Что такое депутат законодательного собрания
Статья 29. Основы статуса депутата Законодательного собрания
Информация об изменениях:
Законом Иркутской области от 10 декабря 2003 г. N 61-ОЗ в пункт 1 статьи 29 настоящего Устава внесены изменения
1. Депутаты Законодательного собрания осуществляют депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе либо путем совмещения депутатской деятельности с выполнением трудовых или служебных обязанностей по месту основной работы.
Число депутатов Законодательного собрания, работающих на постоянной основе, устанавливается законом области.
Информация об изменениях:
Законом Иркутской области от 9 марта 2007 г. N 6-ОЗ в пункт 2 статьи 29 настоящего Устава внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
ГАРАНТ:
Положения пункта 2 статьи 29 настоящего Устава не распространяются на депутатов Законодательного собрания Иркутской области четвертого созыва
2. В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы если иное не предусмотрено федеральным законом.
Депутат Законодательного собрания, избранный в составе областного списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в Законодательном собрании, не вправе выйти из депутатской фракции, в которой он состоит в соответствии с федеральным законом и законом области. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе областного списка кандидатов которой он был избран. Депутат Законодательного собрания, избранный по одномандатному округу и входящий в депутатскую фракцию, может быть членом только той политической партии, в депутатскую фракцию которой он входит.
В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, депутат Законодательного собрания не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
3. Депутат Законодательного собрания при осуществлении депутатских полномочий не связан чьим-либо мнением и руководствуется своими убеждениями и интересами населения области.
4. Депутат Законодательного собрания не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.
5. Депутат Законодательного собрания обладает неприкосновенностью в соответствии с федеральным законом.
6. В соответствии с федеральным законом депутат Законодательного собрания вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий.
Информация об изменениях:
8. Права, обязанности и гарантии деятельности депутатов Законодательного собрания определяются федеральным законом и законом области.
Закон об изменении установленных ранее прав, обязанностей и гарантий деятельности депутатов Законодательного собрания вступает в действие с момента начала работы Законодательного собрания нового созыва.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 26. Полномочия депутата Законодательного Собрания
Статья 26. Полномочия депутата Законодательного Собрания
1. Депутат Законодательного Собрания приобретает установленные действующим законодательством и настоящим регламентом полномочия с момента получения им соответствующего удостоверения об избрании депутатом Законодательного Собрания. Полномочия депутатов Законодательного Собрания заканчиваются со дня избрания представительного органа государственной власти области нового созыва.
2. В целях осуществления своих полномочий депутат Законодательного Собрания пользуется правами, предоставленными ему действующим законодательством, Уставом области, Временным положением о Законодательном Собрании Пермской области, настоящим регламентом и положением об основных гарантиях депутатской деятельности, принимаемым Законодательным Собранием.
3. Депутат Законодательного Собрания:
— в своей деятельности выражает и защищает интересы избирателей, основываясь на принципах законности, независимости и депутатской этики;
— обязан присутствовать на заседаниях Законодательного Собрания и на заседаниях тех органов Законодательного собрания, членом которых он избран;
а) избирать и быть избранным на любую выборную должность в Законодательном Собрании, а также требовать своей отставки с выборной должности;
б) выступать с содокладом по любому вопросу повестки дня, если за это проголосует не менее одной пятой депутатов, присутствующих на заседании;
в) участвовать в прениях, вносить предложения, замечания, поправки по существу обсуждаемых вопросов, высказывать свое мнение по персональному составу создаваемых Законодательным Собранием органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых или утверждаемых Законодательным Собранием;
г) обращаться с запросами, задавать вопросы, давать ответы, справки;
— не имеет права использовать в личных целях или во вред кому бы то ни было предоставленные ему законом и настоящим регламентом права и преимущества, получать какие-либо дополнительные льготы привилегии и услуги;
— осуществляет свои полномочия, как правило, не порывая с производственной или иной служебной деятельностью;
— не может быть назначен на должность в аппарат Законодательного Собрания.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Чем должны заниматься депутаты
Законодательное собрание Санкт-Петербурга
В сентябре 2021 года петербуржцам предстоит выбрать депутатов в Законодательное собрание города и Государственную думу. Они обязаны представлять в парламентах интересы граждан и работать на их благо. Что еще и как должны делать депутаты – рассказывает ЗАКС.Ру и сами парламентарии.
Уровень власти
Депутаты Законодательного собрания Петербурга и Государственной думы исполняют свои полномочия на постоянной основе – то есть им нельзя заниматься другой работой. Разрешено только получение денег от творческой, научной и педагогической деятельности (ст. 6 закона о депутатах ЗС). При этом депутат Госдумы даже в этих случаях не может получать зарплату из полностью иностранного источника финансирования (ст. 6 3-ФЗ).
Списки обязанностей депутатов ЗакСа и Госдумы идентичны. Ныне депутат Законодательного собрания, а ранее парламентарий Государственной думы Оксана Дмитриева в разговоре с ЗАКС.Ру пояснила, что разница в полномочиях у парламентариев заключается в уровне представительной власти.
Действующий депутат Госдумы и бывший городской парламентарий Петербурга Виталий Милонов в разговоре с ЗАКС.Ру отметил, что работа в федеральном парламенте обязывает депутата регулярно посещать субъект России, от которого он был избран.
В начале очередной сессии депутаты Госдумы сами устанавливают сроки региональной недели. Во время нее парламентарии должны посетить свои регионы, пообщаться с избирателями и принять участие в решении их проблем.
Милонов добавил, что депутаты Госдумы проводят пленарные заседания 2-3 раза в неделю. ЗакС Петербурга обычно собирается один раз в неделю.
Оксана Дмитриева и Виталий Милонов
Важные полномочия
Депутат Государственной думы – это «избранный представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации законодательные и иные полномочия», следует из закона о статусе федеральных парламентариев. У депутата Законодательного собрания Петербурга такое же определение, но полномочия он исполняет на уровне города.
Депутат Государственной думы от «Справедливой России» Олег Нилов в разговоре с ЗАКС.Ру отметил, что граждане через парламентариев на 5 лет передают свое право распоряжаться законодательной базой, а через нее «абсолютно всем, что принадлежит нашему народу». Для депутатов региональных парламентов – тем, что принадлежит избирателям в регионах, для депутатов Госдумы – тем, что принадлежит всей стране, уточнил Нилов. По его словам, важно выбирать именно тех представителей, которые будут работать на благо народа.
Парламентарии – часть законодательной власти. Они должны писать законы в интересах граждан. То есть депутаты не могут просто приказать кому-либо, например, построить школу между домов №№ 1 и 2 на улице Мира – для этого им надо принять такой закон. Претворять его в жизнь должны уже органы исполнительной власти, как они с этим справляются – другой вопрос.
Помимо написания законов у депутатов Госдумы и ЗакСа есть ряд других полномочий. Парламентарии обязаны участвовать в депутатских слушаниях и принимать избирателей с их обращениями.
«Представляя интересы своих избирателей, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга:
— принимает предусмотренные законодательством меры по обеспечению законных прав, свобод и интересов избирателей;
— ведет прием граждан;
— изучает общественное мнение;
— взаимодействует с соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественно-политическими объединениями».
Статья 8 Закона о депутатах ЗакСа.
Депутат ЗакСа Вишневский в разговоре с ЗАКС.Ру назвал три самых важных, на его взгляд, функции депутата:
— Одно полномочие – это представлять интересы граждан и защищать их права. Второе полномочие – это законотворчество. И третье – это контроль исполнения этих законов городской администрацией.
Работа с избирателями – самое важное полномочие депутата, считает председатель комитета по законодательству ЗакСа из «Единой России» Денис Четырбок. По его словам, депутат должен встречаться с людьми, отрабатывать их обращения и отчитываться о проделанной работе.
Денис Четырбок и Борис Вишневский
Самая главная задача парламентариев – законотворчество, уверена депутат Законодательного собрания от Партии роста Оксана Дмитриева. Через встречи и письма избиратели указывают на проблемы и трудности, тем самым формулируют социальный заказ. Депутаты в дальнейшем должны помочь не только решить конкретную проблему избирателя, но и найти системное решение через законодательную инициативу. Она отметила, что важным также является контроль за формированием и исполнением бюджета.
Также парламентарии, по закону, обязаны принимать участие в работе комитетов и комиссий. В случае работы в комитете у депутата есть возможность дополнительной инициативы, считает петербургский парламентарий от «Справедливой России» Надежда Тихонова. Она отметила, что это дает возможность поднимать те темы, которые народный избранник считает важными и нужными.
Способы реализации
В парламенте всегда должна быть дискуссия по тем или иным законам, считает Тихонова. По ее мнению, нельзя принимать документы только одной партии:
— Чем более конкурентная среда, тем, мне кажется, больше шансов принять закон в интересах людей, в интересах петербуржцев. Плохо, если в интересах одной партии принимаются законы. Законы невозможно принять в интересах людей, если такой монополизм.
С ней согласен Вишневский. Он отметил, что при законотворчестве следует учитывать мнения всех избирателей, а не отдельной группы.
Помогать парламентарию решать вопросы должна исполнительная власть, сказано в законодательных документах о депутатах. «Яблочник» Вишневский заявил, что зачастую чиновников приходится заставлять выполнять эту обязанность.
Его коллега, единоросс Четырбок действительно в разговоре с ЗАКС.Ру сообщил, что исполнительные органы власти ему помогают. Лучше всего взаимодействовать лично, а не через переписку, считает депутат:
— В моей практике это выездное совещание с участием жителей и представителей разных ведомств Смольного. Администрация Санкт-Петербурга – это не только администрация города, это и комитеты. Могу сказать, что, когда ты на земле видишь вот эти проблемы какие-то, связанные с благоустройством, с организацией дорожного движения, какие-то проблемы ЖКХ, они быстрее решаются. Не просто взять и написать письмо, ждать, когда придет ответ, потом он будет неполный или какой-то не такой. Самое лучшее – это работа в режиме выездной встречи с жителями дома, квартала. И на эти встречи я лично всегда приглашаю представителей органов исполнительной власти. Это дает определенные сдвиги в решении вопросов.
При этом запросы в органы исполнительной власти депутаты отправляют достаточно часто. И у депутатов ЗакСа, и у депутатов Госдумы есть возможность направить обращение лично или утвердить его на заседании парламента.
Член федерального парламента Милонов рассказал, что иногда запросы помогают разрешить проблемные ситуации. Правда, происходит это не всегда, признался депутат. По его словам, чем серьезнее уровень депутатского обращения, тем выше коэффициент полезного действия.
Федеральные органы власти и администрация Петербурга всегда полностью отвечают на обращения, сказал парламентарий. Он добавил, что запрос – одно из основных орудий депутата. Самому посещать все проблемные точки не хватит билетов, пояснил Милонов.
Заседание Законодательного собрания Петербурга
Петербургский парламентарий Дмитриева отметила, что депутатских запросов больше у представителей ЗакСа. В Законодательном собрании больше обращений граждан: писем, встреч.
По ее мнению, в последнее время наблюдается использование некоторыми депутатами Госдумы статуса депутатских запросов в качестве «рэкета». Вмешательство в споры хозяйствующих субъектов, запугивание коммерческих структур, уточнила Дмитриева. Она считает, что такое использование депутатского запроса недопустимо.
Чиновники Петербурга обязаны ответить на запрос депутатов ЗакСа, а на федеральном уровне такой «властью» обладают депутаты Госдумы. Последним не подчиняется в этом вопросе только президент.
Исполнительная власть, а именно администрация Петербурга, должна предоставить депутатам Госдумы от города и депутатам-одномандатникам ЗакСа помещения для их приемных. В законе даже прописаны параметры этих помещений: «общей площадью не менее 30 квадратных метров, оборудованное мебелью, оргтехникой (в том числе персональным компьютером, копировально-множительной техникой), средствами связи, рассчитанное не менее чем на два рабочих места, и место для размещения не менее десяти приходящих на прием избирателей» (ст. 8 закона о депутатах ЗакСа). Для депутатов Госдумы в помещении еще должна быть правительственная связь (ст.6 закона о депутатах Госдумы).
С избирателями можно общаться не только в приемных, отметил депутат Вишневский. По его словам, возможны и общение в соцсетях, и встречи в «горячих точках».
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга
Статья 1. Депутат Законодательного Собрания
Статья 1. Депутат Законодательного Собрания
2. Депутат Законодательного Собрания не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом представительных органов муниципальных образований, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности Пермского края, государственные должности государственной гражданской службы Пермского края, выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Пермского края, если иное не предусмотрено федеральным законом.
3. В своей деятельности депутат Законодательного Собрания руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Пермского края, законодательными и иными нормативными правовыми актами Пермского края, настоящим Законом, регламентом Законодательного Собрания, предвыборной программой, интересами населения края и своими убеждениями.
4. Депутат Законодательного Собрания не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.
5. Депутат обладает правами, позволяющими Законодательному Собранию реализовывать в полном объеме свои полномочия.
Депутат имеет право:
участвовать в заседаниях Законодательного Собрания, его комитетов, комиссий и иных органов Законодательного Собрания;
участвовать в депутатских слушаниях и иных мероприятиях, организуемых Законодательным Собранием, его комитетами, комиссиями;
выдвигать кандидатуры, избирать и быть избранным на выборные должности в Законодательном Собрании и его органах;
вносить на рассмотрение Законодательного Собрания законопроекты в порядке законодательной инициативы;
обращаться к должностным лицам с депутатским запросом;
получать и распространять информацию;
создавать в соответствии с законом депутатские объединения;
беспрепятственно посещать по вопросам, входящим в компетенцию Законодательного Собрания, органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, организации, полностью или частично находящиеся в краевой государственной собственности, а также организации независимо от форм собственности, финансируемые за счет средств краевого бюджета либо имеющие льготы по уплате налогов (сборов) в части, зачисляемой в краевой бюджет.
По всем вопросам, связанным с осуществлением депутатской деятельности, депутат Законодательного Собрания пользуется правом внеочередного приема должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления, действующих в Пермском крае.
Депутат обладает правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Законодательным Собранием, а также комитетом, комиссией, иными органами Законодательного Собрания, членом которых он является. Голосование осуществляется депутатом лично.
Депутат имеет право на защиту чести и достоинства в связи с осуществлением депутатских полномочий.
Депутат обладает иными правами в соответствии с законодательством.
лично участвовать в заседаниях Законодательного Собрания, работе органов Законодательного Собрания, членом которых он является;
выполнять поручения Законодательного Собрания, органов Законодательного Собрания, членом которых он является;
соблюдать правила депутатской этики: не употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов и других лиц, не допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, не использовать заведомо ложную информацию, не призывать к незаконным действиям;
соблюдать регламент Законодательного Собрания;
не допускать индивидуальных и коллективных действий, направленных на срыв проведения заседаний: уход из зала заседания по мотивам, не признанным уважительными;
выполнять иные требования, установленные законами.
7. Должностные лица органов государственной власти Пермского края обязаны обеспечивать депутату Законодательного Собрания условия для осуществления им своих полномочий, установленных федеральными законами и законами Пермского края.
8. Полномочия депутата Законодательного Собрания не подлежат передаче другому лицу.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С какими вопросами обращаться к депутатам?
Я живу в Санкт-Петербурге, в Петроградском районе, в муниципальном округе Кронверкское. Знаю, что у нашего округа, района и города есть выбранные депутаты. У них определенная зона ответственности, часы и место приема.
Но с чем именно можно прийти к местному депутату? Например, не только у меня есть желание изменить одну из статей жилищного кодекса. Чем депутат действительно может помочь? Как лучше обратиться: массово с сотней подписей или даже один мой голос может что-то изменить? Как взаимодействуют граждане и депутаты?
К любому депутату можно прийти с конкретным вопросом или проблемой. Но важно, чтобы они были в пределах его полномочий. Так, в Санкт-Петербурге, где вы живете, два вида депутатов: депутаты законодательного собрания Санкт-Петербурга, или городские депутаты, и депутаты муниципальных округов. У каждых свои полномочия.
Расскажу, с какими вопросами можно обращаться к местным депутатам и как это сделать. Но сразу предупрежу. Чтобы внести изменения в федеральное законодательство, в том числе жилищный кодекс, лучше обращаться к депутатам Госдумы: у них есть право законодательной инициативы.
Какие бывают депутаты
В России вопросы местного самоуправления и полномочия местных депутатов регулируются законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он прямо действует на территории всей страны, кроме городов федерального значения: Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Поэтому с депутатами и местным самоуправлением в этих городах не все так просто.
Санкт-Петербург — это субъект РФ. У него свой законодательный орган — законодательное собрание Санкт-Петербурга, или ЗакС. Там работают городские депутаты.
При этом Санкт-Петербург разделен на 111 внутригородских муниципальных образований: 81 муниципальный округ, 9 городов, 21 поселок. В каждом образовании есть администрация и совет муниципальных депутатов.
Города федерального значения, в том числе Санкт-Петербург, сами определяют, какие полномочия передать на низовой уровень — в муниципальные образования. Для этого они принимают отдельные законы.
Похожим образом организовано местное самоуправление в Москве и Севастополе.
Как победить выгорание
Полномочия депутатов
Поскольку бывают депутаты разных уровней, то и полномочия у них разные.
Так, городские депутаты Санкт-Петербурга:
У депутатов муниципальных округов полномочия поскромнее — они называются вопросами местного значения. Муниципальные депутаты Санкт-Петербурга, например:
В отдельных муниципальных округах — например, в Репине, Шушарах и вашем округе, Кронверкское, — полномочия депутатов шире. Они участвуют в работе призывной комиссии, проводят местные праздники и досуговые мероприятия. А еще отвечают за благоустройство территории муниципального округа, следят за текущим ремонтом и дорогами.
Также у муниципальных депутатов в Санкт-Петербурге есть некоторые государственные полномочия, к примеру:
Муниципальные депутаты не сами вывозят мусор или выписывают штрафы. Они реализовывают свои полномочия через решения коллегиального органа — совета депутатов. Сотрудники муниципалитета готовят проекты решений и рассылают их депутатам, которые на заседании совета обсуждают проекты, вносят поправки и голосуют за или против. Когда решение вступает в силу, муниципалитет берет его в работу.
Если сравнить полномочия городских и муниципальных депутатов, видно, что городские решают вопросы в масштабах города, а муниципальные — местные проблемы, и то далеко не все.
А в Москве, например, у муниципальных депутатов полномочия еще уже, чем в Санкт-Петербурге. Хотя есть несколько необычных полномочий:
Как обратиться к депутату
Каждый гражданин вправе прийти на прием к депутату или написать обращение.
Личный прием граждан — это обязанность депутатов. У каждого депутата свои часы приема. График приема граждан муниципальными депутатами можно найти на сайте управы района.
Вид и форма обращения зависят от конкретной ситуации. Если вопрос личный, то хватит, например, приема. А если ситуация затрагивает интересы многих людей — например, речь об очередной точечной застройке, — то лучше собрать подписи нескольких сотен людей.
Коллективное обращение с подписями — это сигнал о социальной напряженности населения для депутатов и госслужащих. Такие обращения попадают в отдельный реестр и находятся на контроле.
В письменном обращении лучше быть конкретным, избегать эмоциональных и пространных рассуждений. В идеале сослаться на нормы права и законы. И четко написать, чего конкретно вы хотите. Лучше ограничиться 2—3 страницами : больше никто читать не будет.
По закону депутат должен рассмотреть обращение только в пределах своих полномочий. В остальных случаях надо переслать обращение в профильный комитет. Поэтому важно сразу обращаться по адресу, чтобы не получить формальный ответ и не ждать, когда просьба дойдет до правильного адресата.
С другой стороны, ничто не запрещает депутату заниматься вопросами, которые не входят в его полномочия. Как-то ко мне на прием пришла пенсионерка, у которой были проблемы с задолженностью по коммуналке: юристы районного ЖЭКа не хотели делать рассрочку и требовали полностью выплатить долг, иначе обещали взыскать деньги через суд. Это сфера гражданских правоотношений, и муниципальный депутат никак их не касается. Мне было несложно позвонить директору ЖЭКа, коротко описать ситуацию и попросить войти в положение. В итоге пенсионерка договорилась о рассрочке.
Что может сделать депутат
Депутат не сантехник и не начальник местного ЖЭКа, хотя бывает и так. Поэтому он не может пойти и решить проблему одним махом — многое зависит от самого депутата и того, насколько он готов помогать.
У муниципального депутата в Санкт-Петербурге есть несколько инструментов, при помощи которых он может помочь гражданам:
Что в итоге
Депутаты бывают разных уровней и занимаются решением разных проблем.
Обращаться к депутатам можно и нужно, но лучше направлять обращения по адресу, чтобы не столкнуться с «футболом» и формальным подходом к рассмотрению вопросов.
В то же время решение проблемы во многом зависит от желания депутата: он может выйти за пределы полномочий и помочь.