Что такое дань кратко
Что такое дань кратко
Дань — натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов.
В отличие от оброка, дань налагалась не индивидуально, а на село или город целиком (а иногда — на целое племя или государство). Нередко сильная держава обкладывала данью своих младших союзников — вассальные государства. В частности, так часто поступало Древнеримское государство.
В некоторых странах (Англии, Франции, Болгарии и других), по мере ассимиляции завоевателей в среде покорённого народа, дань постепенно трансформировалась в феодальный оброк и в государственный налог. В то же время даже в XX веке после мировых войн на побеждённых налагались выплаты, сходные с данью: контрибуция и репарация.
Платящие дань назывались данниками.
См. также
Литература
Налоги в мире
Полезное
Смотреть что такое «Дань» в других словарях:
дань — дань, и … Русский орфографический словарь
дань — дань/ … Морфемно-орфографический словарь
дань — (1) 1. Подать, которую взимали победители с покоренного народа: А князи сами на себе крамолу коваху, а поганіи сами, побѣдами нарищуще на Рускую землю, емляху дань по бѣлѣ отъ двора. 21. Ту убо Мелетинию в кураторию устави цесарь, многы бо тысящь … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
дань — и; ж. 1. В Древней Руси и некоторых других странах: подать, налог, взимавшийся князем, военачальником со своих подданных или победителем с побеждённого племени, народа. Платить, собирать д. Обложить данью. 2. То, что следует воздать; должное.… … Энциклопедический словарь
ДАНЬ — ДАНЬ, дани, жен. (книжн.). 1. Подать, плата, взимаемая победителем с побежденного народа (ист.). Русь платила дань татарам. 2. перен., только ед. То, что следует воздать, оказать кому чему нибудь, должное. Дань дружбе. Отдавая дань нашим… … Толковый словарь Ушакова
Дань — натуральный или денежный побор с покоренных племен или стран. Иногда дань уплачивалась при приближении неприятельского войска с целью избежать войны. В условиях консолидации подчиненных племен под властью одного вождя (князя, хана, короля) и в… … Политология. Словарь.
ДАНЬ — ДАНЬ, и, жен. 1. В старину: подать с населения или налог, взимаемый победителем с побеждённых. 2. перен., чего. То должное, что нужно воздать кому чему н. (книжн.). Принести д. уважения кому н. 3. перен., чему. Вынужденная уступка чему н. Д. моде … Толковый словарь Ожегова
дань — См … Словарь синонимов
ДАНЬ — натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с 9 в. В 11 16 вв. слово дань означало налог и феодальную ренту. В 13 15 вв. дань ( выход ) собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды … Большой Энциклопедический словарь
ДАНЬ — одна из форм эксплуатации населения племенным вождём или государством; наиболее древняя и долго сохранявшаяся форма налога. На Руси известна с IX в. Тогда Д. была прямой податью с населения, зависимого от раннефеодального государства, или военной … Юридическая энциклопедия
ДАНЬ — натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с IX в. В XI XVI вв. слово Д. означало налог и феодальную ренту. В XIII XV вв. собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды … Юридический словарь
Значение слова «дань»
1. Ист. Подать с населения в древней Руси и некоторых других странах, взимавшаяся князем, военачальником или победителем с побежденного племени, народа. С востока, из-за Волги, пришел чужой, иноязычный народ, и ханы его наложили тяжелую дань на вольные племена. Либединский, Горы и люди.
2. перен. То, что следует воздать; должное. Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу, признал его перевес над окружающими людьми и сам принес ему полную дань уважения. Писарев, Базаров.
3. перен.; чему. Необходимая или невольная уступка чему-л. Дань времени.□ Хотя капитаны — товарищи Хмары — и называли его «морским волком», но это прозвище было только данью традиции. Паустовский, Рождение моря.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов;
термин древнерусского финансового права.
Выплачивающий дань называется — Данник. В отличие от оброка, дань налагалась не индивидуально, а на село или город целиком (а иногда — на целое племя или государство). Нередко сильная держава обкладывала данью своих младших союзников — вассальные государства. В частности, так часто поступало Древнеримское государство.
ЭСБЕ определяет что дань согласно древнерусскими летописными сводами употребляют в смысле военной контрибуции, которую славянские подвластные племена платили своим победителям, то есть оккупантам: на севере — варягам, на юге Руси — хазарам. Данью облагали покорённые славянские и неславянские племена, и первых русских князей.
В некоторых странах (Англия, Франция, Болгария и других), по мере ассимиляции завоевателей в среде покорённого народа, дань постепенно трансформировалась в феодальный оброк и в государственный налог. В то же время даже в XX веке после мировых войн на побеждённых налагались выплаты, сходные с данью:
ДАНЬ, и, ж. (книжн.). 1. По́дать, плата, взимаемая победителем с побежденного народа (истор.). Русь платила д. татарам. 2. перен., только ед. То, что следует воздать,
оказать кому-чему-н., должное.
Д. дружбе. Отдавая д. нашим предшественникам, мы всё же вынуждены действовать иначе. Принести д. уважения кому или чему-н. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. истор. по́дать с населения в древней Руси и некоторых других странах, взимавшаяся князем, военачальником или победителем с побеждённого племени, народа
2. перен. то, что следует воздать; должное
3. перен. необходимая или невольная уступка чему-либо
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: разветвляться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое дань кратко
Смотреть что такое «ДАНЬ» в других словарях:
дань — дань, и … Русский орфографический словарь
дань — дань/ … Морфемно-орфографический словарь
дань — (1) 1. Подать, которую взимали победители с покоренного народа: А князи сами на себе крамолу коваху, а поганіи сами, побѣдами нарищуще на Рускую землю, емляху дань по бѣлѣ отъ двора. 21. Ту убо Мелетинию в кураторию устави цесарь, многы бо тысящь … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
дань — и; ж. 1. В Древней Руси и некоторых других странах: подать, налог, взимавшийся князем, военачальником со своих подданных или победителем с побеждённого племени, народа. Платить, собирать д. Обложить данью. 2. То, что следует воздать; должное.… … Энциклопедический словарь
ДАНЬ — ДАНЬ, дани, жен. (книжн.). 1. Подать, плата, взимаемая победителем с побежденного народа (ист.). Русь платила дань татарам. 2. перен., только ед. То, что следует воздать, оказать кому чему нибудь, должное. Дань дружбе. Отдавая дань нашим… … Толковый словарь Ушакова
Дань — натуральный или денежный побор с покоренных племен или стран. Иногда дань уплачивалась при приближении неприятельского войска с целью избежать войны. В условиях консолидации подчиненных племен под властью одного вождя (князя, хана, короля) и в… … Политология. Словарь.
ДАНЬ — ДАНЬ, и, жен. 1. В старину: подать с населения или налог, взимаемый победителем с побеждённых. 2. перен., чего. То должное, что нужно воздать кому чему н. (книжн.). Принести д. уважения кому н. 3. перен., чему. Вынужденная уступка чему н. Д. моде … Толковый словарь Ожегова
дань — См … Словарь синонимов
ДАНЬ — натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с 9 в. В 11 16 вв. слово дань означало налог и феодальную ренту. В 13 15 вв. дань ( выход ) собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды … Большой Энциклопедический словарь
ДАНЬ — одна из форм эксплуатации населения племенным вождём или государством; наиболее древняя и долго сохранявшаяся форма налога. На Руси известна с IX в. Тогда Д. была прямой податью с населения, зависимого от раннефеодального государства, или военной … Юридическая энциклопедия
Что такое дань кратко
первоначально натуральный или денежный побор, взимавшийся победителями с побежденных племён или государств (иногда Д. уплачивалась также при пр. смотреть
дань ж. 1) а) Подать, налог, сбор, взимавшиеся князем, военачальником и т.п. со своих подданных или победителем с побежденного племени, народа (на Руси IX-XIII вв. и некоторых других странах). б) Плата за что-л. 2) устар. Приношение, пожертвование; дар.
Дань — термин древнерусского финансового права. Древнерусские летописные своды употребляют его прежде всего в смысле военной контрибуции, которую подвластные племена славянские платили своим победителям: на С — варягам, на Ю — хазарам. Данью облагали покоренные племена, славянские и неславянские, и первые русские князья. Как скоро выходцы-норманны превратились в оседлых русских князей, Д. потеряла значение контрибуции и стала податью, платимою населением государству. Старая Д., как контрибуция, платилась не с головы, а с плуга или с дыма, т. е. либо с известного количества пашни, либо со двора. В XI, XII и первой половине XIII вв. Д. была прямою податью. В XIII в. вследствие татарского разгрома Русь опять знакомится с Д. как военною контрибуцией, взимаемой теперь в пользу ханов Золотой Орды. Д. как подать и теперь, однако, не исчезла; она взималась вместе с Д. татарскою и таким образом как бы слилась с нею. С прекращением платежа Д. в Орду Д. — прямая подать снова получает самостоятельное значение. Новостью во время взимания татарской дани было так называемое «число», установившее размеры Д. в обязательном для князей окладе, именно по полугривне с сохи, а «в сохе числиша два мужи работники»; та же единица обложения действовала и при взимании Д.-прямой подати. К началу XVII в. Д., или данными деньгами, стали называть целую группу налогов, а именно, кроме древней прямой подати (Д. в собственном смысле — подати, некогда имевшие специальное происхождение и назначение: военное, как пищальные и емчужные деньги; военно-инженерное, как сбор за городовое и засечное дело; административное, как сбор за наместнич. корм и доход, казначеевы и дьячьи пошлины. Все Д. деньги собирались с одних и тех же окладных единиц, а с 20-х г. XVII в. — с одного и того же количества этих единиц. Входя в состав окладных государственных доходов, Д. нередко в XVII в. называется вообще сбором «с сошного письма» или «с живущих вытей», причем в местностях, впервые заселенных в XVII в., ее не заметно, как, напр., в местностях городов Севского и Белгородского полка. Д. вместе с оброком составляла одну группу доходов Московского государства, носившую особое название четвертных доходов и поступавшую в особые финансовые учреждения, так назыв. четверти (Галицкая, Устюжская, Владимирская, Костромская и Новгородская). К концу XVII в. в этой группе доходов все более и более выступают вперед оброчные деньги. Вообще Д. в финансовой истории Московского государства XVII в. не играет почти никакой роли. Наиболее типичным примером может служить таблица доходов с Нижнего Новгорода: в общей сумме доходов с города и уезда Д. занимает, если не принимать во внимание неокладных сборов, последнее место, именно: в 1614 г. Д. составляет всего лишь 3%, в 1619 г. — 1,1% и в 1620 г. — 1%. 5 сентября 1679 г. решено было все старые прямые подати данные, стрелецкие, ямские и полоняничные отставить «до валовых писцов» и брать вместо всех них по 1 р. 30 к. с двора в стрелецкий приказ. В 1681 г. эта временная подать под именем стрелецкой превратилась в постоянную, видоизменившись в окладе, и окончательно заменила собою всю категорию податей «с сошного письма» или «четвертных»; уцелели только оброчные подати да ямские и полоняничные, в течение всего XVII в. сохранявшие свою отдельность от исчезнувшей Д. В литературе до последнего времени преобладали довольно сбивчивые и неясные представления о Д. как прямой подати. Главным образом способствовали выяснению термина Д. труды П. H. Милюкова: «Госуд. хозяйство России в первой четверти XVIII в. и реформы Петра В.» и «Спорные вопросы финансовой истории Московского государства»; в первом труде указана литература вопроса. В. Сторожев.
Значение слова дань
Словарь Ушакова
1. Подать, плата, взимаемая победителем с побежденного народа (ист.). Русь платила дань татарам.
2. перен., только ед. То, что следует воздать, оказать кому-чему-нибудь, должное. Дань дружбе. Отдавая дань нашим предшественникам, мы всё же вынуждены действовать иначе. Принести дань уважения кому или чему-нибудь.
Политическая наука: Словарь-справочник
Современный экономический словарь. 1999
принудительное изъятие средств, натуральный или денежный побор, взимавшийся с побежденного народа, а также прямые налоги, подати, собираемые с населения.
Фразеологический словарь русского языка
1) воздавать должное кому-либо, чему-либо, оценивать по достоинству кого-либо, что-либо
2) следовать чему-либо, считаться с чем-либо, терпеть что-либо
Фразеологический словарь (Волкова)
Словарь экономических терминов
принудительное изъятие средств, натуральный или денежный побор, взимавшийся с побежденного народа, а также прямые налоги, подати, собираемые с населения.
Православная энциклопедия
у древних евреев во времена Ветхого Завета было два рода податей: церковная и гражданская. Каждый израильтянин должен был в течение 20 лет давать деньги на храм в качестве выкупа за свою душу. После Вавилонского плена этот закон распространился на всех евреев, живших вне Палестины. Когда к власти над Израилем пришли цари, у евреев появился еще один вид подати: гражданская. Особенно высокими были налоги при царе Соломоне. Затем, когда над Израилем воцарился его сын Ровоам, иудеи попросили его уменьшить подати, в чем молодой царь им грубо отказал. Не получив желаемого от нового царя, иудеи разделили свою страну на два царства: Израиль и Иудею. После того как последняя была завоевана римлянами, евреи стали платить подати кесарю. Кроме того, появились подати с торговли, дорожная пошлина и множество других, что вызывало в народе постоянный ропот. Иисус Христос и Его ученики внушали верующим не противиться исполнению своих гражданских обязанностей: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Евангелие от Матфея, 22, 21). Сам Господь, беседуя с апостолом Петром, говорил, что Он как Божий Сын может не платить подати, но чтобы предупредить недоразумения, сотворил чудо: Он велел Петру идти на море и забросить удочку. Тот сделал так, как ему было сказано, и поймал рыбу, во рту у которой обнаружил четыре драхмы (статир), тогда он смог заплатить за Господа и за себя самого (Евангелие от Матфея, 17, 27).
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
1. В старину: сбор, налог с населения; налог, взимаемый победителем с побеждённого народа.
2. перен. Необходимая или невольная уступка.
* Дань традиции. Дань времени. Дань моде. *
♦ Приносить (отдавать) дань любви (уважению, дружбе и т.п.). Выразить любовь, уважение и т.п. в знак признания каких-н. качеств, поступков.
Топонимический словарь Республики Коми
д. в Корткеросском р-не. Расположена на лев. стороне р. Локчим. В 1859 г.—Даньская (Дань). На карте 1918 г.—Даньская. Названа по личному имени первого поселенца Даниила Забоева, который приехал сюда из д. Кочпон. В настоящее время в деревне преобладает фамилия Забоев.
Тезаурус русской деловой лексики
Энциклопедический словарь
натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с 9 в. В 11-16 вв. слово «дань» означало налог и феодальную ренту. В 13-15 вв. дань («выход») собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды.
Словарь Ожегова
ДАНЬ, и, ж.
1. В старину: подать с населения или налог, взимаемый победителем с побеждённых.
2. перен., чего. То должное, что нужно воздать кому-чемун. (книжн.). Принести д. уважения комун.
3. перен., чему. Вынужденная уступка чемун. Д. моде. Д. традиции.
• Отдать дань кому-чему оценить в полной мере. Нужно отдать дань его находчивости (он очень находчив).
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— термин древнерусского финансового права. Древнерусские летописные своды употребляют его прежде всего в смысле военной контрибуции, которую подвластные племена славянские платили своим победителям: на С — варягам, на Ю — хазарам. Данью облагали покоренные племена, славянские и неславянские, и первые русские князья. Как скоро выходцы-норманны превратились в оседлых русских князей, Д. потеряла значение контрибуции и стала податью, платимою населением государству. Старая Д., как контрибуция, платилась не с головы, а с плуга или с дыма, т. е. либо с известного количества пашни, либо со двора. В XI, XII и первой половине XIII вв. Д. была прямою податью. В XIII в. вследствие татарского разгрома Русь опять знакомится с Д. как военною контрибуцией, взимаемой теперь в пользу ханов Золотой Орды. Д. как подать и теперь, однако, не исчезла; она взималась вместе с Д. татарскою и таким образом как бы слилась с нею. С прекращением платежа Д. в Орду Д. — прямая подать снова получает самостоятельное значение. Новостью во время взимания татарской дани было так называемое «число», установившее размеры Д. в обязательном для князей окладе, именно по полугривне с сохи, а «в сохе числиша два мужи работники»; та же единица обложения действовала и при взимании Д.-прямой подати. К началу XVII в. Д., или данными деньгами, стали называть целую группу налогов, а именно, кроме древней прямой подати (Д. в собственном смысле — подати, некогда имевшие специальное происхождение и назначение: военное, как пищальные и емчужные деньги; военно-инженерное, как сбор за городовое и засечное дело; административное, как сбор за наместнич. корм и доход, казначеевы и дьячьи пошлины. Все Д. деньги собирались с одних и тех же окладных единиц, а с 20-х г. XVII в. — с одного и того же количества этих единиц. Входя в состав окладных государственных доходов, Д. нередко в XVII в. называется вообще сбором «с сошного письма» или «с живущих вытей», причем в местностях, впервые заселенных в XVII в., ее не заметно, как, напр., в местностях городов Севского и Белгородского полка. Д. вместе с оброком составляла одну группу доходов Московского государства, носившую особое название четвертных доходов и поступавшую в особые финансовые учреждения, так назыв. четверти (Галицкая, Устюжская, Владимирская, Костромская и Новгородская). К концу XVII в. в этой группе доходов все более и более выступают вперед оброчные деньги. Вообще Д. в финансовой истории Московского государства XVII в. не играет почти никакой роли. Наиболее типичным примером может служить таблица доходов с Нижнего Новгорода: в общей сумме доходов с города и уезда Д. занимает, если не принимать во внимание неокладных сборов, последнее место, именно: в 1614 г. Д. составляет всего лишь 3%, в 1619 г. — 1,1% и в 1620 г. — 1%. 5 сентября 1679 г. решено было все старые прямые подати данные, стрелецкие, ямские и полоняничные отставить «до валовых писцов» и брать вместо всех них по 1 р. 30 к. с двора в стрелецкий приказ. В 1681 г. эта временная подать под именем стрелецкой превратилась в постоянную, видоизменившись в окладе, и окончательно заменила собою всю категорию податей «с сошного письма» или «четвертных»; уцелели только оброчные подати да ямские и полоняничные, в течение всего XVII в. сохранявшие свою отдельность от исчезнувшей Д. В литературе до последнего времени преобладали довольно сбивчивые и неясные представления о Д. как прямой подати. Главным образом способствовали выяснению термина Д. труды П. H. Милюкова: «Госуд. хозяйство России в первой четверти XVIII в. и реформы Петра В.» и «Спорные вопросы финансовой истории Московского государства»; в первом труде указана литература вопроса.