Что такое деловая беседа определение

Деловая беседа

Нестеров А.К. Деловая беседа // Энциклопедия Нестеровых

Понятие и особенности деловой беседы

Деловая беседа – это особая форма коммуникации между людьми, которые наделены полномочиями и выступают от имени организаций, которые они представляют. В ходе деловой беседы происходит обмен мнениями, озвучиваются позиции сторон по каким-либо вопросам, целенаправленно обсуждается конкретная проблема для нахождения вариантов ее решения.

Что такое деловая беседа определение. Смотреть фото Что такое деловая беседа определение. Смотреть картинку Что такое деловая беседа определение. Картинка про Что такое деловая беседа определение. Фото Что такое деловая беседа определение

Такая форма беседы может рассматриваться в понятии запланированного или организованного разговора на определенную тему, а также ориентированного на конкретные задачи, проблемы и т.д., которые должны быть решены в ходе беседы.

Как построить беседу, какие вопросы в ней осветить, как изложить свою точку зрения в беседе так, чтобы ее приняли или хотя бы подумали над ней – это круг основных вопросов, с которыми сталкиваются предприниматели. Искусство постигается с трудом, и искусство ведения деловой беседы не является исключением из правила.

Особенности деловой беседы:

Этапы деловой беседы

Беседа отличается от переговоров тем, что она менее жестко регламентирована, ориентирована на конкретную личность и чаще всего она происходит между представителями одной организации, вместе с тем, ей присуща определенная последовательность этапов. Технике ведения деловых бесед необходимо следовать на любой встрече.

Условно, беседа состоит из четырех этапов, которые соответствуют основным фазам диалога.

Этапы и фазы деловой беседы

Этап деловой беседы

Описание фазы деловой беседы

В процессе подготовки к беседе инициатор должен определить ее целесообразность и необходимость.

Начальный этап деловой беседы.

Теперь необходимо как бы подготовить собеседника к разговору: создать атмосферу взаимопонимания, заинтересовать собеседника и установить с ним контакт, который облегчит проведение беседы.

Содержательный этап деловой беседы

Эта фаза характеризуется обсуждением интересующей проблемы, предоставление подготовленной информации, определением позиции собеседника по обсуждаемой проблеме.

Заключительный этап деловой беседы.

Успешное окончание беседы означает закрепление достигнутых результатов. Дополнительной задачей этого этапа является обязательное заверение в дальнейшем плодотворном сотрудничестве.

Следует отметить, что соответствие этапов и фаз деловой беседы является объективным и не зависит от их восприятия собеседниками.

Правила деловой беседы

Для успешного ведения дел, необходимо знать общепринятые правила и нормы делового общения, уметь вести переговоры и беседы. Цивилизованное общение является неотъемлемой частью современного делового мира.

Хотя беседа является более раскрепощенной формой делового общения, чем переговоры, совещания, собрания и т.д., она также имеет определенные правила, которые необходимо соблюдать, при организации деловой беседы. При ведении деловой беседы нужно неукоснительно следовать следующим основным правилам:

Проведение деловой беседы

Деловая беседа сопутствует таким управленческим действиям, как консультирование, переговоры, встречи, прием сотрудников, партнеров, посетителей и т.д.

Виды деловой беседы:

Сравнивая деловую беседу с другими формами межличностного коммуникативного взаимодействия, можно отметить, что для нее характерен тесный контакт, легкость в общении и наличие моментальной обратной связи. С помощью беседы на практике можно добиться развития более простых отношений между руководителем и подчиненными, между сотрудниками одного уровня внутри компании, между представителями разных организаций, в том числе и государственных. Деловая беседа может проводиться в кабинете руководителя, в рабочем помещении персонала компании, в специальном зале для совещаний, также нередки случаи, когда беседа может проходить и вне стен организации. Представителей сторонних организаций принимают либо в специальной переговорной комнате, либо на рабочем месте или в кабинете пригласившего.

Вступительная часть деловой беседы не должна превышать 5% времени, отведенного для нее. Снятие напряжения и нервозности, которые могут возникнуть возлагается при этом на хозяина или старшего по служебному положению.

В течение основной части беседы инициатор играет доминирующую роль, постепенно, но планомерно и настойчиво доводя его собственные идеи и намерения до своих собеседников. Время от времени вставляются уточняющие вопросы, чтобы выяснить, правильно ли собеседник понял изложенную точку зрения, воспринял рассматриваемую ситуацию. Но такие вопросы должны задаваться спокойно, доброжелательно, аргументировано, не вызывая ощущения в попытке категорично утвердить свою точку зрения. Такой метод поведения позволяет удержать собственные позиции в разговоре, в то же время не превращая собеседника во врага, а помогая ему правильно понять сложившееся положение дел и подводя к наиболее желательному исходу беседы.

Сигналом к завершению беседы является подведение инициатором итогов беседы, он показывает возможные варианты действий, подчеркивает важность проведенной беседы и как бы призывает к началу активной деятельности.

После беседы инициатор должен обязательно сделать критический взгляд на нее и определить, была ли достигнута цель беседы, на все ли вопросы были получены четкие однозначные ответы, были ли они удовлетворительны, насколько собеседники были откровенны, считать ли результат беседы удовлетворительным. Также необходимо ответить на вопрос, есть ли необходимость в продолжении обсуждения затронутых в беседе вопросов, а также времени их последующего обсуждения.

Правила ведения деловой беседы

Универсальные правила проведения деловой беседы:

Рекомендации по ведению деловой беседы:

Выводы

Деловая беседа – один из наиболее востребованных стилей общения в профессиональной деятельности специалистов. Она может быть успешной для обеих сторон, когда собеседники четко представляют цель общения, используют речевые этикетные средства и профессиональные речевые клише.

В процессе бесы происходит установление контактов между участниками, уточняются решаемые задачи, происходит обмен информацией, ставится проблема, требующая решения, определяются позиции, которые занимают участники беседы, затем происходит обмен мнениями по обсуждаемой проблеме и в конце беседы подводятся итоги, которых достигли участники.

Источник

Лекция по психологии общения «Понятие о деловой беседе. Структура деловой беседы. Подготовка к деловой беседе».

Понятие о деловой беседе. Структура деловой беседы.

Подготовка к деловой беседе.

1) Понятие о деловой беседе и её значение в трудовой деятельности. Отличие деловых бесед от повседневных.

2) Подготовка к деловой беседе.

3) Структура деловой беседы и правила, обеспечивающие её успех.

Правильно построенная речь даёт большой положительный эмоциональный и экономический эффект. Выработка уверенности убедительно говорить может привести к росту личного влияния на людей и поможет сделать карьеру. Но при этом следует помнить, что успешное овладение искусством речи должно идти рука об руку с серьёзной профессиональной подготовкой будущего специалиста, этики общения вообще и этики делового общения в частности.

Повседневные беседы, не относящиеся к сфере производственной деятельности, отличаются тем, что они:

а) проходят, как правило, случайно, т.е. заранее не планируются;

б) отличаются большим разнообразием тем (личные, социальные, политические);

в) порою не имеют логики(повседневные беседы перескакивают с одной темы на другую);

г) имеют, в основном, информативный характер.

В отличие от повседневных бесед деловые беседы представляют собой целенаправленный вид делового общения.

Деловые беседы возникли на основе первобытных, самых элементарных способов общения, которые несколько тысячелетий назад представляли собой нечленораздельную речь. Предметом разговора были первичные потребности человека (пища, жилище, потребность в самосохранении). Позднее виды бесед становились более разнообразными. Деловая беседа является «движущей силой» деятельности предприятий и отдельных его представителей.

Функции деловых бесед :

1. Начало перспективных мероприятий и процессов.

2.Контроль и координирование начатых мероприятий и процессов.

3.Обмен информацией о новых законодательных актах или состоянии маркетинговой деятельности предприятия.

4.Взаимное общение сотрудников.

5.Поддерживание деловых контактов.

6.Поиски,выдвижение и разработка новых идей.

7. Стимулирование движения человеческой мысли путём призывов к практическим действиям.

Подготовка к деловой беседе является трудным и ответственным делом, требующим больших усилий. При этом рекомендуется запомнить два «золотых правила»:

— обеспечить себе достаточно времени на подготовку;

— работать по плану и методично.

В процессе деловой беседы партнер подвергается воздействию следующих факторов:

а) авторитета инициатора беседы;

б) содержания беседы;

в) информации, имеющейся в распоряжении инициатора беседы;

г) личностной силы, силы обаяния собеседника.

Особое внимание при подготовке к беседе следует обратить на личность собеседника: каковы его индивидуально-психологические особенности (характер, темперамент, направленность личности, какие цели ставит при проведении данной беседы и какой результат ему выгоден).

Подготовка к деловой беседе может быть выражена в планировании. Мы часто удивляемся своим деловым партнерам, когда они молниеносно парируют наши слова в ходе беседы, даже в очень сложной для них ситуации. Это не всегда следует объяснять интеллектом и профессионализмом партнеров. Скорее всего, собеседник добросовестно в деталях распланировал деловую встречу и мысленно прорепетировал всю беседу вплоть до мелочей.

Предварительный анализ – это обдумывание деловой обстановки, определение темы, ее возможных участников.

Инициатива беседы зависит от нашей активности, интуиции, объема текущих дел и возможности провести предварительный анализ.

Когда уже назначена беседа, составляется план ее проведения. Планирование деловой беседы сводится к следующим действиям:

— установление основных, перспективных задач беседы;

— составление прогноза деловой беседы;

— поиски путей для решения этих задач;

— анализ внешних и внутренних возможностей для осуществления плана беседы;

— разработка мероприятий для реализации указанных задач.

Если первостепенной задачей является определение стоящих в беседе целей, то следующая заключается в разработке стратегии беседы.

Тактика беседы – это способы достижения целей, осуществление которых ведет к решению основных, стратегических задач беседы.

Подробный план деловой беседы представляет собой четкую программу действий по подготовке и проведению деловой беседы.

Сбор материалов – это поиск различных источников информации, личные контакты, доклады, публикации, исследования, рассказы.

Разработка рабочего плана – это попытка скомбинировать и увязать собранный материал, свои идеи и рассуждения в единое целое. Наиболее важные моменты нужно зафиксировать на бумаге.

Отбор и систематизация материалов для беседы. Как только принято решение провести деловую беседу, следует начинать отбирать и систематизировать необходимые материалы. Для этого рекомендуется завести специальную папку-досье. Сначала следует установить критерии отбора материала:

— Какова реальная польза от конкретного материала для проведения данной беседы?

— Соответствует ли он основному курсу беседы?

— Сколько времени нужно для его изложения?

— Будет ли он достаточно понятным и убедительным для партнеров?

— Насколько он важен для понимания ситуации и принятия окончательного решения?

-Можно ли его опустить?

Обдумывание и компоновка материалов обязательно приведут к сокращению намеченного текста и мысленной репетиции, т.е. внутреннему разъяснению, упражнению. Очень важна устная репетиция: не существует стопроцентной гарантии успешного проведения деловой беседы, но есть две радикальные меры предотвратить риторические крушения:

а) «процедить» еще раз выступление мысленно, начав с конца;

б) повторить свое выступление про себя, без движения губ.

Деловая беседа состоит из 5 фаз:

2. Передача информации.

4. Подведение итогов в обоюдных интересах.

5. Принятия решения.

Участникам деловой беседы следует придерживаться такой структуры, хотя это и не всегда возможно. Иногда приходится изменять очередность, иногда выпадает целая фаза (например, если у нас нет аргументов, то мы пропускаем фазу аргументирования). Самой важной является последняя фаза – фаза принятия решений. Все остальные фазы по отношению к ней являются подготовительными.

Деловая беседа опирается на знание таких дисциплин, как индивидуальная и социальная психология, риторика, профессиональные знания.

В любой беседе действует 10 общих правил, которые обеспечивают успех:

1) Компетентность(профессиональные знания) дает достоверность и глубину изложения.

2) Ясность изложения мысли позволяет избежать путаницы, недосказанности в беседе.

3) Наглядность, т. е. использование наглядных пособий, образцов, моделей, делает беседу конкретной и убедительной.

4) Ритм. Беседа должна быть интенсивной.

5) Постоянная направленность беседы. Основные задачи беседы должны стоять в центре внимания.

6) Повторение. Повторение основных положений и мыслей необходимо для того, чтобы собеседник мог глубже воспринимать информацию.

7) Элемент внезапности выражается в предусмотренной, но неожиданной для собеседника увязке деталей.

8) Насыщенность рассуждений. В ходе беседы должны быть «взлеты», когда от собеседника требуется максимальная концентрация доходов, и «спады», которые используются для закрепления мыслей у собеседника.

9) Рамки передачи информации. Вольтер – французский мыслитель – говорил: «Секрет быть скучным состоит в том, чтобы рассказать все».

10) Определенная доза юмора и даже иронии поднимает настроение и моральный дух собеседника.

1. Раскройте понятие деловой беседы.

2. Назовите функции деловых бесед.

3. Назовите правила, которые следует учитывать при подготовке к деловой беседе.

4. Из каких фаз состоит структура деловой беседы.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Лекция. Деловая беседа

ОТК. Лекция. Деловая беседа.

Деловая беседа речевое общение между участниками, имеющими необходимые полномочия от своих фирм для установления деловых отношений.

Одна из главных задач деловой беседы — убедить собеседника при­нять конкретное предложение.

Деловая беседа выполняет следующие функ­ции:

Классификация (виды) деловых бесед:

1. Форсированная беседа с целью ускорения принятия решений.

2. Информативная беседа с целью передачи информации собеседни-ку для пробуж­дения у него интереса к новой проблеме.

3. Элиминирующая беседа с целью устране­ния чужих вариантов проведения решения.

4. Беседа-лекция с целью знако­мства собеседника с новой темой.

Существуют беседы равных партнеров, коллег и не­равных, например, руководителя с подчиненным.

Раз­личают беседы, связанные с:

Целями бесед являются:

Деловая беседа состоит из следующих этапов:

Деловые коммуникации_Т2

На этапе подготовки к дело­вой беседе осуществляется:

Место беседы выбирается с учетом его влияния на результат:

Следует выбрать наиболее удачный момент и только потом договариваться о встрече для беседы. Когда беседа уже назначена, составляется план ее проведения:

Сбор материала для деловой беседы — очень трудоемкий и важнейший этап под­готовки беседы, включает в себя:

А. П. Панфилова рекомендует перед на­чалом беседы ответить на следующие вопросы:

1. Четко ли представляете желаемый результат?

2. Как можно будет оценить этот результат?

3. Каковы предположения о целях собеседника?

4. Какие средства имеются для достижения постав­ленных целей?

5. Какая позиция по отношению к партнеру опти­мальна?

6. Как можно донести до партнера свою позицию?

7. Как можно узнать его установки, позицию и убеж­дения?

8. С какими барьерами вы столкнетесь?

9. Как подстраховать себя и снизить вероятность этих барьеров?

Деловая беседа как форма делового общения

10. Как снять противоречия, если они будут?

11. Как настроить себя на терпимость к человеку, если он неадекватен, и учесть естественные различия в восприятии и оценке будущей работы?

12. Какие применять способы воздействия на парт­нера?

13. Какую аргументацию при этом использовать?

14. Как вести себя, если возникнет конфронтация, и будут использованы нечестные приемы со стороны партнера?

15. Как облегчить согласование мнений с парт­нером?

16. Насколько раскрывать свои позиции?

17. Как управлять атмосферой разговора?

18. Как управлять собой, если партнер вызывает раздражение?

19. Каковы интересы партнера и как их понять?

20. Чего ни в коем случае нельзя допускать в бе­седе?

Этап начала беседы решает следующие задачи:

Любая деловая беседа начинается со вступления (до 10-15 % бюджета времени), необходимого для создания атмосферы взаимопонимания и снятия напряженности. Собеседники обычно более внима­тельны в начале беседы. Решающее влияние на собеседника обычно оказывают первые фразы беседы.

В начале надо назвать цель и тему беседы, объявить её повестку дня.

Известны следующие приемы начала беседы:

Цель информирования участников, как этапа беседы, заключается в решении сле­дующих задач:

Рекомендации по передаче инфор­мации собеседнику:

Л.Д. Столяренко предлагает следующие правила для успешной передачи информации и форми­рования требуемого мнения собеседника:

Надо избегать менторского тона, про­явления своего интеллектуального превосходство над людьми, нельзя игнорировать их реакции. «Информа-ционный» стиль попу­лярностью не пользуется. На практике чаще прибегают к «оду­хотворяющему» стилю. В отдельных случаях используют «конфрон-тационный» стиль для активизации внима­ния собеседников, вовлечения их в дискуссию.

После информирования присутствующих и ответов на вопросы насту-пает основной этап беседы — обоснование выдвигаемых положений. На этом этапе формируется предварительное мнение, собеседники занимают оп­ределенные позиции. С помощью аргументов можно полностью или час­тично изменить позицию и мнение собеседника, смяг­чить противоречия, критически рассмотреть положения и факты, изложенные в беседе.

Понятие деловой беседы

В аргументации выделяют 2 основные конст­рукции: доказательная аргументация, когда надо что-то доказать или обосновать, и контр аргумен-тация, когда надо опровергнуть утверждения собеседника. Аргументацию следует вести кор­ректно, открыто признавая правоту собеседни­ка, если он прав. Это дает возможность ожидать и требовать аналогичного поведения собеседника и остаться в рамках деловой этики.

В процессе обоснования выдвигаемых положений возникает необходи-мость убеждать собеседника. Существует множество приемов убеждения. Наиболее эффективным для беседы является демонстрация собе­седнику его целей и выгод. На беседе надо сохранять самообладание и вежливость. В споре сначала принято ответить на все замечания дру­гой стороны, а потом уже приводить собственные дово­ды, причем оперировать следует только теми аргумен­тами, которые противник признает, и излагать их по возможности наглядно. Ошибки лучше всего признать открыто — это лишь добавит уваже­ния собеседников.

Последний этап беседы — ее завершение. Успешно завершить беседу — значит достигнуть на­меченных целей. Последний этап решает следу­ющие задачи:

В некоторых случаях нужно использовать приемы ускорения принятия решения, их 2: прямое и косвенное.

Прямое ускоре­ние. Например: «Мы сразу будем прини­мать решение?» Чаще всего собеседник еще не успел принять решение, и поэтому он отвечает: «Нет, пока не нужно. Я еще должен все обдумать». С помощью при­ема «прямое ускорение» можно принять решение в са­мые короткие сроки. Но такой прием часто не достига­ет цели, поскольку в 50 % подобных случаев собесед­ник отвечает «нет».

Косвенное ускорение прием позволяет привести собеседника к желаемой цели постепенно. Преимущество этого способа в том, что заранее начинается работа по достижению цели, снижая степень риска неудачи.

Завершать беседу надо в следующих случаях:

Ф.А. Кузин рекомендует следующие методы повышения эффективности беседы:

Достоинства деловых бесед:

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 4

Примеры похожих учебных работ

Деловая беседа как основной вид делового общения

Деловая беседа как основная форма делового общения

Деловые коммуникации_Т2

Деловые письма (памятка)

Логические и психологические особенности делового общения

Источник

Деловая беседа

Понятие и типы деловых бесед как вида общения, специально организованного предметного разговора, служащего решению управленческих задач. Требования к их проведению, структура и главные правила проведения, особенности подготовки и оценка значения.

РубрикаМенеджмент и трудовые отношения
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления28.10.2014
Размер файла31,0 K

Что такое деловая беседа определение. Смотреть фото Что такое деловая беседа определение. Смотреть картинку Что такое деловая беседа определение. Картинка про Что такое деловая беседа определение. Фото Что такое деловая беседа определение

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

В теории управления беседа рассматривается как вид делового общения, специально организованный предметный разговор, служащий решению управленческих задач, рассмотрение предложений о сотрудничестве, подписание сделок купли-продажи и так далее. В отличие от деловых переговоров, которые значительно более жестко структурированы и, как правило, ведутся между представителями разных организаций (или подразделений одной организации), деловая беседа, несмотря на то что всегда имеет конкретный предмет, более личностно ориентирована и чаще происходит между представителями одной организации.

Деловая беседа, несомненно, является одним из наиболее часто используемых видов коммуникативного взаимодействия в управленческом общении.

По своему характеру деловая беседа бывает самой различной. Их можно разделить на свободные (проходят без специальной подготовки, например, собрание коллег по работе) и регламентированные (тщательно продуманные, с обязательным учетом временных рамок). В зависимости от цели, которую она преследует деловая беседа, выделяют такие виды, как встреча руководителя с потенциальным сотрудником, беседа руководителя с одним из сотрудников с целью разрешения определенных вопросов, беседа партнеров с целью налаживания будущего сотрудничества, беседа коллег по поводу решения производственных вопросов.

Основными видами деловых бесед, и их особенностями являются следующие:

1) беседа при приёме на работу носит характер «приёмного» интервью, основная цель которого оценить деловые качества поступающего на работу;

2) беседа при увольнении с работы имеет две разновидности: ситуацию незапланированного, добровольного ухода сотрудника и ситуацию, когда работника приходится увольнять или сокращать;

3) проблемные и дисциплинарные беседы, причиной их возникновения служат либо сбои в деятельности сотрудников и необходимостью критической оценки их работы, либо факты нарушения дисциплины. В процессе подготовки проблемной беседы руководитель должен заранее ответить на вопросы о смысле, цели, результатах, средствах и методах решения проблемы, стремясь к тому, чтобы в ходе беседы сотрудник принял позицию руководства. При этом существуют некоторые правила, позволяющие избежать беседы в форме «разноса» и провести её с конструктивными результатами.

а) получить необходимые сведения о сотруднике и его работе;

б) построить беседу, соблюдая следующую очередность в сообщении информации: сообщение, содержащее положительную информацию о деятельности сотрудника; сообщение критического характера; сообщение похвально-поучительного характера;

в) быть конкретным и избегать неясностей (например таких оборотов как: «Вы сделали не то, что

нужно», «Вы не выполнили задания»);

г) критиковать выполнение задания, а не личность.

Каждый из видов имеет собственный психологический «сценарий» проведения, цель и назначение. Однако все они являются разновидностями коммуникативного взаимодействия, и потому существуют некоторые общие принципы и правила их организации и проведения.

2. Структура и правила деловой беседы

Структура правильно организованной беседы состоит из 5 фаз:

2. Передача информации.

4. Опровержение доводов собеседника.

5. Принятие решений.

В отношении любого выступления, любой беседы действуют 10 общих правил, соблюдение которых сделает ваше выступление корректным:

1. Профессиональные знания.

4. Постоянная направленность.

7. Элемент внезапности.

8. «Насыщенность» рассуждений.

9. Рамки передачи информации.

10. Определенная доза юмора и даже, в какой-то мере, иронии.

К перечисленным правилам можно добавить следующие основные черты живой речи:

· в любой деловой беседе ценны содержание и техника изложения;

· следует ограничиваться фактами и подробностями в беседе рассуждениями по теме;

· беседу лучше планировать с различными возможными вариантами;

· необходимо иногда повторять и делать выводы из сказанного;

· следует обращаться непосредственно к собеседнику, учитывая, что личное влияние в деловых отношениях имеет большое значение.

3. Особенности подготовки к деловой беседе

Готовность к деловой беседе, даже если эта беседа имеет оперативный характер, дает вам психологическое преимущество. При этом, чем меньше времени занимает сама беседа, тем важнее обеспечить это психологическое преимущество.

К сожалению, столь очевидная вещь на практике, в реальном менеджменте часто напрасно игнорируется. Если мы хотим, чтобы деловая беседа стала формой управленческого общения, эффективным взаимодействием мы ни в коем случае не должны игнорировать ее подготовительный этап. Время, потраченное на подготовку к беседе, никогда не бывает потраченным зря.

Место беседы выбирается с учетом его влияния на ожидаемый результат. Для лиц, не работающих в фирме наиболее удобным местом будет служебный кабинет принимающего или специальная комната для гостей, оборудованная всем необходимым. Обстановка в любом случае должна быть спокойной, уединенной, исключать неожиданное появление посторонних, шум, звонки и т.д., так как это нервирует. Так же имеет значение и цвет стен, освещенность, мебель и характер расстановки в комнате где будет проводиться деловая беседа.

С сотрудниками можно встречаться и на их рабочем месте. Допустимо проведение деловых бесед и вне службы, например, в ресторане, кафе или даже в домашних условиях. Главное, чтобы ваш собеседник чувствовал себя свободно и раскованно и мог полностью переключиться на деловой разговор.

Подготовка к деловой беседе включает:

· предварительный анализ участников и ситуации;

· инициатива проведения беседы и определение ее задач;

· определение стратегии и тактики;

· подробный план подготовки к беседе.

2. Оперативная подготовка:

· отбор и систематизация материалов;

· обдумывание и компоновка материалов;

· разработка основной части беседы;

· начало и окончание беседы.

· контроль (т.е. проверка проделанной работы);

· придание окончательной формы беседы.

· репетиция беседы в форме диалога с собеседником.

Предлагаемые ниже вопросы позволяют подготовиться к деловой беседе, потратив на это минимум времени:

1. Четко ли вы представляете цели беседы? (Видите ли конкретный результат?) Или, другими словами: что вы хотите в конце беседы?

2. Как можно будет оценить этот результат? Как вы узнаете, достигли вы желаемого или нет?

3. Какими могут быть цели и мотивы вашего собеседника?

4. Какие средства вы имеете для достижения поставленной цели?

5. Какую позицию по отношению к собеседнику вы займете в ходе беседы? Будет ли она оптимальной для достижения цели?

6. Как, какими средствами вы донесете до собеседника свою позицию?

7. Как, с помощью каких средств вы узнаете установки и позицию партнера по общению?

8. С какими коммуникативными барьерами можете столкнуться?

9. Как подстраховать себя и снизить вероятность проявления этих барьеров?

10. Если в ходе беседы возникнут противоречия, как вы их будете снимать?

11. Если собеседник вам неприятен, как вы настройте себя на терпимость к нему?

12. Какие способы психологического воздействия вы будете применять?

13. Какую аргументацию предложите собеседнику?

14. Что вы будете делать, если возникнет конфронтация, партнер прибегнет к манипуляции или использует нечестные приемы?

15. Как обеспечите согласование мнений?

16. Насколько (в какой степени) будете раскрывать свою позицию?

17. Как вы будете управлять атмосферой разговора?

18. Как вы будете управлять собой, если партнер своими репликами (или поведением) вызовет у вас раздражение?

19. Каковы интересы вашего партнера?

20. Чего ни в коем случае нельзя допускать в этой беседе? Конечно, при подготовке к беседе далеко не всегда можно дать ответы на все поставленные вопросы. Но это и не обязательно. Ответьте хотя бы на те из них, на которые можете, и это даст вам некоторые психологические «козыри»:

а) вы будете психологически настроены на деловую беседу;

б) вы заранее будете знать возможные слабые места вашего собеседника (и свои собственные).

· установление контакта с собеседником;

· создание приятной атмосферы;

· привлечение внимания к предмету собеседования;

· пробуждение интереса к беседе;

· перехват инициативы (в случае необходимости).

Эффективные приемы начала беседы:

1. Снятие напряженности (комплименты, шутка, приятный тон голоса, теплые слова);

2. «зацепки» (небольшое событие, сравнение, личные впечатления, нестандартный вопрос);

3. стимулирование игры воображения (множество вопросов в начале беседы по целому ряду проблем);

4. прямого подхода (начать разговор по теме, без вступления).

Поскольку начало деловой беседы в решающей степени определяет результативность общения, приведем несколько конкретных рекомендаций, описанных в литературе, для установления эффективного личного контакта с собеседником:

· проявляйте внимание и искренний интерес к собеседнику и к тому, что он говорит;

· старайтесь использовать ясные, энергичные, сжатые вступительные фразы и составляйте короткие предложения, не допуская затяжных фраз, которые длятся без паузы;

· обращайтесь к собеседнику по имени и отчеству или «Уважаемый коллега». Если требуют и позволяют обстоятельства, то можно обращаться по фамилии или, наоборот, перейти на обращение по имени;

· продемонстрируйте уважение к собеседнику, внимание к его интересам и мнению, пусть он почувствует свою значимость, как человеческую, так и профессиональную;

· оцените положительно все хорошее в интерьере и техническом оснащении кабинета вашего собеседника, а также в его деловой репутации, корпоративной культуре организации, которой он управляет;

· не перегибайте палку в дипломатических тонкостях и не допускайте фальшивых нот. Как только вы почувствовали, что контакт установлен, переходите к сути вопроса или проблемы.

· сбор специальной информации по проблемам, запросам и пожеланиям собеседника и его организации;

· анализ и проверка позиции собеседника, его целей, мотивов и намерений;

· передача запланированной информации;

· формирование основ для аргументации;

· по возможности предварительное определение конечных результатов беседы.

Существует несколько типов вопросов, имеющих место быть входе проведения деловой беседы:

Аргументация — это способ убеждения кого-либо посредством значимых логических доводов. Она требует больших знаний, концентрации внимания, присутствия духа, напористости и корректности высказываний, при этом ее результат во многом зависит от собеседника.

В аргументировании выделяют две основные конструкции:

· доказательная аргументация, когда вы хотите что-то доказать или обосновать,

· контр аргументация, с помощью которой вы опровергаете утверждения партнеров по переговорам.

Для построения обеих конструкций используются следующие основные МЕТОДЫ АРГУМЕНТИРОВАНИЯ (ЛОГИЧЕСКИЕ).

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ метод представляет собой прямое обращение к собеседнику, которого вы знакомите с фактами и сведениями, являющимися основой вашего доказательства. Если речь идет о контраргументах, то надо пытаться оспорить и опровергнуть доводы собеседника.

Метод ПРОТИВОРЕЧИЯ основан на выявлении противоречий в аргументации оппонента. По своей сущности этот метод является оборонительным.

Метод СРАВНЕНИЯ имеет исключительное значение, особенно когда сравнения подобраны удачно.

Метод «ДА-НО». Часто партнер приводит хорошо подобранные аргументы. Однако они охватывают или только преимущества, или только слабые стороны. Но поскольку в действительности у любого явления имеются как плюсы, так и минусы, то можно применить метод «да-но», который позволяет рассмотреть и другие стороны предмета обсуждения. В данном случае надо спокойно согласиться с партнером, а потом начать характеризовать этот предмет с прямо противоположной стороны и трезво взвесить, чего здесь больше, плюсов или минусов.

Метод «БУМЕРАНГА» дает возможность использовать «оружие» партнера против него самого. Этот метод не имеет силы доказательства, но оказывает исключительное действие, если применять его с изрядной долей остроумия.

Метод ИГНОРИРОВАНИЯ. Очень часто бывает, что факт, изложенный партнером, не может быть опровергнут, но зато его можно с успехом проигнорировать.

Метод ОПРОСА основывается на том, что вопросы задаются заранее. Конечно, не всегда целесообразно сразу открывать свои карты. Но все можно задать партнеру заранее ряд вопросов, чтобы хотя бы в основном выявить его позицию.

Метод ВИДИМОЙ ПОДДЕРЖКИ. В чем он заключается? К примеру, ваш партнер изложил свои аргументы, и теперь вы берете слово. Но вы ему вообще не возражаете и не противоречите, а, к изумлению всех присутствующих, наоборот приходите на помощь, приводя новые доказательства в его пользу. Но только для видимости. А за тем следует контрудар, например: «Вы забыли в подтверждение вашей мысли привести и такие факты… «Но все это вам не поможет, так как…» а затем наступает черед ваших контраргументов. Таким образом создается впечатление, что точку зрения партнера вы изучили более основательно, чем он сам, и после этого убедились в несостоятельности его тезисов. Однако этот метод требует особо тщательной подготовки.

· достижение основной или (в неблагоприятном случае) запасной (альтернативной) цели;

· обеспечение благоприятной атмосферы;

· стимулирование собеседника к выполнению намеченных действий;

· поддержание в дальнейшем (в случае необходимости) контактов с собеседником, его коллегами;

· составление резюме с четко выраженным основным выводом, понятным всем присутствующим.

Пример его типичного комментария в данном случае: «Это обязательно надо было выяснить!»

Ваш ответ сразу следует добавить положительным заключением, например: «Вместе с вами мы убедились, что внесение этого предложения будет для вас очень выгодно».

Было бы ошибочно думать, что собеседник сохранил в своей памяти все ваши аргументы и запомнил все преимущества предложенного вами решения. Его типичным высказыванием в завершающей фазе беседы обычно бывает: «Мне нужно еще раз все основательно обдумать». Но это скорее состояние «переполненной головы», чем проявление его нерешительности. Поэтому в таких случаях нужно использовать приемы ускорения принятия решения.

Существует два таких приема:

ПРЯМОЕ УСКОРЕНИЕ. Пример такого приема: «Мы сразу будем принимать решение?» чаще всего собеседник еще не успел принять решение, и поэтому он отвечает: «Нет, пока не нужно. Я еще должен все обдумать». С помощью приема «прямое ускорение» можно принять решение в самые короткие сроки. Но такой прием часто не достигает цели, поскольку в 50% подобных случаев собеседник говорит «нет».

КОСВЕННОЕ УСКОРЕНИЕ. Этот прием позволяет привести вашего собеседника к желаемой цели постепенно. Преимущество его в том, что вы довольно рано начинаете работать над достижением своей цели, снижая степень риска неудачи.

Существует четыре варианта косвенного ускорения:

Гипотетический подход. Почти все люди испытывают некоторый страх, оказавшись в ситуации, когда им необходимо принимать решение. В связи с этим целесообразно говорить лишь об условном решении, чтобы собеседник расслабился и привыкал к нему постепенно. Для этого подходят следующие формулировки: «Если…», «В случае если…», «Предположим, что…».

Поэтапные решения. Окончательный вывод собеседника можно предупредить, предположив, что основное решение беседы уже принято. Тогда принимаются только предварительные или частичные решения. Таким образом, вы фиксируете отдельные моменты решений еще до того, как собеседник дал свое согласие. В результате достигается сильное воздействие (путем внушения) на собеседника в нужном направлении.

Альтернативные решения. Суть этого подхода в том, что вы предлагаете собеседнику альтернативные варианты решения вопроса. Важно, что оба варианта вас устраивали.

Все перечисленные методы косвенного ускорения принятия решения продуктивны сами по себе, а если их использовать комбинированно, то их эффективность будет еще выше.

Применяя эти методы, вы как бы заводите своего собеседника в безобидный тупик.

Заключительную часть выступления собеседник запоминает лучше всего. Значит, последние слова оказывают на него наиболее сильное воздействие. В связи с этим рекомендуется записывать и заучивать наизусть несколько последних предложений или хотя бы заключительное.

Очень важно отделить завершение от ее основной части, например, с помощью таких выражений: «Давайте подведем итоги», «Итак, мы подошли к концу нашей беседы».

Рассмотрим теперь тактические приемы, которые способствуют прояснению обстановки при завершении беседы.

Если вы заметили, что собеседник морщит лоб в поисках подходящего замечания, нужно попытаться узнать у него, с чем он не согласен, разумно применив технику вопросов. Пример: «Отвечает ли это вашим представлениям… Если нет, то почему?» Таким образом, вы узнаете истинную причину сопротивления вашего собеседника.

Переходить к принятию решения можно только тогда, когда вы достигнете полной договоренности с вашим собеседником.

Всегда следует быть готовым к слову «нет». Если собеседник сказал «нет», беседу заканчивать нельзя. У вас должны быть подготовлены варианты, которые позволят продолжить беседу и преодолеть это «нет».

Всегда нужно оставлять в запасе один сильный аргумент, подтверждающий ваш тезис, на тот случай, если собеседник в момент принятия решения начнет колебаться. Опытные деловые люди никогда не допускают неожиданности в конце деловой беседы. У них всегда в запасе есть отличный аргумент, с помощью которого они могут успешно ее завершить. Например: «Да, я забыл добавить: в случае неудачи мы все расходы берем на себя».

Часто собеседники в конце беседы приводят сильные доводы, но забывают предварительно подготовить выводы из основных положений. В результате нечеткое завершение беседы резко снижает впечатление от всего того, что было убедительно высказано ранее. Поэтому на подведение итогов в конце беседы следует обращать серьезное внимание.

Завершение беседы нельзя сводить только к простому повторению наиболее важных ее положений. Основные идеи должны быть сформулированы очень четко и кратко. Вы должны придать общему выводу легко усваиваемую форму, т.е. сделать несколько логических утверждений, полных смысла и значения. Всем присутствующим должна быть ясна и понятна каждая деталь обобщающего вывода, не должно быть места лишним словам и расплывчатым формулировкам. В обобщающем выводе должна преобладать одна основная мысль, изложенная чаще всего в виде нескольких положений, которые последовательно выражают ее в максимально сжатой форме.

В современном мире все деловые процессы построены, так или иначе, на личных контактах. Деловое общение является важной составляющей профессиональной жизни делового человека.

Деловой разговор как особая разновидность устной речи имеет свою специфику. К нему предъявляются требования соблюдать правильность, точность, краткость и доступность речи, а также правила служебного речевого этикета.

В силу своей важности деловая беседа всегда требует предварительной подготовки. Как показывает практика, из 10 бесед, которые подготовлены заранее, 7 проходят успешно, в то время как из 10 неподготовленных бесед успешными становятся только 3.

Кроме подготовки беседы, существуют правила ее проведения. Структурно деловая беседа разделяется на этапы, каждый из которых важен и требует определенных теоретических и практических навыков. Подобные требования сделали необходимостью изучение правил деловой беседы (и делового общения в целом) для каждого уважающего себя бизнесмена, политика, руководителя.

В данной работе были изложены основные рекомендации по подготовке и проведению деловой беседы для достижения ее моментального достижения.

4. Кузнецов И.Н. Деловая беседа: подготовка, планирование и структура. //www.elitarium.ru

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Психологические особенности, современные тенденции, методы и техника проведения деловых бесед; деловая беседа как способ общения. Проведение деловых переговоров, совещаний, дискуссий; психологические особенности национальных стилей переговорного этикета.

курсовая работа [47,9 K], добавлен 19.12.2009

Понятие и значение, а также главные этапы и правила проведения деловых бесед, их классификация и разновидности. Основные принципы налаживания отношений между собеседниками во время ведения деловой беседы, этические нормы, необходимые в данном процессе.

реферат [41,5 K], добавлен 05.07.2015

История появления делового стиля общения, его виды и формы по Бороздиной Г.В. Деловая беседа как форма делового общения. Характеристика правил убеждения. Переговоры как специфический вид деловой коммуникации. Типы деловых совещаний, порядок их подготовки.

курсовая работа [71,3 K], добавлен 17.04.2017

Телефон как средство рационализации общения. Особенности делового разговора по телефону. Подготовка к телефонному разговору. Техника речи в разговоре по телефону, основные правила его ведения. Психологические секреты удачного телефонного разговора.

реферат [215,0 K], добавлен 24.07.2010

Телефон как средство рационализации общения. Основные правила беседы по телефону. Непосредственный обмен информацией. Техника речи разговора по телефону. Основные психологические секреты удачного телефонного разговора. Переговоры по селекторной связи.

контрольная работа [29,2 K], добавлен 25.06.2015

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *