Что такое дайме в японии
Дайме
В переводе это понятие значит «большой землевладелец», возникло оно одновременно с появлением устойчивой военной прослойки — буси — в IX—XI веках.
Содержание
Первые даймё
Первоначально даймё не зависели от центрального правительства и были лишь самыми богатыми крестьянами в деревне, но с течением времени наиболее решительные и предприимчивые из них воспользовались имевшимися возможностями для умножения своих капиталов и расширили свои земли за счёт владений соседей и вытесняя на север туземцев — эбису. Именно тогда они возглавили поначалу небольшие, но всецело преданные им частные армии самураев.
Укрепляя свою власть и одновременно власть всего воинского сословия, богатейшие даймё в результате длительных междоусобных войн достигли самого высокого официального положения с установлением правления сёгуната Камакура (1185—1333). Но ещё до этого будущий Сёгун Минамото-но Ёритомо назначил из числа даймё первых военных губернаторов — сюго и земельных администраторов — дзито.
Даймё таким образом получили новые легальные возможности для своего усиления путём законного получения определённой части налогов и разделения завоёванных земель. Последовавшее затем относительное спокойствие в стране, вызванное установлением власти сёгуната, привело к стабилизации в период Муромати (1333—1568) числа даймё. Число их вассалов и размеры доходов быстро росли. Часто сюго назначался один на несколько провинций, в которых он имел свои поместья. Его права по сбору налогов были достаточно широки (как и сёгун, даймё до 20 % собранного риса могли оставить себе) и давали шанс значительно увеличить капиталы.
В это время окончательно сложились и весьма усилились богатые военные дома Хосокава, Уэсуги, Такэда, Ямана, Симадзу и некоторые другие.
Сэнгоку-даймё
В то же время противоречия, вызванные усилением мощи провинциальных военных лидеров и ослаблением централизованного правления сёгуна, должны были неминуемо привести страну к войне. Междоусобица годов Онин (1467—1477) ввергла страну в хаос. Стабильное положение даймё было нарушено, и на смену проигравшим поднялись молодые богатые семьи.
Даймё в период Эдо
С приходом к власти правительства Токугава все даймё попали в прямую и очень жёсткую зависимость к сёгуну, которому они обязаны были платить налоги, выделять значительное количество людей для выполнения различных работ, к тому же и правление их теперь находилось под неусыпным контролем администрации Токугава. Статус даймё был жёстко закреплён. Право на этот титул имели лишь те феодалы, чей годовой доход превышал 10 тыс. коку риса. (Доходы, налоги и потенциальная мощь феодальных кланов в средневековой Японии традиционно измерялись в этой единице. Считалось, что этого количества вполне достаточно, чтобы прокормить одного самурая в течение года.)
Из 250—270 даймё сёгуната Токугава (список которых периодически публиковался — с подробнейшими данными об их родословной, о размерах наделов и количестве вассалов) самыми богатыми были феодалы провинции Кага на северном побережье с доходом 1,3 млн коку, древнейший клан Симадзу на Кюсю получал около 730 тыс. коку. Причём последнее имущественное разделение среди даймё провел сам первый сёгун династии — Токугава Иэясу, который разорил своих врагов, а полученные в результате доходы разделил так, чтобы не дать возможности наиболее мощным семьям даймё усилиться до такой степени, при которой они могли бы составить угрозу для его режима.
С этой же целью — недопущения заговора и создания антиправительственных союзов — Токугава принял дополнительные меры безопасности, одна из которых удивительна по своим масштабам и неординарности. В отличие от европейцев, у которых практика захвата заложников хотя и всегда имела место, но официально осуждалась, для самураев это не было чем-то необычным. А Иэясу сделал это частью правительственной политики по отношению к даймё. Речь идёт об известном обычае «санкин котай», в соответствии с которым даймё были обязаны проводить каждый второй год при дворе сёгуна.
Следующий год даймё мог жить и в своём замке, но, как правило, оставив «в гостях» у сёгуна членов своей семьи. В результате все даймё, большинство из которых владели провинциями, расположенными достаточно далеко от столицы, вынуждены были пребывать в непрестанном движении. Помимо того, что это было очень неудобно для феодалов и удобно для сёгуна, у военного правительства появлялась дополнительная возможность с помощью расположенных по всей стране дорожных застав контролировать передвижения даймё и его свиты. Сёгунатом были тщательно разработаны обязательные для даймё рекомендации по соблюдению количества «гостей». Так, например, при Токугава Ёсимунэ (1716—1745) даймё с доходом от 200 тыс. коку вели с собой 120—130 самураев и 250—300 слуг. Те же, чей доход был ограничен 100 тыс. коку, могли привести в столицу соответственно 80 и 140 человек. Процессия обставлялась с исключительной роскошью и помпезностью и напоминала военный парад. Такой церемониальный выезд даймё напоминал их подданным о могуществе и богатстве хозяев и в корне подрывал финансовое благополучие самих хозяев. Обычай «санкин котай» сохранился до самой реставрации Мэйдзи и уже в 1861 стал причиной военного конфликта Японии с Великобританией, когда неопытные англичане не распростёрлись ниц перед кортежем владетельного даймё и немедленно были зарублены бдительными самураями.
Даймё после Реставрации Мэйдзи
Верхушка военного сословия — даймё — сохраняла свою мощь, как и все самурайство, до начала XIX века. Затем экономическая отсталость военно-феодального государства становилась все более очевидной, и неизбежное стремление к прогрессу привело даймё к краху вместе с классом, к которому они принадлежали. После незавершённой буржуазной революции 1867—1868 даймё в 1869—1871 были лишены своих земель, но получили большую денежную компенсацию. Об их некогда почти неограниченной власти, огромном богатстве и военной мощи напоминают ныне лишь разбросанные по всей стране величественные замки, некогда принадлежавшие этой опоре государства.
Даймё
В переводе это понятие значит «великое имя», возникло оно одновременно с появлением устойчивой военной прослойки — буси — в IX—XI веках.
Содержание
Первые даймё
Первоначально даймё не зависели от центрального правительства, но с течением времени наиболее решительные и предприимчивые из них воспользовались имевшимися возможностями и расширили свои земли за счёт владений соседей и вытесняя на север туземцев — эбису. Именно тогда они возглавили поначалу небольшие, но всецело преданные им частные армии самураев.
Укрепляя свою власть и одновременно власть всего воинского сословия, богатейшие даймё в результате длительных междоусобных войн достигли самого высокого официального положения с установлением правления сёгуната Камакура (1185—1333). Но ещё до этого будущий Сёгун Минамото-но Ёритомо назначил из числа даймё первых военных губернаторов — сюго и земельных администраторов — дзито.
Даймё таким образом получили новые легальные возможности для своего усиления путём законного получения определённой части налогов и разделения завоёванных земель. Последовавшее затем относительное спокойствие в стране, вызванное установлением власти сёгуната, привело к стабилизации в период Муромати (1333—1568) числа даймё. Число их вассалов и размеры доходов быстро росли. Часто сюго назначался один на несколько провинций, в которых он имел свои поместья. Его права по сбору налогов были достаточно широки (как и сёгун, даймё до 20 % собранного риса могли оставить себе) и давали шанс значительно увеличить капиталы.
В это время окончательно сложились и весьма усилились богатые военные дома Хосокава, Уэсуги, Такэда, Ямана, Симадзу и некоторые другие.
Сэнгоку-даймё
В то же время противоречия, вызванные усилением мощи провинциальных военных лидеров и ослаблением централизованного правления сёгуна, должны были неминуемо привести страну к войне. Междоусобица годов Онин (1467—1477) ввергла страну в хаос. Стабильное положение даймё было нарушено, и на смену проигравшим поднялись молодые богатые семьи.
Даймё в период Эдо
С приходом к власти правительства Токугава все даймё попали в прямую и очень жёсткую зависимость к сёгуну, которому они обязаны были платить налоги, выделять значительное количество людей для выполнения различных работ, к тому же и правление их теперь находилось под неусыпным контролем администрации Токугава. Статус даймё был жёстко закреплён. Право на этот титул имели лишь те феодалы, чей годовой доход превышал 10 тыс. коку риса. (Доходы, налоги и потенциальная мощь феодальных кланов в средневековой Японии традиционно измерялись в этой единице. Считалось, что этого количества вполне достаточно, чтобы прокормить одного самурая в течение года.)
Из 250—270 даймё сёгуната Токугава (список которых периодически публиковался — с подробнейшими данными об их родословной, о размерах наделов и количестве вассалов) самыми богатыми были феодалы провинции Кага на северном побережье с доходом 1,3 млн коку, древнейший клан Симадзу на Кюсю получал около 730 тыс. коку. Причём последнее имущественное разделение среди даймё провел сам первый сёгун династии — Токугава Иэясу, который разорил своих врагов, а полученные в результате доходы разделил так, чтобы не дать возможности наиболее мощным семьям даймё усилиться до такой степени, при которой они могли бы составить угрозу для его режима.
С этой же целью — недопущения заговора и создания антиправительственных союзов — Токугава принял дополнительные меры безопасности, одна из которых удивительна по своим масштабам и неординарности. В отличие от европейцев, у которых практика захвата заложников хотя и всегда имела место, но официально осуждалась, для самураев это не было чем-то необычным. А Иэясу сделал это частью правительственной политики по отношению к даймё. Речь идёт об известном обычае «санкин котай», в соответствии с которым даймё были обязаны проводить каждый второй год при дворе сёгуна.
Следующий год даймё мог жить и в своём замке, но, как правило, оставив «в гостях» у сёгуна членов своей семьи. В результате все даймё, большинство из которых владели провинциями, расположенными достаточно далеко от столицы, вынуждены были пребывать в непрестанном движении. Помимо того, что это было очень неудобно для феодалов и удобно для сёгуна, у военного правительства появлялась дополнительная возможность с помощью расположенных по всей стране дорожных застав контролировать передвижения даймё и его свиты. Сёгунатом были тщательно разработаны обязательные для даймё рекомендации по соблюдению количества «гостей». Так, например, при Токугава Ёсимунэ (1716—1745) даймё с доходом от 200 тыс. коку вели с собой 120—130 самураев и 250—300 слуг. Те же, чей доход был ограничен 100 тыс. коку, могли привести в столицу соответственно 80 и 140 человек. Процессия обставлялась с исключительной роскошью и помпезностью и напоминала военный парад. Такой церемониальный выезд даймё напоминал их подданным о могуществе и богатстве хозяев и в корне подрывал финансовое благополучие самих хозяев. Обычай «санкин котай» сохранился до самой реставрации Мэйдзи и уже в 1861 стал причиной военного конфликта Японии с Великобританией, когда неопытные англичане не распростёрлись ниц перед кортежем владетельного даймё и немедленно были зарублены бдительными самураями.
Даймё после Реставрации Мэйдзи
Верхушка военного сословия — даймё — сохраняла свою мощь, как и все самурайство, до начала XIX века. Затем экономическая отсталость военно-феодального государства становилась все более очевидной, и неизбежное стремление к прогрессу привело даймё к краху вместе с классом, к которому они принадлежали. После незавершённой буржуазной революции 1867—1868 даймё в 1869—1871 были лишены своих земель, но получили большую денежную компенсацию. Об их некогда почти неограниченной власти, огромном богатстве и военной мощи напоминают ныне лишь разбросанные по всей стране величественные замки, некогда принадлежавшие этой опоре государства.
Краткая история японских лордов даймё
Помещики и вассалы, которые управляли провинциями в феодальной Японии.
Даймё
Дайме были военными феодальными господами в сегунской Японии с 12-го по 19-й век. Дайме были крупными землевладельцами и вассалами сегуна. Каждый дайме нанимал армию воинов-самураев (рыцарей), чтобы защитить жизнь и имущество своей семьи.
Слово «даймё» происходит от японских корней «дай», что означает «большой или великий», а «мио» означает «имя». Это примерно переводится как «великое имя». В данном случае, однако, «myo» можно перевести как «титул на землю», поэтому слово «даймё» будет обозначать владельца крупных земельных владений и, скорее всего, буквально переводится как «владелец большой земли».
В европейском эквиваленте daimyo будет наиболее близким к понятиям «лорда» или к Русскому «боярину».
От Shugo до Daimyo
Первые люди, которых назвали «даймё», произошли от класса Шуго, которые были губернаторами различных провинций Японии во время сёгуната Камакура с 1192 по 1333 год. Эта должность была впервые изобретена Минамото но Ёритомо, основателем сёгуната Камакура.
Сёгун назначал шуго править одной или несколькими провинциями от его имени. Эти губернаторы не считали провинции своей собственностью, и должность шуго не обязательно переходила от отца к одному из его сыновей. Шуго контролировал провинции исключительно по усмотрению сёгуна.
На протяжении веков контроль центрального правительства над шуго ослабевал, а власть региональных губернаторов заметно увеличивалась. К концу 15-го века шуго почти не подчинялись власти сёгунов. Они были уже не просто губернаторы, эти люди стали лордами и владельцами провинций, которыми они руководили как феодальными вотчинами. В каждой провинции была своя армия самураев, и местный лорд собирал с крестьян налоги и платил самураям от своего имени. Они стали первыми настоящими даймё.
Гражданская война и отсутствие лидерства
Между 1467 и 1477 годами в Японии началась гражданская война под названием «Война Онина». Различные дворянские дома поддерживали разных кандидатов на место сёгуна, что привело к полному нарушению порядка в стране. По крайней мере дюжина даймё включилась в драку, обрушивая свои армии друг на друга в общенациональном рукопашном бою.
Десятилетие постоянной войны привело к истощению даймё, но не решило вопрос о правопреемстве, что приводило к постоянным боевым действиям, даже на самом низком уровне социальной лестницы. Эра Сэнгоку была более чем 150-летним периодом хаоса, в котором даймё сражались друг с другом за контроль над территорией, за право назначать новых сёгунов, и кажется даже просто по привычке.
«Эпоха воюющих провинций» окончательно закончилась, когда три объединителя Японии (Ода Нобунага, Тойотоми Хидэёси и Токугава Иэясу) заставили мятежных даймё вновь признать власть сёгуната. При сёгунах Токугава даймё продолжали править своими провинциями как своими личными вотчинами, но сёгунат старался усилить контроль над независимой властью даймё.
Процветание и падение. Sankin-kotai
Одним из важных инструментов в арсенале сёгуна было «поочерёдное прибытие на службу», согласно которой даймё приходилось проводить половину своего времени в столице сёгуна в Эдо (теперь Токио), а другую половину — в провинциях. Даймё должны были содержать роскошные дома в обоих городах и каждый год должны были платить за то, чтобы путешествовать со своими свитами и армиями самураев между двумя резиденциями. Центральное правительство требовало, чтобы они оставляли своих жен и первенцев в Эдо, в качестве заложников. Это облегчало сёгунам присмотр за своими подчиненными и препятствовало тому, чтобы лорды становились слишком могущественными и вызывали ненужные осложнения.
Sankin-kotai. Традиция фактически началась неофициально, во время правления Тоётоми Хидэёси (1585 — 1598), но была кодифицирована в закон Токугавой Иемицу в 1635 году. Первый закон «санкин-котай» распространялся только на тех, кто был известен как тозама или «внешний» даймё. Это были лорды, которые не присоединились к стороне Токугавы до окончания битвы при Секигахаре (21 октября 1600 г.), она закрепила власть Токугавы в Японии. Многие лорды из далеких, больших и могущественных владений были среди тозама-даймё, поэтому они были главным приоритетом сёгуна.
Однако в 1642 году «санкин-котай» также был распространен на фудай-даймё, тех, чьи кланы были сторонниками Токугавы еще до Секигахары. Прошлая история лояльности не была гарантией продолжения хорошего поведения, поэтому fudai daimyo, также должны были упаковать свои сумки.
Мир и процветание эпохи Токугава продолжались до середины 19-го века, когда внешний мир грубо вторгся в Японию в виде черных кораблей коммодора Мэтью Перри. Столкнувшись с угрозой западного империализма, правительство Токугава распалось. Даймё потеряли свою землю, титулы и власть во время последовавшей Реставрации Мэйдзи в 1868 году, хотя некоторые смогли перейти к новой олигархии богатых индустриальных классов.
Что такое дайме в японии
Даймё 大名 (буквально: «большое имя») — крупнейшие военные феодалы средневековой Японии. В переводе это понятие значит «великое имя», возникло оно одновременно с появлением устойчивой военной прослойки — буси 武士 — в IX—XI веках. Если считать, что класс самураев был элитой японского общества X—XIX веков, то даймё — это элита среди самураев.
Даймё таким образом получили новые легальные возможности для своего усиления путём законного получения определённой части налогов и разделения завоёванных земель. Последовавшее затем относительное спокойствие в стране, вызванное установлением власти сёгуната, привело к стабилизации в период Муромати 室町時代 (1333—1568 годы) числа даймё. Число их вассалов и размеры доходов быстро росли.
Сэнгоку-даймё 戦国大名
В то же время противоречия, вызванные усилением мощи провинциальных военных лидеров и ослаблением централизованного правления сёгуна, должны были неминуемо привести страну к войне. Междоусобица годов Онин 応仁の乱 (Онин но ран 1467—1477 годы) ввергла страну в хаос. Стабильное положение даймё было нарушено, и на смену проигравшим поднялись молодые богатые семьи.
Даймё в период Эдо
С приходом к власти правительства Токугава все даймё попали в прямую и очень жёсткую зависимость к сёгуну, которому они обязаны были платить налоги, выделять значительное количество людей для выполнения различных работ, к тому же и правление их теперь находилось под неусыпным контролем администрации Токугава. Статус даймё был жёстко закреплён. Право на этот титул имели лишь те феодалы, чей годовой доход превышал 10 тысяч коку 石 риса. До 1891 года коку считался равным 10 кубическим сяку ( ≈ 0,278 м3). В 1891 году императорским указом 1 малый коку был определен точно как 240100/1331 литра, что равно приблизительно 180.39 литра (или около 150 килограммов). Доходы, налоги и потенциальная мощь феодальных кланов в средневековой Японии традиционно измерялись в этой единице. Считалось, что этого количества вполне достаточно, чтобы прокормить одного самурая в течение года.
Следующий год даймё мог жить и в своём замке, но, как правило, оставив «в гостях» у сёгуна членов своей семьи. В результате все феодалы, большинство из которых владели провинциями, расположенными достаточно далеко от столицы, вынуждены были пребывать в непрестанном движении. Помимо того, что это было очень неудобно для землевладельцев и удобно для сёгуна, у военного правительства появлялась дополнительная возможность с помощью расположенных по всей стране дорожных застав контролировать передвижения даймё и его свиты.
Сёгунатом были тщательно разработаны обязательные для даймё рекомендации по соблюдению количества «гостей». Так, например, при Токугаве Ёсимунэ 徳川吉宗 (1716—1745 годы) даймё с доходом от 200 тысяч коку вели с собой 120—130 самураев и 250—300 слуг. Те же, чей доход был ограничен 100 тысяч коку, могли привести в столицу соответственно 80 и 140 человек. Процессия обставлялась с исключительной роскошью и помпезностью и напоминала военный парад. Такой церемониальный выезд даймё напоминал их подданным о могуществе и богатстве хозяев и в корне подрывал финансовое благополучие самих хозяев. Обычай «санкин котай» сохранился до самой Реставрации Мэйдзи 明治維新 (Мэйдзи Исин) и стал причиной военного конфликта Японии с Великобританией, когда 14 сентября 1862 года в городе Намамуги неопытные англичане не распростёрлись ниц перед кортежем владетельного даймё Симадзу Хисамицу 島津久光 и немедленно были зарублены бдительными самураями. Последовавший за этим вооружённый конфликт 15 — 17 августа 1863 года в японском городе Кагосима между княжеством Сацума и эскадрой Великобритании носит название сацумско-британская война 薩英戦争 Сацу-Эй сэнсо.
Тодзама-даймё
Фудай-даймё
В сёгунате Эдо (1603—1867 годы) фудаями называли роды тех провинциальных правителей, которые были вассалами дома Токугава до битвы при Сэкигахара и не были его родственниками по мужской линии. Их среднее количество составляло около 135 родов. Самыми крупными из них были род Ии 井伊氏 (300 000 коку) и род Сакаи 酒井 氏 (140 000 коку). Остальные фудаи имели земли доходом от 50 000 до 10 000 коку. Их владения располагались, как правило, рядом с центром, городом Эдо, или в стратегически важных провинциях для контроля за малолояльными тодзама даймё и императорским двором. Фудай даймё занимали высокие должности в сёгунате и имели право участвовать в принятии важных политических решений.
Симпан даймё
К категории симпан относились три хана, которые возглавляли представители рода Токугава: Овари-хан, Кии-хан и Мито-хан. Их главным заданием было предоставление новых кандидатов на должность сёгуна, в случае если главная линия рода Токугава прервётся.
Также в симпан включались некоторые ханы, правители которых происходили из рода Мацудайра. Род Мацудайра 松平氏 происходит от аристократического рода Фудзивара. Принадлежит к местной знати провинции Микава (современная префектура Айти). От рода Мацудайра происходит первый сёгун Сёгуната Токугава — Токугава Иэясу. Он изменил своё имя на Токугава Иэясу в знак независимости от протектората рода Имагава и будущих амбиций на трон сёгуна.
В средневековье род Мацудайра делился на 14 родовых веток:
Госанкэ
Токугава Госанкэ 徳川御三家 (буквально «Три Дома Токугава»), может именоваться Госанкэ или просто Санкэ — название трёх ветвей японского рода Токугава, произошедших от трёх младших сыновей основателя рода Токугавы Иэясу (Ёсинао, Ёринобу и Ёрифусы). Если в том была необходимость, среди преемников этих домов выбирался сёгун, ведь они были родственными правящей династии. Эти дома были названы Овари, Кии и Мито. Они продолжают существовать даже после отмены системы административных владений (хан) периода Эдо.
После основания своего сёгуната Иэясу продолжил назначать членов своей семьи на ключевые посты. Ёсинао, его девятый сын, был назначен даймё Нагои (провинция Овари), десятый сын — Ёринобу — даймё Вакаямы (провинция Кии) и одиннадцатый сын — Ёрифуса — даймё Мито (провинция Хитати). Вследствие такого распределения феодов были основаны дома, которые официально называются Дом Овари рода Токугава 尾張徳川家 Овари Токугава-кэ, Дом Кии рода Токугава 紀伊徳川家 Кии Токугава-кэ и Дом Мито рода Токугава 水戸徳川家 Мито Токугава-кэ. Иэясу дал им право на назначение своего сёгуна в том случае, если нет преемников у главной линии. В течение периода Эдо такое случалось дважды: когда в 1716 году умер, не оставив наследника, седьмой сёгун, и после смерти тринадцатого сёгуна в 1858 году.
Госанкэ имели самый высокий ранг относительно других симпанов, даймё, которые были родственники сёгуна. После Реставрации Мэйдзи, в рамках системы кадзоку, руководители трёх домов стали маркизами. В 1929 году глава дома Мито был возведён из маркиза в герцоги.
Дом Овари
Старшим из трёх домов был дом Овари. Первым в этой линии был Токугава Ёсинао, девятый сын Иэясу. Он и его наследники были даймё в княжестве (хан) Овари с его политико-административным центром в замке Нагоя. Доходность феодальных владений равнялась 619 500 коку. Урожаи риса у дома Овари были больше, чем у других домов. Перед отменой сёгуната и системы хан, дом возглавлялся поочерёдно 17 мужчинами. Несмотря на старшинство дома Овари, только его наследники не становились сёгунами.
Дом Кии
Вторым по старшинству был дом Кии или Кисю. Его основатель — Токугава Ёринобу, десятый сын Иэясу — был переведён в Вакаяму в 1619 году, когда предыдущий даймэ получил новое поместье. Ёринобу был даймё княжества Кии с его административным центром в замке города Вакаяма и доходом в 555 000 коку. Во время периода Эдо феодальное владение возглавляли 14 человек. Это была единственная семья, которая произвела непосредственно преемников сёгуна. В 1716 году таковым стал пятый даймё дома Кисю — Токугава Ёсимунэ. Он установил три новых дома на основе госанкэ, названных госанкьё, поставив во главе двух сыновей и внука. Их отличием было то, что преемники не правили княжествами (хан). В конечном счете один из домов госанкьё, дом Хитоцубаси, произвёл на свет двух сёгунов — Токугава Иэнари в 1787 году и Токугаву Ёсинобу в 1866 году. И, ещё в 1858 году, сёгуном становился Токугава Иэмоти из дома Кии.
Дом Мито
Самой меньшей по старшинству была ветвь Мито. Её основателем был Токугава Ёрифуса, одиннадцатый сын Иэясу. Феодом этого дома был хан Мито в провинции Хитати с замком в городе Мито и земли первоначально с доходом 250 000 коку, а позже (1710 год) с доходом в 350 000 коку. Во главе дома стояли 11 человек, в том числе Токугава Мицукуни. Из рождённых в доме Мито только Токугава Ёсинобу смог стать сёгуном. Однако перед этим в 1848 году Ёсинобу усыновили, он стал главой ветви Хитоцубаси дома Кии, а позже, будучи членом этого дома, последним сёгуном.
Даймё после Реставрации Мэйдзи 明治維新 (Мэйдзи Исин)
Верхушка военного сословия — даймё — сохраняла свою мощь, как и все самурайство, до начала XIX века. Затем экономическая отсталость военно-феодального государства становилась все более очевидной, и неизбежное стремление к прогрессу привело феодалов к краху вместе с классом, к которому они принадлежали. После незавершённой буржуазной революции 1867—1868 года даймё в 1869—1871 годах были лишены своих земель, но получили большую денежную компенсацию. Об их некогда почти неограниченной власти, огромном богатстве и военной мощи напоминают ныне лишь разбросанные по всей стране величественные замки, некогда принадлежавшие этой опоре государства.
Кадзоку
Кадзоку 華族 («Цветы народа») — высшая японская аристократия периода Мэйдзи. Учреждена 7 июля 1884, прекратила существование 3 мая 1947 с принятием новой конституции. Из числа кадзоку в 1889—1947 годах формировалась верхняя палата японского парламента 国会 коккай — Палата пэров 貴族院 кидзокуин. Основывалась на китайских аристократических титулах. Всего учреждено пять разрядов. Императорским указом от 6 мая 1887 приравнены к определённым чинам икай, японской табели о рангах.