Что такое демократия в истории простыми словами
Что такое демократия простыми словами, её история в мире
Демократия простыми словами — это такой политический режим, где народ управляет своей жизнью, влияет на все государственные события и решения путём голосования. Термин происходит от греческого слова «народовластие». Это политическое убеждение сейчас особенно популярно в западных странах.
Черты демократии
Этот государственный строй имеет несколько отличительных особенностей:
Людей, которые верят во всеобщее равенство, независимость и свободу, называют демократами.
История демократии
Известно, что демократический режим появился около 500 года до н.э. в Древнем Риме и Древней Греции, а также в немногих городах Древней Руси. Тогда существовало собрание, которое включало в себя всё население. По сути, собрание являлось тремя ветвями власти: законодательной, судебной и исполнительной. Только туда не входили женщины, чужеземцы и рабы. Они не обладали никакими политическими правами и не могли участвовать в жизни государства, в котором жили.
Афины считаются главным образцом демократического города. Жребий был основным методом при выборе лица для исполнения общественных обязанностей. Все граждане имели равные права быть избранными благодаря этому методу. Считалось, что любой кандидат имел возможность хотя бы раз в жизни получить высокую должность.
Можно догадаться, что правительство не одобряло демократию ведь ему приходилось делиться своей силой и властью с народом (например, в Древнем Риме элита и зажиточные слои выжили её из системы).
Уже с самого начала в древние времена равноправие не принимали всерьёз и часто подвергали критике. Даже сам Платон считал демократию «властью завистливых бедняков». По его словам, излишнее народовластие неминуемо приводит к тирании.
Аристотель тоже не принимал такую политическую систему и называл её худшей властью, так как в результате демократия могла привести к господству толпы или плебократии.
Пусть и древняя демократия пала, это не означало, что её история на этом закончилась. Народоправство имеет продолжение в Европе. Важную роль сыграли теории об обычных, религиозных и естественных правах человека. Это было способом ограничения своеволия действующих властей. Народовластие было удобно государям, когда они хотели получить поддержку от всех сословий.
В 600-1000 гг. в Скандинавских странах пользовались популярностью местные собрания. В них принимали участие свободные жители, которые решали стоит ли принимать те или иные законы, а также выбирали короля. Даже у викингов была распространена демократия – они избирали вождей, одобряли или не принимали законы, а также клялись в верности канонам.
Продолжение развития демократии
В 19 веке в Эпоху Просвещения, Французская и Американская революции перевернули представления просветлённых умов и общественности о правах и равенстве как среди граждан, так и политических деятелей. Во многих государствах стали проявляться политических плюрализм, верховенство власти и свобода слова. В странах, где господствовал коммунистический режим, приняли принципы народовластия, заговорили о всеобщем классовом единстве.
Сейчас значение демократии немного изменено. Она больше не является властью граждан. Государство теперь учитывает мнение народа и на основе этого принимает решение.
Увеличение числа равноправных граждан
До 20 века количество людей, обладавших полными правами, не доходил и до отметки в 5% по всему миру. Однако на современном этапе число стран с демократическим режимом растёт с каждым днём. Такого ещё не было за всю историю.
@Nextgov
Демократия — что это такое, зачем нужна и как работает.
Демократия – это термин который применяется к описанию политической системы управления государством, идее и концепции, основанной на принципах народной власти. Буквально, слово «демократия«, переводится как «власть народа» и имеет Древнегреческое происхождение, ведь именно там сформировались и были реализованы основные идеи демократической концепции управления.
Что такое демократия простыми словами – краткое определение.
Простыми словами, демократия – это система управления государством, источником власти в которой является сам народ. Именно народ решает, какие законы и нормы необходимы для гармоничного существования и развития государства. Таким образом, каждый человек в демократическом обществе получает определенный набор свобод и обязательств сформированных с учетом интересов всего сообщества. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что демократия – это возможность для каждого человека свободно участвовать в непосредственном управлении своим государством, обществом и личной судьбой в конечном счете.
Формы демократии.
Узнав определения термина «демократия», закономерно возникают вопросы типа: «А как именно, народ управляет государством?» и «Какие существуют формы и способы демократического управления?».
В данный момент существует две основные концепции осуществления народной власти в демократическом обществе. Это: «Непосредственная демократия» и «Представительная демократия».
Непосредственная (прямая) демократия.
Прямая демократия – это система при которой все решения принимаются непосредственно самим народом через его прямое волеизъявление. Данная процедура становится возможной благодаря проведению различных референдумов и опросов. К примеру, это может выглядеть следующим образом: В государстве «N», нужно принять закон о запрете употребления алкогольных напитков в определенное время. Для этого проводится референдум, на котором жители голосуют «За» или «Против» данного закона. Решение о том будет ли принят закон или нет, формируется исходя из того как проголосовало большинство граждан.
Стоит отметить, что с учетом развития современных технологий, подобные референдумы могут проходить довольно быстро и эффективно. Дело в том, что практически все граждане обладают современными гаджетами (смартфонами) с помощью которых и можно проводить голосование. Но, вероятней всего, прямой демократией государства пользоваться не будут, по крайней мере в полном объеме. Это связано с тем, что непосредственная демократия имеет ряд проблем, о которых мы поговорим ниже.
Проблемы прямой демократии.
К основным проблемам прямой демократии можно отнести такой аспект как: количество людей. Дело в том, что принцип постоянного прямого народного управления возможен только в относительно небольших социальных группах где возможны постоянные обсуждения и компромиссы. В противном случаи, решения всегда будут приниматься в угоду настроениям большинства, не учитывая мнение меньшинства. Из этого следует, что решения могут быть приняты на основе симпатий большинства, а не на логичных и обоснованных мнениях меньшинства. В этом и заключается главная проблема. Дело в том, что по факту, не все граждане являются, так сказать политически и экономически грамотными. Соответственно, что в большинстве случаев, принятые ими (большинством) решения будут заранее неверными. Если уж говорить совсем простыми словами, то будет не верно доверять управление важными политическими и экономическими делами, людям, которые в этом не разбираются.
Представительная (репрезентативная) демократия.
Представительная демократия – это самый распространенный вид управления государством, при котором люди делегируют часть своих полномочий избранным на выборах специалистам. Простыми словами, репрезентативная демократия – это когда люди выбирают себе власть путем народных выборов, и уже потом на избранную власть ложатся обязательства по управлению страной. Люди в свою очередь оставляют за собой право контролировать власть используя различные рычаги влияния: импичмент, отставка правительства (чиновника), революция, люстрация, референдум, и тому подобное.
На данном этапе развития человеческого общества, именно Представительная демократия показывает себя самым эффективным способом управления, но и она не лишена недостатков. К основным проблемам данной формы можно отнести: бюрократию, популизм, коррупцию, узурпацию власти и другие неприятные моменты. Именно для предотвращения таких проблем, общество всегда должно быть активным и постоянно держать власть под контролем.
Суть и принципы демократии. Условия и признаки демократии.
Переходя к данному относительно большому разделу, в первую очередь стоит перечислить основные моменты или так называемые «столпы» на которых базируется вся концепция демократии.
Основные столпы на которых базируется демократия:
Итак, ознакомившись с базисом, можно переходить к разбору концепции в более мелких деталях.
Из чего состоит демократия.
Для лучшего понимания всех ключевых моментов демократии следует разложить концепцию на основные ключевые элементы. Всего их четыре, это:
Образно говоря, сейчас мы в подробности разберем вышеперечисленные пункты и выясним какие должны быть условия для процветания демократии.
Политическая система и система выборов.
Активность граждан в политической и социальной жизни государства.
Защита прав граждан.
Верховенство права.
Требования к обществу для нормальной работы демократической системы.
В итоге, хотелось бы закончить данную статью словами действительно великого человека – Уинстона Черчилля. Однажды он сказал:
«Демократия — наихудшая форма правления, за исключением всех остальных, которые пробовались время от времени.»
И судя по всему, он был прав.
Что такое демократия и зачем она нужна
Понятие демократии, то есть «власти народа», очень размытое. Систем демократии очень большое количество – от прямой демократии до рассмотрения установления диктатуры как изъявления воли народа. Поэтому нам нужно чётко сформулировать, что социал-демократы подразумевают под демократией.
Социал-демократы, как это ясно из названия идеологии, выступают за демократию, однако тут важно уточнить, о какой демократии идёт речь и что входит в это понятие. Ведь при желании можно придумать какую угодно демагогию – например, что диктатор выражает волю народа, а значит народ управляет через него, то есть диктатура – это демократия. Чтобы не попадаться на такой ловкий словесный маскарад, нам и нужно знать, что такое демократия.
Как мы уже отмечали, даже современные демократические системы, о которых пойдёт здесь речь, порой оказываются неспособны эффективно выражать интересы большей части граждан. Это не значит, что демократические институты не работают — это значит, что их недостаточно и их нужно дополнять (путь к чему мы наметили в статье об осознанной демократии), но и обойтись без них невозможно.
Что такое демократия
В реальной жизни демократия не является народовластием, поскольку весь народ не может выполнять функции политического властвования. Под демократией понимают форму правления государства, характеризующуюся признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений и признанием ценности мнений, интересов меньшинства, выборностью основных органов государства и другими характерными признаками, основным из которых выступает соблюдение прав и свобод человека.
Демократические «правила игры»
Как верно отмечено в словаре по политологии, демократия подразумевает наличие определённого набора институтов. Без атрибутов этого набора она не может являться демократией. Чем шире этот набор представлен – тем в большей степени можно говорить о наличии демократии. Частично они перечислены в программном документе ООН «Демократия и права человека»:
Верховенство права
Демократия и права человека. Роль Организации Объединённых Наций
Демократические законы
Для осуществления демократии нужен также набор разумных законов, её защищающих. Потому что если реализовано верховенство права, но нет, скажем, закона, устанавливающего наказание за фальсификацию выборов, то это значит, что их можно фальсифицировать, даже несмотря на реализацию верховенства права, что также приводит к отсутствию демократии.
Где принимаются глупые законы, которые не могут исполняться на практике, и где демократия не защищена разумными законами, тяжело говорить о реализации демократии
Многопартийность
Граждане должны иметь возможность создавать свои партии, причём без существенных бюрократических барьеров – на случай, если имеющиеся партии не выражают их воли. Тут имеет значение практически всё, что отражено в законодательстве о политических партиях – от необходимого количества подписей для регистрации до условий ликвидации. Лучшим в этом отношении будет то законодательство, при котором более-менее значимая группа единомышленников (в случае современной России, это, скажем, тысяча человек из определённого количества разных регионов) имеет возможность в краткие сроки (2-3 месяца) зарегистрировать партию, имеющую возможность принимать участие в выборах в парламент.
Как выглядит демократический многопартийный парламент на примере шведского Риксдага
Действительно, если народ не имеет права свободно создавать свои политические партии для участия в выборах, то при вырождении имеющихся партий он фактически лишён власти и возможности влиять на политику (отдельного человека система может легко «задавить», с организованными же в партию людьми гораздо сложнее бороться). Ни о какой демократии в этом случае говорить не приходится.
Сильная оппозиция
Если оппозиционных партий много, но все они либо по большей части копируют ценности и программу правящей, либо представляют собой малочисленные и небольшие организации, вряд ли можно говорить о наличии демократии. Мы уже разбирали в статье о том, почему одни страны богатые, а другие бедные, почему сильная оппозиция является одним из важнейших инклюзивных институтов. Кандидат политических наук Кирилл Пономарёв отмечает:
Политическая оппозиция или реальная возможность её существования является атрибутивной характеристикой демократического режима.
Сменяемость власти
Всеобщее избирательное право
Если у нас нет всеобщего избирательного права, это значит, что кто-то определяет, кому давать право голоса, а кому нет. Таким образом, это легко может стать не властью народа, а властью того, кто определяет, кому давать право голоса. Таким образом, мы снова скатываемся в управляемую демократию, по сути – в диктатуру. Кроме того, если часть граждан имеет избирательное право, а часть не имеет, это означает, что первая часть оказывается привилегированной, и это один из атрибутов неравенства. Избирательные цензы создают неравенство, являются одним из инструментов для создания новых элит.
Свобода СМИ
Американский опыт первой половины ХХ века показывает также важнейшую роль свободных СМИ в формировании благотворной обратной связи. В 1906 году президент Рузвельт ввёл в обиход термин «разгребатель грязи» (muckraker), намекающий на одного из персонажей «Путешествия пилигрима» Джона Баньяна. «Разгребателями грязи» Рузвельт называл газетчиков, которые казались ему слишком навязчивыми. Слово прижилось и стало обозначать журналистов — пусть и навязчивых, но эффективных, — которые вытаскивали на свет тёмные дела «баронов-разбойников», включая подкуп местных и федеральных политиков. Пожалуй, самой знаменитой «разгребательницей грязи» была Ида Тарбелл, чья вышедшая в 1904 году книга «История компании Standard Oil» сыграла ключевую роль в том, что общественное мнение было настроено против Рокфеллера и его бизнеса, и в конце концов это привело к расформированию Standard Oil в 1911 году. Ещё один известный «разгребатель» — адвокат и литератор Луис Брендайс, которого президент Вильсон впоследствии назначил председателем Верховного суда. Брендайс в своей книге «Чужие деньги и как банкиры их используют» исследовал ряд финансовых скандалов, и эти исследования оказали большое влияние на деятельность «Комитета Паджо». Газетный магнат Уильям Рэндольф Хёрст также играл заметную роль в «разгребании грязи». В 1906 году он разместил в своем журнале Cosmopolitan серию статей Дэвида Грэма Филлипса под общим названием «Измена Сената», которая положила начало кампании за прямые выборы в Сенат — ещё одна ключевая реформа «прогрессистов», ставшая реальностью с принятием Семнадцатой поправки к Конституции США (1913).
Свободные СМИ – главный враг тех, кто хочет уничтожить демократию. Они способны разоблачать этих людей, критиковать, мобилизовать против них граждан. Свободные СМИ доносят до граждан информацию об оппозиции и её предложениях.
Частная собственность
Мы уже описывали в отдельной статье, почему гарантии прав частной собственности необходимы; они также многое значат для обеспечения демократии. Дело в том, что любой политической силе необходимо финансирование, и, если за оппозицией не стоит никаких собственников, то эта оппозиция будет нищей, а следовательно – слабой по отношению ко власти, следовательно – неспособной противостоять установлению диктатуры. И напротив, если вся собственность или большая её часть принадлежат государству, то номенклатура имеет все необходимые рычаги для установления диктатуры. В стране обязательно должны быть независимые от государства капиталы.
Минимальное неравенство
Свобода собраний и митингов
Свобода собраний в современной России. Фото Reuters и Сергея Карпухина
Если же такие ограничения не сняты, власти могут не давать разрешения на проведение мероприятия, могут давать разрешение на их проведение лишь в неудобном месте, и различными другими способами саботировать проведение мероприятий, выражающих волю народа.
Децентрализация власти
Такое разделение нужно для того, чтобы человек или группа людей, вознамерившиеся установить свою диктатуру, могли получать отпор (от неподконтрольных им и обладающих властью групп). В демократической системе такая номенклатурная группа исполнительной власти может, допустим, попробовать провести закон об ограничении свободы собраний, но встретит отпор со стороны сильной оппозиции, свободной прессы и вышедших на демонстрации масс. Этот отпор спровоцирует дебаты в парламенте – представленные в нём оппозиционные партии будут использовать поддержку прессы и масс для своего усиления, вплоть до отстранения номенклатурной группы от исполнительной власти. В случае же, если эта группа прибегнет к незаконным способам борьбы, в ход вступит судебная власть и эта группа может быть арестована.
В России 90-х годов не оказалось сильной оппозиции, не было минимального неравенства, и не было обеспечено разделение властей, поэтому она не смогла отойти от авторитаризма.
Почему демократия эффективнее авторитаризма
Демократия гораздо быстрее реагирует на необходимость изменений. Если что-то в политике и экономике государства работает плохо, свободные СМИ это выявляют, освещают и совместно с оппозицией вырабатывают варианты решения. Эти варианты решения могут быть как использованы властью, так и оппозицией для победы в выборах. Власть, которая не способна эффективно реагировать на назревшие изменения, сменяется на выборах.
При авторитаризме же нет подобных эффективных механизмов. Если при демократии власть некомпетентна – её реально поменять на выборах. Если без демократии она некомпетентна – поменять её почти нереально. Таким образом, проблемы общества будут накапливаться, и страна будет отставать в развитии от тех, чьи правительства быстрее реагируют на необходимость изменений. Кроме того, если не позволять оппозиционным силам приходить к власти законным путём, они придут к ней незаконным, то есть отсутствие демократии может привести к революции либо к подобию «дворцового переворота», когда к власти приходит не тот, кто смог убедить массы, а наиболее приспособленный к закулисным интригам. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Сталину удалось захватить власть — ведь большевики не создали современных демократических институтов сдерживания.
Демократия выгодна для всех политических сил страны, которые уверены в своей правоте и возможности победить честно. Она даёт возможность каждому движению честно победить на выборах и сформировать правительство в случае кризиса другого движения.
Поэтому страны, являющиеся лидерами рейтингов демократичности – например, индекса демократии от The Economist Intelligence Unit 25 – являются также лидерами по важнейшим показателям уровня жизни в стране (мы будем писать об этих показателях в отдельной статье, пока что же достаточно указать ИЧР 26 и другие показатели, о которых мы упомянули в статье с мифами о социал-демократах).
Страны мира по индексу демократии. Автор: Goemon, взято с commons.wikimedia.org
Демократические режимы постепенно вытесняют авторитарные, поскольку лучше справляются с политическими задачами. Вот, например, визуализация исследования портала Our World in Data 27 :
Демократии постепенно вытесняют авторитарные режимы
В исследовании Our World in Data делается вывод, что демократические страны богаче, люди в них более здоровы, и в них лучше защищаются права человека.
Вероятно, самое древнее крупное военное столкновение между демократией и авторитаризмом — это Марафонская битва, когда войско, состоявшее по большей части из граждан демократических Афин, разгромило значительно превосходившую его численно персидскую армию. Позднее последовала Пелопонесская война, в которой Афины громили авторитарную Спарту на начальном периоде, однако в итоге сами оказались разгромлены. Вновь силы демократии и авторитаризма столкнулись в Войнах первой коалиции, когда демократическая Франция одержала победу над целой коалицией монархических стран. В остальных случаях трудно говорить о чистых противостояниях демократии и авторитаризма. Можно лишь вспомнить так называемую «Холодную войну», в которой демократические государства доказали своё превосходство над авторитарным соцблоком. Причина превосходства демократии над авторитаризмом – в том, что демократия выражает интересы большинства граждан (в то время как авторитаризм – интересы узкой прослойки), в результате чего те проявляют больше старания и воли в борьбе, а также имеют больше пространства для творчества.
Кандидат экономических наук, научный руководитель Центра исследований модернизации Дмитрий Травин отмечает:
Демократия при решении экономических проблем, бесспорно, эффективнее авторитаризма в стабильном обществе с устоявшимися правовыми нормами. В частности, парламентская республика оказывается хорошим антикоррупционным инструментом, поскольку обладающая значительными правами оппозиция заинтересована в том, чтобы контролировать действия чиновников, которых назначили её политические противники.
Сама по себе демократия не способна сделать уровень жизни высоким, но это один из важных компонентов успеха. Если все остальные компоненты находятся на высоком уровне, то добиться высокого уровня жизни возможно и без демократии, однако случается это крайне редко и такие результаты недолговечны.
Демократия эффективнее реализовывает прогрессивные ценности, чем авторитаризм, и сама является одной из них, она в целом является более эффективной системой для развития страны. В демократических странах выше уровень жизни и свобод. Наконец, демократия нужна в первую очередь хотя бы для того, чтобы вы имели возможность сами решать свою судьбу, а не беспомощно наблюдали, как за вас это делает группа олигархов. То есть она является защитой от рабства. Одно это дорогого стоит. Поэтому одна из первоочерёдных задач социал-демократического движения – борьба за демократию, в том числе и за повышение её уровня.
Источники
Главный редактор и создатель «Логики прогресса». Искусствовед по образованию, состоял в нескольких различных левых оппозиционных движениях.
У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней
Редакция онлайн-журнала «Логика прогресса» разрешает комментарии, потому что не боится дискуссии и стремится к наиболее объективному отображению информации. Мы призываем всех присоединиться к обсуждениям, высказывать своё мнение и конструктивную критику.
Ещё исследование по теме:
https://carnegie.ru/commentary/59763