Что такое депонирование в медицине
ДЕПОНИРОВАНИЕ
ДЕПОНИРОВАНИЕ (лат. deponere отдавать на хранение) — процесс хранения различных веществ в организме с их последующим использованием. Иногда под Д. понимают процесс накопления в тканях различных вредных для организма веществ (токсины, радиоактивные вещества и др.), что является не совсем обоснованным. Каждое вещество имеет свою специфику Д., однако имеются общие для всех веществ элементы Д.: включение вещества в депо, хранение и изменение его в депо, выход из депо, Hейрогуморальная регуляция процесса Д. как системной реакции целостного организма. В зависимости от места хранения и типа депо различают внешнее и внутреннее Д. К первому относят нахождение резервного воздуха в легких, пищи в желудке, желчи в желчном пузыре. Внутренним Д. считают отложение в тканях жиров, углеводов, минеральных солей, гормонов, витаминов, медиаторов в синаптических пузырьках, кислорода, а также депонирование крови (см. Кровяное депо).
Значение Д. для человеческого организма определяется тем, что оно является одним из факторов создания динамического постоянства внутренней среды, к-рое, по К. Бернару, обеспечивает свободную жизнь в различных условиях среды (см. Гомеостаз). В осуществлении Д. важную роль выполняет кровообращение. Продвижение солей и воды из крови в межклеточное пространство зависит от градиента падения кровяного давления в кровеносном капилляре, скорости кровотока в нем, от гидростатического давления в межклеточном пространстве, скорости движения лимфы и разницы онкотических давлений в крови и ткани. Переход водно-солевой жидкости и других веществ из межтканевой жидкости в клетки совершается различными путями. Пассивное продвижение вещества определяется градиентом (см.) концентрации вещества вне и внутри клетки, наличием разницы потенциалов между внутренней и наружной поверхностью мембраны, а также потоком растворителя, проникающего через мембрану и захватывающего с собой молекулы растворенного вещества. Активный перенос вещества через мембрану связан с расходом энергии, источником к-рой обычно служит АТФ. Переносимое вещество поступает в клетку с молекулой-переносчиком (белком, липидом). Нек-рым клеткам свойствен способ захватывания вещества путем фагоцитоза (см.) или пиноцитоза (см.); эти процессы иногда объединяют в одно понятие эндоцитоз (экзоцитоз).
Процессы нейрогуморальной регуляции каждого вида Д. являются составной частью системной реакции целостного организма. Так, напр., переход углеводов в жир и накопление его в жировом депо усиливаются инсулином, а выход жира из депо и увеличение его в печени стимулируются глюкокортикоидами. Расщеплению жира содействуют глюкагон, липокаин и катехоламины. Нарушение Д. связано с патологией регуляции обменных процессов (напр., ожирение, гипофизарная кахексия, диабет).
Д. изучается разнообразными методами: меченых атомов, сканированием органов, электроплетизмографически и др.
Библиография: Баркрофт Дж. Основные черты архитектуры физиологических функций, пер. с англ., с. 126, М.— Л., 1937; И ост X. Физиология клетки, пер. с англ., с. 38, 720, М., 1975; Физиология человека, под ред. Е. Б. Бабского, М., 1972.
Депонирование авторских прав
Содержание данной статьи проверено и подтверждено:
Хомякова Елена Сергеевна
Российское законодательство не требует обязательной регистрации авторских прав. В такой ситуации, если заранее не принять никаких мер защиты, любой спор о праве может обернуться не в пользу автора.
Существует несколько правовых механизмов фиксации и подтверждения авторства на определённые объекты прав. Один из самых популярных – депонирование. Оно сравнимо с регистрацией, поскольку документально подтверждает, что конкретный объект в определённую дату был принят от конкретного лица – автора и (или) обладателя авторских прав. Факт депонирования и представленный документ (сертификат, свидетельство) принимаются судами в качестве доказательств. Но у этого способа защиты авторских прав есть не только преимущества, но и недостатки. Поэтому полностью полагаться на него нельзя.
Что такое депонирование
В России действует презумпция авторства. Это означает, что автору произведения не нужно проходить какие-то установленные законом процедуры, чтобы закрепить за собой статус автора. Достаточно указать себя автором на оригинале или экземпляре произведения. Но споры об авторстве не редкость. И это приводит к необходимости каким-то образом заранее фиксировать свои авторские права и обеспечивать возможность доказать своё авторство на случай оспаривания.
Депонирование произведения — один из способов защиты, который фиксирует:
Депонирование напоминает регистрацию объекта авторского права. Но проблема в том, что не является таковой юридически. Услугу депонирования оказывают разные организации. Процедуру регулируют их внутренние правила. В законах о таком способе защиты нет ни слова. Его часто используют, он относительно надёжен. Но гарантировать, что суд встанет на сторону автора, такой вариант не в силах.
Для сравнения – регистрация товарного знака. Патентование объектов интеллектуальной собственности урегулировано ГК РФ и другими законами и подзаконными актами. Процедурой регистрации и ведением реестра интеллектуальной собственности занимается, в частности, Роспатент – государственное ведомство. С депонированием объектов авторского права всё иначе.
Депонирование — лучше, чем отсутствие какой-либо защиты прав, но не настолько эффективно, чтобы гарантировать абсолютную защиту.
Преимущества и недостатки депонирования
Рассмотрим их в сравнении:
Преимущества | Недостатки |
Регистрация авторских прав на произведение с выдачей официального документа. | В законах процедура не прописана, и юридически к регистрации не приравнивается. |
Сертификат или свидетельство о депонировании можно использовать в суде в качестве доказательства авторства и авторских прав. | Если депонирование – единственное доказательство, вероятность доказать авторство в суде – 50/50. |
Простая и быстрая процедура. | Организации, оказывающие услуги депонирования, вправе отказать в регистрации, если не соблюдены требования и правила, а они – свои у каждого регистратора. |
Депонирование защищает любые произведение и в различных формах (бумажный формат, цифровые носители). | Защита работает применительно к произведению в целом. Защита уникального содержания – идей, концепций, методик и т.п. требует патентования. |
Депонирование – эффективно. | Эффективность и надежность – относительные. Полагаться только на депонирование – опасно. Желательно использовать комплекс мер по защите авторских прав и депонировать произведение сразу после создания, но до публикации. |
Депонирование можно и нужно использовать. Это в любом случае полезно. Но нужно учитывать недостатки и постараться их устранить или подстраховаться за счет других способ защиты авторских прав.
Какие объекты можно и нужно депонировать
Депонируют объекты прав, которые нельзя зарегистрироваться или запатентовать официально. В этих случаях депонирование – лучше, чем ничего.
Внимательно нужно отнестись к депонированию произведений, созданных в соавторстве. Спор может возникнуть еще на стадии создания произведения. При депонировании экспертиза авторства не проводится. Кто первый подал заявку – тот и задепонирует произведение. Если соавтор или соавторы опоздают, не будут участвовать в подаче единой заявке, свои права им придётся отстаивать в суде.
Депонирование рекомендуется до того, как произведение попадёт в чьи-то третьи руки, например, редактора, корректора или издателя. Иначе авторство можно потерять еще перед публикацией. После депонирования нет сложностей с внесением правок и дополнений – они будут отражены в карточке произведения на основании заявки автора.
Процедура депонирования
Несмотря на то, что у разных организаций свои подходы к оказанию услуг депонирования, в целом порядок единый:
Стандартно процедура занимает от нескольких дней до одного месяца.
Используется несколько подходов:
Как использовать депонирование, если возникнет спор
В случае оспаривания авторства, правообладатель представит оппоненту свидетельство о депонировании. Нередко этого достаточно, чтобы в судьбе спора была поставлена точка. Но дело может дойти до суда. Судебная практика неоднозначна.
Суд исходит из презумпции авторства. Поэтому доказывать обратное обязана другая сторона – тот, кто желает авторство оспорить. Если истцом представлены сильные доказательства (документы, показания свидетелей), то в любом случае придётся представлять суду свидетельство о депонировании. К сожалению, его может оказаться недостаточным. Как доказательство суд его примет, но, возможно, потребует представить и другие подтверждения авторства или авторских прав. Такова позиция Верховного суда РФ, который счёл депонирование – недостаточным подтверждением авторства в отсутствие других доказательств, хотя все нижестоящие суды решили иначе.
Какие меры, кроме депонирования, принять для дополнительной защиты
Они зависят от объекта охраны и эффективны в комплексе:
Необязательно использоваться всевозможные меры защиты, но чем их будет больше в дополнение к депонированию – тем лучше. С позиции затрат принцип простой: чем выше ценность произведения (финансовая и не только), тем больше средств нужно выделять на обеспечение защиты.
Является ли депонирование презумпцией авторства? Мнения экспертов и обзор судебной практики
wittaya2499 / Depositphotos.com |
Проблема защиты результатов интеллектуальной деятельности является одной из наиболее распространенной современного общества – увеличение использования Интернета с каждым годом только обостряет вопросы обеспечения защиты объектов интеллектуальной собственности. Одним из наиболее надежных способов является – регистрация права. Однако, Гражданский кодекс не предусматривает регистрацию авторских прав. В соответствии с ч. 4 ст. 1259 Гражданского кодекса для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. В целях разрешения оспариваемых вопросов, авторы для защиты авторских прав прибегают к разным инструментам.
Одним из способов обеспечения доказательств в спорах в сфере интеллектуальной собственности является депонирование – фиксация копии произведения. На практике депонирование представляет собой добровольную процедуру (при этом консолидированную участниками гражданских правоотношений), реализуемую посредством обращения лица в специальные организации-депозитарии, объясняет управляющий партнер Reasons Law Firm Арам Татоян. Необходимость защиты авторских прав на результат интеллектуальной деятельности обусловливает стремление правообладателей обеспечить его неприкосновенность от нарушений со стороны третьих лиц – именно по этой причине большой популярностью пользуется услуга депонирования произведения, в частности, изображения. В юридическом смысле депонирование представляет собой процесс организованного хранения объектов интеллектуальной собственности для последующей защиты законных интересов правообладателя, объясняет эксперт.
Результат депонирования авторских прав заключается в получении специального свидетельства, которое подтверждает, что в конкретный момент времени (в определенную дату) объект авторского права существовал в определенной форме, а также указывает, кто обратился с заявлением на депонирование объекта, отметил управляющий партнер GMT Legal Андрей Тугарин. Таким образом, депонирование может способствовать подтверждению факта авторства лица в конкретный момент времени.
Эксперт выделяет следующие причины для депонирования авторских прав:
Однако все эти причины объединяет главная функция депонирования – засвидетельствование даты депонирования и формы объекта авторского права, что может способствовать доказательству авторства, заключил эксперт.
Арам Татоян обращает внимание, что депонирование не предоставляет правообладателю гарантию, что право авторства на изображение не может быть нарушено в будущем, и одновременно с этим не освобождает его и от обязанности по доказыванию наличия такого права. Депонирование лишь подтверждает факт существования РИД в тот или иной период времени. При этом законодательство не отождествляет депонирование произведения с презумпцией авторства (в соответствии со ст. 1257 Гражданского кодекса).
Однако, не стоит полностью исключать доказательственную силу депонирования объектов, уверен Арам Татоян. По словам эксперта, в совокупности обстоятельств прохождение данной процедуры в определенной (и всегда в индивидуальной пропорции) может увеличить шансы на успешное разрешение дела в суде для правообладателя.
Таким образом, для подтверждения авторства необходимы доказательства не только существования произведения в прошлом, но и подтверждающие сам факт его создания, заключил Арам Татоян. К таким доказательствам могут относиться:
С коллегой согласен Андрей Тугарин. В отношении эффективности и практической полезности депонирования, эксперт отмечает, что Гражданский кодекс не признает депонирование в качестве доказательства авторства конкретного лица. Поскольку в процессе депонирования удостоверяется не факт создания произведения конкретным человеком, а лишь сопутствующие аспекты (данные лица, обратившегося за депонированием; дата предоставления экземпляра; сам экземпляр объекта), то регистрирующий орган не подтверждает право авторства. Доказательством наличия права авторства могут послужить свидетельские показания, публикации, черновики, доказательства, основанные на установлении творческого стиля автора, подытожил эксперт.
Также следует отдельно обратить внимание, что депонирование – это не государственная регистрация авторского права, отметил руководитель юридического департамента группы компаний Gaskar Grop Игорь Иофчу. Оно является способом подтверждения того, что в определенный момент автор уже создал изображение и передал его на ответственное хранение. Следовательно, тот, кто пытается оспорить право на это изображение должен будет доказать, что создал его раньше. В случае, если это обстоятельство доказать не удастся, использовать депонированное изображение без нарушений не получится. С коллегой согласен Арам Татоян – связи с тем, что авторское право возникает с момента и в силу факта создания самого объекта интеллектуальной собственности (п. 2 ст. 5 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений), ошибочным является вывод о взаимозаменяемости понятий «депонирование» и «регистрация».
При рассмотрении споров о защите авторских прав, судебная практика достаточно однообразна, отметил управляющий RTM Group, эксперт в области IT-права и кибербезопасности Евгений Царев. Суды указывают, в частности, на обстоятельство, что установить авторство могут только доказательства, подтверждающие факт создания произведения конкретным лицом (например, свидетельские показания, публикации, черновики, доказательства, основанные на установлении творческого стиля автора, и т.п.). При этом суды принимают свидетельство о депонировании в качестве доказательств авторства – как, например, в деле о взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав на изображения (Решение АС Республики Татарстан от 21 мая 2021 года № А65-25434/2020). Однако, следует отметить, что в доказательство принадлежности исключительных прав были также предоставлены спорные фотографии в исходном формате, CD-диск с экземплярами произведений, а также ссылка на облачное хранилище, в котором размещены фотографии в исходном формате. Иными словами, свидетельство о депонировании было представлено как одно из нескольких предоставленных доказательств. В другом похожем деле истец получил отказ (Решение АС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 7 июля 2021 года № А56-115787/2020). В материалы дела представлено только свидетельство о депонировании, но не представлены спорные фотографии в исходном формате, которые были задепонированы – суд посчитал недоказанным факт авторства.
Достаточно исчерпывающий ответ по вопросу использования депонированных произведений в качестве доказательств высказала СК по экономическим спорам ВС РФ. Так, в одном из дел СК по экономическим спорам ВС РФ отменила ранее вынесенные решения, определив, что факт депонирования произведений подтверждает лишь существование таких объектов авторского права на момент депонирования, но само по себе не подтверждает право авторства на эти объекты (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2020 г. № 305-ЭС20-8198 по делу № А40-46622/2019). СК по экономическим спорам ВС РФ напомнила, что само авторское право на произведение возникает в силу факта создания объекта, отвечающего условиям охраноспособности: являющегося результатом творческого труда автора и выраженного в объективной форме. А депонирование произведения представляет собой добровольную процедуру, которая не предусмотрена законом. При этом с ней закон не связывает наступление каких-либо последствий. «Депонирование лишь подтверждает существование в определенный момент времени экземпляра определенного произведения. С фактом депонирования произведения не связывается установленная ст. 1257 ГК РФ презумпция, согласно которой лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с п. 1 ст. 1300 ГК РФ, считается его автором, если не доказано иное» – заключил ВС РФ.
Соответствующую позицию занял АС Костромской области, который не усмотрел нарушения ответчиком исключительных прав истца (Решение АС Костромской области от 12 мая 2021 года № А31-12104/2020). При вынесении решения суд учитывал именно дату изготовления и введения в гражданский оборот ответчиком экземпляров спорного изделия и дату, а также заявленную дату создания истцом произведения. Ответчик предоставил сведения об изготовителе своего произведения, которое являлось неоспоримым доказательством того, что оно было создано ранее, чем то произведение, в защиту которого был предъявлен иск. Из этого следует, что «изготовленное ответчиком изделие не могло быть создано на основе произведения, об авторстве которого заявляет истец».
Таким образом, депонирование не является доказательством презумпции авторства – такой вариант обеспечения доказательств может быть использован только как один из доказательств. В качестве основания для признания авторства следует также предоставлять другие факты. Процедура депонирования не предоставляет правообладателю гарантию, что право авторства на изображение не может быть нарушено в будущем, и одновременно с этим не освобождает его и от обязанности по доказыванию наличия такого права, заключил Арам Татоян. Депонирование лишь подтверждает факт существования результата интеллектуальной деятельности в тот или иной период времени, добавил эксперт. Как констатировал Евгений Царев, предложения по депонированию объединяет несколько моментов: они все платные, никакого отношения к государственной регистрации не имеют и, как показывает судебная практика, не дают никаких особенных преимуществ автору по сравнению с иными средствами доказывания авторства.