Что такое датчик одометра
Что такое одометр в машине: как работает спидометр и одометр
Как правило, в большинстве автомобилей главными приборами принято считать спидометр, тахометр, а также указатель температуры двигателя. Спидометр показывает скорость автомобиля, тахометр указывает на обороты коленчатого вала двигателя, температурный датчик определяет степень нагрева охлаждающей жидкости.
При этом многие автовладельцы упускают из вида еще один важный прибор — счетчик пробега или одометр. Более того, многие ошибочно считают, что спидометр и одометр являются единым устройством. На самом деле одометр только совмещен со спидометром и является отдельным устройством. Подробнее читайте в нашей статье.
Автомобильный одометр: что это такое
Если рассматривать одометр, что такое счетчик пробега и какие функции он выполняет, можно выделить следующие особенности:
Одометр – это счетчик пробега, тогда как спидометр фиксирует скорость движения транспортного средства. При этом пробег на самом спидометре не виден, так как его определяет в своей отдельной шкале именно одометр.
Разобравшись с тем, что такое спидометр и одометр, можно добавить, что информация на одометре позволяет определить как общий пробег автомобиля, так и расстояние, которое пройдено за какой-либо определенный промежуток времени.
При этом информация отображается в числовом виде. Если точнее, показания одометра выражены в метрах и километрах пройденного пути. Это позволяет определить километры пробега (иногда электронные одометры высчитывают и метры вплоть до десятков и единиц).
Виды и принцип работы одометра
Чтобы понять, как работает одометр, следует обратить внимание наследующее:
Механический одометр
Первым типом одометров на автомобилях является полностью механический счетчик. На приборной панели находится набор барабанов с цифрами, которые вращаются по мере прохождения автомобилем того или иного расстояния (одного километра, десятка километров, сотен, тысяч километров и т.д.).
Электромеханические и электронные одометры
На более современных автомобилях стали устанавливать электромеханические и электронные одометры, которые вместо барабанов с цифрами получили ЖК-дисплеи. Первый тип взаимодействовал с механическим датчиком, после чего выводил информацию на дисплее.
Чуть позже появились полностью электронные одометры, которые получают информацию об оборотах колеса от датчика Холла. При этом данные от датчика сначала подаются в ЭБУ и записываются в его память, а уже затем отображаются на дисплее.
Пробег на одометре при покупке б/у авто
Хорошо известно, что пробег для подержанного автомобиля является достаточно четким показателем, позволяющим точнее определить износ автомобиля, остаточный ресурс узлов и агрегатов и т.д. Если просто, чем больше пробег, тем сильнее изношен автомобиль и его стоимость уменьшается на вторичном рынке.
С оной стороны, данное утверждение далеко не всегда верно. Оценивать нужно не только пробег, но и общее состояние автомобиля в целом. Однако в подавляющем большинстве случаев покупатель ориентируется именно на пробег. При этом учитываются именно показания одометра в определении пробега подержанного автомобиля.
Именно по этой причине корректировка одометров во многих странах официально запрещена и во многих странах административно и даже уголовно наказуема. Что касается стран СНГ, к сожалению, на сегодняшний день за «скручивание» пробега мошенникам не грозит какое-либо серьезное наказание.
Например, служебные авто, на которых водитель «наматывает» не километры, а моточасы (двигатель постоянно работает вхолостую). При этом замена масла и других технических жидкостей выполняется по регламенту, то есть по пробегу. Получается, по часам мотор до замены масла отрабатывает намного больше, чем положено, если ориентироваться только на пробег. В этом случае сильнейший износ силового агрегата гарантирован.
Что в итоге
Как видно, одометр и спидометр являются совершенно разными приборами. При этом шкала одометра обычно интегрирована в шкалу спидометра, однако это не означает, что это одно и то же устройство. Спидометр не связан с одометром, при этом совмещение шкал данных приборов сделано для простоты считывания информации с панели приборов.
Для точного определения пробега или, как минимум, установления факта его «скручивания», потребуется углубленная профессиональная диагностика электронных систем автомобиля.
Одометр: что это такое, принцип действия, показания, корректировка
На всех автомобилях установлен одометр. Что это такое, знает каждый автолюбитель. Однако далеко не всем известно устройство данного прибора, принцип работы, неисправности и способы ремонта. Кроме того, современные автомобили оснащаются электронным оборудованием, с которым трудно разобраться. Давайте рассмотрим все, что касается одометров.
Назначение и устройство
Что являет собой данный прибор? Это специальный механизм, который предназначен для измерения количества оборотов колес автомобиля в процессе езды. Другими словами, данный элемент позволяет замерять пройденный машиной путь. Показания одометра демонстрируются на приборной панели автомобиля. Прибор показывает водителю суточный, а также общий пробег. Обе эти шкалы располагаются непосредственно на блоке спидометра.
Принцип действия
Теперь следует перейти к тому, как работает одометр. Что это такое, уже более-менее понятно. Принцип работы данного измерительного прибора сильно зависит от типа устройства. Это может быть электронный одометр или же механический. Итак, колесо автомобиля в процессе прохождения каждого километра совершает определенное число оборотов. При этом данный показатель всегда одинаковый вне зависимости от скорости движения машины. Если точно знать, сколько оборотов сделало колесо, тогда без труда можно рассчитать пройденное расстояние в километрах (или милях для американских авто), что и демонстрируется на счетчике. Самые старые механические измерительные приборы работают за счет гибкого тросика. Последний вращается с той же скоростью, что и колесо. Такое вращение передается от выходного вала КПП. Тросик отдает усилия на барабанный счетчик, установленный в приборной панели автомобиля. На устройстве пять барабанов с цифрами.
Чем он полезен?
Казалось бы, чем может быть полезен для автовладельца этот небольшой прибор, считающий километры. Но на самом деле роль одометра в жизни автомобилиста довольно велика. Это важный инструмент, используя показания которого, определяют момент проведения технического обслуживания машины, замены масла, регулировки клапанов, замены ремня ГРМ, проверки развала-схождения и других операций.
Как применять суточный счетчик?
С помощью данного прибора водитель может точно определить расход топлива автомобиля. Иногда может показаться, что двигатель стал потреблять слишком много. В этом случае не стоит сразу же ехать на СТО и делать диагностику. Вначале нужно точно определить расход топлива. В багажник ставят канистру с бензином, ждут, пока в баке все топливо закончится, затем сбрасывают суточный счетчик в ноль, заливают бензин из канистры и ездят на авто в обычном режиме, пока в баке снова станет пусто. Затем останется разделить количество литров на общий пробег суточного счетчика, а полученный результат помножить на 100.
Конструкции одометров разных видов
Данный элемент представляет собой циферблат. Но это только часть устройства. На вторичном валу КПП находится шестерня, которая находится в зацеплении с шестеренкой привода счетчика. Эта деталь соединена гибким тросиком с блоком, который отвечает за спидометр-одометр. Механические устройства являются одними из самых старых. Скрутить пробег на таких можно при помощи любых приспособлений, которые могут вращаться. Счетчик считает обороты, а значит, с помощью любого электрического двигателя можно как скрутить, так и накрутить цифры на счетчике. Электромеханические счетчики – это системы на основе той же шестеренки на вторичном валу коробки передач (причем неважно, автоматическая это или механическая трансмиссия).
Виды датчиков для одометра
Применяются импульсные датчики, основанные на эффекте Холла.
Одометр и погрешности
Практически все измерительные приборы имеют погрешности. Одометры не исключение. Сейчас есть некий стандарт на погрешности. Для механического оборудования он составляет не более пяти процентов. Если автомобиль используется в жестких условиях, тогда уровень погрешности увеличивают до 15 процентов. К жестким условиям можно отнести пробуксовку. Автомобиль как бы движется, ведь колеса вращаются, но сам остается на месте. Кроме того, на уровень погрешности сильно влияют зазоры, ослабленные пружины в конструкции, слабый трос, плохое сцепление. Показания электромеханического одометра ВАЗ считываются от контроллера скорости. В этом случае погрешность будет очень низкая. Стоит отметить высокую надежность устройств. Такие девайсы редко выдают цифру, погрешность которой выше чем 5 %. Электронный одометр является одним из самых точных.
Резюме
Итак, мы выяснили, как устроен одометр, что это такое и каких типов бывает. Это нужная вещь в автомобиле. С ее помощью можно сделать многое. Одометр позволяет точно определить, когда менять масло, также поможет определить расход топлива.
Одометр автомобиля: что это такое
Что такое одометр?
История появления
Прибор был изобретен довольно давно. Его создал римский архитектор Витрувий еще до н.э. Устройство выглядело как колесо колесницы. За одну милю оно делало 400 поворотов. Одометрами также пользовались китайцы и сам Бенджамин Франклин. Со временем изобретатели создали прибор в виде механизма, контролирующего каждую цифру. Существуют легенды, что первооткрывателем одометра был некий математик родом из Греции. Другие источники приписывают изобретение Архимеду.
Принцип работы
Используя данные о радиусе колеса и скорости движения ТС по обычной формуле, можно определить дальность проделанного пути. Этими знаниями оперировали древние ученые. Сегодня данный прибор есть в каждом транспортном средстве.
Устройство бывает разных видов. Но принцип работы его един. Колесо за каждый пройденный километр осуществляет определенное количество оборотов. Пройденный путь рассчитывается по принципу количества оборотов, которое совершило колесо.
Благодаря одометру, владелец может рассчитать, какое количество бензина он потратил, преодолев N-нное расстояние.
Разновидности
Когда автомобилестроение только начало развиваться, на машины устанавливали только механические приборы. Со временем были разработаны смешанные одометры, а именно электронно-механические. Сейчас на авто ставят преимущественно электронные устройства, показатели которого выходят на приборной панели.
Рассмотрим каждый тип устройства по-отдельности:
Механический. Это простые в производстве и эксплуатации приборы. Расстояние рассчитывается через передачу вращений шестеренки, которая стоит на вторичном валу КПП. Главным «минусом» прибора было то, что цифры на нем рано или поздно заканчивались, происходило обнуление. Таким образом, достоверно подсчитать общий пробег транспорта было невозможно. Надо было периодически записывать показания. Еще одним недостатком была большая погрешность.
Полуэлектронный. Данный тип прибора был разработан с целью решить проблему обнуления. Полуэлектронное устройство скрутить было сложнее, так как вращения тросика преобразовывались в электромагнитные сигналы, а затем считывались электронным табло и компьютером.
Электронные. Самые совершенные и современные устройства, у которых механические элементы отсутствуют. Вместо них стоят датчики Холла, преобразующие вращения в электромагнитные импульсы, которые, в свою очередь, считываются приборами. Обнулить или изменить данные еще сложнее.
Механический прибор способен выйти из строя при износе деталей и механизмов и во время аварии, когда повреждена система учета. Полуэлектронные устройства ломаются из-за отказа микросхем на панели приборов либо после потери контактов с модулем на колесе. Электронные аппараты не переносят скручивания данных. Эксперты не советуют этого делать, так как отремонтировать устройство очень сложно.
Погрешности
Все современные приборы, и не только автомобильные, выдают погрешность, и это нормально. Для этого существует стандарт погрешностей. Для механических типов устройств она составляет 5%, но значение допустимо увеличить до 15%, если авто эксплуатируется в жестких условиях. Дело в том, что при таких условиях работы часто возникает пробуксовка колес. Она искажает точную информацию о пробеге.
Электромеханические приборы считывают сигналы от контроллера скорости за момент времени. Погрешность у них довольно низка, не превышает 5%. Цифровые устройства считаются самыми точными. Они практически никогда не «врут». Погрешность бывает, связана она с износом колес.
Возникающая погрешность часто появляется по естественным причинам, поскольку со временем узлы и детали изнашиваются. Если прибор вовсе вышел из строя, его нужно починить как можно быстрее. В будущем это приведет к неудобствам с продажей и обслуживанием авто.
Отличие от спидометра
Узнав, что такое одометр, водители, особенно новички, начинают путать его со спидометром. Дело в том, что счетчик пробега установлен в спидометр, и многие владельцы считают это одним и тем же прибором. Но разница между ними большая.
Спидометр фиксирует текущую скорость, поэтому он никак не связан с датчиками расчета расстояния. Показания демонстрируются на панели приборов в км/час. Сами приборы подразделяются на аналоговые и цифровые. Как работает устройство?
У заднеприводных авто прибор контролирует вращение вторичного вала у КП. Скорость считается по нему и зависит от размера шины, погрешности и передаточного числа редуктора с заднего моста. У машин с передним приводом спидометр измеряет скорость через привод левого колеса.
Спидометр, как и одометр, имеет погрешность. При 60 км/час ее почти нет, но уже при достижении 110 км/час она составляет 5-10 км/час.
Таким образом, функционал обоих приборов не связан друг с другом. Показания совмещены лишь на приборной панели. Это сделано для удобства водителя.
Зачем отматывают показания пробега?
Понять, одометр что это такое в машине, не составит труда. Это прибор, показывающий пройденное расстояние. Но многие водители скручивают пробег с целью «омолодить» свой транспорт перед продажей.
Покупатель, видя информацию на экране, сделает предположение относительно состояния основных систем. Если пробег небольшой, то продавец запросит за машину цену выше рыночной.
К счастью, пробег скручивают не только с целью обмануть доверчивых покупателей. Иногда владелец проводит оценку топлива на 100 км. Для процедуры нужно обнулить суточный пробег и заправиться. Далее оценивают, на сколько километров хватит залитого топлива.
Очень редко, но бывает, что скрученные данные позволяют установить расстояние между населенными пунктами. На основе этого легко посчитать расход бензина.
Показатели прибора очень важны для тех, у кого транспортное средство является предметом заработка (для таксистов, маршрутчиков). В конце рабочего дня водители определяют суточный пробег и рассчитывают, какое количество бензина было потрачено. Полученное значение умножают на стоимость топлива и высчитывают из общего дневного заработка. В результате получается сумма чистой прибыли.
Заключение
Изменить данные возможно, чем часто занимаются недобросовестные водители. Чтобы определить скрученный пробег, человеку потребуется профессиональная диагностика электронных систем.
Все, что следует знать об одометре каждому сидящему за рулем автомобиля
Многих автомобилистов интересует вопрос: одометр — что это за такое устройство и для чего оно предназначено? Современные автомобили оснащаются множеством различных девайсов и приборов, поэтому разобраться в предназначении всех устройств бывает затруднительно. В этой статье мы расскажем об устройстве и принципе работы одометра, его разновидностях, а также погрешностях.
Описание одометра
Итак, что такое одометр в автомобиле и в чем разница между ним и спидометром? Рассмотрим описание устройства, начнем с его конструкции и предназначения.
Механический девайс
Устройство и назначение
Одометр представляет собой механизм, предназначенный для замера числа оборотов колес транспортного средства во время езды. То есть это узел позволяет осуществлять замер пройденного расстояния машиной. Показания одометра демонстрируются на приборной панели автомобиля — это общий пробег машины и суточный. В частности, эти две шкалы расположены на самом спидометре.
Что представляет собой устройство, мы разобрались, теперь перейдем к его конструкции.
Устройство прибора включает в себя:
Принцип действия
Теперь перейдем к принципу функционирования. Сам по себе прибор представляет собой или механическое (в зависимости от вида), или электронное устройство, позволяющее точно определить число оборотов, которое осуществляет колесо. Эти данные позволяют водителю определить пройденный километраж — то есть полный пробег автомобиля за всю его эксплуатацию, а также пробег за определенный временной промежуток. Данные, которые в конечном итоге получает автолюбитель, отображаются на приборной панели в числовом виде, а именно в километрах.
В этом и заключается принцип работы — колесо транспортного средства осуществляет определенное количество оборотов за каждый пройденный километр. Причем этот показатель всегда будет одинаковым. Если знать, сколько именно оборотов совершило колесо, вполне возможно просчитать пройденный путь, который демонстрируется на счетчике.
При необходимости водитель всегда может обнулить информацию на одометре (суточный пробег), если нужно определить расстояние от одного пункта к другому. Благодаря этому можно также узнать расход топлива транспортного средства. Естественно, если не работает одометр, определить это будет проблематично.
Смотать или скрутить километраж машины — не сложно. Это подтверждают множественные фото и видео, которые можно найти в сети. Скрученный километраж автомобиля позволяет увеличить его стоимость на рынке, поэтому скручивание — это распространенная практика среди перекупщиков. Но чтобы смотать и скрутить километраж, необходимо точно знать, какой тип прибора используется в авто.
Программатор одометров должен использоваться в соответствии с типом прибора. А тип девайса, в свою очередь, может отличаться в зависимости от модели транспортного средства, его года выпуска.
В общей сложности различают три типа приборов:
Погрешности прибора
Практически любой современный прибор работает с погрешностью. На сегодняшний день есть некий стандарт погрешностей, к примеру, для механических девайсов он составляет 5%. Если транспортное средство используется в жестких и разных условиях, этот параметр может быть увеличен до 15%. Здесь учитывается износ различных узлов и деталей авто. К примеру, пробуксовка колес.
Формально транспортное средство движется, так как колеса вращаются, но по факту машина находится на месте. Помимо этого, на показания девайса влияют и зазоры, ослабленные пружины в конструкции, ослабление троса или плохое сцепление. Девайсы электромеханического типа осуществляют считывание сигналов, которые исходят от контроллера скорости за единицу времени. В таком случае погрешность будет более низкой, а точность — более высокой. Фактически электромеханические приборы редко выдают данные с погрешностью более, чем в 5%, даже если автомобиль достаточно старый.
Что касается цифровых приборов, то они самые точные из всех, так как в этом случае механические связи не задействованы. Но такие девайсы могут иметь погрешность, напрямую связанную с износом колес и их заменой (автор видео — Илья Григорьев).
Основные акспекты
Как мы уже сказали — намотка одометра — это часто встречаемая процедура, в частности, при проведении предпродажных работ. Коррекция показаний одометра дает возможность требовать за машину больше денег, что, естественно, выгодно для каждого автовладельца, решившего продать свой автомобиль. Для того, чтобы сматывать километраж, даже применяется специальное оборудование для корректировки одометров, к примеру, крутилка 5 pro. Но как же понять, что с прибором были проведены манипуляции?
Механических
Как понять, производилась ли коррекция одометра механического типа? Подмотка одометра в данном случае может быть проведена даже автолюбителем, не имеющим опыта в этом процессе. Если производилась корректировка одометра своими руками, выявить это впоследствии будет достаточно сложно. Но автовладелец всегда может произвести диагностику крепления привода девайса. Если само место фиксации чистое, то это значит, что с прибором все нормально, но если вокруг видна грязь, то это свидетельствует о том, что гайка в свое время выкручивалась.
Электромеханических
Электронных
Для электронного прибора также можно использовать калькулятор одометров. Следы вмешательства можно выявить по нарушению целостности корпуса.
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
Видео «Как определить, скручивался ли пробег?»
Подробнее об этом вы узнаете из видео ниже (автор ролика — SULTAN).
Что такое одометр в машине и для чего он нужен? Виды и коррекция прибора
Система
Одометр имеет сложную систему:
Одометры, возможно, установить в автомобилях трех разных видов, все зависит от модели и комплекции самого транспортного средства.
Механический — связан механической связью со счетчиком, который обычным способом высчитывает количество оборотов. После подсчета прибор переводит обороты в метры и километры.
Электромеханический одометр при помощи механики считывает обороты колес с помощью механического приспособления. Датчик получает электронные импульсные сигналы, которые переводятся в нужную измерительную величину и выводятся на индикатор.
Электронный одометр еще часто называют цифровым. Снятие параметров с датчиков на колесах и их преобразование в нужную величину проводятся в цифровом виде. В машинах с бортовым компьютером, устанавливается только электронный тип. Он является частью достаточно сложной системы.
Данную систему нельзя отнести к высокоточным приборам, так как они могут показывать не точную информацию. Дело в том, что в этом нет толком никакой необходимости. Этот прибор показывает только в километрах и метрах. Измерение в таких величинах может привести к небольшим погрешностям.
Погрешность чаще всего связана не с тем, что одометр не работает, а с тем, что автомобиль имеет характерный определенный износ. С увеличением срока эксплуатации машин, увеличивается погрешность прибора. В этом случае проводится корректировка.
Вот так по определенным данным погрешность у нового автомобиля может достигать максимум 5%. Со временем машина начинает изнашиваться. Износ некоторых запчастей, их дальнейшая замена, дорожные условия влияют на механический одометр. Погрешность тогда увеличивается уже до 15 %.
Как скрутить одометр
Скрутить данные можно легко. Для этого достаточно пробуксовать автокар. На самом деле автомобиль движется немного, но при этом одометр записывает вращение колеса. Получается, что отклонение данных идет для прибора. Установка новых деталей также может приводить к небольшому проценту отклонений. Деформирование тросика, ослабление пружин, трение в автомобиле и различные люфты могут негативно влиять на показание.
Устройство электромеханического типа получает сведения данных об импульсах, которые исходят от датчика скорости. В это время идет подсчитывание импульсов за определенное время. Конечно же, эти приборы считаются самыми точным и имеют низкую степень отклонения, чем механические измерители. В редких случаях погрешность может быть 7%, так как средняя погрешность наблюдается 5%.
Электронные или цифровые одометры с самой низкой ошибкой. Такие точные показания связаны с отсутствием механических каких-либо деталей в их системе измерения. Ведь только механические детали поддаются износу. Тем не менее, электрические датчики берут нужную информацию с механических деталей, и они могут изнашиваться. И даже в таком устройстве есть погрешность. Если в машине не работает одометр, то следует проверить электронные датчики.
Коррекция автомобильного одометра
Автомобилисты часто пользуются услугой по изменению показаний. Коррекция одометра проходит как вперед, так и назад. Причин для такой услуги очень много, как:
Процедура коррекции показателей является полностью легальной и поэтому провести ее может каждый желающий владелец авто. Скрутить механический автоприбор намного легче, чем другой вид. Для этого не надо никаких специальных средств и опыта работы. Процесс скручивания электронного одометра является более сложной процедурой, так как для этого требуется специальное оборудование.
Одометр является важнейшим прибором диагностирующим состояние автомобиля. Ведь при покупке подержанного транспортного средства в первую очередь узнает пробег, а после уже остальные вопросы.