Что такое дамба и для чего она нужна

Что такое дамба

Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть фото Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть картинку Что такое дамба и для чего она нужна. Картинка про Что такое дамба и для чего она нужна. Фото Что такое дамба и для чего она нужна

Дамбы могут устанавливаться, чтобы защитить определенную территорию от весеннего паводка и половодья. Чаще всего таким способом ограждаются сельскохозяйственные угодья и населенные пункты, которые расположены на берегу реки или моря. В портах дамбы устанавливают для защиты шлюза от течения и волн, чтобы морские суда имели возможность спокойно подходить, шлюзоваться и отходить от порта.

Отличие дамбы от плотины заключается в том, что плотина – это всегда напорное сооружение. Дамба может быть безнапорным сооружением или переменно напорным, когда это необходимо, например, при строительстве для ограждения территорий, расположенных ниже уровня моря.

Способ построения дамбы подразделяется на естественный и рукотворный. Естественные сооружения создаются случайно, когда поток воды делает затор, принося в одно место бревна, льдины. Кроме того, бобры, обитающие в реках, создают заводи, сооружая дамбы из сваленных деревьев или другого подручного материала.

Сооружения, созданные людьми, изготавливаются из камней, каменной кладки, земли, бетона, железобетона. Также может использоваться металл, дерево, искусственные материалы.

По срокам возведения дамбы различаются на постоянные и временные. Постоянные ограждения устанавливают в местах систематического подтопления, в портах. Временные – для проведения в русле реки строительных работ.

Постоянные гидротехнические сооружения выполняются особенно тщательно. Разработку плана проводят лучшие инженеры, иначе при малейшей ошибке вода затопит защищаемые районы. Водная стихия может нанести серьезные потери, поэтому дамбу устанавливают из мощных бетонных блоков.

Кроме того, в экстренных случаях, чтобы защитить населенные пункты от грядущего паводка или наводнения, делают дамбы, используя мешки с песком или щебнем.

Источник

Петербургская дамба простыми словами

Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть фото Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть картинку Что такое дамба и для чего она нужна. Картинка про Что такое дамба и для чего она нужна. Фото Что такое дамба и для чего она нужна

Предисловие: В свете последнего необычно сильного шторма на Балтике, грозившего затопить вторую столицу, публикую статью о защитных сооружениях Санкт-Петербурга, очень интересно.

Эта статья ответит на вопросы: Зачем нужна дамба Санкт-Петербургу? В чем главная причина наводнений в Питере? Как устроен комплекс защитных сооружений от наводнений.

Чтобы ответить на первый вопрос, начнем с истории наводнений в Санкт-Петербурге.

История нашего города непрерывно связана с историей наводнений. То что дельта Невы подвергается затоплениям, было известно еще шведам, которым принадлежала территория до основания Санкт-Петербурга. И первое наводнение случилось спустя 3 месяца после основания города.

С этого момента и началась история борьбы с наводнениями в Санкт-Петербурге. Первым делом было решено поднять уровень грунта на островах города, именно для этого всем прибывающим в город было предписано привозить с собой крупные камни. Великолепные высокие гранитные набережные нашего города не что иное, как дамбы. Но эта мера была не достаточной для решения проблемы затопления.

Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть фото Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть картинку Что такое дамба и для чего она нужна. Картинка про Что такое дамба и для чего она нужна. Фото Что такое дамба и для чего она нужна

Во времена правления Екатерины II, было построено два канала – Обводный и Екатерининский (сейчас канал Грибоедова), которые должны были вместить лишние воды Невы и помочь решить проблему наводнений. В те времена полагали, что наводнения происходят из-за ветра, который дует со стороны Финского залива в сторону дельты Невы и не дает водам реки вытекать в залив, признаться честно, и я так думала.

Оказывается это только одна из причин, не самая главная. Самые мощные и разрушительные наводнения бывают из-за нагонной волны, рождаемой циклонами в районе Исландии, там где теплое течение Гольстрим встречается холодными водами Арктики. Океан вспучивается, а сильный ветер начинает гнать эту волну в сторону Балтийского моря.

Подобным наводнениям подвержены многие прибрежные города Европы – Амстердам, Роттердам, Лондон, Гамбург и Санкт-Петербург и Венеция. Взглянуть на одно из голландских чудес света, возведенные в рамках проекта “Дельта” можно на сайте elligo.ru – все самое интересное о Нидерландах.

Механизм развития наводнения был впервые понят после крупнейшего наводнения 1824 года (420 см выше уровня Кронштадского футштока). По официальным данным утонуло 500 человек, но по неофициальным больше, многих утопленников вынесло в Финский залив и их тела не были найдены. Это было самое большое наводнение за всю историю наблюдений. Характерной чертой таких наводнений является быстрый подъем воды – максимальный уровень воды достигается в течение 2 часов.

Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть фото Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть картинку Что такое дамба и для чего она нужна. Картинка про Что такое дамба и для чего она нужна. Фото Что такое дамба и для чего она нужна

После этой катастрофы был разработан проект строительства дамбы инженером Базеном, однако проект был признан не осуществимым. Базен хотел построить приблизительно такую дамбу, какую мы видим сейчас. Дамба пересекает Финский залив через остров Котлин, на котором находится Кронштадт.

Далее схема расположения сооружений дамбы.

Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть фото Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть картинку Что такое дамба и для чего она нужна. Картинка про Что такое дамба и для чего она нужна. Фото Что такое дамба и для чего она нужна

Строительство дамбы было начато только в 1979 году, решение о проектировании защитных сооружений было принято после очередного катастрофического наводнения в 1955 году (293 см выше уровня Крондштадского футштока). Большевики замалчивали количество жертв. Официально погибло всего 7 человек. Наводнения происходят обычно в сентябре-декабре и сопровождаются штормовым ветром и дождем, вода в это время ледяная и если кого-то смоет в реку, то вероятность утопления в холодных водах Невы близка к 100%.

Для проектирования был построен гигантский макет дельты Невы и Финского залива в здании, которое сейчас известно, как магазин “Максидом” на Гражданском проспекте. Там при помощи насосов и вентиляторов моделировали течения и ветра, чтобы понять параметры строительства будущей дамбы. Этот уникальный макет был разрушен во время Перестройки, а можно было бы сделать музей и водить экскурсии.

Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, так именуется дамба официальным языком, имеет длину 25,4 км. На дамбе построено 6 водопропускных сооружений и 2 судопропускных сооружения. Финский залив в этом месте порядка 5 м в глубину. Строительных материалов затраченных на возведение дамбы хватило бы на 10 пирамид Хеопса.

Водопропускное сооружения Петербургской дамбы

Все водопропускные сооружения одинаковы, поэтому рассмотрим только одно из 6 существующих. Все помещения находятся под постоянным видеонаблюдением, поскольку объект имеет важное стратегическое значение, по дамбе проходят кабели связи и подачи электричества в Кронштадт, там же находится пульт управления затворами дамбы.

Водопропускные сооружения необходимы, чтобы выпускать воды Невы в Финский залив, позволять рыбе совершать привычную миграцию и сохранить, таким образом экологию района. Рыбалка на водопропускных сооружениях хороша, но запрещена. Рядом на дамбе рыбачить можно, нельзя только на водопропускных сооружениях.

Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть фото Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть картинку Что такое дамба и для чего она нужна. Картинка про Что такое дамба и для чего она нужна. Фото Что такое дамба и для чего она нужна

Сверху каждого водопропускного сооружения построен автомобильный мост. Опускание затворов в водопропускных сооружениях происходит при помощи гидравлики, управление полностью компьютеризировано. Давление в гидравлических шлангах достигает 16 атмосфер, в домашнем водопроводе только 4 атмосферы.

Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть фото Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть картинку Что такое дамба и для чего она нужна. Картинка про Что такое дамба и для чего она нужна. Фото Что такое дамба и для чего она нужна

Сам затвор – просто огромен и очень тяжел. Фиксация угрозы наводнения происходит на линии Хельсинки – Таллинн, для этих городов волна не опасна, при входе в узкий и мелкий Финский залив волна имеет тенденцию усиливаться. Петербург находится как бы в морском тупике о который нагонная волна и должна разбиться. С момента фиксации волны есть еще около 10 часов для принятия решения о закрытии дамбы.

Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть фото Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть картинку Что такое дамба и для чего она нужна. Картинка про Что такое дамба и для чего она нужна. Фото Что такое дамба и для чего она нужна

Удовольствие это не дешевое, агрегаты потребляют 19 МВт электроэнергии и к этому нужно прибавить ущерб от остановки судоходства, поэтому решение принимается специальной комиссией на самом высоком уровне, однако с другой стороны ущерб от затопления пятимиллионного мегаполиса может превысить затраты на закрытие дамбы в тысячи раз.

Судопропускное сооружение С2

Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть фото Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть картинку Что такое дамба и для чего она нужна. Картинка про Что такое дамба и для чего она нужна. Фото Что такое дамба и для чего она нужна

Судопропускное сооружение С2 предназначено для прохода средних судов с осадкой до 5, 5 метров. Сооружение включает в себя разводной мост и затвор. Затвор находится на дне. Мост поднимается горизонтально на 9 метров вверх.

Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть фото Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть картинку Что такое дамба и для чего она нужна. Картинка про Что такое дамба и для чего она нужна. Фото Что такое дамба и для чего она нужна

Мост не поднимали уже давно, поскольку в этом нет необходимости. Этот проход сделан на всякий случай, как запасной, все большие суда сейчас следуют через судопропускное сооружение С1.

Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть фото Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть картинку Что такое дамба и для чего она нужна. Картинка про Что такое дамба и для чего она нужна. Фото Что такое дамба и для чего она нужна

Вокруг дамбы много искусственных островов, на многих из них расположены форты Кронштадта, дальность стрельбы во времена строительства фортов была около 800 м, поэтому форты были построены через короткие промежутки и они с успехом выполнили свою роль, поскольку неприятель видя всю серьезность обороны, отменял свои планы по взятию Санкт-Петербурга.

Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть фото Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть картинку Что такое дамба и для чего она нужна. Картинка про Что такое дамба и для чего она нужна. Фото Что такое дамба и для чего она нужна

Кроме фортов, много заболоченных территорий. В камышах подрастает молодь рыб и садятся на отдых стаи перелетных птиц. Несмотря на близкое соседство с кольцевой автодорогой, птицы выбирают эти территории для промежуточной посадки, там не бывает охотников и браконьеров, поскольку им негде спрятаться, вся кольцевая автодорога находится под постоянным видеонаблюдением.

Судопропускное сооружение С1

Самый главный и технически-навороченный затвор у судопропуского сооружения С1. Кольцевая автодорога в этом месте ныряет под дно Финского залива, максимальная глубина автомобильного туннеля 28 метров, длина 1961 м.

За дорожной ситуацией в автомобильном туннеле следит целая бригада диспетчеров в очень современном пульте управления. На все внештатные ситуации разработано 26 сценариев возможных действий.

Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть фото Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть картинку Что такое дамба и для чего она нужна. Картинка про Что такое дамба и для чего она нужна. Фото Что такое дамба и для чего она нужна

Автомобильный туннель облицован жаропрочными керамическими плитами, они способны выдержать даже горящий бензовоз внутри, но очень хрупкие и не устойчивы к удару. В случае аварии, повлекшей за собой порчу одной или нескольких керамических плит, виновник аварии обязан возместить ущерб, а жаропрочные плиты стоят очень дорого.

Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть фото Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть картинку Что такое дамба и для чего она нужна. Картинка про Что такое дамба и для чего она нужна. Фото Что такое дамба и для чего она нужна

По сторонам от судового прохода лежат батопорты – плавучие гидротехнические затворы. На то, чтобы закрыть их нужно целых 45 минут.

Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть фото Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть картинку Что такое дамба и для чего она нужна. Картинка про Что такое дамба и для чего она нужна. Фото Что такое дамба и для чего она нужна

Закрытие и открытие осуществляется при помощи специальной железной дороги, затворы выталкивают в судовой проход, там они наполняются водой и тонут. В таком состоянии, морские ворота Санкт-Петербурга на прочном замке и готовы к встрече со стихией. А морские суда, в это время, отдыхают по обе стороны дамбы.

Для открытия, воду из батопортов откачивают, потом задвигают ворота обратно в сухой док, а рыба достается в качестве бонуса работникам дамбы. Все это устройство способно пробить ледяной покров высотой до 50 см.

Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть фото Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть картинку Что такое дамба и для чего она нужна. Картинка про Что такое дамба и для чего она нужна. Фото Что такое дамба и для чего она нужна

Суда следуют через судовой проход С1 очень часто, просто одно за другим, некоторые суда ожидают своей очереди в отдалении.

Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть фото Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть картинку Что такое дамба и для чего она нужна. Картинка про Что такое дамба и для чего она нужна. Фото Что такое дамба и для чего она нужна

Источник

Дамба

Да́мба – гидротехническое сооружение для временного удержания воды, разделения акваторий на функционально различные части, защиты частей акваторий от волнения, защиты территорий от затопления, направления потоков и др. целей.

Дамбы схожи с плотинами, однако в отличие от плотин могут и не быть подпорным сооружением (например, разделительные или оградительные дамбы в акваториях водохранилищ), могут воспринимать напор лишь время от времени (оградительные дамбы), и располагаться часто не поперёк, а вдоль потока (противопаводковые дамбы).

Дамбы, как и плотины, и каналы, появились ещё до нашей эры у древних цивилизаций Месопотамии и Египта. Особое значение они получили при строительстве системы каналов древних египтян, начатом еще в додинастическую эпоху (5000–3000 лет до н.э.), а законченном уже в эпоху Среднего царства (середина XXII – начало XVIII вв. до н.э.). В отличие от месопотамской системы каналов, имевшей прежде всего дренажное назначение, древнеегипетская система представляла собой бассейновую ирригационную систему, призванную как можно дольше сохранять воду на полях. Использовать такой тип ирригационной системы древних египтян побудил рельеф долины Нила. С помощью продольных и поперечных дамб и плотин долина была перегорожена на квадраты бóльших и мéньших размеров, так что по Египту, по словам Геродота, стало возможным передвигаться только по каналам.

По срокам эксплуатации дамбы делятся на постоянные и временные, сооружаемые в определённых обстоятельствах (например, из мешков с песком во время наводнений), а потом разбираемые.

Современные дамбы могут быть сооружены из различных материалов.

По основному материалу различают дамбы грунтовые (чаще всего), бетонные, деревянные (ряжевые, шпунтовые), фашинные (из пригруженных камнем связок прутьев), габионные (из загруженных камнем корзин определенной формы – раньше из ивовых прутьев, теперь из стальной оцинкованной проволоки).

По характеру взаимодействия с водной средой дамбы делятся на напорные и безнапорные.

Напорные дамбы возводятся для защиты от воды территорий, расположенных вдоль рек, морских берегов, каналов. Земляные напорные дамбы, наряду с плотинами и каналами, – древнейшие гидротехнические сооружения. При низких уровнях воды они воду не подпирают и напора воды не воспринимают. Тем не менее, они должны отвечать тем же требованиям водонепроницаемости, прочности и устойчивости, что и плотины.

Грунтовые напорные дамбы, ограждающие акваторию от суши (например, рисовые чеки) или, наоборот, территорию от воды (от затопления), называют дамбами обвалования.

Дамбы обвалования могут быть незатопляемыми (перелив воды через гребень недопустим в любых эксплуатационных условиях) и затопляемыми, обеспечивающими защиту обвалованной территории лишь в определённое время, при невысоких уровнях воды. Устройство затопляемых дамб сопряжено с необходимостью укрепления их откосов и гребня для предотвращения размыва и устройства в теле дамб водопропускных отверстий.

Если дамбы обвалования служат для защиты территорий от затопления паводковыми водами, их называют противопаводковыми. Противопаводковые дамбы в мире очень распространены; на реках Китая, исключительно опасных в смысле генерации наводнений, такие дамбы обычно устроены в три фронта, причем дамбы первого фронта – бетонные.

Вместе с тем защита от наводнений дамбами иногда приводит к прямо противоположному результату, что особенно ярко иллюстрирует наводнение на Кубани в июне 2002 г. Защитная дамба была прорвана в верхней (по течению) части и со своей обратной стороны стала играть роль подпорного сооружения: «защищаемая» ею территория была затоплена до отметки, на 2,5 м превышающей уровень воды в Краснодарском водохранилище, от которого дамба должна была бы защищать. Вода стала уходить с затопленной территории только тогда, когда в дамбе был сделан соответствующий проран.

Особый случай дамб обвалования – противонагонные дамбы. Их задача – защита прибрежных территорий от затопления при повышении уровня воды под действием ветра (ветрового нагона). Они могут располагаться на суше или же отчленять часть нагонного водоёма.

В наши дни одним из самых известных сооружений России, именуемых дамбой, является Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Следует, однако, указать, что называть его дамбой не совсем верно. Действительно, весьма протяжённые грунтовые дамбы входят в состав комплекса, но кроме них имеются ещё многочисленные и сложные водопропускные и судопропускные сооружения, автомобильные дороги, проходящие под судопропускными сооружениями в туннелях и многое другое. При значительных нагонах водо- и судопропускные сооружения закрыты, и дамбы комплекса, обычно безнапорные, становятся напорными.

Безнапорные дамбы возводят для разных целей:

Источник

Временные дамбы — устройство и особенности

Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть фото Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть картинку Что такое дамба и для чего она нужна. Картинка про Что такое дамба и для чего она нужна. Фото Что такое дамба и для чего она нужна

У этого термина существуют и другие значения, см. Дамба (значения).

Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть фото Что такое дамба и для чего она нужна. Смотреть картинку Что такое дамба и для чего она нужна. Картинка про Что такое дамба и для чего она нужна. Фото Что такое дамба и для чего она нужна

Да́мба (от нидерл. dam) — гидротехническое сооружение, представляющее собой грунтовую насыпь трапецеидального сечения для регулирования водных потоков, иногда для защиты от снежных лавин и т. п. Верхняя часть дамбы может использоваться для дорог и других коммуникаций.

Классификация дамб

По своему устройству дамбы делятся на напорные и безнапорные.

Напорные дамбы предназначены для противостояния напору воды. К ним применяются те же требования водонепроницаемости, прочности и устойчивости, что и к плотинам. Такие дамбы делятся на:

— дамбы обвалования — служат для защиты речных и морских прибрежных низменностей от затопления паводками, приливами, ветровыми нагонами и др.;

— защитные дамбы — для защиты акватории портов, шлюзовых каналов и других сооружений от волн, наносов, ледохода и др.;

— сопрягающие дамбы — требуются для сопряжения подпорных гидротехнических сооружений с берегами;

— перемычки — ограждают места строительства других гидротехнических сооружений;

— дамбы искусственных бассейнов — используются при прокладке русел каналов, а также при сооружении бассейнов электростанций различных типов, включая атомные (ГЭС, ГАЭС, ТЭС и АЭС).

Безнапорные дамбы (используются там, где нет риска высокого напора воды) подразделяются на:

— регулирующие — сооружаются для регулирования и выправления русел;

— почвозащитные — служат для уменьшения поверхностного стока и задержания грунта поймы, который сносится в результате ливневого стока;

— струенаправляющие — улучшают условия судоходства и работу водопропускных и водозаборных гидротехнических сооружений;

— транспортные — для прокладки дорог через поймы рек и заливы водохранилищ.

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (далее по тексту ТТК) — комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту — ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по укладке трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы.

Определен состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

— типовые чертежи;

— строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

— заводские инструкции и технические условия (ТУ);

— нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

— производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

— местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК — описание решений по организации и технологии производства работ по укладке трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

— снижение себестоимости работ;

— сокращение продолжительности строительства;

— обеспечение безопасности выполняемых работ;

— организации ритмичной работы;

— рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

— унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК, разрабатываются Проект производства работ (далее ППР) или как его обязательные составляющие Рабочие технологические карты (далее РТК) на выполнение отдельных видов работ по укладке трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

— рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

— проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

— корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

— пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

— оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы в III-й температурной зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по укладке трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:

— диаметр укладываемого трубопровода

Дамбы близ поселка Щетинкино

При добыче рассыпного золота распространен метод так называемого кучного выщелачивания (с орошением руды цианистым растровом), который требует наличия технологического водоема — пруда-отстойника. Он может ограждаться напорными защитными дамбами. По данным СМИ, дамбы на реке Сейбе, прорванные 19 октября 2019 года, ограждали технологический водоем такого рода. При этом, согласно сообщению Следственного комитета РФ, целью возведения дамб служил «отвод грунтовых вод».

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ при укладке трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы.

2.2. Работы по укладке трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы выполняются в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав работ, выполняемых при укладке трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы, входят:

— промер глубины разработанной траншеи под водой и у береговых урезов;

— перемещение плети трубопровода на расстояние до 100 м;

— укладка плети трубопровода через водоём с временной дамбы.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексной изоляционно-строительной колонной в составе: кран-трубоукладчик Komatsu D355C-з (максимальная грузоподъемность Q=92,0 т); полотенце мягкое монтажное (максимальная грузоподъемность Q=63,0 т); бульдозер Komatsu D355A (N =416 л.с.); бульдозер Б170М1.03ВР ( =4,28 м, h =1,31 м); сварочный генератор (Honda) EVROPOWER ЕР-200Х2 (однопостовый, Р=200 А, Н=230 В, m=90 кг).

Рис.1. Бульдозер Б170М1.03ВР

Рис.2. Бульдозер Komatsu D355A

Рис.3. Полотенце мягкое ПМ-14284

1 — коромысло; 2 — траверса; 3 — лента

Рис.4. Сварочный генератор

Рис.5. Кран-трубоукладчик Komatsu D355C-з и его грузовые характеристики

2.5. Для производства работ по укладке трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы применяются следующие строительные материалы: стальной канат =47,5 мм (вес 8430 кг/км), отвечающие требованиям ГОСТ 2688-80; сферическая заглушка; сварочные электроды Э-60А 4,0 мм по ГОСТ 9466-75.

2.6. Работы по укладке трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

— СП 48.13330.2011. «СНиП 12-01-2004 Организация строительства. Актуализированная редакция»;

— СП 126.13330.2012. Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84;

— Пособие к СНиП 3.01.03-84. Производство геодезических работ в строительстве;

— СП 36.13330.2012. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*;

— СП 86.13330.2014. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП III-42-80*;

— СТО Газпром 2-2.1-249-2008. Магистральные газопроводы;

— СТО Газпром 2-2.2-382-2009. Магистральные газопроводы. Правила производства и приемки работ при строительстве сухопутных участков газопроводов, в том числе в условиях Крайнего Севера;

— ВСН 012-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемки работ;

— СП 108-34-97. Сооружение подводных переходов;

— СП 106-34-96. Укладка газопроводов из труб, изолированных в заводских условиях;

— СП 34-112-97. Комплексная технология и организация;

— СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

— СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

— Правила Техники безопасности при строительстве магистральных трубопроводов. Москва, НЕДРА, 1982;

— ПБ 10-157-97. Правила устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков;

— РД 11-02-2006. Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

— РД 11-05-2007. Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства. Актуализированная редакция» до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение (ордер) на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения (ордера) запрещается.

3.2. До начала производства работ по укладке трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

— разработать РТК или ППР на укладку трубопровода на переходах через водные преграды с временной дамбы;

— решить основные вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением строительства;

— назначить лиц, ответственных за безопасное производство работ, а также их контроль и качество выполнения;

— обеспечить участок утвержденной к производству работ рабочей документацией;

— укомплектовать звено монтажников наружных трубопроводов, ознакомить их с технологией укладки трубопроводов с временной дамбы;

— провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

— разработать схемы и устроить временные подъездные пути для движения транспорта к месту производства работ;

— установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

— обеспечить рабочих ручными машинами, инструментами и средствами индивидуальной защиты;

— обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;

— обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ, устройство двусторонней дублированной связи с пунктом управления и между берегами;

— доставить в зону работ необходимые материалы, приспособления, инвентарь, инструменты и средства для безопасного производства работ;

— проверить сертификаты качества на инвентарные заглушки и сварочные электроды, паспорта на монтажные полотенца;

— провести испытание грузозахватных приспособлений;

— составить акт готовности объекта к производству работ;

— получить у технического надзора Заказчика разрешение на начало производства работ в соответствии с п.4.1.1.3 по форме Приложения 2, РД 08-296-99.

3.3. Общие указания

3.3.1. Укладка трубопроводов способом протаскивания по грунту получила в последние годы широкое распространение. Это обусловлено несколькими причинами:

— возможностью на весьма короткий срок ограничивать судоходство в районе производства работ;

— небольшой потребностью в такелажных и плавучих средствах;

— высокими темпами укладки;

— возможностью вести работы в течение круглого года и противостоять воздействию воды и ветровой нагрузки.

Однако следует отметить и некоторую специфику работ, связанных с укладкой трубопроводов на дно способом протаскивания, а именно:

— строительная площадка должна иметь значительные размеры;

— рельеф берега и подводной трассы должен быть плавным.

3.3.2. Практикой доказано, что наибольший экономический эффект этот способ дает при укладке труб диаметром не свыше 400 мм, обладающих достаточной гибкостью.

3.3.3. Технология производства работ по укладке трубопроводов способом протаскивания по грунту заключается в следующем. Собранный на берёгу трубопровод укладывают на спусковую дорожку (роликовые опоры, установленные на расстоянии 15-20 м); направление дорожки должно полностью совпадать с направлением трассы. Затем тяговым тросом, проложенным через водную преграду, с помощью тракторов или лебедок трубопровод протаскивают по дну.

3.3.4. Расстояние между роликовыми опорами принимается по проекту, что позволяет предупредить повреждение изоляции. Необходимо, чтобы ролики были покрыты резиной.

3.3.5. В головной части трубопровода ставятся заглушка, закрывающая трубопровод с торца. Заглушку необходимо несколько заострить, чтобы она легче проходила по грунту. Вблизи нее приваривают скобу для застроповки тягового троса.

3.3.6. При подходе к воде спусковой дорожке придают сильный уклон. Вагонетки откатывают в сторону. В это время трубопровод перемещают на береговые роликовые опоры. Возникают неизбежные прогибы, которые, однако, не должны превышать предельного радиуса изгиба. Трубопровод не заливают водой, чтобы обеспечить нормальные тяговые усилия при буксировке его по грунту. В целях уменьшения трения о грунт трубопроводу придают незначительную отрицательную плавучесть (до 10-12 кг на 1 м). В данном случае уменьшение трения достигается с помощью балласта или специальных поплавков, прикреплением футеровки, предохраняющей изоляцию от повреждения. Нижнюю часть (под трубопроводом) футеровки делают сплошной, а боковую и верхнюю — прерывистой.

3.3.7. Если самотечная линия имеет значительную длину, а прибрежная полоса — малые размеры, не позволяющие смонтировать спусковую дорожку, которая была бы равна длине подводной траншеи, то допускается протаскивание трубопровода со сварными стыками. В этих случаях его расчленяют на несколько секций. Сначала протаскивают первую из них, а когда конец ее достигнет точки, отстающей от урезных роликов на 1 м, погружают вторую секцию, соединяя ее передний конец с первой. Затем производят сварку стыка с последующим одеванием муфты и изоляцией. Вслед за этим протаскивают последовательно и другие секции, пока весь трубопровод не будет уложен на место. Если в районе производства работ наблюдаются сильные течения, то этот способ применять не следует, так как неизбежные перерывы в выполнении операции, связанной с протаскиванием трубопровода по дну, приведут к тому, что под воздействием течения будет заилена траншея или уложенная часть окажется под донными наносами.

3.3.8. Прокладка подводных переходов должна предусматриваться с заглублением в дно пересекаемых водных преград. Величина заглубления устанавливается с учетом возможных деформаций русла и перспективных дноуглубительных работ.

3.3.9. Проектная отметка верха забалластированного газопровода при проектировании подводных переходов должна быть на 0,5 м ниже прогнозируемого предельного профиля размыва русла реки, определяемого на основании инженерных изысканий, с учетом возможных деформаций русла в течение 25 лет после окончания строительства перехода, но не менее 1,0 м от естественных отметок дна водоема.

3.3.10. На обоих берегах судоходных и лесосплавных рек и каналов при пересечении их газопроводами должны предусматриваться сигнальные знаки.

3.4. Подготовительные работы

3.4.1. До начала производства работ по укладке трубопровода в подводную траншею (в границах подводно-технических работ), методом протаскивания по дну водоема должны быть выполнены предусмотренные ТТК подготовительные работы, в т.ч.:

— отрыта подводная траншея в русле и на береговых участках;

— произведена футеровка трубопровода;

— произведена балластировка укладываемой плети трубопровода;

— на концы рабочей плети приварена сферическая заглушка;

— подготовлена временная дамба;

— выполнены промеры глубин дна траншеи.

3.4.2. Выполненные работы по разработке подводной траншеи и береговых участков должны быть подтверждены представителем технического надзора Заказчика путем подписания Акта на приемку готовой траншеи для укладки трубопровода, по Форме N 3.7 ВСН 012-88, Часть II с приложением Ведомость проектных и фактических отметок дна траншеи по оси нитки перехода трубопровода через водную преграду перед протаскиванием.

3.4.3. Выполненные работы по футеровке и балластировке рабочей плети трубопровода должны быть подтверждены представителем технического надзора Заказчика Актами освидетельствования скрытых работ, в соответствии с Приложением 3, РД 11-02-2006, а данные о футеровке и балластировке трубопровода занесены в Журнал поэтапной приемки подводного перехода под укладку, по Форме 2.27 ВСН 012-88, Часть II.

3.4.4. На передний и задний конец сваренной рабочей плети наваривают специальные конусообразные заглушки, являющиеся оголовками плети.

3.4.5. Ширина дамбы должна быть не менее 8 м и отметка верха дамбы — на 0,5-1,0 м выше уровня воды. Для стока воды в основании дамбы укладывают унифицированные, типовые, водопропускные трубы, сечение которых определяют расчетом, в зависимости от их гидравлических характеристик. Выполненные работы по устройству временной дамбы должны быть подтверждены представителем технического надзора Заказчика Актами освидетельствования скрытых работ, в соответствии с Приложением 3, РД 11-02-2006.

3.4.6. Перед укладкой трубопровода в траншею в русловой части перехода Подрядчик совместно с представителями Заказчика эхолотом производит контрольные промеры дна траншеи по оси нитки перехода на предмет выявления отступлений от их проектного профиля.

Если черные отметки выше указанных в проекте, то глубину траншеи следует увеличить до отметок укладки трубопровода, указанных в проекте.

Если черные отметки ниже проектных, то трубопровод должен быть заглублен на величину, указанную в проекте, с пересчетом прежних проектных отметок заложения трубопровода.

В случае обнаружения отклонений комиссия, состоящая из представителей Заказчика, Подрядчика и проектной организации, составляет акт для последующего пересмотра и уточнения проектных решений и стоимости работ.

Выполненные работы по промеру глубин траншеи должны быть подтверждены представителем технического надзора Заказчика выдачей Разрешения на укладку трубопровода через водную преграду протаскиванием по Форме N 2.28 ВСН 012-88, Часть II с приложением Ведомости проектных и фактических отметок промеров глубин дна траншеи по оси нитки перехода трубопровода через водяную преграду перед протаскиванием.

3.4.7. Завершение подготовительных работ фиксируют в Общем журнале работ (Рекомендуемая форма приведена в РД 11-05-2007) и должно быть принято по Акту о выполнении мероприятий по безопасности труда, оформленного согласно Приложению И, СНиП 12-03-2001.

3.5. Укладка рабочей плети трубопровода

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *