Что такое детерминанты психического развития
Детерминанты психического развития ребенка. Взаимосвязь обучения и развития.
В самом вопросе о периодах развития есть четко заданный план – вы говорите о физическом, когнитивном и социально-психологическом развитии в том или ином возрасте…
Вопрос: Взаимосвязь обучения и развития. это по тоже по Выготскому?
Вопрос: Имеется ввиду наследственность, среда, воспитание?
Ответ: Имеется ввиду наследственность и среда и их соотношение, что воспитание входит у нас в среду – это социум. Вы рассказываете про движущие силы развития, про подходы в этом направлении, кто выступал за роль наследственности, а кто – среды. И про двухфакторные теории, говорящие и про наследственность, и про среду.
Вопрос: детерминанты психического развития ребенка. детство как социально-культурный феномен.
Ответ: В этом вопросе содержаться два частных вопроса. Первый вопрос это детерминанты психического развития ребенка. Под детерминантами понимаются причины обеспечивающие психическое развитие ребенка. К этим причинам относят две группы факторов – природные и социальные. Природные факторы это здоровье ребенка, его наследственность и многое другое, что связано с устройством и работой организма ребенка. К социальным детерминантам относятся все что окружает ребенка и относиться к социальной среде, это семья, группы в которые включен ребенок, детские группы, постепенно развиваясь, ребенок, включается в различные детские и взрослые группы. И эти группы оказывают на ребенка определенное влияние. Детерминантами социального развития на сегодняшний день, так же являются, средства массовой информации. Теперь второй вопрос – детство как социально-культурный феномен. Детство это период в жизни пока растущий человек остается ребенком. Детством на сегодняшний день считается возраст с рождения и до 14-15 лет или до 15-16 лет. В пределах детского возраста психологи изучают психологические особенности детей разного возраста. Так вот, когда мы сравниваем психологические особенности детей разного возраста в разных культурах то, обнаруживаем, что психологические особенности детей одного возраста в разных культурах различаются. Естественно возникает вопрос чем это обусловлено. Одно из объяснений заключается в том, что сам феномен детства, в частности, виды деятельности, которыми заняты дети определенного возраста, форма поведения характерная для детей определенного возраста зависит от культуры, в которой рождается и живет ребенок. В некоторых культурах детей, образно выражаясь, чуть ли не с пеленок чтобы быть помощниками взрослым и заниматься теми видами деятельности, что и взрослые. В такого рода культурах дети быстро растут и взрослеют. И становиться маленькими взрослыми уже в 12-14 лет. Есть культуры, где наоборот детство затягивается, вплоть до окончания школы и молодые люди по своим психическим особенностям и по поведению как дети. Это те культуры, где детей сравнительно поздно приобщают к деятельности взрослых. Эти примеры показывают, что детство как таковое с его общими психологическими особенностями формы поведения генетически или биологически не заданы, а являются социально-культурным феноменом.
Детерминанты психического развития
Факторы = детерминанты психического развития — обязательные и неизменные факторы развития психики, общие для всех индивидов
Условия психического развития — специфические особенности развития психики конкретного индивида, имеют вариативный и переменный характер.
На фоне типичных, общих для всех людей факторов психического развития проявляются специфические условия становления личности Так, общий фактор — социальная среда — проявляется через конкретные и условия социализации определенного индивида, в частности влияния его семьи, психологического микроклимата в ней характера отношений, содержания семейного воспитания.
Выделяются такие факторы психического развития, как биологический, социальный и активность самой личности
Биологический фактор психического развития — базовые свойства человека, выступают основой, исходным фактором становления личности. Биологический фактор психического развития человека формируется и вступает в действие еще до рождения ребенка, поэтому считается основой, фундаментом для развертывания психического развития. Данный фактор включает в себя:
-наследственность (качества, переданы индивиду от родителей через генотип),
-врожденные признаки (особенности внутриутробного развития ребенка и процесса ее рождения),
-результаты созревания нервной системы (рост и формирование связей аксонов и дендритов, миелинизации нейронов).
Социальный фактор психического развития— совокупность внешних общественных условий, с которыми индивид взаимодействует в ходе становления своей личности. Влияние социальной среды на психическое развитие индивида обеспечивает его социализацию. Параллельно с развертыванием социализации индивида, он включается в процессиндивидуализаци.
Активность личности — условие и результат психического развития индивида, проявляется в его деятельности. Средством активности ребенка, что проявляется в деятельности, происходит двустороннее взаимодействие подрастающей личности с социумом протяжении взросления индивида и усложнение его психической организации a активность тоже обогащается, как содержанием, так и способами ее выражения.
Что такое детерминанты психического развития
Софья Кимовна Нартова-Бочавер, Анастасия Викторовна Потапова
Введение в психологию развития
Психология развития – это наука, изучающая основные закономерности и движущие силы изменения психики человека на протяжении его жизни. Поскольку предмет этот относится к числу базовых для психологов и педагогов, то к настоящему времени создано множество учебников и учебных пособий, подготовленных на высокопрофессиональном уровне. Студентам есть из чего выбирать. Однако именно это обстоятельство, по-видимому, и затрудняет изучение данной весьма объемной по содержанию дисциплины.
При подготовке настоящего учебного пособия авторы руководствовались несколькими сугубо практическими соображениями. Прежде всего, имея значительный опыт преподавания психологии развития как учебной дисциплины и не оставляя эту практику, мы хотели обеспечить собственных студентов таким пособием, в котором они могли бы найти все ответы на вопросы, которые мы сами же им и задаем. Это можно обозначить как задачу-минимум. Оптимальным результатом изучения психологии развития по нашему учебнику мы считаем приобретение студентами навыка различения достоверного и недостоверного знания и освобождение от некоторых предрассудков, касающихся человеческого развития. И, наконец, задача-максимум – это понимание студентами основных закономерностей психического развития и областей их действия.
В книге представлены основные, наиболее важные сведения из области методологии и фактологии психологии развития, показана преемственность возрастных этапов и обозначены их содержательные особенности. Отличием учебника является знакомство с разработанной Г. Хакеном и И. Пригожиным методологией синергетики (науки о развитии, взаимодействии и самоорганизации), без которой сегодня невозможна ни одна генетическая наука, а также реализация всевозрастного подхода, разработанного известным немецким геронтопсихологом П. Бальтесом. Продолжая традиции отечественной школы психологии развития, мы, естественно, уделяем большее внимание достижениям советских и российских ученых, однако останавливаемся и на авторитетных данных, полученных в рамках иных научных направлений, поскольку поиск истины – это цель интернациональная.
Мы старались построить учебник, следуя несколько оттесненному современной педагогической практикой принципу доступности. На наш взгляд, он отражает уважительное отношение к студентам, которые, конечно же, имеют много возможностей расширять свой научный кругозор за счет научных трудов.
Данная работа – итог нашего диалога с коллегами и студентами, которым мы и выражаем глубокую благодарность.
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
Глава 1 ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КАК НАУКА
Источники знаний о психическом развитии
Среди областей культуры, посвященных познанию человека, психология развития, которую иногда также называют генетической психологией, занимает значительное место. Постараемся его определить посредством сопоставления с другими областями.
Представления о том, как развивается человек, могут черпаться из различных других источников, помимо науки. Первым в этом ряду является собственный личный опыт – источник бытового знания психологии человека, которого часто бывает достаточно для того, чтобы определить приблизительно возраст человека и те особенности и проблемы, которые этим возрастом обусловлены. Это знание необобщенное, бессистемное, интуитивное, которое не может быть распространено на закономерности развития человека вообще. И если некто встречается с явлением, которого не было в его собственном личном опыте, то он может его не распознать (например, представители негроидной или монголоидной рас имеют несколько иные проявления старения по сравнению с европеоидами).
Вторым источником знаний о становлении человеческой психики является религия — область культуры, основанная на вере и максимах (предписаниях-правилах, содержащих нормы поведения, в том числе и по отношению к людям разного возраста, старикам и детям). Священные тексты позволяют нам почувствовать, как менялась ценность каждого возрастного периода в дохристианские времена. Религиозное знание по своей природе догматично, постулирует без доказательств некоторые общие свойства человеческой природы, поэтому фиксирует в основном неизменное в психике человека. Мифы, сюжеты и символы священных книг закреплены в архетипах (по К.Г. Юнгу, явлениях коллективного бессознательного, включающих типичные ситуации и опыт их переживаний). Очень часто в сложных случаях практической психологии религиозное познание может служить источником психотерапевтической поддержки человека.
Современные представления о психике людей и ее развитии многим обязаны искусству – исторически обусловленной области культуры, обращенной к субъективному опыту человека. Искусство дает возможность самостоятельно находить решения человеческих проблем, дает свободу творчества, не связанную никакими понятийными и методологическими рамками. Однако это свойство познания через искусство обусловливает не только такие его сильные стороны, как эмоциональность воздействия, пробуждение новых чувств у воспринимающего (зрителя, читателя, слушателя), но и слабые: искусство воздействует на человека, только если содержит личностно значимую для него информацию. Поэтому создатель произведения искусства никогда не может вполне представлять себе то, что «вычитывает» адресат в его послании. Восприятие произведения искусства – всегда совместное творчество. Искусство лежит в основе арттерапевтических техник коррекции и развития – через сказку, скульптуру, рисунок и так далее.
И, наконец, наука — это область познания, основанная на доказательствах. Она объективна (подразумевает объективную проверку знаний, всем открытых в своем неизменном содержании), способна к самоотрицанию (время от времени новые факты и наблюдения приводят к перестройке научной теории и, наоборот, положения, которые прежде считались ненаучными, после проверки могут быть включены в сферы научных фактов) и стремится к созданию единого общенаучного языка терминов (в отличие от житейских научные понятия всегда должны строго определяться). Наука требует сомневаться во всех положениях и фактах, пересматривать и обновлять их и ничего не принимать на веру. Поскольку, однако, научное знание всегда есть результат концептуализации (разработки взгляда на реальность конкретными людьми), то абсолютно объективным оно также быть не может. Абсолютная валидность (пригодность) – это предел развития научного знания, который никогда не может быть достигнут.
Объект и предмет психологии развития
Каждая наука имеет свой объект – часть реальности, которая выбирается ею для изучения. При этом тот же самый объект привлекает внимание и других научных дисциплин. Для психологии развития (а также для психофизиологии, общей психологии, социальной, клинической психологии) это, безусловно, психика человека. Предметом же науки называют тот аспект, который изучается внутри данной дисциплины, в отличие от других отраслей науки.
Итак, психология развития – это наука о закономерностях психического развития человека на разных этапах онтогенеза: его феноменах, механизмах, условиях и движущих силах.
Психология развития как наука складывается из нескольких разделов.
1. Развитие психических функций и процессов; генезис сознания и деятельности, познания, эмоционально-волевых процессов, общения в фило– и онтогенезе. В сущности, этот раздел включает в себя изучение основных категорий общей психологии в онтогенезе.
2. Перинатальная психология — наука о психологическом контексте появления ребенка на свет (о мотивах его зачатия, психологии беременных и процессах, происходящих в семье будущего ребенка), а также об изучении закономерностей возникновения и развития психики плода и новорожденного.
Основные закономерности психического развития
Вот она! Наконец-то написала вторую статью из раздела «Психология развития и возрастная психология»! В ней я кратко описала основные моменты темы «Основные закономерности психического развития ребенка». Пробегаясь по основным явлениям и понятиям, я также буду делать акцент и на некоторых психологах, которые, собственно, и изучали данные вопросы.
Я очень надеюсь, что вам понравится новая статья. Оставляйте свои комментарии, обсуждайте статьи, прямо на сайте подписывайтесь на паблик Вконтакте ImPsi Ψ Психология для ума, где вас будет ждать еще много всего интересного и полезного.
Содержание
Основные закономерности психического развития — это наиболее существенные и общие для всех однотипные изменения психики от рождения человека и до его смерти.
Маркова Аэлита Капитоновна предлагает трактовать эти закономерности как принципы психологии развития и возрастной психологии.
Основные закономерности психического развития:
1. Детерминация возрастного развития как соотношение предпосылок, условий и движущих сил развития.
2. Сензетивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития.
3. Неравномерность темпа и отдельных сторон психического развития.
Детерминация возрастного развития
Детерминация психического развития — это факторы психического развития, от которых оно зависит и которыми определяется (т.е. детерминанты).
Факторы психического развития
1 фактор — природные предпосылки психического развития
(Александр Владимирович Запорожец)
Период пренатального развития — это период от зачатия до рождения.
Перинатальный период — это период от 28 недели беременности (6 месяцев), включающий период родов и заканчивающийся после 168 часов после рождения (7 дней).
2 фактор — социальная среда как условия развития
(Даниил Борисович Эльконин)
Социальная среда — это:
Макросреда влияет на человека через микросреду.
Социальная среда должна быть:
Обучение и воспитание — это необходимые условия психического развития.
Госпитализм — это совокупность психических и соматических (от греч. soma — тело) нарушений, обусловленных длительным пребыванием ребенка в закрытых учреждениях.
Госпитализм
Отклонения в развитии эмоций у ребенка могут выражаться как в недостаточном их развитии (эмоциональная холодность), так и в чрезмерном развитии отрицательных эмоций.
Пример холодности и замкнутости может возникать в результате развития у ребенка госпитализма и при эмоциональной депривации.
Госпитализм — это синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации.
Особенно часто госпитализм проявляется в детских домах и домах ребенка, где детям не могут уделять достаточного внимания.
Общими признаками госпитализма являются: потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и т. д.
В крайних формах госпитализм может привести к серьезным душевным заболеваниям ребенка (младенческие маразмы и т.п.), хроническому инфицированию, а иногда и к смерти малыша.
«Современный госпитализм», или институализация, характеризуется отсутствием ярких, разнообразных эмоций, любознательности, инициативы, недостаточным умением играть с предметами, длительной задержкой в развитии речи.
«Эксперимент с каменным лицом» Троника продемонстрировал весомость и важность эмоционального общения между родителями и детьми.
Согласно идее Троника, основная детерминанта развития детей связана с функционированием двусторонней системы эмоционального общения между ребенком и ухаживающим за ним взрослым.
В ходе поставленного эксперимента родителя просили прекратить на время общение с ребенком (3 мес), но, продолжая смотреть на малыша, придать своему лицу застывшее или отсутствующее выражение. У младенца это вызывало сначала удивление, затем он пытался повлиять на родителя улыбкой, гулением и двигательной активностью.
Через несколько минут поведение младенцев начинало меняться. Они отворачивались в сторону, начинали сосать палец и выглядели страдающими. Некоторые из детей реагировали на безучастность родителя хныканием, переходящим в непрерывный плач, у кого-то текли слюни и развивалась икота.
Согласно другим исследованиям, дети, потерявшие мать сразу же после рождения, часто вырастают замкнутыми, неконтактными людьми, а лишившись матери в 6-месячном возрасте, проявляют асоциальные черты поведения.
Исследования показали, что одним из важнейших факторов, неблагоприятно влияющих на ребенка, является недостаточность в его жизни эмоциональных и социальных стимулов. Таким образом, стоит подчеркнуть, что ребенку для полноценного развития необходима любовь человека, его ласка.
Малыш должен чувствовать, что он дорог взрослому, что его любят. Ребенок, выросший без любви, как правило, боязлив, хмур, недоверчив. Отсутствие любви в детстве сказывается на всей личности будущего человека.
3 фактор — собственно деятельность человека, прежде всего ведущая
(Алексей Николаевич Леонтьев)
В каждом возрасте человека один из видов деятельности становится главным, ведущим видом. Понятие ведущей деятельности раскрыто в трудах А.Н. Леонтьева.
3 признака ведущей деятельности:
Каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для данного возрастного этапа новообразований, а переход от одной ведущей деятельности к другой означает смену возрастного этапа.
Ведущая деятельность человека
Период | Ведущая деятельность |
Младенчество (от рождения до года) | Общение со взрослыми |
Раннее детство (1 — 3 года) | Предметно-орудийная деятельность |
Дошкольный возраст (3 — 6/7 лет) | Ролевая игра |
Младший школьный возраст (6/7 — 10/11 лет) | Учебная деятельность |
Подростковый возраст (11/12 — 15/16 лет) | Общение со сверстниками |
Юношеский возраст (17 — 23 года) | Учебно-профессиональная деятельность |
Взрослость | Трудовая деятельность |
4 фактор — противоречия как движущая сила психического развития
(Алексей Николаевич Леонтьев)
Противоречия могут быть следующими:
Внешние противоречия сами по себе не являются двигателями развития. Развитие происходит только тогда, когда они вступают между собой в борьбу. Если случается так, что противоречия не возникают или не находят разрешение, то появляются отклонения в развитии.
Проблема обучения и развития в возрастной психологии
Лев Семенович Выготский выдвинул идею о ведущей роли обучения в психическом развитии высших психических функций (ВПФ). К ВПФ относятся речь, словесно-логическое мышление, воля, воображение, произвольное внимание, произвольная память. Это все продукты культурно-исторического развития.
Развитие ВПФ происходит из-за овладения 2 видами средств:
Овладеть этими 2 видами средств ребенок может только в процессе обучения под руководством взрослых. Поэтому развитие психики не может идти вне обучения. Выготский считал, что обучение является развивающим только тогда, когда оно идет впереди развития и ведет его за собой.
Развивающее обучение базируется на 2 уровнях развития:
1 уровень — низший — уровень актуального развития: уже сложившиеся на данный момент функции. На данном уровне выявляются такие функции по действиям, которые ребенок выполняет самостоятельно.
2 уровень — высший — зона ближайшего развития (ЗБР): те функции, которые находятся в процессе созревания. На данном уровне выявляются такие функции по действиям, которые ребенок выполняет с помощью взрослых.
Величина ЗБР — это потенциальные возможности ребенка, показатель запаса его развития, показатель обучаемости.
У детей с одинаковым уровнем актуального развития может быть разный уровень зоны ближайшего развития. Оценивая развитие ребенка, учитывают его ЗБР. Обучение не должно отрываться от ЗБР. Забегание вперед ЗБР не будет иметь развивающего эффекта.
Сензитивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития
Возрастная сензитивность — это наибольшая чувствительность к определенным обучающим воздействиям в определенные возрастные периоды.
В сензитивный период определенные воздействия только тогда могут влиять на развитие, когда психические функции находятся в процессе созревания. Когда они созревают, те же самые воздействия могут оказаться не только нейтральными, но и даже иметь негативный эффект.
Сензитивные периоды совпадают с тем, что Выготский назвал зоной ближайшего развития. Именно сензитивностью вызваны неповторимость и необратимость возрастного развития. Всякий пропущенный сензитивный период приводит к отставанию в развитии.
Необратимость — это способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.
Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.
Сензитивные периоды можно выделить из новообразований возраста. Таким образом, можно выделить несколько сензитивных периодов.
Сензитивные периоды
Возраст | Сензитивный период |
1,5 — 3 года | Развитие речи |
3 — 6/7 лет | Развитие образных форм познания: восприятия, образной памяти, образного мышления, воображения |
5 лет | Предполагается, что для обучения грамоте |
6 лет | Предполагается, что для обучения чтению |
Необратимость психического развития означает, что развитие в онтогенезе однонаправленно. Необратимость не означает неизменности произошедших изменений. Сформировавшиеся функции можно перестроить в контексте другого возраста, но результат будет иным, чем в норме.
Преемственность психического развития означает, что все последние этапы развития связаны с предыдущими. При этом старые структуры и образования не исчезают, а перестраиваются и входят в состав новых.
С преемственностью связана кумулятивность (накопление) развития.
Кумулятивность развития — это накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии.
Кумулятивность развития означает, что результат развития каждого последующего этапа включается в последний, при этом определенным образом трансформируясь.
Такое накопление изменений подготавливает качественное преобразование в психическом развитии.
Пример кумулятивности — это последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждый последующий вид мышления возникает на базе предыдущего.
Индивидуализация психического развития — это существование возрастных особенностей в индивидуальных вариантах. Индивидуализация в развитии выступает не сразу, не полностью, а изменяется и обогащается от возраста к возрасту.
Индивидуальные варианты развития проявляются:
Неравномерность психического развития
Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.
Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций.
Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер.
Неравномерность психического развития проявляется:
Гетерохронность отдельных сторон психического развития подразумевает, что разные психические функции изменяются в онтогенезе неравномерно, периоды подъема сменяются периодами спада.
Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы идут впереди, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые отставали, приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Период, когда функция доминирует — это период ее оптимального развития.
В раннем детстве восприятие выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. В дошкольном возрасте у детей доминирует память. В младшем школьном — мышление. Остальные функции зависят от доминирующей, как бы обслуживают ее.
Немецкий психолог Эрнст Мейман выявил такую закономерность: чем важнее функция, тем раньше она развивается. Значение функции для жизни, ее востребованность обеспечивает долговечность этой функции.
Гетерохронность появления индивида и личности в человеке подразумевает, что индивид возникает задолго до рождения личности. Личность может деформироваться и даже умереть при сохранном индивиде. И наоборот, индивид может умереть, а как личность продолжать жить (речь идет о наследии известных людей, о которых помнят даже после их смерти).
Неравномерность психического развития проявляется в темпе развития. Это было замечено американским психологом Арнольдом Гезеллом: чем младше ребенок, тем выше темп его развития.
Косвенно на это указывает обмен веществ: до 3 месяцев он составляет 400% уровня обмена веществ взрослых, от 3-6 месяцев — 300%.
Кроме возрастных особенностей есть и половые особенности темпа развития. Девочки обгоняют мальчиков на 2-3 года в психическом и физическом развитии (к концу подросткового возраста). Таким образом, женщины приближаются к зрелости и старости раньше, чем мужчины.
Индивидуальные различия неравномерности психического развития проявляются в акселерации и ретардации.
Ретардация — это замедление развития.
Акселерация — это ускорение развития.
Давайте сравним 1910 и 2010 годы. Рост новорождённых за указанный период увеличился в среднем на 0,5-1 см. Вес малышей стал больше на 200-300 грамм.
Семилетний ребёнок начала XXI века выше своего ровесника из начала прошедшего столетия в среднем на 1,5 см и тяжелее на 500 грамм. Но самые поразительные различия у подростков. Рост современного 13-летнего юноши превосходит аналогичный параметр предка на 10-15 см.
Причины акселерации и ретардации
Акселерация и ретардация касаются прежде всего физического развития детей. В младенчестве физическое и психическое развитие неразрывно. Они начинают расходиться в более старшем возрасте.