Что такое дестинация в туризме

Туристская дестинация

Туристская дестинация решающий элемент туристкой системы. Ее можно охарактеризовать как центр (территорию) со всевозможными удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения всевозможных нужд туристов. Другими словами, туристская дестинация включает в себя наиболее важные и решающие элементы туризма, необходимые для туристов. Регион туристской дестинации является одним из самых важных в туристской системе, так как сами туристские дестинации и их имидж привлекают туристов, мотивируют визит, таким образом активизируют всю туристскую систему.

Для того чтобы территория была дестинацией, необходимо выполнение следующих условий:

· наличие на этой территории мест размещения, питания, развлечений (должен быть определенный уровень качества услуг) и высокоразвитой транспортной системы;

· наличие достопримечательностей, интересующих туристов (наличие фактора привлекательности является одним из главных факторов конкуренции между дестинациями, следовательно, должна быть определенная изюминка для привлечения туриста на территорию дестинации);

· наличие информационных (например, глобальных информационных систем «Amadeus», «Galileo», «Worldspan», «Sabre») и коммуникационных систем, так как это необходимый инструмент информирования туристского рынка о дестинации.

Каждой дестинации свойственны свои собственные черты, но все же можно выделить и четыре общие.

1. Дестинация представляет собой совокупность следующих компонентов: достопримечательность (природные богатства или созданные человеком, т.е. то, что побуждает туриста совершать путешествие); удобства (размещение, питание, развлечения, а также розничная торговля и другие предприятия сферы услуг, такие как банки, обменные пункты, парикмахерские, медицинские предприятия, т.е. все то, что не только обеспечивает приют и пищу, но и создает общее ощущение радушного приема туристов данной дестинацией);

доступность (удаленность дестинации от туристских рынков делает их уязвимыми к понижениям спроса, так как до подобной дестинации можно добраться только путем длительных поездок. Следовательно, развитие и поддержание эффективных транспортных связей с туристскими рынками необходимо для успеха дестинации. Но для туристов важна не только физическая доступность дестинации, т.е. внешние транспортные связи с ней, но и наличие развитых внутренних транспортных связей. Другими словами, для них важны такие услуги, как прокат автомобилей, предоставление местного транспорта для проведения обзорных экскурсий и трансферов до мест размещения в дестинации);

вспомогательные службы, которые предоставляют такие услуги, как реклама дестинации, координация и управление ее развитием, предоставление населению и организациям необходимой информации и услуги по резервированию, обеспечению оборудованием (предприятия питания, спорта и т.д.), обеспечение дестинации руководящим персоналом.

2. Дестинация представляет собой культурную ценность: посетители должны считать дестинацию привлекательной и заслуживающей времени и денег, потраченных на путешествие.

Таким образом, важно поддерживать отличие условий дестинации от обычных «домашних» условий с помощью хорошего дизайна и управления, чтобы избежать разработки «унифицированного туристского ландшафта».

3. Дестинация неразделима, т.е. туристский продукт потребляется там, где он непосредственно производится, и, чтобы его испытать, туристы должны физически присутствовать в дестинации. Следует отметить, что процессы производства и потребления туристского продукта совпадают не только в пространстве, но и во времени, т.е. дестинации не могут быть запасены впрок (номера в гостиницах, театральные билеты и т.д. не могут быть отложены в «межсезонье» для последующей их продажи во время, например, театрального сезона). Та ким образом, сезонность дестинации является наиболее важной проблемой, так как снижает их доходность и делает неэффективными с точки зрения использования основных средств дестинации. Для сезонной дестинации пик сезона (3 4 месяца) должен принести основной вклад в покрытие постоянных издержек, которые подлежат оплате в течение года.

4. Услугами и удобствами дестинации пользуются не только туристы, но и другие люди: местные жители и работники данной дестинации. Таким образом, предприятия дестинации не могут быть ориентированы только на местных жителей или только на туристов, они должны ориентироваться на тех и других.

Отвечая на вопрос о дестинации как элементе туристской системы, нужно упомянуть о типологии дестинации. Выделяют три типа дестинации.

Второй тип делится на две подгруппы:

• центры целенаправленного развития туризма деревни, города, в которых сохраняются обычаи, история, культура (например, музей деревянного зодчества в Суздале). Для привлечения туристов отели строят на небольшом расстоянии от этих городов и деревень;

• притягательные для туристов центры не столицы, но города, имеющие высокую степень привлекательности благодаря своей истории, культуре, науке (например, академгородок под Новосибирском).

Третий тип это центры, специально построенные для туристов («Disneyland» в Калифорнии и во Франции; «Naturebornholm» на о. Борнхольм, Дания).

__ Немаловажно различать понятия «туристская дестинации» и «курорт». Туристская дестинация это более широкое понятие, чем курорт; это регион, который нас больше всего привлекает (например, для японца Западная Европа это «туристская дестинация», а Лазурный берег курорт; если же мы хотим посетить Кота-дель-Соль, то это место является курортом, так как мы прежде всего едем в Испанию, которая является дестинацией).

Важным является понятие «жизненный цикл» развития дестинации, продолжающийся в среднем не менее 20 25 лет.

Условно можно выделить восемь фаз развития туристской дестинации.

1. Дотуристская фаза на этой фазе привлекательность дестинации состоит в том, что она еще не подверглась изменениям под воздействием туризма.

2. Рост численности туристов в этот период реагирует сектор бизнеса, т. е. красота нетронутой природы и культура дестинации начинают привлекать туристов, в результате формируются основы туристской инфраструктуры.

3. Продвижение местные власти начинают предпринимать усилия по обеспечению отдыха туристов и рекламе дестинации, следствием чего является устойчивый рост туристских потоков. В результате формируется туристский рынок, таким образом, перед сектором бизнеса стоит задача по обеспечению инфраструктуры дестинации. Ведется политика активного продвижения дестинации на рынке, в результате чего происходит дальнейшее увеличение потока туристов.

4. Инвестиции в туризм инфраструктура не справляется с объемом прибытий туристов: строятся магазины, пабы, бары, гостиницы, казино, т.е. все необходимые средства обслуживания, способные изменить облик дестинации.

5. Создание новых рабочих мест в дестинацию приезжают работать люди из-других регионов и даже стран, оседают там, продолжают прибывать туристы, внося свои обычаи, культуру. В результате начинаются конфликты между ними и местными жителями (возникают социальные, экологические, экономические проблемы). Эта дестинация уже более не является модной и становится, как и остальные, унифицированной.

6. Сокращение потоков туристов туристы хотят посещать интересные, необычные места, а не типичные дестинации.

7. Средства обслуживания практически не испо льзуются (например, пустуют гостиницы) и, как следствие, несут убытки.

8. Скидки, новая ценовая политика или новая идея развития дестинации поиск или создание нового фактора привлекательности.

Источник

Туристская дестинация

Туристские дестинации как центральный элемент в процессе формирования и доставки турпродуктов. Маркетинговый подход к дестинации, его элементы и уровни. Стратегическое маркетинговое планирование развития дестинации, факторы его успешности и эффективности.

РубрикаСпорт и туризм
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления21.03.2013
Размер файла112,5 K

Что такое дестинация в туризме. Смотреть фото Что такое дестинация в туризме. Смотреть картинку Что такое дестинация в туризме. Картинка про Что такое дестинация в туризме. Фото Что такое дестинация в туризме

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

1. Маркетинг «туристских дестинаций»

2. Этапы маркетингового планирования развития дестинации

Список использованных источников

1. Маркетинг «туристских дестинаций»

Всемирная туристская организация (ЮНВТО, UNWTO) выделяет туристские дестинации как центральный элемент в процессе формирования и

В зарубежной практике управления туризмом пришло понимание того, что дестинации должны заниматься маркетингом с такими же усилиями как

предприятия занимаются маркетингом своих товаров и услуг. Маркетинг туристских дестинаций можно определить как управленческий процесс, в рамках которого органы управления дестинацией и бизнес определяют целевые группы туристов (текущих и потенциальных), устанавливают с ними коммуникацию с целью выяснить и повлиять на их желания, нужды, мотивацию, предпочтения, отношения, связанные с принятием многочисленных решений о путешествии; а также формируют и адаптируют туристский продукт в соответствии с потребностями туристов и для достижения их максимального удовлетворения. Данные ЮНВТО показывают, что для дополнительного привлечения одного иностранного туриста, обеспечивающего поступление в экономику страны в среднем 1000 евро, государства затрачивают от 3 до 10 евро на некоммерческую рекламу туристского продукта. В соответствии с этим средний объем бюджетных средств, выделяемый в европейских странах на продвижение туристского продукта, составляет 31,7 млн. евро.

Получивший широкое распространение по всему миру маркетинговый подход к управлению дестинациями не нашел должного отражения в практике российского туризма. В России зачастую рекламируются туристические ресурсы, а не создается целостный уникальный турпродукт, не выделяются целевые группы среди потенциальных туристов, не формируются бренды дестинаций. Хотя доля России сегодня в мировых показателях развития туризма минимальна, по прогнозам ЮНВТО потенциальные возможности нашей страны позволяют при соответствующем уровне маркетинговой активности и туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год и получать значительные валютные поступления. Российским территориям необходимо учиться создавать уникальные востребованные турпродукты, правильно выделять свои сегменты туристов и ориентироваться на удовлетворение их потребностей, создавать бренды как основу продвижения дестинации.

До появления концепции территориального маркетинга и маркетинга дестинаций как ее части, «продажа» территорий была доминирующей формой продвижения регионов. Однако маркетинг дестинаций является значительно более комплексной деятельностью в отличие от «продажи» территорий, которая в общем виде представляет использование различных видов рекламы. Маркетинг туристкой дестинации является частью общей концепции развития территории и работает на комплексное устойчивое социально-экономическое развитие.

Маркетинг дестинации направлен для достижения комплекса целей:

— стратегический анализ ресурсов и политики территории для определения возможностей и роли туризма в формировании общего устойчивого развития региона, включая возможное экономическое влияние туризма, социальное, экологическое пр.;

— определение наиболее привлекательных для территории сегментов туристского рынка, анализ их потребностей, ожиданий, мотивации;

— разработка комплексного продукта дестинации, соответствующего ожиданиями целевых сегментов туристов;

— создание новых и улучшение существующих туристских аттракций дестинации;

— разработка и реализации комплекса продвижения дестинации;

— формирование и управление брендом и имиджем дестинации;

— формирование и поддержание стратегического партнерства власти, бизнеса и местных жителей для успешного развития дестинации;

— повышение притягательности вложений и реализации на территории дестинации инвестиционных проектов в сфере туризма и гостеприимства.

Как продукт дестинация состоит из нескольких ключевых блоков:

Как комплексный продукт дестинация включает:

— аттракции (природные и культурные, естественные и искусственно созданные, специальные события);

— инфраструктура (средства размещения, систему питания, магазины и другие туристские услуги);

— мероприятия, виды деятельности (все виды деятельности, которыми может заняться турист во время пребывания в дестинации);

— вспомогательные услуги (банки, телекоммуникации, система здравоохранения, система охраны порядка и пр.);

Большинство дестинаций могут быть классифицированы как городские дестинации, пляжные дестинации, альпийские дестинации, деревенский туризм, экзотические дестинации, экологический туризм и др.

Важно понимать, что совокупность туристских ресурсов еще не является туристским продуктом дестинации. Продукт должен представлять законченный комплекс, привлекательный для целевого сегмента туристов. Все элементы продукта должны соответствовать актуальному состоянию туристского спроса. Принципиально важно, что бы состав основного туристского продукта по своему качеству и количеству был достаточен для привлечения туристов.

Чем можно заняться

Продукт дестинации состоит из 3 уровней:

Турист воспринимает дестинацию целиком, поэтому даже такие элементы становятся интегрированной частью продукта и при недолжном качестве могут разрушить даже продукт с высококлассным и привлекательным основным продуктом.

2. Этапы маркетингового планирования развития дестинации

Во-первых, традиционный стратегический маркетинг изначально предназначен для корпоративного планирования. Он исходит из допущения сильного лидерства и менеджмента, возможности устанавливать общие для организации цели и управлять их достижением.

Турист же воспринимает и оценивает дестинацию целиком, часто не разграничивая отдельных товаров и услуг. Стратегическое планирование требует приведения разнонаправленных товаров и услуг в единый взаимосвязанный комплекс.

В-третьих, классическое стратегическое планирование исходит из того, что организация, не имея контроль над внешней средой, полностью контролирует свой продукт, может при необходимости менять его характеристики, увеличивать производство и пр. В маркетинге дестинаций основные маркетологи (органы управления туризмом) имеют контроль лишь над частью продукта, остальные части продукта принадлежат и управляются целой совокупностью различных организаций и компаний.

Стратегический маркетинг для дестинации будет успешным при соблюдении ряда позиций:

туристская дестинация маркетинговая

Маркетинг обеспечивает не только эффективное удовлетворение потребностей рынка, но и успех предприятия в конкурентной борьбе. Зародившись в производственной сфере, маркетинг достаточно длительное время не находил соответствующее применение в сфере туризма. Однако возрастание конкуренции, коммерциализации туристской деятельности привели к необходимости скорейшего внедрения основных элементов маркетинга в практику работы туристского предприятия. Вместе с тем туризм имеет определенные особенности, связанные с характером оказываемых услуг, формами продаж и так далее. Для того чтобы реально использовать маркетинг как надежный инструмент достижения успеха на рынке, специалистам туристских предприятий необходимо овладеть его методологией и умением применять ее в зависимости от конкретной ситуации.

Список использованных источников

Размещено на www.allbest.

Подобные документы

Выбор исходного турпродукта и фокус группы. Изучение и анализ ресурсов дестинации. Компоненты исходного турпродукта и ресурсы дестинации, соответствующие целям нового турпродукта. Экономика спроектированного турпродукта. Расчет себестоимости и цены тура.

курсовая работа [1,4 M], добавлен 18.04.2011

Характеристика российских туристских организаций, продвигающих Москву на международном туристском рынке, анализ содержания и оценка эффективности соответствующих мероприятий в Испании. Этапы разработки туристского маршрута по дестинации г. Москва.

дипломная работа [1,4 M], добавлен 26.11.2015

Географическая характеристика и природные ресурсы Греции. Историко-культурные достопримечательности страны. Этнографическая характеристика дестинации. Государственное и политическое устройство. Туристские ресурсы дестинации. Основные туристские потоки.

курсовая работа [70,3 K], добавлен 07.12.2010

Комплексная оценка экономики и состояния сферы услуг современной Греции. Анализ дестинации по индексу развития человеческого потенциала, по показателям туристского спроса и предложения, по показателям значимости международного туризма в экономике страны.

реферат [1,0 M], добавлен 28.07.2015

Подходы к определению «туристской дестинации». Формирование современной национальной индустрии туризма. Теоретические аспекты конкурентоспособности туристских дестинаций. Анализ факторов и методов создания конкурентоспособности туристских дестинаций.

реферат [94,9 K], добавлен 06.04.2018

Источник

Пространственная организация туризма

3.3. Туристские центры и дестинации

[Арефьев В.Е. Введение в туризм. Барнаул: АлтГУ, 2002.]

В специальной литературе предлагается развернутая типология туристских центров в зависимости от того, какой цикл рекреационной деятельности может быть в них реализован: паломнический, культурно-исторический, курортный, приморский, альпийский, альпинистский, активно-оздоровительный, коммерческо-деловой, экологический, водный, фестивально-конгрессный, спортивный, охотничье-рыболовный, приключенческий, экзотический, этнографический, развлекательный. Исходя из этой типологии видно, что циклы рекреационной деятельности также могут быть комбинированными.

Типология туристских центров, с одной стороны, отражает большое разнообразие рекреационной деятельности туристов, за которой в свою очередь стоят различные потребности людей. С другой стороны, она связана с наличием культурного и природного наследия, рекреационных ресурсов в том или ином месте, без которых рекреационная деятельность не может быть реализована. Таким образом, и типология туристских центров соотносит объективную и субъективную стороны туризма, т. е. наличие рекреационных ресурсов и рекреационную мотивацию населения. Этот диалектический феномен позволил И.В. Зорину выделить три группы факторов формирования туристских центров: генерирующие (связанные с потребностью), реализующие (связанные с ресурсами) и локализующие (связанные с информированностью населения).

Как показывает практика, именно локализующие информационные факторы в последние десятилетия оказывают максимальное воздействие на формирование географии туристских центров. Иначе чем объяснить столь быструю динамику развития мирового туризма, возникновение новых мировых туристских центров на периферии туристского пространства (Юго-Восточная Азия, Мексика, Океания, Турция)? Поэтому информационно-локализующий аспект должен быть выбран как ведущий при характеристике и оценке туристских центров России.

А.И. Зорин, оценивая потенциал туристских центров России, предлагает следующую шкалу оценки рекреационного потенциала территории (табл. 3.1).

Таблица 3.1.

Классификация таксонов
рекреациякурортэкскурсиятуризм
Уникальный рекреационный центрУникальный курортУникальный экскурсионный центрУникальный центр туризма
Рекреационный районКурортная агломерацияЭкскурсионный районТуристский район
Центр рекреацииКурортЭкскурсионный центрЦентр туризма
Рекреационный узелКурортный центрЭкскурсионный узелТуристский центр
Рекреационный объектКурортная местностьЭкскурсионный объектТуристская местность

Факторный анализ базы данных туристских центров Российской Федерации, в которой А.И. Зорин первоначально выделял 17 типов туристских центров, позволил выявить четыре генерализованных типа-фактора туристских центров.

Аксиологический тип-фактор объединяет большую группу туристских центров, посещение которых связанно с изучением культурного наследия и ценностей, религиозных святынь, этнографических промыслов, проведением фестивалей и конгрессов. По выявленному фактору предлагается называть интегрируемые им турцентры аксиологическими туристскими центрами.

Следующую группу туристских центров объединяют и формируют природные ценности, включающие наиболее привлекательные акватории, охотничье-рыболовные ресурсы, национальные парки и заповедные территории, естественные ландшафты, в которых проходят маршруты самодеятельного и экологического туризма. Сюда же включены уникальные экзотические территории. Этот тип-фактор формирует туристские центры экологического типа.

Проведенное А.И. Зориным статистическое исследование подтверждает гипотезу о том, что туристские потоки вызваны не самим наличием туристско-рекреационных ресурсов, а информированностью о них. Интерпретация факторного анализа позволяет предложить туроператорам необходимую и достаточно исчерпывающую информацию о типологии туристских центров как России, так и зарубежных стран, которая поможет эффективно решать задачи рекреационного проектирования туристских программ и маршрутов.

Дестинация имеет определенный цикл развития:

На рисунке 3.4 представлены основные стадии циклического развития туристской дестинации.

Что такое дестинация в туризме. Смотреть фото Что такое дестинация в туризме. Смотреть картинку Что такое дестинация в туризме. Картинка про Что такое дестинация в туризме. Фото Что такое дестинация в туризме

Выделяют несколько типов туристских дестинаций. К первому относятся города-столицы, которые чаще всего обладают значительным туристским потенциалом, т. е. располагают богатыми культурно-историческими ресурсами и развитой туристской инфраструктурой. Второй тип образуют два подтипа: центры целенаправленного развития местных обычаев и культуры и центры для организации туров, располагающие развитой сетью туристских предприятий и разнообразным историко-культурным потенциалом. Третий тип образуют специально построенные для целей туризма центры (тематические парки, туристские города, курорты и т. д.).

3.4. Туристские регионы и зоны

Первый этап. Существование неосвоенной, но стратегически важной территории с потенциальными туристско-рекреационными ресурсами.

Третий этап. Район достигает высокого уровня социокультурного освоения, наступает период снижения его туристской популярности. Идет перерастание узкоспециализированного туристско-рекреационного района в полифункциональный. Рекреация начинает губить в нем рекреацию. В регионе достаточно иных экономических функций, и даже исчезновение рекреации и туризма не уничтожит его экономику. Регион становится самодостаточным.

Четвертый этап. Стабилизация и переориентация туристского района. Туристские районы очень редко полностью теряют свои первоначальные функции, и развивающаяся полифункциональность никогда не вытесняет рекреацию и туризм. Количество туристов в районе сокращается, их потоки стабилизируются. Сохранившаяся туристская специализация достигает высокого уровня развития. Район становится устойчивым туристским центром.

Особенность туристско-рекреационного районообразования в том, что оно затрагивает и природные, и общественные явления и объекты. В целом, это интегральный процесс, протекающий на их стыке: определенные предпосылки в виде благоприятных природных условий накладываются на соответствующие социальные и экономические потребности освоения, что при некоторых условиях ведет к формированию туристско-рекреационного района.

Главный фактор этого процесса определяется потребностями освоения территории. На развитие туристско-рекреационных районов существенное влияние оказывают многие другие факторы, например, уровень экономического развития территории, транспортная доступность, достаточное количество трудовых ресурсов, существование системы расселения. Это реальные факторы конкретного процесса развития туристского района.

Вместе с тем для оценки состояния современного туризма и перспектив его развития требуется комплексный анализ рекреационного использования территории, что и составляет основу рекреационного районирования. При этом должны соблюдаться общегеографические принципы районирования: объективность, многоаспектность, иерархичность и конструктивность. Объективность означает, что районообразующие признаки должны отражать конкретные характеристики. Многоаспектность (комплексность оценки) обусловлена разнообразием видов туризма, входящих в туристскую отрасль. Иерархичность позволяет делить территорию на зоны, подзоны, районы и подрайоны, находящиеся в четкой взаимной связи и подчинении. Конструктивность определяется четкостью поставленных при районировании задач.

В отечественной практике рекреационного членения территории применяется пятиступенчатая система таксономических единиц рекреационного районирования: зона, область (край, республика, округ), район, местность, микрорайон. Рекреационные зоны выделяются в зависимости от плотности сосредоточения предприятий длительного отдыха и освоенных рекреационных ресурсов. На следующем этапе районирования внимание было обращено на преобладание или сочетание ведущих функций рекреационных предприятий: лечебной, оздоровительной, туристской, экскурсионной. Эти образования были названы районами. Под рекреационным районом понимается целостная территория, отличающаяся благоприятным для рекреации сочетанием природных условий, имеющая рекреационные объекты и специализацию.

В пределах районов выделяют рекреационные местности, характеризующиеся общими чертами географического положения, однородными природными ресурсами и более узкой возможностью для специализации рекреационных учреждений. Они могут служить необходимой базой, на основе которой сформируется курорт, зона отдыха и туризма. Под рекреационным микрорайоном понимается совокупность рекреационных учреждений и различных сопутствующих отраслей, расположенных на компактной территории и связанных между собой системой инженерного и бытового обеспечения с централизацией и кооперированием обслуживающих подразделений.

Ю.А. Худеньких выделяет семь основных принципов туристского районирования.[Биржаков М.Б. Введение в туризм. М.; СПб.: Невский фонд; Герда, 2007.]

Во-первых, туристский район должен быть целостным в административно-территориальном отношении. По возможности следует стремиться к совпадению административных границ с границами туристских районов. Это облегчает статистический учет и сопоставление районов между собой. Существование в рамках одного туристского района двух не связанных между собой территорий полностью исключается.

К числу районообразующих факторов в международном туризме относятся:

Довольно часто в развитых в туристском отношении и богатых туристскими ресурсами странах выделяют туристские зоны. Этот термин используется для тех районов, где хорошо развит туризм, т. е. большая часть территории интенсивно посещается туристами. Необходимо отметить, что, оказывая большое влияние на уровень и структуру хозяйства как отдельных территорий, так и целых стран, а также на их ландшафт, быт населения, потребление и охрану рекреационных ресурсов и т. д., туризм серьезно влияет на облик этих территорий, нередко меняет их специализацию, изменяет их экономические связи, а значит, выступает в качестве важного районообразующего фактора.

По мнению А.Ю. Александровой, наиболее унифицированные требования, предъявляемые к месту отдыха, а также влияющие непосредственно на развитие этой отрасли в любом районе международного туризма, следующие:

В настоящее время при туристском районировании и оценке степени освоенности туристских территорий целесообразно выделять три их типа[Гулиев Н.А., Кулагина Е.В. Введение в специальность: Туризм. Омск: ОГИС, 2002.]:

Итак, всякое туристское пространство образуют элементы трех основных типов:

Туристский регион: понятие, признаки и цикл развития. Территория, где предлагается комплекс услуг, не всегда имеет четко выраженные границы. Это может быть и часть региона, и туристский центр, где есть вся необходимая материальная база для организации отдыха и размещения туристов. Такая территория может охватывать какую-либо область, страну и даже группу стран, которые турист выбирает целью своего путешествия. Есть несколько подходов к определению туристского региона, связанных с ответом на следующие вопросы: как определить территорию, которую выбрал турист для путешествия, и какой размер территории воспринимается различными рыночными сегментами как цель путешествия?

Ю.Д. Дмитревский, увязывая распространенные трактовки туристской территории, предложил понятие «потенциально туристский район«, который, имея определенные ресурсы, становится действительно туристским районом только после создания необходимой инфраструктуры. Он определяет туристский район как территорию, обладающую определенными признаками аттрактивности и обеспеченную туристской инфраструктурой и системой организации туризма.

В ряде работ используется понятие «туристско-рекреационный район«, представляющий собой территорию, сформированную туристским и рекреационным спросом, обладающую туристско-рекреационными ресурсами, условиями, необходимой степенью развития туристской и рекреационной инфраструктуры и отличающуюся от других районов специализацией на определенных видах туризма и рекреации.

Под туристской зоной понимается:

Однако не любой регион способен стать туристским, а лишь тот, в котором имеются:

Любой туристский регион в процессе становления проходит определенный цикл развития ( рис. 3.5). Изначально основными мотивами приезда в регион людей служит посещение родственников и друзей, а также деловые поездки. Затем возникает интерес к природным и культурным достопримечательностям этого региона. Такие потребности легко удовлетворяются существующей сферой обслуживания, и посетители уезжают с хорошими впечатлениями.

Что такое дестинация в туризме. Смотреть фото Что такое дестинация в туризме. Смотреть картинку Что такое дестинация в туризме. Картинка про Что такое дестинация в туризме. Фото Что такое дестинация в туризме

На этой стадии развития туризма лишь небольшая часть имеющейся инфраструктуры зависит от количества прибывающих и сроков их нахождения. Но постепенно информация о качественном обслуживании и достопримечательностях распространяется, способствуя увеличению потока туристов. На это незамедлительно реагируют туристские предприятия, развивая специализированные сервисные услуги для приезжих.

Кроме того, в регион идет постоянный приток новой рабочей силы, в результате чего происходит постепенная ассимиляция местных жителей, что нередко приводит к утрате местной культуры и формированию новой, но уже не характерной для данного региона. Далее следуют необратимые экологические изменения, из-за чего регион теряет свою привлекательность, количество туристов снижается, пустуют средства размещения, прибыль сокращается. Важно незамедлительно отреагировать на эти изменения: усовершенствовать политику развития туризма, разрабатывая новую программу.

Широко известна также модель развития туристских территорий, разработанная Ю.А. Ведениным и дополненная Ю.А. Худеньких (табл. 3.2).

Таблица 3.2. Этапы развития туристской территории[Квартальнов В.А. Теория и практика туризма. М.: Финансы и статистика, 2003.]

ЭтапКритерии туристского развитияПроцесс, происходящий на каждом этапе развития туристской территории
Формирование
ВозникновениеВозрастание объема информацииРекреационное освоение территории. Появление отдельных групп туристов, черпающих информацию изустных сообщении или письменных отчетов первопроходцев, отличающихся невысокими требованиями к комфорту. Туристский поток невелик, трудно из мерим, его величина прямо пропорциональна объему информации о районе, который можно выразить в количестве и доступности, детальности описания. Дополнительным критерием могут служить затраты на преодоление расстояний
СтановлениеУвеличение числа туристских предприятийОформление регулярных групп туристов, возрастание туристского потока, формирование общей и специальной инфраструктуры, появление предприятии, обслуживающих туристов и отдыхающих. Туристские предприятия не только формируют туристский продукт, но и берут на себя функцию распространения информации. В территориальной структуре происходят процессы концентрирования и диверсификации туристских функций, хотя отдельные территории остаются монофункциональными (курорты)
Зрелость
РасцветВозрастание туристского потокаТуристский поток растет высокими темпами, достигая максимума. Формируются взаимосвязанные сети туристских предприятий, которые могут вызывать появление туристских агломераций. Наличие системы регулирования туризма позволяет организовать статистический учет, то дает возможность оценивать процессы развития на основе объемов конкретных туристских потоков. В территориальной структуре достигается высокий уровень диверсификации туристских функций, начинается территориальная диверсификация, выстраивается иерархическая структура многофункционального туристского комплекса
СтагнацияСтабилизация туристского потокаАктивная туристская деятельность населения, но туристский поток характеризуется нулевыми или отрицательными темпами роста. Наличие разветвленного туристского комплекса, но замедление процессов развития сети туристских предприятий. Закрепляется территориальное дифференцирование туристских функций и проявляется процесс интегрирования туристских территорий
Деградация
УпадокСокращение туристского потокаНаблюдается резкое сокращение туристского потока, а также деформация сети туристских предприятий, исчезновение отдельных туристских функций территории
ИсчезновениеСокращение числа туристских предприятийПривлекательность территории снижается, так как туристская функция вытесняется другими отраслями хозяйства. Происходит резкое сокращение туристских предприятий

Согласно этой модели, туристские территории в своем развитии проходят три взаимосвязанные стадии (формирование, зрелость и деградацию), каждая из которых включает два этапа. В частности, на стадии формирования туристские территории проходят этапы возникновения и становления; на стадии зрелости район переживает расцвет, а затем и стагнацию; и, наконец, стадия деградации включает этапы упадка и исчезновения туристской территории.

В заключение следует сказать, что освоение новых регионов как туристских должно происходить при соблюдении следующих принципов: рационального использования природных ценностей и ресурсов; обязательного учета мнений и традиций местных сообществ; научного подхода к освоению новых туристских территорий; предоставления гарантий безопасности туристам; оптимального сочетания цены и качества на туристские продукты и услуги; гибкой программы туристского освоения территорий, гарантирующей охрану туристских ресурсов; планомерного и сбалансированного развития туристских дестинаций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *