Что такое дефицитарное развитие
Консультация для логопедов «Повреждённое и дефицитарное развитие»
Консультация для учителей-логопедов «Повреждённое и дефицитарное развитие»
К поврежденному развитию мы относим варианты отклоняющегося развития, возникшие при патологическом повреждающем воздействии в первую очередь на центральную нервную систему ребенка, когда значительная часть функциональных психических систем уже была сформирована до момента повреждения и развитие имеет определенный период условно нормативного. Повреждающее воздействие на центральную нервную систему впоследствии негативно сказывается на всей структуре дальнейшего психического развития.
При учете фактора объема повреждения, как наиболее существенного и фактически системообразующего, мы можем разделить группу поврежденного развития на три вида:
• Локально поврежденное развитие;
• Диффузно поврежденное развитие;
(СЛАЙД 3) при локально поврежденном развитии (сюда следует отнести, в первую очередь, разнообразные опухоли, локальные, ограниченные кровоизлияния, очаги эпилептической активности, кисты и т. п.) общий прогноз развития ребенка будет более благоприятным.
Показатель критичности, адекватности и обучаемости будут определяться в случае повреждения передних структур мозга, от места локализации и времени повреждения мозговых структур также будет зависеть специфика развития когнитивной и эмоционально-волевой сферы.
Психологические, коррекционно-развивающие занятия с ребёнком могут осуществляться только в случае снятия остроты состояния и при обязательном согласовании с врачом-неврологом. Ведущим специалистом при данном варианте психического развития следует считать специалиста медицинского профиля (невролога, психиатра, врача восстановительного лечения). Важным специалистом в этом случае является педагог (дефектолог) который должен не только определить, в каком программном материале имеются «западения», но и обеспечить дополнительную помощь. При неблагоприятных ситуациях развития детей этой категории (неадекватном лечении, несвоевременной развивающей и коррекционной помощи, неадекватном типе образовательного учреждения, социальных условиях развития в целом) вероятен неблагоприятный прогноз развития.
К диффузно поврежденному развитию часто приводят тяжелые, прогрессирующие формы гидроцефалий, перенесенные менингит, энцефалит, другие мозговые инфекции, тяжелые травмы мозга – сотрясения или ушиб мозга, выраженный эписиндром, возникший после 3-3,5 лет, обширные кровоизлияния, состояния после нейрохирургических вмешательств и т. п. Наиболее типичными среди феноменологических проявлений, характерными для диффузно поврежденного типа развития являются изменения операционально-технических характеристик психической деятельности разной степени выраженности.
Как правило, регуляторные функции оказываются выражено поврежденными, или значительно несформированными, что проявляется не только в трудностях регуляции собственной психической активности, как на познавательном, так и на аффективном уровне, но и собственно трудностями программирования и контроля деятельности в целом. После перенесенного повреждения или заболевания с точки зрения развития когнитивных функций наблюдается не только грубое изменение операциональных характеристик деятельности, но и, в тяжелых случаях, распад отдельных уже сформированных ВПФ вплоть до органической деменции, в сочетании с грубым недоразвитием еще не сформировавшихся. При более мягких вариантах отмечается снижение темпа формирования отдельных психических функций и функциональных систем наряду с инертностью психической деятельности в целом.
Прогноз дальнейшего развития ребенка, в большинстве случаев в целом менее благоприятен, чем при локально поврежденном развитии, но чрезвычайно разнообразен, и зависит об огромного числа факторов, в том числе и компенсаторных возможностей ребенка. Поэтому возможна как практически полная компенсация повреждения, так и, в наиболее тяжелых случаях, «выход» в органическую (в том числе, эпилептическую) деменцию.
В связи с разнообразием тяжести состояния и прогноза развития ребенка, как в неврологическом, так и в психолого-педагогическом плане ведущим специалистом остается медицинский работник (профильный специалист) и педагог-дефектолог. Психолог чаще всего является вспомогательным специалистом, способствующим адаптации ребенка и семьи, в целом.
Выбор программы для данной категории детей определяется местом (зона мозга) и степенью локализации,повреждения, а также состоянием ребёнка, степенью его обучаемости.
Психическая травма как вид поврежденного психического развития
Особый вид поврежденного психического развития – это психическая травма.
Научных работ, касающихся анализу психической травмы и ее ближайших последствий у ребенка, тем более ребенка дошкольного возраста, пока недостаточно. Небольшая практика позволяет нам говорить на настоящий момент, по крайней мере, о двух вариантах этого вида поврежденного психического развития:
-Психическое развитие после «острой» психической травмы;
— Развитие в условиях хронической психической травмы.
Примером таких ситуаций может быть пожар, стихийное бедствие, автомобильная катастрофа, террористический акт и, естественно акты насилия, направленные на ребенка.
В этих ситуациях нарушена «целостность физических границ». Последствиями мы можем ожидать неожиданно возникающие моменты паники, депрессивные проявления, феномен подавленной ярости и беспомощности.
Ведущим специалистом в коррекции психических травм является психотерапевт или психолог. Наша задача – знать о проблеме ребёнка и грамотно подойти к процессу коррекционно- развивающей работы. Не являясь специалистами в этой области, не имея достаточного количества наблюдений, мы можем лишь привести самые общие соображения и сделать гипотетическое предположение о психических механизмах, лежащих в основе вариантов психической травмы.
Под дефицитарным развитием подразумевается недостаточность сенсорных, опорно-двигательных и иных систем.
В данном случае для этого варианта отклоняющегося развития характерным является возникшая в раннем возрасте (или пренатально) недостаточность отдельных анализаторных систем (или их сочетание, в том числе проприоцептивной анализаторной системы или ее центрального звена (нарушения опорно-двигательного аппарата при детском церебральном параличе). Таким образом, с самого раннего возраста у ребенка наблюдается дефицит (разной степени выраженности) информации, поступающей через соответствующий «дефицитарный» анализатор (зрительный, слуховой). Отсюда формируется своеобразный тип психического развития, специфичный для различных по модальности дефицитарных психофизиологических систем. Такой вариант развития относят к раннедефицитарному развитию.
С точки зрения этого подхода рассматривать нарушения речи в качестве варианта дефицитарного развития означает допускать методологическую ошибку, поскольку нарушения речи не отвечают вышеприведенной закономерности. Нельзя отнести нарушения речи к дефицитарному развитиюи по критерию коррекционной работы: во всех случаях дефицитарного развития невозможно полностью (а в большинстве случаев даже частично) именно восстановить дефицитарный анализатор ликвидировать его первичную недостаточность. В то время как при речевом недоразвитии в большинстве случаев соответствующая коррекционная работа позволяет не просто компенсировать, но и полностью восстановить речь.
Случаи позднего повреждения различных анализаторных систем (в том числе и опорно-двигательного аппарата, традиционно рассматриваются в рамках дефицитарного развития, хотя строго по всем критериям они должны быть отнесены к категории поврежденного развития.
Система коррекционно-развивающей работы является специфичной в зависимости от того, какие системы нарушены у ребёнка, но в любом случае учитель-логопед и учитель-дефектолог должны знать не только психолого-педагогические, но и клинические особенности детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигатнельного аппарата и чётко выполнять рекомендации сурдолога, тифлопедагога и невролога.
Для детей данной категории выбираются адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования:
— для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата может выть рекомендована как основная образовательная, так и адаптированная основная образовательные программы дошкольного образования.
Консультация для логопедов «Невропатология» Невропатология – раздел медицинской науки, изучающий болезни нервной системы. Раздел является частью неврологии – науки о структуре и функциях.
Консультация для педагогов «Развитие речи» нимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются.
Консультация для родителей «Развитие фантазии» Уважаемые родители! Сейчас на прилавках магазинов очень много разных интересных игр,пособий для развития творчества. Есть очень дорогие.
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики для детей 2–3 лет» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики для детей 2-3лет» Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности.
Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста» Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение,.
Методические рекомендации для учителей-логопедов по развитию речи детей раннего возраста Тема раннего развития детей очень популярна, и проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного.
Настенное дидактическое панно для логопедов «Море» Общепризнанно, что ребёнка учит то, что его окружает. Именно поэтому вопросу оформления пространства в нашем учреждении уделяется достаточно.
Презентация «Преемственность в коррекционной работе дошкольных и школьных логопедов» Преемственность в коррекционной работе дошкольных и школьных логопедов крайне важна для детей с речевыми проблемами. В презентации раскрываются.
Презентация «Викторина для учителей — логопедов» 14 ноября, в день когда учителя-логопеды, учителя-дефектологи получают поздравления и слова благодарности, вместе с коллегами мы соберёмся.
Консультация «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка, а также развитие его музыкальных способностей в семье» Знакомство с музыкой — один из этапов эстетического воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через.
Что такое дефицитарное развитие
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Данный буклет разработан в помощь приемным родителям.
Статья:
Выделяют следующие типы нарушений психического развития:
Общее психическое недоразвитие;
Задержанное психическое развитие;
Поврежденное психическое развитие;
Дефицитарное психическое развитие;
Искаженное психическое развитие;
Дисгармоничное психическое развитие.
Психическое недоразвитие — общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных, что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем)
Раннее время поражения. Выражена недостаточность высших психических функций.
Пример – умственная отсталость.
Замедление темпа формирования познавательной и эмоционально-волевой сфер. Наряду с недостаточно развитыми функциями имеются сохранные. Пример – задержка психического развития
Поврежденное развитие связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств.
Позднее (после 2 – 3 лет) нарушение. Большая часть мозговых структур и систем уже сформирована.
Тяжелые нарушения отдельных систем и анализаторов.
Пример – слепота, глухота, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения речи.
Нарушение последовательности формирования психических функций.
Пример – ранний детский аутизм.
Дисгармоническое развитие. Основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере.
Диспропорциональность развития эмоционально-волевой сферы.
Неравномерность психического развития.
Акселерация– это ускоренное (в среднем на 1-2года) физическое, интеллектуальное и сексуальное развитие в целом и парциально в детском и подростковом возрасте.
Инфантилизм – сохранение в организме и психике человека особенностей, присущих более раннему возрасту.
Задержки и нарушения развития
Причины
Задержки и нарушения развития в детском возрасте могут возникать по разным причинам. В зависимости от механизма возникновения, они имеют свою специфику как с точки зрения способов преодоления, так и с точки зрения прогноза.
Диапазон возможных проблем развития в детском возрасте может колебаться от единичных трудностей формирования отдельных психических функций (диспраксия, трудности концентрации внимания, несформированность пространственной функции), до стойких системных нарушений психического развития (умственная отсталость).
В клинико-психолого-педагогической классификации различных видов дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому) предпринята попытка описать шесть основных маршрутов формирования задержек и нарушений психического развития.
Часто в клинической практике мы встречаемся с сочетанием патологических типов развития нервной системы у ребенка с трудностями в развитии. Трудности в развитии, связанные с гипоксией при родах, могут усиливаться элементами сенсорной депривации, связанными с отсутствием подвижного образа жизни и эмоционально-волевыми проблемами, связанными с особенностями семейной системы.
Диагностика и лечение
Для выявления структуры нарушения и постановки точного диагноза у ребенка с задержкой развития требуется подробный сбор анамнестических данных и комплексная междисциплинарная диагностика: обследование врача невролога (при необходимости психиатра), функциональная диагностика (ЭЭГ с картированием, УЗДГ, вызванные потенциалы), обследование логопеда, обследование нейропсихолога, в ряде случаев, для диагностики генетических заболеваний (например, синдром Мартина-Бэлла) назначают генетические исследования.
Преодолением задержек и нарушений психического развития, в зависимости от причин возникновения и необходимых лечебных мероприятий, занимаются врачи (невролог, психиатр, педиатр) и специалисты отделения лечебной педагогики (логопед, нейропсихолог). В ряде случаев, пациенту рекомендуется пройти курс остеопатического лечения и лечебного массажа.
Нарушения психического развития детей
Выявление и помощь при нарушении нормального развития у ребенка. Психологическая коррекция, психотерапия и лечение. Обследование нервной системы и психического состояния: анализы, тесты, аппаратные обследования. Клиника работает круглосуточно.
Нарушения нормального развития психики ребенка может проявляться как в виде легких, временных и обратимых расстройств, так и в виде грубых изменений поведения, требующих лечения.
Инфантильность (инфантилизм) проявляется в виде замедления развития нормальных психических функций. Проще говоря это «замедленное взросление», когда первые слова, речь в виде предложений, аналитическое мышление, восприятие своего окружения и себя у ребенка формируются позже чем у большинства.
Своим поведением они напоминают детей более младшего возраста. Инфантилизм обычно обнаруживается в возрасте от 5 лет. Обычно с годами инфантильность может сглаживаться.
Отклонения в поведении у таких детей обнаруживаются рано, в первые годы жизни. Задержка в психическом развитии как правило имеет болезненную природу: кислородное голодание мозга во время беременности и родов, травматические и инфекционные повреждения нервной системы, эпилепсия и детская шизофрения.
Классификация нарушений развития ребенка (дизонтогенез)
В основе классификации – нарушение синхронности и порядка формирования психических функций (по Сухаревой Г.Е.).
При наличии ранней детской шизофрении (РДШ) говорят о шизофреническом дизонтогенезе (Юрьева О.П., 1971).
Недоразвитие характеризуется в первую очередь умственной отсталостью без выраженных эмоциональных нарушений, нарушений социального взаимодействия. Задержанное развитие часто выражается в нарушении формирования речи при сохранном невербальном интеллекте и может отягощаться педагогической запущенностью.
Нарушенное развитие влечет за собой отклонения в формировании высших психических функций (памяти, внимания, мышления и интеллекта, волевой и эмоциональной сферы, восприятия и личностных особенностей). Степень каждого из нарушений может варьировать в зависимости от тяжести исходного поражения нервной системы.
Чем раньше выявлено нарушение, тем быстрее и легче его корректировать. Ранняя диагностика поражений нервной системы возможна еще в перинатальном периоде, то есть до рождения ребенка. Иногда искажения развития становятся заметны только после рождения.
Симптомы нарушений
Перечислим симптомы, на которые следует обратить внимание родителям и воспитателям для своевременного выявления нарушений в психическом развитии:
Помощь при нарушении психического развития у детей и подростков в клинике РОСА
Нарушение психики у детей
Закладка и становление ребенка, как личности, в первую очередь происходит в семье. Именно из семьи начинается его путь в нашу жизнь, мать и отец – люди, в первую очередь несущие ответственность за состояние (как физического, так и психического) здоровья малыша.
Расстройства психики могут случиться в любом возрасте, поэтому в целях профилактики целесообразно регулярно показывать ребенка профильным специалистам.
Коварство нарушений у детей состоит в том, что они стерты, рудиментарны, не всегда проявляют себя на ранних стадиях, что затрудняет лечебный и диагностический процесс. Поэтому наряду с физическим воспитанием немаловажно наблюдать и развивать предпосылки интеллекта, определять зоны ближайшего развития.
При возникновении каких либо сомнений в поведении, возникновении диффузных страхов, нарушений сна, аппетита, особенностях коммуникативной и эмоционально-волевой сферах, родителям стоит сообщить о своей проблеме с ребенком квалифицированным специалистам (невропатологам,психиатрам).
Согласно приказу Минздрава России от 03.07.2018 №410Н в перечне профилактических осмотров несовершеннолетних, отмечено, что осмотр врачом-психиатром проводится в возрасте 2,6,14-17 лет
Доктора данного направления
Распространенные нарушения психики у детей
К психическим расстройствам у детей могут относиться незначительные проблемы, которые легко поддаются коррекции, а также более серьезные процессы, ведущие к расстройству психики ребенка.
Степень тяжести, обратимость и особенности протекания такого недуга пацаента во многом зависит от возраста и от особенностей невро-психического реагирования индивида. Часто психические отклонения остаются незамеченными в связи с невнимательностью родителей или их боязнью показать ребенка врачу. Впоследствии большинство таких детей психиатр и невролог вынуждены ставить на диспансерное наблюдение.
На самом деле, чем быстрее будет выявлено, то или иное отклонение в развитии, тем более эффективнее окажутся меры по его коррекции. Перечень наиболее распространенных расстройств, которые характеризуются нарушениями психического развития ребенка приводятся ниже. Каждый из них предполагает определенные варианты протекания, причины и симптоматику. Это: интеллектуальная недостаточность, расстройства аутистического спектра, эмоционально-волевая дефицитарность (нарушения поведения, синдром дефицита внимания), расстройства шизофренического спектра.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Такому ребенку присущи импульсивность, вспыльчивость, двигательная расторможенность, обилие «лишних»движений, снижение целенаправленности внимания. Он не в состоянии длительно сосредоточиться на цели деятельности, что естесственно мешает планированию и качественному выполнению задач. Порой родителям кажется, что малыш совершенно не слышит и не слушает то, что они ему говорят.
При этом ребенок все понимает, но обращен внутрь себя. Отличительная черта таких детей – склонность к постоянной рассеянности, предпочтение деятельности не требующей заинтересованности интеллектуальных структур. умственную нагрузку.
Аутизм
Сборная группа расстройств основными признаками которой, являются дефицитарность коммуникативной и эмоциональной сфер, бедность речи, двигательные стереотипии, манипуляции предметами, отсутствие сюжетной игры.
Проявление Раннего Детского Аутизма корректируются такими специалистами, как психиатр, невролог, дефектолог, логопед, нейропсихолог.
Задержка психического развития
В случае ЗПР личность малыша является инфантильной, незрелой по отношению к настоящему биологическому возрасту, а психика при этом развивается медленными темпами. Отмечается парциальная(частичная) задержка созревания предпосылок интеллекта(память, внимание, психическая работоспособность). Здесь особенно важно своевременно обеспечить комплексную реабилитацию и подключить к лечебному процессу сразу нескольких специалистов – логопеда, психиатра, психолога,дефектолога, невропатолога.
Умственная отсталость
Тотальная ретардация (снижение) всех сфер психики включающая группы заболеваний, имеющие разную этиологию и патогенез.Отмечается отсутствие способности к абстрактному мышлению. В настоящее время наиболее используется классификация картина в соответствии с параметрами IQ:
В данном случае необходимо уточнение образовательного маршрута ребенка(коррекционное ДОУ, школы с адаптированными образовательными программами).
Шизофрения
Расстройство характеризуется прогредиентными течением с нарастанием дефицитарной симптоматики(оскуднение эмоциального фона, снижением энергетического потенциала, утраты единства психических функций).
Клиническая картина у дошкольников:
Медицинская и психологическая диагностика
Данное мероприятие, в первую очередь, включает в себя проведение осмотра в целях сбора анамнестических данных, а также оценку неврологического, психического и соматического состояния малыша.
Этот метод предполагает обращение внимания на условия жизни и воспитания малыша, а также на характер общения. Исследование данного функционала всегда подразумевает учет возрастных особенностей и развития ребенка в целом. При этом дается оценка состоянию внимания, восприятия, памяти, интеллекта.
Аппаратные методы
Проведение ЭЭГ и МРТ исследований с целью выявления текущих патологических процессов в центральной нервной системе.
Лечение
Дети с отклонениями поддаются только комплексному лечению, которое включает в себя:
Если выявлено психическое расстройство у ребенка, не стоит полагать, что, приняв определенные препараты, малыш сразу же станет чувствовать себя лучше. Лечение детей – это долгий, ответственный и кропотливый процесс, требующий колоссальных затрат времени.
Еще одна ключевая задача матери и отца – помочь ему адаптироваться в обществе и постоянно заниматься развивающими мероприятиями в домашних условиях. Только помощь родителей и компетентный врачи в сочетании смогут оказать поддержку в полноценном развитии личности малыша.
В медицинском центре «Президент-мед» г. Видное есть все виды обследования и все необходимые врачи для диагностики психических заболеваний и их лечения.