Что такое десница бога
Десница Божия
Десни́ца (от ст.-слав. деснъ — правый) — устаревшее название правой (десной) руки, в противоположность левой руке — шуя, или шуйца.
Ныне употребляется в церковнославянском, сербском, и, как славянизм, в русском, в том числе в составе некоторых устойчивых выражений: «карающая десница правосудия» и т. д.
В иконописи десница Божия (правая рука в благословляющем жесте, изображаемая обычно в небесном сегменте) — символ покровительства праведникам. Композиция икон на тему Страшного Суда может включать в себя изображение праведных душ в виде детей, заключённых в деснице Бога.
Десница, как символ Бога изображается на многих гербах.
Десницы (части мощей) некоторых святых почитаются как реликвии. Одна из наиболее почитаемых христианских реликвий — десница Иоанна Крестителя.
Словоупотребление
В искусстве
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Десница Божия» в других словарях:
Десница — Герб Пскова, включающий в себя изображение Божьей Десницы Десница (от ст. слав. деснъ правый) правая рука; лексема, в русском языке функционирующая как архаизм, используется как стилистически маркированное слово (номинально, в высоком … Википедия
БОГ — [греч. θεός; лат. deus; слав. родствен древнеинд. господин, раздаятель, наделяет, делит, древнеперсид. господин, название божества; одно из производных общеслав. богатый]. Понятие о Боге неразрывно связано с понятием Откровения. Предметом… … Православная энциклопедия
Одесную — Герб Пскова, включающий в себя изображение Божьей Десницы Десница (от ст. слав. деснъ правый) устаревшее название правой (десной) руки, в противоположность левой руке шуя, или шуйца. Ныне употребляется в церковнославянском, сербском, и, как… … Википедия
«ДЕКЛАРАЦИЯ» 1927 г. — один из исторически важных актов Высшего управления Русской Православной Церкви (РПЦ), официально изданный как «Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия и Временного Патриаршего Священного Синода… … Православная энциклопедия
Завалишин, Иринарх Иванович — писатель, из дворян Тверской губернии, родился в 1770 г., начал службу 20 июля 1781 г. каптенармусом лейб гвардии Преображенского полка, откуда 16 января 1783 г. вышел в армию подпоручиком Шлиссельбургского пехотного полка. 4 июля 1785 г.… … Большая биографическая энциклопедия
Сергианство — Сергианство устоявшийся в церковно исторической и публицистической литературе термин (использовался преимущественно Русской православной церковью за рубежом (РПЦЗ) до её присоединения к Московскому Патриархату в 2007 году и иными… … Википедия
Литургические перчатки — Белые литургические перчатки Литургические перчатки, епископские перчатки или папские перчатки (лат. chirothecœ, в более раннее время назывались также … Википедия
Десница
Десница (правая рука) ( Пс.20:9 ) – служит символом могущества и силы. Посему-то все действия всемогущества Божия приписываются деснице Всевышнего ( Исх.15:6 ; Пс.76:11 ).
Правая рука вообще означает юг, а левая – север ( Быт.14:15 ).
Говорят, что у иудеев существовал обычай клясться правой рукой, что подтверждается словами кн. пр. Исаии ( Ис.62:88 ). При клятве иудеи поднимали свою правую руку к небу ( Быт.14:22 ).
Подавать кому свою правую руку служило знаком дружбы ( Гал. 2:9 ). Отсюда сила выражения ( Пс.143:8 ): которых уста говорят суетное, и которых десница – десница лжи.
Сажать гостя около себя по правую руку считалось оказанием особенной почести ( 3Цар.2:19 ), а когда сие выражение употребляется относительно Господа Иисуса Христа, то оно указывает на Его несравненное достоинство и высоту величия и славы.
Она служит также символом счастья. Блаженство в деснице Твоей (т. е. Господней) во век, взывает псалмопевец ( Пс.15:11 ).
Левая рука на славянском называется шуйца. Вениамитяне особенно отличались бросанием пращи из левой руки; были, как говорится в Библии, искусные левши.
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Что означает выражение десница Божия
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Что означает это слово буквально и в переносном смысле
Слово имеет три значения, не исключающих, а, скорее, дополняющих друг друга. Это:
Употребление в Библии
Иконография: Вседержитель (Пантократор). Датировки: XVIII в. 1716 год. Иконописец: Уланов Кирилл (Корнелий) Иванов. Происхождение: из Никитского монастыря Переславля-Залесского. Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 184 см, ширина 120 см. Изображение Иисуса Христа в полный рост, восседающего на троне. Правая рука поднята в благословляющем жесте, в левой – раскрытое Евангелие. У подножия трона надпись: 7224 году писал сей образ игумен Корнилий Оуланов. Инв. № ПЗМ-2529, ЖТ-28. © Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Всего «десница» упоминается Библией более 30 раз. Как правило, речь идет о Бо жией Д еснице. Многие толкователи отмечают, что применительно к Богу речь о «правой руке» идет лишь иносказательно, ведь Бог – не подобен человеку.
Так, Откровение Иоанна Богослова Десницу Бога оп исывает как власть Вседержителя. Это Христос, держащий семь звезд «в деснице своей» (Откр. 1:16). Это всемогущество вызывает страх, человек «падает на лице свое», не может его выдержать – но, по слову Апостола Иоанна, та же Десница касается его и ободряет: «Не бойся» (Откр. 1:17)
Другие примеры употребления термина «десница» в Писании и их значение
Иног да слово относится к человеку, его действиям. Это может быть благословение, клятва, приветствие.
Заметив это, Иосиф попытался указать отцу на ошибку, но Иаков пророчествовал об особой судьбе и возвышении в будущем именно младшего, Ефрема. Библия повествует, что Иосифу «тяжко явися» такое решение отца, но воля Божия непреложна.
А в Откровении Иоанна Богослова идет речь о печати антихристовой на правой руке живущих на земле, то есть не столько о вещественной печати, сколько о поражении духовным ядом самой души, что сделает его десницу «лживой», а самого такого человека – вероотступником (Откр. 13:16).
Противопоставление терминов «шуйца» и «десница»
Именно так должно пониматься отделение грешников от праведников на Страшном Суде:
« И соберутся пред Ним вси язы́цы, и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ. И поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю » (Мф. 26:32-33).
Речь идет не просто о том, что праведники отделятся от грешников – произойдет полное «разлучение», когда между адом и Раем утвердится «пропасть великая», как говорит о том праотец Авраам богачу в притче о Лазаре (Лк. 16:26).
Почитаемые в православии десницы святых
Правая рука, как благословляющая, особо почитается у честных мощей угодников Божиих.
Иоанна Крестителя
Свт. Спиридона Тримифунтского
десница | правая рука
В Библии правая рука, как правило, обозначается одним словом, на еврейском это ימין (“ямин” – буквально “правая” сторона или рука), на греческом – δεξιός (также “правая” сторона или рука). На церковнославянском и во многих случаях в Синодальном переводе, правая рука – “десница”. Также правая рука означает юг, а левая (שׂמאל – “смол”, на церковнославянском “шуйца”) — севе р ( Быт.14:15 )[1].
В Священном Писании правая рука, является символом могущества и силы, а место одесную, т. е. по правую руку – символом благовол ения[2]. У иудеев существовал обычай клясться правою рукою, что подтверждается словами: Господь поклялся десницею Своею и крепкою мышцею Своею ( Ис.62:8 ). При клятве иудеи, по примеру Господа ( Втор.32:40 ), поднимали свою правую руку к небу ( Быт.14:22 ). Отсюда выражение: которых уста говорят суетное, и которых десница — десница лжи ( Пс.143:8 ). Также при благославении возлагалась правая рука на голову благословляемого. Если благославлялись двое детей одновременно, то на первенца возлагалась правая рука, а на второго ребенка левая, указывая на преимущество первенца ( Быт.48:13-14;17-18 ). Подавать кому либо свою правую руку служило знаком дружбы ( Гал.2:9 ). Сажать гостя около себя по правую руку считалось оказанием особенной почести ( 3Цар.2:19 )[2]. В притче о втором пришествии Иисуса Христа, Царь ставит овец (праведников) справа от Cебя, а козлов (грешников) – слева ( Мф.25:31-34 ;41).
Действия всемогущества Божия приписываются деснице Всевышнего ( Пс.76:11 ), сражающей врага и освобождающей Его народ ( Исх.15:6,12 ; Пс.19:7; 20:9 ). Так, после смерти Иисус был “вознесен десницею Божиею” ( Деян.2:33 ), как возвестил об этом псалмопевец ( Пс.117:16 )[1][2]. Вообще в Псалтири чаще чем в других книгах Священного Писания упоминается десница Божия, спасающая ( Пс.19:7 ; Пс.43:4 ; Пс.59:7 ; Пс.107:7 ; Пс.108:31 ; Пс.137:7 ) и укрепляющая ( Пс.17:36 ; Пс.62:9 ; Пс.79:16-18 ; Пс.138:10 ), а также поражающая врагов ( Пс.20:9 ; Пс.73:11 ; Пс.97:1 ). Псалмопевец восклицает “блаженство в деснице Твоей вовек” ( Пс.15:11 ).
В Откровении правая рука упоминается 8 раз. Из них 4 раза говорится о деснице Иисуса Христа:
Он держал в деснице (εν τη δεξια χειρι – в правой руке) Своей семь звезд ( Откр.1:16 );
И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу (την δεξιαν) Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний ( Откр.1:17 );
Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице (επι της δεξιας) Моей, и семи золотых светильников [есть сия]: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей ( Откр.1:20 );
Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице (ἐν τῇ δεξιᾷ) Своей ( Откр.2:1 ).
Два раза о деснице Сидящего, в которой Он держит книгу:
И видел я в деснице (επι την δεξιαν) у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями ( Откр.5:1 );
И Он пришел и взял книгу из десницы (ἐκ τῆς δεξιᾶς) Сидящего на престоле ( Откр.5:7 ).
Один раз Ангел клянется, поднимая свою руку к небу. Причем в древних рукописях указывается на правую руку:
И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою (в древних текстах пишется την χειρα αυτου την δεξιαν – “правую свою руку”) к небу ( Откр.10:5 );
И один раз говорится о том, что на правые руки людей будет положена печать антихриста:
И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их (επι της χειρος αυτων της δεξιας) или на чело их ( Откр.13:16 ).
Далее упоминается об этой руке без уточнения, что она правая ( Откр.14:9; 20:4 ).
Рассмотрим какие символы предлагают увидеть комментаторы Откровения в упоминании десницы Бога.
Византийский богослов Экумений, епископ Триккский (†. ок. 945 г.) о деснице Иисуса Христа:
Не смог бы выжить святой Иоанн, будучи в ужасе, не дотронься до него спасительная десница Сына Божия, которая одним прикосновением произвела столь многие чу деса[3];
и далее о деснице Сидящего:
Книга была в деснице Божией, это, как я основательно полагаю, пути святых, поступавших праведно в древнос ти[4].
Епископ Примасий Карфагенский (VI век) о деснице Сидящего:
В деснице – то есть во Христе, ибо Он есть длань Бога, Он – десница Отца; иначе говоря – в блаженстве вечном[4].
Под десницею сей мы должны понимать счастье победы, а не как плотскую десницу, как будто сказано, что Он принял книгу из какой-то другой десницы Отца, хотя Отец и Сын – одно и то же, и Сам Сын является десницей Отца; но так как всегда побеждает через своих Тот, Кто сказал: Радуйтесь: Я победил мир ( Ин 16:33 ), и так как Он сделал Свою Церковь победительницей, то сказано, что от Нее Он и принял кн игу[5].
Русский церковный писатель Лопухин Александр Павлович (1852 — 1904):
Десница Сидящего служит символом и Божественного всемогущества, и Божественной промыслительной деятельности[4].
Святитель Андрей, архиепископ Кесарии Каппадокийской (ок. VII в.) пишет, что печать на правых руках будет положена для пресечения делания правых и добрых дел. А епископ Примасий Карфагенский (VI век) считает, что рука вообще, обозначает дела, а десница на которую будет положена печать – притворное благоч естие[6].
[2] Словарь библейского богословия. Под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана https://katolik-gomel.by/images/slovar.htm
[3] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:01:17
[4] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:05:01
[5] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:05:07
[6] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:13:14
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Божия десница, часть первая
М ир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Поговорим с вами сегодня о Божией деснице. Сообщения Святого Писания о Божией деснице едва ли можно переоценить. В свете Божиего плана спасения людей, Божия десница занимает чрезвычайно важную роль.
Как на примере темы «Колодцы» Бог начинает постепенно открываться людям, чтобы им показать, что есть Бог, Который озабочен о них, любит их, желает освободить их из плена сатаны и спасти для жизни вечной, чтобы с ними иметь общение. В этом вопросе Бог идёт от простого к более сложному, от простых знамений к говорению через Своих пророков.
И если более подробно рассмотрим вопрос Божией десницы, то поймём, что и в этом вопросе Бог придерживается этой же тенденции.
Многие из вас уже, наверняка, в нетерпении скажут: «какой всё же главный текст будет избран для этой темы?». Я думаю, что вы были бы согласны, если за наш главный текст возьмём одно из выдающихся мест Библии на эту тему, где читаем в Пс.117,15-16: «Глас радости и спасения в жилищах праведников: десница Господня творит силу! 16 Десница Господня высока, десница Господня творит силу!».
Но чтобы нам глубже понять смысл Божией десницы, нам нужно сначала, как предпосылку, разобраться в том, что означает Божия десница, а затем мы изберём наш главный текст. На помощь приходит снова оригинальный еврейский текст Библии, где вместо слова «десница» написано « правая Иеговы ».
Не правая рука Иеговы, а «правая» Иеговы, как существительное! Мартин Лютер пишет: «правая рука Господа». Но это неверно. А переводчик Ельберфелдерской Библии пишет: «die Rechte Jehovas», что означает «правая Иеговы», потому что артикль «die» превращает прилагательное слово «правая» в существительное.
Как видите, это соответствует оригинальному еврейскому тексту. Такой подход к оригинальному еврейскому тексту даёт нам возможность более точно исследовать слово «десница», и получить больше радости в Слове Божием и в Боге – во владельце этой мощной десницы.
Переводчики русской Библии хорошо сделали, что слово «правая рука Бога», перевели словом «десница», тоже – как существительное.
Итак, кто из читателей русской Библии до сих пор не знал смысла слова «Божия десница», должен теперь знать, что в этом слове мы видим «правую Божию руку», то есть «Его правую».
А теперь у нас возникает следующий вопрос: почему Святой Дух ставит в Писании на Божию десницу особое ударение? И почему о Его левой руке ничего не говорится? Я думаю, что почти все дети Божии могут ответить на этот вопрос. Яркий пример мы видим лично на себе.
Почти все более трудные и ответственные работы, которые мы совершаем руками, мы выполняем правой рукой. При работе с топором, пилой, рубанком, ножом, ножницами, писать
ручкой или рисовать; в спорте: бросание копья, диска, гранаты и т.д. И приветствуем друг друга обычно правой рукой.
Лично я имел счастье работать топором, пилой, рубанком и другими инструментами обеими руками. Когда правая рука уставала, то я продолжал ту же работу левой рукой. Только картошку чищу левой рукой, потому что мама чистила тоже левой рукой и мне не запрещала так же работать, когда я помогал ей на кухне.
И если, к примеру, кто-то из нас работает на ответственной должности, то по отношению к своему помощнику мы обычно говорим: это – моя правая рука. Мы не говорим: это – моя левая рука. Почему? Потому что на него мы полагаемся и доверяем ему, как на нашу правую руку, которая сильней левой руки.
Я думаю, что в образе десницы теперь уже вырисовывается определённый контур. Своему Творению, падшим в грех людям, Бог хочет Своей десницей показать Своё могущество и силу, чтобы воспитать в них доверие к Себе. Бог стремится показать людям, что в трудных и опасных ситуациях жизни Он в духе может их даже нести в Своей деснице.
Чтобы, к примеру, при выводе Израиля из Египта показать Моисею Свою силу, Бог говорит к нему в Исх.6,1: «И сказал Господь Моисею: теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном; по действию руки крепкой он отпустит их; по действию руки крепкой даже выгонит их из земли своей».
Хотя в этом стихе вместо слова «десница» мы дважды имеем выражение: «по действию руки крепкой », но и здесь имеется ввиду та же крепкая Божия десница.
С этой же целью Бог и дальше говорит Моисею в ст.3: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим Иегова не открылся им».
Бог являлся патриархам «с именем «Бог Всемогущий», чтобы воспитать в них веру, воспитать в них доверие к своему Творцу, так как Он является Всемогущим. На Него можно спокойно положиться, доверять Ему и в вере следовать за Ним, ибо Он в состоянии абсолютно точно выполнить Свои обетования по отношению к Своему народу Израилю, который Он образовал через этих патриархов.
В этом Израильтяне убедились при их выводе из Египта через Моисея, когда Бог провёл их через Чермное море. Бог Своим дуновением раздвинул воды Чермного моря и Израильтяне прошли через него по сухому, а Фараона и его войско Бог утопил в водах Чермного моря. Будучи свидетелями всего этого, Израильтяне поверили Богу и Моисею и воспели Богу хвалебную песню:
Исх.15,12: «Ты простёр десницу Твою : поглотила их земля».
На основании этих нескольких примеров можно сделать определённый вывод о проявлении Божией десницы по времени, то есть сделать небольшой анализ. В 44-х местах Писания слово десница встречается 48 раз: 41 раз – Божия десница, и 7 раз десница людей. Из них Божия десница встречается 8 раз в Новом Завете, и 33 раза в Ветхом Завете. Это кое о чём говорит!
Отсюда мы видим, что проявление Божией десницы Святой Дух показывает нам в основном в Ветхом Завете. Почему? Потому что в Новом Завете «мы ходим верою, а не видением» (2Кор.5,7), а Израильтяне ходили видением. Они постоянно оптически видели присутствие Господа днём в облачном столпе, а ночью – в огненном столпе.
Кроме этого они постоянно видели чудеса, которые Бог творил на их глазах особенно во время сорокалетнего странствования в пустыне. Вспомните о десяти казнях, которые Бог совершил над Египтянами, о горькой воде в Мерры, которую Моисей сделал сладкою посредством куска дерева. Вспомните о постоянном насыщении Израильтян манною.
Вспомните историю с перепелами. Вспомните исцеление Израильтян от укуса ядовитых змей взглядом на медного змея, о том, как Бог дал им воду из скалы и т.д. Все эти события являются великими чудесами, которые Бог видимо творил среди Своего народа.
А это значит, что Бог укреплял веру Израиля посредством видимых чудес. И исцеления, которые Господь Иисус, будучи в плоти среди Своего народа, творил в субботу, были тоже видимыми знамениями, которые указывают на 1000 летнее Царство. Поэтому и проявление Божией десницы в Ветхом Завете (всего 33 раза) указывает на 1000 летнее мирное Царство, когда Господь Иисус введёт Свой народ в покой субботы. Число 33 символизирует покой.
Всё, что мы до этого момента в отношении Божией десницы рассмотрели, верно, но всё же это не самое главное, что Святой Дух желает нам показать в Божией деснице.
Мне давно хотелось осветить вопрос Божией десницы, потому что в Писании очень много сказано о Божией деснице, Божией руке, Божией мышце. Но, в конечном счёте, я решил сконцентрировать своё главное внимание на Божией деснице, так как в упомянутых выражениях она занимает главную роль, и лучше остальных выражений характеризует Божию сущность и Его намерение с людьми.
Прежде всего, мы смело можем сказать, что Божия десница является символом могущества и силы Бога. Но дальше увидим и другие её качества. В Божией деснице мы видим одну очень важную и характерную черту Божией сущности, о которой я до сего времени не имел ясного представления. Но Святой Дух подсказал мне, что за Божией десницей скрыто что-то очень важное.
Мы с вами раньше уже много говорили о сущности Бога. В шестнадцати частях я сказал проповедь «Сущность Бога», которая имеется на нашем сайте. Но я должен вам на этом месте сказать, что сущность Бога так же бесконечна, как бесконечен и Сам Бог, поэтому о ней можно и бесконечно говорить.
В духе о величине Бога Соломон говорит при освящении храма, который он построил Богу, о чём читаем во 2Пар.2,6: «И достанет ли у кого силы построить Ему дом, когда небо и небеса небес не вмещают Его (Бога)? И кто я, чтобы мог построить Ему дом? Разве только для курения пред лицем Его».
Я очень обрадовался, когда Святой Дух обратил моё внимание на этот вопрос, чтобы рассмотреть с вами Божию десницу. Мир и радость охватили весь мой ум и всю мою внутренность, потому что при рассмотрении подобных тем, я имею глубокое общение с Господом Иисусом и Святым Духом.
Он начинает меня водить по тем местам Писания, где об этом говорится. При этом я в духе, но отчётливо представляю себе действия Бога с помощью Своей десницы, как тогда, так и сегодня, потому что Он не изменяется.
Он нас любит и обильно благословляет тех детей Божиих, которые глубоко копают в Его Слове и стремятся познать сущность Бога и Его намерение с людьми, познать Его план спасения людей. Когда я несколько раз просмотрел все места Писания, в которых говорится о Божией деснице, то Святой Дух обратил, наконец, моё внимание на главное место, которое является ключом к разгадке смысла Божией десницы.
А Господь Иисус и наш небесный Отец очень желают, чтобы мы это знали, чтобы мы не ходили в неведении. Ведь не напрасно наш Господь Иисус сказал о Святом Духе в Ин.16,13-14: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. 14 Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам».
Главным образом обращаю ваше внимание на стих 14, в котором читаем: «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам».
Поэтому Святой Дух указал мне на главное место Писания, которое является ключом к разгадке смысла Божией десницы, а именно в Пс.79,18: «Да будет рука Твоя на муже (над мужем) десницы Твоей, на Сыне Человеческом (над сыном человеческим), которого Ты укрепил Себе».
Этот Псалом написал Асаф, который имел мощные откровения от Бога. В этом стихе Святой Дух почти открытым текстом говорит о нашем Господе Иисусе, Сыне Человеческом, Которого мы и видим в Божией деснице. Да! Это такое мощное и славное пророчество Бога через Своего избранника Асафа, что об этом можно и следовало бы очень много сказать.
Но я даже не знаю, в каком объёме вам всё это нарисовать. Святой Дух привёл нас к главному, к ключевому пункту и показал нам предельно ясно, что в Божией деснице мы должны видеть Сына Божиего, нашего Господа Иисуса.
Вы можете мне по этому поводу возразить, ссылаясь на Д.Ап.5,30-31: «Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. 31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов».
Вы скажете: здесь ясно написано, что Иисуса возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя…». Получается так, что через Иисуса Бог возвысил Иисуса!? Нет, нет! Мы должны с вами глубже заглядывать. Недавно я написал проповедь на тему «Как Он хочет», то есть, как хочет Святой Дух. В этой проповеди я объяснил, что Святое Триединство – Отец, Сын и Святой Дух представляют собой неразделимое, гармоничное единство. В своей цели и действиях святая Троица единомысленна.
Чтобы осуществить Божий план спасения людей по благодати, Бог помазал и укрепил Своего Сына Иисуса Христа и передал Ему все Свои полномочия, чтобы в плоти выполнить это труднейшее задание. Читаю это место из Пс.2,6: «»Я (это Бог) помазал Царя Моего (Своего Сына) над Сионом, святою горою Моею».
В этом помазании Богом Своего Сына уже в вечности мы видим, во-первых, Его подготовку к исполнению власти. Как Бог помазал Давида через Самуила на царя Израиля ещё задолго до его практического вступления на должность царя, так Бог помазал и Своего Сына Иисуса до практического исполнения Царя Израиля, будучи в плоти на земле.
А в нижеследующих семи пунктах мы видим власть, которую Бог практически передал Своему Сыну для выполнения задания по спасению людей, когда для этого исполнилось время:
1. «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мтф 28,18),
2. «жизнь отдать и опять принять её» (Ин 10,17-18),
3. «власть над всякою плотью» (Ин 17,2),
4. «власть на земле прощать грехи» (Лк 5,20-24),
5. «власть иметь жизнь в Себе» (Ин 5,26),
6. «власть производить праведный суд» (Ин 5,27-30).
7. «Итак, Он, быв вознесён десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Д.Ап.2,33).
Итак, после того, как Бог Своей десницею, то есть Своей властью вознёс Своего Сына на небеса, Он в лице 7-го пункта передал Ему всю Свою власть и практически сделал Его Своей десницей. Исполнение этого факта мы пророчески видим в нашем главном тексте в Пс.79,18: «Да будет рука Твоя на муже десницы Твоей, на Сыне Человеческом, которого Ты укрепил Себе ».
Но здесь мы ещё читаем о том, что Бог укрепил Своего Сына для выполнения задания по спасению людей.
Во-первых, согласно Пс.2,6 Бог помазал Его, как мы выше читали. Это помазание совершено на небесах, как и главный херувим, был Богом помазан. Это помазание Богом Своего Сына должно было служить для Иисуса защитой, то есть укреплением и властью. А накануне дня распятия Иисуса мы видим следующее событие в Гефсиманском саду, где Бог укрепляет Иисуса в плоти через ангела.
Об этом читаем в Евангелии от Луки 22,41-43: «И Сам (Иисус) отошёл от них (учеников) на вержение камня, и, преклонив колени, молился, 42 говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. 43 Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его».
Однако вернёмся к Асафу и посмотрим, как он пришёл к тому заключению, о котором читаем в нашем главном тексте. В Пс.77 он подробно рисует нам основные чудеса и знамения, которые Бог видимо сотворил на глазах Израильтян как при сорокалетнем странствовании в пустыне, так и в обетованной земле Ханаана.
Но, несмотря на все эти видимые чудеса, Израиль постоянно проявлял неверность своему Богу Иегове. Эта неверность Израиля тяжёлым камнем лежала на сердце Асафа. За идолопоклонство Израиля, за его неверие и недовольство против своего Бога, Он Сам наказывает его массовым истреблением, а также посредством нашествия на них язычников.
В доказательство этого привожу несколько стихов из Пс.77,32-39: «При всём этом они продолжали грешить и не верили чудесам Его. 33 И (Бог) погубил дни их в суете и лета их в смятении. 34 Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу, 35 и вспоминали, что Бог — их прибежище, и Бог Всевышний — Избавитель их,
А теперь перейдём к следующему Псалму Асафа, к Пс.79, в котором он прославляет Бога Израилева и призывает Его, чтобы Он явил Себя и пришёл Израилю на помощь. Чтобы Он спас Свой народ от всех окружающих народов, но и восстановил его. Ввиду чрезвычайной важности приведу весь этот Псалом: «2 Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя.
3 Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди спасти нас. 4 Боже! восстанови нас; да воссияет лицо Твоё, и спасёмся! 5 Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего? 6 Ты напитал их хлебом слёзным, и напоил их слезами в большой мере, 7 положил нас в пререкание соседям нашим, и враги наши издеваются над нами. 8 Боже сил! восстанови нас; да воссияет лицо Твоё, и спасёмся!
9 Из Египта перенёс Ты виноградную лозу, выгнал народы (из Ханаана) и посадил её; 10 очистил для неё место, и утвердил корни её, и она наполнила землю. 11 Горы покрылись тенью её, и ветви её как кедры Божии; 12 она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки. 13 Для чего разрушил Ты ограды её, так что обрывают её все, проходящие по пути?
14 Лесной вепрь (дикий кабан) подрывает её, и полевой зверь объедает её. 15 Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей; (обращаю при этом ваше внимание на притчу о винограднике в Мтф.21). 16 охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе. 17 Он пожжён огнём, обсечён; от прещения (от брани и упрёков) лица Твоего погибнут».
А теперь в ст.18 приходим к нашему главному тексту: 18 «Да будет рука Твоя на муже десницы Твоей, на Сыне Человеческом, Которого Ты укрепил Себе, 19 и мы не отступим от Тебя ; оживи нас, и мы будем призывать имя Твоё. 20 Господи, Боже сил! восстанови нас; да воссияет лицо Твоё, и спасёмся!».
Вы представляете, Асаф от имени всего Израиля обещает Богу: « и мы не отступим от Тебя », пошли только Сына Своего, о Котором Ты говоришь в ст.18, что Ты укрепил Его для Себя, и оживи нас через Него и мы спасёмся!
Асаф знал, что восстановление и спасение Израиля придёт от Бога через Иисуса, Сына Человеческого, Мессию Израиля! Трижды Асаф называет Бога в этом Псалме « Богом сил ». Число 3 символизирует общение. Это говорит о том, что Асаф имел глубокое общение с Богом, доверял и верил Ему.
«Мы не отступим от Тебя» обещает Асаф Богу. Он не говорит: «я не отступлю от Тебя», но от имени всего Израиля он говорит: «мы не отступим...».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.
Рейнгольд Рейнгардт
Проповедник, евангелист. Родился 04.08.1931 в семье служащего, в селе Новая Гололобовка в бывшей немецкой автономной республике немцев Поволжья. С 1980-го года переехал в Германию, в городе Франкфурте на Майне. Многие годы занимался организацией строительства молитвенных домов в Украине и России. С 1995-го года евангелизацией среди детей на Украине, с женой Леной.