Что такое детеншен контейнера
Demurrage and Detention линейного контейнера
В публикации рассматривается тема платы за простой и использование линейного контейнера – Demurrage and Detention. Эти понятия очень важны в контейнерных перевозках и могут стать причиной больших незапланированных расходов. Если еще не читали, то стоит обратить внимание на статью об…
В публикации рассматривается тема платы за простой и использование линейного контейнера – Demurrage and Detention. Эти понятия очень важны в контейнерных перевозках и могут стать причиной больших незапланированных расходов.
Если еще не читали, то стоит обратить внимание на статью об участниках морской перевозки.
Простой линейного контейнера (Demurrage)
Простой (Demurrage) – плата, взимаемая линией за нахождение контейнера в порту. Период исчисляется с момента выгрузки контейнера с судна, до момента вывоза с территории порта. Обычно линия предоставляет 3-7 дней бесплатного периода, а далее взимает плату за каждый последующий день.
Не стоить путать Demurrage с портовым хранением – Storage. Это плата, взимаемая портом за хранение контейнера на своей территории. Бесплатный период зависит от конкретного терминала и стандартно составляет 5 дней. По факту истечения свободного периода порт также начинает взимать ежедневную плату.
Таким образом, основное отличие Demurrage и Storage – кто выставляет счет за нахождение контейнера в порту. Также стоит упомянуть, что портовое хранение не зависит от принадлежности контейнера (SOC или COC контейнер). Например, контейнер выгружается с судна 5 числа. Допустим, что линия дает 7 дней свободного простоя, а порт только 5 дней бесплатного хранения. Контейнер вывозится 15 числа, то есть находился на территории порта 11 дней. Следовательно, получатель или номинированный экспедитор получит 2 счета. Первый счет от линии за 4 дня сверхнормативного простоя (с 12 по 15 число включительно). Второй будет от порта за 7 дней сверхнормативного хранения (с 9 по 15 число включительно).
Использование линейного контейнера (Detention)
Использование (Detention) – плата, взимаемая линией, за использование контейнера вне порта. Период определяется с момента вывоза контейнера из порта, до возврата его линии. В случае использования линия предоставляет более длинный свободный период – 10-15 дней.
Рассмотрим пример, в котором линия дает 15 дней свободного периода использования. Контейнер вывезли из порта 15 числа и вернули 31, то есть получилось 17 дней использования. За это период линия выставит счет только за 2 дня (30 и 31 число).
Комбинированное использование линейного контейнера (Combined Demurrage and Detention)
Некоторые линии, например Maersk Line, могут совмещать плату за простой и использование контейнера. В таком случае, будет рассматриваться один период и будет одна ставка за день задержки. Линия обозначает количество бесплатных дней с момента выгрузки с судна до момента возврата контейнера. Портовое хранение (Storage) в таком случае взимается и рассчитывается независимо от линии. То есть, экспедитор может получить счет за портовое хранение, независимо от бесплатного периода комбинированного использования.
Причины возникновения Demurrage and Detention
В данном вопросе существует две стороны отношений – линия и получатель. Линия взимает плату, так как не может использовать контейнер в перевозке, пока он у получателя. Это означает, что актив, который должен приносить доход, простаивает. В связи с этим, линии важно, чтобы получатель оперативно вывез и вернул контейнер. Получатель может столкнуться со следующими проблемами, которые повлекут за собой сверхнормативный простой или использование контейнера:
Детеншен и демередж в контейнерных перевозках. Что это такое
Морские перевозки всегда были удобным вариантом транспортировки коммерческих грузов на дальние расстояния. Современные контейнерные системы сделали их еще удобнее. На таких перевозках сейчас специализируются судоходные линии – компании, которые функционируют на определенных маршрутах по предварительно составленному и согласованному графику заходов судов в порты. Такие фирмы также предоставляют контейнеры для транспортировки коммерческих грузов и личного имущества.
Каждая судоходная линия устанавливает собственные условия фрахта – аренды судов с предоставлением экипажа. Заранее рассчитывают сроки пребывания контейнеров в порту, на судне и после отгрузки с него. Нарушение установленных сроков хранения и перевозки с точки зрения терминала представляет собой нарушение договора и влечет предъявление контрагентами в адрес судоходной линии неустойки. В зависимости от оснований предъявления различают две ее разновидности: демердж и детеншен.
Демередж – неустойка за нарушение срока хранения
Термин происходит от французского demurrage, которое означает «простой» или «задержка» и происходит от глагола demeurer со значением «пребывать», «оставаться на месте», «простаивать». Контейнер с грузом может находиться на территории порта какое-то время – как минимум то, которое необходимо для проведения таможенных действий (растаможивания). По договору между портом, владельцем груза и судоходной линией может быть оговорено разное время бесплатного пребывания товаров на складах порта.
В течение указанного периода компания-перевозчик, то есть судоходная линия, обязана выполнить все формальные мероприятия, необходимые для отправки контейнеров из порта по маршруту следования. Нарушение этого срока и дает основание порту выставить транспортной компании претензию с неустойкой, которую и называют демередж (как и сам срок хранения). Если фактически сроки хранения нарушены по вине владельца груза, то судоходная компания в порядке регресса вправе взыскать с него выплаченную сумму.
Термин применяется не только в морских контейнерных перевозках, но и в торговом мореплавании. Там он означает примерно то же самое, а именно денежное возмещение убытков, причиненных компании-перевозчику в связи с простоем судна свыше времени, оговоренного законом и договором для ожидания в порту судна под погрузкой. То есть демередж – это оплата пребывания груза или судна в порту в течение срока, превышающего нормативный или оговоренный сторонами по условиям их договора.
Размер демереджа (сумма неустойки) определяется обычно соглашением сторон: порта и судоходной линии, иногда – владельца груза. Если эта сумма не оговорена в договоре, то она исчисляется по ставкам, принятым в данном порту. Если же и порт не имеет четких сумм, сложившихся исходя из практики применения демереджа, неустойку рассчитывают по фактически понесенным убыткам. К ним относится стоимость аренды места, занятого простаивающим судном, содержание этого судна и его экипажа, иные расходы порта.
Детеншен – неустойка за нарушение срока перевозки
Термин также происходит от французского слова detention, означающего «задержка» (в английском языке есть такое же слово с таким же значением). Как и в случае демереджа, у термина есть два значения. Первое – период, в течение которого владелец товара может использовать контейнер вне порта. Этот срок исчисляется от момента его отправки из портового терминала до момента возвращения туда в пустом виде. Как правило, такой период исчисляется сутками, редко – неделями и не подлежит дополнительной оплате.
Стоимость детеншена входит в сумму, уплаченную владельцем груза судоходной линии. Она определяется соглашением сторон и фиксируется в договоре. Нарушение данного срока и влечет выставление неустойки, которая также называется детеншен. По сути, это денежная компенсация убытков компании-перевозчика, возникающих из-за того, что она не может извлекать прибыль из контейнера, который не возвращен ей вовремя. То есть виновник задержки просто оплачивает дополнительное время использования им тары.
Кто именно из участников контейнерной перевозки должен платить детеншен, указано в договоре. Если же этот момент там не определен, необходимо установить, по чьей вине произошло превышение сроков возврата тары. Ответчиком может быть владелец груза и/или автомобильный либо железнодорожный перевозчик, транспортирующий пустую тару в терминал судоходной линии. Размер детеншена, если он не указан в договоре, исчисляется аналогично демереджу – по ставке компании или по фактическим убыткам.
Демередж и детеншен: сравнение и заключение
Два этих термина часто путают, хотя разница между ними вполне очевидно. Демередж – это срок хранения груза в порту и неустойка за превышение этого срока. Детеншен – это время использования контейнера в пути и неустойка за превышение этого времени. То есть демередж относится к грузу и ограничивается портом, а детеншен – к контейнеру и действует за пределами порта. Демередж затрагивает владельца груза, порт, судоходную линию, а детеншен – владельца груза, судоходную линию и наземного перевозчика.
Демередж и детеншен часто называют штрафами. Применение такого термина в данном случае не вполне корректно. Штрафом обычно называют разновидность уголовного или административного наказания, наступающего вследствие нарушения закона. Нарушение же условий договора влечет гражданскую ответственность, имеющую иную правовую природу. Неустойки вызваны необходимостью компенсации второй стороне по договору убытков, вызванных несоблюдением этого договора одной из сторон, тогда как штрафы, как любое наказание, имеют своей целью создание для нарушителя затруднительных условий, которые должны удержать его от новых противоправных действий в будущем.
Что такое демередж и детеншн контейнера?
Рассмотрим понятие демередж — детеншн применительно к морским контейнерным перевозкам.
Все судоходные компании после выгрузки контейнера в порту назначения предоставляют своим клиентам свободный (бесплатный) период времени для таможенного оформления груза, доставки контейнера с товаром от порта до склада получателя и возврата порожнего контейнера обратно в порт.
В случае превышения клиентом свободного периода морская линия взимает дополнительные сборы за сверхнормативное использование контейнерного оборудования.
Эти сборы бывают 2-х видов и называются «демередж» и «детеншн»:
Демередж (Demurrage) — дополнительная плата за превышение свободного времени нахождения (простой) контейнера в порту выгрузки.
Детеншн (Detention) — сборы применяются к клиентам, которые держат контейнер за пределами терминала (задержка) дольше срока, предусмотренного на возврат контейнера в линию.
По сути детеншн и демередж — это штрафы за использование контейнерного оборудования свыше срока, заранее оговоренного с морским перевозчиком.
Отличие детеншн от демереджа только в размере собираемого сбора и величине свободного периода.
У каждой морской линии свой размер ставки демередж-детеншн и величина свободного периода, которые также зависят от типа морского контейнера.
Перед заказом перевозки следует заранее выяснить у судоходной линии сроки свободного периода и тарифы по демередж-детеншн, чтобы избежать ненужных расходов.
Демередж и детеншн при контейнерных перевозках
Среди инструментов компенсации простоя морского судна во время доставки груза одним из наиболее часто применимых является демередж.
В договоре на грузоперевозки стороны определяют время, в течение которого судно находится в порту в ожидании выполнения погрузочных или разгрузочных операций. Превышение согласованного периода приводит к дополнительным затратам судовладельца, для компенсации которых предусмотрены специальные меры. Возникает основание для демереджа. В статье подробнее на эту тему.
Что означает «демередж»?
Время, в течение которого груз пребывает в порту сверх утвержденного, называется демерредж. Если превышено согласованное время нахождения груза в порту бесплатно в ожидании выполнения формальностей, необходимых для их выгрузки или погрузки, то порт выставляет штраф. Эта денежная плата за простой судна сверх нормы также называется демередж. Она выставляется фрахтователю, продавцу по договору купли-продажи (если сделка совершается на условиях FOB) и другой стороне, ответственной за выполнение погрузочно-разгрузочных работ. В качестве формальностей, задерживающих отгрузку или погрузку контейнера, может быть затянутая таможенная очистка, другие операции.
Особенности демереджа изложены в Кодексе торгового мореплавания РФ и в Международных правилах толкования торговых терминов «Инкотермс 2010». Условия его возникновения и реализации обычно излагаются в договоре между отправителем или собственником груза и судовладельцем. Демередж считается с первой минуты завершения нормативного времени, которое называется сталийное время, если иное не обозначено в договоре. Указывается в минутах, часах и днях.
Расчёт «демереджа»
Денежная компенсация за превышение нормы простоя в порту определяется в условиях договора между судовладельцем и владельцем груза. В ее основе могут быть заложены тарифы, действующие на текущий момент в конкретном порту. Ставка может быть рассчитана на целые стуки или их часть. Демередж зависит от особенностей контейнера и груза. Если предварительно сумма не обозначена в договоре или другом документе между сторонами, то может быть использован тариф порта. Если отсутствует информация о ставке в порту, то владелец груза компенсирует расходы владельца судна на его содержание, включая заработную плату экипажа.
Например, стороны договорились о ставке в размере 1000 долл. за сутки и нормативном периоде продолжительностью 5 часов. Груз простоял в порту 8 часов. Превышение составило 3 часа. При условии, что груз не скоропортящийся, и не возникают другие убытки, сумма демереджа составляет: 1000*3/24 = 125 долл.
Это не единственный способ расчета. Можно применять установленную нормы скорости выполнение разгрузочно-погрузочных работ и другие ставки, но их применяют к особенным грузам и поэтому используют редко.
Расчет производится судовладельцем после возвращения судна и прекращения рейса на основании таймшита – документа, содержащего информацию о графике действий на судне во время фрахтования.
Что означает «детеншн»?
Детеншен (Detention)– термин, аналогичный демерреджу, но относится к контейнерам (или другой таре).
Обычно судоходные линии обозначают срок доставки товара до пункта назначения из порта и не начисляют плату за пользование контейнерами в этот период. Если контейнеры не возвращены своевременно, то говорят о детеншен. А именно этим термином называется время, в течение которого контейнеры используются сверх утвержденного срока за пределами порта. За превышение согласованного времени выставляется штраф. Плата за просроченный возврат контейнеров владельцу также называется детеншен и выставляется судоходной линией. Права и обязанности в отношении этого события прописываются в договоре.
Расчёт «детеншна»
Итак, есть бесплатный срок пользования контейнерами в течение доставки груза от порта до места назначения железнодорожным или автомобильным транспортом. За каждый день превышения срока насчитывается штраф. Ставка рассчитывается в зависимости от объема и вида, дополнительного оснащения контейнера. Количество дней умножается на эту ставку для расчета суммы к уплате.
Совместное использование «демередж» и «детеншен»
При контейнерных перевозках часто применяется по отношению к одному грузу и демередж, и детеншен. Когда судно заходит в порт, начинается отсчет времени простоя, которое с договорного момента становится платным – начисляется демередж. Основания для детеншен могут образоваться только, когда завершен демередж. Другими словами, пока контейнеры не вывезут с территории порта с момента завершения бесплатного периода простоя, взимается демередж. А детеншен начисляется, пока этот вывезенный контейнер не вернется в порт пустым с момента его вывоза с территории порта и завершения бесплатного периода его использования.
Морские грузоперевозки осуществляются с соблюдением графиков заходов в порты. У каждой судоходной линии рассчитаны сроки нахождения водного транспорта и контейнеров в пути, порту, определены даты и время погрузки и разгрузки. Отклонение от расписания приводит к убыткам. Поэтому перевозчики предусматривают условия, которые позволяют им компенсировать незапланированные затраты из-за простоев. Способами возмещения убытков являются демередж и детеншн.
Что такое демередж?
Участникам сделок, связанным с контейнерными перевозками, приходится сталкиваться с таким термином, как демерредж. Что это такое, можно узнать из Международных правил толкования торговых терминов «Инкотермс 2010» и Кодекса торгового мореплавания РФ. В соответствии с нормативными актами, данный термин имеет два значения. Во-первых, под этим словом понимается время простоя судна из-за затянувшейся погрузки. Во-вторых, термин означает денежную компенсацию, которую выплачивает владелец груза или его отправитель за сверхнормативное время пребывания судна в порту.
Демередж (сверхнормативное время) отсчитывается с момента окончания сталийного (нормативного) времени, выделенного на разгрузку или погрузку груза на судно в порту. Выражается сверхнормативное время рабочими днями, часами и минутами.
Не следует путать демередж со словом детеншен. Однако в чем его отличие от детеншн? Второй термин касается условий пользования контейнером, а не судном.
Знаете ли вы, что слово демередж пришло из французского языка (от. demeurer — оставаться). Правильное произношение — де́мередж. В английском языке также существует слово demurrage и переводится как простой судна.
Пример расчета демереджа
На погрузочно-разгрузочные работы отводится определенное время, называемое сталийным. Если процесс растягивается, начинается отсчет сверхнормативного, или контрсталийного, времени. Демередж начисляется за простой морского транспортного средства в порту в течение контрсталийного времени.
Размер неустойки определяется заблаговременно по договоренности сторон. Он может быть также установлен тарифами, принятыми в конкретном порту. При отсутствии соглашения и тарифов компенсируются затраты судовладельца на содержание водного транспортного средства и оплату труда экипажа.
Ставка демереджа определяется за сутки или часть суток сверхнормативного пребывания в порту. Его размер зависит от типа контейнера, специфики груза. Приведем пример расчета суммы оплаты за простой:
Под термином сталийное время понимается срок стоянки транспортного средства. Слово сталия обозначает промежуток времени, отведенный на погрузку или разгрузку судна. Этим же словом называют согласованный сторонами срок, в течение которого владелец отдает свое судно на загрузку или выгрузку без дополнительных сборов.
Или же свяжитесь с нами по телефонам: +7 (423) 205-60-10, +7 (423) 205-60-20
Что такое детеншн?
В морских грузоперевозках также есть понятие детеншн (detention). Разберемся, что это такое. Термин имеет два значения:
Неустойка взимается судоходной линией за нарушение сроков возврата контейнера владельцу.
Пример расчета детеншна
Судоходные компании определяют период свободной эксплуатации контейнера, за который не берется плата. За просрочку предусматривается штраф. К примеру, линия определила 4 дня свободного использования на доставку груза получателю. Контейнер вернули только через 7 дней. За нарушение срока владелец выставит счет за 3 дня.
Комбинированное использование «демердж» и «детеншен»
Нередки случаи комбинированного применения демереджа и детеншна. В этом случае происходит совмещение компенсации за простой судна и пользование контейнером. Плата взимается за один определенный период, и ставка устанавливается за день просрочки. Например, при импорте груза сроки простоя начинают считать с момента захода судна в порт. Период пользования заканчивается возвратом порожнего контейнера. Когда речь идет об экспорте, грузоотправитель забирает контейнер на погрузку и возвращает груженым. Момент отбытия контейнера и возврата в порт будут рамками срока эксплуатации.
Судоходные компании, занятые контейнерными перевозками, заинтересованы в быстром обороте своих транспортных средств и контейнеров. Чем быстрее владельцы товара погрузят или разгрузят судно, тем быстрее оно сможет выйти в рейс и принести собственнику прибыль.
Как избежать проблем?
Простой судна или просрочка возврата контейнера не выгодна ни их владельцам, ни отправителям и получателям груза. Если никто не заинтересован в нарушении сроков, почему происходит такое? Практика показывает, что причинами задержки являются следующие факторы:
Несоблюдение сроков доставки также возможно, если получатель не указан в коносаменте. Следовательно, документ обязательно должен содержать информацию о нем. Помогут восстановить сведения иные сопроводительные коммерческие документы.
Кроме демереджа и детеншна, владельцам груза зачастую приходится платить штраф за сверхнормативное хранение в порту. Такое возможно, если груз задержали на таможне или отсутствуют средства на растаможку. Владелец груза начинает искать деньги и теряет время. При этом растет сумма демереджа, на который также начисляется НДС.
Чтобы не оказаться в такой ситуации, растаможку или весь процесс международной логистики рекомендуется отдать на аутсорсинг.
Компания EAST IMPORT GROUP оказывает комплексные услуги в области международных перевозок. ПРР, договоренности с транспортными организациями, складское хранение, растаможка, сертификация, подготовка и экспертиза документов – предлагаем логистику «под ключ», без демереджа, детеншна и других штрафных санкций.
Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше. Для этого ответьте всего на 3 вопроса.