Что такое даршан в вайшнавизме

Даршан

Понятие «даршан» имеет несколько санскритских толкований.

1. В духовном понимании это слово означает «узреть реальность», «прозреть». В светском понимании слово «даршан» может трактоваться как возможность видения, то есть понимания слов и действий учителя.

2. Самооткровение божества перед своими приверженцами. Имеется в виду посещение святых мест или жилищ святых людей, а также поклонение божественным предметам. Считается, что паломничества помогают адепту ощутить блаженство единения с сущим.

3. В индуизме и буддизме понятие «даршан» означает ритуал получения сокровенных знаний от просветленного мудреца (это может быть краткое изложение основ учения или просто появление просветленного перед людьми). В данном случае суть даршана заключается в передаче благодати от того, кто ею владеет, тем, кто ее еще не приобрел. Иногда даршан в указанной коннотации сопровождается массовым посвящением верующих (такие даршаны проводил XIV Далай-лама в период вторжения китайцев в Тибет).

4. Близко к этому понятию и трактование даршана в качестве главной цели индуиста, приходящего в храм. Имеется в виду лицезрение образа бога или святого. Считается, что можно «получить даршан» божества в храме или от великого святого.

5. Даршан — это также и взгляд, доктрина, философская система. В этом контексте слово всегда употребляется для выражения благословения учителя. Считается, что с помощью даршана истина может открываться во всей ее целостности. Это своего рода система умозаключения, использующая видение истины как метода познания мира. Понятие даршана с ходом времени становилось все более конкретным и постепенно стало означать точку зрения, а затем — философскую систему.

Даршан как система знаний близко понятию «школа» в античной философии. Существуют шесть даршанов Древней Индии, признанных Ведами:
1) вайшешика (анализ Вселенной);
2) ньяя (законы и принципы логики);
3) санкхья (классификация Вселенной);
4) йога (практика единения);
5) миманса (законы религии);
6) веданта (знание Бога).

Несмотря на то что традиционно выделяют 6 ортодоксальных школ, это число считается достаточно условным. Количество значимых даршанов гораздо больше, например: даршан грамматистов, несколько шиваитских даршанов.

В западной философии термин «даршан» в смысле религиозного поклонения может переводиться как «иерофания». Иерофания, согласно трактовке великого румынского историка религий Мирча Элиаде, означает «проявление священного». Термин «иерофания» является расширением христианского понятия «теофания» («богоявление») на всю сферу священного независимо от конкретной конфессии.

В индуизме при получении даршана особое значение придается прикосновениям искателя истины к стопам объекта поклонения (святого или мурти) в храмах. Также даршан можно расценивать как упайю — подарок от святого. Упайя, согласно философии индуизма, необходима, чтобы вывести человека из круговорота сансары и помочь ему достичь мокши. Получение даршана святого, мурти или гуру является основной целью индуиста, посещающего храм или совершающего паломничество.

Источник

Значение слова «даршан»

Что такое даршан в вайшнавизме. Смотреть фото Что такое даршан в вайшнавизме. Смотреть картинку Что такое даршан в вайшнавизме. Картинка про Что такое даршан в вайшнавизме. Фото Что такое даршан в вайшнавизме

Да́ршан, да́ршана (санскр. दर्शन, darśana IAST, «лицезрение») — термин в философии индуизма, обозначающий лицезрение, ви́дение Бога (или его проявления), объекта религиозного поклонения (например, мурти), гуру или святого. Считается, что можно «получить даршан» божества в храме или от великого святого.

«Даршан» имеет несколько значений на санскрите. Духовное значение этого слова — «узреть реальность», «получить внутреннее озарение», «прозреть». На мирском уровне слово даршан означает «видеть (физически)» учителя. В индуизме при получении даршана особое значение обычно придаётся прикосновениям (паранама) поклоняющегося к стопам объекта поклонения (святого или мурти) в храмах. Также даршан можно расценивать как упайю (изобретательный подарок, уловку) от святого, необходимую, чтобы вывести человека из круговорота самсары, то есть помочь ему достичь мокши. Получение даршана святого, мурти или гуру является основной целью индуиста, посещающего храм или совершающего паломничество.

В западной философии в смысле религиозного поклонения термин «даршана» может переводиться как «иерофания».

даршан

1. термин в философии индуизма, обозначающий лицезрение, ви́дение Бога (или его проявления), объекта религиозного поклонения (например, мурти), гуру или святого ◆ Одна женщина, которая была очень преданной, выполняла традиционный ритуал для почитания мудрецов каждый раз, когда приходила к Бхагавану на даршан. Дэвид Годман, «Сила присутствия»

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое даршан в вайшнавизме. Смотреть фото Что такое даршан в вайшнавизме. Смотреть картинку Что такое даршан в вайшнавизме. Картинка про Что такое даршан в вайшнавизме. Фото Что такое даршан в вайшнавизмеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: предупредительный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Словарь йоги. Даршана

Что такое даршан в вайшнавизме. Смотреть фото Что такое даршан в вайшнавизме. Смотреть картинку Что такое даршан в вайшнавизме. Картинка про Что такое даршан в вайшнавизме. Фото Что такое даршан в вайшнавизме

«О чём мы думаем, тем мы и становимся» — ключевой принцип работы нашего сознания. От того, куда направлено наше внимание, зависит то, в каком направлении будут происходить перемены в нашей жизни. Реальность, окружающая нас, изменчива и непостоянна, но в каждый момент она обусловлена состоянием нашего ума. Именно поэтому часто можно заметить, что два человека, которые находятся в одной и той же пространственно-временной точке, могут видеть разную реальность. Дело в том, что воспринимаемое зависит от нашего умонастроения. А наше умонастроение — от тех объектов, мыслей, образов, на которых мы концентрируемся. По этому принципу построены все медитативные практики: концентрируясь на чём-либо возвышенном, человек обменивается энергией с объектом своей концентрации и таким образом эволюционирует.

«Даршана» — одно из ключевых понятий в ведической философии. В переводе с санскрита это слово означает ‘лицезрение’ или просто ‘зрение’. Объектами даршаны могут быть образы богов, святых, учителей, а также просто святых мест, таких, как горы Гималаи и река Ганга. Созерцание этих объектов в правильном умонастроении позволяет сонастроиться с тем или иным проводником высших сил и тем самым обменяться с ним энергией.

Также практикующие Даршану верят, что в момент созерцания образа происходит двусторонний контакт: не только практик связывается с тем или иным божеством или учителем, но и объект созерцания также устанавливает связь с практиком. На данной идее основано множество практик традиции бхакти-йоги.

К примеру, такая широко распространённая в традиции индуизма практика, как Абхишека — омовение образов божеств или учителей — у непосвящённых может вызвать недоумение: образы божеств омываются мёдом, молоком, йогуртом, сахаром и маслом гхи. То, что на первый взгляд выглядит как нерациональный перевод продуктов, имеет глубокий сакральный смысл. Абхишека — это своего рода разновидность Даршаны: во время омовения образов все присутствующие, а особенно выполняющие ритуал, концентрируются на образе божества и обмениваются энергией с высшими силами. По окончанию практики собирают чаранамриту — священный напиток, который образуется в процессе омовения.

Объектом Даршаны является так называемая «мурти» — статуя учителя или божества. В переводе с санскрита это слово означает ‘проявление’. Практики поклонения и созерцания мурти наиболее распространены в традиции индуизма, впрочем, существуют и некоторые буддийские школы, которые также устанавливают мурти просветлённых учителей, будд и бодхисаттв. Наиболее распространены мурти индуистской традиции — Шива, Кришна, Вишну и Ганеша.

Изготовление мурти чаще всего осуществляется с использованием металла, а также камня или дерева. Таковы предписания шастр, а именно, «Шилпа-шастры».

Образ Даршаны может быть как антропоморфным, так и теориоморфным, как в случае с Ганешей, где образ человека совмещён с образом слона. Создание образов Даршаны — это чёткое следование инструкции, здесь нет места художественному вымыслу мастера: образ должен быть именно таким, каким его представляют в той или иной традиции.

Также Даршана может осуществляться в качестве визуализации. То есть практик представляет в своём сознании некий аспект божества или учителя, концентрируясь на нём. Подобные практики наиболее распространены в буддизме традиции Махаяны и Ваджраяны. Большая часть практик Ваджраяны основана именно на Даршане в отношении визуализируемого объекта и на процессах обмена энергией с объектом визуализации.

К примеру, в традиции школы Карма Кагью объектом Даршаны является Кармапа шестнадцатый, и практика Даршаны предусматривает визуализацию образа этого учителя, а также обмен энергией на трёх уровнях. Это осуществляется путём визуализации белого, красного и синего света, исходящего изо лба, горла и сердца учителя соответственно.

По этому же принципу построена и такая йогическая практика, как тратака: в этом случае объект может быть как реальным, так и визуализируемым. Наиболее распространённым является вариант созерцания свечи, но вместо свечи практик может созерцать любой вдохновляющий его образ — Будды, Кришны, Христа, Шивы и так далее. И, концентрируясь на этом образе, приобретать соответствующие благие качества.

Стоит отметить, что принцип Даршаны — приобретение качеств объекта созерцания — работает и в негативном аспекте. Когда мы концентрируемся на чём-то негативном, осуждаем кого-либо или гневаемся, мы точно так же, словно губка, впитываем негативные качества того, кого осуждаем. Собственно, принцип остаётся тем же, просто объект нашей «медитации» меняется на негативный. Так устроен наш ум: он отождествляет себя со всем, на чём концентрируется.

Важно понимать, что принцип Даршаны постоянно присутствует в нашей жизни. В широком смысле Даршана — это всё, на чем мы сосредотачиваем наше внимание. Поэтому нужно следить за тем, на чём мы концентрируемся.

Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.

Источник

Даршан

Заголовки

Даршан

“Даршан – встреча с Божеством, созерцание Божества.” (сл.). 231*123.

Даршан – благословение

“Даршан – слово, имеющее два основных значения: «философия», «лицезрение». Посещая индийский храм, вы удостаиваетесь даршана божества: через созерцаемый вами образ вы приобщаетесь к одному из ликов Бога, впуская его в свою личную реальность.” (сл.). 182*246.

“Задумавшись о том, что санскритское слово даршан имеет два значения – «философия» и «лицезрение», мы поймём, что в Индии лицезреть – значит веровать, и не в метафорическом, а в буквальном смысле.” 182*139.

“Даршан – благословение; созерцание святого человека.” (гл.). 188*245.

Даршан – видение

“Даршан (видение) – глагол, цель индуиста, приходящего в храм или совершившего паломничество: лицезрение образа бога или святого. Важно увидеть также связанные с богами священные места: Гималаи, Каньякумари, Ганга, святые города и т.п. Получение Даршан бога и святого предполагает, что и они видят паломника, обращают на него своё внимание, дают ему свою милость.” (А. Дубянский). (сл.). 172*161.

Даршан Господа

“…метод, с помощью которого можно обрести даршан Господа […] В «Катха-упанишаде» (1.2.23) говорится: […]

«Никто не сможет достичь Парабрахмана, даже если будет проводить лекции на тему бхагавад-таттвы, объясняя тонкие вопросы теологии, или благодаря высокому интеллекту и обширным познаниям в области священных писаний. Только тот, кого выбирает Сам Верховный Господь, сможет познать Его как Он есть. Такому удачливому человеку, Всевышний Господь явит Свой изначальный трансцендентный облик».

В «Шримад-Бхагаватам» (10.14.29) говорится: […]

«О мой Господь, тот, кто обрёл хотя бы крупицу Твоей милости (частичку пыли с Твоих лотосных стоп), сможет легко понять величие Твоей трансцендентной славы. Те же, кто заняты глубокими размышлениями или подвергают себя ограничениям и погружаются в медитацию, лишённые Твоей милости, никогда не смогут познать Тебя».

[…] Господь очень великодушен и щедр. Однако, никто не сможет постичь Шри Кришну, душу всех душ, посредством изучения различных писаний, посредством размышлений или обсуждений философских истин в научных кругах. Ему не поможет ни собственный разум, ни разум других людей, которых он будет принимать в качестве своих учителей. Однако, если кто-то считает Кришну своим возлюбленным Господом и говорит: «мой Кришна», такому человеку, Всевышний Господь милостиво являет Свою вечную сат-чид-ананда-сварупу, вечный, трансцендентный образ, исполненный блаженства и знания.” 226*262-263.

Источник

Как правильно получать даршан Божеств

Что такое даршан в вайшнавизме. Смотреть фото Что такое даршан в вайшнавизме. Смотреть картинку Что такое даршан в вайшнавизме. Картинка про Что такое даршан в вайшнавизме. Фото Что такое даршан в вайшнавизме

Что такое даршан в вайшнавизме. Смотреть фото Что такое даршан в вайшнавизме. Смотреть картинку Что такое даршан в вайшнавизме. Картинка про Что такое даршан в вайшнавизме. Фото Что такое даршан в вайшнавизмеЧто такое даршан в вайшнавизме. Смотреть фото Что такое даршан в вайшнавизме. Смотреть картинку Что такое даршан в вайшнавизме. Картинка про Что такое даршан в вайшнавизме. Фото Что такое даршан в вайшнавизме

Порядок действий и некоторые тонкости на тему — как получать даршан Божеств, что это значит, и какое должно быть сознание.

О даршане Божеств из курса «Повседневная практика вайшнавов»

Порядок действий:

1. Перед даршаном необходимо прославлять Божеств или исполнять подходящий киртан.

Рано утром следует петь спокойный киртан, а днем и вечером подходит любой стиль.

2. Встретить Божеств восклицанием, увидеть Их и поклониться.

3. Затем следует принять Их даршан с великой преданностью, а также молить Их о милости.

4. Даршан следует начинать с левого края алтаря, постепенно, от Божества к Божеству, продвигаясь к правому.

5. Не следует сразу смотреть прямо в лицо Божествам. «Медитацию следует начинать с лотосных стоп Господа, постепенно переводя взгляд на Его икры, затем бёдра и т.д., таким образом поднимая свой взгляд всё выше. Чем больше наш ум сосредотачивается на различных частях тела Господа, рассматривая их одну за другой, тем больше очищается наш разум». (Ш.Б. 2.2.13)

В комментарии Шрила Прабхупада объясняет, что такая медитация помогает избавиться от привязанности к удовлетворению чувств.

Основные положения

1. Даршан – взаимные отношения. Очень важно понимать, что утром Божества около двух часов готовились, чтобы дать даршан преданным.

2. Считается правильным сначала получить даршан Господа Чайтаньи и Нитьянанды, а затем можно получать даршан любых проявлений Кришны – Нрисимхадев, Шри Шри Радха Кришна, Говардхан и т. д.

3. Важно правильно встретить Божеств, например, вовремя включить “Говиндам ади пурушам”, или не забыть прославить Божеств. Такой даршан удовлетворит Божеств.

Как Куреш, ученик Рамануджачарии, получал даршан:

Если, созерцая Божества, у нас никаких чувств не появляется, мы не можем своими глазами увидеть Господа, то надо смотреть на лица тех преданных, которые видят Его.

Рамануджа Ачарья с невообразимой любовью смотрел на Божество Ранганатха во время даршана в храме; его ближайший ученик Куреш в это время не сводил глаз со своего гуру. Согласно правилам, во время даршана следует созерцать Божество. Рамануджа сказал Курешу: «Смотри на божество», Куреш ответил: «Да, Махараж», продолжив смотреть в сторону гуру. Через некоторое время Рамануджа снова повторил своё замечание, и его ученик снова согласился, продолжая смотреть на своего гуру. В третий раз Рамануджачарья спросил: «Почему ты не смотришь на Божество, я ведь тебе сказал уже дважды?» И тогда Куреш ответил: «Какой смысл мне смотреть на Божество? Что я там увижу? Это Вы способны видеть в Божестве Верховного Господа, поэтому я смотрю на Вас — Вы моё Божество!», Рамануджaчарья подумал и сказал: «Ты прав».

Важно понимать, что получить даршан Господа можно только находясь в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, лежащей на улице. А гуру учит нас находиться в таком состоянии и открывает нам трансцендентное видение и божественный даршан.

Божества это оценят

Получать даршан прекрасных Божеств в храме, а не просто изображение дома — это огромная милость. Кришна это ценит и благословляет, не стоит об этом забывать и недооценивать эти мимолетные моменты жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *