Что такое дангауэровка в москве
Дангауэровка. История соцгородка в стиле конструктивизм
Дангауэровка сегодня – это микрорайон на юго-востоке Москвы в Лефортово у метро «Авиамоторная», который застраивался в период с 1928 по 1934 годы как соцгородок для рабочих завода «Компрессор».
Свое название получил от Дангуэровской слободы – местности, где проживали рабочие завода предпринимателей Дангауэра и Кайзера.
Поселок и окрестности вошли в состав города лишь в 1917 году.
Социальный городок в стиле конструктивизм у пересечения нынешних Авиамоторной улицы и Шоссе Энтузиастов проектировали известные в СССР архитекторы-конструктивисты Михаил Иванович Мотылев, (Р. А. П.?) Вегнер, Борис Николаевич Блохин, Евгений Васильевич Шервинский, Николай Александрович Молоков, Иван Андреевич Звездин, Даниил Федорович Фридман.
Сегодня в Дангауэровке 12 из сохранившихся конструктивистских зданий включены в список «выявленных объектов культурного наследия Москвы»:
История появления Дангауэровской слободы
Дангауэровская слобода в этом месте Москвы появилась в 1869 году после того, как предприниматели из Германии Генрих-Карл Дангауэр и Христиан-Вильгельм Кайзер приобрели территорию под открытие котельно-литейного производства «Товарищество Дангауэра и Кайзера». После Октябрьской революции завод получил новое название «Котлоаппарат», а уже с 1931-го нынешнее – «Компрессор».
В XIX столетии Дангауэровка являла собой весьма неблагоустроенное место, где стояли простенькие строения. Говорить о нормальном водоснабжении, мостовых и уличном освещении даже не приходилось.
Ко всему прочему, рядом с этим районом проходил знаменитый Владимирский тракт или «кандальная Владимирка», по которой арестанты направлялись из Первопрестольной в далекую Сибирь.
Часть этой дороги у рабочего поселка Дангауэровка была переименована благодаря Анатолию Васильевичу Луначарскому (первому Наркому образования Советской России) в шоссе Энтузиастов.
К 1916 году производство котлов и паровых машин значительно выросло и на заводе Дангауэра и Кайзера трудилось уже более 600 человек.
Помимо них и членов их семей, в слободе, в небольших одноэтажных домиках барачного типа, стали проживать и работники близлежащих заводов «Гужон» (ныне – «Серп и молот») и «Товарищества для эксплуатации электричества «М. М. Подобедов и Ко» (ныне – «Москабель»).
К преобразованию рабочего поселка приступили лишь к концу 1920-х.
Создание соцгородка «Дангауэровка»
Жилищный фонд Дангуэровки сильно обветшал и в 1920-х годах власти города принимают решение о строительстве здесь благоустроенного жилого микрорайона и уже к 1928-му году «Мосстроем» был разработан проект нового рабочего поселка или «соцгородка» для проживания 45 тысяч человек. Общая площадь застройки составила почти полсотни гектаров.
Проектирование было выполнено в модной тогда архитектурной стилистике авангард и подразумевало оригинальное угловое спряжение типовых секций запроектированных жилых зданий. Руководителем проекта стал главный архитектор Сокольнического стройбюро Михаил Иванович Мотылёв.
Главной улицей Дангауэровки стала 1-я Синичкина улица (ныне – Авиамоторная). Среди первых зданий, возведенных на ней, стала пятиэтажка под №49, в плане представлявшая собой букву «П» (арх. Шервин и Звездин).
Фото 1. Ул. Авиамоторная, д.49
Из планировавшихся к строительству еще четырех П-образных в плане домов в стиле конструктивизм на Авиамоторной улице, возвели в период с 1930 по 1934 годы лишь два – «Парижская коммуна» (№22) и расположенный напротив, в глубине двора, «Дом ударников» для рабочих завода «Компрессор». Проект выполнил архитектор Молоков.
Фото 2. Ул. Авиамоторная, д.22
Особый интерес представляет первый из них, который состоит из двух примыкающих друг к другу корпусов.
В месте их сочленения спроектировали срезанную под 45 градусов угловую часть с устроенными на ней треугольными балкончиками. Последние понизу декорированы карнизами с повторяющимися тягами, под которыми разместили отверстия в форме квадрата для стока воды, что ассоциирует их с классицистическими карнизами с «сухариками».
Еще одна отличительная особенность дома – лоджии с цилиндрическими колоннами.
Рабочий клуб «Пролетарий», со временем переименованный в «ДК завода «Компрессор» возвели в период с 1927 по 1929 годы по проекту Владимира Владимирского.
Оригинальное по конструкции здание было составлено из двух объемов: башенный корпус с ленточными вертикальными оконными проемами и балконами, и большой зал на 850 посадочных мест. Интересно, что в последнем была предусмотрена трансформируемая за сценой стена, которую предполагали убирать в теплый период года и использовать сценическую площадку уже как летнюю эстраду.
Декорирование внутренних помещений проводили участники «Ассоциации художников революционной России», среди которых были Яков Исаакович Цирельсон, Лев Пейсахович Вязьменский, Тарас Гурьевич Гапоненко, Давид Викторович Мирлас и Федор Иванович Невежин.
Фото 3. Бывший Дом культуры завода «Компрессор»
Два рядом стоящих S-образных в плане дома по Авиамоторной улице, 28 и З-й Кабельной, 2 в Дангауэровке возвели в 1929 году.
Идентичные строения имели по 13 подъездов и состояли и из пяти разновысотных – 5-7 этажных – корпусов. Спроектировали их в стиле «советского ар-деко».
Во время строительства на внутренней территории установили памятник Владимиру Ильичу Ленину, который стоит здесь и сегодня.
Фото 4. Памятник В.И. Ленину в Дангауэровке
Эти жилые здания изначально строили под заселение специалистов из США, прибывших в Москву делиться опытом ускоренного жилищного строительства, а также для модернизации производства на «Рускабеле». Именно поэтому эти дома называли «американскими». После отъезда иностранцев из страны, квартиры отдали заводским рабочим.
Часть спроектированных для района жилых зданий так и не возвели, а вместо них здесь появились общеобразовательная школа (Авиамоторная, 26, арх. Фридман), детсад (не сохранился) и школа НКВД (3-я Кабельная, 1, стр.1, арх. Звездин), в которой после Отечественной войны находилась Школа конной милиции.
Фото 5. Бывшая школа на Авиамоторной, 26/5
Фото 6. Бывшая школа НКВД на 3-й Кабельной, 1
Через дорогу от Авиамоторной также стоят дома того же периода застройки, которые занимают ассиметричную территорию, ограниченную проходящей рядом железной дорогой. Обычные строения, лишенные декора, приковывают взгляд лишь повышенными угловыми частями с размещенными на них балконами.
Только жилой дом на улице Пруд Ключики, 5 спроектировали несколько иначе, разместив в одном из углов строения две башни.
Квартиры в доме по ул. Пруд Ключики, д.3 с повышенным арочным проездом и балкончиками с наглухо закрытыми парапетами, какое-то время также занимали американские инженеры.
Этот дом можно увидеть в кинофильме «Мне двадцать лет» кинорежиссера Марлена Хуциева (советскому зрителю картина больше известна, как «Застава Ильича»). Именно здесь «проживал» главный герой – Сергей Журавлёв (актер Валентин Васильевич Попов).
В первом жилом квартале района Дангауэровки возвели шесть корпусов, протянувшихся с севера на юг (осталось 5), и несколько односекционных домов, отгораживающих дворовую территорию от проходящего рядом шоссе Энтузиастов.
Кроме этого здесь появились и два Г-образных строения с башнями, прикрывающих квартальный выезд в южной части.
В 1931 году, в рамках комплексной застройки района, возвели здание школы на Авиамоторной, 26, а к 1932 году открыли неподалеку от соцгородка и Дангауэровские бани.
Фото 9. Дангауэровские бани на старой фотографии
В 1934-м на Авиамоторной, 34 появился гараж Госплана, который проектировали Константин Степанович Мельников и Владимир Иванович Курочкин. Доминантой главной фасадной плоскости строения стал внушительный по размерам круглый оконный проем, а само 4-этажное здание декорировали вертикальными каннелюрами.
Фото 10. Бывший гараж Госплана СССР
К сожалению, полностью осуществить задуманное в соцгородке Дангауэровка не получилось. С его реализацией в этом районе Москвы мог появиться самый внушительный жилой столичный комплекс того времени, причем с развитой инфраструктурой.
В 50-70-е годы XX столетия рабочий поселок начали застраивать панельными домами, что внесло диссонанс в первоначальный архитектурный проект, создававшийся в стиле конструктивизма. Былая «строчная застройка» (фасады обращены к проезжей части), благодаря которой обеспечивалась хорошая инсоляция и вентиляция дворов, была нарушена.
К тому же, возводили дома из качественного кирпича с последующим оштукатуриванием фасадов. Со временем, с тыльной стороне 5-7-этажек были пристроены лифтовые шахты, что повысило их благоустроенность.
Да, в наше время квартиры в жилом квартале Дангауэровка уже не соответствуют нынешним требованиям к качественному жилью и требуют конструктивистских решений, но защитники памятников архитектуры предлагают, в крайнем случае, разместить здесь художественные мастерские или другие объекты, не требующие развитой коммунальной инфраструктуры.
Памятник зодчества 1930-х годов, в котором применялся новый архитектурный стиль, должны увидеть и наши потомки.
Люди и Пукемоны
Семейная хроника
Дангауэровка
Вчера мне удалось побывать на экскурсии по таким местам, в которые вас никогда в жизни не занесло бы «просто так». К сожалению, такие узкотематические лекции на свежем воздухе проходят крайне редко. И редко граждане вообще интересуются таким «небогатым» направлением в архитектуре как конструктивизм. Вроде бы нет в нем ничего интересного, это маловыразительный, бедный стиль, вызванный к жизни только острой потребностью населения в жилье и крайне ограниченным количеством денег на строительство. Но разве нет в простоте линий красоты?
Лефортово для меня пока еще остается тайной, но первый шаг сделан и очень успешно. Стартуем от метро Авиамоторная. Итак, что такое Дангауэровка?
1. Пожарная часть № 19 с каланчей, которая сейчас выглядит игрушечной среди многоэтажек. Но в окружении пятиэтажных домов каланча, конечно, смотрелась солиднее.
2. Школа (шоссе Энтузиастов, 16). Чтобы полностью сфотографировать ее, пришлось бы переходить на другую сторону шоссе, но общий вывод о стиле можно сделать. Довольно большое симметричное здание, в котором в настоящее время, кажется, располагается какая-то сотня совсем нешкольных организаций.
5. Жители этого дома, похоже, скинулись и сделали себе капитальный ремонт.
8. Примерно вот так выглядели магазины в 20-е годы XX века. Низкая деревянная дверь, к которой ведут ступеньки.
9. Еще одна школа (Авиамоторная, 26). Какой красивый, лаконичный ряд окон! Ныне здесь располагается НИИ «Интеграл».
10. Та же школа, вид сзади. Простота, ничего лишнего, только украшение под крышей в виде скромного верхнего карниза.
11. Очень красивое место, «американский дворик». Здесь были построены два дома для иностранных специалистов, образующие квадратный сквер, в центре которого стоит фигура Ленина в виде рабочего (с кепкой в опущенной руке). Увы, с моими способностями к фотографии невозможно было выбрать правильный ракурс. Один из домов активно реставрируется. Посмотрите, какая здесь шикарная детская площадка в виде каравеллы!
12. А вот и сам Ленин с обязательным голубем на голове.
13. Почему его сзади поддерживает какая-то куча?
15. Дальше мы буквально понеслись по Авиамоторной к следующему объекту. А по пути я сделала пару-тройку любопытных кадров. Никогда бы не подумала, что климатом теперь можно управлять, но «Красная армия всех сильней». Или здесь Зевс в гендиректорах?
16. Ящик для писем возле двери какого-то дизайнерского бюро. Занятный герб, опознать его не в моих силах.
17. Морской НИИ радиоэлектроники «Альтаир» (основан в 1933 г.). С этими двумя симметричными башенками он выглядит как испанский алькасар, форт или замок.
19. Какая красота! Это же автомобильная фара! Здесь располагалась столовая.
20. Косые окна обозначают за стеной лестницу. Рядом со мной стоял мальчик лет 7 и делал в блокнотике зарисовки деталей здания. Будущий архитектор, наверное.
21. Еще один жилой дом.
23. Эта фотография сделана специально для моих сыновей. У Дангауэровки есть собственная железнодорожная станция!
25. Куда же без еще одного Ленина в рабочем поселке? Только уже без «кучи».
Дангауэровская слобода
Решил рассказать об одном почти родном для меня месте. Хотя я родился и вырос в соседнем районе (который находится на месте уничтоженного старейшего в Москве Нижегородского вокзала, про который я хочу отдельно написать), а сейчас живу вообще за МКАДом, но Дангауэровку считаю родной, т.к. там я часто гулял, пытался поступить в один из местных ВУЗов, рассматривал вопрос трудоустройства, а через район и ж/д станцию «Новая» проходил и проходит мой путь в Москву и из Москвы.
Цветные фотки мои, чёрно-белые взял с Паствью. Материал собрал по различным интернет-источникам.
В 1931 году, когда была реализована только малая часть проекта Дангауэровки, и появилась ещё одна идея: создать рядом с посёлком огромный Электрогородок – промышленной зоны, где располагались бы предприятия, связанные с энергетикой. По новому проекту территория этого городка занимала часть территории, изначально выделенной под рабочий посёлок. Прямоугольные корпуса должны были стоять параллельно Авиамоторной улице.
Вот этот дом, наверное, мой самый любимый из-за одного архитектурного элемента.
Даже в те далёкие времена на первых этажах некоторых домов располагались магазины.
Когда искал материалы о посёлке, то наткнулся на интересную информацию.
Похоже, что рассказы о «рабочем посёлке» Дангауэровка это лишь пропагандистская легенда для прикрытия, а на самом деле посёлок проектировался для сотрудников ОГПУ, т.к. неизвестна проектная организация (не кто строил, а кто заказывал), тип квартир, кого именно заселяли и по каким нормам. Архитектора Мотылёва – главного архитектора Мосстроя, построившего такие вот «рабочие посёлки» – 2 млн. квадратных метров жилья за несколько лет, в истории архитектуры вообще не существует! И не стоит забывать, что рядом с Дангауэровкой находилась разведшкола ОГПУ (сейчас Музей истории внешней разведки).
Насчёт М. Мотылёва – не очень понятно, что значит «нет в истории архитектуры», по всей видимости, он особо не упоминался в соответствующей литературе и в справочниках. Но он работал под крылом Жолтовского, который уж точно строил всякое-разное для чекистов.
Кто жил в этих домах в те годы можно узнать по. расстрельным спискам, выложенным в свободный доступ. Например, по 1-ой и 2-ой Кабельным улицам и по 2-му Кабельному проезду жили:
Тевс Федор Яковлевич, немец, б/п, завод «Москабель»: инженер. Расстрелян 11.04.1938. Место захоронения: Бутово.
Гришкевич Николай Михайлович, белорус, б/п, холодильник «Фригория»: грузчик. Расстрелян 10.12.1937. Место захоронения: Бутово.
Демишин Николай Павлович, русский, б/п, зам. начальника отдела снабжения на заводе им. Будённого. Расстрелян 21.04.1942. Место захоронения: Донское.
Родиончик Николай Васильевич, белорус, б/п, Московская контора Теплосетьстрой: начальник участка. Расстрелян 8.03.1938. Место захоронения: Бутово.
В общем, на мой взгляд, мнение о том, что это никакой не «рабочий посёлок», а в действительности довольно благоустроенный микрорайон для сотрудников ОГПУ, не лишено смысла.
Вот родители моего отца (обычные рабочие люди) в 50-х всё ещё продолжали жить в деревянных бараках (в паре километрах от Дангауэровки), а Дангауэровка – это очень солидные по тем временам дома, и очень странно, что такое жильё давали простым рабочим в 30-е годы, а начальства с ближайших заводов не наберётся столько, чтобы заселить целый район, а вот всяких особистов было в избытке.
Некоторые фото взяты с сайта «Паствью»
Познавательная статья! Спасибо!
Спасибо. Чрезвычайно интересно было прочесть.
Большая просьба, сделайте пожалуйста такие посты про соседние районы, Шарик, Дубровку. у вас хорошо получается, подпишусь и буду ждать.
Как в столице ремонтируют рабочие поселки эпохи конструктивизма
В Москве сохранилось много памятников конструктивизма. И это не только известные на весь мир Шуховская башня, Дом Наркомфина или работы архитектора-авангардиста Константина Мельникова.
В столице больше 40 жилых кварталов, построенных в конце 1920-х — начале 1930-х. Для них характерны строгость, утилитарность, геометричность и лаконичность форм — архитекторы сосредоточили внимание на выразительных объемах.
Для качества жизни и ударной работы
Жилые кварталы эпохи конструктивизма носят условное название «рабочие поселки». Объяснение простое: в первой половине XX века стремительно развивалась промышленность и заводским рабочим требовалось жилье. Так родилась идея создавать рядом с производством поселки для работников. Архитекторы подходили к задаче серьезно — это была не типовая застройка, а полноценные кварталы, созданные по индивидуальному проекту. Практически в каждом была своя инфраструктура: столовая, детский сад, клуб, прачечная — все необходимое для комфортной жизни, а значит — ударной работы.
Впрочем, на конец 1920-х — начало 1930-х пришелся дефицит стройматериалов и рабочих рук. Это стало причиной того, что для стен стали периодически использовать камышит — смесь камыша и бетона. По вине этого непрочного и недолговечного материала многие дома того времени находятся под угрозой разрушения.
За десятки лет рабочие поселки заметно поменяли облик. У некоторых домов появились надстройки и увеличилось количество этажей. Часть домов, к сожалению, сохранить не удалось, а некоторые вошли в список объектов культурного наследия. Сегодня капитальный ремонт идет практически во всех рабочих поселках.
Среди рабочих поселков есть и настоящие кинозвезды. Речь идет о жилом микрорайоне Дангауэровка, который был назван в честь немецкого предпринимателя Генриха-Карла Дангауэра. В 1869-м он основал рядом котельно-литейное производство (сегодня это завод «Компрессор»).
В 1928 году Дангауэровка задумывалась как рабочий поселок на 45 тысяч человек. После Октябрьской революции это была одна из самых первых масштабных строек. Из более 40 домов, которые спроектировали архитекторы под руководством Михаила Мотылева, построили только 24. Половина из них сегодня признана объектами культурного наследия. Если бы план тогда удалось полностью реализовать, то поселок стал бы самым большим в стране.
Именно в Дангауэровке на улице Пруд-Ключики расположен дом 3, в котором жил Сергей Журавлев — главный герой картины Марлена Хуциева «Мне 20 лет» («Застава Ильича»).
Капитальный ремонт в жилом доме — памятнике конструктивизма делали только в 1956 году, поэтому здание находилось в плачевном состоянии. А в 2021 году дом капитально обновили.
Специалисты отремонтировали фасады, заменили окна и двери, коммуникации. Также они отремонтировали лестницы, подвальные помещения, привели в порядок подъезды.
Кстати, во время работ строители обнаружили в цоколе вместо швеллера (опорной детали, перемычки. — Прим. ред.) железнодорожные рельсы. Необычная находка объясняется дефицитом металла, который был во времена строительства дома в 1920–1930-х годах.
«Дангауэровская слобода» или просто – «Дангауэровка»
Как я уже рассказывала – не так давно попался мне неизвестный доселе топоним «Дангауэровская слобода» или просто – «Дангауэровка». Поискав в сети информацию об этом месте, я заодно открыла для себя удивительный пласт московской градостроительной архитектуры, который до сего момента абсолютно не привлекал моего внимания. Это 20-30 годы прошлого столетия.
То, что было ДО «поглотившего Москву» сталинского ампира. Сейчас, конечно, эти постройки выглядят не совсем привлекательно из-за своего часто плачевного состояния и из-за окруживших их домов, выстроенных совсем в другой стилистике. Но если присмотреться, да вдобавок взглянуть на старые фотографии, можно просто восхититься – какие линии! какая лаконичность форм! какие объемы! какое необычное решение привычных деталей (балконы, карнизы, окна, etc)!
Попробую немного рассказать вам об этом месте и показать еще парочку старых фотографий, а так же то, что удалось заснять мне на прошлой неделе.
Сейчас на карте Москвы вы не найдете этого топонима. А раньше: литейный завод Дангауэра и Кайзера, улицы Дангауэровсой слободы, Дангауэровские бани, 4-й (Дангауэровский) автобусный парк, трамвайный разворотный круг с названием «Дангауэровская слобода». Но обо всем по порядку…
Дангауэровская слобода возникла в XIX веке как рабочий посёлок при котельном заводе Дангауэра и Кайзера (после революции переименованного в «Котлоаппарат», а с 1931 года «Компрессор»). Завод этот имеет весьма долгую и славную историю: начавшись со слесарной мастерской, основанной немецким предпринимателем Дангауэром в 1869 году, теперь стал одним из крупнейших производителей компрессорного и холодильного оборудования в нашей стране. Нельзя обойти и тот любопытный факт, что в военные годы именно на этом заводе выпускались пусковые установки «Катюша», и именно за это в 1943 году завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Дом культуры завода Компрессор
Застройка посёлка панельно-сборными домами продолжалась и в 1950—70-х гг., что нарушило целостность первоначального ансамбля, решенного в конструктивистском стиле.
Давайте попробуем разглядеть то, что осталось. Секции жилых домов здесь поставлены строго перпендикулярно, образуя симметричные дворы. В одном из них установлена статуя Ленина, фиксирующая планировочный композиционный центр.
Кстати, Ленин здесь весьма интересный. Ильич одет по моде 1930-х годов – на нем френч, у кепки квадратный козырек, а на ногах ботинки с тупыми носами
Также стоит обратить внимание на интересное архитектурное решение угловых частей домов. Срезанные под 45 градусов, они украшены треугольными балконами с сильно выступающими карнизами.
Любопытны и окна – в большинстве своем имеющие горизонтальную ориентацию и форточки в нижней части окна
Вот еще несколько фотографий:
А это «Американский дом»
Кстати, неплохо было бы узнать почему дом стал называться «Американским»
Интересно и то, что не смотря на многие прошедшие годы парк сохранил свою планировку: центральное ядро – клумба и лучи – дорожки, разбегающиеся по парку (обратите внимание на последнее старое фото)
А названия… Теперь 1-я, 2-я, 3-я, 4-я и 5-я улица Дангауэровской слободы носят название Кабельных улиц с соответствующей нумерацией, Владимирская дорога стала Шоссе энтузиастов, завод Дангауэра и Кайзера называется «Компрессор», в доме культуры завода нынче мебельный магазин «Шатура», в бывших Дангауэровских банях – магазин «Ткани»…