Что такое деловая карьера

Понятие, этапы и виды деловой карьеры

Что такое деловая карьера. Смотреть фото Что такое деловая карьера. Смотреть картинку Что такое деловая карьера. Картинка про Что такое деловая карьера. Фото Что такое деловая карьера Что такое деловая карьера. Смотреть фото Что такое деловая карьера. Смотреть картинку Что такое деловая карьера. Картинка про Что такое деловая карьера. Фото Что такое деловая карьера Что такое деловая карьера. Смотреть фото Что такое деловая карьера. Смотреть картинку Что такое деловая карьера. Картинка про Что такое деловая карьера. Фото Что такое деловая карьера Что такое деловая карьера. Смотреть фото Что такое деловая карьера. Смотреть картинку Что такое деловая карьера. Картинка про Что такое деловая карьера. Фото Что такое деловая карьера

Что такое деловая карьера. Смотреть фото Что такое деловая карьера. Смотреть картинку Что такое деловая карьера. Картинка про Что такое деловая карьера. Фото Что такое деловая карьера

Что такое деловая карьера. Смотреть фото Что такое деловая карьера. Смотреть картинку Что такое деловая карьера. Картинка про Что такое деловая карьера. Фото Что такое деловая карьера

Карьера деловая — поступательное продвижение чело­века в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, достиже­ние известности, славы, обогащения, например, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, вла­сти, большего количества денег.

Выделяют следующие виды деловой карьеры:

внутриорганизационная карьера — связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии вертикальной карьеры, горизонтальной карьеры, продвижения внутри организации, центростремительной карьеры;

межорганизационная карьера — вид карьеры, означающий, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, уход на пенсию;

карьера профессиональная (специализированная) — вид карьеры; характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные ее стадии;

карьера профессиональная (неспециализированная). Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на три года;

карьера вертикальная — подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда);

карьера горизонтальная — вид карьеры, предполагающий либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого, формального закрепления в организационной структуре;

карьера центростремительная (скрытая) — вид карьеры, когда происходит движение к ядру, руководству организа­ции, например приглашение работника на недоступные другим сотрудникам встречи, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации и т.п.

Этапы деловой карьеры — отрезки трудовой жизни человека в какой-либо сфере деятельности по пути достижения своих жизненных целей.

Предварительный этап включает учебу в школе, среднее и высшее образование и обычно длится до 25-28 лет. За этот период человек может сменить несколько мест учебы или различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяюще­го его потребности и отвечающего его возможностям.

Далее наступает этап становления — длится примерно пять лет, от 25 до 30 лет. В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости.

На этапе продвижения (длится от 30 до 45 лет) идет про­цесс роста квалификации, продвижения по службе. Накапли­ваются богатый практический опыт, навыки, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности.

Этап сохранения характеризуется действиями по закреп­лению достигнутых результатов и длится от 45 до 60 лет. НаЧто такое деловая карьера. Смотреть фото Что такое деловая карьера. Смотреть картинку Что такое деловая карьера. Картинка про Что такое деловая карьера. Фото Что такое деловая карьераЧто такое деловая карьера. Смотреть фото Что такое деловая карьера. Смотреть картинку Что такое деловая карьера. Картинка про Что такое деловая карьера. Фото Что такое деловая карьераступает пик совершенствования квалификации и происходит ее повышение в результате активной деятельности и специ­ального обучения. Этот период характеризуется творчест­вом, здесь также может быть подъем на новые служебные ступени.

Этап завершения длится от 60 до 65 лет. Здесь человек на­чинает всерьез задумываться об отдыхе, готовится к уходу на пенсию. В этот период идут активные поиски достойной заме­ны и обучение кандидата на освобождающуюся должность. Этот период характеризуется кризисом карьеры, такие люди все меньше получают удовлетворения от работы.

Источник

Деловая карьера и служебно-профессиональное продвижение

Что такое деловая карьера. Смотреть фото Что такое деловая карьера. Смотреть картинку Что такое деловая карьера. Картинка про Что такое деловая карьера. Фото Что такое деловая карьера

Деловая карьера и служебно-профессиональное продвижение

Содержание

Деловая карьера понятие и определение

Деловая карьера – это субъективно осознанные собственные поведение и позиция, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.

При этом необходимо соблюдение условия взаимной заинтересованности в развитии карьеры как предприятия, так и самого работника. Кроме того, карьера – мотивация к достижению успеха, знание самого себя, успех и самоотдача, самоконтроль и работоспособность, уверенность в себе и объективность и т. д.

Карьера работника – это процесс успешной самореализации руководителя или специалиста, который сопровождается социальным признанием и является результатом продвижения по служебной лестнице, что обеспечивает взаимный процесс предприятия и работника (при росте материального благополучия последнего).

Жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на карьеру, является частью карьеры.

Это продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, к примеру:

Понятие карьеры не означает только непременное и постоянное движение вверх организационной иерархии.

Виды деловой карьеры

Различают два вида карьеры:

Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития:

Эти стадии конкретный работник может пройти в разных организациях.

Наряду с профессиональной карьерой следует выделять внутриорганизационную. Она охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации.

Внутриорганизационная карьера реализуется в трех основных направлениях:

Цели деловой карьеры

Цели, которые ставит перед собой человек при поступлении на работу в организацию, очень важны, поскольку:

Только при этом условии можно правильно поставить цели карьеры.

Целью карьеры нельзя назвать область деятельности, определенную работу, должность, место на служебной лестнице. Цели деловой карьеры имеют более глубокое содержание и проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь эту конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей.

Цели деловой карьеры могут быть следующие:

Цели деловой карьеры меняются с возрастом, а также по мере того, как меняемся мы сами, с ростом нашей квалификации и т. д.

Формирование целей деловой карьеры это постоянный процесс.

Этапы деловой карьеры

В деловой карьере можно выделить несколько этапов:

Подготовительный (18 – 22 года):

Адаптационный этап (23 – 30 лет):

Стабилизационный этап карьеры (30 – 40 лет):

Здесь выяснены и укрепляются профессиональные цели, и на первый план выходит тщательное планирование карьеры:

Активность, направленная на содействие развитию.

Любые образовательные программы, которые кажутся необходимыми для достижения целей.

Этап консолидации карьеры (40 – 50 лет):

Этап зрелости карьеры (50 – 65 лет):

Подготовка к уходу на пенсию (60-65 лет):

Внутренняя оценка успешной и неуспешной карьеры происходит путем сопоставления реального положения вещей с личными целями и притязаниями человека, а внешняя основывается на мнении окружающих, занимаемой должности, статусе, влиятельности.

Эти оценки могут и не соответствовать друг другу, и тогда создается почва для развития внутриличностного конфликта, чреватого самыми неблагоприятными последствиями.

Пример возможного карьерного пути сотрудника представлен на рисунке 1:

Источник

Деловая карьера – терпенье, труд, воля к победе

Деловая карьера

Деловая карьера – это определенное движение человека, которое напрямую указывает на рост его профессионализма, заработной платы, социальной роли и так далее. Всего принято выделять несколько вариантов движения – это вертикальная и горизонтальная карьера. Познакомимся с ними поближе:

Какие варианты деловой карьеры есть?

Говоря о деловой карьере, логичнее говорить о карьере менеджера, нежели о карьере футболиста. В первом случае человек может расти как горизонтально, так и вертикально. Во втором случае речь может идти только о горизонтальном росте. Хотя парадоксален тот факт, что футболист может получать намного больше менеджера.

Специалисты в данной отрасли говорят, что есть четыре основных модели деловой карьеры, на основе которых уже будут базироваться другие варианты построения иерархии. Познакомимся с ними поближе:

Профессии сложные, профессии разные…

Не стоит забывать о том, что какие бы модели карьерного роста ни существовали, в каждой отдельной отрасли либо относительно каждой специфики работы как требования, так и рост могут отличаться.

Давайте рассмотрим пример. Если вас интересует карьера водителя, то первоначально, что необходимо сделать – получить права. Далее речь будет идти о выполнении основной работы на более низких уровнях. Работник будет оттачивать свои навыки и знания, уже после применять их на практике.

Возможен ли рост в этом направлении? Возможен, но, к сожалению, далеко не всегда. Многое зависит как от места жительства человека, так и от ресурсов, которыми он располагает. Можно ли сказать, что карьера водителя сложилась, если он управляет автомобилем президента? Однозначно можно!

Что такое деловая карьера. Смотреть фото Что такое деловая карьера. Смотреть картинку Что такое деловая карьера. Картинка про Что такое деловая карьера. Фото Что такое деловая карьераПоднимайтесь по карьерной лестнице уверенно

Но в это же время он должен иметь массу знаний и навыков, которые не касаются его непосредственной работы как человека, находящегося за рулем. Не исключено, что ему даже дополнительно понадобится окончить курсы экстремального вождения, отточить свои навыки. Однако пригодятся ли они ему на практике – сказать тяжело. Отметим, что в большинстве случаев подобного рода работа может быть связана с риском для жизни.

Что касается карьеры фигуристки, то здесь во многом само направление движения человека будут определять его родители еще с детства. К сожалению, далеко не факт, что человек действительно хочет развиваться в этой отрасли – быть может такое мнение было навязано ему извне. Причин, по которым человек может и дальше двигаться в этом направлении, существует много – от каких-то моральных принципов до сильного влияния в семье.

Что такое деловая карьера. Смотреть фото Что такое деловая карьера. Смотреть картинку Что такое деловая карьера. Картинка про Что такое деловая карьера. Фото Что такое деловая карьераКарьера фигуристки

Немалую роль могут играть и лавры, которые человек получает за выступления – памятные награды, всемирная известность, немалая оплата. К сожалению, карьера фигуристки может очень быстро закончиться, если будет получена профессиональная травма либо какое-то повреждение, препятствующее нормальному оттачиванию и выполнению элементов, выступлению на публике.

Спортсмены, как правило, очень рано выходят «на пенсию», что в большинстве своем связано с их проблемами со здоровьем. Многочасовые тренировки настолько изматывают организм, истощают хрящевую ткань, что человек к 40-45 годам может чувствовать себя лет на 10 старше.

Критерии оценки карьеры

Как же понять, добился ли человек успехов в карьере либо все его рвения были напрасны? Здесь необходимо понимать, действительно ли он ставил перед собой целью движение по карьерной лестнице и достижения.

Что такое деловая карьера. Смотреть фото Что такое деловая карьера. Смотреть картинку Что такое деловая карьера. Картинка про Что такое деловая карьера. Фото Что такое деловая карьераВсегда добивайся успехов в карьере

Какие варианты признания есть?

Работа в организации или самостоятельное плавание?

Многие люди говорят о том, что карьера в весьма большой и известной организации, является для них мечтой. Это возможность показать свои навыки, знания, умения, в это же время возможность получить достойную плату за такие старания. Другие же люди утверждают, что не терпят начальников над собой, а именно так и будет, если речь идет о работе в организации, фирме и так далее.

Что такое деловая карьера. Смотреть фото Что такое деловая карьера. Смотреть картинку Что такое деловая карьера. Картинка про Что такое деловая карьера. Фото Что такое деловая карьераЧеловек, который не привык видеть над собой начальника

Именно поэтому вы некоторые выбирают путь, на котором они не встретят над собой начальника, кроме налоговой инспекции. Это люди, привыкшие работать на себя, не подчиняться никому. В чем прелесть такой работы?

Сразу отметим, что как не все люди могут работать в организации, так и далеко не каждый человек может работать сам на себя. Здесь многое зависит от трудоспособности, самодисциплины, возможностей, смекалки, характера и так далее. Тем не менее, находясь в каждой из этих сфер люди могут получать достойную оплату труда, в это же время заниматься именно той деятельности, которая нравится.

Как карьера в компании, так и самостоятельная работа вне любой фирмы либо карьера служащего имеет свои преимущества и недостатки, планку, выше которой человек не сможет вырасти. Такое ограничение будет связано либо с человеческими возможностями, либо с ресурсами, либо с годами, которые все равно будут брать свое.

Думая о близких

Именно так можно назвать социальную карьеру, которой сейчас занимаются очень многие публичные личности. Это возможность участвовать в жизни людей, которые проживают в мире, помогать им, жертвовать часть заработка, помогать физически. Яркий пример – Анджелина Джоли, которая является известной актрисой, режиссером, в это же время выступает послом доброй воли ООН, стараясь помочь как можно большему количеству людей.

Что такое деловая карьера. Смотреть фото Что такое деловая карьера. Смотреть картинку Что такое деловая карьера. Картинка про Что такое деловая карьера. Фото Что такое деловая карьераДаже публичные личности участвуют в благотворительности

Многие думают, что далеко не всегда есть возможность вести социальную карьеру, однако это не так. Многие люди, имеющие возможность оказать хоть какую-то помощь близким, просто не делают этого, считая подобного рода занятие бессмысленным.

Также рекомендуем к прочтению статью на тему “Как искать первую работу?”

Так ли это, могут подсказать только морально-этические принципы человека, его воспитание, то, в какой обстановке он рос.

Например, даже футболисты, завершившие карьеру, очень часто принимают участие в благотворительности, записываются в программы, которые нацелены на помощь людям. Нередко проводятся акции в отношении детей, которые неизлечимо больны либо у которых, наоборот, есть возможность выздороветь и зажить полноценной жизнью.

Проверенные правила успеха

Многие не знают, какой самый верный способ сделать карьеру. На самом деле необходимо просто придерживаться нескольких правил, чтобы добиться желаемого:

Конечно, существует намного больше правил, позволяющих построить карьеру, но большинство из них уже будет познаваться на практике в течение первых месяцев работы. Важным является и то, какой руководитель будет находиться над вами. Если это человек, действительно желающий вам помочь, то вы получите максимум.

Что такое деловая карьера. Смотреть фото Что такое деловая карьера. Смотреть картинку Что такое деловая карьера. Картинка про Что такое деловая карьера. Фото Что такое деловая карьераБудьте профессионалом в своем деле и вы достигните успехов

С другой стороны, на блюдечке с каемочкой все готовое вам тоже не принесут – придется немало потрудиться самостоятельно для того, чтобы получить нужные знания и навыки, иметь массу знакомых, а также занимать немалое социальное положение, чтобы добиваться желаемого и постоянно расти.

С чего начать? Подробный видео обзор

Источник

Как построить идеальную карьеру

Что такое деловая карьера. Смотреть фото Что такое деловая карьера. Смотреть картинку Что такое деловая карьера. Картинка про Что такое деловая карьера. Фото Что такое деловая карьера

Большинство трудящихся людей самых разных профессий и специальностей стремится в той или иной мере сделать себе трудовую карьеру, но часто, многие из них не обладают специальным образованием, чтобы разобраться в сложностях, поджидающих их на этом пути. В данной книге читатели найдут ответы на ряд волнующих их вопросов: что такое карьера, и от чего она зависит; какие психологические особенности характера, позволяют выбрать соответствующий тип карьеры; как определить свою мотивацию к успеху; как выявить факторы, от сочетания которых зависит тот или иной вид карьеры; как выстроить линию своего поведения, способствующую достижению стоящей перед ними цели. Книга содержит интересные тесты, которые помогут читателям в легкой игровой форме разобраться в своих внутриличностных особенностях. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся социально-психологическими аспектами эффективной трудовой карьеры.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как построить идеальную карьеру предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. Что такое деловая карьера и от чего она зависит

§1.1. Как выбрать профессию и карьеру

Каждый из вас, уважаемые читатели, взял эту книгу в руки неспроста. А именно потому, что каждый хочет сделать свою карьеру, отвечающую его устремлениям и интересам. Кто-то из Вас еще только стоит в начале большого пути, быть может, являясь студентом ВУЗа, или недавно начал работать и столкнувшись с жизненными реалиями, размышляет по какому пути ему двинуться. Некоторые еще только учатся в школе и, глядя на жизнь окружающих людей, пытаются представить себя на их месте, а потому стараются выбрать, часто меняя свои мнения, тот вид деятельности который кажется наиболее ценным для них, так как способствует достижению успеха, славы, богатства, или решения ка-ких-либо важных проблем, от которых зависит жизнь окружающих людей. Немалую роль на такой выбор оказывает и художественная культура, так как подсознательно мы стремимся подражать любимым героям книг или фильмов. Читатели среднего возраста, наверняка могут вспомнить, что в детстве мальчики мечтали стать космонавтами, капитанами дальнего плавания, военными или милиционерами, а девочки — врачами, преподавателями, актрисами, так как все эти профессии отражали большую общественную ценность.

Взрослея, мы начинаем более реально смотреть на вещи, и выбирать ту стезю, которая наиболее подходит нам в силу наших способностей, характера, а также веса данной профессии в обществе. Так многие из вышеперечисленных профессий в современной российской действительности потеряли свою былую общественную значимость, в силу того, что стали малооплачиваемыми, хотя и не потеряли своей исключительной важности. И те, кто все-таки выбрал те профессии, о которых мечтал в детстве, возможно, самые счастливые люди на свете.

Но выбор профессии это только часть плана жизненного самоутверждения. Практически каждый человек хочет в этой профессии преуспеть, т.е. иметь успех. Успех, каждый понимает по-своему, в зависимости от того какие ценности для него являются главными. Кто-то хочет стать начальником высокого ранга, преуспевшим на государственной службе, и имеющим различные социальные блага, кто-то преуспевающим топ-менеджером, решающим важные вопросы на своей фирме и получающим за это высокое вознаграждение, позволяющее приобретать себе различные блага. Иные люди мечтают о своем деле, хотят стать предпринимателями, создать фирму, которая не только принесет им богатство, но и успех, общественное признание. А есть люди, которые под карьерой понимают не служебный рост, а профессиональный, выражающийся в освоении смежных профессий, наук, прикладных программ и т.п., чтобы удовлетворить и по-знавательные потребности, и стать специалистом, востребованным на рынке труда.

Таким образом, каждый человек выбирает ту карьеру, которая ближе ему по духу и зову сердца.

Что же такое трудовая карьера? Существует несколько определений.

Во-первых, это продвижение вперед по однажды выбранному трудовому пути.

Во-вторых, это получение больших полномочий по сравнению с другими работниками.

В-третьих, получение более высокого статуса, престижа, власти. В более узком смысле мы понимаем карьеру, как продвижение по службе. Наверное, самым понятным определением будет следующее.

Карьера — это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем и об удовлетворении, получаемом от процесса трудовой деятельности.

В зависимости от своих психологических особенностей: типа характера, темперамента, способностей, реализовать карьерные устремления можно по нескольким направлениям.

Наиболее частым пониманием карьеры является рост по вертикали. Это такое воплощение карьеры, которое могут увидеть окружающие. Это подъем на более высокий уровень в иерархической структуре.

Перемещение в другую функциональную область деятельности, освоение смежных специальностей является ростом по горизонтали. Это, например, кадровая ротация. Этот вид карьеры подразумевает собой также расширение или усложнение задач на прежней должности.

Наименее очевидным для окружающих является центростремительное направление карьеры. Это приближение работника к структурам, принимающим решения. Оно выражается в приглашении работника на совещания или неформальные встречи, где его мнение может быть важным для принятия решений, если он является компетентным экспертом или специалистом в своей области. Так же это может быть роль так называемого «серого кардинала», т.е. человека, не имеющего официальных полномочий, но принимающего решения в организации, воплощенные в советах и указаниях руководству, придающему им статус приказов и распоряжений. Такой вид карьеры хорош для людей, которые не желают нести ответственность за принимаемые решения, но, тем не менее, хотят влиять на дела компании, в которой они работают.

Выбор карьеры, равно как и выбор профессии во многом зависит от способностей и склонностей к тому или иному виду деятельности. Еще начиная со школьной скамьи, одним хорошо дается математика и физика, другим история и литература, третьим — родной и иностранный языки, и соответственно, предметы, связанные с общением. Другими словами, выражаясь простым языком, всех людей можно разделить на «технарей» и «гуманитариев» или же на «физиков» и «лириков». Такие критерии являются одними из наиболее важных в выборе профессии, ибо, если вы будете с трудом ориентироваться в определенных предметах, то даже если вам удастся получить специальность, которая, как вам кажется, по душе, то удовлетворения от такой деятельности вы не получите и, соответственно, ни о какой карьере здесь говорить не приходится. В то же время очень часто приходится наблюдать, например, в период приемных экзаменов в ВУЗы, как молодые люди после школы, или достаточно зрелые люди, после армии или с определенным опытом работы подают заявления на специальности, которые красиво звучат и как им кажется, обеспечат им жизненный успех. К таким специальностям, например, относятся «Финансовый менеджмент», «Банковское дело», «Маркетинг» и ряд других. Это конечно престижные и востребованные специальности на рынке труда, но проблема в том, что стать хорошим специалистом в них могут «физики», а не «лирики». Для вторых лучше подойдут такие специальности как «Связи с общественностью», «Юриспруденция», «Управление персоналом», которые также посвоему востребованы и престижны. И здесь очень важен, профориентационный подход, которого могут придерживаться или не придерживаться представители приемной комиссии ВУЗа. В небольших ВУЗах, являющихся автономными некоммерческими организациями, к каждому абитуриенту осуществляется неформальный подход, и если в ходе вступительного тестирования, выясняется, что по тем или иным предметам поступающий набрал слишком слабые баллы, то с ним проводится собеседование, ставящее перед собой задачу не только разъяснить допущенные ошибки, а и выявить, что поступающий знает о той профессии, которую он желает получить в результате учебы в ВУЗе. И очень часто удается и переубедить абитуриента в том, что ему больше подойдет другая специальность, и не потерять его как потенциального студента.

Такой подход в частности, применяется в Российской Академии предпринимательства (www.rusacad.ru), и автор сам не раз помог многим абитуриентам сделать правильный выбор. Для данной категории читателей я предлагаю попробовать пройти достаточно не сложные тесты, применявшиеся там, на вступительных испытаниях прошлых лет, базирующиеся на школьной программе и определить, какие предметы для вас наиболее легкие. Тесты приведены в Приложении 1, а также их можно найти в электронном виде на указанном сайте.

В тех же ВУЗах, где поток поступающих большой, членам приемной комиссии просто некогда заниматься этими вопросами, и абитуриент, не набравший достаточное количество баллов проваливается на вступительных испытаниях, а затем пытается поступить на эту же специальность снова и снова, быть может, и не так безуспешно, но в дальнейшем он столкнется с большими трудностями в процессе учебы, так как многие предметы в институтском курсе будут сложны для его понимания.

Поэтому перед тем как сделать свой выбор очень желательно пройти профориентацию, побывать на днях открытых дверей, побеседовать с преподавателями и сотрудниками приемных комиссий, выяснить какие предметы входят в учебные планы по той или иной специальности.

Профессиональная ориентация — это комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или смену рода деятельности. 1 Работа по профориентации ставит своей целью оказание помощи молодым людям (учащимся средних школ) и людям, ищущим работу в выборе профессии, специальности, места работы или учебы с учетом присущих им склонностей и интересов, психофизиологических особенностей, а также с учетом складывающейся в каждом временном периоде конъюнктуры на рынке труда.

Конечно, в наше время стихийного рынка, этому направлению уделяется мало внимания, особенно в связи с тем, что никто не выделяет средств на плановую долгосрочную работу по профессиональной ориентации будущих работников. И в стратегической перспективе это серьезная ошибка, как с точки зрения государственной социальной политики, так и с точки зрения потенциальных работодателей, которые зачастую получают плохо подготовленных работников, не расположенных к той профессии, которую они себе выбрали. Но кроме этого профориентационная работа направлена еще на одно условие успешности овладения работниками выбранной профессией, или другими словами, трудовой адаптации. Это престиж и привлекательность профессий и специальностей в обществе, в различных социальных группах, для каждого отдельного человека. Престиж и привлекательность — отнюдь не одно и то же. Престиж характеризует оценку какого-либо вида деятельности в соответствии с принятой в обществе шкалой ценностей. Привлекательность профессии определяет желательность ее приобретения тем или иным потенциальным работником. Чем выше престиж и привлекательность профессии, тем сильнее стремление работника выбрать ее себе и закрепиться в ней, сделав один из видов карьеры описанной выше. Часто, в глазах человека, престиж и привлекательность какой-либо профессии определяется по успешной деятельности какой либо организации или конкретного человека, как, например, банковское дело по профессии банкира, хотя окончившие институт по этой специальности начинают, как правило, с должности кассира-операциониста, и далеко не каждый становится управляющим банком, завершив свой карьерный рост на более низком уровне. Тем не менее, такая позиция способна сформировать положительный образ в глазах потенциальных работников в процессе профориентационной работы.

В идеале основными формами профориентационной работы должны являться профессиональное просвещение, профессиональная информация, профессиональная консультация и профессиональный отбор. Профессиональное просвещение должно начинаться еще в школьные годы через организацию кружков, уроки труда, специальные уроки по основам различной профессиональной деятельности.

Профессиональная информация — это система мер по ознакомлению учащихся и ищущих работу с ситуацией в области спроса и предложения на различные специальности на рынке труда, перспективами развития видов деятельности, с характером работы по основным профессиям, условиями и оплатой труда, возможностями карьерного роста, учебными заведениями, готовящими по данным специальностям и т.д.

Профессиональная консультация — это оказание помощи заинтересованным людям в выборе профессии и места работы путем изучения личности человека, обратившегося за профессиональной консультацией с целью выявления состояния его здоровья, направленности и структуры способностей, интересов и других факторов, влияющих на выбор или смену профессии. Услуги по профессиональной консультации оказывают некоторые консалтинговые компании.

Но в любом случае, перед выбором профессии следует заняться хотя бы самостоятельной профориентацией. Для этого, как уже говорилось выше, следует узнавать больше о специальностях, которые можно получить в ВУЗах или других учебных заведениях, для этого помимо непосредственного посещения ВУЗов, существуют выставки «Образование и карьера», «Образование для взрослых», «Образование для Вашего ребенка», перманентно проводящиеся в различных центрах Москвы и других крупных городов России, ярмарки вакансий и другие подобные мероприятия. Кроме того, необходимо разобраться в своих склонностях и характерных особенностях, о чем мы еще неоднократно поговорим на страницах данной книги. Для того же чтобы попробовать самостоятельно профориентроваться существуют также специальные профориентационные тесты, пройдя которые, можно понять, какая специальность для Вас наиболее приемлема, где Вы сможете добиться наибольшего успеха и применения своим способностям. Один из таких тестов приведен в конце данного параграфа.

Реалистический тип, ориентированный на манипулирование инструментами и механизмами.

Исследовательский тип, ориентированный на поиск.

Артистичный тип, ориентированный на эмоциональные проявления и самопрезентацию.

Социальный тип, ориентированный на взаимодействие с людьми.

Предпринимательский тип, ориентированный на влияние на других людей.

Конвенциональный тип, ориентированный на манипулирование данными, информацией.

Подробное описание данных типов, вы сможете прочесть ниже, после прохождения теста Голланда.

Хотя в соответствии с концепцией Голланда один из типов всегда является доминирующим, тем не менее, человек может приспосабливаться к условиям, используя стратегии двух или более близких ему типов. Перечисленные типы (см. рисунок 1.1.) изображаются в виде секторов круга. Типы личностей, к которым относится тот или иной человек тем ближе друг к другу, чем ближе секторы в круге. Например, реалистическому типу личности, наиболее близки исследовательский и конвенциональный. А социальному — предпринимательский и артистичный. Учитывая содержание доминирующих и недоминирующих ориентаций можно выбирать те виды деятельности, которые ближе человеку и в которых он будет более успешен. В случае если доминирующая и другие ориентации далеки друг от друга, то карьеру выбрать сложнее. Согласно исследованиям Голланда, две наиболее близкие ориентации соответствуют наиболее совместимым. Это означает, что если две полученные в результате тестирования ориентации находятся рядом, то тестируемый не будет иметь проблемы, выбирая профессиональную карьеру. Однако если ориентации окажутся противоположными (например, реалистическая и социальная), то молодой человек будет иметь много сложностей и неприятностей при выборе профиля, работы и карьеры, потому что в данном случае его интересы предполагают различные типы карьеры.

Тест Голланда является методом профессионального самоопределения и используется при профориентационном консультировании. Модифицированный тест вы сможете пройти, после прочтения данного параграфа.

Когда человек приходит устраиваться в организацию, то в отличие от поступающих в ВУЗ, свой выбор он уже сделал, однако для дальнейшего планирования карьеры, полезно знать, каким образом сделан выбор. Это можно выяснить, задав соответствующие вопросы, при проведении интервью с кандидатом на вакантную должность.

Выделяют четыре основные ситуации выбора профессии.

Традиция. В данном случае вопрос выбора профессии не возникал в силу семейной традиции или обычаев, например, все мужчины в конкретной семье должны быть военными.

Случай. Выбор профессии произошел случайно в силу некоего события, подтолкнувшего человека к выбору данной специальности или проявлению интереса.

Долг. Выбор профессии связан с представлением о долге, о своей миссии, призвании или обязательствах перед людьми.

Целевой выбор. Выбор связан с сознательным определением целей профессиональной деятельности, исходя из анализа реальных проблем и путей их решения, т.е. человек, знает о будущей профессиональной деятельности до момента выбора.

Таким образом, первый шаг на пути успешной карьеры — это самоопределение и самоидентификация. Если вы сделаете сознательный выбор профессии, к которой у вас есть склонность, и какого качественного уровня хотите достигнуть, сможете определить по ка-кому пути для достижения своей цели вам следует двигаться дальше, то считайте что вы на верном пути.

Далее следует овладевать знаниями и стремиться к своему профессионально-личностному развитию. На это уходят долгие годы. Но даром они не пропадут. Так как даже если вам не удается достигнуть вершин карьеры самостоятельно, допустим, по причине отсутствия нужных связей, то в любом случае вы сделаете профессиональную карьеру, т.е. станете хорошим специалистом. К тому же нельзя недооценивать вероятность случая или провидения. Очень часто так бывает, что о нас неожиданно вспоминают наши друзья или просто знакомые, ушедшие вперед по карьерной лестнице, и когда им оказываются нужны «свои» люди, которым они могут доверять, то они могут вспомнить о нас. И если к этому времени, вы представляете собой известного специалиста в своей области, то это наилучшим образом способствует выбору вас в качестве потенциального кандидата. В качестве примера, можно привести современную правительственную команду, в которой многие люди являются сокурсниками или бывшими сотрудниками Президента России В. В. Путина, которых он привлек к управлению, поскольку мог на них положиться, что вполне естественно. В то же время каждый из них к тому моменту был достаточно известным специалистом в своей области деятельности.

Теперь, уважаемые читатели, тем из вас кто еще не определился в выборе профессии, и соответственно карьеры, советуем пройти упомянутый выше профориентационный тест Голланда.

Модифицированный тест Голланда

Данная методика позволяет соотнести предпочтения профориентируемого человека, например, учащегося школы, с тем или иным видом профессиональной среды. Таких видов согласно Голланду шесть, как мы уже описывали это выше: реалистический или практический; интеллектуальный; социальный; конвенциальный или стандартный; предпринимательский; артистический. Профориентируемым предлагается 42 пары профессий, причем из каждой пары учащийся обязан выбрать одну: наиболее желательную или наименее «противную».

Инструкция к заполнению бланка ответов.

Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Из предложенных ниже пар профессий надо выбрать одну, которая Вам больше подходит (исходя из Ваших способностей и возможностей). Рядом с названием профессии в скобках стоит код. В бланке ответов, напротив кода выбранной профессии, поставьте знак «+».

Что такое деловая карьера. Смотреть фото Что такое деловая карьера. Смотреть картинку Что такое деловая карьера. Картинка про Что такое деловая карьера. Фото Что такое деловая карьера

Что такое деловая карьера. Смотреть фото Что такое деловая карьера. Смотреть картинку Что такое деловая карьера. Картинка про Что такое деловая карьера. Фото Что такое деловая карьера

Бланк ответов и обработка результатов

Код профессии Выбор (фиксировать +) Сумма плюсов

Описание результатов теста.

Интерес, для профориентируемого представляют коды профессий, набравшие наибольшее количество плюсов. Предпочтительный «профессиональный тип» или «тип профессиональной среды» является совокупностью двух-трех типов, набравших наибольшее количество плюсов. Несмотря на то, что выше мы давали краткое описание профессиональных типов, после выбора профессионального типа имеет смысл прочесть их более детализированное описание, для того чтобы закрепить свой выбор.

1. Реалистический или практический. Профессионалы данного типа склонны заниматься конкретными вещами и их использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости. Ориентированы, в основном, на практический труд, быстрый результат деятельности. В интеллектуальной сфере, в большой степени, преобладают математические способности. Способности к общению с людьми, формулировке и изложению мыслей развиты слабее. Чаще всего люди этого типа выбирают профессию механика, электрика, инженера, агронома, садовода, кондитера, повара и другие профессии, которые предполагают решение конкретных задач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой. Общение не является ведущим в структуре деятельности, а связано, скорее, с приемом и переработкой информации

2. Интеллектуальный (или исследовательский). Профессионалы данного типа отличаются аналитическим складом ума, рационализмом, независимостью, оригинальностью, не склонны ориентироваться на социальные нормы. Обладают достаточно развитыми математическими способностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических абстрактных задач. Люди этого типа предпочитают профессии научно-исследовательского направления: ботаник, физик, философ, программист и другие, в деятельности которых необходимы творческие способности и нестандартное мышление. Межличностные отношения в структуре деятельности играют незначительную роль.

3. Артистический. Профессионалы данного типа оригинальны, независимы, в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают собственным (часто сложным) взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью. Отношения с окружающими строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей реакцией, координацией, развитым восприятием. В достаточной степени развиты коммуникативные способности. Профессиональная предрасположенность в наибольшей степени связана с актерско-сценической, музыкальной, изобразительной деятельностью.

4. Социальный. Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы. Способны к сопереживанию, умению войти и понять эмоциональное состояние другого человека. Обладают хорошими вербальными способностями, готовы входить в контакт с людьми (нуждаются в большом количестве контактов). Математические способности развиты слабее. В основном, люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению 5. Конвенциальный или стандартный. Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, обладают хорошей энергией, ориентированы на социальные нормы. Проявляют склонность к миру обозначений, часто переводя предметные свойства окружающего мира в знаковую систему. Отдают предпочтение четко определенной деятельности, выбирают из окружающей среды цели и задачи, поставленные перед ними обычаями и обществом. В основном выбирают профессии, связанные с канцелярскими и расчетными работами, созданием и оформлением документов, установлением количественных соотношении мeжду числами, системами условных знаков: бухгалтер, патентовед, нотариус, топограф, корректор и другие, направленные на обработку ин формации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов. Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный профессиональный тип. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но обладают достаточно высокими исполнительскими качествами.

6. Предпринимательский (или инициативный). Профессионалы данного типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству, имеют тягу к приключениям (возможно, авантюрным). Обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями. Не предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочтительной является деятельность, позволяющая проявлять энергию, организаторские способности. Сюда относятся профессии товароведа, директора, журналиста, телерепортера и другие, связанные с руководством, управлением и общением в разных ситуациях с разными людьми, влиянием на убеждения людей. Это тип всегда неудовлетворенного полностью человека.

§ 1.2. Начать карьеру никогда не поздно!

Некоторые люди, наверное, считают, что те, кому удается сделать успешную карьеру, стать известным человеком, начинают ее достаточно рано, по крайней мере, после окончания ВУЗа, а то и раньше, и тогда годам к 40 становятся вполне преуспевающими людьми. Такой подход вовсе неплох, и естественно многие так и поступали, но далеко не все. Он оправдан, если вы в силу ка-ких-то причин выбрали для себя одно какое-то близкое вашей душе направление деятельности. Например, вы решили стать военным. Тогда, конечно, действуя в этом направлении, закончив военное училище, успешно выполняя свои служебные обязанности, дополнительно, заканчивая военную академию, вы можете к 40 годам стать полковником, а если очень повезет, то и генералом, правда, как правило, сами по себе случаи такого везения редки, да еще и академию генерального штаба дополнительно надо закончить. Но, тем не менее, если посмотреть на тех же военных, даже находящихся в генеральских чинах, то мы часто видим, что многие из них в зрелом возрасте меняют свою военную карьеру на гражданскую — становятся губернаторами, депутатами, или идут в частный бизнес, т.е. начинают новую карьеру, пусть и не с нуля, так как их вес и заслуги имеют значение, но все же, переходят в новую для себя плоскость деятельности к другим принципам управления, чем единоначалие, принятое в армии.

Примерно такая же схема построения карьеры в научно-преподавательской деятельности. Так чтобы получить ученое звание доцента, присваиваемое Высшей аттестационной комиссией, нужно иметь высшее образование по специальности, получить степень кандидата наук, иметь научно-педагогический стаж не менее 5 лет, при этом не менее года работы по специальности в должности доцента, выбранной по конкурсу. Кроме этого нужно быть автором (соавтором) двух учебно-методических пособий (или одного учебника), а также двух монографий или других работ, написанных за последние три года перед представлением к ученому званию.

Дальнейший путь еще сложнее, поэтому-то многие преподаватели, получив звание доцента, не двигаются дальше. Для получения звания профессора, нужно иметь искомое звание доцента, стаж научнопреподавательской работы не менее 10 лет, получить степень доктора наук (что связано со своими определенными сложностями), подготовить двух кандидатов наук, защитивших диссертации, и также написать определенное количество (не меньше 5) учебных пособий и других научных работ. А если учесть, что на этом пути существует множество научных противников, оспаривающих достижения кандидата, то до логического конца добираются только самые стойкие.

В условиях рыночной экономики, в которой мы существуем, более реальным является постоянная смена мест деятельности, переход из одной компании в другую, иногда по той же специальности, так как опыт работы на предыдущем месте ценится и приветствуется, а иногда и полностью сменив вид деятельности, которым занимались в течение долгого времени. Автор говорит об этом не понаслышке, так как сам относится к людям второго типа, и «земную жизнь, пройдя до половины», говоря языком Данте, круто сменил свой род и вид деятельности, при этом карьера на новом поприще стала гораздо успешнее предыдущей.

Таким образом, начать карьеру, на новом поприще, сменив род деятельности можно всегда. Примером успешной карьеры, осуществленной уже в зрелом возрасте, когда ему исполнилось 43 года, является Айзек Зингер (1811–1875), основатель всемирно известной империи швейных машин. Обладавший прекрасными внешними данными и даром убеждения, он считал, что в нем пропадает великий актер, но его актерская карьера не складывалась, несмотря на то, что, обладая еще и предпринимательским и рационализаторским талантом, ему удавалось добывать средства для реализации своего актерского поприща. Окончательно разочаровавшись в данной профессии, которая не принесла ему ни славы, ни богатства, он переменил еще несколько профессий, сделав, при этом неплохие изобретения, которые ему так и не удалось реализовать волею судеб, пока случай не столкнул его со швейными машинками. В 1851 году он запатентовал свою первую машинку, но прошло еще три года, прежде чем ему удалось убедить американское общество, что его детище самое лучшее. Лишь в 1854 году, он основал одноименную компанию, и год спустя, имел огромный успех, продолжая усовершенствовать свои изобретения и раскручивать свое дело, посредством недюжинных предпринимательских способностей. 3 Это один из ярких примеров самостоятельного планирования карьеры, о котором будет рассказано в следующем параграфе.

Давайте рассмотрим, какие возрастные этапы присущи карьере любого человека.

Делая карьеру, любой человек руководствуется определенной мотивацией, реализует определенные потребности. Об этом мы еще поговорим подробнее на страницах данной книги. Поэтому цели и задачи, которые он перед собой ставит на разных возрастных этапах, отличаются друг от друга.

Первый этап можно назвать предварительным. Он включает в себя учебу в школе, получение среднего и высшего образования. Как правило, его продолжительность — до 25 летнего возраста. Здесь вырабатываются первичные представления о своей будущей деятельности. Человек может сменить несколько мест работы, в поисках того вида деятельности, который удовлетворял бы его потребностям и интересам, причем часто современная молодежь начинает подрабатывать, а некоторые, и серьезно работать, еще продолжая процесс обучения. Когда найдено место работы, удовлетворяющее работника на данном этапе, то начинается процесс самоутверждения человека и как работника и как личности. Для того чтобы успешно продвигаться на этом этапе, требуется готовность смириться с осознанием своей зависимости от вышестоящих лиц, что сделать достаточно трудно, так как молодой специалист, часто считает, что обремененный многими знаниями, успешно защитивший диплом, он лучше других людей, тех, кто давно работает и занимается сугубо практической деятельностью, знает как надо действовать, чтобы успешно выполнять свою работу. Те молодые люди, которые в начале своей карьеры смогут обуздать свой юношеский максимализм, и начнут учиться у старших, одновременно успешно выполняя порученную работу, получают неплохие шансы на успех.

Второй этап карьеры — становление. Этот период длится в течение пяти лет (с 25 до 30 летнего возраста). Работник осваивает выбранную профессию, приобретает практические навыки, квалификацию, происходит его самоутверждение, уже как специалиста, так как опыт работы и самостоятельность в принятии решений, позволяет приобрести компетентность. Появляется потребность в независимости от вышестоящих лиц. Переход работника во вторую стадию карьеры дает возможность стать профессионалом в выбранном виде деятельности. Второй этап очень важен для работника в психологическом плане. Здесь человек может потерпеть неудачу в процессе становления, будет вынужден перейти на другое место работы, часто опустившись на первую ступень и снова оказаться в зависимом положении, но можно и утвердиться, став независимым профессионалом.

Третий этап — продвижение. Он длится от 30 до 45 лет. Если посмотреть, на современных преуспевающих менеджеров, то именно в возрасте от 35 до 40 лет состоялся их карьерный взлет. На данном этапе происходит процесс роста квалификации, продвижения по службе, накапливается практический опыт, формируются навыки. У работника растет потребность в самоутверждении, в достижении более высокого статуса и еще большей независимости. На этом этапе начинается самовыражение работника, как личности. Одновременно с реализацией должностного роста, часто начинается процесс реализации творческого роста. Многие люди с высшим образованием, стремятся получить ученую степень и звание, начинают заниматься преподавательской деятельностью, передавая свои знания молодым людям, публикуют свои работы в СМИ. Основные усилия работников направлены на увеличение своих доходов, так как этот этап одновременно является основным в жизни человека в плане обретения семейных ценностей, рождения детей. Ближе к 40 годам люди начинают больше обращать внимание на заботу о своем здоровье.

Профессионалы, вступая в третий этап своей трудовой карьеры, становятся наставниками тех, кто находится на первом этапе карьеры. Они стремятся расширить свои возможности, заводят связи с другими организациями, взаимодействия с другими людьми, начинают работать по совместительству.

На третьем этапе карьеры работники начинают нести ответственность не только за себя, но и за подчиненных. В то же время, в силу определенных ситуаций, связанных с внешними обстоятельствами, человек может снова опуститься во вторую стадию карьеры. Но цельные личности не падают духом, и стремятся снова достигнуть былого положения, а может и более привилегированного уже на новом месте.

Четвертый — этап сохранения достигнутых результатов. Продолжается от 45 до 60 лет. Характеризуется действиями по укреплению достигнутых результатов. Это пик совершенствования, которого достигает человек в своей трудовой карьере. Этот период характеризуется творческими устремлениями. Многие люди (особенно, работающие в государственной и научной сфере деятельности, как наиболее консервативных) активно поднимаются по служебной лестнице. Работник достигает вершин независимости и самовыражения. Появляется заслуженное уважение к себе (самоуважение), а также признание заслуг со стороны окружающих. Человек начинает думать о своем обеспечении после выхода на пенсию, старается обеспечить себе другие, дополнительные источники доходов.

Пятый этап условно можно назвать завершение карьеры, при этом имеется в виду, завершение какого-то основного вида деятельности, которым, человек занимался в течение продолжительного времени. Происходит он в 60–65 летнем возрасте, когда работник готовится к выходу на пенсию, не по достижению пенсионного возраста, а по сути дела. Основные его усилия направлены на поиск и обучение собственной смены, обеспечение преемственности своих достижений. Основная потребность работника на этом этапе — сохранение социального признания своих заслуг, в той области, в которой он долгое время подвизался и преуспел. В то же время человек начинает, по сути, новую профессиональную жизнь и начинает активно заниматься преподавательской, научной и творческой деятельностью. Так, например, поступали многие ответственные работники, директора предприятий, которым всегда хотелось заниматься такой деятельностью, но в силу чрезмерной занятости они не могли этого сделать.

В частности так поступил мой дед, крупный специалист в области экономики нефтеперерабатывающей промышленности Е. А. Шапиро. В течение многих лет он был директором строительства крупных нефтеперерабатывающих предприятий по всей стране, в частности в Ярославле и Фергане (Узбекистан). При этом он накопил огромный практический опыт, который ему хотелось передать своим ученикам и воплотить в научных трудах. В возрасте 50 лет ему удалось перевестись из Ферганы в Москву, где жила его семья и уже взрослые дети, и заняться научной деятельностью в ЦНИИ экономики нефтеперерабатывающей промышленности. В 56 лет он защитил диссертацию на степень кандидата экономических наук, занялся преподавательской деятельностью, написал несколько монографий. К сожалению, он достаточно рано ушел из жизни, и многие его планы остались нереализованными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *