Что такое день ангела и когда его празднуют

Что такое именины и день ангела (и есть ли между ними разница)

Не воцерковленный человек уделяет мало внимания таким праздникам как свои именины и день ангела. Гораздо больше внимания в современном мире привлекает День рождения, хотя все 3 этих праздника совершенно разные.

День рождения – это дата, когда человек из утробы матери появился на свет. А между именинами и днем ангела есть принципиальные различия.

Что такое именины

Именинами в христианской вере называется день памяти святого, имя которого было дано человеку при его крещении.

Исключение здесь составляют монахи и монахини. Их именины приходятся на день памяти святого, имя которого им дали при постриге, – особой процедуре, являющейся основным действием посвящения в монашество.

Каждый день церковного православного календаря соответствует памяти святого

Имя, дарованное человеку при крещении, очень важно. Его уже нельзя изменить, с ним человек остается на протяжении всей своей церковной жизни, оно же будет упоминаться после его смерти при совершении молитв об упокоении его души.

Также именины можно рассматривать, как день памяти соименного святого, ближайший к земному дню рождения. К примеру, если девочка родилась 20 ноября, и ее нарекли Анной, ее день будет 3 декабря, в день памяти мученицы Анны Персидской.

Что такое день ангела и когда его празднуют. Смотреть фото Что такое день ангела и когда его празднуют. Смотреть картинку Что такое день ангела и когда его празднуют. Картинка про Что такое день ангела и когда его празднуют. Фото Что такое день ангела и когда его празднуютКрещение ребенка

Что такое день ангела

Днем ангела можно считать день крещения человека. Именно тогда к христианину приставляется небесный покровитель.

При этом неправильным будет уравнивать между собой святых и ангелов-хранителей. У каждого принявшего христианство человека есть свой ангел-хранитель, но выяснить его имя не представляется возможным.

Принципиальная разница между церковными именинами и днями ангела заключается в следующем:

Христианин, ведущий церковную жизнь, должен узнать как можно больше о святом, чье имя он носит

Необходимо изучить его жизнь и подвиги, возносить ему молитвы, знать, к какому лику он принадлежит: праведные, пророки, святители, мученики.

Если имя, которым нарекли человека, отсутствует в православном календаре, предпочтение отдается созвучному: Дина – Евдокия, Ян – Иоанн, Жанна – Иоанна. При подаче церковных записок упоминается исключительно имя, данное при крещении.

Что такое день ангела и когда его празднуют. Смотреть фото Что такое день ангела и когда его празднуют. Смотреть картинку Что такое день ангела и когда его празднуют. Картинка про Что такое день ангела и когда его празднуют. Фото Что такое день ангела и когда его празднуютПосещение храма в день ангела

Согласно православным христианским традициям, в день именин и день ангела следует посещать храм. Необходимо подготовиться к исповеди и причастию, а вечером можно скромно отметить праздник. Если дата приходится на пост, угощение для гостей должно быть постным. В Великий пост именины, которые пришлись на будний день, переносят на выходной.

Дополнительную информацию о том, чем отличаются именины от дня ангела, вы узнаете, посмотрев видео:

Источник

В чем разница между Днем рождения, именинами и Днем ангела?

День Ангела и именины – праздники, которые на слуху у каждого, но очень мало кто сегодня отмечает их должным образом. В народном сознании именины давно уже отождествляются с днем рождения. «Именинником» мы называем того, кто отмечает свое взросление на еще один год. Дети развлекаются игрой в известную игру «Каравай», где все они поют: «На именины испекли мы каравай». Верующие, конечно, помнят, когда у них и их родных день Ангела, но зачастую ограничиваются лишь устными поздравлениями. Тогда как еще 150 лет назад в России празднования этих дат были окружены множеством традиций, сохранившихся сегодня только в фольклорном наследии.

Что такое именины

Чтобы понять, что такое именины, сначала надо разобраться с тем, как именно давали детям крестильное имя. Теоретически у родителей был выбор, как назвать ребенка, сразу из трех дат:

На практике обычно называли малыша по тому, какой святой праведник покровительствовал дню его крещения. Покрестили сына, например, в день Василия Великого – Василием его и называли. Считалось, что так угодно Господу, а этот день был духовным рождением нового православного человека.

Именины – день, когда человека покрестили и определили ему духовного святого покровителя. Они на Руси почитались, отмечались с большим вниманием и почтением, а традиции отмечать день появления на свет не было.

День Ангела

Что же такое день Ангела? Хотя само по себе это понятие не ново, смысл его претерпел некоторые изменения с течением лет. Для того чтобы разобраться в вопросе, нужно понять концепцию святого покровителя.

Считалось, что тот праведник, в день которого родился человек, будет сопровождать его всю жизнь, направляя в тяжелые моменты и оберегая от бед. Естественные для течения веков трансформации постигли и это понятие, вследствие чего святой покровитель стал в народном сознании отождествляться с ангелом-хранителем. Однако православная Церковь имеет другой взгляд на данный вопрос. Канонически считается, что ангел-хранитель – невидимый людям духовный наставник, служащий силам добра, которого Бог назначает каждому человеку при рождении. При этом имени нашего личного хранителя знать мы не можем, соответственно, со святым покровителем они – разные личности.

В современности это понятие снова претерпевает изменения. Детей называют уже не по церковному календарю, а по собственному желанию. Часто имя ребенка не совпадает с покровителем дней его рождения или крещения, поскольку было выбрано совершенно бессистемно. Мало кто из современных людей, рожденных в последние три десятка лет, знает конкретную дату, когда его крестили. Если раньше именины и день Ангела были синонимичными терминами, то сегодня отмечать память последнего можно совсем в непредсказуемую дату. Ведь не все Татьяны родились 25 января, при этом не всем девочкам, рожденным в эту дату, дают имя Татьяна.

Так что сегодня день Ангела – это та дата, в которую Церковь вспоминает вашего святого покровителя. При этом необязательно она совпадает с именинами. Более того, этот праздник может быть не один в году! У многих святых, помимо личных памятных дат, есть также и соборные. Например, мужчины, названные в честь Сергия Радонежского, могут отмечать день Ангела 8 октября (преставление), 18 июля (обретение мощей) и 6 июля (собор Владимирских святых).

Разница между именинами и днем Ангела

Внимательно проанализировав вопрос, несложно выяснить разницу этих двух понятий. Долгое время они были тождественными. Более того, для русского человека, живущего за три века до нас, «ангел» ассоциировался с ангелом-хранителем и соборным праздником «небесных бесплотных сил», а святой покровитель был отдельной личностью.

Но сегодня все иначе. Смысл понятий путается. Мы поздравляем человека с именинами в день его физического рождения, т. е. появления на свет. Именинами называют любую дату памяти святого покровителя. В историческом и традиционалистском контексте именины – день крещения ребенка, когда ему дают святое имя, с которым он и предстанет перед Богом.

Сегодня уместно говорить об именинах тех людей, которых назвали не бессистемно, а в соответствии со Святцами, или тех, у кого собственное и крестильное имя различается (например, Дина, ведь по Святцам ее покровительницей будет Евдокия). Те же люди, чьи имена никак не совпадают с датой крестин, отмечают день Ангела (своего покровителя). Дата эта может на несколько месяцев отставать от конкретного события (рождения ребенка).

На практике эти понятия остаются синонимами, и мало кто понимает их разницу.

Как праздновали именины на Руси

Традиции празднования именин сочетали в себе как бытовые обрядности, так и церковные. Посещение храма было обязательным. С самого утра именинник отправлялся в церковь, чтобы помолиться хранящему его святому и причаститься. В храм он шел не один, а с родственниками. Те заказывали молебен за здравие, также ставили свечи у иконы покровительствующего праведника.

Одной из основных бытовых традиций было приготовление караваев. Отсюда и корни у известной детской игры, упомянутой в начале статьи. Большие пироги оригинальной формы обязательно были с начинками, а сверху украшались именем виновника торжества. Их разносили или отсылали близким и друзьям, обязательно посещали дома крестных отца и матери. Для них были подготовлены самые большие и красивые пироги.

Что такое день ангела и когда его празднуют. Смотреть фото Что такое день ангела и когда его празднуют. Смотреть картинку Что такое день ангела и когда его празднуют. Картинка про Что такое день ангела и когда его празднуют. Фото Что такое день ангела и когда его празднуют

А вечером все приглашенные друзья и родственники собирались в доме, чтобы отпраздновать именины. Во главе стола обязательно стоял большой каравай с начинкой из изюма. Сегодня эта традиция вылилась в обычай ставить на стол праздничный торт со свечами. Пирог разламывали над головой именинника, осыпая его изюмом. Гости говорили: «Чтобы на тебя так золото сыпалось». Именно так желали человеку достатка в семье.

День рождения

Традиция отмечать дату физического появления на свет возникла в Советскую эпоху. Она была попыткой властей заставить людей забыть о христианских обычаях. Каравай с начинкой из изюма трансформировался в праздничный торт. Дни рождения государственных деятелей стали отмечаться с народным размахом (именно так, как в царской России отмечали именины государей). Постепенно эта искусственная подмена понятий стала причиной, что сегодня многие путают день рождения с именинами, при этом не знают, как правильно их праздновать.

Но к счастью, отмечается тенденция возрождения русских обычаев, и празднование именин приобретает все большую популярность среди православных людей.

Источник

Именины

Потеря тра­ди­ции

Навер­ное, многим из нас была зна­кома такая кар­тина: день рож­де­ния, вно­сится празд­нич­ный торт со мно­же­ством свечей и все гости поют: «Как на чьи-то име­нины испекли мы кара­вай, вот такой вышины, вот такой ширины… Кара­вай, кара­вай, кого хочешь, выби­рай…».

Эти неза­мыс­ло­ва­тые слова дет­ской песенки, кото­рую еще и по сей день можно услы­шать на празд­но­ва­нии дня рож­де­ния, напо­ми­нают нам о поза­бы­той тра­ди­ции празд­но­ва­ния именин.

Что же это за празд­ник?

Часто име­ни­нами назы­вают день рож­де­ния чело­века, считая, что это одно и то же. На самом деле это не так, хотя в ста­рину (а часто и в наши дни), выби­рая имя для ново­рож­ден­ного, было при­нято назы­вать детей именем того свя­того, почи­та­ние кото­рого выпа­дало на день рож­де­ния ребенка. Таким обра­зом, счи­та­лось, что ребе­нок будет под покро­ви­тель­ством этого свя­того, а день рож­де­ния дей­стви­тельно сов­па­дал с име­ни­нами.

Име­нины — это день памяти свя­того, чьё имя было дано чело­веку при кре­ще­нии. Иначе ска­зать, это День Ангела, день памяти своего небес­ного покро­ви­теля, дня свя­того, имя кото­рого мы носим.

В про­шлом име­нины счи­та­лись более важным празд­ни­ком, чем день «телес­ного» рож­де­ния. Кроме того, во многих слу­чаях эти празд­ники прак­ти­че­ски сов­па­дали, т. к. тра­ди­ци­онно ребенка несли кре­стить на вось­мой день после рож­де­ния: вось­мой день — это символ Небес­ного Цар­ства, к кото­рому при­об­ща­ется кре­ща­е­мый чело­век, в то время как число семь — древ­нее сакраль­ное число, обо­зна­ча­ю­щее сотво­рен­ный земной мир.

Кре­стиль­ные имена выби­ра­лись по цер­ков­ному кален­дарю (свят­цам). По ста­рому обычаю выбор имени был огра­ни­чен име­нами святых, память кото­рых празд­но­ва­лась в день кре­ще­ния. Позд­нее (осо­бенно в город­ском обще­стве) от этого стро­гого обычая отошли и стали выби­рать имена, руко­вод­ству­ясь личным вкусом и иными сооб­ра­же­ни­ями — в честь род­ствен­ни­ков, напри­мер.

Но именно при Кре­ще­нии мы полу­чаем свое цер­ков­ное имя, с кото­рым под­хо­дим к Таин­ствам Пра­во­слав­ной Церкви, с кото­рым мы и отхо­дим в веч­ность.

Это имя не всегда может сов­па­дать с тем именем, кото­рым нас назвали роди­тели. Напри­мер, Анджела — это «пас­порт­ное», свет­ское имя, кото­рое роди­тели по сен­ти­мен­таль­ным побуж­де­ниям дали малышке, а Анге­лина — цер­ков­ное имя, при­ня­тое при Кре­ще­нии в честь про­слав­лен­ной Цер­ко­вью пре­по­доб­ной жене — т. е. серб­ской коро­леве, став­шей мона­хи­ней.

Но как быть, если мы носим «при­лич­ное» пра­во­слав­ное имя, но кре­стили нас давно и неиз­вестно в честь кого? Как нам опре­де­лить своего свя­того?

Если неиз­вестно, имя какого из одно­имен­ных святых мы носим, то согласно тра­ди­ции, сле­дует счи­тать «своим» того свя­того, чья память в кален­даре при­хо­дится на сам день рож­де­ния или сле­дует за днём рож­де­ния. Поэтому, несмотря на боль­шое коли­че­ство дат именин для неко­то­рых имен, у каж­дого кон­крет­ного носи­теля имени могут быть всего одни име­нины в году, кото­рые опре­де­ля­ются датой его дня рож­де­ния. Хотя это и не мешает молит­венно отме­чать и другие дни памяти своего свя­того При­ча­ще­нием святых Хри­сто­вых Таин и бла­го­леп­ным засто­льем в кругу семьи.

Также в пра­во­слав­ном кален­даре суще­ствуют несколько дней в году, когда име­нины бывают все­об­щими. Это, напри­мер, Неделя памяти всех святых (первое вос­кре­се­нье после Дня Святой Троицы), и Неделя всех рус­ских святых (второе вос­кре­се­нье после Дня Святой Троицы), если мы носим имена рус­ских подвиж­ни­ков бла­го­че­стия.

Но в наши дни детей редко назы­вают в честь святых, имя кото­рых празд­ну­ется в день Кре­ще­ния. Поэтому име­нины часто ста­но­вятся отдель­ным празд­ни­ком и их можно назвать духов­ным днём рож­де­ния, вхож­де­ния в Пра­во­слав­ную Цер­ковь при особом покро­ви­тель­стве свя­того, имя кото­рого ты носишь.

Это осо­бен­ная греко-рус­ская тра­ди­ция, кото­рой не знают, напри­мер, гру­зин­ская и бол­гар­ская пра­во­слав­ные церкви. Там чело­века назы­вают не именем свя­того, а тра­ди­ци­он­ными наци­о­наль­ными име­нами, име­ю­щими то или иное опре­де­лен­ное поло­жи­тель­ное зна­че­ние.

Тем более надо бы нам, жите­лям Вели­кой России, ценить этот редкий обычай и воз­мож­ность иметь, помимо ангела-хра­ни­теля нашего, еще и осо­бого молит­вен­ника за нас на Небе­сах перед Пре­сто­лом Все­выш­него. Надо бы повсе­местно вос­ста­нав­ли­вать этот семей­ный и духов­ный празд­ник, как нить бла­го­род­ного пре­ем­ства свя­зы­ва­ю­щий нас с бла­го­че­сти­выми обы­ча­ями многих поко­ле­ний наших про­слав­лен­ных пред­ше­ствен­ни­ков.

Надо бы, да не ценим. Каза­лось бы, в семье с празд­но­ва­нием именин появ­ля­ется допол­ни­тель­ный к дню рож­де­ния празд­ник. Есть повод собраться за празд­нич­ной тра­пе­зой всей семьей, при­гла­сить родных и близ­ких, пода­рить и полу­чить подарки, повы­сить куль­тур­ный уро­вень семьи и при­го­то­вить про­грамму тор­жеств — стихи, песни и пр.

Но… с сожа­ле­нием при­хо­дится при­знать, что даже вечная склон­ность наших сооте­че­ствен­ни­ков празд­но­вать всё что угодно, не «сра­бо­тала» в этом случае, и истин­ная тра­ди­ция празд­но­ва­ния именин среди нево­цер­ко­в­лен­ных рос­сиян почти уте­ряна.

Мало того, при этом само поня­тие именин обросло целым воро­хом суе­ве­рий, пред­рас­суд­ков и просто глу­по­стей.

Напри­мер, рас­суж­дают о «магии имени». Дескать, как и в честь кого назо­вут, так и про­жи­вешь.

В под­рас­те­ряв­шем за послед­ние деся­ти­ле­тия веру народе счи­та­ется, что если чело­века назвали, напри­мер, в честь вели­ко­му­че­ницы — будет всю жизнь мучиться и т. п., если пре­по­доб­ного — быть чело­веку бедным и так далее. А вот уж если в честь царя или вели­кого князя — судьба малыша просто обя­зана быть бле­стя­щей, хоть и не делай для этого ничего! И листает лихо­ра­дочно буду­щая мама вместе с «опыт­ными» род­ствен­ни­ками пра­во­слав­ный кален­дарь, читает крат­кие жития святых и с ужасом видит, что судьба её чаду уго­то­вана просто «ката­стро­фи­че­ская»! Потому что то, что мы желаем себе и своим детям, резко отли­ча­ется от того, что пред­ла­гает нам Цер­ковь и что вопло­тили в своем жиз­нен­ном подвиге мно­го­чис­лен­ные святые, имена кото­рых мы, недо­стой­ные и лени­вые, носим.

Как будто есть в пра­во­слав­ном кален­даре святые, жизнь кото­рых «не годится» нам, дер­за­ю­щим назы­вать себя пра­во­слав­ными?! Как будто не к Богу ведет под­ра­жа­ние жизни любого свя­того, в том числе и своего небес­ного покро­ви­теля?!

Хоть и назы­ваем мы себя пра­во­слав­ными, и дружно пре­зи­раем ино­вер­цев и сек­тан­тов, но как же отли­ча­ются наши личные, соб­ствен­ные цен­но­сти от цер­ков­ных!

Чего желает боль­шин­ство из нас? На словах да, конечно, Цар­ства Небес­ного. А на деле?

Нам бы побольше денег и сча­стья, а «Цар­ство Небес­ное» при­ло­жится нам! Свя­то­сти же мы недо­стойны, зато вполне, по соб­ствен­ному мнению, достойны благ земных.

Так вот отли­чие святых от нас не в особом устро­е­нии орга­низма и све­че­нии вокруг головы, а в том, что святые думали пре­иму­ще­ственно о том, как бы в их жизни было «побольше Бога»!

Мы боремся за свою правду всеми прав­дами и неправ­дами, а святые боро­лись за Правду Божию, а свои нужды и свою правду посто­янно остав­ляли «на потом».

Конечно, имя ока­зы­вает опре­де­лен­ное вли­я­ние на жизнь чело­века, дает ему неко­то­рые жиз­нен­ные ори­ен­тиры. Но это вли­я­ние нико­гда не заме­нит дар сво­бод­ной воли чело­века, воз­мож­ность самому устра­и­вать свою жизнь и самому искать пути бого­об­ще­ния.

При всем раз­но­об­ра­зии путей свя­то­сти в хри­сти­ан­стве подвиг всех святых по сути оди­на­ков — они воз­лю­били больше Бога, чем суету этого мира. Не все они отка­за­лись пол­но­стью от «благ земных», но все они имели пра­виль­ную иерар­хию цен­но­стей — прежде всего Бог, Его Цер­ковь, потом Оте­че­ство, семья, а уж потом и личные нужды.

Поэтому не столько наше имя влияет на нашу пра­вед­ность или гре­хов­ность, на нашу любовь к Богу и ближ­ним, сколько наше личное стрем­ле­ние.

Будем искать Бога — станем под­ра­жать святым, име­нами кото­рых нас назвали и тем про­сла­вим свое имя не сует­ной чело­ве­че­ской славой, а Славой Божией, Славой вечной. Если же будем искать только соб­ствен­ных удобств и насла­жде­ний — все наши «цар­ские» имена, в том числе и вели­кое звание хри­сти­а­нина, станут лишь нашим обли­че­нием и осуж­де­нием!

О зна­че­нии имени в жизни чело­века

Конечно, имя в первую оче­редь служит про­стому раз­ли­че­нию людей. Но есть в наших именах и более глу­бо­кий смысл, несво­ди­мый к про­стой функ­ци­о­наль­но­сти раз­ли­че­ния.

Дей­стви­тельно, имя неот­де­лимо от чело­века. Оно инди­ка­тор нашей куль­туры, нашей веры, наших жиз­нен­ных цен­но­стей. Имя — спут­ник, кото­рый сопро­вож­дает каж­дого из нас на долгой дороге жизни.

В про­шлом имя могло быть опре­де­лен­ным соци­аль­ным знаком и ука­зы­вать на место в обще­стве. Сейчас ситу­а­ция изме­ни­лась и, пожа­луй, лишь мона­ше­ские (ино­че­ские) имена резко выде­ля­ются из при­выч­ного нам рус­ского име­но­слова. Но есть еще и почти забы­тый ныне, таин­ствен­ный смысл имени.

В древ­но­сти люди при­да­вали имени гораздо боль­шее зна­че­ние, чем сейчас. Имя всегда было зна­чи­тель­ной состав­ля­ю­щей частью лич­но­сти чело­века. Содер­жа­ние имени соот­но­си­лось с внут­рен­ним смыс­лом чело­века, оно как бы вкла­ды­ва­лось ему внутрь. Имя управ­ляло судь­бой («хоро­шее имя — хоро­ший знак»). Удачно выбран­ное для чело­века или самим чело­ве­ком имя ста­но­ви­лось источ­ни­ком силы и про­цве­та­ния, сти­му­лом для само­со­вер­шен­ство­ва­ния. Наре­че­ние счи­та­лось высо­ким актом со-тво­ре­ния, то есть чело­ве­че­ским уча­стием в тайне тво­ре­ния, при­зы­ва­нием на нового чело­века бла­го­дати Божией.

С про­из­не­се­нием имени обра­ща­лись бережно, иначе жди непри­ят­но­стей. В неко­то­рых пле­ме­нах кате­го­ри­че­ски вос­пре­ща­лось про­из­но­сить имя вождя. В других — прак­ти­ко­вался обычай при­сва­и­вать стар­цам новые имена, при­да­вав­шие новые силы. Счи­та­лось, что боль­ному ребенку силу сооб­щало имя отца, кото­рое кри­чали в ухо. Иногда даже назы­вали дитя именем отца (матери), пола­гая, что часть жиз­нен­ной энер­гии роди­те­лей помо­жет побе­дить болезнь. Если же ребе­нок слиш­ком много плакал, то это так же при­пи­сы­вали неверно выбран­ному имени.

Суще­ство­вал у языч­ни­ков и другой вари­ант защиты ребенка от нечи­стых сил. При рож­де­нии роди­тели спе­ци­ально давали малышу непри­вле­ка­тель­ные, отпу­ги­ва­ю­щие имена, такие как Некрас, Нелюба и даже Мерт­вой, кото­рые, по мнению наших язы­че­ских пред­ков, отвра­щали невзгоды и несча­стья. Отсюда и многие наши необыч­ные, «некра­си­вые» фами­лии, напри­мер Некра­сов. Отсюда и вечная при­вычка «при­бед­няться», посто­янно жало­ваться на жизнь, скры­вать своё истин­ное поло­же­ние дел, чтобы не «накли­кать беду».

Имя чело­века в Древ­нем мире

Осо­бенно, бла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к имени, издревле было при­суще чело­веку.

Обще­из­вестно, что в Древ­нем Египте личное имя тща­тельно обе­ре­га­лось. Егип­тяне имели «малое» имя, извест­ное всем, и «боль­шое», кото­рое счи­та­лось истин­ным: оно хра­ни­лось в тайне и про­из­но­си­лось лишь во время важных обря­дов.

Особым почте­нием поль­зо­ва­лись имена фара­о­нов — в иеро­гли­фи­че­ских текстах их выде­ляли спе­ци­аль­ной рамоч­кой — «кар­ту­шем». С огром­ным ува­же­нием егип­тяне отно­си­лись к именам умер­ших — непра­виль­ное обра­ще­ние с кото­рыми, по мнению древ­них, нано­сило непо­пра­ви­мый вред поту­сто­рон­нему бытию усоп­шего.

Имя и его носи­тель состав­ляли одно целое. Харак­те­рен еги­пет­ский миф, по кото­рому «бог» Ра скры­вал свое имя, но «богине» Исиде уда­лось-таки его выве­дать, вскрыв ему грудь — имя бук­валь­ным обра­зом ока­за­лось внутри тела!

Издавна изме­не­ние имени соот­вет­ство­вало изме­не­нию чело­ве­че­ской сути. Новые имена дава­лись под­рост­кам при ини­ци­а­ции, т. е. при вступ­ле­нии во взрос­лые члены общины. В Китае до сих пор суще­ствуют дет­ские «молоч­ные» имена, от кото­рых отка­зы­ва­ются при взрос­ле­нии. В антич­ной Греции люди, ста­но­вясь жре­цами, отре­ка­лись от старых имен, выре­зали их на метал­ли­че­ских дощеч­ках и топили в море.

Условно говоря, отда­лен­ные отзвуки этих пред­став­ле­ний можно уви­деть и в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции наре­че­ния ново­на­чаль­ных мона­хов ино­че­скими име­нами, когда при­няв­ший мона­ше­ский постриг остав­ляет мир и свое преж­нее мир­ское имя. В этом обычае запе­чат­лено изна­чаль­ное убеж­де­ние чело­века о необ­хо­ди­мо­сти кар­ди­наль­ного изме­не­ния жизни при посвя­ще­нии себя Богу вплоть до смены такой важной состав­ля­ю­щей лич­но­сти, как имени.

У многих наро­дов запре­ща­лось про­из­но­сить имена язы­че­ских богов и духов, чтобы не при­вле­кать их вни­ма­ние, не впус­кать их раз­ру­ши­тель­ное вли­я­ние в свою жизнь. Осо­бенно опасно было назы­вать злых духов, то есть «чер­ты­хаться», и таким обра­зом при­зы­вать «недоб­рую силу». До сих пор крайне непри­лично для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина явля­ется само упо­треб­ле­ние, осо­бенно устное, слова «чёрт» и про­из­вод­ных от него.

В этом есть опре­де­лен­ный смысл. Если телес­ное суще­ство не ста­но­вится к нам ближе от про­из­не­се­ния его имени, то бес­плот­ные силы, не име­ю­щие чет­кого огра­ни­чен­ного пре­бы­ва­ния и легко пере­ме­ща­ю­щи­еся в про­стран­стве, через при­зы­ва­ние их имени, быстро всту­пают с нами в кон­такт. И этот кон­такт, в случае обще­ния с бесами, может быть для нас опасен. И наобо­рот, посто­ян­ное при­зы­ва­ние в молитве Имени Божия вносит в нашу жизнь эле­мент освя­ще­ния. На этом осно­вана, напри­мер, прак­тика непре­стан­ного чтения Иису­со­вой молитвы, кото­рая при пра­виль­ном при­ме­не­нии поз­во­ляет чело­веку достичь боль­шой духов­ной высоты и бого­об­ще­ния.

Кстати, не во всех куль­ту­рах назы­вать Бога по имени счи­та­лось допу­сти­мым. Древ­ние евреи из чув­ства осо­бого бла­го­го­ве­ния не смели про­из­но­сить Имя Божие: Ягве (Иегова) в Ветхом Завете — это «неиз­ре­чен­ное Имя», свя­щен­ная тет­ра­грамма (то есть сокра­ще­ние из четы­рех букв), кото­рую можно пере­ве­сти как «Я есть Тот, Кто под­линно суще­ствует и явля­ется источ­ни­ком Своего суще­ство­ва­ния «.

Согласно Библии пере­име­но­ва­ния ста­но­вятся знаком осо­бого пре­об­ра­же­ния, изме­не­ния цели суще­ство­ва­ния. Так Гос­подь дал особо зна­ча­щие имена Авра­аму, Сарре, Исааку, Изма­илу, Соло­мону, пере­име­но­вал Иакова в Изра­иль. Особый рели­ги­оз­ный дар еврей­ского народа про­явился во мно­же­стве имен, кото­рые назы­вают «тео­фор­ными», то есть «бого­нос­ными». Так через свое личное имя чело­век таин­ствен­ным обра­зом при­об­щался к Богу.

Имя в Пра­во­сла­вии

В Пра­во­сла­вии мы дер­заем с бла­го­го­ве­нием при­зы­вать имя Божие, но помним, что недо­пу­стимо делать это всуе, то есть в пустых раз­го­во­рах и клят­вах.

Оче­видно, что хри­сти­ан­ство, как про­яв­ле­ние выс­шего рели­ги­оз­ного опыта чело­ве­че­ства, со всей серьез­но­стью отно­сится к личным именам. Это коре­ниться в испо­ве­да­нии нашего Бога совер­шен­ной Лич­но­стью, Суще­ством мыс­ля­щим, разум­ным. Поэтому, при всем пони­ма­нии абсо­лют­ной непри­ме­ни­мо­сти к Богу любых чело­ве­че­ских имен, мы с ува­же­нием отно­симся к тайне лич­но­сти и к имени, явля­ю­щимся отоб­ра­же­нием, сим­во­лом этой тайны.

Тем более имя хри­сти­а­нина отоб­ра­жает таин­ство непо­вто­ри­мой лич­но­сти чело­века, вошед­шего в Цер­ковь Хри­стову, оно пред­по­ла­гает личное обще­ние с Богом. Именно в таин­стве Кре­ще­ния хри­сти­ан­ская Цер­ковь при­ни­мает в свое лоно новую душу, свя­зы­вает ее через личное имя с именем Божиим, назы­вая нового воина Церкви хри­сти­а­ни­ном.

«Имя Твое име­нуем…», поём мы в вос­крес­ном гимне, то есть назы­ва­емся Твоим именем. Именно это имя — «хри­сти­а­нин» свя­зы­вало воедино хри­стиан первых веков перед лицом гоне­ний язы­че­ского Рима. При этом муче­ники даже отка­зы­ва­лись назы­вать судьям свои преж­ние имена, ассо­ци­и­ру­ю­щи­еся с сует­ной язы­че­ской жизнью.

Как писал про­то­и­е­рей Сергий Бул­га­ков, «чело­ве­че­ское име­но­ва­ние и имя­во­пло­ще­ние суще­ствует по образу и подо­бию боже­ствен­ного бого­во­пло­ще­ния и наиме­но­ва­ния… всякий чело­век есть вопло­щен­ное слово, осу­ществ­лен­ное имя, ибо сам Гос­подь есть вопло­щен­ное Имя и Слово».

При­ме­ча­тельно, что долгое время пра­во­слав­ные иконы освя­ща­лись не особым молит­вен­ным чино­по­сле­до­ва­нием, как сейчас, а над­пи­са­нием имени Христа или свя­того, изоб­ра­жен­ного на доске и начер­та­нием круг­лого нимба, харак­тер­ного для наших икон. Для этого даже суще­ство­вал спе­ци­аль­ный свя­щен­но­слу­жи­тель при храме святой Софии в Кон­стан­ти­но­поле и краска с добав­ле­нием святой воды.

Конеч­ная цель хри­сти­ан­ского подвига под­ра­зу­ме­вает стрем­ле­ние к свя­то­сти, поэтому и все имена хри­стиан — святы.

Тем более наре­кая мла­денца или иного вхо­дя­щего в Цер­ковь чело­века именем уже кано­ни­зи­ро­ван­ного свя­того, Цер­ковь ста­ра­ется напра­вить его на истин­ный путь спа­се­ния и бого­по­зна­ния: ведь это имя уже «реа­ли­зо­ва­лось» в жизни дру­гого чело­века, освя­ти­лось его подви­гом и молит­вами. Поэтому есте­ственно для нося­щего святое имя всегда хра­нить в себе образ жизни своего небес­ного покро­ви­теля, помощ­ника и молит­вен­ника и с бла­го­го­ве­нием почи­тать его икону и день его молит­вен­ной памяти.

Но не всеми име­нами при­нято наре­кать мла­ден­цем. Почте­нием к святым именам Гос­пода и Бого­ро­дицы объ­яс­ня­ется то, что в пра­во­слав­ной тра­ди­ции не при­нято давать имена «Иисус» и «Мария» в честь своих боже­ствен­ных носи­те­лей. Всех пра­во­слав­ных «Марий» до сих пор назы­вают в честь св. Марии Маг­да­лины, а редкое мона­ше­ское имя «Иисус» при­сва­и­ва­ется не в память Гос­пода нашего Иисуса Христа, а вет­хо­за­вет­ного пра­вед­ника Иисуса Навина.

Спра­вед­ли­во­сти ради отме­тим, что многие кано­ни­че­ские имена, есте­ственно зву­ча­щие на гре­че­ском, напри­мер, языке, тоже вряд ли жела­тельны для совре­мен­ных рус­ских детей по при­чине их небла­го­зву­чия, даже если они попа­дают на день рож­де­ния или кре­ще­ния ребенка.

Такие при­меры мно­го­чис­ленны: муж­ские — Вара­дат, Горазд, Евпроб, Екзу­пе­ран­ций, Епа­ф­ро­дит, Иакис­хол, Исту­ка­рий, Каздой, Кастри­хий, Кукша, Мар­да­рий, Медула, Мел­хи­се­дек, Пав­си­ка­кий, Пам­фа­лон, Пар­фа­гапа, При­ми­тив, Сасо­ний, Соси­патр, Соссий, Тиранн, Усфа­зан, Фар­му­фий, Худион, Хуз­да­зат и другие. Жен­ские — Андро­пе­ла­гия, Дене­го­тия, Дро­сида, Екзу­пе­рия, Каздоя, Мар­ти­рия, Мастри­дия, Проску­дия, Соси­па­тра, Фео­пи­стия, Хри­со­плока, Хри­сто­дула, Яздунд­окта и другие.

Роди­тели должны пом­нить, что для их ребенка экзо­ти­че­ски зву­ча­щее имя может стать тяже­лым бре­ме­нем, опре­де­ля­ю­щим чрез­мер­ную замкну­тость или напро­тив, вынуж­денно агрес­сив­ный образ жизни. Поэтому при выборе неожи­данно зву­ча­щего имени стоит про­явить муд­рость и осмот­ри­тель­ность, посо­ве­то­ваться с род­ными и свя­щен­ни­ком.

Как лас­ково звать малыша, наре­чен­ного, напри­мер, Гор­дием? «Горя» или «Гадя»?

Будет неспра­вед­ливо вспо­ми­ная о имени Бога не упо­мя­нуть об одном важном моменте, свя­зан­ном с этим именем.

Мы уже гово­рили о молитве Иису­со­вой, как о посто­ян­ном и бла­го­дат­ном повто­ре­нии обра­ще­ния ко Гос­поду. В начале XX века в пра­во­слав­ном мона­ше­стве воз­никло харак­тер­ное тече­ние — имя­с­лавцы, кото­рые утвер­ждали, что в Имени Божием скрыто при­сут­ствие Бога, сила и энер­гия, исхо­дя­щая от Самого Гос­пода. В крат­кой форме это поло­же­ние выра­жа­лось сло­вами: «Имя Божие есть Бог». В имя­с­ла­вии Имя мыс­ли­лось как мост, соеди­ня­ю­щий небес­ное и земное.

Это учение в край­них своих формах было офи­ци­ально осуж­дено Цер­ко­вью, но, тем не менее, имя­с­лавцы успели ока­зать силь­ное вли­я­ние на рус­скую фило­со­фию начала века. Напри­мер А.Ф.Лосев в 20‑х годах напи­сал работу «Фило­со­фия имени», где дал глу­бо­кий анализ «мира как имени». Лосев пишет: «В любви мы повто­ряем имя и взы­ваем к люби­мому через имя. В нена­ви­сти мы хулим и уни­жаем нена­ви­ди­мое через его имя. И молимся мы и про­кли­наем через имена, через про­из­не­се­ние имени… Именем и сло­вами создан и дер­жится мир. Имя носит на себе каждое живое суще­ство. Именем и сло­вами живут народы, сдви­га­ются с места мил­ли­оны людей».

Про­ис­хож­де­ние рус­ского пра­во­слав­ного име­но­слова

Первый обшир­ный пласт рус­ских имен возник в дохри­сти­ан­скую эпоху, то есть до X века.

Так же, как и в других куль­ту­рах, при­чины воз­ник­но­ве­ния того или иного имени могли быть самыми раз­лич­ными. Помимо рели­ги­оз­ных моти­вов, играли роль обсто­я­тель­ства рож­де­ния, внеш­ний облик, харак­тер и т. д.

Имена со сла­вян­ским кор­нями про­слав­ляли солнце (Яро­слав — сла­вя­щий солнце, т.е. Ярилу), мир (Вла­ди­мир — т. е. вла­де­ю­щим миром), свет, силу и прочие доми­нанты духов­ного мира дохри­сти­ан­ских языч­ни­ков.

Скан­ди­нав­ские имена (Ольга — Хельга) также напо­ми­нали их носи­те­лям о гроз­ных силах при­роды, опре­де­ля­ю­щих жизнь чело­века.

Позд­нее, после Кре­ще­ния Руси, эти имена, порой трудно отли­чи­мые от про­звищ, сосу­ще­ство­вали с хри­сти­ан­скими кален­дар­ными име­нами (вплоть до XVII века). Напри­мер, рав­ноап­о­столь­ный князь Вла­ди­мир принял в Святом Кре­ще­нии имя Васи­лий, однако широко изве­стен он именно под своим преж­ним именем.

Помимо основ­ного имени у людей часто бывали и про­звища, кото­рые имели даже свя­щен­ники. Бывало, что один чело­век мог иметь целых три личных имени: «про­звищ­ное» и два кре­стиль­ных имени (одно — явное, другое — пота­ен­ное, извест­ное лишь духов­нику).

Когда хри­сти­ан­ский име­но­слов пол­но­стью вытес­нил дохри­сти­ан­ские «про­звищ­ные» имена, они не ушли от нас насо­всем, перейдя в другой класс имен — в фами­лии (напр. Некра­сов, Жданов, Най­де­нов). Неко­то­рые дохри­сти­ан­ские имена кано­ни­зи­ро­ван­ных рус­ских святых впо­след­ствии стали кален­дар­ными (напр. Яро­слав, Вяче­слав, Вла­ди­мир).

С при­ня­тием хри­сти­ан­ства Русь обо­га­ти­лась име­но­сло­вом всей чело­ве­че­ской циви­ли­за­ции: с визан­тий­скими свят­цами к нам пришли гре­че­ские, еврей­ские, рим­ские и иные имена. Со вре­ме­нем эти имена обру­сели, да так сильно, что самими рус­скими име­нами стали древ­не­ев­рей­ские — Иван да Марья. Вместе с тем сле­дует иметь в виду высо­кую мысль о. Павла Фло­рен­ского: «нет имен ни еврей­ских, ни гре­че­ских, ни латин­ских, ни рус­ских — есть только имена обще­че­ло­ве­че­ские, общее досто­я­ние чело­ве­че­ства».

Каждой дате меся­це­слова соот­вет­ствует празд­но­ва­ние памяти тех или иных святых. Осно­ва­ние выбора даты могут быть раз­лич­ными: день кон­чины, кано­ни­за­ции, обре­те­ния мощей, посвя­ще­ния храма и проч.

Фор­ми­ро­ва­ние меся­це­слова, начав­ше­еся с первых веков хри­сти­ан­ства, про­дол­жа­ется и доныне кано­ни­за­ци­он­ными актами Пра­во­слав­ной Церкви.

Кано­ни­че­ское напи­са­ние имен иногда под­вер­га­лось исправ­ле­нию. Самые зна­чи­тель­ные исправ­ле­ния про­изо­шли во время реформы пат­ри­арха Никона в 1670‑х годах.

После­ре­во­лю­ци­он­ная исто­рия рус­ских имен скла­ды­ва­лась дра­ма­тично: в соот­вет­ствии с общей кам­па­нией по борьбе с рели­гией во всех её про­яв­ле­ниях про­во­ди­лась мас­со­вая кам­па­ния «дехри­сти­а­ни­за­ции» име­но­слова.

Рево­лю­ци­он­ное мра­ко­бе­сие неко­то­рых слоев обще­ства, соче­та­е­мое с жест­кой госу­дар­ствен­ной поли­ти­кой, было направ­лено на пере­устрой­ство, а значит — и на пере­име­но­ва­ние мира. Вместе с пере­име­но­ва­нием страны, ее горо­дов и улиц, пере­име­но­вы­ва­лись и люди. Состав­ля­лись «крас­ные святцы», выду­мы­ва­лись новые, «рево­лю­ци­он­ные» имена, многие из кото­рых теперь звучат просто как курьезы (напр. «Мален­тро», т.е. Маркс, Ленин, Троц­кий; «Даз­дра­перма», т.е. Да здрав­ствует Пер­во­май, «Вилен» т.е. В.И. Ленин и т.д.).

Спра­вед­ли­во­сти ради надо отме­тить, что про­цесс рево­лю­ци­он­ного имят­вор­че­ства, харак­тер­ный для идео­ло­ги­че­ских рево­лю­ций вообще (он был изве­стен и во Фран­ции в конце XVIII века, и в рес­пуб­ли­кан­ской Испа­нии, и в стра­нах быв­шего «соци­а­ли­сти­че­ского лагеря») про­дол­жался в Совет­ской России недолго, около деся­ти­ле­тия (20–30‑е годы). Вскоре эти имена стали досто­я­нием исто­рии — здесь уместно вспом­нить другую мысль о.Павла Фло­рен­ского: «имена не при­ду­ма­ешь», в том смысле, что они «наи­бо­лее устой­чи­вый факт куль­туры и важ­ней­ший из ее устоев».

Но, тем не менее, совет­ская деса­кра­ли­за­ция имен сде­лала свое дело. И в наши дни мало кто из носи­те­лей имен даже вели­ких святых что либо знает о своих небес­ных покро­ви­те­лях или в той или иной сте­пени чтит их память.

Раз­де­ле­ние зву­ча­ния имени, его поверх­ност­ного смысла и смыс­ло­вого напол­не­ния, то есть бла­го­го­вей­ного соот­не­се­ния своей жизни с жизнью свя­того, при­вело и к широ­кому заим­ство­ва­нию имен из других куль­тур — западно-евро­пей­ских (напр. Аль­берт, Вик­то­рия, Жанна) и обще­сла­вян­ских хри­сти­ан­ских имен (напр. Ста­ни­слав, Бро­ни­слава), имен из гре­че­ской и рим­ской мифо­ло­гии и исто­рии (напр. Авре­лий, Афро­дита, Венера) и т.д.

Имя пере­стало быть глу­бо­ким, стало носить лишь харак­тер бирки. И хотя рус­ское обще­ство опять воз­вра­ща­ется к кален­дар­ным именам, но «дехри­сти­а­ни­за­ция» и пере­рыв в тра­ди­ции при­вели к необы­чай­ному оску­де­нию совре­мен­ного име­но­слова, состо­я­щего ныне всего лишь из несколь­ких десят­ков имен. Конечно, не обо­шлось тут и без есте­ствен­ного стрем­ле­ния «мас­со­вых куль­тур» к усред­не­нию и стан­дар­ти­за­ции.

Старые тра­ди­ции празд­но­ва­ния именин

Как мы уже гово­рили, на Руси обычай давать второе — кре­щаль­ное имя, вос­хо­дит к X веку, ко вре­мени Кре­ще­ния Руси.

Несмотря на то, что день памяти своего свя­того с древ­но­сти отме­чался молит­вой в храме и при­ча­ще­нием святых Хри­сто­вых Таин, что отра­жено и в раз­лич­ных лето­пи­сях и даже Кати­хи­зи­сах, широ­кое празд­но­ва­ние именин нача­лось на Руси при­мерно с XVII века.

По обычаю, семья варила пиво, пекла име­нин­нику калачи, кара­ваи. С утра име­нин­ник с род­ными ходил в цер­ковь, при­ча­щался, ставил свечи, при­кла­ды­вался к иконе с ликом своего небес­ного покро­ви­теля и зака­зы­вал моле­бен за здра­вие. Днем дру­зьям и род­ствен­ни­кам раз­но­си­лись име­нин­ные пироги, причем часто начинка и вели­чина пирога имела особый смысл, опре­де­ля­е­мый харак­те­ром отно­ше­ний име­нин­ника и его близ­ких. А вече­ром при­хо­дили гости, и устра­и­вался празд­нич­ный ужин с пес­нями.

Осо­бенно пышно справ­ля­лись цар­ские име­нины (день Тезо­име­нит­ства), кото­рые счи­та­лись госу­дар­ствен­ным празд­ни­ком. В этот день бояре и при­двор­ные явля­лись к цар­скому двору с тем, чтобы под­не­сти подарки и при­нять уча­стие в празд­нич­ном пире, за кото­рым пели мно­го­ле­тие. Иногда царь само­лично раз­да­вал пироги. Народу раз­но­си­лись огром­ные име­нин­ные калачи. Позд­нее появи­лись другие тра­ди­ции: воен­ные парады, фей­ер­верки, иллю­ми­на­ция, щиты с импе­ра­тор­скими вен­зе­лями.

После рево­лю­ции с име­ни­нами начали серьез­ную и пла­но­мер­ную идео­ло­ги­че­скую борьбу: обряд кре­ще­ния был при­знан контр­ре­во­лю­ци­он­ным, более того, в 20–30‑х годах празд­но­ва­ние именин под­вер­га­лось офи­ци­аль­ному гоне­нию.

Диавол лишен дара твор­че­ства, поэтому вместо созда­ния чего либо соб­ствен­ного совет­ская власть лишь извра­тили цер­ков­ные обычаи. Все­лен­ские соборы были спа­ро­ди­ро­ваны съез­дами ком­му­ни­сти­че­ской партии, иконы — повсе­мест­ными порт­ре­тами вождей, погре­бе­ние — граж­дан­ской пани­хи­дой. Также и Кре­ще­ние попы­та­лись заме­нить на особый ритуал — «октяб­рины» и «звез­дины», при кото­ром ново­рож­ден­ного в стро­гой после­до­ва­тель­но­сти поздрав­ляли октяб­ре­нок, пионер, ком­со­мо­лец, ком­му­нист, «почет­ные роди­тели». Иногда мла­денца сим­во­ли­че­ски зачис­ляли в проф­союз и проч.

Борьба с «пере­жит­ками» дохо­дила до анек­до­ти­че­ских край­но­стей: так, в 20‑х годах цен­зура запре­тила «Муху-Цоко­туху» К. Чуков­ского за «про­па­ганду именин».

Как и многие другие куль­тур­ные тра­ди­ции, послед­ние деся­ти­ле­тия нахо­ди­лось в забве­нии, Правда, иско­ре­нить веко­вые народ­ные при­вычки ока­за­лось трудно: до сих пор на день рож­де­ния поздрав­ляют име­нин­ника, а если винов­ник тор­же­ства совсем юн, поют песенку: «как на … име­нины испекли мы кара­вай».

Но все воз­вра­ща­ется на круги своя, и мы вновь поздрав­ляем наших родных и зна­ко­мых с Днем Ангела (это назва­ние именин напо­ми­нает о том, что в ста­рину небес­ных покро­ви­те­лей иногда назы­вали Анге­лами их земных тезок; нельзя, однако, сме­ши­вать святых покро­ви­те­лей с Анге­лами-Хра­ни­те­лями, посы­ла­е­мыми для попе­че­ния и охра­не­ния людей). Тра­ди­ци­онно День Ангела отно­сят на тот день памяти соимен­ного (тезо­име­ни­того) свя­того, кото­рый сле­дует непо­сред­ственно за днем рож­де­ния, хотя суще­ствует и тра­ди­ция празд­но­ва­ния именин в день памяти самого про­слав­лен­ного соимен­ного свя­того, напри­мер, Св. Нико­лая Чудо­творца, апо­стола Петра, Св. Алек­сандра Нев­ского и т. д.

Обя­зан­но­сти крест­ных

Во время таин­ства Кре­ще­ния мла­де­нец не может само­сто­я­тельно обе­щать оста­ваться верным Богу в тече­ние всей своей жизни. Поэтому кре­щаль­ные обеты дают за него его крест­ные роди­тели. Эти люди (как пра­вила совер­шен­но­лет­ние муж­чина и жен­щина) должны быть доста­точно воцер­ко­в­лен­ными людьми, искренне и осмыс­ленно веру­ю­щими.

В их задачу входит вос­пи­та­ние мла­денца в вере и бла­го­че­стии, любви к Храму Божию. Они должны сле­дить за регу­ляр­ным при­ча­ще­нием мла­денца, дарить на День Ангела подарки, иным обра­зом участ­во­вать в жизни семьи ребенка. Иными сло­вами в лице крест­ных семья полу­чает новых род­ствен­ни­ков по духу. Это род­ство может быть и крепче уз плот­ского род­ства.

Отсюда видно, какие высо­кие тре­бо­ва­ния пред­ла­гает Цер­ковь для крест­ных роди­те­лей. Но всегда ли мы руко­вод­ству­емся этими тре­бо­ва­ни­ями при выборе крест­ных роди­те­лей для своих детей? Не часто ли крест­ными ста­но­вятся слу­чай­ные, прак­ти­че­ски неве­ру­ю­щие люди, кото­рые ни себе ни тем более наших детей не спо­собны вос­пи­тать духовно и достойно?

Посто­янно крест­ные забы­вают даже о том, что надо дарить подарки на день рож­де­ния, день Ангела и самое глав­ное — при этом надо за крест­ни­ков молиться, давать настав­ле­ния в духов­ной жизни.

Родня, выби­рая крест­ных, часто думает о мате­ри­аль­ной выгоде, совер­шенно не пони­мая, что крест­ный — это духов­ный настав­ник, кото­рый будет за ребенка молиться.

Но сего­дня при­ходя кре­стить ребенка, мало кто инте­ре­су­ется, в честь какого свя­того назван ребе­нок, отсюда даже и не знают, когда у него День Ангела, когда отме­чать име­нины, и как это делать.

О празд­но­ва­нии именин сего­дня

Мы сего­дня много гово­рим о воз­рож­де­нии семьи. Это насущ­ная про­блема, коре­ня­ща­яся не только в финан­со­вых и мате­ри­аль­ных труд­но­стях. Очень важна духов­ная состав­ля­ю­щая миро­воз­зре­ния моло­дых людей, отнять кото­рую сего­дня так стре­мятся раз­но­маст­ные «борцы за права и сво­боду чело­века». Не секрет, что много детей в мало­обес­пе­чен­ных семьях, а бога­тые люди пре­зри­тельно пред­по­чи­тают «не пло­дить нищету».

Необ­хо­димо напом­нить обще­ству, что жизнь чело­века, зацик­лен­ная только на удо­вле­тво­ре­ние соб­ствен­ных потреб­но­стей, обре­чена на забве­ние, потому что не при­вита к веч­но­сти.

Необ­хо­димо осмыс­лить духов­ное зна­че­ние нашей жизни, вер­нуть бла­го­дат­ный смысл нашим именам. И воз­рож­де­ние тра­ди­ции празд­но­вать кре­щен­ным людям име­нины — пре­крас­ный повод, иде­аль­ный празд­ник для укреп­ле­ния семьи, заме­ча­тель­ная тра­ди­ция, кото­рую надо вспом­нить и насаж­дать.

Ведь исто­рия семьи в отли­чие от исто­рии нашего Оте­че­ства, пишется такими неболь­шими и непри­мет­ными вещами и собы­ти­ями. Куда более мелкие тра­ди­ции бережно хра­нятся и отме­ча­ются в семьях. А это — повод самый тор­же­ствен­ный, самый святой. Это особый дет­ский празд­ник, свое­об­раз­ный Новый Год ребенка. Уж куда лучше, чем мнимые и чрез­мерно поли­ти­зи­ро­ван­ные празд­ники 1 мая, 8 марта.

Если мы хоть по факту кре­ще­ния при­знаем себя пра­во­слав­ными, то надо при­учать ребенка с дет­ства молиться своему свя­тому, отме­чать день памяти этих святых при­лично случаю, бла­го­че­стиво под­ра­жая нашим пред­кам.

В этот день обя­за­тельно надо при­ча­ститься, да и вообще взять за обычай всякое празд­но­ва­ние и всякое доброе дело начи­нать молит­вой в храме и при­ча­ще­нием. А затем в удоб­ное время собрать родных и близ­ких за празд­нич­ным столом, за кото­рым должно быть много весе­лья, но мало пьян­ства.

Бес­цен­ной семей­ной релик­вией должны быть кре­щаль­ная одежда и кре­стиль­ный кре­стик, кото­рый надо бережно хра­нить всю жизнь.

Заду­мы­ва­лись ли Вы, как много в жизни зави­сит от Вашего имени? Оно как зерно дается нам в надежде, что мы вырас­тем в меру наших слав­ных пред­ков или даже пре­вы­сим их свер­ше­ния.

Наше имя через упо­треб­ле­ние в Таин­ствах при­вя­зы­вает нас к веч­но­сти, если только мы осо­знаем это и стре­мимся своей жизнью это пока­зать.

Наше имя сви­де­тель­ствует о надежде на пре­об­ра­же­ние нашей жизни, пока так дале­кой от данных нами при кре­ще­нии обе­ща­ний.

Оно дает нам эти важные каче­ства, опре­де­ляет наши стрем­ле­ния и свер­ше­ния. Оно звучит для нас с рож­де­ния всю жизнь. Оно часть нашей лич­но­сти. Бере­гите его и почи­тайте Того и тех, в честь кого мы, хри­сти­ане, названы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *