­те­лей, поскольку ино­гда отли­чить фан­та­зию от реаль­но­сти очень сложно. Что же такое фан­та­зии? Нужно ли их поощ­рять? Запре­щать? Как опре­де­лить где ложь, а где выдумка?

Мир дет­ской фан­та­зии неве­ро­ятно мно­го­об­ра­зен. Из таких меч­та­те­лей вырас­тают скуль­пторы, худож­ники, дизай­неры, писа­тели, ком­по­зи­торы. Не будь фан­та­зии, не раз­ви­ва­лась бы наука, и нашим уде­лом был бы камен­ный век. Чело­век уви­дев­ший в обык­но­вен­ном камне палку-копалку был навер­няка фан­та­зе­ром. А наши сказки? Ковер-само­лет, печка-само­ходка… Ну, чем не кос­ми­че­ский корабль и авто­мо­биль? Не имея вооб­ра­же­ния, нынеш­ний школь­ник не усвоит ни одного пред­мета, поскольку не смог бы опе­ри­ро­вать абстракт­ными поня­ти­ями. Однако в мире дет­ской фан­та­зии не все радужно. Есть у нее и “тем­ная” сто­рона. Это ложь, фан­та­зии, рас­ту­щие из агрес­сии, дет­ских стра­хов. В свет­лой головке дошколь­ни­ков живет много того, что спо­собно сильно уди­вить роди­те­лей. Речь идет о двух сто­ро­нах фан­та­зии и раз­де­ля­ю­щей их грани.

Свет­лая сторона

Фан­та­зия начи­нает раз­ви­ваться еще в дошколь­ном воз­расте, как пра­вило, после 2,5 лет. А до этого идет интен­сив­ная под­го­товка. Насколько у малыша раз­вито вооб­ра­же­ние, зави­сит пери­ода жизни с года до трех лет. Это период мани­пу­ли­ро­ва­ния пред­ме­тами и изу­че­ния их свойств. Ока­зать помощь в позна­нии пред­мет­ного мира должны близ­кие малыша. В этом воз­расте ребе­нок познает мир через мамины руки: ведь именно она пока­зы­вает, как играть кук­лой или машин­кой, соби­рать пира­мидку. Чтобы раз­ви­ва­лось вооб­ра­же­ние необходимо:

— читать ребенку раз­лич­ные книги: рас­сказы, стихи, сказки. К двум годам он дол­жен знать кто такие: «Курочка Ряба» или «Коло­бок». Ска­зоч­ные образы слу­жат «кир­пи­чи­ками» фун­да­мента фантазии.

— играть с пред­ме­тами-заме­сти­те­лями. Пусть сту­лья ста­нут маши­ной, крышка от кастрюли — рулем. Оде­яло — гара­жом для машины, а дет­ский носо­чек — тан­цу­ю­щим чело­веч­ком. Про­явите свою фан­та­зию и дайте старт раз­ви­тию дет­ского воображения.

— пред­ла­гайте образы-заме­сти­тели. Пусть малыш будет собач­кой или кис­кой. Ими­ти­руйте их дви­же­ния, гово­рите «гав-гав» или «мяу-мяу». Выбор огро­мен: лошадки, курочки, лягушки. Это пре­красно раз­ви­вает вооб­ра­же­ние и вли­яет на раз­ви­тие мото­рики. Из такой игры ребе­нок полу­чит пред­став­ле­ние о про­фес­сиях: стро­и­тель, няня, водитель.

Малень­кие фантазеры

3–7 лет. Сле­ду­ю­щий этап раз­ви­тия фан­та­зии. Гла­вен­ствует здесь Игра. В игре у детей раз­ви­ва­ется вни­ма­ние, вос­при­я­тие, память, интел­лект, вооб­ра­же­ние. Она явля­ется веду­щей дея­тель­но­стью. Здесь важны сюжетно-роле­вые игры: «вой­нушка», «дочки-матери». В игре дети поль­зу­ются двумя «реаль­но­стями» — насто­я­щей, где они дети, и выду­ман­ной, фан­та­зий­ной, где они поли­цей­ские, индейцы, учи­теля или ков­бои. Здо­ро­вые дети спо­собны раз­ли­чать выдумку и реаль­ность. Однако чем младше ребе­нок, тем слож­нее это сде­лать. Поэтому трех­лет­ние малыши, захва­чен­ные теат­раль­ным пред­став­ле­нием или игрой, спо­собны все­рьез испу­гаться, к при­меру, Деда Мороза или Бабу-Ягу. То, что малыш стал фан­та­зи­ро­вать и научился отде­лять вымы­сел от реаль­но­сти можно понять по появив­шимся в его речи сло­вам «как будто» и «пона­рошку».

Игрушки

Они необ­хо­димы для игр. К сожа­ле­нию, пре­дель­ная реа­ли­стич­ность совре­мен­ных игру­шек мешает раз­ви­тию фан­та­зии. Прак­ти­че­ски насто­я­щие мечи, писто­леты, чай­ники вооб­ра­же­ние не будят, поскольку доду­мы­вать тут нечего, ведь чай­ник он и есть чай­ник. Дети быстро теряют инте­рес к таким игруш­кам. Зато бьются пал­ками, делают куко­лок из травы и “ездят” камуш­ками. Эти пред­меты дают про­стор фан­та­зии. Ведь про­стой каму­шек может стать маши­ной, поез­дом, само­ле­том, сту­лом, а палка — мечом, ружьем и посо­хом. Не ругай­тесь за при­но­си­мый домой и такой важ­ный для ребенка мусор. Пусть он скла­ды­вает его в коробку. Сде­лайте игрушки само­сто­я­тельно. Вырежьте из кар­тона или сшейте из тря­по­чек. Малышу понравится.

Тем­ная сторона

Ино­гда плоды дет­ских фан­та­зий пугают взрос­лых. Поскольку в них явственно видны агрес­сия, дет­ские страхи, сопер­ни­че­ство, отвер­же­ние роди­те­лей, нелю­бовь к сест­рам и бра­тьям. И, очень часто роди­тели не могут отли­чить фан­та­зия это или ребе­нок их обманывает.

По ста­ти­стике, каж­дый вто­рой ребе­нок от трех до пяти лет боится неожи­дан­ных зву­ков, ска­зоч­ных пер­со­на­жей. Каж­дый тре­тий – воды, транс­порта, замкну­того про­стран­ства, оди­но­че­ства. Потом появ­ля­ется страх смерти. Дети боятся чудо­вищ под кро­ва­тью, тем­ноты, огром­ных мон­стров в шкафу. Это не “боль­ное” вооб­ра­же­ние. Подоб­ные фан­та­зии даже полезны. Все дети про­хо­дят через такие страхи. Более того, они необ­хо­димы, будучи пере­ра­бо­тан­ными пси­хи­кой, они помо­гают раз­вить осто­рож­ность, преду­смот­ри­тель­ность, инстинкт само­со­хра­не­ния. Со стра­хами можно и нужно бороться тогда, когда они при­об­ре­тают опре­де­лен­ную форму. В этом могут помочь рисунки. Пусть малыш доба­вит страш­ному мон­стру бан­тик и это лишит его устра­ша­ю­щей силы. Пусть сле­пит его из пла­сти­лина и доба­вит смеш­ных дета­лей. Сде­лайте вол­шеб­ную палочку или все­силь­ный меч. Заве­дите кошку и убе­дите малыша, что там, где она живет, мон­стров нет.

Ложь или фантазия?

Ложь, явля­ется пред­на­ме­рен­ным иска­же­нием фак­тов для при­об­ре­те­ния лич­ной выгоды, тогда как фан­та­зия — сво­бод­ный полет вооб­ра­же­ния, при­чем без­вред­ный. Обман начи­нает про­цве­тать с 3,5 лет. Зача­стую он ста­но­вится при­выч­кой, однако поня­тие “лжи” и “правды” при­хо­дит позже, в школь­ном воз­расте. Часто ложь явля­ется сред­ством самообороны.

Каковы основ­ные при­чины лжи?

Боязнь нака­за­ния. Ребе­нок, кото­рого за раз­би­тую неча­янно чашку могут лишить про­гулки поста­ра­ется ута­ить слу­чив­ше­еся. Может быть вы слиш­ком строги? Поду­майте. Если малыш будет знать, что, за раз­бив­шу­юся чашку нужно изви­ниться и убрать осколки, то необ­хо­ди­мость во лжи вряд ли появится.
Мно­же­ство запре­тов. “Пирож­ное дала бабушка”, “пуго­вицы рас­сы­пала вле­тев­шая в окно птичка”… Поду­майте, воз­можно, вы зло­упо­треб­ля­ете запре­тами. Если ребе­нок будет знать, что с пуго­ви­цами можно поиг­рать в мами­ном при­сут­ствии, а пирож­ное съесть после обеда, то необ­хо­ди­мость во лжи отпадет.
Жела­ние пока­заться лучше, чем он есть. Это озна­чает неудо­вле­тво­рен­ность ребенка своим поло­же­нием. Для этого при­умно­жа­ются успехи и пре­уве­ли­чи­ва­ются заслуги. Это должно вас встре­во­жить. Наверно, ребенку недо­ста­точно при­зна­ния, заин­те­ре­со­ван­но­сти, под­держки, тепла.
Для само­оправ­да­ния. «Она/он пер­вым начал(а)!». Такую ложь иско­ре­нить труд­нее всего. Это ложь, под­ни­ма­ю­щая само­оценку, и исполь­зу­ется и во взрос­лой жизни (меня не уволь­няли, я сама ушла, а шеф глу­пец). Дайте ребенку понять, что вы любите его, даже если он “пер­вый начал”. Обсу­дите ситу­а­цию в спо­кой­ном, дру­же­ском ключе и обмана стане меньше.
Фан­та­зии же дру­зья детей. У них под креслом живут чудес­ные гно­мики, малыши летают на чудо-паро­во­зах и вла­деют вол­шеб­ными палоч­ками, тан­цуют с феями и спа­сают от беды лиси­чек. Радуй­тесь. У малыша пре­крас­ное вооб­ра­же­ние. Не пугай­тесь, если ребе­нок солгал. Все реша­емо, глав­ное подойти к этому рас­су­ди­тельно и с умом.

Источник

Как отличить детские фантазии от лжи?

Стоит ли поощрять родителям детскую фантазию или вести с ней решительную борьбу.

Многие дети любят фантазировать. Порой родителей это может огорчать, ведь иногда отличить фантазию ребенка от реальности бывает довольно сложно. Так что же такое фантазия? Стоит ли поощрять ее развитие или вести с ней решительную борьбу? Как определить, где фантазия, а где ложь?

Как-то раз в гостях ко мне подошла пятилетняя дочка хозяев и доверительно сказала мне на ухо: «А у меня под кроватью розовый слон живет. «

— Нет, не игрушечный, а самый настоящий, живой. Он мне засыпать помогает: качает кровать, как будто я в поезде еду. А еще он может монстра прогнать. Только мама не верит, что у меня есть розовый слон.

Мир детской фантазии огромен и многообразен. Именно из таких мечтателей о розовых слонах вырастают великие художники, скульпторы, писатели, дизайнеры. Не будь фантазии и воображения, у нас бы не развивалась наука, и мы бы так и остались в каменном веке. Первым фантазером был человек, сумевший рассмотреть в простом камне палку-копалку и двинувший вперед всю цивилизацию. А русские мечты народных сказочников о ковре-самолете и печке-самоходке, воплотившиеся в постройке космического корабля и автомобиля? Без воображения современный школьник не усвоил бы ни одного предмета, потому что не смог бы конструировать в своей голове образы и оперировать абстрактными понятиями.

Но не все так радужно в мире фантазии. У нее есть и оборотная, «темная» сторона. Это фантазии, растущие из детских страхов, агрессии, фантазии, граничащие с неправдой, и откровенная ложь. Возможно, вас удивляет, что все это живет в светлой головке вашего дошкольника, но это действительно так. Сегодня речь пойдет об обеих сторонах фантазии, а также о грани, их разделяющей.

Светлая сторона луны

Фантазия начинает развиваться в дошкольном возрасте. Строго говоря, активно она развивается только после 2,5-3 лет. Но до этого идет подготовка. Насколько у малыша будет развито воображение, зависит от того, как он прожил период жизни с 1 года до 3 лет. В это время дети еще не играют, а манипулируют предметами, изучая их свойства. И оказать помощь в познании мира предметов должны близкие малыша.

Часто мамы задаются вопросом: почему малыши этого возраста постоянно требуют их внимания? Мамам уже очень хочется, чтобы ребенок занимал себя сам, играя в игрушки. Но в этот возрастной период ребенок познает мир через руки мамы: именно она показывает, что делать с веником и как играть с куклой. Для того чтобы дать хороший «старт» развитию фантазии, есть 3 главных пути:

Такое активное использование в игре предметов-заместителей и образов-заместителей говорит о том, что малыш перешел на новую ступеньку развития: у него начало развиваться образное мышление. Ваш ребенок становится фантазером!

Маленькие фантазеры

В этом возрасте важными в развитии воображения являются сюжетно-ролевые игры, в которых участвует несколько детей. Примеры этих игр хорошо известны: «дочки-матери», «войнушка». Часто дети играют в повседневные ситуации: уход мамы на работу, возвращение мамы с работы, поездка на море и т.д.

То, что ваш малыш стал активно фантазировать и при этом отделять фантазии от реальности, вы можете понять по появлению в его речи слов «понарошку» и «как будто».

Такие разные игрушки

Еще один пласт в развитии фантазии в этом возрасте связан с предметами, которые необходимы во время совместных игр. К сожалению, сегодняшний переизбыток игрушек в магазинах и их предельная реалистичность мешает детям в развитии фантазии. Почти настоящие чайники, которые «кипят», пуская пар, тостеры, плиты, пистолеты, мечи. Конечно, эти игрушки очень красивы и привлекательны, но они не будят воображение, так как «полностью готовы к употреблению». И родители часто говорят о том, что ребенок быстро теряет к ним интерес.

Поставьте в дальнем углу специальную коробку и разрешите приносить и хранить наиболее безопасный «мусор», а также складывайте туда сломанные игрушки и свои устаревшие вещи (например, найденный на антресолях старый фотоаппарат). Такие игрушки нужны не только мальчикам, но и девочкам. И фантазии вашего малыша не будет предела!

Чтобы развить фантазию, предложите сделать малышу композицию из «бросовых» материалов. Возьмите лист ватмана, покрасьте его в темно-синий цвет. Это будет темное небо. Возьмите звездочки из сухого завтрака (например, «Космостарс»), покрасьте в разные цвета и наклейте. Сделайте круглые комочки из бумаги разных цветов. Пусть это будут планеты. А теперь возьмите небольшие бутылки из-под питьевого йогурта, разрежьте их вдоль на 2 половинки, раскрасьте и. космические корабли готовы к отправке в неизведанные галактики! Можете наклеить на корабли маленькие фотографии членов вашей семьи и написать веселый стишок.

Темная сторона луны

Но иногда плоды детского воображения пугают взрослых, слишком явственно в них видны детские страхи, агрессия, соперничество, нелюбовь к братьям и сестрам, отвержение родителей. И, конечно, часто родители не могут понять: обманывает ребенок или это просто богатая фантазия.

История первая: «Я не трус, но я боюсь. «

До 4 лет Вова рос спокойным ребенком. Всегда хорошо кушал, играл и почти не спорил, когда приходило время идти в постель. Но месяц назад его как будто подменили. На прогулках стал жаться к маме, а когда слышал, что пора идти спать, оттягивал этот момент до бесконечности: то попить, то поесть, то в туалет захотелось. Мама сначала просто сердилась, думая, что у сына «испортился характер». Но потом обратила внимание на рисунки, которые рисовал Вова. Они просто кишели разными монстрами! Мама начала осторожно расспрашивать сына, и он признался, что когда приходит время спать, то слышит, как под кроватью у него шевелится чудовище.

Вы можете представить себе весь ужас малыша, находящегося в темноте и уверенного, что ему угрожает огромное злое существо? И это не «больное» воображение. Такие фантазии, как ни странно, полезны. Каждый ребенок проходит через период страхов. Они необходимы, так как, будучи переработанными психикой, помогают развить такие качества, как предусмотрительность, осторожность, подкрепляют инстинкт самосохранения. Ребенок понимает, что ответственность за свою жизнь и здоровье лежит на нем, а не только, как прежде, на родителях.

Как только страх приобретает конкретные формы (например, чудища), с ним можно начинать бороться. Для этого существует несколько приемов. Можно попросить нарисовать «свое» чудище. Будучи нарисованным, оно теряет часть своей устрашающей силы. Затем надо попросить ребенка добавить такие детали, чтобы чудовище стало не страшным. Ребенок может нарисовать бантики, усы, солнцезащитные очки, клетку. Пусть фантазия ребенка послужит во благо и подскажет ему, как обезвредить чудовище. Когда на лице малыша появится улыбка, чудовище побеждено. Возможно, эту процедуру придется повторить несколько раз для закрепления эффекта. Также можно вылепить монстра из пластилина, а потом тут же преобразить его в нечто доброе.

И конечно, необходимыми процедурами перед сном станут полное исключение телевизора и компьютера (особенно с агрессивными мультиками, фильмами и играми) за 2 часа до сна. За час до засыпания предлагайте малышу только спокойные игры с добрыми персонажами. Не читайте на ночь страшных сказок (например, русские народные сказки наполнены агрессивными, жестокими персонажами, поэтому читать их перед сном не рекомендуется). Выберите что-то веселое и реалистичное: «Денискины рассказы» В.Драгунского, стихи А.Барто. Уже находящемуся в постели малышу сделайте легкий массаж: погладьте руки, ноги, спинку и не забудьте про головку. Нежный поцелуй. и спокойный сон без страшных видений обеспечен!

Самая большая проблема в том, что Человек-Паук, Бэтмен и другие супергерои. добрые! Податливая психика ребенка впитывает как губка совершенно извращенный образ добра: «добрый» персонаж обычно выглядит устрашающе, его боятся, он много и жестоко дерется, иногда убивая «злых» персонажей. Таким образом, основа морали, понятия Добра и Зла, получаются смешанными. Поэтому и фантазии детей часто страшные, злые, агрессивные, а игры в «добрых» персонажей такие жестокие.

Фантазия или ложь?

Итак, чтобы соврать, надо, как минимум, немного уметь прогнозировать последствия своих поступков и обладать развитой речью. Поэтому обман начинает процветать после 3,5-4 лет.

Дальше мама просит папу ответить по телефону, что ее нет дома. И вот в этот момент абсолютно неприкрытой лжи у ребенка в голове раздается «щелчок»: вот оно, новое средство от всех проблем! Мама так делает, значит и мне можно! И начинает он этим «оружием» пользоваться вовсю. Но так как поначалу он похож на дикаря с винтовкой, то его ложь бывает быстро раскрыта. Но ребенок не останавливается, с каждым разом оттачивая свое умение.

Какие же основные причины, по которым ребенок врет?

Что делать, если вы обнаружили, что ребенок соврал:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *